МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
УДК 378.1
Е.М. Катаева
магистрант, 2 курс, институт педагогики и психологии Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург, Российская Федерация
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
В настоящей статье дается анализ роли интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза, а также формировании профессиональных и личностных качеств студентов. Дается краткая характеристика основных интерактивных методов.
Ключевые слова
Интерактивные методы обучения, мозговой штурм, направляемая дискуссия, моделирование, деловые
игры, метод контрпримеров.
На современном этапе развития российского образования остро стоит проблема создания образовательной среды, направленной на всестороннее развитие конкурентоспособной личности, способной постоянно самосовершенствоваться. Для этого необходимо создание соответствующих условий перехода студента к практической деятельности, как логического продолжения приобретения им знаний, умений и навыков. Данным целям в немалой степени способствует использование интерактивных методов обучения.
По мнению В.Г. Рындак, особенность интерактивных методов состоит в том, что они задействуют не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, то есть включают в процесс обучения «целостного человека», а также помогают избежать однообразия в преподавании и пробуждают интерес к дисциплине [4].
Постоянный поиск преподавателем новых нестандартных подходов к обучению студентов, обуславливает эффективность применения интерактивных методов обучения.
К специфике интерактивных методов обучения можно отнести инициативность обучающихся в ходе получения знаний; осуществление образовательной деятельности посредством групповых и индивидуальных занятий; сотрудничество студентов и преподавателей на всех этапах процесса обучения; максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности.
Многообразие стоящих перед педагогом задач по формированию профессиональных и личностных качеств студента обуславливает широкое разнообразие используемых на практике интерактивных методов обучения.
Одним из наиболее распространенных интерактивных методов обучения является мозговой штурм. Его целью является выдвижение различных вариантов решения проблемы, рассмотрение ее с разных сторон. Эффективность этого метода, по мнению Н.А. Моревой, обеспечивается большим количеством выдвинутых идей (до 40-60). Основным в реализации данного метода является прием инверсии - обратного преобразования, или поиска решения в обратном направлении [3].
Интерактивный метод направляемой дискуссии, используется при необходимости привлечения внимания студентов к конкретной проблеме. При этом заранее планируются вопросы, на которые будут даваться ответы в ходе дискуссии, а студены, распределенные на группы, готовят аргументированные ответы по обсуждаемой проблеме с заранее заданных позиций, которые могут и не соответствовать их собственным мнениям. Посредством использования данного метода развивается логическое мышление студентов, а также их ораторские навыки.
На сегодняшний момент актуальным является метод комплексно-аналитического моделирования. При его использовании исследуемый объект или процесс визуализируется в виде абстрактной схемы. Используя модель можно изменять задаваемые параметры произвольным образом, анализируя те изменения, которые произойдут с реальным рассматриваемым объектом. Использование данного метода направлено на увеличение эффективности профессиональной деятельности и сокращение ошибок в процессе ее реализации [5].
Н.Л. Максимова особое место в системе интерактивных методов образования отводит деловым играм, то есть обучению посредством действия. Благодаря им у студентов формируется умение доказывать и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
2410-6070
обосновывать свои суждения и действия [2].
Деловые игры многообразны по содержанию, формам проведения, субъектному составу и т.д. Так, например, блиц-игры не требуют предварительной подготовки и тренируют навыки принятия решений в экстремальных ситуациях, а с предварительной подготовкой формируют навыки планирования и системного анализа первоначальных данных.
Наряду с вышеописанными методами широко применяются тренинги, то есть обучение с основным упором на практическую отработку изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Характерной особенностью данного метода является сочетание индивидуальной работы студена по проблеме и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы, что, в свою очередь, способствует определению межпредметных связей.
В целях стимулирования поиска решения новых проблем, открытия новых для субъекта знаний используется метод контрпримера, позволяющий быстро распознать информацию с точки зрения её истинности и ложности, проанализировать её, отобрать и использовать. Чтобы доказать обучающимся эффективность контрпримеров, необходимо убедить их в том, что для доказательства ложности утверждения достаточно построить только один контрпример. На начальной стадии использования этого метода преподаватель должен достаточно обстоятельно показать примеры создания контрпримеров, но в дальнейшем это должно стать делом самих обучающихся [1].
Таким образом, применение на практике различных интерактивных методов обучения способствуют формированию навыков совместной и индивидуальной конструктивной исследовательской работы студента, проявлению творческих возможностей, совершенствованию личностных и профессиональных качеств. Список использованной литературы:
1. Валеева М.А. Использование интерактивных методов обучения студентов в образовательной среде вуза // Философия образования. - Новосибирск, 2010. — № 2 (31). - С. 75 - 82.
2. Максимова Н.Л., Афанасьева И.М. Деловые игры в системе преподавания медико-экологических дисциплин в архитектурно-строительном университете Нижнего Новгорода / Н.Л. Максимова, И.М. Афанасьева. // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1.
3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
4. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В.Власюк и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. -М.: Высшая школа, 2006.
5. Стопников С О. Моделирование с точки зрения профессионального образования / С.О. Стопников // Высокие технологии в педагогическом процессе. Тезисы докладов VI. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. Том 1.
© Кашаева Е.М., 2015
УДК 65.01
А.А. Киселев, к.п.н, профессор В.И. Фираго, к.э.н, доцент Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация
Вопросы реформирования отечественных вузов постоянно находятся в поле зрения всего общества,
225