Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
612
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ГОСУДАРСТВО / ПАНДЕМИЯ / ПРОЕКТ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кочубей Е.И.

В статье сформулированы основные проблемы туризма в России в целом. Туризм - очень благоприятная, прогрессивная сфера жизнедеятельности человека. Даже самые скептически настроенные эксперты не могут не признать преимущества развития данной отрасли, способной стать одной из ключевых сфер для любой страны. Некоторые развитые в этом отношении государства получают доходы от въездного туризма, сопоставимые с выручкой от продажи сырья. В результате исследования определен комплекс мер и действий, направленных на эффективное решение поставленных задач преодоления кризисных явлений туристической отрасли в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кочубей Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

The main problems of tourism in Russia as a whole are formulated in the article. Tourism is a very favorable, progressive sphere of human activity. Even the most skeptical experts cannot but recognize the advantages of developing this industry, which can become one of the key areas for any country. Some developed Countries in this regard receive income from inbound tourism, comparable to the proceeds from the sale of raw materials. As a result of the study, a set of measures and actions aimed at effectively solving the tasks of overcoming the crisis phenomena of the tourism industry in the conditions of a pandemic has been determined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСИИ»

- Экономические науки -

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСИИ Е.И. Кочубей, канд. филос. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-2-26-29

Аннотация. В статье сформулированы основные проблемы туризма в России в целом. Туризм - очень благоприятная, прогрессивная сфера жизнедеятельности человека. Даже самые скептически настроенные эксперты не могут не признать преимущества развития данной отрасли, способной стать одной из ключевых сфер для любой страны. Некоторые развитые в этом отношении государства получают доходы от въездного туризма, сопоставимые с выручкой от продажи сырья. В результате исследования определен комплекс мер и действий, направленных на эффективное решение поставленных задач преодоления кризисных явлений туристической отрасли в условиях пандемии.

Ключевые слова: туристическая отрасль, индустрия гостеприимства, туристический продукт, государство, пандемия, проект, развитие.

Туризм - это выгодный бизнес, потому что путешествовать довольно легко, а его стоимость сравнительно невысока по сравнению с другими прибыльными отраслями экономики. Индустрия гостеприимства способна решать и успешно выполнять многие задачи, в том числе социальные.

Происходящие события в условиях объявленной пандемии позволили оценить степень важности туризма в мировой экономике. Население многих стран оценило важность туризма для сохранения качества жизни и социально-экономического развития.

Введение ограничений нанесло ущерб, как гостиничному бизнесу, так и общественному питанию. Страны потеряли доход от внешнего туризма, который пополнял бюджет, что негативно сказалось на их экономической безопасности.

За 2020 год Россию посетило 9,6 млн. чел иностранцев, в том числе с целью ту-

ризма - 336 тыс. чел. В целом прибытие иностранных граждан за 2020 год уменьшилось на 67,5%, а с целью туризма - на 93%.

Важную роль в восстановлении отрасли играет внутренний туризм, за счет развития которого возможно получение прибыли и повышение занятости населения. В России многие туристы за счет введенных ограничений на выезд переключились с внешнего туризма на отечественный отдых.

Так, по данным Ростуризма, за летний сезон 2020 года юг России посетили более 10 млн. человек. Наиболее популярными направлениям были Краснодарский (6,2 млн. чел.) и Ставропольский край (0,5 млн. чел.) [1]. Рассмотрим на рисунке 1 динамику реализации турпакетов населению Российской Федерации.

Экономические науки

Внутренний туризм Выездной туризм ■ Въездной туризм

Рис. 1. Число реализованных населению турпакетов за 2015-2020 гг., тыс. [2]

Анализ туристической индустрии Российской Федерации показал, что отрасль имеет большие возможности влиять на будущее экономического и социального развития страны. По данным Ростуризма туристическая отрасль потеряла 1,3 млрд. руб. и 50 тысяч сотрудников потеряли работу.

Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы в ближайшие десять лет стать одной из ведущих стран мира в сфере туризма.

Страна представляет собой наиболее перспективный туристический рынок, позволяет решить проблемы эффективности инвестирования, развития отраслей, прямо или косвенно связанные с индустрией туризма. Зарубежные эксперты советуют строить стратегию развития российской экономики на сырьевом экспорте.

Туризм может и должен стать одной из основных статей пополнения бюджета государства.

В следующем десятилетии России может стать одной из ведущих стран в сфере путешествий, так как она имеет:

- уникальные природные достопримечательности;

- богатую историю и огромное культурное наследие;

- свободные рыночные ниши в индустрии гостеприимства.

Но, тем не менее, проблемы развития туристической сферы очевидны. Визовый режим в нашей стране не соответствует имиджу гостеприимного государства для туристов. Природные и рекреационные ресурсы, являются неотъемлемой частью, одним из важнейших компонентов туристического продукта, который находится под реальной угрозой.

Проблемы во многом связаны с особенностями российского менталитета и образом жизни. Например, для строительства современных курортов, отвечающих всем последним требованиям, необходима огромная территория, сотни и даже тысячи гектаров земли. Таких участков практически нет: ни на Азовском побережье, ни на Байкале, не говоря уже о районе Черного моря.

Главной проблемой на сегодня выступает повышение конкурентоспособности российского туристического продукта. С ростом уровня жизни россиян (в первую очередь среднего класса) становится оче-

- Экономические науки -

видным, что выгоднее и комфортнее отдыхать за границей.

На сегодня туризм - это путешествие не ради поездки, а ради отпуска. В России отдыхать довольно дорого, так как цены в первую очередь существенно растут на услуги, которые контролируются государством (железная дорога, гостиницы, билеты в музеи).

Для того чтобы получить максимальную отдачу от туристической отрасли, необходимо решить множество задач при этом необходимо участие государства. Для решения проблем в туризме и развития нового видения отрасли необходимо удовлетворить следующие требования:

1) на государственном уровне необходимо придать сфере туризма приоритетный статус;

2) бизнесмены индустрии туризма должны соотносить свои интересы с потребностями людей, культурой и окружающей средой;

3) все участники должны разделять цели долгосрочного роста и процветания туристической отрасли.

Для развития сферы гостеприимства можно сформулировать следующие рекомендации, определяющие политику отечественного туризма:

- разработать и внедрить новую программу развития отрасли, так как существующие не оправдали себя и не принесли желаемых результатов;

- рационально финансировать отрасль и наделить Федеральное агентство по туризму полномочиями возглавить кампанию по маркетингу и развитию туристического продукта;

- осуществлять стратегическое развитие и инвестирование в продвижение бренда «Россия», продвижение на рынок посредством конкурентного маркетинга и рекламной кампании как внутри страны, так и за рубежом.

Внешняя политика страны, ориентированная на туризм и создание бренда возможно только после того, как туризм в стране станет достаточно сильным, этого необходимо:

- ускорить создание особых экономических зон для развития туризма;

- уменьшить бюрократические процедуры, с которыми сталкиваются приезжающие в нашу страну;

- способствовать притоку инвестиций в туризм путем создания системы «Через одно окно»;

- реформировать финансовую систему и осуществить введение новой фискальной политики, стимулирующей инвестиции в туризм.

К тому же для нашего государства туризм не является приоритетом, чтобы что-то кардинально изменить в областях, не являющихся ведущими в экономики страны, необходимо:

- ускорить выполнение программы модернизации аэропортов, железных дорог и портов для поддержания развития туристической отрасли в регионах;

- усилить работу по подготовке профессиональных кадров;

- провести диверсификацию российского продукта и рынка туризма для поддержания его устойчивого развития и снижения сезонности;

- развивать такие продукты, как инсен-тив-туры, речные и морские круизы, культурные и другие городские мероприятия, спортивный и приключенческий туризм.

В настоящее время меры, введенные государством для поддержки туристического бизнеса в условиях пандемии, оказались востребованными. Вместе с тем, за счет ограничений в условиях пандемии, представители туристического бизнеса отмечают некоторые позитивные изменения.

Положительным выступает внедрение нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» сроком на 2021-2030 гг. с бюджетом 629 млрд. руб. В 2020 году была принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года. В разработанной стратегии предусмотрены мероприятия и ряд ключевых показателей, которые в дальнейшем были включены в национальный проект. Проектный подход в развитии туристической отрасли, утвержденная сумма финансирование проектов, контроль и качество их реализации, а так же задействованный кадровый потенциал в дальнейшем позво-

Экономические науки -

лят обеспечить устойчивое развитие от- сторону может измениться ситуация в рос-расли. сийском туризме. Тем не менее, следует

Подводя итоги исследования, можно признать, что потенциал нашей страны в сказать, что пока еще рано судить, в какую этой отрасли огромен.

Библиографический список

1. Анализ рынка туристических услуг России. Общие тенденции развития рынка в 2020 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://academyopen.ru/journal/522

2. Российский туризм после пандемии и перспективы восстановления турбизнеса. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskiy-turizm-posle-pandemii-perspektivy-vosstanovleniya-turbiznesa/

MODERN PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA E.I. Kochubey, Candidate of Philosophy Sciences

Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. The main problems of tourism in Russia as a whole are formulated in the article. Tourism is a very favorable, progressive sphere of human activity. Even the most skeptical experts cannot but recognize the advantages of developing this industry, which can become one of the key areas for any country. Some developed Countries in this regard receive income from inbound tourism, comparable to the proceeds from the sale of raw materials. As a result of the study, a set of measures and actions aimed at effectively solving the tasks of overcoming the crisis phenomena of the tourism industry in the conditions of a pandemic has been determined.

Keywords: tourism industry, tourist market, tourist product, state, pandemic, project, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.