Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / АРЕНДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ЛИЗИНГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самакаева М.Д., Ковалева И.Н., Конобеева А.Б.

Рассматриваются проблемы развития лизинговых отношений в России и за рубежом, в том числе в условиях кризисной экономики. Представлен анализ и современные тенденции их развития, даны практические рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию. Выделены актуальные направления совершенствования лизинговых отношений, повышения эффективности социально-экономических отношений и бизнеса, что особенно актуально в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEASING RELATIONS IN A CRISIS ECONOMY

Problems of development of leasing relations in Russia and abroad, including in conditions of crisis economy are considered, analysis and modern trends of their development are presented, practical recommendations for its further improvement are given. Topical directions of improving leasing relations, improving the efficiency of socio-economic relations and business were highlighted, which is especially relevant in the context of the crisis.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 334.021

doi:10.52210/2224669X_2022_1_154

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

М.Д. Самакаева, И.Н. Ковалева, А.Б. Конобеева

Аннотация. Рассматриваются проблемы развития лизинговых отношений в России и за рубежом, в том числе в условиях кризисной экономики. Представлен анализ и современные тенденции их развития, даны практические рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию. Выделены актуальные направления совершенствования лизинговых отношений, повышения эффективности социально-экономических отношений и бизнеса, что особенно актуально в условиях кризиса.

Ключевые слова: лизинг, аренда, модернизация, основные средства, технологии, инвестиции, кризис, экономика, инновации, модернизация, лизинговые механизмы, оперативный лизинг, финансовый лизинг, кредит

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEASING RELATIONS IN A CRISIS ECONOMY

M.D. Samakaeva, I.N. Kovaleva, A.B. Konobeeva

Abstract. Problems of development of leasing relations in Russia and abroad, including in conditions of crisis economy are considered, analysis and modern trends of their development are presented, practical recommendations for its further improvement are given. Topical directions of improving leasing relations, improving the efficiency of socio-economic relations and business were highlighted, which is especially relevant in the context of the crisis.

Keywords: leasing, lease, modernization, fixed assets, technologies, investments, crisis, economy, innovation, modernization, leasing mechanisms, operational leasing, financial leasing, credit

Современная экономика России нуждается в модернизации реального сектора, особенно это актуально в связи с «экологической повесткой», которая позиционируется развитыми странами как внедрение в процесс производства энергосберегающих и «зеленых» технологий, снижающих выбросы в атмосферу и загрязнение окружающей среды.

Следует выделить, что форма лизинга дает возможность предприятию, у которого нет средств на модернизацию, получить их, ведь банк неохотно предоставляет кредит, так как не имеет достаточных

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участникам: одна сторона получает кредит, который выплачивается поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления лизингового платежа.

Современные банки, как и крупные производители и поставщики машин, оборудования, стали обращать внимание на возможности использования в России известного во всем мире высокоэффективного финансового инструмента - лизинга - комплекса экономических и правовых отношений, которые формируются на основе договора лизинга и приобретения предмета лизинга в собственность и последующей его сдачей во временное пользование.

Проблемы лизинга в разных странах имеют свои специфические особенности.

В России этими вопросами занимались следующие авторы: НА. Адамов, ВН. Алексеев, П.Н. Брусов, В.П. Бычков, В.Д. Газман, Р.К. Горшков, Е.П. Грушевая, В.А. Дикарева, А.И. Добрынин, Е.В. Ка-батова, В.В. Ковалев, Т.В. Коновалова, Р. Коршунов, В.В. Коссов, Д.В. Кузнецова, И.Г. Кукукина М.И. Лещенко, И.В. Липсиц, Т.Б. Мал-кова, Е.О. Мельцас, С.Л. Надирян, С.В. Ненастин, Н.П. Орехова, Ю.М. Осипов, Е. Проценко, Е.М. Рогова, Г.В. Савицкая, А. Сарае-ва, З. Советкина, Л.С. Тарасевич, Т.В. Филатова, Т.Г. Философова, Е. Чекмарева, Н.Н. Шарков, Х.И. Шпиттлер, А.Т. Юсупова и др.

Актуальность данной темы заключается в необходимости разработки практических рекомендаций по повышению эффективности лизинговых операций российских компаний в условиях кризисной экономики.

Цель исследования - выявить ключевые проблемы и подходы к модернизации российских предприятий путем разработки рекомендаций по повышению эффективности лизинговых механизмов в РФ.

Методологической основой исследования стал системный анализ, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между наиболее значимыми тенденциями управления основными средствами российских предприятий и условиями функционирования лизинговых взаимоотношений, как на российском, так и зарубежном рынках.

Таким обрахом, в научных исследованиях можно наблюдать появление множества теорий и концепций, давно использующихся на Западе как эффективный инструмент обновления основных средств предприятий в реальном секторе экономики, который продолжает формироваться, но в силу кризиса, пандемии, экономико-социальных, правовых и санкционных проблем развивается не столь интенсивно, как хотелось бы для решения актуальных проблем бизнеса.

Положительная динамика и высокие темпы роста, объем рынка лизинга России по-прежнему сопоставим разве что с Бразилией, так как на первом месте находится Европа, а на втором США.

В Европе основной частью активов, передаваемых в лизинг, является автотранспорт - 50 %, прочие категории составляют 34 %. недвижимость - 16 %. Сегодня порядка 70 % автомобилей в Европе приобретается в лизинг, тогда как в России эта цифра колеблется на уровне 2-4 %. Такое фактическое игнорирование российским бизнесом услуги лизинга вообще и лизинга автотранспорта в частности ярко демонстрирует недостаточное использование его как инструмента финансирования. Как следствие, его долю в инвестициях можно оценить как сравнительно низкую.

Показательно, что если в Европе доля лизинга в инвестициях в основные средства на сегодняшний день варьируется в размерах 15-17 %, то в России этот показатель все еще не превышает и 9 % [3].

Договор финансовой аренды (лизинга) является новым для российского правопорядка институтом, впервые включенным в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) [1] как один из видов арендных договоров.

Правовой термин «лизинг» происходит от английского leasing. то есть tolease - «аренда» или «сдать в аренду» (имеется в виду имущество).

В гражданском праве зарубежных стран лизинг рассматривается либо как отдельное сложное трехстороннее правоотношение, либо как разновидность таких гражданско-правовых институтов, как аренда, купля-продажа в рассрочку, кредит. Опираясь на международные унифицированные конвенции, российское право определило лизинг как разновидность аренды [1].

Теоретические проблемы лизинга в РФ часто связаны с отсутствием общепринятой терминологии в области лизинга и лизин-

говых отношений (особенно международного). Санкции особенно сильно снижают процесс его развития в российской практике. Даже введение в действие Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» [2] и его последующие изменения, как показывает практика, не решили данных проблем.

Лизинг определяют как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга [6]. Закон также дает определение и таким понятиям, как договор лизинга (в соответствии с гл. 34 Гражданского кодекса РФ) [1], лизинговая деятельность.

Современные лизинговые взаимоотношения часто образуют сложную динамическую систему, элементы которой составляют несколько уровней, взаимосвязаны и взаимозависимы. На схемы организации лизинга влияет большое количество факторов внешней среды, в том числе макроэкономической, наличие конкуренции на рынке [4].

В соответствии с российским законодательством назначение имущества - предмета лизинга - заключается в его использовании исключительно для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и обособленные природные объекты [7].

Конкретные виды имущества, которое может сдаваться в лизинг, в законодательстве не оговорены. В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности [7].

Предметы лизинга можно объединить в две большие группы: недвижимое и движимое имущество, которые закреплены в вещном праве ГК РФ. Законом предусматривается возможность осуществления лизинговой деятельности на территории РФ лизинговой компании - нерезидента РФ - иностранного юридического лица.

Таким образом, можно выделить следующую классификацию лизинга, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Классификация лизинга

Принцип и классификация Выделяемые виды лизинга

Общие характеристики договора 1. Финансовый лизинг. 2. Оперативный лизинг

Срок договора 1. Краткосрочный лизинг. 2. Среднесрочный лизинг. 3. Долгосрочный лизинг

Сумма договора 1. Многомиллионный лизинг. 2. Промежуточный лизинг. 3. Рыночный лизинг

Форма взаимодействия и состав участников 1. Прямой лизинг. 2. Косвенный лизинг. 3. Возвратный лизинг. 4. Сублизинг. 5. Лизинг поставщику

Распределение обязанностей по обслуживанию 1. Чистый лизинг. 2. «Мокрый» лизинг: - с частичным обслуживанием; - с полным обслуживанием

Территориальное расположение участников 1. Внутренний лизинг. 2. Международный лизинг. 3.Транзитный лизинг

Мобильность объекта 1. Движимый лизинг: - лизинг транспорта. 2. Недвижимый лизинг

Схема финансирования 1. Простой лизинг. 2. Лизинг с привлечение средств

Начисление амортизации 1. Лизинг с полной амортизацией. 2. Лизинг с частичной амортизацией

Условия прекращения 1. Лизинг без права продления. 2. Лизинг с правом продления. 3. Непрерывный лизинг. 4. Лизинг с правом выкупа. 5. Лизинг с обязательным выкупом

Равномерность платежа 1. Лизинг с равномерными платежами. 2. Лизинг с возрастающими платежами. 3. Лизинг с убывающими платежами

Форма платежа 1. Лизинг с денежными платежами. 2. Лизинг с компенсационными платежами. 3. Лизинг со смешанными платежами

Данный перечень является далеко не полным и носит весьма условный характер, поскольку многие конкретные виды лизинга сочетают в себе черты различных типов. Знание перечисленных классификаций важно для обеспечения эффективности лизингового механизма [7]. Лизинг (долгосрочная финансовая аренда) представляет собой сделку, в ходе которой объект лизинга выдается получателю в долгосрочную оплачиваемую аренду с возможностью последующего выкупа.

В настоящее время возможность получения лизинга есть не только у юридических, но и у физических лиц, но следует отметить, что общая схема для них получения лизинга остается одинаковой. Преимущества лизинга для юридических лиц перед обычным кредитом показано на рисунке 1.

После подписания договора предмет лизинга переходит в пользование физического или юридического лица. При этом главным здесь является слово «пользование». Все расходы на текущее обслуживание предмета лизинга часто берет на себя лизингодатель (рисунок 1), а по факту их оплачивает лизингополучатель, так как затраты включаются в его регулярные платежи.

Чаще всего лизинговые платежи меньше, чем выплаты по обычному банковскому кредиту. Их уменьшение становится возможным благодаря вычету так называемой остаточной стоимости.

Рисунок 1. Преимущества лизинга для юридических лиц перед

обычным кредитом

Под остаточной стоимостью понимается выкупная цена объекта лизинга, которую нужно будет заплатить лизингополучателю в завершение срока действия договора лизинга для получения его в свою собственность. При желании он может и не осуществлять выкуп предмета лизинга. Данный порядок обсуждается отдельно и утверждается договором.

Следует отметить, что в большей степени на размер платежей влияет отсутствие/наличие первоначального взноса и его величина. Чем больше получатель лизинга заплатит в начале, тем меньше денег ему придется перечислять каждый месяц.

К преимуществам лизинга можно отнести следующее:

1. Собственником объекта остается лизинговая компания, благодаря чему юридическое или физическое лицо освобождается от мероприятий, связанных с регистрацией и ведением объекта хозяйствования. Официально данное лицо не является собственником, но имеет все права для эксплуатации объекта и право выкупа предмета лизинга. После оформления договора лизинга и получения объекта лизинга в личное распоряжение юридическому лицу предоставляется НДС на полную стоимость предмета лизинга. Объект лизинга в дальнейшем ставится на баланс организации, представителем которой является юридическое лицо, благодаря чему у организации появляется возможность оформления амортизации в качестве валовых расходов, что позволяет снизить размер налога на прибыль. Комиссионные отчисления также переходят в позицию валовых расходов.

2. При оформлении лизинга как юридическими, так и физическими лицами деньги даются не только в долг на приобретение желаемого объекта лизинга, а предоставляется целый комплекс сервисных услуг, сопутствующих покупке предмета лизинга. Так, большинство компаний самостоятельно занимается администрированием гарантийных и страховых ситуаций, организовывают техническое обслуживание и оказывают помощь в ремонте, техническом обслуживании, круглосуточную поддержку при необходимости консультаций и т.п.

3. При оформлении лизинга юридические лица могут избежать необходимости совершения авансированного взноса, и такую возможность предоставляют многие лизинговые компании.

4. Лизинг позволяет уменьшить налог на имущество по предмету лизинга и на прибыль в период действия лизинговой сделки.

5. Лизинг, по сравнению с кредитом, оформляется на гораздо более короткие сроки, поэтому отсутствует необходимость сбора множества документов и справок [5].

Таким образом, при создании благоприятных условий, лизинг может стать основой для развития многих отраслей российской экономики.

Рассмотрим допандемийную динамику роста финансово-лизинговых отношений и направлений развития лизинга в России (таблица 2).

Первое полугодие 2020 г. завершилось резким падением российского рынка лизинга на 22 %, в то время как объемы нового бизнеса в Европе сократились еще значительнее (-32 %, по данным агентства «Leaseurope») вследствие более продолжительных и жестких ограничительных мер, что привело к дестабилизации рынка лизинговых услуг.

Однако второе полугодие позволило существенно уменьшить просадку российского рынка, и, как следствие, по итогам всего 2020 г. объем нового бизнеса в РФ составил 1410 млрд руб., показав отрицательную динамику лишь на 6 % к 2019 г.

Если рассматривать отдельно корпоративные сегменты, к которым агентство «Leaseurope» отнесло наиболее пострадавшие - лизинг железнодорожной техники и авиатехники, морских и речных судов, и розницу, - то динамика оказалась разнонаправленной. Первые просели за 2020 г. на 36 %, в то время как объем нового бизнеса розничных сегментов показал рост на 9 %.

Наибольшее сокращение произошло в сегменте лизинга недвижимости (-87 %), что обусловлено высокой базой 2019 г. из-за разовой крупной сделки. Снижение объемов сделок крупнейших государственных компаний в таких крупных корпоративных сегментах, как железнодорожная техника и авиатехника, продолжается с середины 2019 г.

Введенные карантинные ограничения и падение спроса на услуги перевозчиков вследствие пандемии усугубили положение и привели к сокращению объема нового бизнеса в данных сегментах на 26 % и 15 % соответственно, новый бизнес сегмента лизинга мор-

Таблица 2

Индикаторы развития рынка лизинга в РФ

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд. руб. 680 545 742 1095 1310 1500 1410

Темпы прироста (период к периоду), % -13,2 -19,9 36,1 47,5 19,6 14,5 -6,0

Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. 1000 830 1150 1620 2100 2550 2040

Темпы прироста (период к периоду), % -23,1 -17 38,6 40,9 29,6 21,4 -20,0

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 66 66 62 65,9 73,9 66 61

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 690 750 790 870 1050 910 1060

Объем профинансированных средств, млрд руб. 660 590 740 950 1300 1250 1330

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 3200 3100 3200 3450 4300 4900 5170

ВВП России (в текущих ценах, поданным Росстата), млрд руб. 79 83 86 92 103 109 106

Доля лизинга в ВВП, % 200 233 044 082 627 362 607

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 0,9 0,7 0,9 1,2 1,3 1,4 1,3

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний [6].

Рисунок 2. Динамика лизинга в РФ

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний [6]

ских и речных судов сократился на 36 %. При этом помощь рынку, удержав его от существенного падения, оказала динамика розничных сегментов, большинство из которых продемонстрировали двузначные темпы роста. Так, объем нового бизнеса в сегменте лизинга сельскохозяйственной техники и скота в стоимостном выражении вырос за год на 77 %, новый бизнес строительной и дорожно-строительной техники увеличился на 18 %. Впервые за 5 лет рынок лизинга сократился, что во многом было связно с отрицательной динамикой крупных корпоративных сегментов (рисунок 2), и на восстановление данного рынка потребуются годы.

Представим ТОП-10 сегментов нового бизнеса (НБ) в РФ за 2019 и 2020 гг. Следует отметить, что они связаны с допандемий-ными тенденциями, которые будут развиваться в рамках последних событий, на наш взгляд, по наихудшему сценарию (рисунок 3).

Основной драйвер рынка - автолизинг - показал прибавку объема нового бизнеса на 8 %, несмотря на падение автопродаж (продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса),

Рисунок 3. ТОП-10 сегментов в НБ

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

по итогам 2020 г. снизились на 9 %; рынок новых грузовых машин в 2020 г. упал на 7 %, по информации Автостата), и нарастил за год долю на рынке лизинга с 38 до 44 %. Снижение спроса на услуги перевозчиков и каршеринг в крупных городах в связи с введенными ограничениями в первом полугодии 2020 г. оказало давление на автолизинг и способствовало росту реструктуризаций лизинговых договоров. Второе полугодие 2020 г. сменилось взрывным ростом продаж в автосегменте из-за реализации отложенного спроса после отмены жестких карантинных ограничений и, как следствие, возобновления логистических цепочек с поставщиками автомобилей.

Важным фактором, оказавшим влияние на рост автосегмента, стали умножившиеся ожидания клиентов по увеличению цен на автомобили вследствие девальвации рубля. В результате из Топ-20 компаний по новому бизнесу в сегменте автолизинга увеличение объемов продемонстрировали 16 игроков. В 2020 г. доля малого и среднего бизнеса (МСБ) достигла около 58 % в объеме нового бизнеса, однако большой долей остается и доля государства. Данная динамика в будущем может иметь положительную динамику развития лизинга в РФ.

Объем лизингового портфеля (лизинговые платежи к получению на дату) по итогам 2020 г. вырос на 6,5 % и составил 5,2 трлн руб. При этом увеличение объема лизингового портфеля во многом было обусловлено ростом объема реструктуризаций лизинговых договоров вследствие спада в экономике на фоне пандемии, а также переоценкой валютных договоров из-за ослабления курса рубля (-19 % за 2020 г.).

По оценкам агентства «Эксперт РА», доля проблемных активов в портфеле лизинговых компаний составила 20 % в 2020 г., а в абсолютном выражении с конца 2019 г. объем проблемных активов увеличился на 70 %. При этом обращает на себя внимание значительно более низкая доля проблемных активов в розничном сегменте. Так, около 10 % портфеля составляют проблемные активы розницы, в то время как в портфеле корпоративных компаний эта цифра значительно больше - 23 %. Разница обусловлена высокой концентрацией корпоративных портфелей на сегментах из наиболее пострадавших отраслей (железнодорожный и авиационный сегменты), в то время как розничные компании имеют более диверсифицированный по отраслям портфель с более ликвидным типом имущества, характеризующимся более быстрыми сроками его изъятия и ремаркетингом в отличие от корпоративного сегмента.

Основной объем реструктуризаций был проведен во втором квартале 2020 г. сроками от нескольких месяцев (преимущественно в розничных компаниях) до года (в договорах крупных клиентов в корпоративных сегментах). Подавляющее количество лизингополучателей розничных компаний уже вернулись в прежний график деятельности, что предполагает дальнейшее снижение объема проблемных активов на балансе розничных компаний.

В корпоративных сегментах проблемные активы сосредоточены прежде всего на балансах крупных государственных компаний. Динамика же объема проблемных активов корпоративных компаний во многом будет зависеть от оказания мер государственной поддержки, а также дальнейшего развития эпидемиологической обстановки.

Рост объема проблемных активов на балансах лизинговых компаний привел к увеличению уровня резервирования и, как следствие, к снижению показателей рентабельности. Вынужденный рост реструктуризаций лизинговых договоров оказал давление на способ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<д|Ь>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

53»

передано новым клиентам реализовано на вторичном рынке изъятое, но не реализованное

• 2019 • 2020

Рисунок 4. Структура изъятого имущества лизинговых компаний в 2019-2020 гг.

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

ность лизингодателей обслуживать банковские кредиты, нередко выдаваемых под конкретные сделки. Для снижения рисков ликвидности, усилившихся из-за смещения графиков платежей по действующим клиентским договорам, лизинговые компании обращались в банки за реструктуризацией уже собственной задолженности.

Структура изъятого имущества в 2019-2020 гг. лизинговых компаний представлена на рисунке 4.

Таким образом, развитие лизинговых отношений в зарубежных странах основано на увеличении объемов инвестиций в машины и оборудование, лизинговых контрактов, что составляет весомую долю по отношению к мировому лизинговому рынку.

В условиях экономического кризиса зарубежные компании пытаются найти наиболее эффективные источники финансирования, чтобы обеспечить себе прибыль и конкурентоспособность, и это делает лизинг крупной формой внешнего корпоративного финансирования, в связи с чем актуальными на сегодняшний день остаются вопросы формирования в России конкурентного лизингового рынка, создание развитой сетей лизинговых компаний (начиная от небольших старта-пов до крупных компаний), а в дальнейшем - лизинговой индустрии.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 8 июля 2021 г.) // СПС «Консультант Плюс». URL: http:// www.consultant.ru/search/ (дата обращения: 23.02.2022).

2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // СПС «Консультант Плюс». URL: consultant. ru/document/cons_doc_LAW_17783/ (дата обращения: 23.02.2022).

3. Горшков Р.К., Дикарева В.А. Лизинг. Проблемы и перспективы развития в России. М., 2018

4. Грушевая Е. П. Договор финансовой аренды (лизинга): конспект лекции для бакалавриата. СПб., 2018.

5. Кудашева Ю.С., Нинева Е.Н., Ковалева И.Н. Исследование внешнего банковского окружения с учетом регионального аспекта // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12-2 (53).

6. Лизинговая компания «Европлан». URL: https://www.raexpert.ru/data-base/companies/1000012232/ (дата обращения: 23.02.2022).

7. Философова Т.Г. Лизинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2017.

М.Д. Самакаева

кандидат экономических наук, доцент Московский Международный университет Еmail: samakaeva-m@yandex.ru

И.Н. Ковалева

доктор экономических наук, профессор

Московский государственный технический университет

им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Еmail: kovaleva.irina69@gmail.com

А.Б. Конобеева

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент доцент кафедры менеджмента Московский международный университет Е-mail: a.rjabowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.