Научная статья на тему 'Проблемы развития лизинга в России'

Проблемы развития лизинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3521
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капешина Инна Витальевна, Корзоватых Жанна Михайловна

Аннтоация. В статье рассматриваются особенности развития лизинга в России в современных условиях, а также влияние кризиса, начавшегося в 2014 г., перспективы и возможности развития рынка лизинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEASING IN RUSSIA

The article considers the peculiarities of development of leasing in Russia in modern conditions, and the impact of the crisis that began in 2014., the prospects and possibilities of development of the market of leasing services.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития лизинга в России»

УДК 339.187.62

И.В. Капешина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Ж.М. Корзоватых

Аннтоация. В статье рассматриваются особенности развития лизинга в России в современных условиях, а также влияние кризиса, начавшегося в 2014 г., перспективы и возможности развития рынка лизинговых услуг.

Ключевые слова: лизинг, лизинговый портфель, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый рынок.

Inna Kapeshina Zhanna Korzovatykh

Keywords: leasing, leasing portfolio, lessor, lessee, leasing market.

В нелегкое для России время - экономический кризис, начавшийся в 2014 г. и продолжающийся до сих пор вместе с курсом рубля стали ослабевать и все отрасли национальной экономики. Имеющиеся ранее проблемы, такие как зависимость от экспорта нефти и отсутствие импортоза-мещения, усугубились еще сильнее. Но для некоторых отраслей ухудшение ситуации в конкурентных областях экономики открыло новые горизонты. Например, такая финансовая услуга как лизинг стала более выгодной по сравнению с кредитом, так как вслед за учетной ставкой увеличились и процентные ставки по кредитам. Вследствие этого, финансовая аренда (лизинг) стала более привлекательна для клиентов. Но и лизинг имеет ряд проблем, решение которых необходимо в условиях кризиса особенно, так как спрос на лизинговые услуги по сравнению с предыдущими годами сбавил темпы роста [4].

Основным нормативным документом, регламентирующим правовые и организационно-экономические особенности лизинга, является Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)». В соответствии со ст. 2 лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией сделки лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [7]. М. А. Марков определил, что лизингом называется одна из форм «кредита», при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата [6]. М. А. Боровицкая под лизингом понимает комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату [2].

Улучшить экономическое положение страны, снизить влияние кризисных явлений можно посредством инвестиций, которые являются основным фактором стимулирования производства. В связи с этим лизинг наиболее выгоден, так как с его помощью можно улучшить инвестиционную привлекательность - как отдельных отраслей, так и страны в целом, активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции - обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию, сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики - ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели [5]. В настоящее время лизинг стал пользоваться большим спросом, в связи со следующими факторами.

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования, но это также отрицательно влияет на лизинговый рынок, так как основным источником финансирования являются банки.

2. Высокий процент степени износа, морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

© Капешина И.В., Корзоватых Ж.М., 2016

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль. Например, с соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ платежи по договорам лизинга в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это означает, что государство дает отечественным предприятиям легальную возможность посредством лизинга направлять свои ресурсы на расширение производства и внедрение передовых технологий, а не на уплату налога) [9].

4. Для малых предприятий лизинг - практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования. Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости [10].

По опросам топ-менеджеров экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА», выяснилось, что ключевыми моментами для развития лизингового рынка в 2016 г. респонденты считают сокращение спроса на лизинг (41 % опрошенных), а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов (39 %), которое являлось основной угрозой и в 2015 г., по мнению 43 % опрошенных. Вопрос о сужении доступа к фондированию требуемого объема и срочности годом ранее стоял острее: 27 % участников отмечали данную проблему в опросе на 2015 г., а на 2016 г. - только 18 %. Свертывание программ господдержки из-за усиления спада в экономике рассматривают в качестве фактора, сдерживающего развитие рынка, только 2 % опрошенных (см. рис. 1) [8].

Рис. 1. Ключевые угрозы для развития рынка лизинга в 2016 г.

Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга на 26 % и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса. За январь - сен-

тябрь 2015 г. объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на четверть по сравнению с прошлогодним за тот же период и составил 385 млрд руб. В третьем квартале 2015 г. лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в первом полугодии (около 30 %). Поддержали рынок сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, а также последовательное снижение ключевой ставки ЦБ РФ, позитивно отразившееся на стоимости фондирования. Меньшее падение суммы договоров лизинга (-22 %) по сравнению с новым бизнесом связано, в частности, с увеличением сроков лизинга вследствие снижения размера ежемесячных платежей по просьбе клиентов [8].

Размер лизингового портфеля практически не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. Однако объем полученных лизинговых платежей продолжает с 2014 г. превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками рынка сокращения портфеля не произошло из-за роста объема реструктурированной задолженности и переоценки валютных договоров лизинга. По итогам девяти месяцев 2015 г. лидером рынка по объему нового бизнеса стал «ВТБ Лизинг», до того занимавший первое место в 2009 г. Возглавить рейтинг компания смогла за счет крупных авиасделок, на которые пришлось около 60 % нового бизнеса лизингодателя. На вторую позицию, уступив лидеру около 2 млрд руб., переместился «ВЭБ-лизинг». С пятого на третье место поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75 % (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года). В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38 % всего объема нового бизнеса [3].

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в розничных сделках существенно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55 % до 47 % за три квартала 2015 г., а в топ-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале [8].

За январь-сентябрь 2015 г. доля крупнейшего сегмента - автолизинга - достигла около 37 % (32 % за девять месяцев 2014 г.), однако в процентном выражении сегмент сократился на 16 %.

Спад в экономике России привел к заморозке проектов по обновлению основных фондов, вследствие чего падение спроса на лизинг длится с 2013 г. Дополнительный удар по спросу клиентов нанесло повышение ключевой ставки Банком России в конце 2014 г. Несмотря на ее постепенное снижение, ставки по кредитам нефинансовому сектору, в том числе лизинговым компаниям, остаются на высоком уровне относительно докризисной ситуации. Высокая стоимость заемных средств снижает экономическую привлекательность лизинга для потенциального клиента и приводит к сокращению новых лизинговых договоров и маржинальности лизингового бизнеса. Средняя маржа (разница между величиной ставок по лизинговым платежам и привлеченным под реализацию лизинговой сделки средствам) лизинговых компаний снизилась 4,3 до 3,7 % [2]. На лизинговый рынок также все большее негативное влияние оказывает снижение платежеспособности клиентов.

Ухудшение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. Согласно данным компаний, за девять месяцев 2015 г. объем изъятой техники составил около 53 млрд руб., что почти на 90 % больше, чем за девять месяцев 2013 г. Около 90 % изъятого, как правило, идет на вторичный рынок. «Лизинговые компании сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью», — отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора государственной транспортной лизинговой компании. Стоит отметить, что лизингодатели вынуждены избавляться от изъятого оборудования с дисконтом. Поэтому убытки по статье от реализации основных средств сегодня все чаще фигурируют в финансовых отчетах лизинговых компаний [6].

Сокращение объема новых договоров лизинга, подорожавшее фондирование и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так,

рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 г. в среднем по рынку составила 6,2 %, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 г.. Рентабельность активов за январь-сентябрь составила меньше 1 % (двумя годами ранее 1,6 %). В целях снижения давления на рентабельность бизнеса лизинговые компании вынуждены были проводить оптимизацию расходов. Как правило, компании урезали бюджеты на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сети структурных подразделений. Произведено сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, а головные офисы переведены в помещения с меньшей арендной платой. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась почти на 25 % и составляет сейчас около 10,1 тыс. чел. [1].

Затянувшийся кризис 2014 г. негативно отразился на всех отраслях экономики страны. Тем не менее, есть надежда на улучшение ситуации в сфере лизинга, что повлечет за собой и оживление производства. Развитию рынка лизинговых услуг может поспособствовать несколько факторов.

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу - ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, но может положительно сказаться в сторону лизинговых услуг по покупке оборудования и недвижимости.

5. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60 %) состоит из банковских кредитов - это отрицательно скажется на количестве лизинговых сделок.

Таким образом, можно отметить, что в целом, при проведении политики протекционизма и субсидирования государством промышленных отраслей, есть надежда на положительную динамику развития не только лизингового рынка, но и экономики страны в целом. Но на данный момент нельзя точно предугадать сценарий развития политической ситуации в мире, поэтому перспективы лизинга на 2016 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. С учетом резкого падения курса рубля и цен на нефть в январе 2016 г., наступивший год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014 и 2015 гг. Почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Динамика рынка лизинга в 2016 г. во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Возможно, именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинга.

Библиографический список:

1. Беккерман, А. Ю. Проблемы и перспективы российской лизинговой отрасли / А. Ю. Беккерман. - Экономика, управление, финансы : материалы V междунар. науч. конф. - Краснодар : Новация, 2015. - С. 1720.

2. Боровицкая, М. А. Банковские услуги предприятиям : учебно-методическое пособие / М. А. Боровская, Я. А. Налесная. - Таганрог : ТРТУ, 2006. - 312 с.

3. Лизинг-2015: стратегии для кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.banki.ru /news/daytheme/?id=7473820 (дата обращения : 05.03.2016).

4. Лизинг: с надеждой на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.baltlease.ru/ press/articles/read/169996/ (дата обращения : 18.03.2016).

5. Лещенко, М. И. Основы лизинга / М. И. Лещенко. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 328 c. - ISBN 5-279-02970-X.

6. Марков, М. А. Лизинг. Основные понятия и определения [Электронный ресурс] / М. А. Марков. - Режим доступа : http://www.finanalis.ru/litra/334/9228.html (дата обращения : 02.04.2016).

7. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 12.03.2016).

8. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XIV Всероссийской конференции «Лизинг в России-2015»: курс на замещение/смещение приоритетов/неизбежное сокращение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://raexpert.ru/researches/leasing/opros_2015/ (дата обращения : 01.04.2016).

9. Рогуленко, Т. М. Концепция управленческого учета на предприятии / Т. М. Рогуленко, Д. С Лукин// Вестник университета. - 2015. - № 1. - С. 157-162.

10. Рязанцева, М. В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 9. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения : 11.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.