Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛИЗИНГА В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ЛИЗИНГА В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
680
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витман Максим Юрьевич, Горшенев Алексей Сергеевич, Маковецкая Елена Николаевна

В статье исследуется феномен лизингового финансирования как инструмента, способствующего преодолению экономического кризиса и совершенствованию отраслевой структуры экономики Российской Федерации. В условиях объективно ограниченного доступа к рынкам капитала механизм лизинга может способствовать развитию инфраструктурных комплексов, таких как транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство. Лизинг является также эффективным инструментом для поддержки развития малого и среднего предпринимательства, способствует усилению его роли в отраслевой структуре экономики. Авторами раскрываются ключевые особенности операционного лизинга в сравнении с финансовым, анализируются современное состояние и формирующиеся тренды на лизинговом рынке. Обосновывается тезис о том, что механизм операционного лизинга способен обеспечить дополнительное инвестирование средств в развитие реального сектора экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEASING IN THE BRANCHES AND SPHERES OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article explores the phenomenon of leasing financing as a tool that contributes to overcoming the economic crisis and improving the sectoral structure of the economy of the Russian Federation. In conditions of objectively limited access to capital markets, the leasing mechanism can contribute to the development of infrastructure complexes, such as transport, communications, energy, agriculture. Leasing is also an effective tool to support the development of small and medium-sized businesses, to strengthen its role in the sectoral structure of the economy. The authors reveal the key features of operational leasing in comparison with financial; analyze the current state and emerging trends in the leasing market. The thesis is substantiated that the mechanism of op erational leasing is able to provide additional investment in the development of the real sector of the economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛИЗИНГА В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338

РОЛЬ ЛИЗИНГА В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Витман Максим Юрьевич1,

e-mail: maximvitman@yandex.ru,

Горшенев Алексей Сергеевич2,

e-mail: aleksei.gorshenev@gmail.com,

Маковецкая Елена Николаевна2,

канд. филос. наук, e-mail: romanova_x@mail.ru, 1Общество с ограниченной ответственностью «Газпромбанк Автолизинг», г. Омск, Россия Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва, Россия

В статье исследуется феномен лизингового финансирования как инструмента, способствующего преодолению экономического кризиса и совершенствованию отраслевой структуры экономики Российской Федерации. В условиях объективно ограниченного доступа к рынкам капитала механизм лизинга может способствовать развитию инфраструктурных комплексов, таких как транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство. Лизинг является также эффективным инструментом для поддержки развития малого и среднего предпринимательства, способствует усилению его роли в отраслевой структуре экономики. Авторами раскрываются ключевые особенности операционного лизинга в сравнении с финансовым, анализируются современное состояние и формирующиеся тренды на лизинговом рынке. Обосновывается тезис о том, что механизм операционного лизинга способен обеспечить дополнительное инвестирование средств в развитие реального сектора экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: лизинг, финансовый лизинг, операционный лизинг, отраслевая структура экономики, финансирование, инвестиции

THE ROLE OF LEASING IN THE BRANCHES AND SPHERES OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vitman M.Yu.1,

e-mail: maximvitman@yandex.ru,

Gorshenev A.S.2,

e-mail: aleksei.gorshenev@gmail.com,

Makovetskaya E.N.2,

candidate of philosophical sciences, e-mail: mmakov@mail.ru, 1Gazprombank Autoleasing LLC, Omsk, Russia Moscow Witte University, Moscow, Russia

The article explores the phenomenon of leasing financing as a tool that contributes to overcoming the economic crisis and improving the sectoral structure of the economy of the Russian Federation. In conditions of objectively limited access to capital markets, the leasing mechanism can contribute to the development of infrastructure complexes, such as transport, communications, energy, agriculture. Leasing is also an effective tool to support the development of small and medium-sized businesses, to strengthen its role in the sectoral structure of the economy. The authors reveal the key features of operational leasing in comparison with financial; analyze the current state and emerging trends in the leasing market. The thesis is substantiated that the mechanism of op-

erational leasing is able to provide additional investment in the development of the real sector of the economy of the Russian Federation.

Keywords: leasing, financial leasing, operational leasing, industry structure of the economy, financing, investments

DOI 10.21777/2587-554X-2022-1-19-28

Введение

Постоянно усиливающаяся экономическая и геополитическая нестабильность, нарастающая социальная напряженность, обострение противоречий на всех уровнях протекания хозяйственных процессов, неравновесность как форм, так и способов социального взаимодействия, трансформация институциональной среды и набирающая обороты цифровая трансформация экономических систем актуализируют проблему повышения эффективности инвестиционной деятельности и формирования адекватной новым реалиям модели финансирования бизнеса.

В последние несколько лет экономика Российской Федерации испытывает на себе воздействие целого ряда негативных внешних факторов. Жесткие ограничения в условиях пандемии, введение новых экономических санкций против нашей страны, ограничение доступа к мировым рынкам капитала, резкое ослабление курса национальной валюты привели к снижению потребительского и инвестиционного спроса, к росту доли проблемных активов (просроченные платежи, задолженности по расторгнутым договорам, реструктурированные сделки и др.) и в целом - способствовали спаду экономики и ухудшению экономической конъюнктуры.

В сложившихся обстоятельствах для многих хозяйствующих субъектов, в том числе организаций малого и среднего бизнеса, характерны крайне ограниченные финансовые возможности для сохранения масштабов своей деятельности и дальнейшего развития, поэтому как никогда востребованы финансовая поддержка и дополнительные экономические инструменты или решения, которые позволят удержаться на рынке и в отрасли.

Поскольку альтернативных способов привлечения инвестиций для финансирования деятельности хозяйствующих субъектов существует множество, а российский рынок планомерно начинает следовать трендам так называемой шеринговой экономики1, нами выдвигается гипотеза о том, что лизинговое финансирование, в особенности - операционный лизинг, может обеспечить инвестиционную деятельность и, как следствие, позитивно повлиять на совершенствование отраслевой структуры экономики Российской Федерации. Рынок операционного лизинга не раз показывал эффективность в роли инструмента по активизации инвестиционной деятельности, описанной в различных как отечественных, так и зарубежных исследованиях.

Цель исследования состоит в необходимости определить значимость, ограничения и возможные перспективы использования механизма операционного лизинга для развития и совершенствования отраслевой структуры экономики. В течение многих десятилетий дорыночного развития и современного - рыночного - этапа своего функционирования экономика Российской Федерации зависела от нефтегазовой отрасли, сырьевого сектора. При этом идея перенаправить инвестиции на развитие других отраслей отнюдь не нова.

Соответствующие задачи и предложения по переходу российской экономики на инновационную траекторию, а также социально-ориентированную модель развития, использование возможностей циф-ровизации, интенсификации процессов импортозамещения озвучиваются с завидной регулярностью.

В условиях резкого обострения геополитической напряженности в 2022 году, усиления антироссийских санкций, приобретающих сегодня беспрецедентный характер, альтернативные механизмы и инструменты финансирования инвестиций, способные придать дополнительный импульс к совершенствованию отраслевой структуры российской экономики, становятся ключевыми и жизненно важными

1 Термин «совместное потребление» (англ. collaborative consumption, также «шеринг» - англ. sharing) используется для описания экономической модели, основанной на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения. Совместное потребление основано на идее, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом (цит. по: https://www.ru.wikipedia.org/wiki).

для стабилизации социального и экономического развития, предотвращения наметившихся негативных тенденций и ухудшения экономической конъюнктуры.

Стимулирование государством развития рынка лизинговых услуг, по нашему мнению, повлечет за собой активизацию инвестиционной деятельности субъектов бизнеса в различных сегментах, отраслях и сферах экономики и, как следствие, обеспечит устойчивое развитие экономики, несмотря на внешние потрясения и шоки. Соответственно, для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— определить сущность и особенности организационно-экономического механизма операционного лизинга и возможности его использования в современных условиях;

— определить современное состояние рынка лизинговых услуг в Российской Федерации;

— выявить и обосновать предполагаемое влияние операционного лизинга на отраслевую структуру экономики и возможности ее совершенствования.

1. Организационно-экономический механизм лизингового финансирования

и его современное значение

В условиях непростой кризисной экономической конъюнктуры в Российской Федерации, когда предприятиям различных сфер и секторов экономики необходимо не только сохранять свои позиции, но и продолжать развиваться, требуются дополнительные инвестиции на расширение производства, улучшение основных производственных фондов.

Когда речь заходит про основные производственные фонды предприятий, в особенности такие как транспорт, специализированная техника и оборудование, при ограниченности ресурсов и высокой закредитованности требуются иные эффективные способы их обновления. В роли такого способа может выступать организационно-экономический механизм лизинга. Лизинг находится в тесной связи со многими сферами и отраслями экономики, поэтому активное его применение и развитие может придать мощный импульс к совершенствованию производственных мощностей и процессов, что позволит повысить экономическую эффективность, даже в условиях возрастающей геополитической напряженности.

Лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга2. По существу, это сложная система взаимоотношений, позволяющих реализовывать инвестиционные схемы, отвечающие стратегическим целям модернизации производства и развития реального сектора, интересам хозяйствующих субъектов и потребностям рынка [1]. Данный вид экономической деятельности способствует развитию различных форм инвестиций, позволяет приобретать дорогостоящие технику и оборудование, обновлять основные производственные фонды с высокой степенью износа, избегать технологического устаревания основных средств. Лизинг необходим в первую очередь тем предприятиям, которые не хотят и/ или не имеют возможности вкладывать значительные финансовые ресурсы в приобретение различных видов активов (имущества).

Если предприятие не обладает необходимыми собственными ресурсами для покупки основных средств, то лизинг может стать оптимальным решением. Как правило, получить лизинговое финансирование относительно проще, чем кредит, хотя ежемесячные лизинговые платежи могут оказаться несколько больше, чем по кредиту. Однако за счет экономии по налогам в итоге лизинг может оказаться дешевле кредита [2].

Принято выделять два основных вида лизинга: финансовый и оперативный (операционный). Финансовый лизинг - вид лизинга, при котором лизингополучатель в составе лизинговых платежей выплачивает лизингодателю 75 % восстановительной стоимости предмета лизинга путем начисления амортизации вне зависимости от того, будет ли имущество приобретено. Операционный лизинг - вид лизинга, при котором лизингополучатель, пользуясь предметом лизинга с полной сервисной поддержкой, возмещает лизингодателю не менее 40 % восстановительной стоимости путем начисления аморти-

2 См.: Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780 (дата обращения: 20.02.2022).

зации3. Как правило, предмет лизинга возвращается лизингодателю, но если лизингодатель закрепляет в договоре лизинга возможность выкупа предмета лизинга, то такая операция осуществляется обычно по рыночным ценам вторичного рынка.

Необходимо отметить, что финансовый лизинг предполагает средне- и долгосрочные договорные отношения в основном в зависимости от стоимости предмета лизинга, тогда как операционный лизинг - это договорные отношения преимущественно кратко- и среднесрочного характера, срок которых больше зависит от поставленных целей пользования имуществом и/или от финансовых возможностей лизингополучателя. Арендные платежи при операционном лизинге, как правило, незначительно выше, чем платежи по кредиту.

На рынке лизинговых услуг можно встретить различные формы лизинга и модели контрактных отношений, вариативное наполнение дополнительными услугами, однако в классической форме принято выделять финансовый и операционный (оперативный) лизинг.

Обе формы обладают совершенно разными организационно-экономическими механизмами. Чтобы выделить особенности операционного и финансового лизинга, представим их сравнительную характеристику в таблице 1.

Таблица 1 - Особенности финансового и операционного лизинга

Финансовый лизинг Операционный лизинг

Длительный период договора лизинга, сопоставимый с полной амортизацией предмета лизинга (обычно 5 лет) Сравнительно небольшой период договора - меньше, чем амортизационный период (обычно 2-3 года)

Все риски владения предметом лизинга берет на себя лизингополучатель Все риски владения предметом лизинга берет на себя лизингодатель

Предмет лизинга по окончании контракта переходит в право собственности лизингополучателя Предмет лизинга по окончании контракта не переходит в право собственности лизингополучателя

Лизингополучатель приобретает в собственность предмет лизинга без существенных займов Лизингополучатель не приобретает в собственность предмет лизинга, а лишь использует его

Контракт называется кредитным договором Контракт называется договором аренды

После подписания контракт нельзя расторгнуть до его окончания После подписания можно расторгнуть договор аренды досрочно

Авансовый платеж в размере 10-15 % от стоимости предмета лизинга Авансовый платеж отсутствует

Форма лизинга, которая должна учитываться в системе бухгалтерского учета Форма лизинга, которая не учитывается в системе бухгалтерского учета - внебалансовый лизинг

Взимаются налоговые вычеты на амортизацию и финансовые расходы Взимаются налоговые вычеты для лизинговых платежей

Сравнение двух основных форм лизинга дает понимание, какая из них больше подходит под те или иные задачи и потребности в обозначенных условиях. Однако стоит отметить, что платежи операционного лизинга значительно выше, чем финансового, за счет высокой рисковой премии. Зачастую в погоне за минимизацией своих затрат лизингополучатель отдает предпочтение финансовому лизингу, не принимая во внимание ключевых преимуществ операционного лизинга, среди которых можно выделить [3; 4]:

— любые риски несет лизингодатель: ремонт, обслуживание, страхование и многое другое становится заботой лизинговой компании;

— все управление предметом лизинга находится в руках лизингодателя, что дает возможность лизингополучателю направить финансы на развитие бизнеса;

— поскольку предмет лизинга не учитывается в системе бухгалтерского учета и не влияет на увеличение долга, то сохраняется большая инвестиционная привлекательность бизнеса;

— фиксированный график лизинговых платежей позволяет планировать и оптимизировать денежные потоки;

— договор операционного лизинга можно расторгнуть в случаях, когда предмет лизинга оказался в непригодном состоянии для использования, или в иных непредвиденных ситуациях;

3 Модельный закон о лизинге. Принят на двадцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление № 25-6 от 14 апреля 2005 года) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.docs.cntd.ru/ document/901949698 (дата обращения: 10.03.2022).

— предмет лизинга возвращается в лизинговую компанию по окончании договора, соответственно, отсутствуют обязательства по выкупу и дальнейшие риски по использованию или продаже предмета лизинга.

При лизинге в случае устойчивого финансового состояния предприятия для заключения договора лизинга не требуются дополнительные залоги, гарантии или поручительства третьих лиц. Весь комплекс работ по оформлению сделки, как правило, берет на себя лизинговая компания, и в результате предприятие получает уже застрахованную технику, оборудование и т.п. [5]. При этом лизинг для лизингодателя не такая рисковая операция (сделка), как выдача кредита для кредитной организации, что позволяет активно внедрять и использовать скоринговые технологии (модели) оценки лизинговых проектов, имеющие целый ряд преимуществ для лизингодателя как кредитора [6].

Финансовый лизинг характерен для начальных этапов развития рынка лизинговых услуг, а операционный лизинг применяется тем шире, чем более стабильной является экономика и чем сильнее развитым - лизинговый рынок. Все изложенное позволяет определить общую траекторию развития рынка лизинговых услуг и его постепенную трансформацию в направлении от финансового лизинга к операционному лизингу. Сегодня в Российской Федерации чаще прибегают к операциям финансового лизинга, так, например, в 2018 году доля сделок финансового лизинга составила 79 %, в то время как в государствах Европейского союза - 50-60 %.

Многие специалисты уверены, что организационно-экономический механизм лизинга во всех своих формах обладает положительным влиянием на лизингодателя, лизингополучателя и национальную экономику, обладая следующими важными преимуществами [7]:

— быстрые и простые процедуры финансирования;

— не требуются дополнительные гарантии, такие, например, как залог при кредитовании;

— гибкий график платежей, учитывающий сезонность работ бизнеса;

— оптимизация налоговой базы компаний-лизингополучателей;

— защита от технологического устаревания;

— приобретение или получение в пользование необходимой техники или оборудования без особых капиталовложений и кредитных лимитов.

С помощью лизинга компании имеют возможность получить доступ к передовым технологиям. Это особенно важно в сложившихся условиях, когда около 50 % основных средств на российских предприятиях находятся в состоянии практически полного износа и такой способ финансирования, как лизинг, является одним из наиболее привлекательных и целесообразных4.

Вместе с тем, несмотря на обозначенные выше преимущества, следует иметь в виду, что окончательное решение о выборе лизингового финансирования при осуществлении конкретного проекта должно приниматься на основе сравнительного анализа альтернативных форм финансирования инвестиций, учитывая ряд негативных аспектов его использования [1]:

— недостаточный учет временного фактора стоимости денежных средств;

— сокращение периода расчета по лизинговым платежам без учета влияния форм привлечения ресурсов в течение всего жизненного цикла проекта;

— игнорирование отраслевых особенностей ценообразования и налогообложения при сравнении экономической эффективности лизинга и других форм финансирования.

Также следует иметь в виду основные угрозы экономической безопасности в процессе использования лизинговых схем финансирования: нехватка финансирования; сложные отношения с банками, кредитующими сделку; проблемы, связанные с налогообложением лизингового бизнеса; недоработки и противоречия в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов рынка; недостаточная активность государства в поощрении лизинговой деятельности [8].

Поэтому достижение поставленных целей, связанных с привлечением финансирования, невозможно без учета фактора риска, что является одной из основных задач при обеспечении экономической безопасности в сфере лизинга.

4 Берегатнова Е.В. Рынок лизинга РФ: состояние, перспективы [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Центр развития. - URL: https://www. dcenter.hse.ru/data/2017/01/13/111537981112078 3200004202016.pdf (дата обращения: 20.02.2022).

2. Анализ современного состояния рынка лизинговых услуг в Российской Федерации

Для анализа современного состояния развития российского рынка лизинговых услуг полагаем возможным охватить период с начала 2016 года по 2021 год включительно.

За указанный период рынок лизинга по объему нового бизнеса (стоимости имущества) вырос более чем в 3 раза: с 742 млрд руб. в 2016 году до 1410 млрд руб. по итогам 2021 года. Наибольшая положительная динамика (по темпу прироста объема нового бизнеса) имела место в 2016 году (+36,1 %) и 2021 году (+61,7 %). В целом в рассматриваемом периоде наблюдалась положительная динамика, за исключением 2020 года, когда объем нового бизнеса (стоимости имущества) сократился на 6 %. Основные индикаторы развития рынка лизинговых услуг в Российской Федерации за период 2016-2021 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Индикаторы развития рынка лизинга Российской Федерации за 2016-2021 гг.5

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Объем нового бизнеса (стоимости имущества):

сумма, млрд руб. 742 1095 1310 1500 1410 2280

темпы прироста, % 36,1 47,5 19,6 14,5 -6,0 61,7

Сумма новых договоров лизинга:

сумма, млрд руб. 1150 1620 2100 2550 2040 3370

темпы прироста, % 38,6 40,9 29,6 21,4 -20,0 65,2

Объем полученных лизинговых платежей:

сумма, млрд руб. 790 870 1050 910 1060 1595

темпы прироста, % 5,3 10,1 20,6 -13,3 16,4 50

Объем профинансированных средств:

сумма, млрд руб. 740 950 1300 1250 1330 2130

темпы прироста, % 25,4 28,3 36,8 -3,8 6,4 60, 2

Совокупный лизинговый портфель:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сумма, млрд руб. 3200 3450 4300 4900 5170 6450

темпы прироста, % 3,2 7,8 24,6 13,9 5,5 24, 8

Номинальный ВВП России, млрд руб. (в постоянных ценах 2011 г., по данным Росстата) 61 098 92 082 103 627 109 362 107 315 130 795

Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % 0,9 1,2 1,3 1,4 1,3 1,7

В 2020-2022 годах существенное влияние на функционирование экономических систем на национальном и глобальном уровнях сыграла пандемия новой коронавирусной инфекции СОУГО-19. В этих условиях не остался незатронутым и рынок лизинговых услуг. Еще в 2019 году можно было увидеть рекордную на тот момент сумму объема нового бизнеса, равную 1,5 трлн рублей. В том же году в отчете «Эксперт РА» не прогнозировалось дальнейшее поведение рынка. Это вполне очевидно, так как не было возможности спрогнозировать ни течение пандемии, ни реакции правительств государств на нее.

Действительно, в 2020 году коронавирус внес свои коррективы: впервые за пять лет темпы снижения составили 6 % от суммы стоимости за предыдущий год вследствие сокращения объема крупных сделок в сегментах железнодорожной и авиационной техники, а также недвижимости. Впервые за пять лет рынок лизинга сократился в масштабах, что в значительной мере было связано с отрицательной динамикой крупных корпоративных сегментов. Некоторые эксперты уверяли, что даже падение на 2030 % - это еще весьма оптимистический вариант, в то время как отрасль в целом продемонстрировала более удовлетворительный результат, если иметь в виду те неблагоприятные экономические условия, которые объективно складывались в 2020 году6.

5 Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж (https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2021/#att1).

6 Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация [Электронный ресурс]. - URL: https://www.raexpert.ru/ researches/leasing/2020 (дата обращения: 10.03.2022).

Отметим, что протекавший в условиях пандемии 2021 год стал максимально продуктивным и результативным для лизинговой отрасли Российской Федерации. Темп роста нового бизнеса превысил 60 % по отношению к предыдущему временному периоду (2020 году), а его объем составил 2280 млрд рублей. Основными драйверами подобного роста назовем увеличение стоимости лизингового имущества, вызванное инфляцией и острым дефицитом нового транспорта, высокий спрос представителей малого и среднего бизнеса, умеренную процентную ставку в течение первых трех кварталов 2021 года, оптимизацию продуктовой линейки лизинговых компаний (финансирование бывшего в употреблении транспорта и др.). Нельзя не отметить и популяризацию лизинга как самостоятельной финансовой услуги и дальнейшее проникновение лизинга в продажи различных видов имущества.

Вместе с тем неутешительной для рынка лизинговых услуг остаются достигнутые значения и динамика показателя доли лизинга в ВВП Российской Федерации. Так, в 2016 году она составила всего лишь 0,9 %, затем показала стремительный рост в 2017 году - 1,2 % и стабильное повышение на 0,1 % каждый последующий вплоть до 2020, когда она снова достигла 1,3 % от общего размера ВВП. Несмотря на 2021 год, в котором объем нового бизнеса по отношению к ВВП страны возрос и составил 1,7 %, это достаточно низкий показатель, так как в большинстве стран Европы в ВВП доля лизинга составляет не менее 3,5 %. Это свидетельствует о слабой развитости сектора, но в то же самое время определяет дальнейший вектор развития, к которому будет стремиться лизинговая отрасль Российской Федерации.

Сегодня в российском секторе лизинга действует множество компаний. Главные лидирующие позиции уже не первый год занимают компании с государственным участием. Лидером в 2019-2020 годах становилась Государственная транспортная лизинговая компания, которая достигала объема нового бизнеса 201 682 млн руб. и 176 881 млн руб. соответственно. В 2021 году подобный рэнкинг возглавила компания (ГК) «Сбербанк Лизинг» с показателем 250 111 млн руб.

В целом, ТОП-10 позиций ежегодно занимают одни и те же лизингодатели, среди которых «ГТЛК», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг», ПАО «ЛК "Европлан"», «Альфамобиль», «Балтийский лизинг», «РЕСО-лизинг», «Газпромбанк Лизинг». Как видно из этого списка, лидерство рейтинга достается в основном компаниям с государственным участием.

Первое место по объему нового бизнеса в рэнкинге несколько лет удерживала компания ГТЛК, в 2020 году сумма объема ее нового бизнеса составила 176 881 млн руб., из которых 61 973 млн руб. -операционный лизинг и аренда (35 %). Однако экономические показатели данного лизингодателя в 2021 году значительно снизились, прирост нового бизнеса составил -28 %, в то время как все остальные компании из ТОП-10 существенно нарастили объемы продаж. По мнению авторов, подобная ситуация вызвана тем, что ГТЛК не представлена в сегменте розничного лизинга, который с каждым годом становится все более популярным финансовым продуктом, а сосредоточена только на финансировании крупных проектов государственной важности.

Лизинговое финансирование применяется во многих отраслях и сферах бизнеса российской экономики. Наибольший объем лизингового портфеля преобладает в таких отраслях, как транспорт, строительство, сельское хозяйство. Рассматривая структуру рынка по видам имущества, можно отследить, как изменился рынок во время пандемии. Соответствующие данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Объем и динамика рынка по видам имущества

Виды имущества Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2021 г., % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2020 г., % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.01.2022 г., %

Грузовой автотранспорт 22,8 21,1 74,7 13,3

Легковые автомобили 20,2 20,0 63,3 9,6

Железнодорожная техника 10,7 13,2 31,1 26,7

Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах 13,3 11,2 92,0 7,1

Суда (морские и речные) 3,8 6,9 -10,9 10,7

Авиационный транспорт 7,2 4,9 137,6 14,0

Сельскохозяйственная техника и скот 4,0 4,7 37,6 2,9

Крупнейшим сегментом лизингового рынка уже восьмой год подряд остается автолизинг (легковые и грузовые автомобили), доля которого по итогам 2021 года составила 43 % (41,1% в 2020 г.). Согласно данным генерального директора «Газпромбанк лизинг» Л. Марковой, 63 % автопарка находятся в финансовой аренде, остальные 90 тысяч транспортных средств находятся в операционной аренде. Основными пользователями услуг операционного лизинга являются средний и крупный бизнес в сегментах FMCG (товары повседневного спроса) и HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес)7.

Вторым по объему нового бизнеса сегментом является сектор дорожно-строительной техники, доля которого на рынке составляет 13,3 %, что на 2,1 % больше, чем в предыдущем году. При этом малочисленным в этом ряду выглядит агропромышленный комплекс, на который приходится всего 4 %. Данный сегмент вырос в 2020 году в условиях пандемии почти вдвое в сравнении с 2019 годом, но относительно других сфер утратил свои позиции по итогам 2021 года.

С первого полугодия 2016 года розничные игроки отмечали увеличение спроса на лизинг со стороны сельхозпредприятий вследствие увеличения объемов их продаж, в том числе из-за снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей. Авторы работы попытались оценить связь между экономическими показателями сельскохозяйственной отрасли, долей отрасли в лизинговом портфеле и долей в новом бизнесе за период с 2016 по 2020 годы, представленными в таблице 4, путем расчета коэффициента корреляции.

Таблица 4 - Статистические данные для расчета коэффициента корреляции

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020

Доля сельскохозяйственной отрасли в валовом внутреннем продукте, % 3,8 3,5 3,3 3,4 3,6

Доля сельскохозяйственной отрасли в лизинговом портфеле, % 3,2 3,4 1,8 1,7 2,4

Доля сельскохозяйственной отрасли в новом бизнесе (стоимости имущества), % 3,1 3,9 2,3 2,5 4,7

В результате проведенной оценки связи между удельным весом сельского хозяйства в ВВП и его долей в лизинговом портфеле был получен коэффициент корреляции г = 0,6989. Согласно шкале Чеддока, полученный коэффициент означает, что существует заметная связь между показателями. Следовательно, можно сделать вывод, что с вероятностью почти 50 % (коэффициент детерминации г2 = 0,4884) чем больше АПК пользуется услугами лизинга, тем более эффективные экономические показатели будет показывать отрасль. Связь между удельным весом сельского хозяйства в ВВП и стоимостью лизингового имущества ожидаемо оказалась умеренной - коэффициент корреляции равен 0,4678, что вполне логично, поскольку повышение стоимости лизингового имущества не всегда зависит только от наращивания объемов предметов лизинга.

Вместе с тем, необходимо отметить, что приведенные расчеты носят предварительный характер, поскольку в них не учитывается множество прочих факторов, способных повлиять как на лизинговую отрасль, так и на сельское хозяйство. Также расчеты проводились на достаточно ограниченном массиве эмпирических данных.

Заключение

Подводя итоги, можно утверждать, что лизинг обладает высоким спросом в самых различных отраслях и сферах экономики и уже имеет широкое распространение в российской экономике. Лизинг обладает существенным значением для развития экономики в целом, что определяется основными факторами, способными повлиять на темпы экономического роста. Необходимо отметить, что в условиях

7 Доходы лизинговых компаний от сдачи автомобилей в аренду выросли на 25 % [Электронный ресурс] // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2021/09/29/888997-dohodi-lizingovih (дата обращения: 10.03.2022).

пандемийных ограничений и других негативных факторов, прямо влияющих на геополитическую и экономическую обстановку в Российской Федерации, лизинг остается одним из наиболее перспективных и продуктивных финансовых продуктов, способствующих обновлению основных производственных фондов отечественных предприятий.

Использование лизинга способствует повышению общего уровня капиталовложений, учитывая, что в российской экономике все еще имеет место дефицит долгосрочных инвестиций, которые не в состоянии в полной мере восполнить ни банковская система, ни другие кредитно-финансовые институты. Для национальной экономики лизинг определяет развитие инфраструктурных комплексов, таких как транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство.

Лизинг является инструментом развития малого и среднего предпринимательства, что, несомненно, очень важно в условиях диверсификации и масштабирования российской экономики. За счет использования лизинговых услуг предприятия способны вкладывать средства в модернизацию производства, что, в свою очередь, поддерживает путь инновационного экономического роста в Российской Федерации. Предполагается, что дальнейшее развитие лизинга будет проявляться внешне во всевозрастающем спросе на соответствующие услуги в различных отраслях и сферах деятельности, в том числе со стороны субъектов малого и среднего бизнеса. Немалую роль в этом сыграет развитие рынка операционного лизинга, которому эксперты пророчат большое будущее.

Перспективное развитие лизинговой отрасли будет оказывать все большее влияние на отраслевую структуру экономики, прежде всего, за счет разрешения существующих проблем и государственной поддержки как лизинга, так и отраслей экономики, имеющих принципиальное жизненно важное значение для обеспечения ее устойчивости и безопасности в условиях новых внешних вызовов.

Список литературы

1. Малова Т.А., Кокурин А.В. Лизинговое финансирование и перспективы его развития в посткризисный период // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2010. - № 18 (42). - С. 26-30.

2. Закирова О.В. Финансирование через механизм лизинга: за и против // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 12 (411). - С. 30-37.

3. Романова Е.С. Оперативный (операционный) лизинг: сущность и преимущества // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы XIII Международной научно-практической конференции / редкол.: В.Ю. Шутилин (отв. ред.) [и др.].; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т (г. Минск, 14 мая 2020 г.). - Минск: БГЭУ, 2020. - С. 217218.

4. Николаева Т.П., Николаева Т.Е. Особенности лизинга на современном этапе развития экономики России // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 6. - С. 257-260.

5. Валерианов А.А., Корнилова Л.М. Особенности и перспективы лизинга как метода финансирования инвестиций в АПК // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 4 (71). - С. 108-115.

6. Гриднев А.В., Маковецкий М.Ю. Особенности оценки и анализа лизингополучателя через применение скоринговых моделей // Актуальные проблемы экономики и менеджмента: материалы межвузовской научно-практической конференции магистрантов. - Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2017. - С. 35-40.

7. Дьяконова В.А., Ершова Н.Б. Роль лизинговых компаний в экономике Российской Федерации // Вестник ГУУ. - 2019. - № 2. - С. 87-94.

8. МакароваВ.И., ЕлисееваИ.В., Елисеева А.И. Лизинг как инструмент обновления основных средств и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 2. - С. 61-67.

References

1.Malova T.A., Kokurin A.V. Lizingovoe finansirovanie i perspektivy ego razvitiya v postkrizisnyj period // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. - 2010. - № 18 (42). - S. 26-30.

2. Zakirova O.V. Finansirovanie cherez mekhanizm lizinga: za i protiv // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2015. - № 12 (411). - S. 30-37.

3. Romanova E.S. Operativnyj (operacionnyj) lizing: sushchnost' i preimushchestva // Ekonomicheskij rost Respubliki Belarus': globalizaciya, innovacionnost', ustojchivost': materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / redkol.: V.Yu. Shutilin (otv. red.) [i dr.].; M-vo obrazovaniya Resp. Belarus', Belorus. gos. ekon. un-t (g. Minsk, 14 maya 2020 g.). - Minsk: BGEU, 2020. - S. 217-218.

4. Nikolaeva T.P., Nikolaeva T.E. Osobennosti lizinga na sovremennom etape razvitiya ekonomiki Rossii // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. - 2018. - № 6. - S. 257-260.

5. Valerianov A.A., Kornilova L.M. Osobennosti i perspektivy lizinga kak metoda finansirovaniya investicij v APK // Vestnik NGIEI. - 2017. - № 4 (71). - S. 108-115.

6. Gridnev A.V., Makoveckij M.Yu. Osobennosti ocenki i analiza lizingopoluchatelya cherez primenenie skoringovyh modelej // Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii magistrantov. - Omsk: Omskij filial Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve RF, 2017.- S. 35-40.

7. D'yakonova V.A., Ershova N.B. Rol' lizingovyh kompanij v ekonomike Rossijskoj Federacii // Vestnik GUU. - 2019. - № 2. - S. 87-94.

8. Makarova V.I., EliseevaI.V., Eliseeva A.I. Lizing kak instrument obnovleniya osnovnyh sredstv i obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2016. -№ 2. - S. 61-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.