№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Современные проблемы приватизации федерального имущества
Л.Г. Бокарева
главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва)
Лилия Георгиевна Бокарева, lgbokareva@yandex.ru
Летом 2012 года исполняется 20 лет с начала атаки на социальное устройство Российской Федерации путем навязанной обществу и внедренной методом политического государственного кризиса схемы приватизации государственного имущества, ставшей, по сути, ускоренной распродажей производственных активов российской экономики за бесценок. Распространенный лозунг 90-х годов прошлого века «государственное - значит, ничье!» стал аналогом другого известного в российской истории лозунга «грабь награбленное!» и призывал общество к революции.
Несмотря на то, что приватизация благодаря предвыборным спорам кандидатов в президенты Российской Федерации в начале 2012 года была едва ли не самой популярной темой обсуждения, этот процесс не стал более простым и понятным и заслуживает серьезного и системного исследования.
Сложность темы приватизации обусловлена рядом причин. Первая - чрезвычайная политизированность вопросов приватизации, мешающая взвешенному экономическому подходу к их рассмотрению. Приватизация в России с самого начала была задумана и осуществлена как политическая, а не как экономическая задача. Изменение социально-экономического устройства государства со сменой социалистической экономики, управляемой административно-командными методами, на рыночную требовало соответствующего изменения отношений собственности.
Окончательно сформулированное выражение цели приватизации нашли в Государ-
ственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284. Главными целями программы, действующей и сегодня, правда, в значительно урезанном виде, в момент ее принятия были определены:
• формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
• вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 года и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 года.
За прошедшие 20 лет оценка роли и места приватизации в системе задач государственного управления практически не изменилась. Приватизация государственного имущества продолжает оставаться политической задачей, к которой оказываются неприменимыми рациональные экономические подходы, расчеты и обоснования. Выступления первых лиц государства в канун президентских выборов 2012 года, в период, когда наиболее ясно и четко формулируются программы и цели государственных деятелей, хорошо это иллюстрируют.
Выступая 6 февраля 2012 года на встрече с представителями общественного комитета сторонников, президент Российской Федерации Д.А. Медведев, отвечая на во-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
прос депутата Одинцовского района, сказал: «...в том случае, если я буду заниматься этими вопросами, могу Вам сказать, что мы все планы по приватизации доведём до конца, кто бы здесь ни упирался и что бы ни говорил, потому что сделать это нужно даже по идеологическим соображениям, и стесняться здесь нечего»1.
Будучи еще Премьер-министром, кандидатом в президенты Российской Федерации, В.В. Путин в статье «О наших экономических задачах», опубликованной 30 января 2012 года в газете «Ведомости», утверждает: «.приватизация носит не фискальный, а структурный характер. То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы».
Другой причиной, усложняющей научный анализ экономических проблем приватизации, является отсутствие в течение всего периода приватизации адекватной нормативной базы, достаточно ясно и однозначно регулирующей правила, порядок и процедуры приватизации на разных ее этапах. Несмотря на постоянное многолетнее декларирование требования о соблюдении при приватизации принципа обеспечения выполнения функций и полномочий государства, до сих пор отсутствуют объективные представления об основаниях и критериях отнесения того или иного государственного имущества (имущественных комплексов предприятий) к числу подлежащего приватизации или, наоборот, не подлежащего приватизации, приватизация которого нецелесообразна с точки зрения интересов государства и решаемых в экономике государственных задач.
Приватизация российского государственного имущества находится в завершающей стадии. Однако до сих пор не разработаны ни теория функций государства, ни теория приватизации. Отсутствуют науч-
ное понимание и глубокое осознание закономерностей, связанных с существованием и функционированием современного государства и экономическим обеспечением выполнения государством своих функций и полномочий. Скорее всего, экономическая наука бесповоротно теряет шанс сделать свои открытия в этом направлении исследований. Российская приватизация останется уделом исторической науки, представители которой с разной степенью беспристрастности будут излагать основные ее этапы, выводя исторические закономерности и аналогии уже после того, когда ничего нельзя будет изменить. Но пока приватизация российских государственных активов не завершена, остаются вопросы для исследований экономистов. При этом понять российскую приватизацию, не заглянув в ее истоки, невозможно.
Качественное изменение приватизационных механизмов явилось причиной политического конституционного кризиса 1992-1993 годов, когда противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти закончилось прямым вооруженным кровопролитным столкновением 3-4 октября 1993 года. Главной причиной противостояния стал порядок приватизации государственного имущества.
В соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 года № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», принятым Верховным Советом РСФСР, приватизация в Российской Федерации должна была проводиться на основе открытия именных приватизационных счетов (книжек), являющихся государственными свидетельствами о праве их владельцев на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности, а также о праве на использование приватизационного вклада в соответствии с законодательством РСФСР о приватизации. Предполагалась выдача приватизационных книжек (с использова-
1 Официальный сайт Президента Российской Федерации kremlin.ru/news/14453
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
нием бланков сберегательных книжек специального образца Сберегательного банка РСФСР), в которых должны были указываться:
• фамилия, имя, отчество и местожительство владельца;
• сведения о документе, удостоверяющем личность владельца;
• место, дата выдачи книжки и сведения о должностном лице, выдавшем книжку;
• размер вклада и срок его использования.
При этом приватизационные вклады должны были использоваться гражданами РСФСР на всей территории страны для приобретения у государства и местных советов народных депутатов государственных и муниципальных предприятий, долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, а также для приобретения других объектов государственной и муниципальной собственности, подлежащих приватизации, в течение трех лет с момента принятия решения о перечислении государством вклада на приватизационный счет гражданина. Законом был предусмотрен переход права использования приватизационного вклада к другим субъектам в порядке наследования или завещания.
Таким образом, в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 года № 1529-1 приватизация государственного имущества в Российской Федерации должна была осуществляться через систему именных приватизационных счетов, с которыми никаких сделок, кроме предусмотренных названным законом, нельзя было совершать. То есть исключался оборот приватизационных счетов (вкладов) за пределами сферы приватизации государственного имущества. В этой ситуации было гарантировано более или менее равномерное и взвешенное распределение национальных богатств России, подлежащих приватизации, между гражданами страны. Дальнейший оборот ценных бумаг (акций создаваемых при приватизации акционерных обществ), хоть и позволял
26 Подписка в любое время по минимальной цене (495)
перераспределять собственность, однако медленно и по справедливой (рыночной) цене.
В таких условиях крупных частных капиталов за счет продажи по бросовым ценам государственных активов создать было невозможно. Задача мгновенного создания класса крупных собственников оказывалась нерешаемой. Передел социалистического государства в государство с рыночной экономикой при такой регулируемой и контролируемой государством приватизации не выходил за рамки экономической задачи, решение которой могло растянуться на десятилетия. Однако, по мнению сторонников Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, требовалось быстрое и революционное изменение социального строя.
Никакая революция не происходит без кровопролития. Изменение отношений собственности и характера социального строя и в этот раз потребовало кровопролития. Политический кризис 1992-1993 годов, вылившийся в расстрел 3-4 октября 1993 года здания Верховного Совета РСФСР из танковых орудий и закончившийся гибелью мирных граждан России, - словно зеркальное отражение событий октября 1917 года.
Политический кризис подбирался медленно и назревал исподволь. Анализируя нормативные акты того времени, можно отчетливо наблюдать противостояние Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации в вопросах приватизации государственного имущества, попытки в течение 1991-1992 годов исправить и подкорректировать положения принятых законов изданиями указов и, на первый взгляд, незаметно, но принципиально изменить при этом общую схему приватизации.
Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» утвердил Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных
974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
предприятий в Российской Федерации на 1992 год, в соответствии с которыми объявлялась обязательная приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющих на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации, а также предприятий и объектов, недостаточная эффективная деятельность которых сдерживает темпы экономического развития страны и формирование рынка. Общий объем поступления средств от обязательной приватизации в 1992 году был определен в сумме 92 миллиарда рублей.
Обязательность приватизации государственных активов требовала либерально снисходительного отношения к цене продаваемого имущества. Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год было установлено, что определение начальной цены при продаже предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества должно было осуществляться только в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество России). Надо отметить, что в доступных базах нормативных документов названные Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации в настоящее время отсутствуют, о применявшихся тогда подходах к оценке приватизируемого имущества можно судить по планам приватизации. Утверждавшиеся Госкомимуществом России планы приватизации крупнейших предприятий исходили из цены, устанавливаемой на основании остаточной стоимости приватизируемых объектов, несмотря на чрезвычайно высокие темпы инфляции в 1990-х годах. Интересы покупателей государственного имущества тщательно оберегались: цены, по которым
они приобретали объекты государственных предприятий, не только были значительно ниже реальной стоимости приватизируемых активов, но и не зависели от капризов инфляции.
Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 66 были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, в которых был установлен порядок оценки имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий при определении начальной цены предприятия, величины уставного капитала акционерного общества. В соответствии с этими указаниями определение стоимости основных средств приватизируемого предприятия осуществлялось по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки исходя из норм амортизации основных средств. При этом для определения начальной цены предприятия при его продаже по конкурсу, на аукционе из стоимости имущества предприятия исключались:
• средства остатков фондов экономического стимулирования и прибыли, направленные на создание приватизационного фонда предприятия;
• кредиты и заемные средства - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты, ссуды, не погашенные в срок;
• краткосрочные и долгосрочные заемные средства;
• расчеты с кредиторами и прочие пассивы баланса в части заемных и временно привлеченных средств.
Таким образом, федеральное имущество подлежало продаже по чрезвычайно льготной стоимости, определяемой в порядке, схожем с применяемым в настоящее время расчетом балансовой стоимости чистых активов, при этом уменьшенной на объем приватизационных фондов.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
С точки зрения экономиста, определение цены продаваемого имущества предприятий на основе балансовой стоимости чистых активов неоправданно, так как, во-первых, при этом оценка объектов недвижимости смешивается с текущими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, во-вторых, предусматривается априори приватизация части государственного имущества в пользу кредиторов и заемщиков, закладывая тем самым в приватизационные механизмы возможность осуществлять приватизацию методом скрытого банкротства предприятий в связи с неуплаченными на определенный момент времени долгами. Тема банкротства и масштабов либерализации банкротства государственных предприятий в Российской Федерации заслуживает отдельного рассмотрения. Но нельзя недооценивать роль и значение банкротства как механизма приватизации российских государственных предприятий2.
Для определения величины уставного капитала акционерного общества из стоимости имущества предприятия, рассчитанного в указанном выше порядке, дополнительно подлежали исключению статьи пассива баланса в части резерва предстоящих расходов и платежей, собственных источников финансирования капитальных вложений и доходов будущих периодов. Следовательно, изначально при акционировании государственных предприятий закладывалось значительное занижение капитализации создаваемых акционерных обществ, что в дальнейшем не могло не сказаться на уровне цены пакетов акций российских компаний, в том числе крупных, при их продаже.
Следует отметить, что практика оценки стоимости государственного имущества на основе балансовой стоимости оказалась чрезвычайно живучей. В 2012 году отмеча-чал еще один грустный 20-летний юбилей -юбилей продажи российской собственности по крайне заниженной цене.
До настоящего времени действует статья 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с которой размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, определенной как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса (подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия на дату составления акта инвентаризации), и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Впоследствии многократное (порой на порядки) занижение капитализации предприятий в процессе их акционирования при определении объема эмиссии акций на основе балансовой стоимости чистых активов невозможно компенсировать при продаже пакетов акций образованных акционерных обществ. Отсутствие нормально функционирующего фондового рынка в Российской Федерации, а также отсутствие котировок акций абсолютного большинства
2 Первый российский закон, определивший условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, был принят 19 ноября 1992 года - Закон Российской Федерации № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В соответствии с положениями статьи 1 этого закона внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Введение таких жестких требований к платежам в условиях нарушения кооперационных связей и длительного хронического недостатка оборотных средств у большинства предприятий создало все предпосылки для широкого использования механизма банкротств в целях передела собственности.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
российских компаний в условиях низкого уровня инвестиций в экономику не оставляют шансов для компенсирующего повышения капитализации и гарантируют крайне заниженную оценку стоимости российских активов.
Вернемся в начало 1990-х годов. Ввести процесс приватизации в цивилизованное, регулируемое нормативными правовыми актами русло пытался Верховный Совет Российской Федерации, утверждая своим постановлением от 11 июня 1992 года № 2980-1 Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Эта программа в числе главных целей приватизации в 1992 году определяла формирование слоя частных собственников, однако с одновременным созданием социально ориентированной рыночной экономики, социальной защитой населения и развитием объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Также ставилась цель путем приватизации предприятий повысить эффективность их деятельности.
При этом обязательной приватизации подлежали объекты и предприятия, определяющие формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации (предприятия оптовой и розничной торговли, строительства, пищевой и легкой промышленности, сельскохозяйственные предприятия (кроме совхозов), а также убыточные, законсервированные и недостроенные объекты, для которых истекли нормативные сроки строительства). С точки зрения экономики государства, это был беспроигрышный подход, создававший материальную базу для развития мелкого предпринимательства в сферах, максимально приближенных к конечному потребителю. Иначе говоря, первый этап приватизации был рассчитан на развитие рыночных отношений в тех отраслях экономики, которые непосредственно работали на удовлетворение потребностей населения, и где государство как посред-
ник, устанавливающий плановые задания и контролирующий производственную деятельность, становилось ненужным ввиду проявления и непосредственного действия рыночных регуляторов развития производства на основе соотношения спроса и предложения.
Программой приватизации от 11 июня 1992 года определялись задания в относительных показателях (удельный вес приватизируемых объектов в процентах к общему числу объектов отрасли, подлежащих приватизации - от 10 до 60 процентов по отраслям и регионам). Прогноз поступлений средств от приватизации в 1992 году был рассчитан по отраслям на базе оценки платежеспособного спроса на объекты приватизации. Поступления предполагались в сумме 72 миллиарда рублей, в том числе:
• из личных средств граждан - 15 миллиардов рублей;
• из фондов экономического стимулирования предприятий - 32 миллиарда рублей;
• из средств предприятий, признаваемых покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», - 15 миллиардов рублей;
• из средств иностранных инвесторов -10 миллиардов рублей.
Учитывая, что программой приватизации был предусмотрен прогноз доходов от приватизации (на 1993 год - в сумме 350 миллиардов рублей, на 1994 - 470 миллиардов рублей), можно назвать приватизацию 1992 года запуском пилотного проекта. В ходе приватизации технологически несложных производств с относительно недорогим оборудованием, продукция которых предназначена в основном для непосредственного потребления, легче отработать процедуры и порядок приватизации с тем, чтобы затем использовать их при приватизации более сложных производств и предприятий.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Первая программа приватизации предполагала введение системы именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) не позднее 1 ноября 1992 года. При этом общая сумма, подлежащая выплате в виде именных приватизационных вкладов (приватизационных чеков), и размеры выплат одному гражданину должны были утверждаться Верховным Советом Российской Федерации на основании предложений Правительства Российской Федерации. Следовательно, парламентом России предполагалось осуществление контроля приватизации государственной собственности, включая контроль за обоснованностью и размером открываемых именных приватизационных счетов. Программой регулировалось использование в приватизации иностранных инвестиций. Предусматривалось, что участие иностранных инвесторов в 1992 году в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких3 предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта будет допускаться только по решению местных советов народных депутатов или органов, ими уполномоченных. Такое дозированное и контролируемое государственной властью участие в приватизации промышленных активов не могло удовлетворить иностранный капитал, рвущийся к н аиболее лакомым кускам российского государственного имущества. Наивно было бы рассчитывать на то, что его привлечет возможность обеспечивать общественное питание и бытовое обслуживание населения Российской Федерации. Не для решения таких задач осуществлялись перестройка и реформирование одной из крупнейших держав мира.
Сейчас трудно предположить, каким образом происходила бы трансформация отношений собственности в российской эко-
номике, если бы были реализованы акты Верховного Совета Российской Федерации. В соответствии с программой приватизации от 11 июня 1992 года законодательные и представительные органы власти Российской Федерации должны были законодательно и нормативно регулировать процесс приватизации и осуществлять контроль как за планированием, так и за реализацией планов приватизации государственной собственности.
Высший представительный законодательный орган страны был отстранен от власти в ходе государственного кризиса 1993 года. Это не только сослужило плохую службу приватизации государственной собственности, которая стала развиваться по законам нерегулируемого рынка, но и чрезвычайно ослабило принципы парламентаризма в Российской Федерации. В России окончательно и бесповоротно установился приоритет исполнительной власти. Законодательная власть в реальной политике заняла подчиненное положение по отношению к исполнительной власти, а затем и к олигархическим группам, сконцентрировавшим по итогам приватизации в своих руках значительную собственность и производственные активы страны. Такое соотношение властей сохраняется в Российской Федерации до настоящего времени. Отношения, заложенные в систему собственности на экономические активы государства, консервативны, они определяют политическую структуру общества, механизмы государственного управления и взаимодействие основных ветвей власти. Изменить сложившуюся государственную систему управления можно лишь качественно перестроив отношения собственности в государстве.
Отдельной чрезвычайно важной проблемой является приватизация земельных участков. Указ Президента Российской Фе-
3 Мелкими являлись предприятия, на которых среднесписочная численность работающих составляла до 200 человек или балансовая стоимость которых по состоянию на 1 января 1992 года составляла до 1 миллиона рублей.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
дерации от 14 июня 1992 года № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» устанавливал распределение средств от продажи земельных участков в соответствующие бюджеты:
• местных советов народных депутатов, на территории которых расположены проданные земельные участки, - 80 процентов;
• субъектов Российской Федерации -10 процентов;
• Российской Федерации - 10 процентов.
В соответствии с пунктом 7 утвержденного этим Указом порядка продажи земельных участков при приватизации государственных, муниципальных предприятий, несмотря на то, что в плане приватизации требовалось отражение полной информации о земельном участке, в начальную цену приватизируемого предприятия не включалась стоимость земельного участка; при определении величины уставного капитала акционерного общества отражаемая в акте оценки стоимости имущества нормативная цена земельного участка не включалась в уставный капитал. Тем самым названный Указ Президента Российской Федерации, с одной стороны, стимулировал местные органы власти к максимальной распродаже земельных участков, с другой - способствовал значительному занижению оценки приватизируемых активов государственных предприятий.
Практика исключения стоимости земельных участков под объектами недвижимости, входящими в имущественный комплекс приватизируемых предприятий, оказалась чрезвычайно живучей. Анализ распоряжений Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и других уполномоченных
органов, утверждающих передаточные акты, в которых определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарных предприятий при их акционировании (в том числе распоряжений, принятых в последнее время), проводимый в ходе проверок Счетной палаты Российской Федерации, к сожалению, до сих пор зачастую свидетельствует об исключении стоимости земельных участков из расчетов стоимости приватизируемых активов. Объяснение, как правило, приводится простое - не проведено разграничение земельных участков, не оформлены права пользования на них, поэтому невозможны правильное их определение и оценка стоимости.
Порой земельные участки поименованы в перечнях имущества, подлежащего приватизации, но без указания какой-либо стоимостной оценки. Формально это означает переход права собственности на земельный участок от Российской Федерации к частному собственнику - акционерному обществу по нулевой стоимости. В таких случаях Счетная палата Российской Федерации обычно ограничивается указанием на нарушения норм российского права в своих представлениях, направляемых по результатам проверки, но изменить уже ничего нельзя - проведена и зарегистрирована эмиссия акций, а порой сразу вслед за этим пакеты акций проданы новым собственникам. Особенно много таких нарушений выявляется в последние годы при проверках формирования различных интегрированных структур.
Ускорение приватизации было обеспечено Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721, который утвердил Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. Пунктом 1 этого Положения категорично установлено, что обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа в срок до 1 ноября 1992 года подлежат все крупные
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
государственные предприятия, производственные и научно-производственные объединения (со средней численностью более 1 000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей) независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий. Приобретать пакеты акций компаний намного проще, чем покупать производственные имущественные комплексы с их зданиями, сооружениями и оборудованием. Обязательная коммерциализация государственных предприятий была призвана наполнить рынок ценных бумаг и обеспечить возможность смены собственности путем продажи пакетов акций.
При изучении этого документа сегодня бросаются в глаза революционная лексика и революционный стиль рассматриваемого Указа Президента Российской Федерации, которые свидетельствуют о реально происходившей экономической и социальной революции в форме приватизации государственной собственности. В ходе этого процесса незаметно, хоть и не всегда мирно, порой с рейдерскими захватами и банкротствами по подложным документам, но неудержимо и неуклонно менялись тип и характер собственности, прежде всего на средства производства, все более четко и определенно, во все в более узких границах очерчивался слой новых собственников, который настойчиво становился экономической базой новой России.
Обеспечить массовую скупку пакетов акций крупнейших предприятий по низким ценам помогло принципиальное изменение порядка приватизации государственной собственности, внесенное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Рос-
сийской Федерации» (далее также - Указ № 914). В соответствии с утвержденным этим указом Положением приватизационные чеки реализуют механизм бесплатной передачи гражданам России в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах. Главное новшество Положения о приватизационных чеках (пункт 3) заключается в том, что согласно Указу № 914 приватизационный чек является документом на предъявителя. Именной приватизационный чек, введенный Законом от 3 июля 1991 года № 1529-1, на основании Указа № 91 4 превращается в ценную бумагу на предъявителя. Однако юридически этот указ не мог отменить Закон Российской Федерации. Возникла правовая коллизия, разрешение которой вылилось в вооруженное противостояние законодательной и исполнительной властей.
Несмотря на некоторые ограничения, касающиеся оборота приватизационных чеков, в частности запрет предприятиям и организациям (в том числе торгующим) принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы (пункт 9 Указа № 914), положение о том, что приватизационные чеки могут покупаться и продаваться без ограничений (пункт 2 Положения о приватизационных чеках) отменяло суть Закона от 3 июля 1991 года № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Фактически в оборот в Российской Федерации вводилась параллельная валюта общим объемом 1,49 триллиона рублей (номинал «ваучера» 10 тысяч рублей умножить на численность населения Российской Федерации в 1992 году4), роль которой в условиях бурной инфляции начала 1990-х годов была чрезвычайно высока. Для сравнения в 1992 году в Российской
4 В 1992 году, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), численность населения России составляла 148 514,7 тысячи человек (в 2007 году Росстат включал в свои сборники данные о численности населения Российской Федерации в 1992 году). См.: Демографический ежегодник России 2007. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B07_16/IssWWW.exe/Stg/01-02.htm
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
аїяИИІІвоІ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Подделка чеков преследуется по закону.
Действителен по 31 декабря 1993 года.
10 9309227
РУБТЕЙ
viiii
1ПМ
Рис. 1. Ваучер - главный виновник государственного кризиса 1993 года. Символична «картинка», изображенная на ценной бумаге. Она запомнилась по прямой трансляции событий, организованной американской телекомпанией CNN: именно с этих позиций обстреливалось из танковых орудий здание Верховного Совета Российской Федерации
экономике объем денежной массы М2 составлял 7,14 триллиона рублей5.
Никакими властными структурами не пресекалось (и не могло быть пресечено) использование приватизационных чеков в качестве средства платежа. Автору статьи запомнилась размещенная в одной из бульварных газет реклама из тех «окаянных дней»: «московский ресторан «Максим» приглашает поужинать за ваучер» (см. рис. 1).
Единственным документом, касающимся вопросов приватизации государственного имущества, эффективно действовавшим в течение многих лет после принятия, было постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1 991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государ-
ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Этим постановлением в целях государственного регулирования процесса приватизации был, в частности, определен состав имущества, относящегося исключительно к федеральной собственности. В соответствии с этим постановлением к федеральной собственности относились:
«I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны.
II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
III. Объекты оборонного производства.
IV. Объекты отраслей, обеспечивающих
5 URL: http://www.jur-portal.ru/work.pl?ad=law_read&subad=1149931 &id=318195, http://www.librero.ru/artide/
writeup/obmenvalut/denegnaa_macca.htm
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
V. Прочие объекты».
Обращает на себя внимание расширительное толкование федеральной собственности, имеющее общий характер, и отсутствие четких критериев, позволяющих однозначно отнести конкретные объекты имущества к собственности федерального уровня. Однако даже такое разграничение сыграло позитивную роль в упорядочении процессов приватизации государственного имущества, судя по тому, что названное постановление Верховного Совета Российской Федерации продолжает оставаться востребованным в современной арбитражной судебной практике.
Из состава государственного имущества, отнесенного этим постановлением к федеральной собственности, современные планы приватизации, по сути, апеллируют лишь к одному его разделу - объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. В современных документах это звучит немного иначе, что сути не меняет. Так, Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы6 констатируется: в 2011-2013 годах планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций Российской Федерации.
Вместе с тем и сегодня нет четкого представления о том, по каким критериям и основаниям определять имущество, необходимое для выполнения государственных функций и полномочий, а какое имущество следует приватизировать. Исходя из узкого и плоского представления о государствен-
ных функциях как написании циркуляров и доведения их до подчиненных в государственной собственности могут находиться лишь канцелярские столы бюрократов разных уровней. Однако если для начального периода приватизации недостаточная ясность вопросов отнесения имущества к федеральной собственности была в какой-то степени извинительной, то сохранение неопределенности при решении вопросов приватизации государственного имущества спустя 20 лет после ее начала уже не может быть объяснено недостатком опыта.
Отсутствие теории функций государства, следование российских политиков крайне либеральным взглядам на экономику государства не оставляют государственной собственности шансов на выживание в более или менее отдаленной перспективе.
Первоначально классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации (включая категории объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена) была определена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». После масштабного акционирования государственных предприятий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721[12] эта классификация была конкретизирована постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 года № 949 «О перечне акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже». Общее количе-
6 Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 2102-р.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ство акционерных обществ, пакеты акций разных размеров которых закреплялись в федеральной собственности, составляло 2 799. Перечень таких обществ, утвержденный аналогичным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 784, сократился в 4 раза - до 697 акционерных обществ.
Статья 6 принятого 21 декабря 2001 года Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» потребовала закрепления ограничений на приватизацию стратегических предприятий в виде утверждаемого Президентом Российской Федерации соответствующего списка. Но только 4 августа 2004 года Указом Президента Российской Федерации № 1009 [19] был утвержден первый перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. К этому моменту прошло уже 12 лет с начала приватизации государственного имущества. Список состоял из двух частей:
1) федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (514 предприятий);
2) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (549 акционерных обществ).
За 8 лет, с момента утверждения до даты написания настоящей статьи, указанный список 127 раз подвергался изменениям.
В итоге по состоянию на 9 июня 2012 года учтено 138 федеральных государственных предприятий и 56 акционерных обществ (включая 10 концернов, 10 корпораций и ряд других интегрированных структур). Выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сообщил: «В этом году я подписал Указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий7. По моему поручению Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний». Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, о котором упомянул Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, утверждается: «В 2011-2013 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации» [16].
Однако приватизация государственной собственности - не та сфера, где «смелость города берет». Последствия необоснованного принятия государственных решений в области приватизации могут стать катастрофичными для государства, с точки зрения его существования. Так, Председатель общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации И. Корот-ченко, выступая 22 февраля 2012 года на заседании круглого стола «Российская армия: сегодняшний день и перспективы», обратил особое внимание на судьбу комплекса научно-производственного объединения (НПО) «Алмаз» (ныне головное системное конструкторское бюро (ГКСБ) «Алмаз-
7 Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2010 года № 762 «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009».
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Антей»), которое полностью лишилось своего имущества, создаваемого страной в течение полувека. Оно перешло в частные руки, в результате чего система ПВО - ПРО пятого поколения С-500 испытывается не на собственных, а на арендуемых площадях. «В собственности ГСКБ фактически остался только центральный подъезд главного здания с мемориальной доской академику Расплетину. Все остальное - левое и правое крыло центрального здания, расположенного на Ленинградском проспекте в Москве, а также производственные и технологические корпуса - находится в частном владении и сдается в аренду, в том числе иностранным фирмам», - рассказал Корот-ченко8.
Это закономерный результат того, что в начале 90-х годов прошлого века в России победили сторонники быстрой приватизации. Несмотря на готовность законодательной власти к широкомасштабной приватизации государственной собственности и принятие целого ряда нормативных актов, создающих условия для ее проведения, приватизация, какой ее видел Верховный Совет Российской Федерации, во многом сохранявший социалистические представления о справедливости раздела государственной собственности между гражданами, не укладывалась в планы мгновенного ее перекраивания в пользу узкой группы лиц, разработчики и носители которых находились в рядах органов исполнительной власти, прежде всего аппарата Президента Российской Федерации, а также Госкомимущества.
Победа была выхвачена силой. Началась новая история России. Историческая правда состоит в том, что началась она не 12 июня 1991 года, а 3 октября 1993 года. Если не признать факта свершившейся революции 1993 года, то нельзя признать легитимность всех последующих органов власти России. Но если вопрос легитимно-
сти власти в Российской Федерации после 1993 года давно не обсуждается, то вопрос легитимности приватизации государственной собственности начала 1990-х годов, ставшей возможной в результате смены законодательных органов власти, снова возник спустя 20 лет после ее проведения.
Выступая в ходе предвыборной кампании 9 февраля 2012 года на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, премьер-министр и кандидат в Президенты Российской Федерации В.В. Путин инициировал обсуждение этого самого болезненного вопроса истории новой России. В.В. Путин отметил, что тема приватизации до сих пор остается одной из самых острых в Российской Федерации и значительная часть общества выступает за пересмотр ее итогов; тема легитимности приватизации 1990-х годов должна быть закрыта, для этого нужно придумать соответствующий механизм. «Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то. Нам вместе с вами надо над этим подумать. Я думаю, что и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь. Мы должны прямо сказать, что существующее в обществе отношение к предпринимателям, к институту частной собственности коренится не только в советском прошлом, хотя это, безусловно, так, это оттуда к нам еще пришло, но и в том, что происходило в 90-е годы. Мы с вами много говорили на этот счет, когда бизнес нередко сводился к простому дележу государственного пирога»9.
Подхватив обсуждаемую тему, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин напомнил об экспертноаналитическом докладе Счетной палаты «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы». Доклад имел достаточно общий характер, в ряде случаев не содержал конкретных вы-
8 URL: http://www.bfm.ru/realty/2012/02/22/neobhodimo-proverit-zakonnost-privatizacii-zdanij-opk.html
9 URL: http://ria.ru/economy/20120209/561233230.html
^36^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
водов, однако и в таком сглаженном виде оказался нежелательным, поскольку давал повод для потенциально опасных дискуссий. Кроме того, сроки давности многих приватизационных сделок не прошли, совершение ряда крупных сделок по приватизации федерального имущества было еще впереди. Доклад Счетной палаты Российской Федерации мог стать прецедентом для создания нежелательных препятствий в реализации приватизационных планов. Итоги 10 лет приватизации планировалось обсудить на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, однако это заседание было отменено. Доклад вышел отдельной книжкой ограниченным тиражом и с тех пор пылится на полках узкого числа специалистов10.
В первый год массовой приватизации, в 1992 году, было приватизировано с оплатой в денежной форме 46 815 предприятий. Казна с этого получила 0,04 миллиарда рублей (в масштабе цен, действовавших с января 1998 года). Для сравнения в Чехии, распродав 25 тысяч предприятий, включая самые мелкие лавочки, государство получило 3,2 миллиарда долларов11.
Давая интервью Российской газете 16 февраля 2012 года, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин отметил, что «еще в 2003 году Счетная палата закончила исследование итогов той приватизации. И сделали два очень важных вывода. Первый - приватизация в то время была проведена по наихудшему из всех возможных сценариев... Прямо говоря, полумошеннически была проведена приватизация. Безусловно, та цель, которая ставилась перед ее началом, - создание среднего класса, переход на рыночную экономику, создание более эффективных предприятий, способных составить конку-
ренцию западным компаниям, - достигнута не была. В итоге более 60 процентов производств были обанкрочены, вторая по размерам экономика мира упала почти на 100 позиций. Ни одна страна мира, включая государства Восточной Европы, такой приватизации не проводили. Второй вывод: приватизация в основном проходила по законам, действовавшим в стране на тот момент. Поэтому ставить вопрос о пересмотре ее итогов было бы некорректно. Более того, у многих предприятий поменялись собственники, производства стали эффективными»12.
Касаясь вопроса компенсации, С.В. Степашин сказал: «В принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах и что они стоили на самом деле. Но сделать это, сразу предупреждаю, будет непросто. Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос через судебные процедуры, подключить независимые органы финансового контроля, в том числе Счетную палату. Мы готовы вместе все посчитать»13.
Наибольшее количество вопросов при обсуждении проблемы легитимности приватизации 1990-х годов касалось залоговых аукционов. В уже упоминавшемся аналитическом докладе Счетной палаты Российской Федерации проблема залоговых аукционов отдельно не рассматривалась. Однако упоминание о незаконном их проведении в тексте доклада есть: «Вопреки статье 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год», устанавливающей, что в текущем году при приватизации досрочная продажа закрепленных в федеральной собственности пакетов акций нефтяных компаний, созданных и создаваемых в соответствии с указами Президента Российской Федерации
10 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 19932003 годы : экспертно-аналитическое мероприятие / руководитель рабочей группы - председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. М. : Издательство «Олита», 2004.
11 URL: http://www.gazeta.ru/column/bovt/4006697.shtml
12 URL: http://www.rg.ru/2012/02/16/stepashin-site.html
13 URL: http://top.rbc.ru/economics/17/02/2012/638170.shtml
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
и постановлениями Правительства Российской Федерации, не осуществляется, Госкомимущество России выставило в 1995 году на инвестиционные конкурсы (торги) и залоговые аукционы пакеты акций нефтяных компаний «Юкос», «Лукойл», «Сиданко», «Сургутнефтегаз» и других»14.
Следует отметить, что залоговые аукционы 1995 года применялись в качестве механизма приватизации не только названных завидных промышленных гигантов, но еще и таких, как «Норильский никель», «Сибнефть». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 года № 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» в целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования федеральных пакетов акций было принято решение о проведении в IV квартале 1995 года аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии в целях обеспечения поступления в федеральный бюджет на 1995 год средств от использования принадлежащего государству имущества. Проведенное ранее массовое акционирование предприятий создало широкий рынок акций крупнейших хозяйственных обществ.
При проведении залоговых аукционов правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им взамен во временную собственность пакеты акций. На основании Указа Президента Российской Федерации № 889 Госкомимуществом России был определен перечень предприятий (первоначально их было 29, потом до конца 1995 года из них было исключено 8 предприятий)15, пакеты акций которых были выставлены на аукционы на
право закрепления договоров кредита, залога этих акций и комиссии. С 4 ноября по 28 декабря 1995 года Министерство финансов Российской Федерации заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров.
Из 11 распоряжений Госкомимущества России по вопросам, связанным с организацией и проведением залоговых аукционов в целом, в открытом доступе в электронных нормативных базах («Консультант», «Гарант») находятся лишь 6 распоряжений (все подписаны временным исполняющим обязанности председателя Госкомимущества России А.Р. Кохом). При этом единственным доступным распоряжением, касающимся условий проведения конкретного аукциона, является распоряжение от 20 октября 1995 года № 1518-р о проведении в четвертом квартале 1995 года аукциона на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности 45 процентов акций АООТ «Нефтяная компания «ЮКОС» и комиссии одновременно с инвестиционным конкурсом по продаже 33 процентов акций АООТ «Нефтяная компания «ЮКОС». Способом обеспечения обязательств заявителя для участия в аукционе и инвестиционном конкурсе определено депонирование 350 миллионов долларов США на счетах Министерства финансов Российской Федерации в Центральном банке Российской Федерации. (В скобках уместно отметить, что 19 декабря 2004 года 76,79 процента акций «Юганскнефтегаза» - дочерней компании НК «ЮКОС» были проданы Федеральной службой судебных приставов на аукционе за 9,3 миллиарда долларов малоизвестной компании ООО «Байкалфинансгрупп», ко-
14 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 19932003 годы : экспертно-аналитическое мероприятие / руководитель рабочей группы - председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. М. : Издательство «Олита», 2004. С. 52.
15 Кроме НК «ЮКОС», в этом перечне находились НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», АО «Новолипецкий меткомбинат», «Норильский никель», Братский ЛПК, Новороссийское морское пароходство и другие известные российские предприятия.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
торая через несколько дней была куплена государственным ОАО«Роснефть»16.)
Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность банков, участвовавших в аукционах. Реализация предмета залога (пакетов акций) осуществлялась в соответствии с договорами комиссии, заключавшимися Российским фондом федерального имущества с победителями аукционов. При этом продажа комиссионером находящихся в федеральной собственности акций, переданных в залог, должна была осуществляться любым из способов, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации, по выбору комиссионера, кроме инвестиционных торгов.
Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что, с юридической точки зрения, невозврат государством кредита не означал автоматического перехода права собственности на пакеты акций от государства к банкам. Только один юридический момент связан с вступлением в действие с 1 января 1995 года части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда (статья 249), а реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов. И только при объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом (статья 350).
Непроведение требуемых законом процедур по реализации заложенного имущества объективно свидетельствует об от-
сутствии заинтересованности государства в возвращении заложенных активов. Внимательное юридическое рассмотрение обстоятельств, связанных с осуществлением залоговых аукционов, могло бы позволить при наличии политической воли поставить вопрос о признании таких сделок недействительными по основаниям статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (недействительность мнимой и притворной сделок).
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284.
2. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: kremlin.ru/ news/14453
3. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 30 января 2012 года.
4. Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР : Закон РСФСР от 3 июля 1991 года № 1529-1.
5. Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий : Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 341.
6. Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации : Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 66.
7. О несостоятельности (банкротстве) предприятий : Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 года № 3929-1.
8. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.
9. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992
16 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE_%DE%CA%CE%D1 %E0
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
№ 1 (136) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
года № 2980-1.
10. О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года № 1531-1.
11. Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности : Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 631.
12. Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества (вместе с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа) : Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721.
13. О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914.
14. URL: http://www.jur-portal.ru/work.pl?
act=law_read&subact=1149931&id=318195, http://www.librero.ru/article/writeup/obmen valut/denegnaa_macca.htm
15. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1.
16. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011- 2013 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 2102-р.
17. О перечне акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже : постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 года № 949.
18. О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже : постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 784.
19. Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ : Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009.
20. О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009 : Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2010 года № 762.
21. URL: http://www.bfm.ru/realty/2012/02/ 22/neobhodimo-proverit-zakonnost-privati zacii-zdanij-opk.html
22. URL: http://ria.ru/economy/20120209/
561233230.html
23. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы : экспертно-аналитическое мероприятие / руководитель рабочей группы - председатель Счетной палаты Российской Федерации
С. В. Степашин. М. : Издательство «Олита»,
2004.
24. URL: http://www.gazeta.ru/column/bovt/ 4006697.shtml
25. URL: http://www.rg.ru/2012/02/16/ste-
pashin-site.html
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
26. URL: http://top.rbc.ru/economics/17/02/ 2012/638170.shtml
27. О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности : Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 года № 889.
28. Об акциях АООТ «Нефтяная компания «ЮКОС» : распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по
управлению государственным имуществом от 20 октября 1995 года № 1518-р.
29. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4% E5%EB%EE_%DE%CA%CE%D1%E0
30. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
31. Демографический ежегодник России 2007. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B07_16/IssWWW.exe/Stg/01-02.htm
Продолжение в следующем номере журнала
к -к
к
Повышение юридическихзнаний
ООО «АКТУАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
+7 (916) 656 42 07
shestakova.ekaterina@gmail.com
www.lawedication.ru
Е.В. Шестакова - генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук
Имущественная поддержка некоммерческих организаций
Документ представляет интерес для некоммерческих организаций
30 декабря 2012 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которое вступает в силу с 19 января 2013 года.
В документе устанавливается порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.
В перечень могут быть включены только нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и свободные от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией).
Формирование перечня осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В перечень вносятся сведения о нежилом помещении, содержащиеся в решении уполномоченного органа о включении нежилых помещений в перечень, а также следующие сведения:
1) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;
2) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения:
а) вид ограничения (обременения);
б) содержание ограничения (обременения);
в) срок действия ограничения (обременения);
г) информация о лицах (если имеются), в пользу которых установлено ограничение (обременение):
• полное наименование;
• местонахождение;
• основной государственный регистрационный номер;
• идентификационный номер налогоплательщика;
3) реестровый номер федерального имущества;
4) день принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень.
Возмещение при страховании имущества пассажиров
Информация представляет интерес для пассажиров
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1378 установлены правила оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по доПродолжение на с. 53