Научная статья на тему 'Приватизация: неновые принципы'

Приватизация: неновые принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2006
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ / ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются этапы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации, приводится характеристика современного этапа преобразования государственной собственности в крупные интегрированные бизнес-группы. Обосновывается противоречивость предлагаемых новых принципов приватизации действующему законодательству в вопросе принадлежности новых собственников приватизируемых активов российской юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизация: неновые принципы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

8. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

9. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.

10.Селютина Л.Г. Формирование маркетинговых инвестиционных решений в системе управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 28. № 1. С. 5-10.

© Скаринский К.О., Сидоренко Е.Н., 2016

УДК 338.2

Смирнова Ирина Викторовна,

д.э.н., профессор СПбГЭУ Санкт-Петербург, РФ Е-mail: smirnovaiv23@mail.ru

ПРИВАТИЗАЦИЯ: НЕНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ Аннотация

В статье рассматриваются этапы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации, приводится характеристика современного этапа преобразования государственной собственности в крупные интегрированные бизнес-группы. Обосновывается противоречивость предлагаемых новых принципов приватизации действующему законодательству в вопросе принадлежности новых собственников приватизируемых активов российской юрисдикции.

Ключевые слова

Приватизация государственного и муниципального имущества, этапы приватизации, цели приватизации.

Приватизация как специальное основание прекращения права государственной или муниципальной собственности, наступающее по решению собственника о возмездной передаче принадлежащего ему имущества в собственность физических и юридических лиц [12], развивалась в России по этапам.

Первая программа приватизации государственных и муниципальных предприятий была утверждена 26 декабря 1991 года указом Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Этой программой приватизации на 1992 год было предусмотрено четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

На первом этапе приватизации (1992-1994 гг.), величина уставного капитала предприятий устанавливалась на основе балансовой стоимости основных средств по состоянию на 1 июля 1992 г [2]. Например, стоимость основных фондов (с учетом износа) РАО "ГАЗПРОМ" была определена в 237 млн. рублей, АО "Магнитогорский металлургический комбинат", составила 48,3 млн. руб., АО "Красноярский алюминиевый завод" - 25,1 млн. руб.[4].

В соответствии с реальной целью приватизации на ее первом этапе гражданам РФ были выданы приватизационные чеки, так называемые ваучеры, имеющие смысл свидетельства прав собственности. По действующему положению их надо было обменять на акции предприятий или вложить в чековые инвестиционные фонды до 1 июля 1994 г. Акции приватизированных предприятий были недооценены в десятки, а иногда и в сотни раз. Ведь балансовая стоимость основного капитала была прочно заперта номиналом ваучера в пределах 10 тыс. рублей при имевшей место в то время гиперинфляции.

По результатам первого этапа разгосударствления основная масса приватизируемых предприятий перешла их трудовым коллективам и чековым инвестиционным фондам, заинтересованным не в развитии производства, а в получении сиюминутных выгод. Приобретение крупных пакетов акций осуществлялось и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

с целью их последующей перепродажи для получения разницы между реальной стоимостью акции и стоимостью, определенной в ходе акционирования. При этом предприятие не только не получало эффективного собственника, но сталкивалось с оттоком инвестиций, т.к. средства направлялись на выкуп акций в пользу администрации.

Однако в результате чековой приватизации закончилась монополия государственной собственности в экономике и появилась возможность внедрить основы рыночной экономики. Результатом этого этап стало привлечение в российскую экономику значительных объемов иностранных инвестиций и внедрение российской экономики в существующую систему мировых хозяйственных связей.

На втором этапе приватизации (1995-97гг.) величина уставного капитала предприятий устанавливалась по данным баланса на 1 января 1994 г.[11], с учетом переоценки по состоянию на 1.07.92 г.[8]. Результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1.01.94 г. в расчет величины уставного капитала не принималась [9], а начальная цена продажи предприятий устанавливалась в пределах не ниже 70% и не более 2- х кратной величины уставного капитала [5]. Например, Химкинское НПО «Энергомаш» оценили в 1,8 млн. долл., в то время как его реальная цена составляла минимум 150 млн. Так приватизировалось 277 из 606 учреждений оборонной науки и многие предприятия ВПК [1].

Важным достижением этого этапа является формирование основ рынка недвижимости, и в частности, рынка земли под приватизированными предприятиями.

В 1998 году начался третий этап приватизации, который привел к смене приоритетов приватизации. Новая модель приватизации в России предусматривала радикальное повышение эффективности деятельности предприятий и экономики в целом на основе создания значительного количества эффективных собственников, активного привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, развития фондового рынка, рационализации структуры государственной собственности. Методы приватизации предприятий стали дифференцированными, зависящими от их ликвидности.

В декабре 2001 года в Российской Федерации был принят новый Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП) в РФ

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число приватизированных 491 444 302 260 366 217 276 228 136 107

имущественных комплексов

государственных и муниципальных

унитарных предприятии, единиц

Число хозяйственных обществ, 396 386 254 225 355 215 254 225 136 107

созданных в результате преобразования

государственных и муниципальных

унитарных предприятий1^ единиц

в том числе по формам 112 97 73 23 140 97 117 68 20 15

собственности:

федеральная

субъектов 200 245 109 127 86 55 74 101 58 50

Российской Федерации

муниципальная 84 44 72 75 129 63 63 56 58 42

Источник: Росстат

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#

Сегодня у государства в собственности находятся крупнейшие коммерческие банки, институты развития, госкорпорации и другие организации, казенные предприятия, работающие на рынке и получающие прибыль.

В частности, государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 2410-700Х

управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по ее обязательствам. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица введена ФЗ "О внесении дополнения в ФЗ "О некоммерческих организациях" от 8 июля 1999 г.

В последние годы созданы государственные корпорации в форме интегрированных структур (включающих ОАО и ФГУП).

Интегрированные бизнес-группы (ИБГ) — межфирменные объединения промышленных и финансовых организаций, основанные на формальных юридически закрепленных и/или неимущественных аффилированных отношениях и созданные в целях реализации экономических, политических и иных внеэкономических интересов его собственников.

Стратегические предприятия - федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. На сегодня в РФ таких предприятий насчитывается около 130 [7]:

Стратегические акционерные общества - открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Очевидно, что значительное количество госкорпораций связано с риском произвольного распоряжения их руководителями гигантскими государственными средствами, не подкрепленным реальной ответственностью за результаты своей работы. В результате такие руководители начинают управлять государственными коммерческими организациями как личными фирмами по собственному усмотрению. Приватизация воспринимается ими как возможность узаконить это личное управление.

В 2016 г. заканчивается реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 N° 1111-р и осуществляемого в соответствии с государственной программой «Управление федеральным имуществом», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327. Однако ее выполнение нельзя назвать успешным (рис.1).

1200

1000

981

в включено в прогнозный план

в подлежит продаже

в доступно к продаже

в опубликовано (выставлено на торги) в продано

О

Рисунок 1 - Выполнение Программы приватизации [6]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Программа приватизации предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы дополнен 426 объектами федеральной собственности. Эти объекты были включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы и не были приватизированы [2].

В 2016 г. государство планирует новую волну приватизации, в основе которой должны лежать обозначенные президентом РФ принципы [10]:

- публичности;

- учета конъюнктуры и тенденций рынка при реализации госимущества, т.е. не должно быть продаж акций за бесценок;

- недопустимости использования при приватизации госкредитов и офшоров, т.е. новые собственники приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции.

По мнению С.Глазьева, на таких принципах, если сравнивать с 90-ми годами, приватизация в России еще не проводилась [10].

С этим утверждением нельзя не согласиться, но если обратиться к действующему с 2001 г. «Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества", то все вышеназванные принципы уже закреплены этим законом. В частности тезис о публичности приватизации закреплен в статье 2 закона «Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества», в которой говорится: приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необходимость учета конъюнктуры и тенденций рынка при реализации госимущества отражено в Статье 12 «Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества»: начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

ФЗ от 29.07.1998 № 135-Ф3 (ред. от 13.07.2015) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подразумевается, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержится требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

В соответствии с Федеральными стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, — рыночная стоимость наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции...

Что касается последнего тезиса о том, что новые собственники приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции, то данное положение противоречит статье 5 Закона о приватизации: покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 %. Необходимо отметить, что законом установлены ограничения участия в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Однако данное ограничение не связано с использованием при приватизации госкредитов и офшоров, и его реализация должна быть сопряжена с необходимостью внесения изменений в федеральный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

закон о приватизации.

Таким образом, «новая волна» приватизации в России начнет осуществляться на основе старых, но не забытых и хороших принципов. Главное, чтобы они выполнялись. Список использованной литературы:

1. Балковой А.Ю. Способы оценки объектов интеллектуальной собственности: http://joumal.safbd.ru/sites/default/files/articles/sifbd-2005-1_100-104.pdf

2. В план приватизации на 2014-2016 годы внесены более 400 объектов: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/govProperty/20140821

3. Закон РСФСР от 3.05.1991 г. " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 123-ФЗ.

4. Московский Комсомолец от 5.03.99 г. №42 (18.052). Бизнес-карта №25-1, М., 1996.

5. Основные Положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, 1994.

6. Отчет о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2014 год: http://www.rosim.ru/press/260351

7. Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/187281/#block_1000#ixzz40GVumR7A

8. Постановление Правительства РСФСР от 14.08.1992 г. №595. Переоценка основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., М.1997.

9. Указ Президента РСФСР от 10.01.1993 г. №8. Постановление Правительства РСФСР от 25.11.1993 г. № 1233. Основные Положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, 1994.

10.Фаляхов Р. Для распродажи госактивов найдут окно: http://www.gazeta.ru/business/2016/02/01 /8052317.shtml

11. Федеральный закон от 29.07.1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

12. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества"

© Смирнова И.В., 2016

УДК 339

Соклаков Андрей Александрович

к.э.н., доцент кафедры внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права Курской академии государственной и муниципальной службы

г. Курск, Российская Федерация E-mail: 090404@rambler.ru Остапчук Марина Владимировна студент 5 курса специальности «Таможенное дело» Курской академии государственной и муниципальной службы

г. Курск, Российская Федерация E-mail: marina.ostapchuk.2017@mail.ru

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрен механизм администрирования таможенных платежей в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.