SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 343.983.25
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-201-206 EDN: https://elibrary.ru/GCRXUT NIION: 2007-0083-1/24-425 MOSURED: 77/27-005-2024-01-625
Современные проблемы применения интегративного знания при установлении механизма дорожно-транспортного происшествия
Анастасия Сергеевна Шутова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Целью работы является изложение проблематики использования интегративного знания в транспортно-трасологических исследованиях при установлении механизма дорожно-транспортного происшествия. Констатируется междисциплинарный характер исследований и появление новых объектов, обладающих разнородными свойствами, что в совокупности с тенденциями интеграции и дифференциации научного знания способствуют пересмотру и дополнению существующих компетенций в перечне экспертиз.
Ключевые слова: транспортно-трасологические исследования, интегративное знание, механизм дорожно-транспортного происшествия, междисциплинарный характер, компетенция и компетентность эксперта
Для цитирования: Шутова А. С. Современные проблемы применения интегративного знания при установлении механизма дорожно-транспортного происшествия // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 201-206. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-201-206.
Original article
Modern problems of the application of integrative knowledge in establishing the mechanism of a traffic accident
Anastasia S. Shutova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The purpose of the work is to present the problems of using integrative knowledge in transport and tracological research when establishing the mechanism of an accident. The interdisciplinary nature of research and the emergence of new objects with heterogeneous properties are stated, which, together with the trends of integration and differentiation of scientific knowledge, contribute to the revision and addition of existing competencies in the list of expertise.
Keywords: transport and tracological research, integrative knowledge, the mechanism of a traffic accident, interdisciplinary nature, competence and competence of an expert
For citation: Shutova A. S. Modern problems of the application of integrative knowledge in establishing the mechanism of a traffic accident. Criminological Journal. 2024;(1):201-206. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-201-206.
Постановка проблемы
Установление механизма дорожно-транспортного происшествия предполагает проведение комплекса достаточно сложных разнонаправленных исследований, требующих высоких профессиональных навыков эксперта. Необходимо констатировать, что в аспекте рассматриваемого вопроса пределы компетентности эксперта - транспортного трасолога определены не-
достаточно четко. Механизм ДТП, являясь объектом транспортно-трасологического исследования, предполагает применения интегративного знания, сочетающего в себе необходимые специальные познания в области трасологии, автотехники и материаловедения. Анализ последних исследований и публикаций Последние научные издания по заявленной тематике опубликованы в следующих трудах:
© Шутова А. С., 2024
• Майлис Н. П. Прогнозирование трасологии как нового класса судебных экспертиз. // Материалы вузовской юбилейной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Р. С. Белкина и юбилеям его учеников. Сб. «Ученые-криминалисты и их роль в совершенствовании научных основ уголовного судопроизводства» Ч.1. М., 2007. С. 326;
• Судебная экспертиза. Курс общей теории / Т. В. Аверьянова. М. : Норма, 2008. 480 с.;
• Россинская Е. Р., Галяшина Е. И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М. : Проспект, 2010. 464 с.
• Криминалистическое исследование отделившихся частей транспортных средств : учебно-практическое пособие / О. А. Харламова, М. В. Беляев, М. А. Четвергов. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.
• Предварительное исследование материальных следов на месте дорожно-транспортного происшествия: монограф. / Л. Б. Сыромля, В. Н. Хру-сталев; Дальневост. юрид. ин-т МВД России. Хабаровск : РИО ДВЮИ МВД России, 2018.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы
Транспортно-трасологическое исследование может осуществляться как одним специалистом, обладающим достаточным уровнем специальных знаний, так и группой лиц, специализирующихся каждых на конкретном направлении в рамках комплексного исследования. При условии существования проблемы нехватки квалифицированных специалистов в области производства транспортно-трасологических исследований представляется приоритетным и целесообразным единоличное проведение экспертиз и исследований данного вида путем освоения и применения интегративного знания экспертом-трасологом.
Формулирование целей статьи
Повышение эффективности производства транс-портно-трасологических исследований, проводимых в рамках установления механизма дорожно-транспортного происшествия, посредством применения интегративного научного знания на примере анализа выступающих элементов автомобиля «Тойота Камри» поколения (XV50) Рестайлинг и его отделившихся частей. Определение границ компетенции и личной компетентности, а также объема необходимых специальных знаний эксперта - транспортного трасолога.
Согласно статистическим данным с начала 2022 г. зарегистрировано 103 912 дорожно-транспортных происшествий (далее по тексту - ДТП), в которых погибли или были травмированы люди. ДТП имеют большую общественную значимость. В ДТП погиб 11 501 человек и 130 698 получили травмы. Наиболее массовыми видами ДТП явились столкновение транспортных средств (45,5 %) и наезд на пешехода (26,6 %) [1]. При общем незначительном снижении количества ДТП за 2022 год на территории Российской Федера-
ции, в 31 субъекте наблюдается рост показателей аварийности. В общем объеме преступлений, уголовные нарушения правил дорожного движения составляют 4,1 % от общего количества [2].
В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. под ДТП следует понимать событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [3].
Исходя из приведенного определения, необходимо констатировать, что установление механизма ДТП выступает «ключом» для выявления многих обстоятельств, имеющих уголовно-правовое значение. В частности, во время осмотра места происшествия по факту ДТП необходимо установить:
1. Место и время совершения ДТП;
2. Всех участников и свидетелей ДТП;
3. Определить направление движения транспортных средств и иных участников до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге);
4. Место первоначального контакта;
5. Динамику движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в том числе и ТС);
6. Следовую картину происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения.
Для получения достаточного объема криминалистически значимой информации при расследовании дел о ДТП при проведении следственных и процессуальных действий необходимо привлечение сведущего лица, обладающего интегративным специальным знанием в области транспортно-трасологических исследований.
В аспекте рассматриваемой темы под интегратив-ным знанием, по нашему мнению, следует понимать синтезированное селективное знание из областей фундаментальных и прикладных наук в целях формирования теоретической и методологической основы междисциплинарных отраслей научного знания, в частности, таких как транспортная трасология. Интеграция в данном случае определяется с точки зрения комплексного подхода к формированию системного, целостного знания, ориентированного на профессиональную деятельность эксперта.
При ДТП в результате контактного взаимодействия ТС между собой и с объектами окружающего мира на их поверхностях образуется множество материальных следов различной природы, образующих в комплексе следовую картину, являющуюся целостным источником криминалистически значимой информации.
Применение интегративного знания при установлении механизма ДТП и при производстве транспор-тно-трасологических исследований имеет ряд причин:
Во-первых, синтез взаимодополняющих знаний из смежных наук способствует выработке познавательных средств и методов высокого уровня, способству-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
jSglL
мю
ющих исследованию разнородных свойств, сложных современных объектов. Появление новых объектов исследования является следствием активно идущего научно-технического прогресса. Для понимания всего видового многообразия возможных объектов транс-портно-трасологического исследования, имеющих значение при установлении механизма ДТП, считаем необходимым привести классификацию следов по способу образования: следы от колес автотранспорта, гусениц тракторов, лыж и саней (для безрельсового транспорта), а также от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы горюче-смазочных материалов, груза, стекла, загрязнений). Всестороннее исследование данных объектов предполагает использование знаний не только изолированно в рамках трасологии, автотехники или материаловедения, необходим системный и целостный подход.
Во-вторых, применение интегративного знания специалистом транспортным трасологом является решением проблемы нехватки, таких специалистов как автотехники и материаловеды. По статистическим данным ежегодно в России происходит около 147 000 ДТП (среднее значение за 3 года начиная с 2019 г.) при расследовании дел, по большей части из которых, требуется участие сведущего лица в области транспортной трасологии. На сегодняшний день обеспечить квалифицированными кадрами все случаи производства следственных действий по делам о ДТП не представляется возможным, учитывая масштабы и особенности регионов страны, а также проблематику укомплектованности штата многих экспертно-криминалистических подразделений. Применение интегративного знания единолично специалистом-трасологом способствует оптимизации деятельности экспертно-криминалистических подразделений при сохранении высокой эффективности работы.
В-третьих, по общему правилу, в ходе осмотра мест происшествий по делам о ДТП для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела и постановки вопросов эксперту привлекается специалист - лицо, обладающее специальными познаниями в конкретной области знания. Необходимо отметить, что преобладающее большинство, участвующих в следственных действиях специалистов, компетентны, как правило, только в области производства криминалистических видов экспертиз. По нашему мнению, компетенции эксперта-криминалиста в условиях современной реальности недостаточно для эффективного привлечения его в качестве специалиста по делам о ДТП. Применение интегративного знания может значительно расширить возможности деятельности специалиста при осмотре мест происшествий по делам о ДТП и повысить качество последующих проводимых транспортно-трасологических исследований. Инди-
видуальный характер транспортно-трасологических исследований взамен комплексной экспертизе также способствует созданию единого методологического и терминологического аппарата и сокращению сроков производства их производства.
Таким образом, нами обозначена современная проблематика процесса установления механизма ДТП, решением которой, по нашему мнению, может стать расширение компетенции эксперта трасолога путем освоения им интегративного знания и как следствие повышение уровня его компетентности.
Говоря о компетентности эксперта трасолога, особое внимание следует уделить анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих данную область общественных отношений. На сегодняшний день производство транспортно-трасологических исследований входит в компетенцию экспертов экспертно-криминалистических подразделений МВД России и Минюста России. Перечень родов и видов экспертиз, проводимых в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России, утвержден Приказом МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-крими-налистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [4]. Аналогичный перечень в Минюсте России учрежден Приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» [5].
Важной особенностью является следующее: в приказе, регламентирующем судебно-экспертную деятельность Минюста России, в рамках трасологиче-ской экспертизы имеется уточнение, что в отношении следов транспортных средств исследование заключается в транспортно-трасологической идентификации. Решение диагностических задач в отношении следов транспортных средств всецело возложено на эксперта-автотехника. соответственно компетенция «транс-портно-трасологическая диагностика» размещена в разделе автотехнической экспертизы.
По нашему мнению, данное ограничение компетентности экспертов значительно усложняет процесс установления механизма ДТП, экспертом-трасологом. Проведение объективного, всестороннего и полного исследования следов транспортных средств, осуществляемого с использованием современных достижений науки и техники предполагает выделение транспор-тно-трасологической экспертизы (как в части диагностики, так и идентификации) в отдельное направление.
При анализе положений приказа, регламентирующего перечень родов (видов) экспертиз, проводимых в МВД России, установлено, что в рамках трасоло-гической экспертизы проводится исследование сле-
дов транспортных средств. При этом законодатель не ограничивает компетенцию эксперта решением только идентификационных задач. Представляется, что эксперт-трасолог в данном случае, обладая инте-гративным знанием, может единолично решать, как диагностические, так и идентификационные задачи, входящие в его компетенцию. Однако следует констатировать, что на сегодняшний день в территориальных экспертно-криминалистических подразделениях на практике реализация диагностического исследования и решение вопроса по установлению механизма ДТП, в большинстве случаев, является прерогативой эксперта автотехника.
Мы согласны, что задачи диагностического характера, явно выходящие за пределы компетенции эксперта трасолога, например, для решения которых требуются физико-математические вычисления, использование специализированного программного обеспечения и т. д. относятся к компетенции эксперта автотехника. К таким задачам, например, относится определение скорости движения ТС до момента столкновения, технической возможности предотвратить ДТП, момента возникновения опасной ситуации и др.
Задачи по установлению скоростного режима движения автомобиля, места и угла столкновения транспортных средств, взаимного положения транспортных средств до момента столкновения и в момент столкновения в полной мере могут решаться трасологом. несмотря на то, что в соответствии с вышеуказанным приказом МВД России, данные задачи решаются экспертом автотехником при проведении исследований следов на транспортных средствах и месте ДТП в рамках транспортно-трасологической диагностики.
В качестве примера использования интегрированного знания, повышающего эффективность транспор-тно-трасологических исследований, нами предложен метод фотографического моделирования. Данный метод базируется на применении знаний криминалистической фотографии в совокупности с компьютерными навыками, включающими в себя возможность работать с растровыми изображениями в графических редакторах.
Нами предлагается при сопоставлении повреждений на исследуемых ТС. В данном случае особый интерес представляет наложение одномасштабных изображений передней части автомобиля тойота «Камри» и боковой части автомобиля «Рено Логан»1 (рис. 1). Нами продемонстрировано возможное расположение следов от передней части автомобиле «Камри» на боковой части автомобиля «Логан». В результате проведенного наложения установлено, что основная следовая картина будет сконцентрирована на боковых дверях «Логан» с соответствующими частичными конфигурациями, формами передних элементов
1 В данном случае «Рено Логан» взят как типовой вариант модели легкового автомобиля.
«Камри». Наглядно просматривается расположение выступа
Рис. 1. Фотографическое моделирование локализаций следов от выступающих частей автомобилей
Основным следообразующим объектом в данном случае являются скрытые усиленные балки правого и левого лонжеронов «Камри», которые могут образовать значительные повреждения в нижней части «Рено Логан».
Рис. 2. Фотографическое моделирование локализаций следов от выступающих частей автомобилей
Следующим способом интеграции знаний в деятельность эксперта транспортного трасолога является использование возможностей современных технологий. По нашему мнению, на сегодняшний день наиболее перспективным направлением в повышении эффективности проведения транспортно-трасологических исследований является применение 3Д-сканирующих устройств. Нами получена 3Д-модель фрагмента переднего крыла и переднего бампера, а также воздухозаборника, парктроника и омывателя фары автомобиля «Камри» при помощи 3Д-сканера. На рис. 3 нами представлено наложение полученной модели в инвертированном виде на боковую дверь автомобиля «Рено Степвей». Данный способ позволяет наглядно продемонстрировать особенности вогнутого следа на
2 Особенно актуально при наличии статических следов, т. е. вследствие блокирующего столкновения.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
jSglL
мю
поверхности двери при контакте следообразующих частей автомобилей «Камри» со «Степвей».
Рис. 3. 3D-сканирование как способ моделирования (сопоставления) частей исследуемых автомобилей
К преимуществам применения 3Д-моделирования и сканирования в транспортно-трасологических исследованиях относится:
• наглядность и проверяемость полученных результатов;
• возможность проведения экспериментов без видоизменения объектов исследования;
• возможность детального всестороннего изучения объектов путем их вращения, приближения в любой плоскости и положении.
С точки зрения рассмотрения интеграционного знания в рамках подготовки кадров представляется, что освоение специалистами синтезированных знаний расширяет возможности проводимых исследований. В качестве положительного примера реализации освоения интегративного знания на этапе обучения экспертов-криминалистов можно привести программы подготовки курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В данном случае процесс обучения будущих экспертов не ограничивается изучением криминалистических видов экспертиз. Интеграция знаний осуществляется посредством введения в курс подготовки дополнительных дисциплин таких как «Исследование маркировочных обозначений», «Транспортно-трасологическая диагностика», «Криминалистическая экспертиза веществ материалов и изделий». В совокупности знания, полученные в процессе обучения, позволяют проводить на практике комплексные междисциплинарные исследования одним квалифицированным специалистом.
Актуальным направлением дальнейших исследований в данной области представляется определение пределов компетенции и компетентности эксперта транспортного трасолога, выявление объема решаемых задач и формирование организационно-методических основ подготовки кадров.
Таким образом, мы пришли к выводу, что освоение
и применение интегративного знания специалистами, в области трасологии для установления механизма ДТП -это необходимость, диктуемая потребностями практики и активно идущим научно-техническим прогрессом. Транспортно-трасологические исследования являются одним из видов междисциплинарных исследований, для проведения которых следует применять интегративное знание. Интеграция в данном случае имеет не только теоретическое значение, но и большую практическую значимость, так как способна решить комплекс проблем, существующих на сегодняшний день.
Список источников
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БЦ БДД МВД России», 2022.
2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-август 2022 года // URL://https://мвд.рф/reports/ item/32515852/
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 29 ноября 2021 г., с изм. от 27 октября 2022 г.) «О безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 (ред. от 30 мая 2022 г.) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспер-тно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистиче-ских подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») (Зарег. в Минюсте России 23 августа 2005 г. № 6931) // СПС «Кон-сультантПлюс».
5. Приказ Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 (ред. от 28 декабря 2021 г.) «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» (Зарег. в Минюсте России 29 января 2013 г. № 26742) // СПС «КонсультантПлюс».
References
1. Road traffic accident rate in the Russian Fédération for 6 months of 2022. Informational and analytical review. M. : Scientific Center for Road Traffic Safety, 2022.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
2. Brief characterization of the state of crime in the Russian Federation for January-August 2022 // URL://https://мвд.рф/reports/item/32515852/
3. Federal Law of December 10, 1995 No. 196-FZ (ed. of November 29, 2021, as amended on October 27, 2022) «On Road Safety» // LRS «ConsultantPlus».
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of June 29, 2005, No. 511 (ed. May 30, 2022) «Issues of Organization of Forensic Expertise Production in Expert Forensic Units of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» (together with «Instruction on Organization of Forensic Expertise Production in Expert Forensic Units of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation», «List of Genera (Types) of Forensic Expertise Produced in Expert Forensic Units of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation») (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on August 23, 2005) // LRS «ConsultantPlus».
5. Order of the Ministry of Justice of Russia from December 27, 2012 No. 237 (ed. from December 28, 2021) «On approval of the List of genera (types) of forensic examinations performed in federal budgetary forensic institutions of the Ministry of Justice of Russia, and the List of expert specialties for which the right of independent production of forensic examinations in federal budgetary forensic institutions of the Ministry of Justice of Russia» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on January 29, 2013 No. 26742) // LRS «ConsultantPlus».
Библиографический список
1. Криминалистическое исследование отделившихся частей транспортных средств : учебно-практическое пособие / О. А. Харламова, М. В. Беляев, М. А. Четвергов. М. : Московский
университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.
2. Предварительное исследование материальных следов на месте дорожно-транспортного происшествия: монограф. / Л. Б. Сыромля, В. Н. Хрусталев; Дальневост. юрид. ин-т МВД России. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2018.
3. Совершенствование системы криминалистического описания объектов. Справочное пособие. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021.
4. Транспортно-трасологическая экспертиза: учеб. пособие для вузов / И. В. Киселевич, Т. В. Демидова, М. В. Беляев. М. : Издательство Юрайт, 2017 г.
Bibliographic list
1. Forensic investigation of separated parts of vehicles : an educational and practical manual / O.
A. Kharlamova, M. V. Belyaev, M. A. Chetvergov. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2018.
2. Preliminary investigation of material traces at the scene of a traffic accident: monograph / L.
B. Syromlya, V. N. Khrustalev; Far East. jurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Khabarovsk : Editorial and Publishing Department of the Far Eastern Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018.
3. Improvement of the system of forensic description of objects. Reference manual. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2021.
4. Transport and tracological expertise: textbook. Manual for universities / I. V. Kiselevich, T. V. Demidova, M. V. Belyaev. M. : Yurayt Publishing House, 2017.
Информация об авторе
А. С. Шутова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author A. S. Shutova - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 13.06.2023.
The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 13.06.2023.