Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1453
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
АВТОПЕРЕВОЗКИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТИРОВКА / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карцев Григорий Павлович

В настоящее время технический прогресс развивается настолько стремительно, что очень тяжело идти нога в ногу со временем. Развитие технологий не обошло стороной и транспортную инфраструктуру. Перевозки автомобильным транспортом являются одними из самых востребованных во всем мире ввиду их мобильности и универсальности. Поэтому организация перевозок и движения автомобилей в целом является актуальной проблемой в настоящее время. В статье рассмотрены современные проблемы организации международных автотранспортных перевозок и их возможные пути решения. Рассмотрены проблемы перевозок, возникшие из-за распространения новой коронавирусной инфекции, а также последствия, повлекшие за собой наложенные странами ограничения. Автором приведены основные тенденции мировой логистики и предложены пути решения вывода логистической отрасли из кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT

Currently, technical progress is developing so rapidly that it is very difficult to keep up with the times. The development of technologies has not spared the transport infrastructure. Transportation by road is one of the most popular all over the world due to their mobility and versatility. Therefore, the organization of transportation and the movement of cars in general is an urgent problem at the present time. The article considers the modern problems of the organization of international road transport and their possible solutions. The problems of transportation that have arisen due to the spread of a new coronavirus infection, as well as the consequences that have led to restrictions imposed by countries, are considered. The author presents the main trends in global logistics and suggests ways to solve the withdrawal of the logistics industry from the crisis situation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

УДК 656.13.572

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Карцев Григорий Павлович, студент, Научный руководитель: Коротких Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук,

старший преподаватель; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В настоящее время технический прогресс развивается настолько стремительно, что очень тяжело идти нога в ногу со временем. Развитие технологий не обошло стороной и транспортную инфраструктуру. Перевозки автомобильным транспортом являются одними из самых востребованных во всем мире ввиду их мобильности и универсальности Поэтому организация перевозок и движения автомобилей в целом является актуальной проблемой в настоящее время. В статье рассмотрены современные проблемы организации международных автотранспортных перевозок и их возможные пути решения. Рассмотрены проблемы перевозок, возникшие из-за распространения новой коронавирусной инфекции, а также последствия, повлекшие за собой наложенные странами ограничения. Автором приведены основные тенденции мировой логистики и предложены пути решения вывода логистической отрасли из кризисной ситуации.

Ключевые слова: автоперевозки; мультимодальные перевозки; международные автомобильные перевозки; транспортировка; компьютерное моделирование; пандемия; ограничения; логистика.

MODERN PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL

ROAD TRANSPORT

Karcev Grigorij Pavlovich, student, Scientific supervisor: Korotkih Yuliya Sergeevna, Candidate of Economic Sciences; Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: Currently, technical progress is developing so rapidly that it is very difficult to keep up with the times. The development of technologies has not spared the transport infrastructure. Transportation by road is one of the most popular all over the world due to their mobility and versatility. Therefore, the organization of transportation and the movement of cars in general is an urgent problem at the present time. The article considers the modern problems of the organization of international road transport and their possible solutions. The problems of transportation that have arisen due to the spread of a new coronavirus infection, as well as the consequences that have led to restrictions imposed by countries, are considered. The author presents the main trends in global logistics and suggests ways to solve the withdrawal of the logistics industry from the crisis situation. Keywords: road transport; multimodal transport; international road transport; transportation; computer modeling; pandemic; restrictions; logistics.

Для цитирования: Карцев, Г. П. Современные проблемы при организации автотранспортных международных перевозок / Г. П. Карцев. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 8 (60). -С. 10-15. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-8-60-2021/8-60-2021/

For citation: Karcev G.P. Modern problems in the organization of international road transport // Scince without borders, 2021, no. 8 (60), pp. 10-15.

Подход к объектам обеспечения товародвижения выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы практической деятельности. Системное исследование - закономерная необходимость научно-технического прогресса, позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука.

Стремительное технологическое развитие коснулось и транспортной инфраструктуры: теперь, чтобы поехать в другую страну или перевезти туда груз, не нужно тратить несколько недель, а то и месяцев, как это было в XVIII веке. Сейчас на автомобильном транспорте это займёт несколько суток, максимум пару недель.

Всё это стало возможно благодаря появлению автомобиля, совершенствованию устройства его конструкции, скоростных и грузоподъемных качеств, улучшению дорожного полотна, созданию различных навигационных систем и т.д.

Роль автомобильного транспорта в мировой экономике нельзя недооценивать, так как данный вид транспорта является одним из наиболее перспективных и развивающихся, и что немаловажно - является одним из самых востребованных ввиду их мобильности и универсальности. Организация перевозок и движения грузовых автомобилей в целом является актуальной проблемой как с научной, так и с практической точки зрения.

Основным приоритетом в выборе вида транспорта для перевозки груза является доставка груза в срок «от двери до двери». Такую возможность можно осуществить только при перевозке груза на автомобильном транспорте. Несмотря на то, что ави-

ационный транспорт является самым быстрым, тем не менее перевозчики ограничены аэропортами, где затрачивается много времени и средств на осуществление перевозки.

Однако некоторые типы грузов нецелесообразно будет перевозить только с помощью автомобильного транспорта по причине ограниченной грузоподъемности, временных и денежных затрат. Поэтому в логистической отрасли распространены мульти-модальные перевозки.

Мультимодальная перевозка -транспортировка грузов по одному договору, выполненная, как минимум, двумя видами транспорта. Для начала рассмотрим пассажирские международные автомобильные перевозки, чтобы в дальнейшем на них не останавливаться, т.к. они занимают не столь значительный сегмент в экономике, как грузоперевозки [1].

Выделяют 2 типа пассажирских международных автомобильных перевозок:

1) регулярные;

2) нерегулярные.

Регулярные характеризуются предварительной согласованностью маршрута следования. Нерегулярные осуществляются без соответствующих разрешений, предусмотренных договорами, но при этом они должны иметь списки пассажиров, что сокращает время прохождения таможенных проверок на границе, облегчает работу миграционных служб.

Проблемами данного типа перевозок являются составление расписания с учётом всех остановок и острая нехватка подвижного состава с необходимыми комфортно-техническими характеристиками. Теперь наиболее подробно разберём международные

автомобильные грузоперевозки.

Первая проблема связана с организацией мультимодальных грузоперевозок. На практике очень тяжело согласовать работу нескольких видов транспорта. Необходимо чётко скоординировать движение подвижного состава таким образом, чтобы два вида транспортных средств были на месте в момент погрузочно-разгрузочных работ.

Вторая проблема связана с отсутствием постоянного маршрута транспортировки. Происходит это по причине того, что перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов, как правило, является разовым заказом.

Поэтому каждый раз приходится разрабатывать новые пути следования с учётом особенностей груза, климатических условий, рельефа и прочих факторов при помощи компьютерного моделирования. Данным видом деятельности занимаются логистические компании, специализирующиеся в данной области [2].

Третья проблема заключается в юридически-правовых трудностях.

Во-первых, затруднения возникают при пересечении границы на таможне. Эта процедура отнимает слишком много времени и требует представления определённой документации. В рейтинге «таможенных процедур», составленном Всемирным банком, Российская Федерация получила 2,2 балла из 5 возможных. В большинстве своём данные затруднения образуются по причине отсутствия общих правил и режима ответственности, действующих независимо от того, у какого звена мультимодальной перевозки произошла утрата, задержка или повреждение груза. Конечно, сейчас действуют КДПГ, свод Гаага-Висбийских и Рот-

тердамских правил [3, 4], но единоуста-новленной системы в настоящее время нет. Данная проблема отсутствует между странами, входящими в ЕАЭС (РФ, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). Эти страны могут свободно вести обмен товарами и услугами.

Во-вторых, при передаче груза другому виду транспорта необходимо соблюсти все тонкости заполнения товарно-транспортных накладных и других документов, что тоже в свою очередь отнимает время и несёт за собой ответственность со стороны перевозчика.

Четвертая проблема состоит в особенностях рельефа и различных климатических условий. Территория России занимает в основном северные широты, что обязательно нужно учитывать при организации перевозки.

Возможные пути решения поставленных проблем.

1) Развитие технологий сетевого компьютерного моделирования, увеличение его базы данных;

2) Обеспечение контроля транспортировки груза на всём пути следования;

3) Совершенствование дорожного полотна, систем дорог и увеличение парка автомобилей-тягачей грузоподъемностью до 250 т;

4) Упрощение прохождения таможенных процедур;

5) Автоматизация по созданию маршрутов при помощи различных навигационных систем (например, GPS) [5, 9];

6) Анализ, мониторинг и обмен опытом с другими странами в области автомобильных международных перевозок.

Данные мероприятия сократят время следования транспортного сред-

ства до пункта назначения, уменьшат расход топлива и в целом улучшат качество предоставляемых услуг [6, 8].

Несмотря на вышеприведенные проблемы в области международных перевозок, в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции мировая логистика и обеспечение цепочки поставок товаров и готовой продукции претерпели серьезные проблемы.

Так, в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании.

Несмотря на поддержку логистических операций со стороны Правительства РФ в виде налоговых каникул, отсрочки по выплате кредитов и субсидий, наблюдается снижение импорта и экспорта товаров из стран Евросоюза и России соответственно. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.

Ставки из Российской Федерации в страны СНГ (особенно в Казахстан) поднялись примерно на 50 %. Отгрузки в Молдавию и Сербию закрыты на период карантина, в том числе и для коммерческого транспорта. Приоритет или «зеленый коридор» для въезда во все страны отдаётся для грузового транспорта с продуктами питания и медицинскими товарами.

Из-за сложившейся ситуации в настоящее время можно выделить основные тенденции в области логистики:

1. Из-за дополнительных санитарных проверок на границах возникают задержки в поставках товаров. Водители массово вынуждены соблюдать карантинные ограничения. Падает оборачиваемость автотранспорта, возникает нехватка грузов из-за остановки производств, падения покупательского спроса.

2. Сложившаяся ситуация привела к необходимости сокращения частоты отправок отдельных рейсов и перестройки маршрутов.

3. Самым сложным для российских автоперевозчиков направлением является Италия. Девять из десяти водителей из России отказываются ехать в эту страну. Из-за дефицита транспорта стоимость перевозок выросла на €1-1,5 тыс. за рейс. По остальным странам Европы не наблюдается каких-либо сложностей, связанных с отказом водителей совершать перевозку. Срок автомобильной доставки из стран ЕС в РФ сократился.

4. Организации экономят и не хотят обновлять собственный автопарк, что повлечет за собой спрос на ремонт и ТО транспортных средств.

Для преодоления текущего кризиса необходимо оперативно анализировать и применить все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий, что потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью. В условиях выхода ми-

ровой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним

из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астахова, В. Ю. Зарубежный опыт организации мультимодальных и интермодальных перевозок / В. Ю. Астахова. - Текст : непосредственный // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2009. - № 1. - С. 54.

2. Приходько, В. М. Моделирование интермодальных перевозок грузов на основе управляемых сетей / В. М. Приходько, С. Н. Сатышев, П. Л. Трегубов. - Текст : непосредственный // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2014. - № 3 (38). - С. 45.

3. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транс-

портом (КДПГ). Заключена 19.05.1956 г. в Женеве. Вступила в действие с 02.07.1961 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/56_0kdpg/

4. Коротких, Ю. С. Международные перевозки / Ю. С. Коротких. - М.: Автограф, 2018. - 250 с. - Текст : непосредственный.

5. Коротких, Ю. С. Современные технологии международных перевозок / Ю. С. Коротких. - Текст : непосредственный // В сборнике: Доклады ТСХА, 2019. - С. 23-25.

6. Коротких, Ю. С. Теория транспортных процессов и систем / Ю. С. Коротких, Н. Н. Пуляев. - М.: ООО «Автограф», 2018. - 201 с. - Текст : непосредственный.

7. Куцев, Н. С. Логистика как основная составляющая в организациях по перевозке грузов / Н. С. Куцев. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2020. - № 8 (48). - С. 45-49. "

8. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/

9. Чутчева, Ю. В. Основы логистики / Ю. В. Чутчева, Ю. С. Коротких. - М.: Автограф, 2018. - 86 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Astahova V.Yu. Zarubezhnyj opyt organizacii mul'timodal'nyh i intermodal'nyh perevozok

[Foreign experience in the organization of multimodal and intermodal transport]. Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2009, no. 1, p. 54.

2. Prihod'ko V.M., Satyshev S.N., Tregubov P.L. Modelirovanie intermodal'nyh perevozok gruzov na osnove upravlyaemyh setej [Modeling of intermodal cargo transportation based on managed networks]. Vestnik Moskovskogo avtomobil'no-dorozhnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (MADI), 2014, no. 3 (38), p. 45.

3. Konvenciya OON o dogovore mezhdunarodnoj perevozki gruzov avtomobil'nym transportom (KDPG). Zaklyuchena 19.05.1956 g. v Zheneve. Vstupila v dejstvie s 02.07.1961 g. [UN Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road (CMR). Signed on 19.05.1956 in Geneva. Entered into force on 02.07.1961.]. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/56_0kdpg/

4. Korotkih, Yu.S. Mezhdunarodnye perevozki [International transportation]. Moscow, Avtograf, 2018, 250 p.

5. Korotkih Yu.S. Sovremennye tekhnologii mezhdunarodnyh perevozok [Modern technologies of international transportation]. V sbornike: Doklady TSKHA, 2019, pp. 23-25.

6. Korotkih Yu.S., Pulyaev N.N. Teoriya transportnyh processov i sistem [Theory of transport

processes and systems]. Moscow, OOO «Avtograf», 2018, 201 p.

7. Kucev N.S. Logistika kak osnovnaya sostavlyayushchaya v organizaciyah po perevozke gruzov [Logistics as the main component in cargo transportation organizations]. Nauka bez granic, 2020, no. 8 (48), pp. 45-49.

8. Logisticheskie trendy 2020-2021 goda: vliyanie pandemii COVID-19 na perevozki. [Logistics trends of 2020-2021: the impact of the COVID-19 pandemic on transportation]. Available at: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/

9. Chutcheva Yu.V., Korotkih Yu.S. Osnovy logistiki [Basics of logistics]. Moscow, Avtograf, 2018, 86 p.

Материал поступил в редакцию 18.08.2021

© Карцев Г.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.