Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СООБЩЕНИЯ РОССИЯ-КИТАЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СООБЩЕНИЯ РОССИЯ-КИТАЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1208
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКСПЕДИЦИЯ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МОРСКОЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудеснова М.В., Шепелин Г.И.

В данной статье рассматриваются основные понятия и вопросы организации мультимодальных перевозок, товарооборот между Россией и Китаем, изменение номенклатуры поставок в современных условиях, схемы перевозок из Китая, проблемные вопросы развития мультимодальных перевозок.This article discusses the basic concepts and issues of the organization of multimodal transport, trade turnover between Russia and China, changes in the nomenclature of supplies in modern conditions, transport schemes from China, problematic issues of the development of multimodal transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СООБЩЕНИЯ РОССИЯ-КИТАЙ»

2005.- 672с.

5. Проектирование электроснабжение промышленных предприятий. НТП ЭПП-94. - М.: ВНИКПИ Тяжпромэлектропроект, 1994. - 67с.

© Цуканов И.Р., Мишин В. В., 2021

УДК 656.61

М.В. Чудеснова

студентка 4 курса АВТ (РУТ (МИИТ)),

г. Москва, РФ Г.И. Шепелин

канд. экон. наук, доцент АВТ (РУТ (МИИТ)),

г. Москва, РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СООБЩЕНИЯ РОССИЯ-КИТАЙ

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные понятия и вопросы организации мультимодальных перевозок, товарооборот между Россией и Китаем, изменение номенклатуры поставок в современных условиях, схемы перевозок из Китая, проблемные вопросы развития мультимодальных перевозок.

Ключевые слова: мультимодальные перевозки, экспедиция, контейнерные перевозки, морской и железнодорожный транспорт, перспективы развития.

Annotation:

This article discusses the basic concepts and issues of the organization of multimodal transport, trade turnover between Russia and China, changes in the nomenclature of supplies in modern conditions, transport schemes from China, problematic issues of the development of multimodal transport.

Key words:

Multimodal transportation, freight forwarding, container transportation, sea and rail transport, development prospects.

В настоящее время экономика различных стран тесно связана с разделением производства и организацией транспортных связей между ними.

Рынок транспортных услуг даже в условиях отдельных кризисных явлений ежегодно растёт, поэтому роль транспорта в экономических связях внутри страны и международных постоянно увеличивается.

К транспорту предъявляются требования по надёжности, бесперебойности, ритмичности, повышению скорости перевозки, а также доставки «точно в срок» без потерь и с минимальной стоимостью перевозки.

Важной проблемой для транспорта в настоящее время является организация логистических систем управления перевозками с взаимодействием различных видов транспорта, а также развитие транспортной инфраструктуры со строительством терминальных комплексов и портов, обеспечивающих мультимодальные перевозки и интермодальные технологии.

Доставка груза от продавца к покупателю не всегда может быть осуществлена одним видом транспорта в силу географической расположенности компании-отправителя и компании получателя. Мультимодальная перевозка - это транспортировка товара с задействованием нескольких видов

транспорта, при этом договор заключается между двумя сторонами: поставщиком и логистической компанией [1]. Именно в мультимодальной перевозке проявляется роль экспедитора как лица, связующего всех участников процесса. Именно от экспедитора, контролирующего данную перевозку, зависят сроки и качество оказания услуги [9].

Мультимодальность как понятие относится и к транспортной инфраструктуре и к транспортным средствам и грузовым единицам, а также к терминалам и управлению.

Эффективность мультимодальных перевозок в значительной степени зависит от правильности планирования маршрута. Чтобы избежать непредвиденных простоев, транспортному оператору необходимо тщательно просчитать график движения каждого вида транспорта с учетом времени, требуемого для остановки в пунктах перегрузки и стоянками в пути.

В настоящее время мультимодальные перевозки являются одним из приоритетов транспортной политики.

Смешанные перевозки органично вписываются в получившую в последние годы большое практическое применение концепцию логистики, которая подразумевает при доставке грузов осуществление принципов "точно в срок" (Just In Time) и "от двери до двери" (Door-to-Door), применяя для этого укрупнение грузовых мест (грузы в контейнерах, пакетах и т.п.).

Любая мультимодальная перевозка требует принятия определённых форм взаимодействия видов транспорта, поэтому для её организации требуется комплексное развитие всех видов транспорта, а также терминального и складского хозяйства, таможенной инфраструктуры, технологий информационного и телекоммуникационного обеспечения и страхового сопровождения грузов [2].

Для мультимодальных перевозок важным является наличие крупных транспортных узлов с наиболее полным сервисом для обслуживания транспортного процесса. Развитие контейнерных перевозок способствует расширению мультимодальных сообщений, развитию транспортной экспедиции. В США более 20% перевозок осуществляется с помощью экспедиции, в Европе около 70%. В России и за рубежом экспедиторские компании имеют разветвлённую сеть своих представительств во многих городах стран мира.

Для РФ морской транспорт - важная составная часть транспортной системы, обеспечивающая внешнеэкономические связи нашей страны, прежде всего со странами, не имеющими с Россией общей сухопутной границы и в сообщениях, с которыми возможно использование морских путей. Важную роль играет морской транспорт и в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, обеспечивая жизнедеятельность регионов.

Основная доля речных грузопотоков сегодня приходится на Европейскую часть РФ в системе ЕГС с растущей ролью внешнеторговых и транзитных потоков в корреспонденции с КНР. Современный уровень производства продукции в Китае обеспечивает колоссальные объемы грузов, которые распространяются по всему миру. Для России последние 11 лет Китай неизменно является основным торговым партнёром [6].

На фоне глобального снижения деловой активности из-за ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса, экспорт из России в Китай за 2020 год составил $49.1 млрд, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14.4%.

Импорт в Россию из Китая за 2020 год составил $54.9 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +1.42%

Несколько изменилась номенклатура взаимных поставок: увеличился импорт китайской фармацевтической продукции, моющих средств, смазочных материалов, мебели и предметов коллекционирования, антиквариата. Выросли закупки мяса и пищевых мясных субпродуктов, керамических изделий, готовых текстильных изделий, произведенных в России. Помимо роста российских поставок черных металлов, парфюмерных и косметических средств, бумаги и картона, изделий из бумажной массы увеличился экспорт фармацевтической продукции, печатных книг, газет и других изделий полиграфической промышленности.

Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 1 квартале 2021 года составила 18,1% против 17,2% в аналогичном периоде 2020 года [5]. По доле в российском товарообороте в 1 квартале 2021 года Китай

занял 1 место (в 1 квартале 2020 года - также 1 место).

Структура импорта России из Китая: машины, оборудование - 60,58%; продукция химической промышленности - 11,09%; текстиль, обувь - 9,74%; металлы и изделия из них - 6,83%; продовольственные товары - 2,26%.

Структура экспорта России в Китай: минеральные продукты - 67,5%; древесина - 7,94%; продовольственные товары - 7,9%; металлы - 7,56%; продукция химической промышленности - 4,46%; машины, оборудование - 3,54%.

Развитие терминально-логистической инфраструктуры, сопряженной с сетью железных дорог по оси Китай - ЕАЭС - ЕС, решает задачи обеспечения современными логистическими услугами грузоотправителей и грузополучателей как на внутренних перевозках, так и на внешнеторговых, включая транзитные.

На практике чаще всего перевозка грузов из Китая осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом из-за значительной протяженности сухопутной границы между странами. Также часть пути товарные контейнеры могут транспортировать по морю, если это экономически обосновано. Такой подход позволяет сократить время и расходы на транспортировку за счет выбора наиболее короткого пути и выгодного способа доставки.

Предлагаются следующие схемы перевозок из Китая:

- EXW, когда все транспортные расходы оплачивает покупатель, то есть получатель груза;

- CIF, когда получатель оплачивает перевозку одним транспортом, а отправитель рассчитывается за другой вид транспорта. Продавец сам решает все вопросы, связанные с доставкой товаров из Китая: от организации логистики до прохождения таможенной очистки и оплаты всех расходов;

- FOB, когда равнозначно делятся расходы на транспортировку, сопровождение и документальное оформление. Вариант, в котором доставка до «борта» входит в зону ответственности продавца, а весь дальнейший путь - в зоне ответственности покупателя. Этот способ мультимодальной доставки карго из Китая наиболее распространен [4].

Доставка грузов из Китая в Россию морским транспортом - востребованная услуга. Товар упаковывается в 20- или 40-футовые контейнеры и на корабле отправляется в пункт назначения. На корабле можно одновременно перевозить несколько тысяч контейнеров с грузом. Стоимость рейса распределяется между всеми товарами на борту, поэтому цена доставки килограмма минимальна. Это самый дешевый способ доставить товар из Китая в РФ.

В настоящее время именно морские грузоперевозки из Китая являются наиболее актуальным методом доставки товаров российским покупателям. По мере возможности такие поставки следует осуществлять из провинции Гуаньдун, в портах которой действует упрощённая форма растаможивания грузов - на остальной приморской территории таможенное оформление производится по стандартной процедуре. Такие поставки осуществляются либо в дальневосточные порты (Владивосток и Находка), либо на юге России - это Новороссийск [8], на северо-западе - это Санкт-Петербург, где производятся таможенные процедуры с российской стороны. Рентабельность таких грузоперевозок зависит от объёма партии товара и его характеристик, прежде всего габаритов - оба показателя должны быть достаточно большими. Перевозка груза, который не подлежит длительному хранению, таким способом невозможна. Китай - морская держава, причём наиболее густонаселённые территории как раз и сосредоточены вблизи морского побережья. Неудивительно, что в этой стране имеется свыше 2000 портов, из которых порядка трёхсот обладают статусом международных.

Для российских предпринимателей морские перевозки из Китая обладают следующими преимуществами: универсальностью - морем можно перевозить практически любые грузы: сыпучие, жидкие, твёрдые, находящиеся в газообразном состоянии; надёжностью - на транспортировку морем практически не влияют факторы загруженности трассы, характерные для автомобильных/ железнодорожных перевозок; невысокой стоимостью, что объясняется низким расходом энергоресурсов грузового морского транспорта; безопасностью - аварийность при морских перевозках на порядок ниже, повреждения товара при правильном укреплении контейнеров практически исключены.

Перевозка морским транспортам особо выгодна при транспортировке негабаритных грузов - в этом случае экономия достигается за счёт отсутствия расходов на получение разрешительной документации и поиск спецтехники для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Это связано с тем, что порты оборудованы самой современной крановой техникой, а для транспортировки крупных и массивных грузов могут использоваться специально оборудованные суда.

Впрочем, имеются у этого метода грузоперевозок и несколько очевидных минусов: низкая скорость доставки, которая из-за необходимости придерживаться графика отправки может достигать одного месяца; далеко не все страны граничат с морем, поэтому такой способ подходит не всем; при поставках в Россию большинство регионов расположено вдалеке от портов разгрузки, что требует использования других видов транспортных средств для доставки груза в конечный пункт; достаточно большой ассортимент товаров морским путём перевозить нельзя (продукты питания, цветы, грузы, требующие оперативной доставки).

Главная особенность автоперевозок по России - плохое состояние дорог, особенно в регионах, удалённых от центра. Обычно этот вид доставки комбинируют с другими. Поскольку в Китае с качеством дорожного полотна проблем практически нет, распространённой является схема, при которой от места дислокации поставщика до российской границы товар доставляется автотранспортом, а после оформления таможенных процедур перегружается в вагоны и дальше следует по Транссибирской магистрали.

Доля автомобильных перевозок из Китая в общем объёме грузопотока составляет 15 - 20%. Если пункт назначения расположен на расстоянии, превышающем 600 - 1000 километров, по российской территории груз предпочитают перевозить железной дорогой.

Авиаперевозки из Китая в Россию, несмотря на очевидную дороговизну этого способа в перерасчёте на единицу веса перевозимого груза, становятся всё более популярными по данному направлению, хотя во многие другие страны это один из самых безальтернативных способов грузоперевозок. Главное достоинство доставки воздухом - оперативность, особенно в случае, когда получатель географически расположен достаточно далеко.

Как уже отмечалось выше, большинство международных перевозок из Китая в Россию не обходится без применения комбинированных методов доставки. Вызвано это тем, что Китай граничит с РФ не со стороны самых экономически развитых регионов, поэтому прямые автомобильные поставки используются относительно редко. Все остальные виды имеют ограничения географического характера (морские, авиаперевозки и доставка ж/д транспортом), возможны не везде и только до промежуточного пункта -железнодорожной станции, морского порта, аэропорта. Для доставки до конечного пункта приходится использовать дополнительный транспорт, и зачастую - не один.

Стоит отметить, пандемия коронавируса нарушила обычные связи между производителями и потребителями во всем мире и внесла серьезные изменения в бизнес транспортных и логистических компаний. Пандемия СОУГО-19 изменила не только жизни многих людей, но и ситуацию на глобальном и местных рынках. Во всем мире произошло значительное сокращение производственных мощностей в связи с закрытием границ между странами и введением режима самоизоляции. Но можно отметить положительную сторону. Логисты отмечают, что в настоящее время мировым трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

Именно поездами перемещалась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов Китая. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. В феврале Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией. Уже с мая 2020 г. наблюдался высокий спрос на ж/д перевозки из Азии.

Удавалось решать и проблемы на морских линиях несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы. Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании.

Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для

противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск - потом окончание таможенных процедур». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.

Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.

Наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличение количества отправляемых сборных грузов. Существенные ограничения на авиаперевозки «перебросит» часть спроса со стороны грузовладельцев на перевозку сборных грузов. Развитие аутсорсинга научит игроков рынка «заполнять» транспортные средства и группировать отправки на взаимовыгодных условиях.

В логистике началась IT-революция. Стоит отметить использование IT-платформ для логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств [3].

Таким образом, эффективность мультимодальных перевозок обуславливается двумя главными факторами: во-первых, минимизацией расходов на перевалку грузов (большую роль здесь играет разумная концентрация грузопотоков); во-вторых, участием в мультимодальных перевозках экономически высокоэффективного вида транспорта, который на своем участке пути обеспечивает экономию затрат, значительно превышающую дополнительные расходы, вызванные необходимостью перевалки груза. Список использованной литературы:

1. Интернет ресурс: https://logisticos.ru/news/2020/10/1544 (дата обращения: 31.05.2021)

2. Учебное пособие. А.А. Гринев, Евреенова Н.Ю. Мультимодальные перевозки, М.: МИИТ 2013 - 175 стр.

3. Интернет ресурс: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения: 31.05.2021)

4. Мультимодальные перевозки из Китая: схемы, возможности, ошибки. Интернет ресурс: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce522c72ec77700b57dad98/multimodalnye-perevozki-iz-kitaia-shemy-vozmojnosti-oshibki-5d90aff7c05c7100b1f8a6bc (дата обращения: 31.05.2021)

5. Интернет ресурс: https://russian-trade .com/reports-and-reviews/2021 -05/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-1 -kvartale-2021-goda/ (дата обращения: 31.05.2021)

6. Интернет ресурс: https://ria.ru/20210129/torgovlya-1595101958.html (дата обращения: 31.05.2021)

7. Интернет ресурс: https://econom-trans.ru/strana/gruzoperevozki-iz-kitaya-v-rossiyu.html (дата обращения: 31.05.2021)

8. Интернет ресурс: Доставка морским транспортом из Китая https://stelspb.ru/vse-o-dostavke-morskim-transportom-iz-kitaja/

(дата обращения: 31.05.2021)

9. Мультимодальные контейнерные грузоперевозки из Китая в Россию. Интернет-ресурс: http://samlogist.ru/mul-timodal-ny-e-kontejnerny-e-gruzoperevozki-iz-kitaya-v-rossiyu/(датаобращения: 31.05.2021)

© Чудеснова М.В., Шепелин Г.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.