Научная статья на тему 'The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company'

The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTIC / TRANSPORT / MULTIMODAL TRANSPORTATION / CELLULOSE / IMPROVING THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Burkhanov Sergei Borisovich, Kucherenko Liliya Vladimirovna

The article is devoted to analysis of production activity of the “Don Logistic” company during the period 2011-2013. The authors have offered the option of using multimodal transport cellulose from Bratsk (Russia) to Shanghai (China) for the delivery improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Burkhanov Sergei Borisovich, Kucherenko Liliya Vladimirovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company»

The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company

Section 1. Logistics

Burkhanov Sergei Borisovich, Far Eastern Technical Fisheries University, Director of Maritime institute, Head of the Department «Operation and management of transport», Candidate of Economic Sciences E-mail: [email protected]

Kucherenko Liliya Vladimirovna, Far Eastern Technical Fisheries University, Doctor of technical sciences, Professor «Physics» Department E-mail: [email protected]

The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company

Abstract: The article is devoted to analysis of production activity of the “Don Logistic" company during the period 2011-2013. The authors have offered the option of using multimodal transport cellulose from Bratsk (Russia) to Shanghai (China) for the delivery improvement.

Keywords: logistic, transport, multimodal transportation, cellulose, improving the organization.

Бурханов Сергей Борисович, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Директор Мореходного института, Заведующий кафедрой «Эксплуатация и управление транспортом», Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Кучеренко Лилия Владимировна, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Профессор кафедры «Физика», Доктор технических наук, профессор E-mail: [email protected]

Анализ коммерческо-экспедиторской деятельности компании «Дон Логистик»

Аннотация: Статья посвящена анализу производственной деятельности компании Дон Логистик за 20112013 годы. Авторами предложен вариант использования мультимодальных перевозок целлюлозы из Братска (Россия) в Шанхай (Китай) с целью совершенствования доставки.

Ключевые слова: логистика, транспорт, мультимодальные перевозки, целлюлоза, совершенствование организации.

3

Section 1. Logistics

Развитие в России рыночных отношений, сопровождающихся расширением экономических связей и самостоятельностью хозяйствующих субъектов, усилением противоречий и конкуренции между отдельными видами транспорта, требуют применения принципиально новых подходов к решению национальных и региональных проблем развития транспорта [1, 1-2].

В основе таких подходов заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетного формирования интегрированных логистических транспортно-распределительных систем на всех уровнях (региональном, межрегиональном, транснациональном) [2, 3-4].

Транспорт выступает в качестве фактора создающего и организующего единое мировое экономическое пространство, т. к. он является инструментом товарообмена между отдельными регионами. Контейнерные перевозки являются наиболее перспективным направлением перемещения товаров [3, 62-68]. Для снижения потерь от неполного использования пропускной способности портов РФ необходима оптимизация деятельности терминалов в обработке контейнеров [4, 3-4].

Транспортные компании России формируют транспортную инфраструктуру отечественной экономики, её международные торговые связи, транзитный потенциал которых является ключевым фактором выхода России на траекторию экономического роста. Актуальность развития транспортной отрасли имеет большое значение, т. к. это связано с развитием мирового транспортного рынка, исторически благоприятными позициями России и ориентацией мировой экономики на евразийские транспортные потоки, где географическое расположение нашей страны даёт дополнительные преимущества [5, 5-6].

В работах некоторых исследователей [6, 4-5] рассматриваются законы и принципы развития транспорта, управленческие вопросы, направленные на повышение эффективности организации и обеспечения перевозок грузов, влияния логистического фактора на эффективность внешней торговли в условиях глобализации.

По мнению автора [7, 126-130] основной целью управления транспортно-экспедиторской деятельности является повышение качества обслуживания клиентов при условии оптимизации транспортных затрат.

Совершенствование системы транспортирования и внедрение новых технологий перевозки грузов является актуальным.

Объектом исследования данной работы является система организации перевозок транспортной

компании ООО «Дон Логистик» при использовании морского и наземного транспорта.

Цель настоящей работы: анализ производственной деятельности компании ООО «Дон Логистик» за период работы 2011-2013 годы, для совершенствования системы доставки экспортно-ориентированных грузопотоков посредством выбора варианта экономически обоснованной организации перевозки.

Приоритетное направление работы ООО « Дон Логистик» — смешанные перевозки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона с дальнейшей отправкой из порта выгрузки в города России. Компания организует доставку грузов по различным географическим направлениям, таким как импорт, экспорт, перевозки внутри страны, а также транзитные перевозки. Процентное соотношение за 2011-2013 гг. проэкспедиро-ваных грузов по направлениям представлено табл. 1. Таблица 1. - Объем перевозок по направлениям, %

Направление перевозок Годы

2011 2012 2013

Импорт 68,0 63,0 59,0

Экспорт 2,0 3,0 5,0

Каботаж 11,0 12,5 13,5

Транзит 19,0 21,5 22,5

Как видно из табл. 1 основной объем перевозок компании составляет импорт. Анализируя данные, следует отметить, что количество проэкспедированного груза в импортном направлении в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилось на 2 %, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом — на 4 %.

В то же время, каботаж в 2012 году вырос на 1,5 %, в 2013 году — на 1 %. Транзитные перевозки также имеют тенденцию к увеличению: в 2012 году — на 2,5 %, в 2013 году — на 1 %. Экспорт же составляет незначительную долю в общем числе перевозок и в 2012 году увеличился на 1 % по сравнению с 2011 г., а в 2013 году наблюдается увеличение на 2 %.

Объем перевозок компании в 2011 году составил 6 335 тонны, в 2012 году он снизился на 259 тонн (- 4,1 %) и составил 6 076 тонн. На снижение объема перевозок сказалось уменьшение количества отгрузки генеральных грузов и особенно контейнеров (- 9,9 %). В 2013 году объем перевозок компании снова увеличился в сравнении с 2012 годом до 6 540 тонн (увеличение составило 7,1 %), что так же выше показателей 2011 года.

Компания «Дон Логистик» помимо организации перевозок, так же выступает в роли агента. Соотношение по видам деятельности компании за 2011-2013 гг. проиллюстрировано на рисунке 1.

4

The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company

Экономические показатели работы предприятия отражены в таблицах 2 и 3. Экономические показатели показывают, что в целом предприятие работало стабильно и развивалось. Объемы производства на предприятии увеличивались в связи с ростом заказов. Предприятие работало рентабельно. Каждый год у компании наблюдается рост грузооборота и прибыли, исключением здесь может стать только 2012 год.

Наблюдается рост показателей, в особенности грузоперевозок, что доказывает правильность выбора пути развития компании.

Фонд оплаты труда, который включает сумму средств на оплату труда как промышленно-производственного, так и непромышленного персонала, вырос в связи с ростом заработной платы, что говорит об улучшении деятельности предприятия.

Таблица 2. - Экономические показатели работы предприятия

Наименование показателей 2011 год 2012 год 2013 год

Товарная продукция, тыс. руб. 16 539 37 644 62 177

Фонд оплаты труда работников, тыс. руб. 2 436 6 499 14 833

Выработка продукции на 1 работающего, тонн 92,3 71,4 86,6

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 20,3 54,2 85,6

Себестоимость продукции, тыс. руб. 14 201 35 784 50 363

Таблица 3. - Экономические показатели по 2013 году, тыс. руб.

Наименование показателей На начало 2013 года На конец 2013 года

Выручка от продажи товаров, работ, услуг 37 644 62 177

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 35 784 50 363

Прибыль от продаж 1 860 11 814

Чистая прибыль 1 488 9 451,2

Однако, как показывают данные, возрастали не только доходы, но и расходы, следовательно, компании ООО «Дон Логистик» необходимо искать дополнительные резервы улучшения работы компании.

Как показал анализ, рост себестоимости продукции компании оказался достаточно высоким. Было принято решение снизить себестоимость за счет экономии материальных затрат, топлива и энергии, использования менее ценного сырья и материалов, сокращения потерь от брака, улучшения организации производства и труда, трудовых мест рабочих.

Наряду с принятыми мерами по снижению себестоимости перевозок, компании было рекомендовано ориентироваться на привлечение нового грузопотока, диверсифицировать деятельность по видам

перевозок и наращивать экспортное направление грузоперевозок. Ставилась задача организации транспортировки груза от пункта происхождения через несколько пунктов перевалки до конечного пункта.

Мультимодальные, интермодальные, комбинированные перевозки сравнительно новый вид услуг, предоставляемых крупными перевозчиками — экспедиторами России, участникам внешне-экономической деятельности. Хотя, по сути, мультимодальные перевозки были вполне прогнозируемыми для ситуаций, когда при доставке груза по объективным причинам должны использоваться два, три и более вида транспорта.

Использовавшиеся ранее раздельные перевозки отдельными видами транспорта в большинстве

5

Section 1. Logistics

случаев оказывались сложными для грузоотправителя (или грузополучателя в зависимости от подписанного договора и условий доставки) из-за необходимости заключения двух и более договоров с отдельными перевозчиками, сложностью контроля над грузом в процессе доставки и дифференциации ответственности перевозчиков перед отправителем.

Выделяют следующие преимущества при организации мультимодальной перевозки:

- единый оператор, который ответственен за всю перевозку, обладающая всеми ресурсами для организации мультимодальных перевозок и осуществления контроля над ними;

- единый документ, по которому осуществляется комбинированная перевозка;

- совершенствование систем получения информации, позволяющих осуществлять контроль над доставкой груза и корректировать работу отдельных звеньев сложной транспортной системы.

Для совершенствования системы доставки экспортно-ориентированных грузопотоков авторами было предложено произвести расчеты по вариантам доставки грузов. В качестве примера организации нового вида транспортировки экономически обосновывалась система доставки целлюлозы из города Братск (Россия) в порт Шанхай (Китай). За базовый вариант принят традиционный ранее выполняемый компанией, когда груз предъявлялся к перевозке в пакетах массой 1600-1900 кг., а также перевозка в контейнерах. Полученные данные сведены в таблицу 4.

Таблица 4. - Основные показатели перевозок по вариантам

Показатели Традиционный (базовый) Контейнерный Операторский

Время доставки, сутки 37,3 28,3 24,0

в том числе:

- морской 11,8 6,5 6

- железнодорожной 25,5 21,8 18

Количество груза, тонн (TEU) 3 500 3500(250) 3500(250)

Погрузка в порту Шанхай, USD 24 500 20 000 20 000

Стоимость морской перевозки всего, USD 192 500 190 000 180500

Перевалка в порту Восточный, USD 56 080 33 750 32 500

Стоимость таможенного оформления, USD 200 500 200

Стоимость ж/д перевозки всего, USD 179820 195500 186 125

Оплата услуг посредников, USD 45 300 43 900 42 895

Общая стоимость перевозки, USD 498 400 483100 462 245

Сквозная ставка перевозки, USD/тонн (TEU) 142,4 138(1933) 132 (1849)

Таблица 5. - Время доставки груза по вариантам

Составляющая транспортного пути Время доставки по вариантам, сутки

Традиционный Контейнерный Операторский

Морской участок пути 6,3 3,0 3,0

Нахождение груза в порту 5,5 3,5 3,0

Ж/Д участок пути 25,5 21,8 18,0

Полное время доставки груза 37,3 28,3 24,0

Важное значение имеет оценка уровня тарифа смешанной перевозки. Оценка уровня тарифа (ставки) на сквозную перевозку производится в соответствии с тарифами отдельных видов транспорта и стоимостью посреднических услуг, выполняемых, при доставке груза, не по смешанной схеме, а раздельно.

Расчет экономического эффекта производится путем сравнения полученных ставок и времени доставки. Расчетное полное время доставки груза (табл. 5) было подтверждено фактическим временем доставки.

Смешанная перевозка только тогда конкурентоспособна, когда ее суммарная стоимость ниже суммы отдельно взятых тарифов по элементам перевозочного процесса.

Как видно из расчетов наиболее экономически выгодным по всем показателям для компании ООО «Дон Логистик» является операторский вариант организации смешанной перевозки целлюлозы из Российского Братска в порт КНР Шанхай.

Помимо фактора времени и стоимости доставки груза большое значение имеют такие факторы как

6

The analysis of commercial and forwarding activity of the “Don Logistic” company

сохранность груза в пути следования, уменьшение процедур оформления в каждом пункте перегрузки, упрощение для грузоотправителя самого процесса грузоперевозки. Использование услуг по операторскому варианту позволяет переложить всю ответственность за доставку груза и риски порчи и утраты на оператора, уменьшить сроки его доставки и упростить документальное оформление перевозки.

Практика показывает, что грузовладельцы предпочитают иметь дело с одним «сквозным»

оператором, обеспечивающим перевозки с полным набором сервисных услуг и контролем над перемещением груза на всем протяжении маршрута следования. Реализовать эти задачи может только компания — национальный оператор мультимодальных перевозок, которая в состоянии оперативно формировать сквозные конкурентоспособные тарифные ставки и тем самым создавать экономические предпосылки для увеличения объёмов экспортных перевозок грузов.

Список литературы:

1. Kal’chenko Ja. Ju., Nikonova Ja. I. Sovershenstvovanie dejatel’nosti transportno-jekspedicionnyh kompanij na Rossijskom rynke.//Materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj бэшт».//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum. ru/2015/1117/12249 (data obrashhenija: 20.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Golubchik A. M. Transportno-jekspeditorskij biznes: sozdanie, stanovlenie, upravlenie./A. M. Golubchik. - M.: TransLit, 2011. - 317 s.

3. Bondarenko N. P. Tamozhennyj monitoring i upravlenie riskami kontejnernyh perevozok na vodnom transporte./N. P. Bondarenko//Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2008. - № 1. - S. 62-68.

4. Kuznecov S. M. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija kontejnernymi perevozkami na morskom transporte Ros-sii: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk/Mosk. VINITI RAN. - M., 2011. - 24 s.

5. Potencial transportnyh korporacij Rossii na mirovom fondovom rynke: Monografija./Pod red. d-ra jekon. nauk I. P. Skobelevoj. - SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2014. - 159 s.

6. Nerush Ju. M. Transportnaja logistika: Uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata./Ju. M. Nerush, S. V. Sarkisov -M.: Jurajt, 2015. - 352 s.

7. Dmitriev A. V. Principy logisticheskogo menedzhmenta transportno-jekspeditorskoj dejatel’nosti./A. V. Dmi-triev//Vestn. AGTU. Ser. Jekonomika. - 2013. - № 1. - S. 126-130.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.