ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК
А.И. Гарбузова, студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10417
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия различных видов транспортных средств при организации перевозок. На сегодняшний день основная масса перевозок осуществляется с участием двух и более транспортных средств. В связи с отсутствием в российском законодательстве понятий «интермодальная» и «мультимодаль-ная» перевозка, используется термин «смешанная перевозка». В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия транспортных средств и недостатки в работе транспортных узлов, и их влияние на организацию перевозок. Решению вопросов взаимодействия и устранению причин неэффективности уделяется недостаточное внимание. Сдерживающим фактором развития является отсутствие единого инструментария оптимизации транспортных процессов.
Ключевые слова: виды транспорта, взаимодействие, смешанные перевозки, организация перевозок, транспортный узел.
Транспорт является важнейшим элементом хозяйственной жизни страны и для эффективного взаимодействия субъектов рынка требуется выбор оптимального вида транспорта или сочетание нескольких видов в зависимости от особенностей размещения контрагентов и наличия соответствующей инфраструктуры. Все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный (морской и речной), трубопроводный - имеют свои преимущества и недостатки. Наиболее важными аспектами при организации перевозки являются: тип перевозимого груза, грузоподъемность транспортного средства, расстояние, устойчивость к факторам внешней среды, наличие логистической инфраструктуры и стоимость перевозки.
За редким исключением, перевозка грузов осуществляется одним видом транспорта. Логистические компании в большей части занимаются организацией смешанных перевозок, которые рассматриваются как перемещение грузов различными транспортными средствами нескольких перевозчиков, независимо от нормативно-правовых, технологических и организационных аспектов транспортного процесса на основании единого транспортного документа, оформленного на весь маршрут
следования, с перевалкой груза с одного вида транспорта на другой в пункте перегрузки [1].
Помимо смешанной перевозки выделяют:
- интермодальную перевозку - перевозку, при которой применяется укрупненная грузовая единица, не требующая погрузо-разгрузочных операций при смене транспорта;
- мультимодальную перевозку - перевозку, в которой ответственность за перевозку на всем пути следования груза несет только одно лицо, оператор, и оформляется единый перевозочный документ.
На сегодняшний день, российское законодательство не содержит таких терминов как «мультимодальная» и «интермодальная» перевозки. Вместо этого используется термин «прямое смешанное сообщение» [4].
Причиной, по которой грузоотправители и грузополучатели прибегают к необходимости перевозки груза несколькими видами транспорта, является отсутствие подъездных путей в начале и конце маршрута. Следовательно, только автомобильный транспорт, при наличии дорог, имеет возможность доставить груз «от двери до двери».
Взаимодействие различных видов транспорта осуществляется в транспортных узлах, в которых происходит весь грузопоток, осуществляется перевалка грузов из одного транспортного средства в другой. В структуре стоимостных затрат на транспортировку грузов, погрузо-разгрузочные работы составляют значительную часть расходов.
Транспортные узлы в России имеют федеральный и региональный уровень. Место, в котором происходит стык транспортных путей, называется «терминал». В терминале осуществляются такие работы, как: маркировка, упаковка, складирование и хранение.
На сегодняшний день, транспортные узлы России не могут в полной мере обеспечить необходимый уровень взаимодействия видов транспорта. Основные недостатки в организации перевозок грузов несколькими видами транспортных средств представлены на рисунке 1.
К наиболее частым сочетаниям видов транспорта можно отнести:
- железнодорожный-автомобильный;
- морской-железнодорожный;
- морской-автомобильный;
- воздушный-автомобильный;
- речной-железнодорожный;
- трубопроводный-автомобильный.
Рис. 1. Причины низкой эффективности смешанных перевозок в России
Процесс перевозки грузов от грузоотправителя до грузополучателя несколькими видами транспортных средств представлен на рисунке 2.
Груз загружается в транспортное средство
Прибытие транспортного средства на склад получателя
«
Отправление транспортного средства конечному получателю
«
Погрузо-разгрузочные операции, перевалка груза на другое транспортное средство
Рис. 2. Процесс перевозки груза несколькими видами транспорта
По прибытию транспортного средства на терминал, происходит перевалка груза. Наибольшая часть грузов требует перемещения самого груза из одного транспортного средства в другой, что занимает значительное время на погрузо-разгрузочные работы. Помимо этого, при перемещении груза, часто возникает порча груза, его потеря, что несет за собой значительные риски и расходы. Наиболее выгодными и менее трудозатратными являются комбинированная и интермодальная перевозки. При данных перевозках, груз помещается в контейнер, далее следует до транспортного узла. После прибытия груза, происходит перевалка самого контейнера, а не его содержимого, из одного транспортного средства на другой.
Наиболее значимой проблемой при взаимодействии транспортных средств является несогласованность действий участников всей цепи поставки груза, отсутствие единого плана или расписания для организации перевозки. Из-за отсутствия единой системы, происходят несостыковки в подаче транспортных средств для перевалки, простои на терминалах.
Загруженность транспортного узла и терминалов, играет значительную роль в системе организации перевозки грузов. На пример, перевозка железнодорожным и морским транспортом. При загруженности морских терминалов происходит простой
транспортных средств, подвижные составы остаются «брошенными», морские суда простаивают. На сегодняшний день портовая инфраструктура на востоке страны уже превышает возможности российских железных дорог, поэтому компании активно обсуждают с грузоотправителями и владельцами портов комплекс мероприятий, которые позволят более эффективно обеспечивать ежегодный прирост провозной способности железных дорог [5].
Помимо морских терминалов, простой транспортных средств наблюдается при перевалке грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. Ключевыми факторами простоя транспорта являются: раннее прибытие или опоздание подвижного состава в место стыковки. По данным специалистов, опоздание подвижного состава происходит, в первую очередь, по вине грузополучателя и владельцев транспортных путей, а также самого перевозчика. За простой и опоздание железнодорожного транспорта насчитываются пени в размере 6% от стоимости перевозки, которые оплачивают либо грузополучатель, либо перевозчик.
Проблема простоя железнодорожного транспорта влияет и на провозную способность дорог. По оценкам специалистов, доля простаивающих порожних вагонов, не занятых в производстве, по некоторым основным операторским компаниям со-
ставляет более 10% от всего парка ваго- которые играют значительную роль в сис-нов, находящихся в распоряжении, а доля теме организации перевозок грузов раз-порожнего пробега превышает 40% [5]. личными видами транспорта.
Отсутствие единой информационной Сдерживающим фактором для развития
системы влияет на слаженность действий транспортных узлов является отсутствие участников транспортного процесса при единого инструментария, методов взаимоорганизации перевозок грузов. Несогласо- действия, координации всех участников ванность расписаний, планов прибытия транспортных процессов в системе орга-транспортных средств, координации дей- низации грузовых перевозок. Необходим ствий при погрузочно-разгрузочных рабо- единый информационный центр для согла-тах, не позволяют корректно организовать сованности действий всех участников работу транспортных узлов и терминалов, транспортного процесса.
Библиографический список
1. Гриневич Я.А. Оценки эффективности смешанных перевозок при организации работы транспортного узла / Я.А. Гриневич, О.С. Хлусова, И.Г. Рзун // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26 (4). - С. 80-85.
2. Козлов П.А. Проблема организации единой транспортной системы / П.А. Козлов, Н.А. Тушин, В.С. Колокольников // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2018. - № 3. - С. 748-755.
3. Никифорова Г.И. Взаимодействие железнодорожного и морского транспорта в логистической цепи доставки внешнеторгового грузопотока // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2019. - № 3. - С. 339-346.
4. Романов А.С. Уточнение понятийного аппарата процессов взаимодействия различных видов транспорта при организации смешанных перевозок // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. - № 2. - С. 99-108.
5. Транспорт России - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transportrussia.ru/
6. Шепелев В.Д. Оптимизация взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта в контейнерных терминалах / В.Д. Шепелев, Л.А. Зверев, З.В. Альметова, О.В. Гераскина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - № 2. - С. 185-192.
PROBLEMS OF INTERACTION OF DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT IN THE
ORGANIZATION OF TRANSPORTATION
A.I. Garbuzova, Student
St. Petersburg State University of Economics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is devoted to the interaction of different types of vehicles in the organization of transportation. To date, the main part of transportation is carried out with the participation of two or more vehicles. Due to the absence of the concepts "intermodal" and "multimodal" transportation in Russian legislation, the term "multimodal transportation" is used. The article deals with the main problems of interaction of vehicles and disadvantages in the work of transport hubs, and their impact on the organization of transport. Insufficient attention is paid to resolving issues of interaction and eliminating the causes of inefficiency. The lack of a single tool for optimizing transport processes is a limiting factor for development.
Keywords: types of transport, interaction, multimodal transportation, organization of transport, transport hub.