Научная статья на тему 'Современные проблемы православной агиографии России'

Современные проблемы православной агиографии России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / СВЯТОСТЬ / СВЯТОЙ / РАБ БОЖИЙ / АГИОГРАФИЯ / АГИОЛОГИЯ / НОВОМУЧЕНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИСПОВЕДНИЧЕСТВО / ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ / ПОКАЯНИЕ / КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GOD / HOLINESS / HOLY / SERVANT OF GOD / HAGIOGRAPHY / HAGIOLOGY / NEW MARTYRS / STATE POWER / CONFESSION / RIGHTEOUS LIFE / REPENTANCE / COUNTER-REVOLUTIONARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капинос Р.В., Васильев П.А., Плахутин А.Ю.

В статье рассматриваются современные проблемы православной русской агиографии. Отмечаются основные характерные черты и достоинства классических традиционных образцов русских житий святых: их художественная сила, патриотичность, глубина и при этом ясность мысли, серьезный научный подход в сочетании с предельной народностью. К основным выводам можно отнести следующие: современное во многом оскудение высокого стиля русских житий объясняется отходом современных авторов житийной литературы от исключительных требований традиционных житий, которые всегда создавались как лучшие образцы письменности. Статья подготовлена в рамках работы Лаборатории церковной биографии и агиографических исследований при Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary problems of Orthodox hagiography of Russia

The article discusses contemporary problems of Orthodox Russian hagiography. The main features and advantages of classical traditional samples of Russian lives of saints are noted: their artistic strength, patriotism, depth and at the same time clarity of thought, serious scientific approach in combination with ultimate love to a people. The main conclusions are as follows: modern lowering in many ways of the high style of lives of Russian saints is explained by the departure of modern authors of hagiographic literature away from the exceptional requirements of traditional lives of saints, which have always been creating as the best examples of writing. The article is made within the framework of the Laboratory of Church biography and hagiographic research at the Belgorod Theological Seminary (with a missionary orientation).

Текст научной работы на тему «Современные проблемы православной агиографии России»

Раздел II. Научные статьи магистрантов и студентов семинарии УДК 70.2.2.1/9.2.3.2.36

Капинос Роман Валерьевич кандидат экономических наук, научный сотрудник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Васильев Павел Андреевич воспитанник 2 курса Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород, pasha_balt@mail.ru

Плахутин Алексей Юрьевич воспитанник 2 курса Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Современные проблемы православной агиографии России

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы православной русской агиографии. Отмечаются основные характерные черты и достоинства классических традиционных образцов русских житий святых: их художественная сила, патриотичность, глубина и при этом ясность мысли, серьезный научный подход в сочетании с предельной народностью. К основным выводам можно отнести следующие: современное во многом оскудение высокого стиля русских житий объясняется отходом современных авторов житийной литературы от исключительных требований традиционных житий, которые всегда создавались как лучшие образцы письменности. Статья подготовлена в рамках работы Лаборатории церковной биографии и агиографических исследований при Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

Ключевые слова: Бог; святость; святой; раб Божий; агиография; агиология; новомученики; государственная власть; исповедничество; праведная жизнь; покаяние; контрреволюционная деятельность.

Kapinos Roman V.

Ph.D. (economic sciences), researcher of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

Vasilyev Pavel A. student of the 2-nd course of the Belgorod Orthodox theological Seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod pasha_balt@mail.ru

Plakhutin Alexey Y. student of the 2-nd course of the Belgorod Orthodox theological Seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod

Contemporary problems of Orthodox hagiography of Russia

Abstract: the article discusses contemporary problems of Orthodox Russian hagiography. The main features and advantages of classical traditional samples of Russian lives of saints are noted: their artistic strength, patriotism, depth and at the same time clarity of thought, serious scientific approach in combination with ultimate love to a people. The main conclusions are as follows: modern lowering in many ways of the high style of lives of Russian saints is explained by the departure of modern authors of hagiographic literature away from the exceptional requirements of traditional lives of saints, which have always been creating as the best examples of writing. The article is made within the framework of the Laboratory of Church biography and hagiographic research at the Belgorod Theological Seminary (with a missionary orientation).

Key words: God; Holiness; Holy; servant of God; hagiography; hagiology; new martyrs; state power; confession; righteous life; repentance; counterrevolutionary activity.

Агиография - наука о житиях святых, в то время как агиология -наука о святости и святых. Обе науки сложились с момента зарождения исторического христианства, поскольку, хотя и в Библии, и в тексте вседневного славословия и сказано, что «Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь», но еще в Ветхом Завете мы находим завет: «Будьте святы, как свят Господь ваш» (Левит. 11, 44; 19, 2; 20, 7), в Новом же Завете, с приходом Христа на землю, каждый человек получил понятное ему воплощение святости в образе Самого Господа, который же и Учит нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф., глава 5, стих 48). При этом бесчисленные образцы как святости, так и житий святых дает нам, прежде всего, сама Библия [1].

В Святой Руси существует тысячелетняя традиция житийной литературы, возникшая с момента принятия христианства, когда еще первый русский митрополит на кафедре Киева, свт. Иларион, в своем «Слове о Законе и Благодати» дает образ святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира, а другой святой монах, Нестор, пишет жития Бориса и Глеба - так возникают первые русские жития святителя и мучеников [17,19, 25].

Уже в глубокой древности сложилась на Руси и традиция составления сборников житий, прежде всего в форме «патериков», «отечников», повествований о житиях святых отцов.

Первые жития, несмотря на то, что опирались на лучшие переводные византийские, греческие и даже латинские образцы («Золотая легенда»), уже несли в себе вполне оригинальные русские черты.

Прежде всего, они отличались исключительным глубоким и искренним патриотизмом, любовью к Святой Руси, желанием показать её красоту, религиозную силу, нравственное достоинство, ибо «ведома земля Русская всем четырем концам земли», как пишет свт. Иларион в своем житии «кагана» Владимира, и города её величеством сияющие, и церкви цветущие, иконами святых освященные и блистающие [17, с. 81, 105].

Для языка первых русских житий характерна также особая метафоричность, образность, художественная красота, словесное фонетическое богатство и разнообразие языковой стилистики - так, Святая Троица сравнивается с трехсолнечным Божеством, а идущие по пути праведности - c теми, кто распрямляется после того, как были «скорчены от бесовской лести»; познание же Царства Божия - с испитием памяти будущей жизни сладкой чаши [17, с. 107, 91].

Уже начальные русские жития святых вполне народны: образы, показанные в них, понятны миллионам русичей любого возраста, пола, класса

и рода деятельности, из житий они сразу переходят уже в народные устные сказания, былины и даже сказки: так случилось, к примеру, с обрисованным ещё свт. Иларионом образом великого князя Владимира - Владимира Ясно Солнышко уже в народных сказаниях. Усвоению житий способствовала также высокая грамотность среди древних русичей, о чем, к примеру, говорят сохранившиеся сотни граффити Софии Киевской.

В русских житиях всегда обилие прямой речи и диалогов, что создает живые образы святых, как бы напрямую обращающиеся к каждому из читателей или слушателей со своими наставлениями, с опытом своего жития, причем эти речи отличает неприукрашенность, простота, так выгодно контрастирующая с цветистостью общей ткани повествования от рассказчика: так, точно ты воочию видишь среди великолепия русской жизни -величественной природы, прекрасных храмов - аскета в простой, грубой одежде, смиренно молчащего и просто, ласково говорящего лишь тогда, когда его вопрошают.

Особо следует отметить и ясность идей, которые несут русские древние жития Бориса и Глеба, Киево-Печерского патерика [21]. Это, прежде всего, живое воплощение учения о высшем предназначении любого человека к святости как стремлению к Богу: достаточно заметить, что среди насельников Киево-Печерского монастыря были выходцы из самых разных сословий и лица разных возрастов. Жития учат, что святость - не исключение, тем более не аномалия. Далее, через многочисленность святых жития учат, что святость вполне достижима для человека.

Традиционные русские жития отличаются строгой ученостью при отсутствии консервативной научности или, правильнее будет сказать, педантичного наукообразия: в большинстве случаев они логически последовательны, структурированы, системны и целостны, основываются на реальных фактах и опираются на подлинные исторические документы. Русские жития, конечно, нельзя считать абсолютно объективными историческими работами, более правильно будет охарактеризовать их как естественный симбиоз богословской, исторической наук и художественного творчества. Так, в основанном на максимально выверенных фактах Житии Апостола Павла, написанном свт. Иннокентием Херсонским, наряду с подробной и точной информацией о святом Апостоле, используются вовсе не научные выражения: «следы значительного образования, весьма часто встречающиеся в его посланиях, заставляют думать, что он произошел не из низкого сословия» [12, с. 52]; или дальше: «вероятнее, что кто-нибудь из предков Павла приобрел своему потомству право римского гражданства» [12, с. 53]; «природная доброта сердца, а может быть, и пример наставника были причиной того, что Савл старался вести жизнь неукоризненную» [12, с. 57]. В столь же основательном Житии святого Григория, епископа Акрагантийского, написанном Епископом Варнавою (Беляевым), множество не только

художественных вставок, но и откровенно просторечных выражений и даже личных воспоминаний: «даже наши деревенские старушки превосходно знают дорогу в Палестину и Иерусалим», «в 1914 г. одну из таких паломниц я сам встретил на пароходе из Палестины. Неутомимая, живая 78-летняя старица, духовная дочь о. Иоанна Кронштадтского, она совершила со мной свою 13-ю ежегодную поездку!» [6, с. 629]. Или в основанном на точном следовании библейскому тексту Житии Иосифа, написанном рукой свт. Игнатия Брянчанинова, приводится одновременно прекрасный поэтический образ и ясная богословская идея: «В чистоте сердца начинает отражаться Бог, как в зеркале тихих, прозрачных вод отражается солнце [11, с. 5].

Наконец, говоря об авторах житий святых, следует сказать, что хотя значительная часть из них сами была святыми и даже иерархами Церкви, были среди авторов таких прекрасных патериков, как Соловецкий и Троицкий патерик, и обычные мирские люди, зачастую даже неученые мужи [24].

Все последующие многочисленные примеры житийной литературы Руси и России вплоть до начала XX века, включая монументальные Четьи Минеи св. Димитрия Ростовского, продолжали добрые традиции русской житийной литературы: идейную ясность, серьезный научный подход, народность, художественность, патриотичность, красочность стиля, живость и простоту речи.

Сравнивая современные примеры житийной литературы конца XX -начала XXI века, всё более получающие распространение даже на просторах Интернета, с классическими образцами, с великим сожалением, следует констатировать явное оскудение как формы выражения, так и содержания. Достаточно сравнить многочисленные жития преп. Серафима Саровского: современные жития также отличаются от житий преподобного образца XIX века, как тень отличается от живого предмета: есть только контуры, напоминающие формой оригинал, и сплошное темное пространство внутри [10, 11, 12]. Нет уже ни былой красоты языка, ни живой речи, ни силы и ясности мысли - той патриотической народности, которая всегда отличает старые проверенные веками народной любви и почитания образцы. Современные жития - это, скорее, научные статьи, или сухие канцелярские отчеты, или судебные протоколы - вряд ли хотя бы у одного человека после прочтения оных возникнет желание подражать святости святых, то неодолимое стремление, которое в XIX веке даже такую личности, как Иван Бунин в молодости на определённое время привело к аскетизму [6, 12]. Научные статьи ведь большинство вовсе не читает, немногие же читают лишь для получения полезной практической или теоретической информации: в житиях же мы не найдем ничего, что можем применить для мирской науки или мирской практики.

Вот как, например, начинается классическое Житие святого мученика Маманта:

«Святый мученик Христов Мамант родлися в Пафлагонии. Родители его - Феодот и Руффина - были люди знатные: оба они происходили из рода патрициев, были в чести, богаты и сияли благочестием. Они не могли долго скрывать в себе своей веры во Христа и горячей любви к Нему, открыто пред всеми исповедовали свое благочестие и многих обратили ко Христу» [8, С. 45] - здесь сразу читателя вводят в курс дела, объясняя всю суть житийной литературы: воспитание в людях любви к Богу, смело и честно исповедуемой, и высокой морали, даже среди людей богатых.

А вот образец современного жития новомученика:

«Священномученик Виктор (Каракулин) родился 29 июля 1887 года в селе Волоконское Суджанского уезда Курской губернии в семье псаломщика Константина Никаноровича и его супруги Натальи Григорьевны Каракулиных. В 1909 году Виктор окончил Курскую Духовную семинарию и был назначен секретарем редакции «Курских епархиальных ведомостей». В 1910-1911 годах он был законоучителем Курской Стрелецкой второй женской школы. В 1910 году Виктор Константинович был рукоположен во диакона к Смоленской церкви в городе Курске и впоследствии во священника и служил в Троицкой церкви в городе» [6, с. 184] - здесь дается сухая протокольная информация, сродни записи в метрической книге или клировой ведомости, сообщаются имена, места, даты, причем часто перескакивается через большой промежуток времени - но не дается никакой пищи для души.

В рамках работы Лаборатории церковной биографии и агиографических исследований при Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) уже больше года идёт работа по составлению житий канонизированных святых и жизни пока не канонизированных деятелей Церкви в соответствии с тысячелетней русской житийной традицией. Ниже мы приводим два примера такой работы, выполненные воспитанниками семинарии, еще два образца были напечатаны в 6 томе Трудов БДС (с м/н) [23].

Житие мученика Михаила Вознесенского

Родился Михаил Вознесенский 14 апреля 1900 года в селе Фощеватом Корочанского уезда Курской губернии в семье благочестивого священника, принявшего исповедническую смерть в 1919 году от рук безбожников. Михаил учился в Белгородской семинарии, стараясь усердно стяжать книжное учение и получить духовное воспитание. Молодой семинарист очень любил богослужение и молитву, каждую свободную минуту он старался занять богоугодным делом - чтением Слова Божия, творений святых отцов, усердной молитвой и помощью братьям в послушаниях и личных делах. К большой скорби Михаила, он не смог окончить семинарию из-за революционных

событий 1917 года, но молодой молитвенник не терял надежды послужить Богу так, как Сам Создатель Призовет его. В течение некоторого времени Михаил служил псаломщиком в храмах Белгородской епархии, проявляя большое усердие в своем послушании, всеми силами помогал священникам, которые оказались в очень тяжелых условиях из-за натиска богоборческих сил, захвативших бразды правления в недавно еще Православном государстве. Истинный раб Божий должен быть готов к гонениям и исповедничеству, и псаломщик Михаил, конечно, это понимал даже не умом, но сердцем. В 1935 году Михаил Вознесенский был арестован, причиной явилось то, что он приходился племянником митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому). На допросе следователь пытался выяснить у Михаила Матвеевича о содержании переписки с родственником-архиереем. Конечно же, в ход шло давление и ложные сведения, которые пытался сфабриковать нечестивый работник НКВД. Раб Божий Михаил молился и говорил лишь правду, твердо уповая на помощь Божию. Переписка же раба Божия Михаила со своим родным дядей, владыкой Елевферием, состояла лишь в том, что племенник рассказывал своему родственнику о том, как живет он и его родные на Белгородчине, а митрополит Елевферий узнавал, какова жизнь духовенства, простых мирян, желал, конечно же, чтобы Михаил переехал к нему, но трудности с пересечением границы в революционное время были непреодолимы.

2 июля 1935 года Михаилом Вознесенским в прокуратуру Курской области по надзору за органами НКВД было подано заявление следующего содержания: «22 мая сего года мне было объявлено окончание следствия по моему делу, и я коротко и бегло был осведомлен следователем с обвинительным против меня материалом. В то время я уже заболел тяжелой болезнью, продолжавшейся полтора месяца. Основательно же ознакомиться с этим материалом я мог только по выздоровлении и теперь делаю необходимое вам заявление. Уже не раз было мне предъявлено обвинение по указанной выше статье. Его я не могу назвать иначе как голословным, не основанным ни на каких фактических данных следствия. По существу вопроса я должен коснуться двух основных пунктов обвинения: 1) в агитации вообще и групповой в частности и 2) свидетельских против меня показаний. Прежде всего, где неопровержимые (фактические) данные, прямо документально изобличающие меня в агитации? При всем своем ухищрении и трехмесячном усилии следователь не мог найти ни одного (в действительности несуществующих, а только в болезненном воображении). Полное отсутствие свидетельских показаний в этом отношении красноречиво говорит само за себя в мою пользу. Наоборот, не хвалясь, могу уверенно сказать в свою защиту, что следователю во время ведения следствия не раз приходилось слышать положительные и лестные обо мне отзывы людей разного рода. Конечно, не в интересах обвинения было помещать их в мое дело - во имя

правды с точки зрения справедливости и добра. По ходу следствия (допросов) это было ясно. Если действительно в руках следователя нет никаких данных, уличающих меня в агитации, то за что же я нахожусь под стражею почти пять месяцев? Еще раз категорически, а в то же время искренне заявляю вам, что совесть моя чиста в этом отношении - я ни в чем не виновен. А между тем во втором предъявленном мне обвинении, по которому я - подчеркиваю это - ни разу не был допрошен, не в первый раз было повторено, так сказать, отвлеченное, не имеющее под собой, по-видимому, никакой почвы обвинение: "Вел систематическую работу пропаганды..." Чего, где, когда, при каких обстоятельствах? - неизвестно. При чтении свидетельских против меня показаний сразу же и невольно бросается в глаза подложность принадлежности их означенным авторам... Ряд навязанных друг на друга обвинений - фраз чудовищных и нелепых по своему содержанию и сущности - обличает в авторе их невменяемого человека, находящегося своим безвольным индивидуумом в полном и безраздельном распоряжении кого-то другого. В мыслях его не видно ни логики, ни тени какого-нибудь творчества, ни даже собственного разума, а единственно чужая воля и определенная цель лица, стоящего за спиной автора. Получается впечатление (в котором я не сомневаюсь как в действительности), что свидетель повторяет чужие слова. Принадлежностью... к церковной ориентации, к которой я не принадлежал, только и можно объяснить их наглую ложь и нелепую клевету против меня. Ввиду этого я вправе просить очную ставку с обоими свидетелями» [6, 16].

Спустя короткий срок Михаил Вознесенский был вызван на допрос свидетелем, о чем подробно затем написал в новом заявлении: «2 августа сего года я был вызван следователем на допрос для вторичного мне объявления об окончании следствия, а главное, для ознакомления меня с моим делом и не имею ли я желания прибавить какие-нибудь свои замечания к уже имеющимся. Заявлений, весьма для меня важных, было не одно, но следователь не только не дал возможности занести их в протокол, но с криками и нецензурной руганью постарался как можно скорее удалить меня от себя. Обращаясь к вам, гражданин прокурор, с жалобой на такое незаконное действие следователя, должен заявить и подчеркнуть, что подобное, далеко не корректное ко мне отношение следователя, было в продолжение всего следствия надо мною. Велось оно с пристрастием, а главное, под угрозою. "Паразит!" - "Отщепенец!" - "Тебя надо было давно уже расстрелять!" - вот обычные эпитеты и приемы допроса меня, сопровождающиеся руганью, криками, топтаньем ногами и т.п. Будучи в первый раз в жизни на следствии, я был буквально терроризирован и, естественно, давал неверные, может быть показания. Если раньше не жаловался на такое явное беззаконие следователя, то потому, что, не зная правил судебного следствия, считал этот способ - порядком вещей. Теперь я не могу больше молчать и заявляю свой энергичный протест против такого

насилия и издевательства, прося вас дать свое заключение и вывод из моего заявления» [6, 16].

Если рассмотреть заявления, которые были охарактеризованы, как поданные от лица Михаила Вознесенского, то можно без трудности заметить, что написаны они в несколько дерзкой и вызывающей форме, дающей повод лишь для более серьезного притеснения подследственного. Возможно, что органы НКВД того времени специально фабриковали дела, смешивая правду с ложью, выдавая на выходе казуистику, которая могла легко очернить невиновного человека. Православный человек, знающий, что ложь - орудие дьявола, не будет прикрываться тем, что ненавистно Господу, но Сам Вседержитель найдет возможность защитить своего верного раба и служителя от неправды и гонений.

Во время судебного заседания раб Божий Михаил отверг все обвинения, возложив все надежды на Небесного Судию. 11 сентября 1935 года был оглашен приговор: псаломщик Михаил Вознесенский был приговорен к пяти годам лишения свободы. Вместе с епископом Антонием (Панкеевым), священниками Митрофаном Вильгельмским, Александром Ершовым, Михаилом Дейнекой псаломщик Михаил разделил страдания и лишения, будучи направлен на Дальний Восток в тот же лагерь, где уже находились архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк) и священники Виктор Каракулин и Ипполит Красновский. Очень тяжелы были условия трудового лагеря, но исповедники, не отчаиваясь, трудились и молились, молились и трудились. Часть осужденных, лично воспринимая подвиг русского священства в условиях ссылки, смогли прийти к покаянию и понимания условий, в которых они оказались, как важный этап в жизни, ведущий ко спасению души [14, 20]. Велик подвиг тех, кто испытывал голод и холод, тиф и укусы вшей и клопов, без вины сосланных в лагеря и тюрьмы, но не возроптал на Бога, а лишь многократно восславил Пресвятую Троицу, дающую через скорби и испытания главнейшую награду человеку - жизнь вечную со Зиждителем! Не будем отчаиваться и мы, думающие, что наши простые и мелочные трудности имеют вселенский масштаб, а с верой и надеждой помолимся: «Святые новомученики Белгородские, молите Бога о нас!»

Материалы к возможной канонизации о. Павла Вознесенского

Вознесенский Павел Васильевич родился в г. Подольск Московской области в 1893 г. Братья погибли во время революции. Закончил Духовную Семинарию Троице-Сергиевой Лавры, а затем Духовную Академию.

В 1918 г. приехал в Курскую губернию в с. Ельниково. Здесь о. Павел свёл дружбу с отцом своей будущей жены. А с будущей матушкой Анфисой Григорьевной батюшка познакомился в селе Журавка.

В 1919 г. о. Павел закончил Духовную Академию и стал работать учителем в гимназии г. Белгорода. Из-за открытых гонений уехал из большого города и стал служить священником в с. Журавка.

В Журавке о. Павел прослужил до 1929 г., стойко пройдя 3 периода гонений на Церковь в СССР: первый - в 1918-1921 гг., второй - 1922-1923 гг., и третий - начиная с1928 г.

В 1929 г. о. Павла отправили в ссылку в Архангельскую область.

В 1934 г., в период окончания третьего периода гонений на Церковь, батюшка вернулся из ссылки и служил священником в с. Касьминка.

В это время, не довольствуясь многолетними унижениями и гонениями, богоборческая власть отобрала у о. Павла дом и всё имущество, и духовный отец, как первые христиане, оставшись без всякой собственности, жил милостыней, нищенствовал, довольствуясь тем, что давали ему из жалости люди.

Несмотря на все трудности и лишения, в 1938 г. у него родилась дочь Нина. В этом же году опять начались гонения на Церковь - четвертый период гонений советской власти 1937-1941 годов, и чтобы прокормить семью, о. Павел вынужден был пойти работать в совхоз. Трудился простым пастухом. Его постоянно терзала мысль: за что Господь его так испытывает? Однажды, в июне 1941 года, он услышал голос: «Кем ты был - тем и умрешь!» Вскочил, оглянулся - никого не было.

В 1942 г., в самый разгар Великой Отечественной войны, в СССР вновь открываются храмы, начинают проводиться ежедневные богослужения, сотни тысяч прихожан шли пешком, чтоб помянуть в церквах близких и родных [2, 3, 4].

С 1942 г. по 1963 г о. Павел служил в с. Радьковка, в 200-летнем храме Вознесения Господня, единственном в округе пережившем и гражданскую и Вторую мировую войну, - служил вплоть до самой своей смерти, и в страшные годы Великой Отечественной войны, и в голодные послевоенные лета, и во времена хрущевского воинствующего атеизма, ежедневно исповедуя веру во Христа, не сломленный и чистый душой пастырь [2, 3, 14]. Здесь он и похоронен на местном кладбище.

Реабилитирован 9 января 1997 г. [2].

И в наши дни прихожане храма Вознесения Господня вспоминают о. Павла как исключительно духовного, праведного иерея.

Обозревая жизненный путь простого сельского священника советской поры, мы можем сказать, что за его духовную стойкость, не сломленную в самых тяжких испытаниях и гонениях: постоянных унижениях каторги, нищете - есть серьезные основания для канонизации иерея Павла Вознесенского вместе с Сонмом уже более чем полутора тысячи русских святых XX века (на 7 марта 2018 года 1779 святых [20]) как исповедника веры во Христа.

Библиография

1. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - К.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра; «Феникс», 2012. -1536 с.

2. Вознесенский Павел Васильевич [Электронный ресурс] // Открытый список: сайт. - Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/Вознесенский_Павел_Васильевич_(1893)

3. Государственный архив Белгородской области, Р-1179,Оп.3,Д.7.

4. Государственный архив Белгородской области, Ф.Ш,ОпЛ,Д.5,Л.6.

5. Государственный архив Белгородской области, Ф-127,Оп,1,Д.45.

6. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май / Дамаскин (Орловский), игум. -Тверь, 2007. - 448 с.

7. Епископ Варнава (Беляев). Однажды ночью. Повесть о святом Григории, епископе Акрагантийском / Жития святых, написанные святыми: [сборник]. - М.: ДАРЪ, 2013. - 880 с. - С. 627-730.

8. Жития святых Св. Дмитрия Ростовского. Сентябрь. / Св. Дмитрий Ростовский. - М.: Православная книга, 1991. - 646 с.

9. Жития святых Св. Дмитрия Ростовского. Октябрь / Св. Дмитрий Ростовский. - М.: Православная книга, 1992. - 672 с.

10. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца / священномученик Серафим (Чичагов) [Электронный ресурс] // Азбука.ру: сайт. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechmk/Serafim_Chichagov/zhitie-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-chudotvortsa/

11. Житие святого чудотворца Серафима Саровского [Электронный ресурс] // Вера: сайт. - Режим доступа: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-svyatogo-serafima-sarovskogo.html

12. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца / Епископ Тихон (Шевкунов) [Электронный ресурс] // Правмир.ру: сайт. -Режим доступа: http://www.pravmir.ru/zhitie-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

13. Житие [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Житие

14. Капинос Р.В. Общинное хозяйство в рыночном мире // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 5. - С. 112-114.

15. Киево-Печерский Патерик. - Киев: Лыбидь, 1991. - 256 с.

16. Мученик Михаил Вознесенский [Электронный ресурс] // Азбука.ру: сайт. - Режим доступа: https://azbyka.ru/days/sv-mihail-voznesenskij

17. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2016. - 176 с.

18. Никулина Е.Н. Агиология [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/62031

19. Повесть временных лет. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2016. - 544 с.

20. Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_святых_новомучеников_и исповедников_Церкви_Русской

21. Святитель Игнатий Брянчанинов. Иосиф / Жития святых, написанные святыми. - М.: ДАРЪ, 2013. - 880 с. - С. 3-50.

22. Святитель Иннокентий Херсонский. Жизнь и труды Апостола Павла / Жития святых, написанные святыми. - М.: ДАРЪ, 2013. - 880 с. -С. 51-192.

23. Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск VI: Сборник научных трудов / По благословению Вымокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Белгородского и Старооскольского. - Белгород: СКпресс, 2017. - Вып. VI. - 306 с.

24. Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. -

384 с.

25. Чтение о Борисе и Глебе. Переложение сочинения прп. Нестора Летописца / Александр Балыбердин [Электронный ресурс] // Ridero: сайт. -Режим доступа: https:// https://ridero.ru/books/chtenie_o_borise_i_glebe/

УДК 27-75

Иерей Александр Владимирович Кальченко, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г. Белгород kalchenko-alex@mail.ru

История возникновения и развития католических монашеских миссий в России

Аннотация. Католическая Церковь является влиятельным политическим и идеологическим институтом в современном мире, и ее интересы в России проявляются в виде инициатив по созданию собственных церковных структур. Статья посвящена истории католического присутствия в нашей стране, выявлению особенностей католического вероучения, что позволит глубже понять современную социокультурную и политическую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.