Научная статья на тему 'Анализ богословских трудов Митрополита Макария (Булгакова) в контексте агиологических проблем'

Анализ богословских трудов Митрополита Макария (Булгакова) в контексте агиологических проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ДЕЯТЕЛЬНАЯ СВЯТОСТЬ / СВЯТОЙ / АГИОГРАФИЯ / НОВОМУЧЕНИКИ / ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ / ГРЕХИ / ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ / ПОКАЯНИЕ / GOD / ACTIVE HOLINESS / SAINT / HAGIOGRAPHY / MARTYRS / RIGHTEOUS LIFE / SINS / SINFUL PASSIONS / REPENTANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капинос Роман Валерьевич

В данной статье рассматриваются проблемы православной русской агиографии. Отмечаются основные характерные черты богословского учения Митрополита Макария (Булгакова): духовная антиномия Бог непостижим, невидим, несознаваем и Бог отчасти постижим, видим и сознаваем. К основным выводам можно отнести следующие: высшее назначение человека как образа и подобия Бога предопределяет для него, по мысли Митрополита Макария, единственный смысл жизни в стремлении к деятельной святости как уподоблению Самому Богу и в этом учении о деятельной святости состоит одно из принципиальных отличий Православия от католичества и протестантизма. Полная святость и есть полное обожение, также как настоящий христианин -святой. В стремлении к деятельной святости Макарий (Булгаков) выделяет ряд этапов: Познание Бога; прославление Его, Его дел; жизнь для Бога; нравственное единение с Господом. Чтить Бога, образ которого ты есть, и в конце концов уподобиться Ему став святым можно лишь нравственным поведением своим то есть добрыми делами. Тем самым ты обретешь блаженство. Митрополит Макарий приводит многочисленные цитаты из Священного Предания и Писания, доказывающие неразрывную связь между деятельной святостью нравственностью и добротой сердца то есть праведностью. Статья сделана в рамках работы Лаборатории церковной биографии и агиографических исследований при Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of theological works of Metropolitan Makariy (Bulgakov) in the context of axiological problems

In the article problems of Orthodox Russian hagiography are examined. The main characteristic features of the theological teaching of Metropolitan Makariy (Bulgakov) are noted: spiritual antinomy God is incomprehensible, invisible, unknowable but God is being partly comprehended, visible and perceived. The main conclusions include the following: the supreme purpose of a man as an image and likeness of God predetermines for him, according to Metropolitan Makariy, the only meaning of life in the pursuit of active Holiness as likening to God himself and this doctrine about active Holiness is one of the fundamental differences between Orthodoxy and Catholicism and Protestantism. Complete Holiness is complete deification, just as a true Christian is Holy. In thriving to active Holiness Makariy Bulgakov identifies a number of stages: cognition of God, glorification Of His works, life for God; moral unity with the Lord. It is possible to honour God, image of whom you are, and, at last, to become a Saint similar to Him only through moral behavior, that is, through good deeds. Thus you will find blessedness. Metropolitan Makariy cites numerous quotations from the Holy Tradition and Holy Scripture, proving the indissoluble link between active Holiness moral way of life and kindness of the heart that is, righteousness. The article is made in the framework of the Laboratory of Church biography and hagiographic research at the Belgorod Theological seminary (with a missionary orientation).

Текст научной работы на тему «Анализ богословских трудов Митрополита Макария (Булгакова) в контексте агиологических проблем»

УДК 70.2.2.1/9.2.3.2.36

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, научный сотрудник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Анализ богословских трудов Митрополита Макария (Булгакова) в контексте агиологических проблем

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы православной русской агиографии. Отмечаются основные характерные черты богословского учения Митрополита Макария (Булгакова): духовная антиномия - Бог непостижим, невидим, несознаваем - и Бог отчасти постижим, видим и сознаваем. К основным выводам можно отнести следующие: высшее назначение человека как образа и подобия Бога предопределяет для него, по мысли Митрополита Макария, единственный смысл жизни в стремлении к деятельной святости как уподоблению Самому Богу - и в этом учении о деятельной святости состоит одно из принципиальных отличий Православия от католичества и протестантизма. Полная святость и есть полное обожение, также как настоящий христианин -святой. В стремлении к деятельной святости Макарий (Булгаков) выделяет ряд этапов: Познание Бога; прославление Его, Его дел; жизнь для Бога; нравственное единение с Господом. Чтить Бога, образ которого ты есть, и в конце концов уподобиться Ему - став святым - можно лишь нравственным поведением своим - то есть добрыми делами. Тем самым ты обретешь блаженство. Митрополит Макарий приводит многочисленные цитаты из Священного Предания и Писания, доказывающие неразрывную связь между деятельной святостью - нравственностью - и добротой сердца - то есть праведностью. Статья сделана в рамках работы Лаборатории церковной биографии и агиографических исследований при Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

Ключевые слова: Бог; деятельная святость; святой; агиография; новомученики; праведная жизнь; грехи; греховные страсти; покаяние.

Kapinos Roman V., PhD (economic sciences), associate professor

of the department of social and humanitarian disciplines, researcher of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), associate professor of philosophy and theology department of NRU "BelSU" Russia, Belgorod rkapino@yandex.ru

Analysis of theological works of Metropolitan Makariy (Bulgakov) in the context of axiological problems

Abstract: In the article problems of Orthodox Russian hagiography are examined. The main characteristic features of the theological teaching of Metropolitan Makariy (Bulgakov) are noted: spiritual antinomy - God is incomprehensible, invisible, unknowable - but God is being partly comprehended, visible and perceived. The main conclusions include the following: the supreme purpose of a man as an image and likeness of God predetermines for him, according to Metropolitan Makariy, the only meaning of life in the pursuit of active Holiness as likening to God himself - and this doctrine about active Holiness is one of the fundamental differences between Orthodoxy and Catholicism and Protestantism. Complete Holiness is complete deification, just as a true Christian is Holy. In thriving to active Holiness Makariy Bulgakov identifies a number of stages: cognition of God, glorification Of His works, life for God; moral unity with the Lord. It is possible to honour God, image of whom you are, and, at last, to become a Saint similar to Him only through moral behavior, that is, through good deeds. Thus you will find blessedness. Metropolitan Makariy cites numerous quotations from the Holy Tradition and Holy Scripture, proving the indissoluble link between active Holiness - moral way of life - and kindness of the heart - that is, righteousness. The article is made in the framework of the Laboratory of Church biography and hagiographic research at the Belgorod Theological seminary (with a missionary orientation).

Key words: God; active Holiness; a Saint; hagiography; martyrs; righteous life; sins; sinful passions; repentance.

Основные постулаты богословского учения Митрополита Макария

Главные богословские идеи Митрополита Макария мы находим, прежде всего, в его до сего дня так по достоинству неоцененном и как бы померкшем в свете его «Истории Церкви» «Православно-догматическом богословии» [5].

Основой любого богословского учения есть наука о Боге. При этом Митрополит Макарий указывает нам на явную антиномию [5, с. 66-68], значительно позже обстоятельно рассмотренную в теориях о. Павла Флоренского:

Бог непостижим, невидим, несознаваем - и Бог отчасти постижим, видим и сознаваем (рис. 1 и 2). Бог непостижим - ибо постижение Бога означало бы для человека самому стать богом. Бог непостижим - ибо ограниченный разум даже гения не способен постичь разум Всеохватный. Бог непостижим - ибо постижение есть проникновение в центр объекта - что невозможно в отношении Бога.

Бог невидим - ибо нельзя увидеть Того, Кто всегда пребывает везде. Бог невидим - ибо нельзя лицезреть Того, Кто находится вне всего. Бог невидим - ибо человек ослеп бы, если бы даже видел всю силу Его света.

И Бог несознаваем - ибо сознание есть полное представление об объекте, что немыслимо в отношении Высшего. Бог несознаваем - ведь сознание есть создание по человеческим возможностям образа объекта, что было бы искажением Высшего начала. И Бог несознаваем - ибо само сознание человека дано ему вместе с жизнью Богом, сын же не может быть отцом своего отца.

Но Бог - отчасти постижим: через мир, сотвореннный, поддерживаемый и проникнутый Им. Бог отчасти постижим - через Библию, проникнутую Святым Духом. Бог отчасти постижим - через сверхъестественные чудеса и святость, проявляющую себя в мире.

Бог видим - через Сына, бывшего на земле и видимого тысячами. Бог видим - через Спасителя, и сейчас спасающего мир от гибели. Бог видим -через Господа Иисуса Христа, одухотворенный образ которого смотрит на каждого из нас из тысячи икон.

Бог отчасти сознаваем - тысячами святых отцов, оставивших нам Святое Предание. Бог отчасти сознаваем - через труды тысячи мудрецов и философ, помогающим нам осознать Его мудрость и силу. И Бог отчасти чувствуем - через тысячи непросвещенных святых мучеников, ради Него готовых на всё.

невидим неведом непредставим

Неведомо Божественное

• существо

Бог Неведом

• человекам

• всему живому

• ангелам

Бог

Рисунок 1. Непознаваемость Бога, в соответствии с учением Митрополита Макария

Рисунок 2. Сам Бог являет Себя людям, по учению Церкви в изложении Митрополита Макария

Если бы мы были не способны хотя бы отчасти постигать, сознавать и видеть Бога - у нас не зародилось бы самой идеи Бога, знания о Боге, и мы были бы подобны животным, не имеющим веры. Без постижения Божьей воли мы не смогли бы Её исполнять. Без образа Сына Божьего и повествования о Его земной жизни мы не имели бы примера для нашей христианской жизни.

Но - мы постигаем Бога лишь в той мере, в какой Он сам открывает Себя нам [5, с. 72-73], и наше представление о Боге постоянно затемняется (рис. 3).

Рисунок 3. Полному познанию Бога мешают, согласно учению Отцов Церкви, в изложении Митрополита Макария

Наше тело подобно туману, лежащему между нами и Богом и мешающему нам видеть со всей ясностью Его свет [5, с. 69]. Наши грехи ещё более омрачают наш разум. Даже наши телесные глаза чрезвычайно ограничены и не способны постичь даже сущность материи. И даже люди, получившие от Бога особые откровения и близость, не способны были постичь его: Моисей, Давид, Соломон, все пророки и апостолы [5, с. 70].

Постигая же Бога в том откровении, которое Он Сам дает нам, мы видим, что Бог наделен такими качествами (рис. 4) [5, с. 104-122].

вездеприсутствие

неизменяемость

Рисунок 4. Атрибуты Бога, по учению Церкви в изложении Митрополита Макария

Бог обладает Высшей силой, волей, могуществом, царством, управлением и начальством над всем.

Он бесконечен и проникает и в самую малую, и в самую великую вещь, и присутствует и в единичном предмете, и во всём множестве вещей.

Он всегда был, есть и будет.

Он неизменен и присутсвует во всём без передвижения.

Он не произошел ни от чего и ни от кого, обладает самобытием.

Он полностью свободен от всего и всех.

И Он совершенен так, что вся наша жизнь, жизнь каждого человека и всего человечества за всю его историю есть только постоянное приближение без достижения к совершенству Бога.

Главные идеи агиологического учения Митрополита Макария о деятельной святости

Высшее назначение человека как образа и подобия Бога предопределяет для него, по мысли Митрополита Макария, единственный смысл жизни в стремлении к деятельной святости как уподоблению Самому Богу [5, с. 458]. Полная святость и есть полное обожение, также как настоящий христианин - святой: недаром первые христиане, обращаясь к братьям по вере, называли их «святыми». Учение о деятельной святости составляет одно из принципиальных отличий Православия от католичества с его рациональной святостью и протестантизма с его практичной праведностью.

В стремлении к святости Макарий Булгаков выделяет ряд этапов

(рис. 5):

познание Создателя

прославление Бога

жизнь для Бога

нравственное единение с Господом

Рисунок 5. Путь святости, согласно учению Митрополита Макария (Булгакова)

Познание Бога начинается с осознания Его величия и красоты и величины Его дел. Это есть первый Его свет, освещающий путь человекам. Познание Бога позволяет верно опознать всё в этом мире - и в конечном итоге, по мысли Лактанция, приводимой Митрополитом Макарием, только Бога и знать как начало и конец всему [5, с. 458].

Знание о Боге вызывает невольную светлую радость непрерывного прославления Его - это второй шаг к святости, второй луч Божественного света. Апостол Павел учит, что и еду, и питие, и любое дело мы должны творить во славу Божию [5, с. 458]. Прославлять Бога мы должны и в Его

имени, и во всех Его святынях (Сир. 17, 6-10.), и перед всем людом, и всех людей добронравием своим подвигая на прославление Отца небесного (Мат. 5, 16.). Мы только и созданы для того, как учит Василий Великий, чтобы как сосуды храня свет Его святости, постоянно прославлять своего Создателя. По мысли Иоанна Златоуста, Бог дал нам уста и слух, чтобы мы и говорили угодное Ему, и Ему возсылали непрестанные песни [5, с. 458].

Беспрерывно прославляющий Бога живет только для Него и Им -для него открывается свет Его заповедей, в следовании которым он находит весь смысл своей жизни - и судьбы всего мироздания открываются пред ним Богом (Сир. 17, 6-10.).

Жизнь в постоянном приближении к Богу приводит к полному единению с Ним - к вечному завету между Богом и человеком (Там же). Макарий Великий сравнивает душу с невестой, сотворенной Господом для того, чтобы соединиться с ней, дабы она была одним духом с Ним [5, с. 459]. Об этом же говорит апостол Павел: «Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем» (1 Коринф. 6, 17). В этом и состоит смысл религии.

Чтить Бога, образом которого ты есть, и в конце концов уподобиться Ему - став святым - можно лишь нравственным поведением своим - то есть добрыми делами. Тем самым ты обретешь блаженство [5, с. 459].

Митрополит Макарий приводит многочисленные цитаты из Священного Предания и Писания, доказывающие неразрывную связь между деятельной святостью - нравственностью - и добротой сердца - то есть праведностью.

Рисунок 6. Проявления деятельной святости, по Митрополиту Макарию

Прежде всего, согласно 2-й Заповеди Божией, любовь к Богу есть соблюдение Заповедей Его - и Господь Иисус Христос учит нас, в чем есть главная заповедь и в чем мы должны Ему уподобиться - в любви: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Если бы заповедь всеобщей любви, кротости и мира со всеми была недостижимой и тяжкой для человека - Бог бы не давал бы её каждому из нас.

Григорий Богослов: «Подражать Богу и славить Его мы должны добрыми делами».

Лактанций: «Чтить Бога и служить Ему мы должны, блюдя правду и охраняя её добрыми делами».

Тит Бострийский: «Человек, дабы обрести жизнь вечную, ни о чем ином не должен заботиться, как только о добродетели».

Иоанн Златоуст: «Подобными Богу мы становимся лишь тогда, когда украшаемя всякими добродетелями: показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и блюдем правду» [5, С. 459460].

Апостол Павел: «Человек создан на дела благие» (Еф. 2, 10.).

Неукоснительное следование нравственности, святость, ведет не к постоянным страданиям и потерям - но к приобретению блаженства. Об этом говорят Отцы.

Григорий Нисский: «Человек создан для наслаждения божественными благами».

Григорий Богослов: «Человек получил бытие, чтобы благоденствовать» [5, с. 460-461].

Все означенные этапы в стремлении к деятельной святости (рис. 5) как освещению Божественным светом прошел на своем жизненном пути и сам Митрополит Макарий - человек, будущая канонизация которого в лике святителей не вызывает никаких сомнений у его вдумчивого исследователя.

Библиография

1. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.-К.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра; «Феникс», 2012.-1536 с.

2. Владимир (Швец), архимандрит. Введение в агиографию. Учебное пособие / Владимир (Швец), архимандрит, С. Б. Сорочан. - Харьков: Майдан, 2015. - 264 с.

3. Дергалев С., протоиерей. Введение в православную аскетику [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/ (дата обращения: 22.02.2017).

4. Капинос Р. В. Монастырь как лучшее хозяйство [Текст] / Р.В. Капинос. - Харьков: ХДС, 2016. - 250 с.

5. Макарий Д. Б. Православно-догматическое богословие. Том 1 [Текст] / Д Б. Макарий. - СПб., 1868. - 350 с.

6. Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни [Текст] / А.И. Осипов. - Киев: Общество любителей православной литературы: им. святителя Льва, папы Римского, 2001. - 265 с.

7. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины: Учеб. пособ. по апологетике для духовных школ / А.И. Осипов. - М.: Сретенский монастырь, 2004. - 383 с.

8. Православная Библия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата: сайт. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/ (дата обращения: 22.02.2018).

УДК 93 - 23

Лопин Роман Анатольевич,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.