Научная статья на тему 'Современные проблемы повышения квалификации педагогов'

Современные проблемы повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHING PRACTICE / TEACHER / CONTINUING EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / PERSONIFICATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаурова А. В., Милованова Н. Г.

В статье обсуждаются рекомендации нормативно-правовых материалов, начиная с конца прошлого века и отражающих образовательную политику в области повышения квалификации педагогов. Результаты анализа данных материалов приводят к выводам, что на протяжении двух десятков лет в отечественной системе повышения квалификации не происходит сколь-нибудь значительных перемен, повышающих ее эффективность. Так, и на сегодняшний день система повышения квалификации (система дополнительного профессионального образования) по-прежнему переживает кризис, находится в активном поиске новых подходов, методов, форматов, при этом не удовлетворяет актуальные и потенциальные потребности современных практикующих педагогов. Анализ проблем повышения квалификации педагогов дает право в первом приближении обозначить показатели ее эффективности в современных условиях. Выделенные показатели проверялись в ходе эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаурова А. В., Милованова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF TEACHERS’ IMPROVEMENT

The article discusses the recommendations of regulatory materials, starting from the end of the last century and reflecting the educational policy in the field of professional development of teachers. The results of the analysis of these materials lead to the conclusion that for two decades in the Russian system of professional development there has not been any significant changes that increase its effectiveness. So, today the system of advanced training (the system of additional professional education) is still in crisis, is actively looking for new approaches, methods, formats, while not meeting the actual and potential needs of modern practicing teachers. The analysis of the problems of improving the qualifications of teachers gives the right in the first approximation to designate indicators of its effectiveness in modern conditions. The work selected indicators were tested in an empirical study.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы повышения квалификации педагогов»

УДК 378

Kandaurova A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tarsky Branch of Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Tara, Russia),

E-mail: [email protected]

Milovanov N.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector of Tyumen Regional State Institute for Development of Regional Education (Tyumen,

Russia), E-mail: [email protected]

MODERN PROBLEMS OF TEACHERS' IMPROVEMENT. The article discusses the recommendations of regulatory materials, starting from the end of the last century and reflecting the educational policy in the field of professional development of teachers. The results of the analysis of these materials lead to the conclusion that for two decades in the Russian system of professional development there has not been any significant changes that increase its effectiveness. So, today the system of advanced training (the system of additional professional education) is still in crisis, is actively looking for new approaches, methods, formats, while not meeting the actual and potential needs of modern practicing teachers. The analysis of the problems of improving the qualifications of teachers gives the right in the first approximation to designate indicators of its effectiveness in modern conditions. The work selected indicators were tested in an empirical study.

Key words: professional development, teaching practice, teacher, continuing education, informal education, personification of professional development.

А.В. Кандаурова, канд. пед. наук, доц., Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, г. Тара,

E-mail: [email protected]

Н.Г. Милованова, д-р пед. наук, проф., проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования,

г. Тюмень, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В статье обсуждаются рекомендации нормативно-правовых материалов, начиная с конца прошлого века и отражающих образовательную политику в области повышения квалификации педагогов. Результаты анализа данных материалов приводят к выводам, что на протяжении двух десятков лет в отечественной системе повышения квалификации не происходит сколь-нибудь значительных перемен, повышающих ее эффективность. Так, и на сегодняшний день система повышения квалификации (система дополнительного профессионального образования) по-прежнему переживает кризис, находится в активном поиске новых подходов, методов, форматов, при этом не удовлетворяет актуальные и потенциальные потребности современных практикующих педагогов. Анализ проблем повышения квалификации педагогов дает право в первом приближении обозначить показатели ее эффективности в современных условиях. Выделенные показатели проверялись в ходе эмпирического исследования.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагогическая практика, педагог, непрерывное образование, информальное образование, персонификация повышения квалификации.

В современной педагогической литературе кризис отечественного образования нередко объясняют его консервативностью, недостаточной гибкостью и адаптивностью к происходящим динамичным и масштабным изменениям действительности [1]. Консервативность как характеристику образования сложно оценить однозначно. С одной стороны, благодаря присущей образованию консервативности в отечественной системе образования сохранились многие традиции. По словам П.П Щедровицкого, «советская школа была последней надежно работавшей системой существовавшей социальной машины» [2]. С другой стороны, консервативность образования препятствует реформированию и внедрению даже необходимых инноваций. Несмотря на то, что последние тридцать лет система отечественного образования находится в активном инновационном режиме развития, многими экспертами, учеными и практиками отмечается, что масштабные проекты, программы модернизации, реформирования, обновления отечественного образования не принесли ожидаемых результатов [3]. Невозможно не согласиться с РС. Димухаметовым, утверждающим, что «какие бы реформы не предпринимались обществом в области образования, важнейшей фигурой в них всегда будет учитель» [4]. О роли педагога как ключевой фигуры обновления образования в современном меняющемся мире отмечалось еще в Памбург-ской декларации 1997 года, где он был назван «ключом, открывающим дверь в XXI век». На современном этапе роль педагога как ключевого инноватора, проводника социальных изменений в образовательное пространство подчеркивается многими учеными: А.П Асмоловым, И.А. Колесниковой, Е.А. Левановой, Е.В. Пи-скуновой, др. Вместе с тем, педагог, одновременно являясь и представителем профессиональной группы, и субъектом социального взаимодействия в условиях объективных и динамичных изменений закономерно проявляет сопротивление изменениям, испытывает нестабильность и эмоциональную напряженность. Помощь и сопровождение учителя в принятии изменений как объективной реальности современного мира, а, следовательно, в освоении новых функций, новых компетенций, профессиональных инноваций в меняющемся образовательном пространстве, призвана оказывать система дополнительного профессионального образования, система повышения квалификации. О необходимости оперативного реагирования на меняющиеся условия и образовательные потребности педагогов как профессиональной группы, указывает Э.М. Никитин, считающий, что «скорую» помощь учителю, в первую очередь, должна оказывать развивающаяся система повышения квалификации, ориентированная на учительский заказ [5]. Следовательно, повышение квалификации педагогов как система, как социальный институт и как процесс требуют анализа существующих проблем и осмысления перспектив развития на современном этапе динамичных и масштабных изменений. Разумеется, что понимание роли и значения ПК педагогических кадров для обновляющейся отечественной системы образования находит отражение в нормативных документах в области государственной политики образования. Так, с начала процессов реформирования российского образования в 90-х годах прошлого столетия уже активно разрабатывались проекты концепции повышения

квалификации педагогов в новых условиях на федеральном и региональных уровнях. В результате в 1997 году была принята Программа реформирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ. В той программе стратегическими целями развития системы ПК и переподготовки были обозначены следующие: гуманизация профессиональной жизнедеятельности работников образования; развитие у педагогических работников способности к решению инновационных задач и новых способов решения традиционных профессиональных задач; обеспечение непрерывности педагогического образования в процессе развития его вариативности и многоуровнево-сти. Далее, в 2003 году в приказе Министерства образования и науки РФ № 1313 от 1.04.2003 года «О программе модернизации педагогического образования», а также в докладе Всемирного банка «Модернизация российского образования: достижения и уроки» вновь подчеркивается, что сегодня педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей, что консерватизм системы повышения квалификации педагогических кадров не способствует продуктивным изменениям в образовании, что педагоги недостаточно оснащены образовательными технологиями, ориентированными на долгосрочные эффекты. Как становится очевидным, за почти десять лет в системе ПК мало что изменилось. Действительно, существующая система ПК и на сегодняшний день не удовлетворяет актуальные и потенциальные образовательные потребности педагогов, не ориентирована на опережающее обучение в условиях динамичных изменений окружающего мира, не разрешает возникающие противоречия в образовательном пространстве, вызванные многочисленными изменениями. Текущее положение дел инициирует значительное число научных педагогических исследований как системы, так и процесса повышения квалификации педагогов, в которых анализируются проблемы, выявляются тенденции и механизмы развития, разрабатываются концепции развития и реформирования системы ПК. Так, в исследованиях Э.М. Никитина, А.П. Ситника анализируется несоответствие и изолированность содержания ПК от реальных потребностей обучающихся; Воронцова В.П обосновывает рассогласование компонентов обучения; Т.А. Каплунович - недостаточную реализацию индивидуального подхода; С.С. Амирова, О.С. Анисимов, Т.А. Пубайдуллина, С.В. Кульневич утверждают о недостаточном учете потенциала системы в саморазвитии и низкой внутренней активности самих обучающихся. Р.С. Димухаметов предлагает концепцию фасилитации в системе ПК, Л.Ф. Сали-хова обосновывает региональную концепцию ПК педагогов, Л.Н. Порбунова - концепцию исследовательски ориентированного ПК педагогических кадров; Ю.В. Аксенов, Е.С. Комракова, А.Е. Петров, Е.С. Полат, В.П Рындак, Б.Е. Фишман и другие разрабатывали концепции ее реформирования. Современная система ПК в Российской Федерации, действительно, переживает непростой период. Так, Национальной ассоциацией организаций дополнительного профессионального педагогического образования была разработана Концепция развития институтов ДППО (2014 год), в которой в качестве проблем были выделены следующие: неопределенность организационных структур и целевых установок в работе инсти-

тутов ПК, слабая научно-методическая база, недостаточность практикоориенти-рованности в удовлетворении потребностей педагогов, слабая мобильность образовательных программ и методов обучения в постоянно меняющейся системе задач, демотивация сотрудников института, вследствие часто меняющихся требований, слабость межрегионального и межотраслевого сотрудничества, сетевого взаимодействия в системе ПК. Современный мир меняется быстрее, чем наше представление о нем. В пространстве профессиональной деятельности объем научных знаний прирастает такими темпами, что период полураспада профессиональных знаний сократился до полутора-двух лет, каждый год возникает более пятидесяти новых специальностей, многие виды профессиональной деятельности подвергаются стандартизации. В сложившейся социально-культурной ситуации, очевидно, что программы и содержание ПК не успевают за инновационной педагогической практикой [6]. При этом профессионально-личностное развитие и непрерывное педагогическое образование, выраженное сегодня в принципе «образование через всю жизнь» является непременным условием, ресурсом и потенциалом развития не только российского образования, но и российского общества в целом. Не оставляет без внимания современные проблемы системы ПК и государственная политика. Повышение квалификации педагогических кадров в современной системе дополнительного профессионального образования подчиняется ряду концептуальных положений в рамках утвержденной правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и других государственных программ. Однако, как показали результаты анализа, практика современного ПК по-прежнему ориентирована на содержательный подход к курсовой подготовке с преобладанием традиционных форм и методов обучения. Полученные результаты теоретического анализа научных публикаций и нормативных документов, отчетов деятельности системы ПК в РФ позволили систематизировать ее проблемы и на их основе выделить ряд показателей эффективного процесса ПК педагогов в современных меняющихся условиях. В качестве таких показателей были выделены следующие: опережающее (стратегическое) ПК как удовлетворение потенциальных образовательных потребностей педагогов; текущее (тактическое) ПК как удовлетворение актуальных образовательных потребностей педагогов; оперативное ПК как результат реагирования на меняющиеся социальные и образовательные условия; непрерывное ПК, выражающее принцип «образование через всю жизнь», реализуемое в интеграции формального, неформального, информального образования в системе ПК педагогов; персонификация ПК в реализации личностно ориентированного, индивидуализированного, дифференцированного обучения; вариативность форм ПК (активных, интерактивных, сетевых, дистанционных, самостоятельных, групповых, командных и т.д.); гибкость и мобильность содержания (программ) ПК в ответ на меняющиеся требования и условия профессиональной деятельности педагогов; гуманизация образовательных отношений в системе ПК педагогов; практикоориентированность ПК, соответствие содержания реальной педагогической, в том числе инновационной практике; современность и своевременность ПК (научно и диагностически обоснованное реагирование ПК на изменения образовательной политики, требования общества, социально-культурные изменения и отражение влияния изменений образовательного пространства в содержании ПК педагогов). Выделенные показатели эффективности ПК потребовали эмпирической проверки и доказательства, в рамках чего было проведено изучение мнения практикующих педагогов о ПК в современных меняющихся условиях. В опросе приняли участие более 1000 педагогов Омской и Тюменской областей. В оценке опережающего (стратегического) ПК респонденты единодушно подтвердили, что предлагаемое содержание курсов не учитывает тенденции изменений образовательного пространства. Предлагаемое содержание курсов ПК в основном связано с текущими нормативными изменениями (введение ФГОС, профессиональный стандарт педагога, др.), при этом не отражают

Библиографический список

реального состояния дел (100% опрошенных педагогов). В отношении непрерывного ПК мнения педагогов разделились: так 22% считают, что периодические курсы ПК (раз в три-пять лет) и есть непрерывное ПК; 47% считают, что межкурсовой период заполняют самостоятельным развитием; 31% педагогов отметили, что непрерывное ПК в системе дополнительного профессионального образования не обеспечивается. В части персонификации ПК 56% педагогов подчеркнули, что в системе ПК не реализуются индивидуальные образовательные программы и маршруты, что персональные карьерные траектории не учитываются. Однако 44% респондентов считают, что предлагаемая накопительная система ПК позволяет выбирать актуальные темы семинаров и курсов в зависимости от индивидуальных потребностей. Следует отметить, что в настоящее время система ПК достаточно активно разрабатывает и внедряет вариативность форм, методов, технологий и форматов обучения. Так, 70% респондентов положительно оценили вариативность современных форм и методов ПК и возможность их выбора (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная, накопительная, индивидуальная, групповая, командная формы; различные технологии, включая ИКТ), а также варианты бюджетного и внебюджетного обучения. Если формы методы и средства ПК по мнению педагогов значительно изменились, то в отношении содержания у педагогов сложилось следующее мнение: 47% подтвердили, что предлагаемое содержание не отражает реальных проблем образовательного пространства, 68% указали на отсутствие практической значимости содержания, 74% сомневаются в практической применимости предлагаемого содержания ПК. По мнению большинства педагогов (83%) образовательные отношения в системе повышения квалификации в целом отвечают принципам гуманизации и демократизации, тогда как, современность и своевременность повышения квалификации подтвердили только 16% респондентов. Все участники опроса считают, что ПК на современном этапе не дает необходимого импульса для работы в меняющихся условиях, нередко его содержание запаздывает за теми изменениями, которые пришлось изучать и освоить на практике самостоятельно: 78% педагогов подчеркнули, что даже регулярное повышение квалификации (через 3 года) не позволяет им оперативно отражать в своей профессиональной деятельности происходящие сегодня в науке, технике, социально-экономическом развитии общества изменения. Важным представляется оценка педагогами роли формального (ин-ституциализированного) формата повышения квалификации. Так, курсовое повышение квалификации 76% педагогов проходят по причине производственной необходимости (аттестация как подтверждение квалификации, требования образовательной организации) и только 24% по личной инициативе. Нормативно закрепленная периодичность инициирует педагога на образовательную активность только накануне аттестации и не способствует построению индивидуального самообразовательного маршрута в межкурсовой период. По мнению педагогов, сегодня они по-прежнему нуждаются в развитии информационной, социально-коммуникативной, правовой компетентности, которая необходима в условиях развития информационной среды, значительных изменений в правовой основе российского образования, в изменении контингента обучающихся и их семей. Также педагоги испытывают профессиональные затруднения в освоении новых функций, трудовых действий, обозначенных в профессиональном стандарте. На сегодняшний день, по мнению педагогов, система повышения квалификации не реагирует на реальные потребности учителя в условиях значительных изменений образовательного пространства.

Таким образом, в современных условиях обучение взрослых в системе дополнительного образования должно опираться на имеющийся потенциал жизненного и профессионального опыта каждого слушателя, содержание должно конструироваться исходя из образовательных потребностей и профессиональных интересов, а сама структура образовательного процесса должна быть гибкой, вариативной.

1. Кандаурова А.В., Суртаева Н.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование в условиях изменений социального взаимодействия. Человек и образование. 2015; 3 (44): 21 - 26.

2. Щедровицкий П.Г Очерки по философии образования. Москва, 1993.

3. Григораш О.В. Результаты реформирования системы образования в России. Научный журнал КубГАУ, 2016; 121 (07).

4. Димухаметов РС. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2006.

5. Никитин Э.М. Модернизация системы повышения квалификации в целях обеспечения перспективных кадровых потребностей школы. Методист. 2008; 6.

6. Валюшина Н.М. Педагогические условия повышения квалификации учителей на основе использования дистанционных образовательных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чита, 2013.

References

1. Kandaurova A.V., Surtaeva N.N. Dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyah izmenenij social'nogo vzaimodejstviya. Chelovekiobrazovanie. 2015; 3 (44): 21 - 26.

2. Schedrovickij P.G. Ocherkipo filosofii obrazovaniya. Moskva, 1993.

3. Grigorash O.V. Rezul'taty reformirovaniya sistemy obrazovaniya v Rossii. NauchnyjzhurnalKubGAU, 2016; 121 (07).

4. Dimuhametov R.S. Fasilitaciya vsistemepovysheniya kvalifikaciipedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

5. Nikitin 'E.M. Modernizaciya sistemy povysheniya kvalifikacii v celyah obespecheniya perspektivnyh kadrovyh potrebnostej shkoly. Metodist. 2008; 6.

6. Valyushina N.M. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikacii uchitelej na osnove ispol'zovaniya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2013.

Статья поступила в редакцию 22.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.