Научная статья на тему 'Современные проблемы подготовки специалистов-геронтологов'

Современные проблемы подготовки специалистов-геронтологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ-ГЕРОНТОЛОГ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПОЖИЛЫЕ КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ / ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ / EXPERT-GERONTOLOGIST / COMPLEX APPROACH / ELDERLY CLIENTS OF SOCIAL SERVICES / GERONTOLOGICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николюкина Наталия Борисовна, Курилович Надежда Васильевна

В статье рассматривается и обосновывается комплексный подход к подготовке геронтологов с позиций современного социо-гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of training experts-gerontologists

In the article comprehensive approach to gerontologists training from the position of modern socio-humanitarian knowledge is discussed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы подготовки специалистов-геронтологов»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГЕРОНТОЛОГОВ

Н.Б. Николюкина, Н.В. Курилович

В статье рассматривается и обосновывается комплексный подход к подготовке геронтологов с позиций современного социо-гуманитарного знания.

Ключевые слова: специалист-геронтолог, комплексный подход, пожилые клиенты социальных служб, геронтопсихология.

Проблемы пожилых людей существовали всегда, но в каждый исторический период проявлялись по-разному, особо обострились они в постсоветский период в нашей стране из-за недостаточного уважительного отношения в обществе к пожилым людям, потери ими своего социального статуса, активной жизненной позиции. У многих людей появилось чувство неопределенности, неуверенности, растерянности, опустошенности. На этом фоне возрастает значение социальных служб, которые сегодня могут облегчить состояние перехода к завершению жизненного цикла, способствовать совершенствованию социального окружения пожилого человека.

Проблемы пожилых людей рассматриваются в различных аспектах: социологическом, медицинском, демографическом, с позиции семьеведения и феминологии.

Усилия российского государства сегодня направлены на решение проблем пожилых и старых людей: в стране создаются геронтологические службы, формируется институт социальных работников со специализацией в области геронтологии.

В числе актуальных вопросов подготовки социальных работников П.Д. Павленок отмечает необходимость узкой специализации с учетом объектов и направлений социальной работы, в том числе это касается специалистов по социальной работе с людьми пожилого возраста. В. Никитин, заведующий кафедрой социальной политики и социальной работы Московского гуманитарного университета, член правления ССОПиР подчеркивает неизбежность осуществления диверсификации образования в области социальной работы. Целесообразно, по его мнению, выделить в рамках общего направления социальной работы такие специальности, как, например, социальная адаптация и социальная идентификация, социальная абилита-

ция и реабилитация, а внутри этих направлений такие специальности, как ювенология, андрология, феминология, геронтология [1].

В созданной системе социальной защиты населения реализуются технологии, позволяющие обеспечить квалифицированную и разнообразную поддержку пожилых и старых людей. Социальная политика направлена не только на защиту и поддержку, но и ориентирует данную категорию на сохранение и развитие их социальной субъективности. Перед социальными службами в настоящее время стоит задача создать условия для достойной жизни пожилых граждан, установить гармоничные отношения их с социальным окружением, значительно расширить возможности социальной коммуникации, социальной активности граждан старшего поколения.

О деятельности специалистов социальной сферы-геронтологов можно говорить как о деятельности в особых условиях. Социальный работник изучает мир, чтобы овладеть им не только в практическом отношении, но и затем, чтобы понять его и использовать эти знания в своей непосредственной работе. Желание постичь социальное поведение присуще всем, у людей, работающих с пожилыми людьми, эта потребность должна занимать центральное место. Социальную работу отличают ответственность, стремление быть самим собой, принимать решения и в то же время высокая психическая напряженность, большие нагрузки на эмоциональную и интеллектуальную сферу специалиста, необходимость постоянно придерживаться социальной роли, обусловленной профессиональным содержанием деятельности.

Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к профессиональным и личностным качествам будущих специали-стов-геронтологов, к лучшей организации подготовки социальных работников, что вле-

чет за собой поиск оптимальной социальной политики на региональном уровне, формирование программ и технологий обучения студентов не только по специальности «социальная работа», но и по различным специализациям, развивающим готовность выпускников работать в возникших в последние годы социальных учреждениях и организациях, как традиционных, так и новых.

Социальная работа - междисциплинарная отрасль знания. Подход к человеку с позиций одновременно значительного количества дисциплин нацелен на возможность эффективной социальной помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций, возникших перед клиентом. Необходимость такого комплексного подхода очевидна из-за того, что у человека, особенно в нынешней российской ситуации, возникает целый комплекс психологических, социальных, экономических проблем, проблем со здоровьем и т. д. Предметное поле социальной работы, отмечает В.Н. Келасьев, представлено системой: «человек - социальная среда - регуляторы их взаимодействия». Человек в теории социальной работы должен изучаться в контексте системы «человек - среда - регуляторы их взаимодействия», т. е. не с позиций характеристик какого-то одного компонента системы, например в аспекте только его общих биологических или психологических механизмов (как в биологии и психологии), а с позиций готовности его к включению в социальные структуры. Поэтому акцент делается на таких понятиях, как жизненные силы, жизненный путь, самопомощь, кризисы и т. д. [2].

Комплексный подход к изучению человека разрабатывал Б.Г. Ананьев, сформулировавший задачу целостного подхода к изучению человека и интеграцию знаний о нем. Комплексный подход направлен на интерпретацию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность.

И.Н. Бондаренко отмечает, что специалисты, работающие с пожилыми людьми, должны обладать комплексными знаниями в области психологии, геронтологии, социальнокультурной деятельности, социальной педагогики, владеть социальными технологиями [3].

Г.П. Медведева приводит веские доводы в пользу интегративного, комплексного ха-

рактера геронтологии. Наука, изучающая проблемы старения, старости, их специфику, процессы, их сопровождающие, закономерно должна являться наукой интегративной, так как объект и предмет ее изучения настолько многогранны, многофакторны и детерминированы в своем состоянии таким количеством обстоятельств и процессов, что рассмотрение их с точки зрения одной только науки - медицины, демографии, социологии или экономики - не даст полной, объективной и четкой картины. Напротив, замкнутость в пределах одной только из перечисленных научных дисциплин заведомо существенно сузит значимость и содержание научного знания, сделает его недостаточным и тенденциозным.

Старение - естественный и многоплановый процесс, который проходит каждый человек в своей жизни. Геронтологи исследуют физический, социальный, профессиональный, личностно-психологический аспекты старения. Социальные и психологические проблемы пожилых людей, отдельные аспекты старения являются предметом изучения специальных отраслей естественных и социально-гуманитарных наук. Проблема старения по самой своей сути комплексная: биомедицинская, психологическая, антропологическая, социальная, экономическая. В исследованиях социальных проблем социологов интересуют, прежде всего, вопросы социальной структуры, психологов - особенности личности и субъективных переживаний; медиков - проблемы соматического здоровья; юристов - законодательная база; философов - аспекты методологии социальной политики и человеческой экзистенции. Решение практических и теоретических вопросов положения старых людей в обществе вызвало появление новой отрасли геронтологии - социальной геронтологии. Социальная геронтология изучает человека как социобиологи-ческое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологический подходы к решению личностных собственных проблем. В России преподавание этой дисциплины включено в учебные планы подготовки медицинских и социальных работников.

Любое изучение развития в рамках одной дисциплины, отмечает П.Б. Балтес, является неполным. Минимальное значение других дисциплин совершено необходимо для исследователей человеческого развития по

ряду причин. Прежде всего, междисциплинарный взгляд помогает осознать неполноту любой теории развития поведения, сформулированной внутри одной науки. Например, когда психологи изучают профессиональные интересы и профессиональное совершенствование, им необходимо учитывать советы социологов и экономистов по поводу того, что эти явления находятся в сильной зависимости от характера социальной стратификации и обстановки на рынке труда. Таким образом, междисциплинарный подход направляет различные науки к интегрированию знаний вместо «сепаратистского» их разделения [4].

В основе формирования специалистов, призванных работать с пожилыми и старыми людьми, должны лежать концепции, формирующиеся в области теории, методологии и технологии социальной работы, а также современные психологические подходы. Для успешной профессиональной деятельности специалисту, работающему с пожилыми и старыми людьми, необходимо комплексное владение системой разнообразных психологических знаний и умений, которые позволят оказать практическое содействие в решении наиболее значимых проблем клиентов.

Комплексное социально-психологическое исследование под научным руководством

А.И. Тащевой выявило основные проблемы пожилых людей: одиночество, острый дефицит общения, трудности во взаимоотношениях с соседями и с недобросовестными социальными работниками [5]. Психологические проблемы были выявлены и у социальных работников: негативная установка по отношению к пожилым, многие просто боятся их, коммуникативные трудности, фрустрирован-ность в общении с пожилыми клиентами, неумение моделировать и разрешать ситуации по оказанию социальной поддержки клиентам.

По мере развития и усовершенствования социального обслуживания населения пожилого и старческого возраста общая ситуация складывается таким образом, что первыми, кто непосредственно сталкивается с вопросами психического и социального здоровья старшего поколения, являются социальные работники. В связи с этим приобретение геронтопсихологических знаний в процессе профессионального образования является крайне важным. Понимание психического

состояния обслуживаемого человека необходимо в первую очередь для разрешения самых разнообразных трудностей, возникающих во взаимоотношениях между социальными работниками и пожилыми клиентами. Социальные работники должны иметь представление о широком спектре психических симптомов и форм поведения, которые свидетельствуют о наличии определенных нарушений или особенностей, характерных для позднего возраста.

Специалисты, работающие с пожилым контингентом, должны иметь знания личностных и психологических характеристик людей данного возраста. Так, в учебный план социально-психологического факультета в Кемеровском государственном университете (КемГУ), который занимается подготовкой специалистов по социальной работе, ввели дисциплину «Геронтопсихология» [6]. Целью курса геронтопсихологии является повышение компетентности социальных работников в области психологии старения, так как в большинстве своем социальные работники не имеют психологического образования, но вынуждены заниматься оказанием психологической помощи пожилым людям. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 350500 - «Социальная работа» (2004 г.) отсутствует не только курс «Геронтопсихология», но и «Возрастная психология», хотя достаточный объем часов отводится дисциплине «Психология». Таким образом, назрела необходимость в учебный план общепрофессиональных специальных дисциплин ввести дисциплину «Геронтопсихология», которая формирует психологическую культуру будущего специалиста-геронтолога. Курс «Геронтопсихология» ведется в Институте психологии ТГУ им. Г.Р. Державина.

Специалист социальной работы - геронтолог обязан формировать в себе качества психолога. Для этого необходимы знания психологических особенностей человека, которые помогут разобраться в клиентах, адекватно оценить их состояние, поведение; эмоционально откликнуться на психическое состояние. Наряду с задачами чисто медицинскими и социальными возникают задачи оказания психологической помощи и психологического сопровождения старых людей. Изучая психологию, студенты учатся мыс-

лить психологически при анализе человеческих действий и поступков, выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, личного общения с окружающими. Социальному работнику следует учитывать, что психика пожилых людей неустойчива. Вежливость, тактичность - обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Важным является также умение говорить и слушать, не только получая информацию от клиента, но и постигая его внутренний мир. Для этого требуется развивать навыки саморефлексии. Психология помогает познать другого человека с помощью эмпатии, которая связана с умением поставить себя на место другого человека, способности взглянуть на ситуацию и самого себя чужими глазами. Психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу способностей, потребностей и др. В связи с этим необходимость психологических знаний очевидна. Авторы солидарны с И.В. Дубровиной в том, что психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.

В прошлом большинство исследователей рассматривали старость как период угасания. Но это не совсем правильный подход. Современные исследования свидетельствуют, что адаптация, рост и развитие продолжаются в течение всей жизни. Необходимо знакомить социальных работников с особенностями «позитивного старения». Период старости является итогом всего жизненного пути человека. Период пожилого возраста незнаком студентам по собственному опыту проживания возрастных особенностей. У некоторых возникает отторжение информации о старых людях как следствие страха собственного взросления и старения. Правы те авторы, которые полагают, что для осмысления информации очень важно выполнение творческих

работ (курсовых, дипломных, научных студенческих работ) по определенной теме.

Специалист социальной работы - геронтолог, опираясь на результаты психодиагностики, должен иметь свое определенное мнение о психологическом состоянии людей, уметь внушить к себе доверие, нравиться людям, установить контакт. Он должен владеть психотехническими упражнениями, выполнение которых поможет быстро сбрасывать утомление и напряжение, восстанавливать работоспособность, оптимально строить свое общение с людьми пожилого возраста, коллегами, наконец, с близкими людьми, в собственной семье. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и неустроенности в жизни.

Деятельность социального работника имеет смысл, если она основана на доверии. Пожилой человек может обратиться за помощью и принять ее только от того человека, которому доверяет. Не обмануть доверия пожилого человека способен только тот специалист, который постоянно помнит о профессиональной этике и ответственности и хранит как профессиональную тайну все сведения о клиенте, никогда не употребляет их во вред человеку.

И.Н. Бондаренко предлагает для лиц пенсионного возраста с высоким образовательным и квалификационным уровнем создавать индивидуальные компьютеризированные рабочие места. Для лиц с высокой степенью социальной активности компьютерные и интернет-технологии позволяют создавать условия для интенсивного участия в общественно-политической и культурной жизни. Именно приобщение пожилых людей к компьютерным технологиям позволит облегчить проблему взаимопонимания с младшими поколениями, более успешно участвовать в воспитании и обучении внуков и правнуков [3].

Будущее любой страны - молодежь, и старшее поколение может сыграть значительную роль в деле воспитания молодежи, тем более, что социологические опросы отмечают тревожные нравственные перекосы. Пожилые люди должны выполнить непростую миссию в плане передачи духовных ценностей подрастающему поколению. Пенсионеры, большинство из которых являются

носителями гуманных базовых ценностей, должны как-то удержать общество от дальнейшей деградации.

Осуществление государственных программ повышения образовательного уровня населения должно включать меры по привлечению знаний и опыта специалистов, по тем или иным причинам вышедших на пенсию. Использование знаний и опыта пожилых людей, считают С.Ф. Гребениченко и

В.П. Давыдов, - мощный резерв, недостаточно используемый сегодня, если иметь в виду, что пенсионеров в стране около 38,2 млн человек (в том числе по возрасту - 29 млн), то можно представить, какой огромный интеллектуально-образовательный потенциал страны нами не используется или используется далеко не полностью. Необходимо создавать благоприятные условия для тех лиц, достигшего пенсионного возраста, кто может и хочет работать на благо страны, своих детей и внуков, в том числе и на поприще передачи собственных знаний, опыта, навыков, умножения интеллектуального потенциала нации [7].

Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущего выпускника к жизни в быстро меняющемся обществе. Это, в свою очередь, делает актуальной разработку технологий социальной поддержки пожилых, активизирующих их возможности в решении своих проблем, помогающих им реально включиться в социальные отношения, т. е. способствующих их позитивной социализации. Такие технологии способны оптимизировать организацию деятельности социальных служб и входящих в них специалистов социальной работы, психологов, социальных педагогов, позволяя лучше учитывать разнообразные потребности клиентов.

Социальная работа, указывает Е.А. Белова, сталкиваясь с социально-психологическими проблемами, соединяет в своей теории и методах социологический и психологический, гуманистический подходы. Только учет комплексности проблем, возникающих у клиента, позволяет оказать ему полноценную помощь - социальную, психологическую и др. [8]. Таким образом, комплексный подход обеспечивает способность будущих социальных работников - геронтологов к

эффективному решению спектра социальных и психологических проблем граждан пожилого возраста.

Комплексный подход к подготовке специалистов социальной работы - геронтологов поможет оптимизировать процесс старения, повысить статус пожилых людей в обществе, сделать жизнедеятельность пожилого, старого человека благополучной, полноценной и активной. Предложенная позиция подтверждает необходимость комплексного подхода в работе с пожилыми людьми, и, соответственно, комплексной подготовки специалистов социальной сферы.

1. Никитин В. Образование и наука в области социальной работы: успехи и проблемы // Социальная работа. 2006. № 2. С. 45.

2. Келасьев В.Н. Некоторые новые направления в реализации комплексного подхода к исследованию человека // Акмеология. 2004. № 3.

С. 101-102.

3. Бондаренко И.Н. Социокультурная адаптация пожилого населения как педагогическая проблема // Мир образования - образование в мире. 2003. № 2. С. 54, 53.

4. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики

подъемов и спадов на протяжении жизни // Психология развития / сост. и общ. ред.: авт. колл. сотруд. каф. психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб., 2001. С. 457.

5. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития // Психология зрелости и старения. 1998. № 4. С. 75.

6. Морозова Н., Зуева С., ЧидилянЕ., Филатова Е. Система подготовки социальных работников // Социальная работа. 2004. № 1. С. 48-49.

7. Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Демографический взрыв в России? // Социальногуманитарные знания. 2006. № 6. С. 13.

8. Белова Е.А. Технологические аспекты института социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2006. № 4. С. 16.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Nikoljukina N.B., Kurilovich N.V. Modem problems of training experts-gerontologists. In the article comprehensive approach to gerontologists’ training from the position of modern socio-humanitarian knowledge is discussed.

Key words: expert-gerontologist, complex approach, elderly clients of social services, gerontological psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.