Научная статья на тему 'Культура конструктивной старости в парадигме непрерывного образования'

Культура конструктивной старости в парадигме непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура конструктивной старости в парадигме непрерывного образования»

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ПОЖИЛЫХ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И КОГНИТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ

КУЛЬТУРА КОНСТРУКТИВНОЙ СТАРОСТИ В ПАРАДИГМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Чёрный

Существуют многочисленные определения культуры, но в контексте заявленной темы предлагаем следующее рабочее определение: культура - это форма коммуникации, каналы и способы которой определяются для той или иной группы людей символико-семиотическим отражением локальноконвенциональных норм, ценностей и установок. Иными словами, субъектсубъектные (интерпсихические, межличностные) или самосубъектные (ин-трапсихические, внутриличностные) формы бытия пожилых людей могут быть деструктивными или более или менее конструктивными в зависимости от того, как эти люди воспринимают и переживают сложившиеся в обществе ценности, нормы, представления, установки и стереотипы относительно «правильной» или «неправильной» старости. Влиять на этот процесс можно: (а) изменяя социум, хотя это сложно, долго и, как показывает практика, малопродуктивно, учитывая количество переменных, в т. ч. малопредсказуемых (например, политических, социально-экономических или ментальных, т. е. не зависящих от специалистов - социальных работников, психологов, педагогов); (б) работая с личностью или с небольшой группой, что в сфере возможностей специалистов (продуктивность подобной работы зависит от их мотивации, квалификации и форм организации деятельности).

Цель статьи - проанализировать проблему старения как глобальную, междисциплинарную и систематизировать некоторые перспективы и пути её решения в контексте социальной и психолого-педагогической деятельности.

Старение населения как глобальная проблема

Фонд ООН в области народонаселения (UNFPA) совместно с неправительственной организацией Help Age International 1 октября 2012 г. - в Международный день пожилых людей - презентовали в Токио 192-страничный доклад «Ageing in the Twenty-first Century: A Celebration and a Challenge» («Старение в XXI в.: праздник и вызов»), из которого следует, что человечество стареет ещё более стремительно, чем ранее предполагалось. В 2000 г. количество людей старше 60 лет впервые превысило количество детей в возрасте до 5 лет. Сейчас на планете 810 млн. пожилых людей, или 11,5 % населения Земли. К 2020 г. численность их вырастет на 200 млн человек и превысит 1 млрд, а к 2050 г. пожилых людей будет уже 2 млрд и они будут составлять 22 % населения планеты, обойдя по численности детей до 15 лет

240

[10]. К числу наиболее быстро стареющих государств мира относятся Россия и Украина. Сейчас в РФ 18,6 % населения старше 60 лет, а к 2050 г. этот показатель почти удвоится (31,2 %), и к 2050 г. в России будет более 39 млн людей старше 60 лет [4]. Согласно прогнозу Института демографии и социальных исследований НАН Украины доля населения старше 60 лет будет к 2050 г. составлять в Украине 32 % [2]. Разумеется, причина не только в увеличении средней продолжительности жизни, но и в снижении детской смертности, в успехах медицины, развитии социальной помощи и пр. Но старение становится серьёзной экономической и социальной проблемой. Например, многие экономисты считают, что интенсивность кризиса в Европе объясняется, в числе прочих факторов, наличием хорошо развитой (и потому очень дорогой) системы социальной защиты.

Решение проблемы старения может быть только комплексным и должно включать меры по созданию экономических, технологических, социальных оснований для увеличению периода полноценной и активной старости, т. е. возможностей для пожилых людей плодотворно и эффективно работать не столько для поддержания своего материального уровня жизни, но и с целью актуализации ресурсов (профессионализма, опыта, мудрости) и реализации потенциала (в обучении и освоении нового, в передаче знаний, опыта, традиций), для личностной самоактуализации в целом. Однако заинтересовано ли общество в пролонгировании трудовой активности пенсионеров? Если предположить, что удастся достичь существенного повышения активности и работоспособности в пожилом возрасте и создать возможности для такого рода реализации, то, по-видимому, усугубится безработица и в целом будет затруднено продвижение людей молодого и среднего возраста, а их обучение и «консервация» потенциала обойдётся системам социальной защиты ещё дороже. Собственно, это уже и происходит в экономически развитых и социально ориентированных странах.

Направления исследования старости как междисциплинарной проблемы

Изменение образа жизни, происходящее в связи со снижением трудовой активности, выходом на пенсию, падением социального статуса, сужением социального окружения, другими утратами, приводит к фиксации мыслей, идей, представлений на собственной жизни. В итоге формируется либо интегративное восприятие и принятие своей жизни (и личности) во всей её полноте и разнообразии, со всеми сложностями, ошибками, достижениями, либо глобальное отвержение жизни и себя в ней. В первом случае можно говорить о мудрости, в последнем - об отчаянии [9]. Хотя, на наш взгляд, обычный человек может находиться и на разном, и на равном расстоянии от этих полюсов. Очевидно, что на психическое состояние и психологическое здоровье влияет и функциональное состояние всех систем организма. Кроме геронтологии и геронтопсихологии, традиционно занимающихся этой проблематикой [6; 7; 8], активно развиваются социальная геронтология [1], клиническая геронтология [3], разрабатывается и особая философская дисциплина - герон-тософия, которая специально сосредоточена на философии старости [5].

241

Во многих культурах старость - это вариант стигмы с соответствующими последствиями: разными формами социальной и/или психологической дискриминации. Проблематикой культурных различий в отношении к старости и старению, а также кросс-культурными исследованиями социальных ролей в пожилом возрасте занимается этногеронтология, представленная пока совокупностью отдельных работ, но не имеющая специфической методологии.

Социально-психологические проблемы старения и формы оптимизации этого процесса

Анализ соответствующей литературы, а также непосредственные наблюдения и опыт, позволяют выделить основные проблемы пожилых людей, проявляющиеся субъективно, на уровне переживания: (а) чувство социальной смерти, собственной ненужности; (б)ощущение чужести, дереализации в социуме, в культуре; (в) переживание беспомощности и зависимости, ощущение себя как помехи; (г) одиночество, страх, тревога, униженность, обида, депрессия; (д) переживание утраты (близких и близости, статуса и престижа, веры и идеалов); (е) утрата ощущения осмысленности жизни, исчезновение целей; (ж) негативизация личностной идентичности, снижение самооценки; (з) ощущение физического и/или интеллектуального регресса; (и) переживание экономических проблем и др. Конечно, всё вышеперечисленное можно было бы обобщить одним словом - дезадаптация, но в таком случае нет необходимости уточнять и разрабатывать формы поддержки и помощи, так как и их можно будет объединить понятием «адаптация». Тем не менее, назовём основные формы и возможности адаптации пожилых людей.

Известно, что классическая система социальной защиты включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь. В рамках заявленной темы нас не интересуют институализированные формы, хотя они, несомненно, всегда должны совершенствоваться. Речь идёт о помощи в социально-психологической адаптации со стороны специалистов разного профиля: (1) организация подготовки психологов и социальных работников для оказания помощи, поддержки и мотивации пожилых людей относительно возможностей развития и обучения, в т. ч. внедрение и постоянное совершенствование курса геронтопсихологии с практическим уклоном (помощь в саморегуляции, повышению стрессоустойчивости, адаптации к культурным новациям и проч.); (2) развитие системы учебных практик, а также волонтерского движения в вузах, прежде всего в рамках специальностей психолого-педагогического профиля, медицины и социальной работы; (3) обучение специалистов разного профиля, готовых участвовать в развитии системы непрерывного образования, в частности, образования для пожилых людей; (4) разработка и внедрение форм и механизмов включённости пожилого человека в соответствующую общественную группу, референтную для него, ценности и устремления которой он разделяет, эмоционально принимает и может идентифицироваться с её участниками; (5) помощь в освоении информационных систем, в том числе, социальных сетей, предоставление иной информации, ориентирующей в возможностях участия в общественных

242

организациях, в том числе в волонтёрских движениях, в группах по интересам (общение с природой, увлечение искусством, творчеством), в специальных гуманитарных и образовательных проектах.

Непрерывное образование, точнее, тот его аспект, который иногда называют образованием для «третьего возраста» - это относительно новая, но активно развивающаяся и весьма эффективная форма продвижения культуры конструктивной старости. Одна из основных проблем, тормозящих или, во всяком случае, снижающих качество этой работы - отсутствие психологически обоснованной подготовки специалистов, осуществляющих такое обучение (по любым направлениям).

Предлагаем схему организации подготовки специалистов (не психологов и не социальных работников) к работе с пожилыми людьми. Программа рассчитана на 80 ауд. ч, распределённых на четыре блока по 20 ч каждый (см. табл.).

Таблица

Комплексная программа

«Психология культуры конструктивной старости» для подготовки специалистов

Проблемы пожилых людей Чему учить будущих преподавателей

Первый блок «Психология и психофизиология старости» (20 ч)

Состояние здоровья, общая утомляемость, низкая работоспособность Снижение продуктивности когнитивных процессов Социальная дезадаптация Проблемы в интимной жизни Возможности сохранения ментального здоровья: профилактика и восстановление когнитивных процессов Формы двигательной активности Разнообразные способы социальной адаптации Основные особенности групп пожилых людей Возможности интимности в отношениях (дружба, любовь) в пожилом возрасте

Второй блок «Коучинг» (20 ч)

Растерянность и неумение систематизировать проблемы Отсутствие или утрата навыков целепола-гания и парциального планирования Определение проблемных сфер жизни («колесо баланса») Методы SCORE и SMART Работа с проблемой (формулирование проблемы и стратегии постановки целей, сенсорное обоснование, контекстуальность цели) Ролевая модель и психологическое здоровье личности Составление личного плана развития Метод коучинга в групповой динамике

Третий блок «Психология общения» (20 ч)

Утрата привычного круга общения или разочарование в нём Неуверенность в своей привлекательности (негативный образ «Я», телесного «Я») Отсутствие или утрата навыка знакомства и аттракции Неинформированность о возможностях новых знакомств Отсутствие навыков поиска сообщества, партнеров по интересам Типичные конфликты для третьего возраста Тренинг ассертивности Личностные типологии, барьеры общения (темперамент, акцентуация, субличности, акцентуации, фильтры восприятия...) Информирование и наработка навыка поиска контактов Конфликтология

243

Продолжение табл.

Четвертый блок «Педагогические технологии в работе с пожилыми людьми» (20 ч)

Утрата навыков учения Низкая мотивация учения из-за неуверенности и негативного образа «Я» Снижение продуктивности когнитивных процессов Состояние здоровья, общая утомляемость, низкая работоспособность Отсутствие поддержки со стороны окружающих и близких Личностно-ориентированые методы обучения Выявление потребностей обучения Способы мотивации слушателей Обучение технологии поэтапного формирования умственных действий Применение принципов развивающего обучения Разработка критериев эффективности обучения и методов контроля

Список литературы

1. Василенко Н. Ю. Социальная геронтология: учеб. пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.

2. Демографiчнi чинники бщностк [монографiя] / Ред.: Е. М. Лiбанова; 1н-т демографп та соц. дослщж. НАН Укра'ни, Держ. ком. статистики Укра'ни, Укр. центр соц. реформ, Фонд народонаселення ООН. - К., 2009. - 184 с.

3. Денисова Т. П., Малинова Л. И. Клиническая геронтология: избранные лекции. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 244 с.

4. Новый регион, News Agency. URL: http: // www.nr2.ru/ekb/381257.html (дата обр.: 02.01.2013).

5. Пигров К. С. Философия и старость: к конституированию геронтософии // Философия ХХ века: школы и концепции: материалы науч. конф. 23-25 ноября 2000 г. - СПб., 2000. -С. 288-290.

6. Психология старости и старения: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.

7. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.

8. Сурнина О. Е. Геронтология (медико-биологический и психологический аспекты): учеб. пособие. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. - 234 с.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

10. URL: http://unfpa.ru/ru/news/2012/191

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.