СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 159.923
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
В статье раскрываются особенности психического развития в пожилом и старческом возрасте, возможности и технологии психологической помощи пожилым людям.
Ключевые слова: пожилой возраст, психологические особенности пожилого человека, модель нормального психического развития в позднем возрасте, психическое старение, психологическая помощь, психотехнологии.
Многие изменения условий жизни пожилого человека накладывают отпечаток . на психологические особенности людей позднего возраста. К ним относят изменение физических возможностей, утрату общественного положения, связанного с прежней профессиональной деятельностью, изменения в семье, угроза утраты близких людей, ухудшение экономических условий жизни и бытовые изменения.
В Мадридском международном плане действий по проблемам старения, принятом в 2002 году, в качестве цели выдвинуто: создание всеобъемлющей системы услуг по охране психического здоровья, начиная с профилактики, своевременных терапевтических мер и оказания лечебных услуг и кончая устранением проблем с психическим здоровьем пожилых людей.
Для реализации этой цели признана необходимость реализации следующих мер:
- разработка и осуществление национальных и местных стратегий, обеспечивающих более эффективную профилактику, своевременное обнаружение и лечение психических заболеваний у пожилых людей, включая диагностические процедуры, надлежащее медикаментозное лечение, психотерапию и профессиональную подготовку медиков и лиц, занимающихся уходом на неформальной основе;
- разработка там, где это целесообразно, эффективной стратегии повышения качества оценки и диагностики болезни Альцгеймера и аналогичных расстройств на ранней стадии заболевания;
- обеспечение наличия программ, направленных на оказание помощи лицам с болезнью Альцгеймера и другими психическими расстройствами,
Таблица 1
Модель нормального психического развития в позднем возрасте
Параметры описания возраста Возрастной период
51-65 лет После 65 лет
Система социального окружения Семья Друзья Работа Окружающие Семья Друзья Окружающие
Задачи возраста Безопасный выход из сферы труда, понижение роли карьеры. Установление межличностных отношений вне семьи, ответ на вопрос «Кому я ещё нужен?». Выработка толерантного отношения к смерти. Освоение жизни в условиях большей зависимости от других людей (женщинами эта задача осваивается сложнее, чем мужчинами). Оценка прошлой жизни. Умение пережить смерть близких и ожидание собственной смерти.
Резервы развития Знание и умение, способствующие опоре в большей степени на умственные, а не на физические возможности человека Умение выживать при снижении физических ресурсов. Умение подводить жизненные итоги, написание мемуаров.
Кризисы развития Кризис стагнации. Проходит благоприятно, если у человека есть живительные эмоциональные связи с окружающими людьми. Неблагоприятное течение кризиса выражается в эгоистической стагнации, предъявлении претензий к окружающим («Эгоист - это тот, кто не думает обо мне») Кризис значимости. Проходит благоприятно, если человек ощущает, что жизнь прожита не зря. Неблагоприятное течение кризиса сопровождается чувством отчаяния («Жизнь прошла зря, от меня ничего не осталось»)
© Басов Н.Ф., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
153
связанными со слабоумием, с тем чтобы они могли как можно дольше жить дома, где могли бы удовлетворяться их особые потребности;
- разработка программ психосоциальной терапии для оказания помощи в реинтеграции лиц, выписанных из лечебных учреждений и др. [2, с. 181-182].
Многие психологи (Л.И. Анциферова,
О.В. Краснова, Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович и др.) считают, что к старости человек не исчерпывает свои резервные возможности, потенциал своего развития; успешность личностного и социально-психологического развития человека, особенно в поздние годы, зависит во многом от того, насколько он сам выступает субъектом, создателем условий жизни; старение и старость являются закономерным следствием возрастных изменений, происходящих на всех уровнях жизнедеятельности; процесс старения сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности.
Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович в своей работе «Поздний возраст и стратегии его освоения» (2003), предложили Модель нормального психического развития в позднем возрасте [6, с. 61].
Благополучное прохождение возрастных кризисов, активное использование резервов развития, успешное решение свойственных возрасту задач даёт человеку возможность достичь состояния, которое в геронтопсихологии называют «счастливой старостью». Эта форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом.
Однако психологи, характеризуя поздний возраст, используют и понятие «психическое старение», сопровождающееся нарастанием психических нарушений, которые затрагивают такие психические процессы как восприятие (замещение восприятия и сужение его объёмов), мышление (меняется содержание и качество мыслительных процессов), память (её снижение на текущие события при её достаточно хорошей сохранности на события далёкого прошлого), внимание (поле внимания сокращается), воображение (велика вероятность того, что оно, утрачивая подконтрольность, может само по себе обрести негативный оттенок), психомоторику (старение нервной системы объясняет присущую пожилым людям большую медлительность в их действиях). Что касается психических состояний, то изменения касаются эмоций (в эмоциональном поведении пожилого человека нередко присутствуют неконтролируемые аффектные реакции, сильное нервное возбуждение), изменения проявляются также в психическом упадке (снижение психической энергетики, ослабление психического и жизненного тонуса), депрессии, ипохондрии, скуке, страхе (бедности, болезни, старости, смерти и т.д.).
В Центре социального обслуживания «Нагорный» в Москве уже не один год функционирует «Академия психологического здоровья», где используется тренинг когнитивных функций.
В программе участвуют пожилые люди в возрасте 55-95 лет, формируются две группы - группа пожилых от 60 до 70-75 лет и в возрасте от 75 лет и старше.
Цель работы: социально-психологическая реабилитация клиентов ЦСО.
Одним из направлений программы «Академия психологического здоровья» являются тренинги когнитивных функций - групповые занятия, направленные на поддержание функций памяти, внимания, мышления; развитие наглядно-образного мышления.
Данные групповые занятия проводятся еженедельно, по понедельникам в первой половине дня по 50 минут, участвуют 8-15 человек. Примерный план занятий включает следующие блоки.
Участники тренинга приветствуют друг друга (например, в форме комплимента или короткого пожелания), по кругу передавая друг другу мячик или другой стимульный предмет (5 минут).
Ориентируются во времени: называют дату, обмениваются новостями, важными событиями (10 минут).
Затем объявляется тема занятия, идет дискуссия (10 минут). Пожилые люди вспоминаем пословицы, поговорки, притчи на заданную тему (10 минут), работают со свободными и ограниченными ассоциациями (10 минут). Затем наступает время «я-высказываний», например: «Я люблю...», «Я знаю...» и т.д.
Завершается занятие ответами на вопрос: «Что мы делали?».
В тренингах по развитию наглядно-образного мышления используются различные картины, репродукции.
План занятий может варьироваться в зависимости от самочувствия клиентов отделения дневного пребывания и их пожеланий. Участникам группового занятия предлагается оценить свое настроение в начале и в конце занятия (тренинга) по 5-балльной системе.
Каждые два месяца проводится плановое анкетирование и диагностика когнитивных функций, чтобы определить, какова динамика мыслительных процессов пожилых людей [13, с. 46-47].
Эта социальная практика позволяет положительно воздействовать на поддержание функций памяти, внимания и мыслительных процессов клиентов социальных служб пожилого возраста.
Признаки психического старения проявляются в психических свойствах пожилого человека и, прежде всего, характере.
Исследования показывают, что многие пожилые люди испытывают бессилие перед жизненными
трудностями, они замечают за собой, что стали в последнее время нервными и раздражительными, каждого второго мучает бессонница или ночные кошмары. Многие из них страдают от одиночества и алкоголизма.
В Энциклопедии социальных практик под редакцией Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой (2011) отражена работа сенсорной комнаты в Кемеровском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Работа в сенсорной комнате направлена, прежде всего, на снятие мышечного и нервно-психического напряжения, улучшение эмоционального фона, активизацию мозга за счет стимуляции и развития ослабленных сенсорных и двигательных функций и т.д.
Оборудование сенсорной комнаты включает элементы различных сред: «мягкой среды», среды запахов (воздушной), а также зрительной, звуковой, тактильной. Необычность, «сказочность» обстановки активизирует воображение пожилых клиентов и сотрудников, помогает создать радостную атмосферу праздника и успокоения, отдыха, а творческий подход к работе превращает обычное занятие в удивительное приключение, помогает заинтересовать пожилых людей и мотивировать их на сотрудничество друг с другом и с персоналом.
Занятия в сенсорной комнате проводятся сотрудником психологической службы дома-интерната по направлению психоневролога, терапевта, с учетом показаний и противопоказаний и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации клиента, разработанной и утвержденной врачами на консультативно-отборочной комиссии дома-интерната.
Курс занятий включает 5-12 сеансов, в зависимости от назначений врача и психоэмоционального состояния клиента. Продолжительность сеанса составляет 20-40 минут и зависит от индивидуальных особенностей и потребностей клиента.
Проведение сеансов в сенсорной комнате фиксируется в специальных журналах учета групповых и индивидуальных занятий. В процессе работы с пожилыми людьми отслеживаются все изменения, вносятся дополнения и поправки в программу психокоррекции каждого клиента.
Было выявлено, что клиенты со сниженным слухом, зрением, ограничением функции верхних и нижних конечностей (даже те, у кого лишь в слабой степени сохранены движения рук, кисти или ног) откликаются на специально созданные так называемые переключающие системы, реагирующие на прикосновение пальца, ладони. Переключающие системы, используемые в сенсорной комнате, функционируют по принципу приборов с биологической обратной связью и дают положительные реабилитационные результаты.
Комплексное воздействие на нервную систему световых и цветовых движущихся панелей, музыки и использование ароматических масел позволя-
ет пожилым людям с различными нарушениями не только тренировать остаточные зрение, слух, двигательные функции, но и способствует более адекватному восприятию окружающего мира.
К психотерапевтической реабилитации в сенсорной комнате привлекаются разные категории пожилых людей, в том числе страдающие сосудистой деменцией.
Хорошо подготовленное и правильно проведенное занятие в сенсорной комнате благотворно влияет на психологическое состояние пожилых клиентов, помогает им обрести и закрепить навыки бесконфликтного общения, повысить активность и самооценку. На занятиях происходит обогащение опыта пожилых клиентов, структурируется их время, обретается или укрепляется смысл жизни.
Посещение сенсорной комнаты - своеобразный приятный ритуал. Посредством занятий в сенсорной комнате насыщается жизненный опыт и внутренний мир не только пожилых людей, но и специалиста, возникают условия, позволяющие им лучше понять друг друга, что в конечном итоге ведет к укреплению межличностных отношений.
Занятия в сенсорной комнате позволяют специалистам (психологам, врачам, социальным работникам) получать дополнительную, весьма обширную информацию о клиенте, позволяющую более глубоко понять его личностные качества, мотивы поведения, более точно определить его реабилитационные возможности и прогнозировать вероятные результаты процесса социально-психологической адаптации пожилого человека в доме-интернате [13, с. 220-229].
Известно также, что с увеличением возраста нарастает частота психических заболеваний. По данным Всемирной организации здоровья деменции обнаруживаются у 5% населения в возрасте 65 лет и у 20% лиц старше 80 лет. По некоторым данным как минимум 15% лиц старше 65 лет нуждаются в психиатрической помощи. Международная классификация болезней определяет деменции как синдром с нарушением ориентировки, памяти, способности понимания, сообразительности и суждения. К данным признакам также добавляют длительные нарушения настроения, снижение этических требований, уменьшение способности к самостоятельным решениям и др. [2, с. 177].
Большие возможности в оказании поддержки пожилым и старым людям имеет психологическая помощь. Выделяют несколько видов психотехнологий: превентивные, реабилитационные, социализирующие, коррекционные, интегративные.
В социальной работе психотехнологии используются в деятельности специализированных учреждений и социальных служб. Естественно, что осуществлять психологическую помощь лучше в службах, которые имеют профильных специалистов и материальную базу для психологической работы.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
155
Интересный опыт подобной работы накоплен в деятельности «Школы психологической устойчивости для пожилых людей», которая направлена на повышение психологической устойчивости людей старшего возраста, усиление их независимости, содействие выработке уверенности в собственных силах, коррекции межличностного и социального взаимодействия.
В программу школы включены вопросы, касающиеся процессов развития когнитивной, аффективной и мотивационной сфер создания образа «Я», а также поведенческих особенностей людей данной возрастной категории.
Занятия проводятся на базе ГУ ЦСО «Строгино» (Москва) в виде лекций, аналитически ориентированных бесед, групповых практических занятий с использованием интеграционных приемов рациональной терапии и различных вариантов поведенческой терапии в рамках гуманистической психологии.
В процессе занятий клиенты изучают психологические особенности прохождения различных возрастных периодов жизни человека и приспособление к ним, нормативные возрастные кризисы. Клиенты учатся преодолевать личностный кризис (кризис идентичности), осмысливать задачи нового периода жизни путем принятия своего жизненного пути, формирования и принятия новой социальной роли; поддерживать психофизиологические функции (память, сенсорное восприятие и внимание, повышение контроля за привычными механическими действиями и др.). Изучаются основные стратегии приспособления к старению, основы психогигиены: выработка навыков положительного мышления, эмоционального переживания, совладения со стрессами, связь позитивных установок с состоянием здоровья, выбор конструктивной стратегии поведения, изменение психологических установок, алгоритм возникновения и развития стресса, уровни эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях [13, с. 40-41].
Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, специалисты рекомендуют соблюдать ряд организаци-
онных принципов: добровольность, научность, профессионализм, субъектность, тренинговый формат, сочетание групповой и индивидуальной работы и др.
Кроме всего, при использовании психотехнологий в социальной работе специалист должен руководствоваться определёнными методическими принципами: постепенности, учёта возрастных особенностей, комплексного использования психотехнологий, наблюдаемость результатов, их применимость, целесообразность, просоциальная ориентация, системность, культуросообразность, психологический климат и др.
Библиографический список
1. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов-на-Дону, 2009.
2. Басов Н. Ф. Социальная геронтология: Практикум. - Кострома, 2013.
3. Барбру Л.А., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. - М., 1998.
4. Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. - Ростов-на-Дону, 2004.
5. Возрастная психология / под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону, 2012.
6. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М., 2003.
7. Ермолаева М. Практическая психология старости. - М., 2002.
8. Зозуля Т. В. Психологическое здоровье пожилых людей. - М., 2008.
9. Кемпер И. Легко ли не стареть? - М., 1996.
10. КирпичникА.Г. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы // Социальная работа. - М., 2010. - С. 305-312.
11. Краснова О.В. Геронтологический словарь. -М., 2010.
12. Лидерс А.Г. Социальная психология старения. - М., 2002.
13. Психология старости и старения: Хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М., 2003.
14. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - М., 2011.