Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ВРАЧ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГ / НОРМЫ ТРУДА / НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ДОЛЖНОСТЕЙ / ШТАТНО-НОРМАТИВНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / КРУГЛОСУТОЧНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова В. М., Щепин В. О., Миргородская О. В.

Цель исследования - анализ нормативно-правовых документов и их изменений с целью определения норм труда медицинских работников при оказании и планировании акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации, в том числе нормативов численности медицинских работников различных типов медицинских организаций и режимов работы.Материалами исследования послужили нормативно-правовые материалы информационно-правового портала «ГАРАНТ.RU». Проведенный сравнительный анализ действующих нормативно-правовых документов по нормам труда по профилю «Акушерство и гинекология» показал, что новый приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н внес существенные изменения по сравнению с действующим, а его положения способствуют уменьшению штатного обеспечения врачами акушерами-гинекологами медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и значительному сокращению численности санитаров для всех рассматриваемых типов медицинских организаций.Показаны основной недостаток нового приказа и ошибочность приказов о Порядках Минздрава России в части штатной обеспеченности круглосуточной работы. Приведены методика расчета численности должностей при разных режимах работы медицинских организаций и ее особенности. Проанализирована динамика общей заболеваемости населения страны по классам «Беременность, роды и осложнения послеродового периода», «Болезни мочеполовой системы» и спрогнозированы их тренды на период до 2024 г.Результаты исследования еще раз свидетельствуют о необходимости внесения изменений в действующие нормативно-правовые документы, которые регламентируют нормы труда медицинских работников при оказании акушерско-гинекологической и других профилей медицинской помощи в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шипова В. М., Щепин В. О., Миргородская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUAL PROBLEMS OF PLANNING OF OBSTETRIC-GYNECOLOGIC CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the study was to analyze normative legal documents and their modifications in order to determine the labor standards of medical personnel in case of rendering and planning obstetric gynecological care in the Russian Federation, including standards of number of medical personnel in medical organizations and modes of operation of various types. The materials of the study were normative legal documents presented at the WEB-portal “garant.ru”. The comparative analysis of actual normative legal set of documents concerning labor standards in the profile of “obstetrics and gynecology” demonstrated that the new order of Minzdrav of Russia № 1130n of 20.10.2020 introduced significant changes as compared with the current one. Its provisions contribute to reducing staffing by obstetricians-gynecologists of medical organizations providing primary health care, and to decreasing significantly the number of nurses for all types of considered medical organizations. The main drawback of the new order and the erroneousness of the orders on Procedures of Minzdrav of Russia in terms of staff support of round-the-clock functioning are demonstrated. The methodology of calculating the number of positions under different modes of operation of medical organizations are presented. The dynamics of general population morbidity in classes “Pregnancy, childbirth and complications of the postpartum period” and “Diseases of the genitourinary system” was analyzed.The corresponding trends were prognosticated for the period up to 2024. The results of the study testify the necessity to amend actual normative legal documents governing labor standards of medical personnel in case of providing obstetric gynecological and other types of medical care in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(4)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-4-877-884 877

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2

Шипова В. М., Щепин В. О., Миргородская О. В.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,

г. Москва

Цель исследования — анализ нормативно-правовых документов и их изменений с целью определения норм труда медицинских работников при оказании и планировании акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации, в том числе нормативов численности медицинских работников различных типов медицинских организаций и режимов работы.

Материалами исследования послужили нормативно-правовые материалы информационно-правового портала «TAPAHT.RU». Проведенный сравнительный анализ действующих нормативно-правовых документов по нормам труда по профилю «Акушерство и гинекология» показал, что новый приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н внес существенные изменения по сравнению с действующим, а его положения способствуют уменьшению штатного обеспечения врачами акушерами-гинекологами медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и значительному сокращению численности санитаров для всех рассматриваемых типов медицинских организаций.

Показаны основной недостаток нового приказа и ошибочность приказов о Порядках Минздрава России в части штатной обеспеченности круглосуточной работы. Приведены методика расчета численности должностей при разных режимах работы медицинских организаций и ее особенности. Проанализирована динамика общей заболеваемости населения страны по классам «Беременность, роды и осложнения послеродового периода», «Болезни мочеполовой системы» и спрогнозированы их тренды на период до 2024 г.

Результаты исследования еще раз свидетельствуют о необходимости внесения изменений в действующие нормативно-правовые документы, которые регламентируют нормы труда медицинских работников при оказании акушерско-гинекологической и других профилей медицинской помощи в Российской Федерации. Ключевые слова: планирование; акушерско-гинекологическая помощь; врач акушер-гинеколог; нормы труда; нормативы численности должностей; штатно-нормативная обеспеченность; круглосуточный режим работы; прогнозирование заболеваемости.

Для цитирования: Шипова В. М., Щепин В. О., Миргородская О. В. Современные проблемы планирования аку-шерско-гинекологической помощи в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(4):877—884. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-4-877-884 Для корреспонденции: Миргородская О. В., канд. мед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, e-mail: omirgorodskaya@mail.ru

Schipova V. M., Shchepin V. O., Mirgorodskaya O. V. THE ACTUAL PROBLEMS OF PLANNING OF OBSTETRIC-GYNECOLOGIC CARE IN THE RUSSIAN

FEDERATION

The Federal State Budget Scientific Institution "The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health" of

the Minobrnauka of Russia, 105064, Moscow, Russia

The purpose of the study was to analyze normative legal documents and their modifications in order to determine the labor standards of medical personnel in case of rendering and planning obstetric gynecological care in the Russian Federation, including standards of number of medical personnel in medical organizations and modes of operation of various types. The materials of the study were normative legal documents presented at the WEB-portal "garant.ru". The comparative analysis of actual normative legal set of documents concerning labor standards in the profile of "obstetrics and gynecology" demonstrated that the new order of Minzdrav of Russia № 1130n of20.10.2020 introduced significant changes as compared with the current one. Its provisions contribute to reducing staffing by obstetricians-gynecologists of medical organizations providing primary health care, and to decreasing significantly the number of nurses for all types of considered medical organizations. The main drawback of the new order and the erroneousness of the orders on Procedures of Minzdrav of Russia in terms of staff support of round-the-clock functioning are demonstrated. The methodology of calculating the number of positions under different modes of operation of medical organizations are presented. The dynamics of general population morbidity in classes "Pregnancy, childbirth and complications of the postpartum period" and "Diseases of the genitourinary system" was analyzed.The corresponding trends were prognosticated for the period up to 2024. The results of the study testify the necessity to amend actual normative legal documents governing labor standards of medical personnel in case of providing obstetric gynecological and other types of medical care in the Russian Federation. Keywords: planning; obstetrics and gynecology; medical care; obstetrician gynecologist; labor standards; position standard; round-the-clock functioning; morbidity; prognostication.

For citation: Schipova V. M., Shchepin V. O., Mirgorodskaya O. V. The actual problems of planning of obstetric-gynecologic care in the Russian Federation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(4):877—884 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-4-877-884

For correspondence: Mirgorodskaya O. V., candidate of medical sciences, the Senior Researcher of The Federal State Budget Scientific Institution "The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health" of the Minobrnauka of Russia, e-mail: omirgorodskaya@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 06.11.2020 Accepted 11.02.2021

В условиях реализации государственной программы «Демография» и ряда мероприятий в рамках Десятилетия детства вопросы планирования акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации являются актуальными.

Планирование любого вида медицинской помощи основывается на нормах труда и объема медицинской помощи. А распределение медицинских организаций на группы (уровни) можно рассматривать как попытку определить роль и место каждого учреждения в общей сети медицинских организаций. Отсутствие дифференциации штатных нормативов по иерархии медицинских организаций в зависимости от их роли и задач в оказании медицинской помощи неоднократно указывалось в качестве одной из системных ошибок современных нормативно-правовых документов по труду [1, с. 67—70; 2].

Целью исследования явился анализ нормативно-правовых документов и их изменений с целью определения норм труда медицинских работников при оказании и планировании акушерско-гинекологи-ческой помощи в Российской Федерации, в том числе нормативов численности медицинских работников различных типов медицинских организаций и режимов работы.

Материалы и методы

Материалами исследования служили нормативно-правовые материалы информационно-правового портала «rAPAHT.RU», отечественные научные публикации и данные по общей заболеваемости населения Российской Федерации из статистических сборников Минздрава России и Минздравсоцразви-тия России. В работе использовались методы исследования: аналитический, в том числе сравнительного анализа, изучение и обобщение опыта, статистический.

Прогнозирование трендов показателей общей заболеваемости населения Российской Федерации по классам «Болезни мочеполовой системы» и «Беременность, роды и послеродовой период» проводилось в программе MS Office Excel с помощью полиноминальной 4- и 6-степенной регрессии с высокими уровнями аппроксимации: коэффициент детерминации R2 составил 99,78 и 98,25% соответственно.

Результаты исследования

Новый приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н по нормам труда1 внес существенные изменения по сравнению с действующим2. Основные из них в нормах труда сводятся к следующему:

— медицинские организации распределены на группы (уровни), и штатные нормативы дифференцированы по этим показателям;

1 Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю „акушерство и гинекология"».

Приказ Минздрава России от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю „акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)».

Health and Society

— изменен набор подразделений для оказания медицинской помощи по акушерству и гинекологии: впервые выделены кабинеты и больничные отделения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним;

— изменены величины норм труда по ряду специальностей;

— исключены данные по нормам нагрузки консультативно-амбулаторного приема врача акушера-гинеколога.

В приказе № 1130н указано, что «в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи:

— первая группа — акушерские стационары, в которых не обеспечено круглосуточное пребывание врача акушера-гинеколога;

— вторая группа — акушерские стационары (родильные дома/отделения, в том числе профи-лизированные по видам патологии), имеющие в своей структуре палаты интенсивной терапии (отделение анестезиологии-реаниматологии) для женщин и палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, а также межрайонные перинатальные центры, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии (палаты интенсивной терапии) для женщин и отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных;

— третья А группа — акушерские стационары, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезио-лого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;

— третья Б группа — акушерские стационары федеральных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным, разрабатывающие и тиражирующие новые методы диагностики и лечения акушерской, гинекологической и неонатальной патологии и осуществляющие мониторинг и организационно-методическое обеспечение деятельности акушерских стационаров субъектов Российской Федерации».

Изменения в составе отделений медицинских организаций, оказывающих акушерско-гинекологиче-скую помощь в Российской Федерации, представлены в табл. 1.

Большинство наименований подразделений, указанных в приказе № 572н, сохранены и в приказе

Здоровье и общество

Таблица 1

Изменения в составе отделений медицинских организаций, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь в Российской Федерации, в соответствии с приказами Минздрава России от 20.10.2020 № 572 и от 01.11.2012 № 1130н

Было (приказ № 572н)

Стало (приказ № 1130н)

Женская консультация (Приложение 2)

Родильный дом/отделение (Приложение 7)

Акушерский дистанционный консультативный центр с выездными ане-стезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома (Приложение 14)

Гинекологическое отделение (Приложение 18) Центр охраны здоровья семьи и репродукции (приложение 23) Центр охраны репродуктивного здоровья подростков (Приложение 26) Отделение сестринского ухода для беременных женщин (Приложение 29) Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Приложение 32) Перинатальный центр (Приложение 10)

Женская консультация (Распространяются на медицинские организации I и II группы (уровня) (Приложение 2)

Кабинет антенатальной охраны плода при медицинской организации акушерского профиля второй группы (уровня) (Приложение 5) Отделение антенатальной охраны плода при медицинской организации акушерского профиля третьей группы (уровня) (Приложение 7) Отделение акушерского ухода для беременных женщин (Приложение 11) Дневной стационар для диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии (Приложение 14)

Родильный дом/отделение (Приложение 17) (Нормы распространяются на медицинские организации I и II группы (уровня) Акушерский дистанционный консультативный центр перинатального центра и родильного дома (Приложение 27)

Выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи (Приложение 30)

Гинекологическое отделение с операционными (Приложение 36) Центр охраны здоровья семьи и репродукции (приложение 33) Центр охраны репродуктивного здоровья подростков (Приложение 42) Отделение сестринского ухода для беременных женщин (Приложение 11) Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Приложение 48)

Перинатальный центр (Приложение 20) (Нормы распространяются на медицинские организации 3А и 3Б группы (уровня) Кабинет врача-акушера-гинеколога для несовершеннолетних (Приложение 39)

Гинекологическое отделение для несовершеннолетних (Приложение 45)

№ 1130н, при этом дополнительно выделены кабинеты (отделения) антенатальной охраны плода при медицинских организациях второй группы (уровня) и при медицинских организациях третьей группы (уровня), кабинет и гинекологическое отделение для несовершеннолетних. Эти подразделения имеют соответствующее штатное обеспечение.

Далее анализ изменений в величинах штатно-нормативной обеспеченности проводится по отдельным подразделениям. В табл. 2 приведены штатные нормативы врача акушера-гинеколога, акушерки, санитара и сестры-хозяйки женской консультации.

Изменился норматив должности врача акушера-гинеколога для оказания акушерско-гинекологиче-ской помощи взрослому населению. В соответствии с приказом № 572н, при нормативе, равном одной

должности на 2200 женщин, общее нормативное число должностей врача акушера-гинеколога составляло в целом по стране 35,7 тыс. (т. е. 78 626/ 2,2), а в соответствии приказом № 1130н, при нормативном числе, составляющем одну должность на 2200 женщин фертильного возраста, это число равно 17,6 тыс. должностей в целом по стране (т. е. 38 675/2,2).

Расчеты нормативного числа должностей врачей акушеров-гинекологов для оказания акушерско-ги-некологической помощи детям показывают, что при использовании приказа № 572н это число составит около 3 тыс. должностей (1,25 • 2326,2), а по приказу № 1130н — 2,3 тыс. (1,0 • 2326,2).

Однако было бы неверным суммировать должности для оказания медицинской помощи взрослым и детям. Такое суммирование привело бы к двойно-

Таблица 2

Сопоставительные данные по нормативам численности должностей женской консультации в соответствии с приказами Минздрава

России от 20.10.2020 № 572 и от 01.11.2012 № 1130н

Наименование должности

Было (приказ № 572н)

Стало (приказ № 1130н)

Врач акушер-гинеколог

Врач акушер-гинеколог (для оказания медицинской помощи в детском возрасте) Врач акушер-гинеколог для несовершеннолетних (врач акушер-гинеколог детский) Акушерка (медицинская сестра)

Санитар

Сестра-хозяйка

1 на 2200 женщин (п. 2 Приложения 2)

1,25 на 10 тыс. детского населения (п. 12 Приложения 2)

1 должность на 2200 женщин фертильного возраста, либо 3500—4000 женского населения (п. 2 Приложения 2)

1 должность на каждую должность врача акушера-гинеколога

1 на 3 должности врачей-специалистов (п. 36 Приложения 2)

1 на женскую консультацию, в которой не менее 8 должностей врачей акушеров-гинекологов (п. 35 Приложения 2)

1 должность на 10 тыс. детского населения (п. 12 Приложения 2)

1 должность на каждую должность врача акушера-гинеколога

Не менее 1 должности в смену (п. 35 Приложения 2)

Примечание. Прочерк — нет указаний.

Health and Society Таблица 3

Изменения в нормативной численности медицинских работников родильного дома (отделения) в соответствии с приказами

Минздрава России от 20.10.2020 № 572 и от 01.11.2012 № 1130н

Наименование должности

Было (приказ № 572н)

Стало (приказ № 1130н)

Заведующий отделением -акушер-гинеколог

Врач акушер-гинеколог

врач 1 должность:

в отделении патологии беременности на 25 коек; в физиологическом родовом отделении на 25 коек; в обсервационном родовом отделении на 25 коек; в отделении для беременных, рожениц и родильниц, больных туберкулезом, на 25 коек (при наличии специализированного отделения);

в родовом отделении в родильном доме на 80 коек и более 1 должность: на 10 коек в отделении патологии беременности; на 10 коек в физиологическом родовом отделении; на 10 коек в обсервационном родовом отделении

1 должность в каждом отделении акушерского профиля

1 должность: на 12 коек в отделении патологии беременности; на 12 коек в физиологическом родовом отделении;

на 12 коек в обсервационном родовом отделении 1 должность на 1 аппарат в смену

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Врач ультразвуковой диагностики Из расчета норм времени на ультразвуковые исследования Санитар Соответственно количеству должностей операционных ме- Не менее 1 должности в смену

дицинских сестер, медицинских сестер перевязочной и процедурной

му счету: численность детского населения женского пола содержится и в числе женщин, и в числе детей. Следовательно, при расчете нормативного числа врачей акушеров-гинекологов в соответствии с приказом № 572н из числа женщин необходимо исключить детское население женского пола, хотя в документе такие рекомендации отсутствуют. Тогда численность женщин без указанного контингента населения (детей женского пола 0—14 лет) составит 68 318 (78 626 - 10 308), а нормативное число врачей акушеров-гинекологов — 31,1 тыс. должностей (68 318/2,2). Но даже и при исключении двойного учета одного и того же контингента населения совершенно очевидно предусмотренное приказом № 1130н уменьшение по отношению к приказу № 572н численности должностей врачей акушеров-гинекологов в женской консультации (рис. 1).

Сравнения нормативной численности врачей акушеров-гинекологов женской консультации целесообразно было бы дополнить фактическим числом этих должностей. Однако в статистических сборниках Минздрава России и Росстата публикуются данные о численности этих врачей без дифференциации по участию в оказании медицинской помощи в больничных или амбулаторно-поликлинических ус-

31,3

- 17,6

3,0 2,3

№572н ЛШЗОн

ловиях, а итоговые данные отчетной статистической формы № 30 «Сведения о медицинской организации» по Российской Федерации, где такие показатели содержатся, не доступны для большинства организаторов здравоохранения.

Как видно из табл. 2, при сохранении нормативной численности акушерок (медицинских сестер) произошло изменение норматива должности санитара.

В соответствии с приказом № 572н должность санитара устанавливалась следующим образом: 1 должность на 3 должности врачей-специалистов . Приказ № 1130н рекомендует устанавливать должность санитара не менее одной должности в смену. Этот норматив требует уточнения в том, какую смену принимать за основу расчетов численности санитаров: смену работы врача-специалиста или смену работы всей женской консультации независимо от ее мощности.

Изменения в штатно-нормативной обеспеченности родильного дома/отделения отражены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, нормативная численность должностей врачей акушеров-гинекологов уменьшилась примерно на 17%. Изменения в нормативе численности должности санитара невозможно оценить однозначно из-за нечеткости в новом нормативе относительно смены и отсутствию указаний, на какую смену планируется эта должность.

Изменения в штатно-нормативной ■де™ обеспеченности гинекологического отделения родильного дома состоят так-Взрослые же в увеличении норматива должности врача-акушера-гинеколога с 10 до 12 коек на 1 должность.

Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 3 № 2299, при незначительных изменениях в рекомендуемых объемах специализированной медицинской помощи в условиях стационара по профилю медицинской по-

Рис. 1. Сопоставительные данные по нормативной численности должностей врачей акушеров-гинекологов для детей и взрослых в Российской Федерации в соответствии с приказами Минздрава России от 20.10.2020 № 572 и от 01.11.2012 № 1130н (в тыс. должностей).

Здоровье и общество

Таблица 4

Рекомендуемые объемы специализированной медицинской помощи в условиях стационара по профилям медицинской помощи «Акушерское дело» и «Акушерство и гинекология» в 2020—2021 гг. в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 07.12.2019

№ 1610 и от 28.12.2020 № 2299

Профиль медицинской помощи Рекомендуемое число случаев госпитализации, на 1 тыс. жителей/застрахованных в год Используемая при расчете средняя длительность пребывания одного пациента в стационаре, дней Рекомендуемое число койко-дней (круглосуточного на 1 тыс. жителей/застрахованных пребывания)

всего в том числе для

взрослых детей

Акушерское дело, 2020 г. 7,30 5,6 40,88 40,88

Акушерское дело, 2021 г. 1,5 5,6 8,33 8,33 00

Акушерство и гинекология, 2020 г. 26,53 6,6 175,10 174,29 0,81

Акушерство и гинекология, 2021 г. 26,5 6,6 174,93 174,12 0,80

мощи «Акушерство и гинекология» трудно объяснимы сокращения объемов почти в 5 раз по профилю «Акушерское дело» (табл. 4), даже с учетом низкого варианта прогноза рождаемости по данным Росстата (рис. 2) и динамики прогнозных трендов заболеваемости по классу «Беременность, роды и послеродовой период» (рис. 3).

Изменения в штатно-нормативной численности медицинских работников перинатального центра незначительны, они сводятся к включению должности врача-анестезиолога в состав врачебных должностей женской консультации консультативно-диагностического отделения, изменению должности санитара. В соответствии с приказом № 572н должность санитара устанавливалась на 3 должности врачей-специалистов, ведущих консультативный

3 Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

прием, а также на каждую должность операционной медицинской сестры и медицинской сестры процедурной, а приказ № 1130н предложил новую формулировку норматива санитара — не менее одной должности в смену. При этом не указано, какая смена имеется в виду: смена работы врачей консультативного приема, смена работы процедурного кабинета или смена работы всей женской консультации консультативно-диагностического отделения.

Рекомендуемые штатные нормативы кабинета антенатальной охраны плода при медицинской организации акушерского профиля второй группы (уровня) приводятся впервые (табл. 5).

В Приложении № 5 приводятся конкретные данные числа ультразвуковых исследований в год для установления должности врача ультразвуковой диагностики. Как видно из табл. 4, имеются несоответствия между наименованием показателя, указанным в соответствующей графе таблицы (количество должностей в одну смену), и содержанием (число ультразвуковых исследований в год). Должности са-

Рис. 2. Уровень рождаемости и планово-нормативный уровень госпитализации по «Акушерскому делу» в Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (на 1 тыс. населения).

Health and Society

14 000

у = 0,0253x4 - 2,0489x3 + 45,479x2 + 43,61 lx + 4284 R2 = 0,9978

2 000

0

— — — — — — — — — — ГЧГ-1М ММ ^СчС*О^Сч<^С-.ОС\С>ОСООООООООООООООООООООООО ^ — — — ^ — — — — ММММСЧМ1М<ЧММММММММММ|МММММ<ЧМ

Болезни мочеполовой системы • Беременность, роды и послеродовой период

.........Полиномиальная кривая (Болезни мочеполовой системы)

.........Полиномиальная кривая (Беременность, роды и послеродовой период)

Рис. 3. Показатель общей заболеваемости населения по классам «Болезни мочеполовой системы» и «Беременность, роды и послеродовой период» в Российской Федерации в 1990—2019 гг. (на 100 тыс. соответствующего населения) и их прогнозные тренды на период до 2024 г.

нитаров не предусмотрены в данном подразделении.

В рекомендуемых штатных нормативах отделения антенатальной охраны плода при медицинской организации акушерского профиля третьей группы (уровня), приведенных в Приложении № 7 к документу, в качестве основного показателя для установления должности заведующего отделением и соответствующей должности старшей медицинской сестры, а также врача акушера-гинеколога введен новый показатель — число женщин группы риска.

Введение нового показателя также требует изучения динамики показателей общей заболеваемости по классам «Болезни мочеполовой системы» и «Беременность, роды и послеродовой период» и их прогностических оценок.

Как видно из данных, представленных на рис. 3, в 1990—2013 гг. наблюдается четкий тренд роста общей заболеваемости по классу «Болезни мочеполовой системы» с последующим выходом на плато показателя. Плато сохраняется и при прогнозировании тренда с незначительным снижением значений к 2024 г. (11 715 случаев на 100 тыс. соответствующего населения) по отношению к 2019 г. (11 891) на 1,5%. В целом же за 20-летний период показатель вырос в 2,77 раза (в 1990 г. — 4290 случаев).

Таблица 5

Штатные нормативы кабинета антенатальной охраны плода (извлечения из Приложения № 5 приказа Минздрава России от 01.11.2012 № 1130н)

Наименование должности Количество должностей (в одну смену)

Врач ультразвуковой диагно- 1 должность на 2500 ультразвуковых стики исследований в год

Медицинская сестра 1 должность на 1 должность врача уль-

тразвуковой диагностики

Динамика общей заболеваемости по классу «Беременность, роды и послеродовой период» характеризуется смещенной куполообразной формой: наблюдается рост показателя до 2014 г., его последующее снижение к 2019 г. и по прогнозируемым значениям тренда до 2022 г. и относительно стабильные прогнозные значения в 2023—2024 гг. В 2019 г. по сравнению с 1990 г. рост общей заболеваемости по данному классу составил 1,9 раза. Расчет прогнозных трендов показал, что показатель общей заболеваемости по классу «Беременность, роды и послеродовой период» к 2020 г. должен снизиться на 7,9% (7470 случаев), а к 2024 г. — на 20,3% (6467 случаев).

Несомненно, пандемия COVID-19 внесет свои коррективы в показатели 2020 г. и в прогнозные тренды общей заболеваемости и рождаемости населения Российской Федерации, а также, возможно, изменения в планировании организации медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология».

Новизной приказа № 1130н является выделение в специальные приложения норм труда кабинета врача акушера-гинеколога для несовершеннолетних (Приложение № 39) и норм труда гинекологического отделения для несовершеннолетних (Приложение № 45).

Штатные нормативы кабинета врача акушера-гинеколога для несовершеннолетних устанавливают одну должность врача на 10 тыс. детского населения и должность медицинской сестры на одну должность врача. Должность санитара в таком подразделении не предусмотрена.

Нами проведены сравнения штатных нормативов гинекологического отделения для несовершеннолетних, изложенных в Приложении № 45, с гинекологическим отделением, представленным в При-

Здоровье и общество

Таблица 6

Различия в штатно-нормативном обеспечении гинекологического отделения и гинекологического отделения для несовершеннолетних (извлечения из Приложений № 36 и № 45 приказа Минздрава России от 01.11.2012 № 1130н)

Количество должностей

Наименование должности Приложение № 36 (нормативы распространяются на медицинские организации I и II группы (уровня)) Приложение № 45 (для несовершеннолетних)

Врач акушер-ги- 1 должность на 12 коек; 1 должность на 10 коек; неколог 4,75 должности (для 4,75 должности (для обес-

обеспечения круглосу- печения круглосуточной точной работы) работы)

Медицинская се- 4,75 должности на 15 ко- 9,75 должности на 30 коек стра палатная (по- ек (для обеспечения кругло-

стовая) суточной работы)

Младшая меди- В соответствии с количе- 9,75 должности на 30 коек цинская сестра по ством круглосуточных (для обеспечения кругло-уходу за больны- постов медицинских се- суточной работы) ми стер палатных

ложении № 36. Норматив должностей заведующего отделением, старшей медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, перевязочной, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, санитара в гинекологическом отделении и в гинекологическом отделении для несовершеннолетних одинаков. В табл. 6 приведены лишь те должности, по которым нормативы отличаются.

Увеличено нормативное обеспечение должностями врачей акушеров-гинекологов, медицинских сестер палатных (постовых), младших медицинских сестер по уходу за больными.

Основными недостатками приказа № 1130н, как и подавляющего числа приказов Минздрава России о Порядках, являются рекомендации по штатной обеспеченности круглосуточной работы. Отраженная в современных нормативно-правовых документах правомерность использования норматива для круглосуточной работы подробно рассматривается в специальной литературе последних лет [1, с. 40—8; 3]. Однако постоянно допускаемые ошибочные положения по этому вопросу в приказах о Порядках, в том числе в приказе № 1130н, определяют необходимость рассмотрения планирования круглосуточной

работы и численности медицинских работников для ее обеспечения и в данной публикации.

Методика расчетов численности должностей при разных режимах работы медицинских организаций была представлена в Методических указаниях Минздрава СССР в 1981 г. 4. В этом документе представлены и конкретные данные о числе должностей, необходимых для организации круглосуточной работы медицинских организаций. В течение 30 лет с момента утверждения Методических указаний произошли изменения в размере отпуска, числе праздничных дней, переносе выходных дней при совпадении их с праздничными днями. Однако методика расчета сохраняется.

На представленной схеме видно, что число должностей для круглосуточной работы формируется на основе двух групп показателей: годового бюджета рабочего времени должности и числа часов работы подразделения в год (24 • 365 или 24 • 366; рис. 4).

Величина годового бюджета рабочего времени должности зависит от наименования должности и подразделения, а также числа рабочих и предпраздничных дней в каждом конкретном году. Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) определяется по следующей формуле:

Б = т • q - п - г, (1)

где т — число часов в день, устанавливаемое путем деления недельной продолжительности рабочего времени на 5, q — число рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе, п — число часов сокращения рабочего времени в предпраздничные выходные дни в течение года, £ — число рабочих часов, приходящихся на отпускной период времени.

При этом, как отмечено в приказе Минтруда РФ от 30.09.2013 № 504 5, носящем межотраслевой характер, фонд рабочего времени уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачивае-

4 Методические указания, утвержденные Минздравом СССР 20 августа 1981 г. «О расчете должностей медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения при различных режимах работы».

5 Приказ Минтруда России от 30.09.2013 №504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

Таблица 7

Годовой бюджет рабочего времени на 2021 г. в зависимости от недельной продолжительности рабочего времени и продолжительности отпуска (в часах)

Недельная про-

должитель-ность рабочего

Норма рабочего времени

Годовой бюджет рабочего времени при продолжительности отпуска в календарных днях

времени в год 28 35 42 49 56 63

24 1181,6 1085,6 1061,6 1037,6 1013,6 989,6 965,6

30 1478,0 1358,0 1328,0 1298,0 1268,0 1238,0 1208,0

33 1626,2 1494,2 1461,2 1428,2 1395,2 1362,2 1329,2

36 1774,4 1630,4 1594,4 1558,4 1522,4 1486,4 1450,4

39 1922,6 1766,6 1727,6 1688,6 1649,6 1610,6 1571,6

Таблица 8

Расчетная численность должностей для круглосуточной работы в 2021г. в зависимости от недельной продолжительности рабочего времени и продолжительности отпуска

Недельная продолжительность рабочего времени, ч Численность должностей при продолжительности отпуска в календарных днях

28 35 42 49 56 63

24 8,069 8,252 8,443 8,642 8,852 9,072

30 6,451 6,596 6,749 6,909 7,076 7,252

33 5,863 5,995 6,134 6,279 6,431 6,590

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 5,373 5,494 5,621 5,754 5,893 6,040

39 4,959 5,071 5,188 5,310 5,439 5,574

мых отпусков работника (основного и дополнительного).

Для упрощения расчетов в медицинских организациях нами определяется и ежегодно публикуется величина годового бюджета рабочего времени на каждый конкретный год. Эти данные на 2021 г. приведены в табл. 7.

Величина годового бюджета может быть различной даже для одной и той же должности, но в медицинских организациях разных регионов, например в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, за счет большей продолжительности основного трудового отпуска по сравнению с другими территориями.

Расчеты численности должностей медицинского персонала (Д) при разных режимах работы проводятся по формуле:

Д = П/Б, (2)

где П — число часов работы подразделения в год, Б — годовой бюджет рабочего времени должности.

Итоги расчетов численности должностей при разных режимах труда и отдыха для обеспечения круглосуточной работы медицинской организации на 2021 г., проведенных нами по данной формуле . представлены в табл. 8.

Заключение

Планирование акушерско-гинекологической помощи в стране требует соответствующей реальным потребностям нормативно-правовой базы, не противоречащей действующим документам, дополняю-

Health and Society

щей в своих положениях и учитывающей существующие на данный момент ошибки, недоработки в своем содержании.

Проведенное исследование показало, что принятый в октябре прошлого года приказ Минздрава России № 1130н по нормам труда по профилю «Акушерство и гинекология» внес существенные изменения по сравнению с действующим. Вместе с тем положения нового приказа в целом способствуют уменьшению штатного обеспечения врачами акушерами-гинекологами медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и значительному сокращению численности санитаров для всех рассматриваемых типов медицинских организаций.

Основным недостатком нового приказа и ошибочностью приказов о Порядках Минздрава России в части штатной обеспеченности круглосуточной работы является не то, что указывается недостаточно обоснованная численность должностей, а само указание на эту численность.

В нормативно-правовых документах необходимо указывать и применять только один показатель — число коек для установления круглосуточного поста, а численность должностей следует ежегодно рассчитывать в каждой медицинской организации по приведенной методике.

Результаты проведенного исследования еще раз доказывают необходимость совершенствования нормативной базы, внесения изменений в действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие нормы труда медицинских работников при оказании акушерско-гинекологической и других профилей медицинской помощи в Российской Федерации.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шипова В. М. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении. Под ред. Р. У. Хабриева. М.: ГЭОТАР-Ме-диа; 2018. С. 67—70.

2. Хабриев Р. У, Шипова В. М., Берсенева Е. А. Новые нормы труда в поликлиниках. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2020. С. 54—7.

3. Шипова В. М., Берсенева Е. А., Михайлов Д. Ю. Актуальные вопросы численности должностей при разных режимах работы: Учебное пособие. М.: ООО «Светлица»; 2020. 44 с.

Поступила 06.11.2020 Принята в печать 11.02.2021

REFERENCES

1. Shipova V. M. Organization and technology of labor rationing in health care [Organizatsiya i tekhnologiya normirovaniya truda v zdravookhranenii]. R. U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media; 2018. P. 67—70 (in Russian).

2. Khabriev R. U., Shipova V. M., Berseneva E. A. New labor standards in polyclinics [Novyye normy truda v poliklinikakh]. Moscow . GEOTAR-Media; 2020. P. 54—7 (in Russian).

3. Shipova V. M., Berseneva E. A., Mikhailov D. Yu. Topical issues of the number of posts in different modes of work: Textbook [Aktu-al'nyye voprosy chislennosti dolzhnostey pri raznykh rezhimakh rabo-ty: Uchebnoye posobiye]. Moscow: OOO «Svetlitsa»; 2020. 44 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.