Научная статья на тему 'Современные проблемы обучения художественному творчеству'

Современные проблемы обучения художественному творчеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПИКСЕЛЬ / КУЛЬТУРА / SYNERGY / ARTISTIC CREATION / PIXEL / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троицкий А. С., Васин С. А., Хадарцев А. А.

В работе освещена проблема обучения художественному творчеству на современном этапе, сопряженная с целесообразностью применения в педагогическом процессе синергетических идей, принципов системного анализа и синтеза. Это обусловлено также наличием когнитивных и гносеологических предпосылок развития креативного, творческого воображения. Синергетика позволяет по новому оценить вклад таких неоднозначных художников прошлого, как Казимир Малевич, в прошлое, настоящее и будущее художественного творчества. Дизайнерское образование является синергетическим процессом, в котором обучение рисунку является параметром порядка, управляющим фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTEMPORARY PROBLEMS OF ARTISTIC CREATION TRAINING

The article highlights the problem of artistic creation on the contemporary stage, which is connected with the advisability of applying synergetic ideas, principles of systems analysis and synthesis in the pedagogic process. It is also called forth by the presence of cognitive and gnoseological prerequisites of creative imagination development. In a new way synergy allows evaluating the contribution of such ambiguous artists of the past as Kazimir Malevich to the past, present and future of artistic creation. Design education is a synergetic process, in which drawing training is an order index and ruling factor.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы обучения художественному творчеству»

Обсуждено, что основные целевые показатели эффективности модернизации здравоохранения в части охраны психического здоровья детей в субъектах РФ должны включить:

- показатели структурной эффективности (обеспеченность детскими и подростковыми психиатрами, обеспеченность койками, местами дневного стационара);

- первичное выявление психических расстройств у детей и подростков;

- первичный выход на инвалидность;

- число суицидов в детско-подростковой популяции;

- удельный вес медицинских организаций, обеспечивающих оказание психиатрической помощи детям в соответствии с порядками и стандартами.

В связи с переходом в 2012 г. на новые стандарты по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела необходимо отраслевыми нормативными актами определить единый методический подход по развитию системы раннего вмешательства, в том числе для детей с психоневрологической патологией.

Подразделения службы раннего вмешательства целесообразно разворачивать на базе существующих реабилитационных центров (отделений) и больниц (центров) восстановительного лечения.

Необходимо наладить внутриведомственное взаимодействие специалистов ЛПУ, санаториев по обеспечению преемственности между поликлиниками, стационарами и санаториями в обеспечении последовательности, непрерывности процесса долечивания, ранней реабилитации и оздоровления детей.

Мероприятия медицинской реабилитации следует включить в стандарты оказания медицинской помощи как неотъемлемую часть медицинской помощи, сопровождая лечение заболевания на всех этапах. С целью повышения эффективности медицинской реабилитации необходимо строить программы реабилитации с учетом индивидуального реабилитационного потенциала и расчетом шкал бальной оценки степени тяжести нарушений.

С целью повышения эффективности реабилитации необходимо ввести в штаты учреждений восстановительного лечения для детей с психоневрологической патологией специалистов дефектологов, физиологов и социальных педагогов.

Рекомендовать сохранить в номенклатуре врачебных специальностей специальность «врач восстановительной медицины» (приказом от 23 апреля 2009 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ» специальность «Восстановительная медицина» введена, а приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н исключена), так как специалист подобного профиля обладает широкими знаниями в области физиотерапии, лечебной физкультуры, кинезитерапии и других методов и способен создавать комплексные программы реабилитации с учетом всех воздействующих лечебных факторов.

Необходимо включить в программу подготовки специалистов по восстановительной медицине методы обучения современным, основанным на мировом опыте, технологиям физической терапии (в т.ч. Войта- и Бобат-терапии).

В рамках программы модернизации здравоохранения с целью повышения доступности медицинской помощи необходимо предусмотреть мероприятия по расширению сети учреждений восстановительного лечения детей, а также укреплению их материально-технической базы, оснащению высокоинформативными диагностическими системами для ранней и объективной диагностики и оборудованием для своевременной высокоэффективной реабилитации.

С целью раннего выявления наследственных и врожденных заболеваний, профилактики детской инвалидности, необходимо осуществлять поддержку и развитие медико-генетических центров, а также создать регистры детей с нервно-мышечной патологией, церебральным параличом и редкими (орфанными) заболеваниями».

Обмен опытом и компетентное обсуждение актуальных вопросов всеми заинтересованными специалистами позволяют пополнить профессиональные знания, объединить усилия в оказании помощи детям, а также дают толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию детского здравоохранения регионов и Российской Федерации в целом.

PRIORITY DIRECTIONS OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION IN NEUROLOGY AND PSYCHIATRY (DIAGNOSTICS, THERAPY, REHABILITATION AND PREVENTION); THE RESULTS OF THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

YE.V. MAKUSHKIN, V.A. ZHEREBTSOVA

RF State Scientific Centre of Social and Forensic Psychiatry after V.P. Serbsky Tula Region Children's Psychoneurological Hospital

The article highlights the conference on the subject of "Priority directions of children's health protection in neurology and psychiatry (diagnostics, therapy, rehabilitation and prophylaxis)”, which was held in Tula in September, 2011. In the course of the conference current aspects of the organizing neurological and psychiatric assistance to children, the problems of prophylaxis, clinico-diagnostic and correction and therapeutic strategies, integrated activity of children's psychiatrists and neurologists dealing with medico-social, legal and prophylactic problems were considered.

Key words: children's neurology, children's psychiatry, psychoneurological diseases, rehabilitation, early intervention.

УДК 632.95.025.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

A.С. ТРОИЦКИЙ, С.А. ВАСИН, A.A. ХАДАРЦЕВ*

В работе освещена проблема обучения художественному творчеству на современном этапе, сопряженная с целесообразностью применения в педагогическом процессе синергетических идей, принципов системного анализа и синтеза. Это обусловлено также наличием когнитивных и гносеологических предпосылок развития креативного, творческого воображения. Синергетика позволяет по новому оценить вклад таких неоднозначных художников прошлого, как Казимир Малевич, в прошлое, настоящее и будущее художественного творчества. Дизайнерское образование является синергетическим процессом, в котором обучение рисунку является параметром порядка, управляющим фактором.

Ключевые слова: синергетика, художественное творчество, пиксель, культура.

Синергетические идеи И.Р. Пригожина, Г. Хакена нашли в постнеклассической науке много сторонников в различных областях знаний из-за определенного тупика в представлении окружающего мира. Единство механизмов процессов самоорганизации социоприродных систем было положено в основу единого синергетического представления живой и неживой природы, жизни и творчества человека, культуры и общества, базирующегося на единых законах развития. Идеи синергетики проникли и в образовательную сферу, реализуясь в процессах управления учебновоспитательным процессом, в моделировании и прогнозировании развития общеобразовательных систем, в дидактическом осмыслении адаптации синергетики к содержанию образования [1,2,3].

Педагогика в последние годы активно использует количественную оценку субъектов педагогического процесса (коэффициенты креативности, интеллекта, личностных качеств, уровня достижения учениками различных показателей, технологий, средств и способов освоения учебного материала). В настоящее время создается эмпирический базис, на основе которого будет осуществлен переход к качественному описанию процессов в системах образования [4].

Гносеологические и когнитивные предпосылки обучения художественному творчеству. Образование предполагает взаимодействие и взаимосодействие когнитивной сферы (сознания) обучающего и обучаемого. Это диалогизированная идея взаимо-творчества. В процессе образования создаются образы окружающего мира, которые систематизируются, трансформируясь через систему знаний. Миропознание через образы - характерный атрибут искусства. То или иное произведение изобразительного искусства является своего рода эталоном, содержащим в самом себе образовательное пространство, в котором реализуются педагогические, образовательные цели. В каждом таком произведении отражаются не только уровень технической подготовки, но и художественный стиль, а также окружающий художника внешний мир, в котором он творит. В процессе образования осуществ-

* ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», 300600, Тула, пр-т Ленина, 92

ляется межсубъектная познавательная деятельность, в которой обязательным виртуальным фактором является само художественное произведение. Человеку свойственно воображение, способность создавать образы. При этом может иметь место воссоздающее (репродуктивное) воображение, или творческое (креативное) воображение. Важнейшей задачей обучения художественному творчеству является раскрытие и стимуляция творческого воображения, лежащего в основе гносеологических (познавательных) процессов. Н.В. Форман (1994) выделил три главных аспекта развития творческого воображения: воображение, как акт сознания и его место в структуре мышления, познавательная функция и способность быть продуктивным, творческим [5]. Увлечение множества ученых, философов искусством - способствовало стимуляции их творческого воображения, столь необходимого в различных областях знаний. Воображение интегрирует в себе логическое и чувственное, в результате чего материалы прошлого опыта становятся истоком новых впечатлений.

Оупрематизм Казимира Малевича сквозь призму синергетики. Множество кривотолков до сих пор вызывает творчество, например, Казимира Малевича, продемонстрировавшего свой «Черный квадрат» в 1915 г. на «Последней футуристической выставке картин 0,10 (ноль-десять)» в тогда еще Петрограде. Тогда же им был декларирован «супрематизм» (от лат. supremus -высочайший, преодолевающий), как новый живописный реализм, выходящий за рамки привычного, видимого мира и уводящего в Ничто, в Абсолют. Круг, квадрат, крест и прямоугольник на белом фоне от Малевича, по мнению О. Кабановой - «главные черные метки в истории мировой живописи, как знак неизбежности». Проживающие в Германии российские художники Романовы в своем проекте «Победа Солнца» - апологеты, по их мнению, нового художественного направления «Аброгативизм» (от лат. abrogation - отмена), которое как бы раскрывает тайну «Черного квадрата», представляя его как предвидение Малевичем появления пикселя, черного квадрата, лежащего в основе современного виртуального мира. Малевич же считал, что черный квадрат -основа живой Природы [6].

В толковом словаре можно найти следующее определение: пиксель (пиксел, picture element, pixel) - наименьшая точка или элемент изображения, обладающий особыми цветовыми и/или яркостными характеристиками [7]. Применительно к компьютерной технике пиксель представляется в виде черно-белых или цветных точек, на которые разделен экран монитора. Управляя яркостью их свечения, можно рисовать, чертить, строить графики. Чем больше пикселей в строке и по вертикали, тем выше разрешающая способность изображения на экране монитора [8].Термин пиксель получил широкую популярность вместе с развитием цифровой фото- и видеотехники. Пиксель - это точки, образующие картинку, которую мы видим на компьютерном дисплее или экране телевизора. Один оцифрованный кадр может состоять из нескольких миллионов таких точек. Любой пиксель состоит из пяти элементов информации, два из которых определяют координаты: положение по вертикали и по горизонтали. А еще три определяют цвет: яркость красного, синего и зеленого цвета. Совместно все эти элементы информации позволяют считывающему устройству определить правильный цвет точки и поместить ее в правильном месте на экране. Все пиксели, заполняющие экран, вместе образуют один кадр. Часто употребляется термин мегапиксель - величина в один миллион пикселей, из которых создается изображение. Обычно в мегапикселях измеряют размер фотографии или отсканированного снимка. В мегапикселях отображается одна из существенных характеристик фотоаппарата - разрешение матрицы. Чем больше физический размер матрицы, тем качественнее получается снимок. Даже при одинаковом количестве пикселей качество фотографий с разных фотокамер может оказаться разным. Размер пиксельных ячеек приобретает первостепенное значение по сравнению с их количеством. Чем меньше размер пикселя, тем выше уровень шума изображения. Размер пиксельных ячеек влияет на динамический диапазон

- это способность светочувствительных ячеек матрицы воспроизводить детали объекта в определенном диапазоне ступеней экспозиции, насколько точно может камера передавать оттенки [9].

Эта детализация, казалось бы, не имеет никакого отношения к художественному творчеству (кроме художественного фото). Однако технические достижения XX и XXI века неминуе-

мо несут на себе отпечаток исторического прошлого живописи. С 1982 года специалистами корпорации «Xerox» Робертом Флега-лом и Адель Голдбертом впервые используется термин «pixel art» (пиксель-арт). Восьмидесятые годы прошлого века стали вершиной этого стиля изобразительного искусства, хотя пиксельная графика появилась на десять лет раньше [10].

Пиксель-арт можно определить, как разновидность компьютерной живописи, в которой изображение создается и редактируется на пиксельном уровне. В растровых графических редакторах они могут быть не профессиональными (как Microsoft Paint), при этом в работе используются всего три инструмента - «прямая», «карандаш» и «заливка». Пиксельную графику сравнивают с такими видами изобразительного искусства, как мозаика, вышивка крестом и бисером. К достоинствам пиксель-арта относят достаточную простоту исполнения, не требующую серьезных художественных навыков. Достаточно иметь мощный компьютер или сложные программы. Изображения, выполненные в технике пиксель-арта, хорошо смотрятся на мониторах, например, жидкокристаллических, которые четко выделяют границы пикселей [11].

Пиксель-арт является основой компьютерного дизайна. Несмотря на трудоемкость создания пиксельных изображений, этот вид компьютерной графики широко используется: иконки для оперативных систем, рекламные баннеры, и разнообразные игры. Пиксель-арт используется не только в проектах, предназначенных для мобильных телефонов и других устройств с низким разрешением экрана и небольшой памятью, но и на крупных игровых порталах.

Первой программой для создания пиксель-арта была «Super Paint», сейчас для этого используют практически любой растровый редактор. Главное, чтобы он позволял многократно увеличивать изображение и предоставлял возможность редактировать отдельные пиксели. Используются такие пакеты, как «Paint», «Painter» и «Adobe Photoshop».

Применяются в пиксель-арте различные инструменты, в том числе кисти, автофигуры и сглаживающие фильтры, что позволяет добиться хороших результатов.

В общих чертах пиксель-арт можно разделить на два направления:

• изометрическая графика - изображение предметов в ди-метрической проекции.

• неизометрический пиксель-арт - представление объектов в различных (сверху, снизу, сбоку, в перспективе) проекциях [12].

Вряд ли можно отнести «Черный квадрат» к осознанному предвидению Малевича, несмотря на его обстоятельное обоснование супрематизма. Это скорее некая неосознанная, но прочувствованная идея множества размерностей пространства. Это ощущение бесконечности границ окружающего мира, проявляющейся в конечных точках его существования. Это как раз творческая реализация воображения художника. Конвергентный, синергетический подход позволяет подойти к оценке художественного творчества Малевича с эстетически-научных позиций, которые не всегда дают сиюминутное эстетическое наслаждение, ожидаемого обывателем от художественного произведения. Зачастую (но далеко не всегда, конечно) художественное произведение - это крик души художника, реализованный через специфические, только ему пока доступные средства изображения.

Какая взаимосвязь творчества Казимира Малевича с теорией хаоса и синергетикой? Черный квадрат - это, по мнению священника Бориса Михайлова, «мерзость запустения»? «Бой иконе»? «Предвестие тьмы»? Или «квадратное безумие», «фетиш», по словам художника Михаила Шемякина? Или «черные метки в истории мировой живописи», по высказыванию искусствоведа Ольги Кабановой? [13].

Один из принципов синергетики: единица - все, единица -ничто. Черный квадрат, пиксель - выступает промежуточным звеном между детерминизмом (причинно-следственной определенностью) и хаосом (полной неопределенностью). Из множества пикселей, как структурной единицы изображения - можно составить любую непредсказуемую картину (по цветности, содержанию, форме). Пиксель - все, пиксель - ничто. Как из атомов составлены молекулы, из молекул - вещество, так из пикселей -мегапиксель, из мегапикселей - картина. Мы видим атрибут косной природы - кристалл, или камень, или металл, имеющие определенную форму, структуру и стабильность. Вроде бы соблю-

дены все признаки детерминизма. Но ведь внутри этих предметов молекулы находятся в хаотическом броуновском движении. Так из хаоса рождается порядок. В синергетике - это трактуется, как детерминированный хаос.

Дизайнерское образование на современном этапе. Независимо от способностей и наклонностей обучаемых, дизайнерское образование ориентируется на воспитание проектного мышления, интеграцию научного и инженерно-технического знания со способностью художественно-образного мышления. Художественные способности являются главным критерием подготовки дизайнеров. Креативность, визуальное пространственное мышление находят отражение в способности художника дизайнера мыслить зрительными образами и моделями, в определении пространственных соотношений, распознавании объектов по линейным очертаниям, реконструкции трехмерных объектов по двухмерным изображениям, в зрительной памяти.

Важно также развитие таких личностных качеств, как самодисциплина, контактность, независимость суждений, интуитивность, эмоциональность, чувствительность, способность к самоанализу, интерес к миру вещей, понятливость. Базируясь на истории искусства, науки и техники, дизайн черпает из нее опыт художественного творчества и технического изобретательства. Кроме овладения теоретическими категориями («функция», «образ», «форма» и др.), важно детальное изучение философских и методологических основ дизайн-деятельности.

Необходимо общехудожественное и композиционнохудожественное образование, воспитание креативного зрительного воображения, умения оперировать зрительными образами. Визуальное мышление базируется на восприятии визуальной информации и ее интерпретации с помощью кодов, стереотипов и конвенций. Воображение выступает в виде внутренней версии увиденного, реализующейся в изображении, как эквиваленте воображения и видения.

Обучение рисунку обеспечивает не только навыки рисования (постановку руки и глаза), но и развитие художественного вкуса, когда произведения искусства включаются в творческий процесс рисования. Развиваются композиционное мышление и композиционный кругозор. Умение рисовать обеспечивает свободу творчества, возможность моделировать любые пространственные формы [14].

Микельанджело считал, что «... рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».

Обучение рисунку является последовательным процессом, использующим дискретные (прерывистые) методики: перцептивные (от лат. perceptio - восприятие), аналитические, композиционные, с необходимостью целостного объединения этих методик в последовательный и непрерывный процесс.

Выявлены особенности подготовки педагогов в области дизайна, разработана модель обучения рисунку на основе методологических (культурология, философия, психология), методических (перцепция, анализ, синтез) и технологических (профилиза-ция рисунка) компонентов, разработано учебно-методическое обеспечение [15].

Заключение. Таким образом, проблема обучения художественному творчеству на современном этапе сопряжена с целесообразностью применения в педагогическом процессе синергетических идей, принципов системного анализа и синтеза.

Это обусловлено также наличием когнитивных и гносеологических предпосылок развития креативного, творческого воображения.

Синергетика позволяет по новому оценить вклад таких неоднозначных художников прошлого, как Казимир Малевич, в прошлое, настоящее и будущее художественного творчества. Дизайнерское образование является синергетическим процессом, в котором обучение рисунку является параметром порядка, управляющим фактором.

Литература

1. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс.- М., 1986.

2. Игнатова, В.А. Синергетика, как метод познания природы и общества /В.А. Игнатова// Экология и жизнь.- 1999.- № 2.-С. 28-32.

3. Зорина, Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования / Л.Я. Зорина// Педагогика.- 1996. - № 4. - С. 105-109.

4. www.portalus.ru/modules/shkola/

5. www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/novikova 7-04-2007/

6. http://www.trade-baget.ru/news/6html

7. http://your-hosting.ru/terms/p/pixel/

8. http: //s l ovari .yande x.ru/

9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25539/

10. http://arniwebdesign.com/piksel-art-vchera-i-segodnya/

11. http://arniwebdesign.com/piksel-art-vchera-i-segodnya/

12. http://www.wmz-portal.ru/page-al-piksel art.html

13. http://www.trade-baget.ru/news/6.html

14. http://rosdesign.com/design-materials/

15. http://www.disser.ru/contents/

THE CONTEMPORARY PROBLEMS OF ARTISTIC CREATION TRAINING

A.S. TROITSKY, S.A. VASIN, A.A. KHADARTSEV

Tula State University

The article highlights the problem of artistic creation on the contemporary stage, which is connected with the advisability of applying synergetic ideas, principles of systems analysis and synthesis in the pedagogic process. It is also called forth by the presence of cognitive and gnoseological prerequisites of creative imagination development. In a new way synergy allows evaluating the contribution of such ambiguous artists of the past as Kazimir Malevich to the past, present and future of artistic creation. Design education is a synergetic process, in which drawing training is an order index and ruling factor. Key words: synergy, artistic creation, pixel, culture.

УДК 616.892

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В АСПЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Е.Г.ГОЛОВКОВ*

В последние десятилетия во всём мире отмечается рост интереса к вопросам социального функционирования и качества жизни пациентов, страдающих органическими психическими расстройствами. Более точное и раннее определение факторов, влияющих на делинквентность среди таких пациентов, позволило бы уточнить предпосылки нарушенной социализации этой категории пациентов, разработать лечебно-реабилитационные программы для психически больных этой группы с целью профилактики их противоправного поведения. Установлено, что общая характеристика лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших в анамнезе правонарушения в состоянии, соответствующем критериям невменяемости, отличается специфическими структурными и клиникодинамическими проявлениями в сопряженности с процессами социальной адаптации и социального функционирования. Наиболее значимыми предикторами неблагоприятного криминального прогноза являются факторы социального функционирования.

Ключевые слова: органические психические расстройства, реабилитация, качество жизни, адаптация, социальное функционирование, невменяемость, общественно-опасные деяния.

В последние десятилетия во всём мире отмечается рост интереса к вопросам социального функционирования и качества жизни пациентов. Уже в 70 годы последнего столетия эти понятия приходят в общую медицину, а с начала 80 - в психиатрию. С этого времени они привлекают всё большее внимание, как исследователей, так и практиков и организаторов здравоохранения. Эти показатели становятся непременными и чрезвычайно важ-

* ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница № 1 имени Н.П.Каменева», 301105, Тульская область, Ленинский район, п/о Ильинка, пос. Петелино, Тел.: 8 (487-6) 74-18-38, факс: 8 (487-6) 74-18-82, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.