Е. Николаева
СКВОЗЬ ПИКСЕЛИ К ОБРАЗАМ И ОБРАТНО: ПИКСЕЛЬ-АРТ ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЭКРАНА
Введение
Постмодерн, деконструировавший «до основанья» все культурное пространство, выстроенное предыдущими Большими стилями, дал категориальное определение культуре ХХ в. как фрагментарной, коллажной и мозаичной1. В свою очередь, цифровая социокультурная парадигма, которая, очевидно, приходит ему на смену, использует соответствующий ее медийной сущности алгоритм обработки и воспроизводства действительности — оцифровку. Не отрицая постмодернистской оптики видения, цифровая культура начала перекодирование доставшихся ей в наследство структурных элементов посредством бинарных кодов. Результатом этого перекодирования становится особая дигитальная техника жизни, экономики, политики и, разумеется, искусства. При этом (технически и эстетически) минимальный элемент цифровой образности — пиксель — стал ключевой метафорой новой культурной эпохи. В самом общем виде пиксель представляет собой наименьший неделимый объект (в т. ч. элемент изображения) прямоугольной, обычно квадратной или круглой формы, обладающий определенным цветом и яркостью. Соответственно, фрагментация действительности на основе самых разных паттернов аналогового типа уступила место пикселизации на основе унифицированных единичных элементов изображения и элементарных значений.
В этой связи особый интерес представляют специфические смыслы, которые возникают в акцентировано-пиксельных формах, порожденных репрезентативными возможностями цифровой культуры в целом и компьютерного искусства в частности.
Пиксель: технологический аспект
Слово pixel происходит от английского picture element. Понятие «элемент картины» начало использоваться достаточно давно: как указывает Р. Лайэн (R. Lyon) в исследовании, посвященном истории пикселя, немецкий термин Bildpunkt впервые появился в 1874 г. в книге Германа Фогеля (H.Vogel) по проблемам фотографии; англоязычный аналог (picture element) — в июньском номере журнала Wireless World and Radio Review за 1927 г. в статье Альфреда Динсдэйла (A. Dinsdale) о демонстрации телевизионной системы, состоявшей из 50х50 элементов50, а по некоторым источникам3
еще раньше, в 1911г., в патенте (США) на технологию передачи изображений движущихся объектов некоего Э. Синдинг-Ларсена (A. Sinding-Larsen)4.
Считается, что собственно термин pixel ввел в научный обиход американский инженер Фрэд Биллингсли (F. Billingsley) из Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА в своих статьях (1965 г.) при описании фотографий, полученных с космических аппаратов Ranger и Mariner5.
Что касается русскоязычного термина, являющегося транскрипцией англоязычной лексемы, существуют и используются два его варианта — пиксел и пиксель. В «Русском орфографическом словаре» РАН основным вариантом является «пиксел», тогда как «мягкий» вариант маркируется как разговорный профессиональный6. В свою очередь, действующий ГОСТ, регламентирующий терминологию по машинной графике, устанавливает в качестве стандартного термина именно «пиксель», определяемый как «наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения»7.
C технической точки зрения пиксель — это минимальный логический элемент двумерного цифрового изображения в так называемой растровой графике. Растровое изображение представляет собой прямоугольную сетку пикселей (цветных точек) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах. Иными словами, такое изображение состоит из двумерного массива точек, для каждой из которых задаются независимые параметры: две координаты (по вертикали и горизонтали), цвет и яркость. 1 пиксель черно-белого экрана кодируется 1 битом информации. Цветовая палитра монитора зависит от информационной емкости одного пикселя: 4 бита — 16 цветов, 8 бит — 256 цветов. В результате каждый элементарный фрагмент изображения описывается в двоичном коде (с помощью цифр 0 и 1) и без редукции его внечислового содержания. Пиксель как визуальное воплощение бинарной пары поднимает вопрос о соотношении имманентной и трансцендентной виртуальности, предлагая альтернативное понимание реального и виртуального8.
Размеры элементарных «пятен» определяются разрешением, которое характеризует плотность пикселей, т. е. количество пикселей на единицу длины (обычно на дюйм — pixels per inch, ppi). Чем меньше прямоугольники, на которые разбивается изображение, тем больше разрешение, то есть тем более мелкие детали можно закодировать в таком графическом файле. При этом понятие «разрешения», или «разрешающая способность», относится не к изображению, которое не существует вне средства его фиксации, вне «проявления» на материальном носителе (экране, бумаге и т.
п.), а к самому средству вывода (монитору, принтеру, сканеру, фотоаппарату). На заре компьютерной революции было решено приравнять пиксель к типографскому пункту, составлявшему примерно 1/72 дюйма, соответственно, 72 последовательных пикселя на экране «Макинтоша» печатались как линия длиной в 1 дюйм на принтере9. Если сегодня попытаться напечатать ровно один пиксель, то разные программы будут выдавать разные результаты на печати, поскольку размер «геометрического» пикселя специфичен для каждого устройства вывода, а пиксель — это единица информации, никак не привязанная к геометрии изображения. В среднем один напечатанный на бумаге пиксель равен примерно 0,3-0,4 мм10. Современные ЖК-экраны имеют пиксели шириной порядка 0,24-0,3 мм11.
Количество точек по горизонтали и вертикали определяется типом монитора и может составлять, например, 1024x768 или, скажем, 1280x1024. Или 200x300, как в первых игровых консолях, из которых в мир реальности пришли первые виртуальные герои — Марио, обезьянка Конг, Пакман (Pac-Man), метроиды и др.
Пиксель как культурная форма
«Пиксельные» персонажи благодаря своей исчерпывающей однозначности и схематичности требуемых от них реакций быстро нашли свое место не только в видеоиграх, но и в массовой развлекательной культуре в целом. Одним из первых героев «пиксельной» графики был человечек Марио (первоначально просто Jumpman — «попрыгун») из игры Donkey Kong, созданный в 1981 г. японским аниматором Миямото12. Пожалуй, можно сказать, что Марио — это архетип пиксельного человека. Он готов на время стать человечком «высокого разрешения»13, но до сих пор живет активной жизнью в современном пиксельном мире, например, в компьютерной «Истории вторжения в Ирак, рассказанной как игра Братья Марио»14.
Сегодня мир, собранный из пикселей, заселяется куколками низкого разрешения — dollz, «чибиками», а также цифровыми клонами известных политиков и знаменитых поп-звезд «мини-попсами»15 или «VIP-пикселями»16. Эти «мини-попсы» приобретают все большую культурную независимость от своих прототипов, а те, в свою очередь, оказываются их аватарами в «реальной» реальности, транслирующими пиксельные паттерны мышления и поведения.
Вслед за первыми 8-битными видеоиграми в 1982 г. появился и сам термин pixel art с легкой руки сотрудников корпорации Xerox Адель Голд-берт (Adel Goldbert) и Роберта Флегала (Robert Flegal) из Исследовательского центра Пало Альто17.
Персонажи «низкого разрешения», созданные художниками пиксель-арта, — угловатые и схематичные в своей неприкрытой пиксельности и элементарности характеров — объявили начало «войны живописи и пикселей»18. Они заново актуализировали и акцентировали границу нарисованного образа, забытую со времен Ренессанса19, но это не было возвратом ни к плавной контурности Средневековья, ни к изогнутым линиям античных мозаик, ни даже к жестким конфигурациям конструктивизма. Это был вызов всему искусству и всей культуре.
Дискретность оказалась не только сущностной технической характеристикой компьютерных изображений, а пиксель — технологически «неделимой» частью картины20, но сами пиксели в пространстве цифровой культуры стали художественным аналогом элементарных символов, с помощью которых записывается молекулярная формула материи. «Атомарное» строение визуального объекта задало особый тип образности и правила ее декодирования. По существу, как отмечает Джон Маэда, известный американский графический дизайнер и исследователь в области компьютерных технологий, «этот настойчивый квадрат представляет собой цифровую конвенцию, вынужденную форму, которая определяет содержание» (перевод — Е.Н.)21.
Более того, «примитивные принстонские пиксели22, — пишет дизайнер и прогнозист Э. Золли, — отметили начало радикальной трансформации в том, как мы представляем и видим мир. За пять прошедших десятилетий мы научились придавать пикселям такую форму, чтобы они лучше отражали «реальный» мир, и в то же самое время мы заново собрали этот мир из стандартных элементов, чтобы он более точно приблизился к тем флуоресцентным точкам. Они стали одновременно и зеркалом, и линзами, отражающими и формирующими реальность» (перевод — Е.Н.)23.
Действительно, невозможно не заметить, что «пиксели — уже на пути к тому, чтобы стать грамматикой повседневной жизни»24, претендуя тем самым на категориальный статус универсального дескриптора всего ментального пространства постпостмодерна. Оценка несводимых к цифровому описанию явлений реального мира и самих людей в терминах высокого / низкого разрешения и подозрительное ощущение, «что существует каркас из точек, стоящий за нашей повседневной жизнью»25, есть свидетельство того, что «пиксельная культура», как ее называет Э. Золли, уже наступила.
«Механическое сложение картины мира из кусочков элементарного смысла», или «пиксельное мышление»26, как окрестил его Алексей Иванов в своем эпатажном романе, обнаруживает себя не только как форма обыденной рефлексии, но как метакод всей культуры. «Кризис вербальности»
и апофеоз визуального привел к тому, что «слово превратилось в пиксель», а пиксельное мышление — «в ипостаси идеологии», в гламур27: не случайно именно в Голливуде с эмоциональным подъемом и коммерческим размахом ежегодно проходит арт-шоу I am 8-bit, на котором выставляются разного рода художественные 2D и 3D-компиляции, созданные по мотивам и в технике старых видеоигр28.
Пиксельные структуры (искусство), мегапиксельные (технология) и метапиксельные (культура) предстали одновременно как способ организации социокультурного (в том числе внехудожественного) пространства, как формальная художественная композиция и как средство художественной экспрессии и / или интерактивной коммуникации со зрителем / пользователем / воспринимающим субъектом медиареальности.
Исходя из того, что в основе пиксельного искусства лежит принцип построения изображения из некоторых однотипных элементарных объектов, расположенных в «ячейках» прямоугольной сетки, к пиксельным структурам с точки зрения социокультурной корреляции форма/содержание можно отнести вышивку крестиком и бисером, мозаики некоторых типов, кафельные «фартуки» в современных кухнях29, разного рода «блочные» здания и «пиксельные» фасады, секционный дизайн офисного пространства. А еще сканворды и японские «нонограммы». Особенно показательна обратная генетическая связь японской графической головоломки, придуманной дизайнером Ноной Исида (Non Ishida), с пиксельными экранными изображениями. Именно победа в конкурсе Window Art (1987 г., Токио), в котором изображения складывались из зажигавшихся в определенном порядке окон одного из небоскребов, вдохновила Нону на разработку такого алгоритма создания изображений на бумаге, который задействует прямоугольную сетку и цифровые «координаты» элементарных элементов (квадратов / «пикселей») рисунка30. В 2000-е гг. «искусство окон» займет свое место в ряду интерактивного пиксель-арта. Фасадные поверхности высотных зданий и квадраты поочередно зажигающихся и гаснущих окон будут использоваться в качестве прямоугольной мегапиксельной матрицы, например, для игры Tetris или иконических рекламных картинок31.
Пикселизация
Итак, любое изображение, собранное из пикселей, имеет жесткий геометрически однородный каркас из вертикальных и горизонтальных рядов и дискретную структуру, которую можно увидеть при его масштабировании. При значительном увеличении размеров целостный образ распада-
ется на цветные квадратики (появляется так называемая «зернистость») и проступают внутренние и внешние ломаные границы-«лестницы», выявляющие независимость единичных элементов изображения и условность составляемого ими целого. Именно эта техническая процедура изменения масштаба изображения (zoom) породила иллюзию вскрытия формального содержания пикселя как квадрата и «верифицировала» квадратную модель пикселя, хотя фактически квадраты, возникающие при n-кратном увеличении картинки, - это массивы n x n «клонированных» копий исходного точечного пикселя, о чем с истинно научным пафосом восклицает Э. Р. Смит (Alvy Ray Smith) в своем эссе A Pixel Is Not A Little Square!32.
Однако на самом деле культурный и эстетический паттерн пикселя-квадрата в большей степени опирается на другую смыслопорождающую модель, восходящую к компьютерным визуализациям низкого разрешения. Видимые глазу «во всей неприкрашенной квадратности и бинарном совершенстве»33 пиксели первых компьютерных изображений 1950-60-х гг. и 8-битных видеоигр 1970-80-х не только предложили новый язык описания реальности, но, следовательно, и новый способ ее членения (в терминологии Сепира и Уорфа34), построили и раскрасили яркую (из 16 цветов) прямолинейную цифровую картину мира, но и сам «мир, соответствующий тому типу достоверности, которую передают пиксели»35.
Эстетические возможности пикселизации — в «цифровом импрессионизме» фотографии и мобилографии36, в рекламных постерах37 и ТВ-заставках38, опциях выбора сюжетов / изображений на интернет-сайтах39 — лишь обнародовали пиксель-квадрат как культурную форму, которая притаилась за целостностью образов высокого разрешения. Точно так же «битый» пиксель на ЖК-мониторе демонстрирует дробную структуру всего экранного изображения, но уже деэстетизируя его.
Пикселизация как метод цифровой обработки, заключающийся в существенном уменьшении разрешения изображения или его части, например, в случае пикселизации нехудожественных образов, в первую очередь служит индексальным знаком, указывающим на компьютерные, инновационные и тому подобные технологии. Таким любопытным образчиком является логотип молодежного инновационного проекта, изображающий российского двуглавого орла с пикселизованной правой половиной40.
В телевизионных репортажах пикселизация изображения стала привычной маской, за которой скрывается индивидуальная или коммерческая идентичность (лица и торговые марки). Нередко размытые пиксельные квадратики служат своего рода матовым стеклом, за которым угадывается запретная нагота или непристойная жестуальность. Так пиксели оказыва-
ются полупроницаемой границей визуального мира по ту сторону нравственности.
Другая, все более распространенная функция пикселизации — маркировка переходного состояния, постоянного развоплощения некоего целого, его рассыпание на единичные элементы и моментальное конструирование нового целого, совершенно другого, но будто бы состоящего из все тех же пикселей-квадратиков. Такие «геометрические» пиксели проявляются лишь на границе кадров и сюжетов, чтобы сразу же исчезнуть, раствориться точками высокого разрешения на новой картинке.
Эту характеристику пикселей как репрезентативной формы культурного перехода демонстрирует весьма примечательное произведение под названием «Волна будущего» (The wave of Future)41, своего рода «ремейк» картины «Большая волна в Канагаве» (The Great Wave of Kanagawa) японского художника начала XIX в. Кацусики Хокусая (Katsushika Hokusai)42. Постер неизвестного автора был выпущен в начале 1990-х Бостонским музеем компьютеров (The Boston Computer Museum) и журналом The High Tech Times. Левая часть постера точно воспроизводит гравюрную волну японского оригинала, в середине изображение распадается на цветные «пиксели», и справа уже появляется новая большая волна, выполненная в виде цифрового «проволочного каркаса», являющегося основой компьютерной 3D-графики. Пиксельный «шум» между двух волн означает, по-видимому, не только эпоху превращения традиционной живописи в компьютерную графику. Используя отсылку к идее Хокусая о соотношении человеческого мастерства и силы природы, постер выстраивает цепочку репрезентативных парадигм: сила и мощь природного мира представлена искусством художника, за этим следует технологическая модификация его работы — сначала грубо, с низким разрешением, затем более тонко и совершенно отражающая и виртуа-лизирующая природу43. И всю остальную «реальную» реальность...
Попутно «Волна будущего» иллюстрирует замечание А. Бэйаэр о двуосновном характере цифрового искусства: «Порождающая модель цифрового изображения примиряет два аттрактора: прямоугольную (или проще — квадратную) форму, какой мы любим представлять пиксель, и изображение, заимствованное у естественного мира. Один создает часть, элементарную форму; второй — общую форму (перевод — Е.Н.)»44.
«Геометрический» и «концептуальный» пиксель
Итак, пиксельное изображение состоит из уложенных рядами единичных элементов, «геометрических» пикселей, которые в широком — художественном и культурном смысле — могут быть не только цветными
точками или квадратами (мега-пикселями) на экране, но и любыми геометрическими конфигурациями и вещественными формами ограниченных цветов — от бумажных стикеров для заметок, из которых уже выкладывают не только картинки, но и обои45, керамической интерьерной и уличной плитки46, стенных кирпичей47 и элементов фасадов зданий48 до цветных мелков49, баночек с гуашью50, колпачков фломастеров51 и т. п. Материальная фактура «геометрического» пикселя вообще перестает иметь какое-либо значение, важно лишь графическое сообщение на поверхности, без глубины, без внутренних многослойных смыслов. Джон Маэда называет это «наваждением поверхностного слоя»52. Особенно примечательна «материализация» геометрических пикселей в образы с классических полотен и, конечно, из игр Nintendo с помощью кубиков Рубика53, игральных костей54 и блоков конструктора LEGO55, таких же «жестко» квадратных и условных, как сами пиксели низкого разрешения. При этом, в конечном счете, все эти произведения существуют для массового зрителя опосредованными цифровым видео или фотографиями высокого разрешения.
«Концептуальный» пиксель (назовем его так) не является однородным и строго унифицированным. По своим содержательным характеристикам концептуальные пиксели могут включать сложные образы, несводимые к цветному квадрату (хотя их формальные границы чаще всего образуют квадрат), и значительно отличаться друг от друга, как два сюжета ТВ-новостей одного канала или две фотографии одного автора в виртуальной фотогалерее, и всем им присуще формально-стилистическое единство и матричность расположения в границах некоторого концептуального целого (новостной блок, рекламный баннер, виртуальный фотоальбом и т. п.).
С этих позиций «концептуальный» пиксель может, вообще говоря, представлять любые паттерны одного типа, в том числе кинестетического (люди в разных позах, которые социально и культурно обусловлены и, следовательно, ограничены в количестве), как на картинах Иеронима Босха «Сад удовольствий» (1516) и Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы» (1559) или современных художников — немецкого автора детских книжек-картинок Али Митгуч (Ali Mitgutsch)56 и американского поп-художника Джеймса Риззи (James Rizzi)57.
Что касается «геометрического» пикселя, то «пикселизация» такого рода превратилась в способ художественной экспрессии еще в дотелеви-зионную и докомпьютерную эпоху, на рубеже XIX-XX вв., когда в изобразительном искусстве возникло течение, получившее название пуантилизм (от французского point, т. е. «точка»). Самыми известными из художников-пуантилистов были Поль Синьяк58 и Жорж Сера59. В основе этой техники
лежал отказ от механического смешивания красок и тонально-цветовой уникальности каждого мазка в пользу оптического смешивания маленьких мазков из сравнительно небогатой палитры чистых цветов.
Искусство авангарда и геометрического абстракционизма впервые утвердило статус квадрата и прямоугольных матриц как эстетически значимой формы видения и декодирования мира. В первые десятилетия ХХ в. появляются четыре (или даже, возможно, семь) «Черных квадратов», два «Красных квадрата» и один «Белый квадрат» Казимира Малевича. (Заметим в скобках, что именно квадрат, а не круг или треугольник, также принадлежавшие кисти Малевича, оказался столь востребован переломной культурой. И именно черный, а не цветной — как предчувствие эпохи двоичной вселенной.) Голландский художник Пит Мондриан ограничивает свою творческую рефлексию «неопластицизмом» горизонтальных и перпендикулярных линий и трех основных цветов (красного, синего и желтого) и начинает создавать свои прямоугольные композиции, в т. ч. уже совершенно «пиксельную» Composition with Grid IX (1919)60, в дальнейшем координатная сетка оказалась пригодной для художественных репрезентаций социокультурного пространства Нью-Йорка (Broadway Boogie Woogie, 1942-1943). В 1950-х гг. появляются прямоугольные «мультиформы» или цветовые поля Марка Ротко, композиции из двух-трех абстрактных «пикселей» выполняют инструментально-семантическую функцию религиозного самовыражения художника61.
Предтечей настоящего пиксельного искусства, игравшего одновременно с «геометрическими» и «концептуальными» пикселями, могут по праву считаться работы Сальвадора Дали, такие как «Сикстинская Мадонна»62 (1958), «Кибернетическая одалиска»63 (1978), «Афины горят! «Афинская школа» и «Пожар Борго»64 (1979-1980). Особое место занимает картина «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна (Похвала Ротко)»65 (1976). Портрет А. Линкольна, выполненный в технике «низкого разрешения», проступает из романтического этюда и поглощает его, если зритель начинает смотреть на картину издалека. Образ женственной музы безумного гения и портрет американского президента соединены не только логикой сюрреалистических перевоплощений, но и 3D-пикселизацей. Процесс пикселиза-ции распространяется постепенно вглубь от плоскости первого, «внешнего» изображения, сначала разбивая его на двухмерные пиксели, а затем превращая их в трехмерные кубические «воксели» ^D-пиксели), которые заново складываются в кладку каменной стены. Через окно в этой стене открывается мир по ту сторону полотна-экрана, мир, полный иных, неисчерпаемых, как море, смыслов, мир, который оказывается отгороженным от нас пиксельными стенами двух реальностей — экономико-политической
и технологической. Но стоит сделать несколько шагов назад, и становятся невидимыми и тот «аналоговый» мир, и стены, его скрывающие, и на их месте снова возникает знаковый образ, претендующий на иллюзорную целостность.
В контексте современной социокультурной и экономической коммуникации «геометрический» пиксель может выступать как значимый единичный элемент картины, в том числе произведений, созданных в прошлых веках в традиционной технике живописи. Так для сбора денег на выкуп картины Уильяма Тернера «Голубая Риги» в рамках акции Save Blue Rigi полотно было выставлено на сайте галереи Тейт и распродано по «пикселям» всем желающим66. Один крохотный квадратик («мазок кисти») стоил 5 фунтов. На соответствующих фрагментах цифрового варианта картины закреплены виртуальные метки с именами «владельцев». При этом некоторые участники акции выкупали «пиксели» так, чтобы они складывались в пикселизо-ванные надписи, цифры, сердечки и т. п.
«Концептуальные» пиксели современных цифровых картин могут вмещать в себя все типы культурных референтов — от образов массовой и информационной культуры до рекламных указателей и персонажей анимэ, как, например, в мета-пиксельном портрете Падмы Амидалы (королевы планеты Набу из «Звездных войн»)67.
И уж совсем неприкрыто сущность «концептуального» пикселя экранного изображения заявлена не только как социально и культурно значимая, но и как экономически ценная в интернет-проекте The Million Dollar Page британского студента Алекса Тью. Главная страница была разбита на 10000 квадратов («геометрических» пикселей) размером 10х10рх стоимостью 100 долларов (по 1 доллару за 1 технологический пиксель). В каждом таком квадратном фрагменте экрана помещается логотип компании, купившей один или несколько «деци-пикселей», при этом рекламный значок одновременно служит активной гиперссылкой на соответствующий сайт). Таким образом, эти «пиксели» разворачиваются не в плоскости экрана, а в глубь, в заэкранные просторы глобального Интернета. Стоимость последней тысячи пикселей на аукционе eBay составила $ 3810069.
Пиксель-арт
Пиксель-арт с технологической точки зрения — это форма цифровой живописи, созданной на компьютере с помощью растрового графического редактора, где изображение редактируется на уровне пикселей. В этой технике каждый фрагмент картины отрисовывается вручную, пиксель за пикселем, без использования «автоматических» инструментов и фильтров.
Как правило, произведения пиксель-арта отличаются ограниченной цветовой палитрой (обычно не более 16 цветов) и отсутствием «сглаживания». Однако в более широком смысле пиксель-арт вовлекает в сферу своего семантического влияния и некомпьютерные произведения. А с позиций формальной эстетики понятие пиксель-арта скорее относится к любым изображениям, у которых намеренно визуализирована их пиксельная / мегапиксельная структура (пиксель-пуантилизм, пиксельная живопись и т. п.)70.
В любом случае в пиксельном пространстве существование образа перестало быть безусловным. Для его возникновения стала требоваться пространственная дистанция между материальным носителем и зрителем. К тому же отдельный «пиксель» не имеет самостоятельного смысла, который всегда присущ компонентам коллажной композиции. Коллаж как целое тоже довольно часто оказывается весьма рыхлым семантическим образованием, однако смысл коллажа возникает исключительно «на пересечении» связей между независимыми элементами, обладающими собственными значениями. А в растровом изображении пиксель, как и единичный кусочек мозаичного панно, ценен лишь как необходимый, но недостаточный элемент — в контексте всех остальных «элементарных частиц» образа. Очевидно, к пиксельному изображению по формальным характеристикам наиболее близка мозаика. Некоторые исследователи, увидев совпадение «темпоральности архаичной мозаики» и «мгновенной темпоральности цифры», даже склонны делать вывод о тождественности модели мозаики и модели компьютерных изображений71. Однако, в отличие от классической мозаики, прячущей свою дробность за нерегулярностью линий сетки и неунифицированностью единичных элементов и в итоге выстраивающей целостное изображение, в котором границы между единичными элементами предстают исключительно в технологическом аспекте, пиксельная картинка, акцентирующая каждую из своих элементарных границ и жесткое единообразие элементарных частей, вообще не обязана складываться в опознаваемое целое — (квази) реалистический образ или узор, который возможно описать языком слов, а не цифр.
Развитие компьютерных технологий вытеснило собственно пиксельную графику в область отдельного художественного жанра профессионального пиксель-арта (eBoy72, Кеннет Фиджер (Kenneth Fejer)73, Крейг Робинсон (Craig Robinson), Джуд Баффэм (Jude Buffum)74, Туука (Tuukka)75, Сара Боксер (Sarah Boxer)76; некоторые работы Голана Левина (Golan Levin)77, Саймона Биггза (Simon Biggs)78 и др.) и любительского компьютерного искусства (сайты-«конструкторы» Pixelarts79, Pixelpusher80, Blaggart pixel graffiti81 и др.).
К пиксельному искусству относится и так называемые mobile art — пиксельные рисунки на экранах мобильных телекоммуникационных
устройств, выполненные с помощью 12 кнопок мобильного телефона и специальной программы82. Здесь лаконичность SMS-коммуникации дополняется элементарной образностью пискельных MMS. Элипсису (опусканию коннотаций) подвергаются не только текстовые «нарративы», но и обслуживающие их образы.
Другая разновидность — мобилография. Это формальное искусство и / или технические эксперименты, которые основаны на необычных эффектах при распечатывании на бумаге фотографий (мобилограмм), полученных встроенными фотокамерами мобильных телефонов. В связи с маленькими размерами матриц мобильных фотокамер изображения получаются заметно пикселированными, и «грубый» квадрат порой обретает эстетическую значимость.
Концептуальные основания «пиксельного» искусства дали богатые всходы на бескрайнем поле Net Д^'а. Многие арт-объекты в Сети, сохранив «ячеистую» мегапиксельную фактуру изображения, частично или полностью изменили характер «элементарного фрагмента картины».
Так, «пиксельная» форма репрезентации может содержать в себе следы мультимедийного происхождения произведения компьютерного искусства. Например, работа норвежского художника Мариуса Ватца (Marius Watz), представляющая собой результат программы, которая перевела звуковую информацию (а именно музыку Александра Ришауга) в визуальные образы83.
Вне компьютерного экрана пиксель-арт может принимать самые разные формы, так или иначе материализующие культурную или технологическую метафору экрана. Например, предстать в виде «зеркала», состоящего из матрицы 35х29 деревянных полированных «квадратиков» размером 4 см2 каждый, цифровой камеры и персонального компьютера. («Пиксельное отражение» объекта перед «зеркалом» анализируется цифровым способом и появляется за счет разного наклона «пиксельных» пластинок и, соответственно, разной их освещенности.84) Или бумажного экрана, на котором световые квадраты-пиксели являются следствием применения цифрового принципа нуля и единицы в механическом и аналоговом алго-ритмах85.
Необходимо отметить, что в цифровой культуре слово «pixel» используется в качестве универсального вербального идентификатора для самых разных сайтов, связанных с комп-артом, web-дизайном и событиями в области digital art, по всему миру (Pixel Design Studio, United Pixel Studio, Pixel Fury Design, Pixel Factory Design, Liquid Pixel Designs, Square Pixel, PixelMatrix, Pixel Attack, Atomic Pixel, MadPixel,
Pixel Dope, Pixel Juice, Pixel Cat, Pixel Lab, Pixel Pitch Competition, и т. п.). И хотя большинство из них работают с «невидимыми» пикселями высокого разрешения, нередко в оформлении сайтов присутствуют именно те самые квадратные пиксели низкого разрешения86.
Метапиксели
Целое, которое формирует пиксельная матрица, часто не претендует на целостность даже на уровне концепта. Оно генетически содержит в себе идею незавершенности и фрагментарности. В нем в противоположность живописному — даже абстрактному — полотну невозможно домыслить фрагменты мира, оставшиеся за внешними границами рамы, невозможно выйти за пределы метапиксельного фрагмента, потому что логика пиксельной картины кардинально отличается от логики классических визуализаций. «Складывая из пикселей картинку, на выходе все равно получаешь не картинку, а пиксель»87; пиксельная картина редуцируется в пиксель второго порядка, мета-пиксель, понять сущность которого можно лишь вкупе с другими такими пикселями второго порядка из других пиксельных картин / картин мира.
Пикселю приписывается свойство скрытого содержания, совершенно не связанного с видимым целым и спрятанного в микроскопичности пикселя. Однако благодаря способности пикселя проявляться при увеличении, этот смысл может быть демаскирован и выставлен на обозрение88. Такой тип метапиксельной художественной структуры создается интернет-программой Image Mosaic Generator, которую можно назвать арт-трансформером89. После загрузки исходной картинки (в формате jpeg, gif, png) сервис производит поиск подходящих фотофрагментов на известном сайте Flickr.com. Полученный пиксельно-мозаичный портрет или пейзаж можно поместить на рабочий стол компьютера или вывести его через принтер за пределы экрана как самостоятельный арт-объект.
В полученной таким образом мета-пиксельной картине элементарные фрагменты имеют не только собственный законченный сюжет, но и собственную историю, своего рода гипертекстуальный шлейф отсылок и комментариев в сетевом художественно-коммуникативном пространстве. При этом, кроме цветовой комплементарности, отдельные «пиксели» ничем не связаны со своими соседями.
И наоборот, разрозненные визуальные фрагменты действительности могут быть обращены в пиксели, чтобы составить пиксельный образ второго порядка. Такому метапикселю присущи некоторые черты коллажа, поскольку каждый пиксель первого порядка может обладать собственными
смыслами, которые соотносятся с неким целым по принципу синекдохи и подчиняются собственной внутренней логике художественного сообщения, однако не имеют структурно-семантических связей с другими пикселями или эти связи очень и очень условны90.
Другой формой такой пикселизации являются (часто многоуровневые) фотоменю многих web-сайтов и всех фотохостингов. На этом принципе вложенных метапиксельных матриц построена, например, презентация работ в конкурсе Hugo Create, проводимом под эгидой соответствующего парфюмерного бренда91.
Кросс-медийный гипер-проект московского художника Игоря Каменева «Фантасмагория жизни» (81 полотно — 9 по вертикали и 9 по горизонтали, с собственным названием и автографом) разворачивается одновременно в двух реальностях — как живописные полотна в первой реальности и как их виртуальные проекции в компьютерной реальности. Каждый из холстов размером 110х80 см, выполненных в широком спектре живописных стилей — от иконописи до фотореализма, от сюрреалистических сюжетов до абстрактных композиций — самодостаточен и одновременно находится в условной концептуальной и сюжетной связи с остальными. При этом увидеть гигантскую картину целиком можно лишь на сайте художника92. Именно Интернет — единственная реальность, в которой «Фантасмагория жизни» будет собрана в единое законченное полотно. В соответствии с замыслом художника по мере написания готовые работы занимают свои «клетки» в матрице проекта и образуют единое целое, доступное зрителю в полном объеме только в виртуальном пространстве. В первой реальности фрагменты-пиксели этой большой и необычной картины разъезжаются по всему миру и становятся частью личных коллекций. Одна из возможных идей развития проекта — временное воссоединение и экспонирование в будущем гигантского мета-пикселя на какой-нибудь художественной площадке первой реальности.
Вообще мета-пиксель в современной компьютерно-опосредованной культуре нередко выступает как нарочито вскрытая значимая текстура компьютерного арт-объекта, необходимая для художественного взаимодействия произведения с его пользователем. Например, инсталляция «Душ» (2007) Александра Пономарева и Арсения Мещерякова материализует метафору информационный поток: телевизионные программы разных стран мира буквально льются на зрителя, вошедшего в кабину, выложенную мониторами, как сверкающим кафелем. На экранах мониторов транслируются программы 1000 международных телеканалов. С помощью кранов-переключателей можно изменить «температуру» потока:
включить «горячие новости», «согреться» порнопрограммой, «освежиться» развлечениями и спортом93. Экраны этого медийного «душа» — концептуальные пиксели, собранные в условную мета-пиксельную структуру безо всяких причинно-следственных связей между собой.
Принципиальная бессистемность пикселированных мета-структур представлена в интерактивном проекте Metropolis Саймона Биггса (Simon Biggs). Изображение составляется из двух видеопроекций — на стене (городские ландшафты Нью-Йорка и Багдада) и на полу (виды этих городов с высоты). Движение зрителей по напольному изображению, фиксируемое сенсорами инфракрасного излучения, искажает и «разрывает» обе картинки на разрозненные квадраты-пиксели, перемешивая и взаимно «переключая» образы городов и их перспектив94.
Вообще в цифровой культуре город как таковой все чаще художественно отображается и конструируется в метапиксельных формах. Сама урбанистическая картина мира, субстанция городской толпы, матричная упорядоченность осмысленного хаос — все это влечет за собой метапик-селизацию физического и ментального пространства современных мегаполисов. Красочная галерея пиксельных картин городской жизни (Берлина, Лондона, Парижа, Сингапура и др.) создана немецкой арт-группой eBoy, итальянский художник Тотто Ренна (Totto Renna) «построил» пиксельные фрагменты Парижа, Токио, некоего города Indianapolis и даже города Key City, разместившегося между клавишами компьютерной клавиатуры95. Любопытно, что в Интернете уже начинают появляются пиксельные карты реальных городов (например, Гонконга) с интерфейсом в стилистике Google Map96.
Международное интернет-сообщество совместными усилиями строит поэтажно виртуальный пиксельный небоскреб (на данный момент его высота составляет около 17 тысяч пикселей)97 и целые виртуальные пиксельные города, структурированные в квадратные матрицы — мета-пиксели98. «Земельные участки» в таких pixel cities продаются / выдаются в виде квадратов, т. е. геометрических пикселей второго порядка, которые «владельцы» застраивают пиксельными зданиями и заселяют пиксельными человечками.
Так собратья Марио обустраиваются и обживаются в параллельном мире виртуальной реальности. И даже влюбляются на пересечении пиксельных пространств разных порядков, как в анимационной истории любви, где парень «низкого разрешения» встречался с девушкой-пикселем высокого разрешения99.
Вместо заключения: пиксели наступают
Метапиксельные структуры вышли за пределы экрана ПК не только на мини-экраны мобильных коммуникаторов, но и на огромные экраны мегаполисов. Пиксельные картинки раз за разом врываются в физическое и ментальное пространство современной культуры. Разъятые на пиксели образы — как манифест новой цифровой гиперреальности — украшают бескрайние урбанистические ландшафты и камерные гостиные, плазменные панели и тканые холсты, витрины магазинов и брусчатку площадей.
Пиксели становятся мобильными в полном смысле слова, перемещаясь с одного экрана на другой и с плоскости экрана на самые разные плоскости повседневности, пикселизуя все вокруг себя — заборы, тротуарную плитку, фасады домов, рекламные баннеры, интерьеры, мебель, одежду, бижутерию, карандаши и т. д.
«Геометрические» и «концептуальные» пиксели не только образуют особый художественный язык (в том числе цифровой импрессионизм), подчиняющий себе классическую живопись и другие «нецифровые» формы искусства, но и приобретают значимые социокультурные коннотации, вплоть до сакральных100. Пиксель-арт предлагает новую картину мира и новый метаязык культуры.
Подобно беспощадным завоевателям, пиксели стремительно занимают территорию традиционной культуры как в виртуальной, так и в «реальной» реальности. Пиксельные существа низкого разрешения захватывают, заново форматируют, рассыпают на пиксели и вновь собирают в метапиксельные структуры значимые образы и объекты классической культуры.
И, может быть, уже не за горами пиксельный апокалипсис, когда под натиском пиксельных пришельцев в руины обратятся крупнейшие мегаполисы мира101... Но пока в блаженном неведении люди любуются разноцветными квадратиками пиксель-арта и играют в Tetris окнами небоскребов.
1 Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига. 2005. С. 45.
2 Lyon, Richard F. A Brief History of 'Pixel', Digital Photography II, IS&T/SPIE Symposium on Electronic Imaging, 15-19 January 2006, San Jose, California, USA. [Эл. Документ http://www.foveon.com/files/ABriefHistoryofPixel2.pdf, дата обращения 8.06.2010].
3 [Эл. документ http://www.aadet.com/article/pixel, дата обращения 8.06.2010].
4 Sinding-Larsen, Alf. US Patent 1,175,313, issued March 14, 1916. [Эл. документ http://www.google.com/patents?vid=USPAT1175313&id=Df9EAAAA EBAJ&dq=%22picture+element%22&as_drrb_ap=b Transmission of Pictures of
Moving Objects, дата обращения 8.06.2010].
5 Lyon, Richard F. Цит. соч.
6 Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин. © Электронная версия, ГРАМОТА.РУ, 2001-2007. [ Эл. документ http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%EF%E8%EA%F1%E5%EB% FC, дата обращения 8.06.2010].
7 ГОСТ 27459-87 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» [Эл. документ http://gost-baza.ru/38872-ГОСТ%2027459-87, дата обращения 8.06.2010].
8 Immanence in the Pixel: Traditional Cultural Origins of Math and Technology. Программа видеофильмов и экранных работ. Куратор Лора Маркс (Laura U. Marks) в рамках симпозиума The Subtle Technologies symposium (Торонто, Канада, 9-12 мая 2002 г.): [Эл. Документ http://www. subtletechnologies.com/2002/filmvideo.html, дата обращения 8.06.2010].
9 Лебедев А. Разрешение картинок. [Эл. документ http://www.stavnet. ru/users/san/mod/mirrows/kovodstvo/sections/69/default.htm, дата обращения 8.06.2010].
10 Там же.
11 Что такое «размер пикселя» и как он влияет на качество изображения? [Эл. документ http://www.slider.by/?id=2721, дата обращения 8.06.2010].
12 Как появился Марио. [Эл. документ http://forum.gameland. ru/m_2013198/tm.htm, дата обращения 14.06.2010].
13 Super Real Mario World. См.: http://pixeloo.blogspot.com/2008/03/ super-real-mario-world.html (дата обращения 14.06.2010).
14 The history of the Invasion of Iraq told as a game of Mario Brothers. См.: http://dev.null.org/blog/tags/iraq%20war (дата обращения 14.06.2010)
15 Robinson, Craig. Minipops: Famous People Drawn Really Small. Published by Mitchell Beazley, 2004. [Эл.документ http://www.flipflopflyin. com/minipops/index.html, дата обращения 14.06.2010].
16 См. серию работ «Very Important Pixels» Кристофа Сэлена (Kristof Saelen) на: http://www.veryimportantpixels.com/ (дата обращения 14.06.2010).
17 Goldbert, Adele and Flegal, Robert. ACM president's letter: Pixel Art, Communications of the ACM, Vol. 25, Issue 12, Dec. 1982.
18 Иванов А. Блуда и МУДО. СПб.: Азбука-классика, 2007. [Эл. документ http://readr.ru/aleksey-ivanov-bluda-i-mudo.html, дата обращения 10.06.2010].
19 Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: Изд-во
В. Шевчук. 2002.
20 Если совсем строго, то каждый пиксель, из которых формируется изображение на мониторе, представляет собой триаду, т. е. состоит из трех субпикселей красного, зеленого и синего цветов, расположенных рядом в определенной последовательности. Но, подобно позитронам и электронам атома, пиксельная триада может быть различима только при очень сильном увеличении.
21 Maeda, John. Maeda @ Media //Journal d'un explorateur du numérique, Thames and Hudson, 2000. Цит. по: Beyaert, Anna. L'esthétique du pixel. L'accentuation de la texture dans l'œuvre graphique de John Maeda //Communication et langages. 2003, Vol. 138, p.29. [Эл. документ http:// www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/colan_0336-500_2003_ num_138_1_3233, дата обращения 14.06.2010].
22 Имеется в виду первое пиксельное изображение, которое было выведено на монитор громоздкого электронного вычислительного устройства в Принстонском университете передовых исследований в 1954 г.
23 Zolli, Andrew. Pixelvision: A Meditation. [Эл. документ http://www. core77.com/reactor/opinion_06.03.asp, дата обращения 5.06.2010].
24 First Pixels Facing Middle Age [Эл. Документ http://www.ratchetup. com/eyes/2003/08/behold_friends_.html дата обращения 10.06.2010].
25 Zolli, A. Pixel culture. American Demographics, June 2004. P.44.
26 Иванов А. Блуда и МУДО. СПб.: Азбука-классика, 2007. [Эл. документ http://readr.ru/aleksey-ivanov-bluda-i-mudo.html, дата обращения 10.06.2010].
27 Там же.
28 См. например, пост блоггера М.МакВертера (Michael McWhertor) с многозначительным заголовком «Я 8-битный и остальной Голливуд такой же» [Эл. документ http://kotaku.com/5037623/i-am-8+bit-and-so-is-the-rest-of-hollywood, дата обращения 5.06.2010].
29 Типичным «узором», выложенным керамической плиткой на «рабочей» стене современной кухни, является «битый пиксель» (термин обозначает дефект изображения на ЖК-мониторе), нарушающий своим несимметричным и случайным появлением однородность однотонных квадратиков и акцентирующий тем самым видимые швы между ними.
30 Origins оf Cross Reference Grid & Picture Grid Puzzles. [Эл. документ http://www.puzzlemuseum.com/griddler/gridhist.htm, дата обращения 5.06.2010].
31 Например, проект Blinkenlights (2001) в Берлине http://blinkenlights. net/blinkenlights; Blinkenlights Arcade (2002) в Париже http://blinkenlights.
net/arcade; подобные игры также происходили в городах Финляндии (2007), Китая (2008), Мексики (2008) и других стран.
32 Smith, Alvy R. A Pixel Is Not A Little Square, A Pixel Is Not A Little Square, A Pixel Is Not A Little Square! (And a Voxel is Not a Little Cube), Tech Memo 6, Jul 17, 1995. Р. 7. [Эл. документ http://alvyray.com/Memos/6_pixel.pdf, дата обращения 7.06.2010].
33 Zolli A. Pixelvision
34 Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку //Языки как образ мира. М.: Изд-во «АСТ», Спб.: Terra Fantastica. 2003. С. 157-22.
35 Zolli, Andrew. Pixel culture. P.44.
36 Лихачева Ю. Мобильное искусство//Алло, МТС, 01.01.2008. [Эл. документ http://www.vibra.ws/index.s.php?id=articles&loc=mobile_tech/ mobile_art_2008.php, дата обращения 20.06.2010].
37 См. напр. рекламные постеры LEGO, Lebeau и Crime Stoppres в статье: Гладкий Ю. Пикселиризация рекламы в развитии 8-битной культуры. [Эл. документ http://www.adeator.com/?p=154#more-154]; рекламный постер телеканала Sky TV: http://www.flickr.com/photos/sabrinaeras/2065863328/ in/pool-the_pixel_artists; а также http://hello.eboy.com/eboy/category/ everything/explore/work/advertising/ (дата обращения 17.06.2010).
38 Пиксели могут быть геометрическими, например, пиксельная карта России как фон новостного блока «Вести» или концептуальными — «матрица» из экранов телестудии с мелькающими на них самыми разными репортажны-ми картинками, как у многих новостных и аналитических программ.
39 Например, метапиксельныая структура для выбора сюжетов «Новости 24 часа» на http://www.ntv.ru/novosti/ или http://fotki.yandex.ru/. Подчеркнем, что такая организация концептуальных пикселей характерна для огромного количества российских и зарубежных сайтов, в т. ч. социальных сетей, содержащих большой визуальный материал.
40 См.: [Эл. документ http://www.iconvention.ru/, дата обращения 11.06.2010]. Еще один яркий пример: рекламный баннер (в пространстве города и в Сети) о тарифе мобильного Интернета под девизом «Отдыхай на даче, качай в Интернете», где вода из деревенской водокачки изображена в виде геометрических пикселей [http://www.megafon-leto.ru/gprs/, дата обращения 10.06.2010].
41 См.: [Эл. документ http://vorpal.us/img/waveofthefuture.jpg, дата обращения 11.06.2010].
42 См.: [Эл. документ http://www.vam.ac.uk/images/image/52424-popup.html, дата обращения 11.06.2010].
43 Wave of the Future is now the past [Эл. документ http://vorpal.
us|2007|07|wave-of-the-future-is-now-the-past|, дата обращения 11.06.2010].
44 Beyaert, Anna. L'esthétique du pixel. L'accentuation de la texture dans l'œuvre graphique de John Maeda ||Communication et langages. 2003, Vol. 138, p.29. [Эл. документ http:||www.persee.fr|web|revues|home|prescript|article| colan_0336-500_2003_num_138_1_3233, дата обращения 14.06.2010].
45 Германское арт-шоу Ich bin 8-bit (2009) http:||www.ohwhataworld. de|2009|03|30|pictopisch-3| (дата обращения 20.06.2010).
46 Например, проект голландского художника Арно Коэнена (Arno Coenen) Game Meadow, в котором пиксельные картинки, взятые из компьютерных игр или телевизионных заставок, воспроизведены с помощью тротуарной плитки на площади г. Утрехт. http:||www.arnocoenen.nl|index.php ?mact=Album,m4,default,1&m4albumid=46&m4returnid=51&page=51 (дата обращения 20.06.2010).
47 См., например, уличные пиксельные граффити: http:||uaddit.com| discussions|showthread.php?t=725 (дата обращения 5.062010).
48 Например, польские панельные дома 1970-х гг., которые часто раскрашивали в виде разноцветных пиксельных картинок или современный барселонский небоскреб Торре Акбар: http:||lifeglobe.net|blogs| details?id=739 (дата обращения 11.06.2010).
49 Картины из мелков Crayon Кристиана Фора (Christian Faur). См. на: http:||www.christianfaur.com|crayons|crayons.html (дата обращения 4.06.2010). Примечательно, что пиксельные картины из мелков создаются на основе компьютерно-отсканированных фотографий.
50 Автопортрет Фабиана Канцлера (Fabian Kanzler). См. на: http:||www. fabianjochenkanzler.de|study|pixelportrait| (дата обращения 5.06.2010).
51 Рекламный постер Дж. Маэды (John Maeda) Too Mona. См. на: http:|| www.ntticc.or.jp|Archive|2001|Post_Digital|Works|too_mona.html (дата доступа 14.06.2010).
52 Maeda, John. Maeda @ Media, 2000. Цит. по: Beyaert, Anna. L'esthétique du pixel... p.38.
53 См. http:||www.space-invaders.com|rubikubism.html (дата обращения 14.06.2010).
54 См. Пиксельная мозаика Ари Крапника [Эл. документ http:||www. kulturologia.ru|blogs|120510|12462|, дата обращения 19.06.2010]. Примечательно, что эскизы для своих картин автор создает с помощью компьютерных программ и уже затем собирает их из материальных пикселей.
55 См.: Видео-клипы о Lego-игре Mario 8-bit Trip http:||www.youtube. com|watch?v=4qsWFFuYZYI&feature=player_embedded#! и Super Lego Mario
(Level 1) http://www.youtube.com/watch?v=hmWWfnKVbYY&NR=1 (дата обращения 17.06.2010).
56 См. например, его книгу Mitgutsch А. Mein schönstes WimmelBilderbuch, Ravensburger Buchverlag, 2010 http://www.hitparade.ch/ bookimage.html?ali_mitgutsch-mein_schoenstes_wimmel-bilderbuch.jpg или http://astore.amazon.de/200350/images/347332597X, где явно видна мета-пиксельная структура его работ.
57 См. его работы на: http://www.james-rizzi.com/Werke/81%20RIZZI%20 PRINTS%200N%20THE%20WALL:::de-007-RIZZI00480.html, в т. ч. A Bunch of Squares (2010) http://www.james-rizzi.com/pictures/A%20BUNCH%200F%20 SQUARES:::en-007-Z52035.html;
81 RIZZI PRINTS ON THE WALL
http://www.james-rizzi.com/Available_Artwork/81%20RIZZI%20 PRINTS%200N%20THE%20WALL:::en-007-RIZZI00480.html и др.
58 См. картины П.Синьяка «Папский дворец» и др. на: http://artlibrary. ru/brand/123 (дата обращения 11.06.2010)
59 См. картины Ж.Сера «Эйфелева башня» и др. на: http://www. printdigital.ru/seurat/seuratwork.php (дата обращения 11.06.2010).
60 См. http://www.sai.msu.su/cjackson/mondrian/p-mondrian7.htm.
61 См. http://www.nga.gov/cgi-bin/tsearch?artistid=1839&page=1&sec tion=W.
62 См. http://www.artyou.ru/images/stories/art/1957_1959/Salvador_ Dali_1957_1959_14.jpg.
63 См.: http://www.artyou.ru/images/stories/art/1972_1979/Salvador_ Dali_1972_1979_16.jpg.
64 См.: http://www.artyou.ru/images/stories/art/1972_1979/Salvador_ Dali_1972_1979_18.jpg.
65 См. : http://www.artyou.ru/images/stories/art/1972_1979/Salvador_ Dali_1972_1979_4.jpg.
66 http://www.artfund.org/savebluerigi/Brushstrokes.html (дата образе-ния 17.06.2010).
67 http://dream-worlds.ru/2010/04/21/ (дата обращения 19.06.2010).
68 http://www.milliondollarhomepage.com/ (дата обращения 8.06.2010).
69 http://www.neolit.ru/news/show/000035.html (дата обращения 8.06.2010).
70 Например, работа Эшли Андерсон (Ashley Anderson) Kirby's Cupcake (акрил, холст) http://www.flickr.com/photos/pressstarttobegin/2242333964/ in/pool-the_pixel_artists. См. также работы Светланы Баклановой http:// expert-ural.com/content/images/images/46_09.jpg; Владимира Михайлу-
цы http://www.mv-art.spb.ru/grafic/other.php?photo=5; Георгия Пузенкова http://www.artinfo.ru/ru/news/main/ARTiKULYACIA-49.htm; выставочные проекты MAKE (Антона Польского) So serious (2007) http://www.fctv.ru/ watch/f5721558fec74aa481e76a2eb16c5c43; Алексея Романенко Дефраг-ментация (2008) http://kultura.com.ua/page.jsp?id=1583 (дата обращения 5.06.2010).
71 Dаllenbach, Lucien. Mosaïques, Un objet esthétique à rebondissements, Le Seuil, 2001. Цит. по: Beyaert, Anna. L'esthétique du pixel...p.29. [Эл. документ http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/ colan_0336-00_2003_num_138_1_3233, дата обращения 14.06.2010].
72 Группа графических дизайнеров-пикселистов из Германии (Kai Vermehr, Steffan Sauerteig, Svend Smital). Сайт группы: http://hello.eboy.com/ eboy/ ; интервью с художниками: http://www.cafebabel.co.uk/article/24073/ eboy-berlins-godfathers-of-pixel.html (дата обращения 16.06.2010).
73 См.: http://www.kennethfejer.com/ (дата обращения 16.06.2010).
74 Пиксельные картины низкого разрешения печатаются на настоящих холстах. См. http://www.secretlair.com/index.php?/clickableculture/entry/ jude_buffums_pixel_paintings/ (дата обращения 15.06.2010).
75 Финский художник, который также известен как Polyfonken of Ghost Monkey. См. его работы на http://www.polyfonken.com/index.html (дата обращения 17.06.2010).
76 That's a Pixel, But Is It Art? [Эл. документ http://www.sfgate.com/cgi-bin/blogs/culture/detail?blogid=3www.google.com&entry_id=158, дата обращения 15.06.2010].
77 В первую очередь его совместная работа с Марком Дэйвисом (Marc Davis) и Брайеном Вильямсом (Brian Williams) Media Streams Icons (1994) — система знаков для визуального языка видеовещания, включающая обширный «вокабулярий», «синтаксис» и «семантику». См.: http://www.Aong. com/projects/icons/ ; а также New Year Card Design Machine http://www.Aong. com/storage/experience/newyear/newyear01/ (дата обращения 15.06.2010).
78 См. интерактивные работы Recombinant Icon http://www.littlepig. org.uk/icon/icon.htm и Mozaic http://www.littlepig.org.uk/mozaic/mozaic.htm (дата обращения 17.07.2010).
79 Можно попиксельно создать свой образ или редактировать уже имеющиеся, в т. ч. выстроить из готовых пиксельных картинок, расположенных по соседству, метапиксельную, например, метапиксельный текст I lost the game. См. http://pixelarts.6x.to/ (дата обращения 15.06.2010).
80 Можно нарисовать свой пиксельный образ или выбрать случайную картинку, спрятанную за набором пикселей. Пиксели начинают хаотически
бегать по экрану, постепенно собираясь в пиксельное изображение - человечка, зайца, логотипа adidas и пр. См.: http://www.drububu.com/ (дата обращения 15.06.2010).
81 На гигантскую виртуальную «стену» можно добавлять свои пиксельные граффити http://blaggart.com/#x=0&y=0&z=8 (дата обращения 15.06.2010).
82 Существует интерфейс и web-приложение для мобильного телефона 12Pixels, которое позволяет рисовать и обмениваться пиксельными изображениями: http://ivanpoupyrev.com/projects/12Pixels.php (дата обращения)
83http://www.flickr.com/photos/watz/1402738268/in/photostream/ (дата обращения 18.06.2010).
84 Проект Даниэля Розина (Daniel Rozin) Wooden Mirror (1999) http://www.smoothware.com/danny/woodenmirror.html (дата обращения 15.06.2010).
85 Проект Арама Барсола (Aram Bartholl) Papierpixel (2004) http://www. datenform.de/ppeng.html (дата обращения 5.06.2010).
86 Например, http://www.atomicpixeldesign.com/index.php (дата обращения 17.06.2010).
87 Иванов А. Блуда и МУДО. СПб.: Азбука-классика, 2007. [Эл. документ http://readr.ru/aleksey-ivanov-bluda-i-mudo.html, дата обращения 10.06.2010].
88 Например, пиксель высокого разрешения шуточно вскрывается как «скрытая реклама» в сериале «Симпсоны» на канале 2х2 http://www. videosostav.ru/video/ab502a1b1ce4142123fb95f6c043e87e
89 См. подробнее: Фотомозаика — искусство нового времени. [Эл. документ http://www.log-in.ru/articles/476/, дата обращения 17.06.2010].
90 Например: http://vnevremeni.ru/wps/archives/202 (дата обращения 15.06.2010).
91 Главное меню «Галерея конкурсных работ» http://www.hugocreate. com/en/gallery — как метапиксель высшего порядка и затем, например, http://www.hugocreate.com/en/gallery-round-15 — метапиксель «Раунд № 15», и затем, например, http://www.hugocreate.com/en/gallery-round-15-view-51123 — концептуальный пиксель, работа Gordon Bonnar из Великобритании, которая совершенно неожиданно также оказалась сотоящей из четырех концептуальных субпикселей (изображений флакона духов).
92 http://www.kamenev.ru/html/index_r.htm (дата обращения 17.06.2010).
93 См. подробнее: WAM, №26, ч.2., 2007. С.90-91. [Эл. документ
http://www.knigiwam.ru/images/wam26x2/wam26x2.pdf, дата обращения 15.06.2010].
94 http://www.littlepig.org.uk/installations/metropolis/index.htm (дата обращения 18.06.2010).
95 http://supertotto.com/site/archives/tag/news/ (дата обращения 19.06.2010).
96 http://hongkong.edushi.com/Default.aspx?L=en (дата обращения 19.06.2010).
97 www.mrwond.de/myhouse/index.htm (дата обращения 11.06.2010).
98Пиксельные города PixelDam http://pixeldam.net/faq.
asp?id=1, Lovepixel www.lovepixel.idv.tw, Авалон http://www.avalon.ru/ HigherEducation/Design/Gallery/WebGraphics/, Icon Town www.icontown.de, Isocity http://www.kennethfejer.com/isocity/ (дата обращения 19.06.2010).
99 «Boy meets Pixel», Craig Robinson (2000-2003) http://www.flipflopflyin. com/boymeetspixel/index.html (дата обращения 4.06.2010).
100 Интернет-сообщество евангелистов St.Pixels http://www.stpixels. com/intro-welcome (дата обращения 20.06.2010).
101 См.: Видеоролик Pixel Stars invade NY (продукция Onemoreprod & Patrick Jean) http://www.youtube.com/watch?v=8K_UgV86jL8&feature=related (дата обращения 20.06.2010).