УДК 008:1- 027.21
А.Н.Яныкина
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ И СУПРЕМАТИЗМ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье предлагается по-новому оценить творчество одного из самых провокационных художников XX века - Казимира Малевича, самая знаменитая картина которого «Черный квадрат» трактуется как новый художественный алфавит. Рассматривается гипотеза о взаимосвязи художественной культуры Древнего Китая с супрематизмом К.С. Малевича. Раскрываются смыслы использования цветоформ, познание которых представляет собой начало нового этапа в развитии искусства и культуры - зарождение экранной, массовой культуры и виртуальной реальности. Под воздействием живописи К.С.Малевича формируется новый тип художественного мировоззрения, характерный для современного этапа развития культуры.
Ключевые слова: супрематизм, цветоформа, Дао, Ба-гуа, диалектическая триада, конфуцианство
Alla Yanykina ART CULTURE OF ANCIENT CHINA AND SUPREMATISM CASIMIR MALEVICH VERGE OF INTERACTION
The article proposes to re-evaluate the work of one of the most provocative artists of the XX century - Kazimir Ma-levich, whose most famous painting "Black Square" is treated as a new artistic alphabet. We consider the hypothesis about the relationship of art culture of ancient China to the Suprematism of Malevich. Reveals the meaning tsvetoform use, knowledge of which is the beginning of a new stage in the development of art and culture - the emergence of a screen, popular culture, and virtual reality. Under the influence of Malevich's paintings, a new type of artistic worldview, characteristic of the current stage of development of culture.
Keywords: Suprematism, tsvetoforma, dao, Bagua, dialectical triad, Confucianism
В развитии художественной культуры Древнего Китая, которая насчитывает свыше пяти тысячелетий своего существования, можно выделить ряд особенностей.
Во-первых, географическое положение, изолированность Китая способствовали тому, что с самого своего возникновения художественная культура развивалась непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Это, в значительной мере определяло традиционность культуры Древнего Китая. Негативным последствием такого положения было отсутствие динамики в культуре, многообразия, что в дальнейшем приводило к застойным явлениям.
Во-вторых, культура Древнего Китая породила одну из величайших мировых традиций - этики и цивилизации, показав уникальную модель сосу-ществования людей.
В-третьих, используя метод диалектической триады, разработанный и представленный немецким философом Г.В.Ф.Гегелем, определяются закономерности экспликации философско-религиозных и культурных традиций Древнего Китая, которые, в свою очередь, оказали сильнейшее воздействие на формирование художественного мировоззрения и развитие художественной культуры. От учения Конфуция, которое является воплощением светлого, активного, действующего начала -Ян, которое представляет собой «тезис» и противоположного ему учению Лао-цзы о Дао, которое представляет собой темное, пассивное, бездействующее начало - Инь и является «антитезисом», к синтезу всего лучшего в обеих традициях, представленному в неоконфуцианстве. Диалектическое развитие философско-религиозных учений, сочетающихся с древнейшими мифологическими представлениями на природу, человека, общество сформировали особый тип художественной культуры.
Для художественной культуры Древнего Китая характерным является мифологическое восприятие вещественно-предметного мира, образа жизни, среды обитания. Легенда гласит, что некий первопредок, император Фу-си, который сочетал в себе свойства мага и человека, в третьем тысячелетии до нашей эры создал древний китайский художественный алфавит - «Ба-гуа». Система «Ба-гуа» объясняет всё многообразие мира союзом неба и земли. В отдельных случаях, для обозначения земли и неба использовались простые геометрические фигуры - круг и квадрат. Небо имеет такие характеристики как безначальность, бесконечность. Символическое изображение в виде круга, который может быть синего цвета - цвета оплодотворяющей влаги, отражает небо как стихию. Для отражения сущности неба использовался чёрный цвет как максимальная концентрация света. Земля имеет другие характеристики - она измеряема, имеет четыре времени года, четыре направления - север, юг, восток, запад и изображается в виде фигуры с четырьмя сторонами - квадрата. У земли два цветовых решения - желтый - цвет китайского народа и красный, отражающий стихию огня. Русский философ В.С.Соловьев в работе «Китай и Европа» отмечает, что в главных школах китайской философии - даосской и конфуцианской - «небо и земля суть первые соотносительные осуществления двух основных сил... одна, как известно, есть активная или мужская - ян, а другая пассивная или женская - инь; небо есть
первобытная реализация или воплощение ян, а земля такая же реализация инь» [4, с.352].
Таким образом, система «Ба-гуа» является базисом художественной культуры Древнего Китая и в дальнейшем становится источником развития различных направлений художественной культуры. Она способствовала:
- становлению традиционного жанра китайской живописи «гор и вод» - У-Син - как синтеза неподвижности и движения;
-формированию формально-цветового архитектурного пространства;
- развитию ландшафтной архитектуры;
-развитию символизма в художественной культуре, ритуальных практиках, повседневной жизни людей, например, «фэн-шуй».
Знаменитый Храм Неба в Пекине был построен по правилам алфавита «Ба-гуа». Цилиндрическая форма храма была черного цвета и украшена тремя темно-синими круглыми крышами. Установлен храм на жёлтом кубическом цоколе, а его верхняя площадка выполнена в красной цветовой гамме. Храм ориентирован по четырём сторонам света.
Но в Китае с древности существует традиция, когда земля и небо меняются цветами. Например, празднование Нового года сопровождается появлением красного дракона как символа движения, зооморфного изображения неба. Земля тоже может стать чёрного цвета, если речь идет о провале в бездну. И если земля становится черной, то по мнению известного искусствоведа Волковой П.Д. вполне можно допустить такое предположение, что земля может позаимствовать и форму неба [1, с.203], что является по даосизму, отражением Дао: «Превращение в противоположное есть действие дао» [2, с.176]. Земля, приобретая цвет неба, становится тем самым воплощением художественного образа Вселенной в знаменитом «Черном квадрате» - центральном произведении основоположника супрематической живописи XX века - Казимира Малевича.
В своей самой известной работе «Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой», опубликованной в 1921 году, художник даёт определение супрематизма. «Супрематизм - это отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм — основы мироздания» [3]. У К.С. Малевича цвет теряет связь с формой. Если не ассоциировать цвет ни с каким предметом, то он сам по себе наполняется энергетическим содержанием. Ни для кого не секрет, что существуют теплый и холодные цвета, активные и пассивные. Например, К.С. Малевич считал, что белый цвет очень опасен - усиливает боль. Проводя эксперименты, художник разработал основы науки психологии цвета и цветотерапии. Длительное время профессиональная одежда врачей была белого цвета. И только в последней трети XX века одежда врачей стала малахитового цвета. Известная исследовательница творчества художника А.С.Шатских считает, что «Чёрный квадрат» представляет собой «ядро спрессованных смыслов»[3], развёртыванию которых К.С.Малевич посвятил всю свою жизнь. Сам художник полагает, что «Черный квадрат» - это «живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры» [3].
Таким образом, «Черный квадрат» - это экран, предоставляющий полную свободу выбора. Всё, что думает любой субъект о «Черном квадрате», является правильным, так как относится к каждому конкретному индивиду, к его пониманию жизни, к его мировоззрению. Можно с уверенностью утверждать, что «Черный квадрат» - это первая ступень восхождения - от знания профанного к сакральному. К.С. Малевич открыл новую эпоху в художественной культуре - появление экранной культуры, воплощением которой является виртуальная реальность, создание языка массовой культуры и новой отрасли - дизайна.
«Черный квадрат» стал началом появления нового художественного алфавита. До К.С.Малевича действовал художественный алфавит, разработанный художником Проторенессанса - Джотто ди Бондоне, согласно которому, каждое произведение художественной культуры рассматривалось как описываемый при помощи художественных образов мир. В «Черном квадрате» применяется язык цветоформ, который имеет определенное сходство с древним китайским художественным алфавитом «Ба-гуа». Например, совершенно особое отношение в Древнем Китае было к белому цвету, который олицетворял Дао, абсолютно всё и ничто одновременно. Это то, что является праматерией, первообразом из которого всё рождается. В книге «Дао дэ цзин» Лао цзы утверждает, что «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей» [2, с.175].
Известно, что К.С.Малевич уделял огромное внимание изучению древнекитайской философии, в частности даосизму. Поэтому, один из самых сложных этапов в развитии супрематизма, по мнению художника - это белый. «Выразившийся в Супрематизме в черном и белом квадрате динамизм движения достиг предельности в своем центре и должен распылить себя в своей системе. Белое должно
переходить из кольца в кольцо систем как реальное белое новое сознание» [3]. Его знаменитые картины «Белый квадрат на белом» живопись высочайшего класса, представляющая собой распыление форм и энергетическое поглощение цвета. В белом пространстве господствуют законы энергии, которые «съедают» цвет и форму - это, по мнению К.С.Малевича, то самое «ничто в котором содержится всё». Знаменитая работа «Белый крест на белом фоне» представляет, по мнению Волковой П.Д., «первичный крест, который выделил из себя Дао» [1, с.204]. В книге «Дао де цзин» Лао цзы объясняет порождающую силу Дао: «Превращение невидимого (дао) бесконечны. (Дао) - глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. (Оно) существует (вечно) подобно нескончаемой нити и его действие неисчерпаемо» [2, с.176].
«Великий квадрат не имеет углов, ... великий образ не имеет формы» [2, с.183]. В первой половине XX века энергетические концепции мироздания приобретают особую силу - содержание супрематизма К.Малевича космоэнергетическое. Художник определяет супрематическую беспредметность «как неприложимое «ничто» - сущность и подлинность человека, всех его деяний. Живописец осознал, что его действия вне практической предметности могут жить, как живет природа» [3]. Супрематизм создает новые основы для новой цивилизации:
- осмысление пространства и формирование нового стиля в архитектуре - конструктивизма;
- создание прозоодежды, производства новых тканей;
-зарождение науки о психологии форм и цвета;
- появление новой науки о художественной среде - дизайна;
- развитие индустрии быта;
- появление новых методов полиграфии, книжной графики.
К.С.Малевич весь состоял их гениальных догадок и открытий. Объяснение как воспринимать «Черный квадрат» лучше автора вряд ли кто-то может представить. К.С.Малевич считал, что созерцая «Черный квадрат» субъект будет стремиться истолковать, найти смысл этого изображения. Не найдя смысла, индивид вернётся к первоначальному предположению, что это просто черный квадрат на белом фоне. А может быть всё-таки есть какой-то смысл? Разум начнет работать по замкнутой схеме и именно в это время активизируется подсознание, преодолев рационализм сознания [5]. И только тогда любой субъект сможет увидеть в скромном «Черном квадрате» всё мироздание.
Огромным вкладом К.С.Малевича стала новая форма искусства, подчиняющаяся космическим законом, стремящаяся упорядочить хаотичную реальность. Наше восхищение современными дизайнерскими работами, созданными под влиянием абстрактного искусства К.С.Малевича, не имеет границ. Достаточно привести такие примеры, как модные идеи Тома Форда, логотип лондонского метро, архитектура столицы Бразилии, архитектура Сколково, промышленный дизайн аудиосистем Band&Olufsen - всё это реализация супрематизма Малевича. Эстетическая экономность и минимализм стали признаками интеллекта, изысканности, обдуманности невыразимого [6]. Его идеи помогают современному человечеству найти в «высшей сложности - высшую простоту».
Литература:
1.Волкова П.Д. Мост через бездну / П.Д. Волкова. - М.: Зебра Е, 2014. - 224с.
2.Восточная философия / Авт.-сост. М.В. Адамчик. - Мн.: Харвест, 2006. - 320с.
3.Малевич К.С. Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой /К.С. Малевич. Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 3. / Составление, публикация, вступительная статья, подготовка текста, комментарии и примечания — А.С. Шатских. - М.: Гилея, 2000.
4.Соловьев В.С. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители» / В.С. Соловьев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544с.
5.Меньчиков Г.П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека. -Казань:Таглимат, 2006. -
316 с.
6.Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре. -Казань: Фэн, 2003. - 304 с.
Педагогика и образование
УДК 379.8(100)
Л.И.Галеева
КУЛЬТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье обоснованы культурно-функциональные предпосылки социально-культурного творчества в формировании культуры межнационального общения студенческой молодежи с учетом раскрытия основных направлений и качества организации культуры межнационального общения
Ключевые слова: «культура межнационального общения», «социально-культурное творчество», «культурно-функциональная направленность социально-культурного творчества», «этнокультурное воспитание».
Galeeva L.I. CULTURAL-FUNCTIONAL CONTENT OF SOCIO-CULTURAL CREATIVITY IN BUILDING A CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION STUDENTS
The article studies cultural and functional background of social and cultural creativity in shaping the culture of in-terethnic communication of students considering the disclosure of the main directions and quality of the organization of international communication culture.
Keywords: "culture of interethnic communication", "social and cultural creativity", "cultural and functional orientation of social and cultural creativity", "ethnic and cultural education."
В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная социокультурная система направлена на создание условий для формирования у молодежи, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде, основных качеств личности для межнационального общения. Культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом. И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.
Межнациональное общение - это единство общечеловеческого и общенационального, однако сегодня оно испытывает историческую трансформацию, связанную с процессами глобализации, информационного развития и экономических катаклизмов. Ценность формирования культуры межнационального общения заключается в том, что оно стимулирует сферу социальной деятельности молодежи, обеспечивает становление поликультурного менталитета, связывает социокультурную идентичность личности с социальной, творческой и духовной жизнедеятельностью личности.
Ценности, формируемые в обществе, базируются на моральных принципах развития личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в развитии общества. Однако современная молодежь испытывает проблемы становления национального самосознания, деструкции в ценностных ориентациях, страдает низким уровнем поведенческой культурой, невысоким уровнем сочувствия, сопереживания, неумением принять точку зрения другого человека, неумением вести диалоги с представителями разных наций.
В современной социально-культурной науке одним из важных вопросов является этнокультурное воспитание студенческой молодежи, живущей и развивающейся в поликультурном пространстве. Для осуществления социально-культурной работы по формированию у молодежи культуры межнационального общения необходимо реализовать целенаправленный процесс включения их в различные виды и формы досуговой деятельности, направленной на формирование патриотизма, гражданственности, толерантности и культуры межнациональных отношений, стимулирования активности по становлению гражданских качеств, социальной направленности личности.