Научная статья на тему 'Современные проблемы нравственного воспитания подростков'

Современные проблемы нравственного воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2285
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИВЫЧКИ / УБЕЖДЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баджаева Зарема Магомедовна

Сегодня вопросы нравственного воспитания школьников вызывают особый интерес и озабоченность в научных кругах, у общественности, что, тем не менее, не снимает остроту проблемы. К тому же в условиях интенсивного роста интеграционных процессов в мире следует совершенствовать методику нравственного воспитания, считает автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы нравственного воспитания подростков»

Психолого-педагогические науки

• ••

39

УДК 373.1.02

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

©2о°9 Баджаева З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Сегодня вопросы нравственного воспитания школьников вызывают особый интерес и озабоченность в научных кругах, у общественности, что, тем не менее, не снимает остроту проблемы. К тому же в условиях интенсивного роста интеграционных процессов в мире следует совершенствовать методику нравственного воспитания, считает автор статьи.

Nowadays the problems of schoolchildren’s moral education are of the special interest and concern in academic and public circles. However, this fact does not make the problem less urgent. Additionally, under conditions of the intensive growing of the integration processes in the world the methods of the moral education would be improved, as the author of the article considers.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные ценности, привычки, убеждения, стратегия нравственного воспитания.

Keywords: moral education, moral values, habits, beliefs, strategy of moral education.

В педагогической теории нравственность определяется как система знаний, убеждений, отношений и чувств личности, которые соответствуют этапам воспитания. При этом нравственные знания служат основой нравственных убеждений, чувств и отношений, что в совокупности выстраивает систему поступков по отношению к другим людям, природе, окружающему миру, отражая практически деятельностную позицию человека. Но полагать, что нравственность является врожденным свойством личности, неверно, поскольку к нравственности субъект приобщается в процессе развития, в ходе общения, приобретения опыта события, сопереживания с окружающими людьми. Следует отметить, что чем раньше ребенок приобщен к нравственным ценностям, тем прочнее они формируют моральный облик, укрепляются как черты личности [2, 10].

Однако парадоксально, что моральный облик (нормы, правила и т.д.) зачастую вступают в противоречие с личными интересами, ставя его в затруднительное положение в выборе между желаемым и должным. Исходя из того, что нравственность личности представляет собой совокупность нравственного сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований, правила и требования станут нравственными характеристиками только тогда, когда начнут проявляться в поведении. При этом каждый человек соблюдает правила и требования морали в той мере, в какой они соответствуют его личностным представлениям о морали и нравственности, безусловно, формируясь под влиянием окружения (семьи, групп сверстников и т.д.). По мнению М. И. Бабаева и других, проблема нравственного воспитания школьников связана с семьей, средствами массовой ин-

Известия ДГПУ, №3, 2009

40

формации, общеобразовательной школой и во многом зависит от представлений и требований общества в целом. Ключевую же позицию в нравственном воспитании школьников занимает общеобразовательная школа, где успешность воспитательного процесса обусловлена многими психологопедагогическими факторами [4].

Следует отметить, что высшей формой проявления нравственных ценностей личности являются нравственные привычки и убеждения, которые выполняют определяющую роль в выборе форм, методов и средств деятельности человека. Нравственные убеждения, рассматриваемые как единство знаний и чувств, понимания и переживания, обеспечивают в совокупности психологическую готовность личности к адекватным практическим действиям, нравственное поведение становится привычным, не требующим внешнего контроля.

Наиболее сложным для нравственного воспитания является подростковый возраст, когда закладываются базовые ценности, которые в последующем определяют социально-нравствен-ный облик личности, поскольку в этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе, вместе с тем именно в подростковом возрасте воспитательный процесс наиболее сложен и противоречив в силу психофизиологических особенностей детей [7].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает на ряд противоречий между:

- сформировавшимися возможностями, стремлениями личности подростка к самостоятельности, независимости от опеки старших и реальным статусом ученика;

- юношеским максимализмом, идеальными устремлениями (патриотизм, чувство социальной справедливости и т.д.) и нежеланием заниматься повседневными будничными делами, основанными на соблюдении дисциплины,

выполнении родительских поручений и т.д.;

- сформировавшимся у личности подростка стремлением найти свое место в жизни и отсутствием реальной готовности, социального опыта, внешних условий для удовлетворения этой потребности;

- желанием подростка в яркой, творческой жизнедеятельности и отсутствием возможности его удовлетворения в рамках воспитательного коллектива, руководимого авторитарным педагогом, нетворческим воспитателем, исполнителем формальных обязанностей [11].

По мнению Л. С. Выготского, все эти противоречия можно разрешить посредством организованного процесса воспитания, ориентированного на активную деятельность, яркие жизненные впечатления, эмоционально насыщенное общение и т.д. [9].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что переходный период имеет различное содержание и длительность в зависимости от конкретных социальных условий, традиций, влияющих на воспитание личности подростка. При этом большинство ученых и педагогов солидарны в том, что подростковый возраст традиционно считается самым трудным в плане осуществления воспитания и чаще всего эти трудности связывают с половым созреванием. Как показывают исследования, даже у абсолютно нормальных здоровых подростков возраст, сопровождающийся появлением первых признаков полового созревания, сопровождается мучительными переживаниями, обусловленными отличием уровня физического и физиологического развития. При этом следствием переживаний выступает снижение самооценки, негативно сказывающейся на дальнейшем становлении личности подростка [2, 4, 7].

С этих позиций знание психофизиологических особенностей подро-

Психолого-педагогические науки •••

сткового возраста не только снимает большую часть сложных проблем воспитания, но является показателем профессиональной компетентности педагога. Следует отметить, что в практике нравственного воспитания мы часто сталкиваемся с профессионально-педагогическими деформациями, в результате чего имеем дело с большим количеством так называемых «трудных» подростков. При этом многие ученые отмечают, что категория «трудновоспитуемые» во многом является порождением дефицита общения в семье, отсутствием профессионализма у педагогов и т.д.

В практике нравственного воспитания встречается парадоксальная ситуация, когда знание теории не обеспечивает ее качественной реализации на практике. При этом процесс нравственного воспитания сопровождается многочисленными конфликтами и осложнениями, что позволяет некоторым исследователям рассматривать его как сплошной затянувшийся конфликт. В нравственном воспитании подростков характеризует предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, смена физического состояния и самочувствия, легкая ранимость и неадекватность реакций и т.д. Поэтому каждая воспитательная ситуация требует от педагога пристального внимания к подростку, предельной деликатности, вдумчивости и осторожности в общении с ним. Необходимо обеспечить индивидуальный подход и коррекцию поведения, решая проблему нравственного выбора, поскольку грубое замечание, взгляд, тем более реакция или поступок педагога спровоцируют подростка и лишат педагога авторитета и влияния.

Выделяя приоритеты в воспитательной работе с подростками, большинство исследователей опираются на идею ведущей деятельности, поскольку в ситуации нравствен-

41

ного выбора подросток только проживает конкретную нравственную ситуацию, которая может возникнуть в процессе осуществления любого вида деятельности [9].

С этих позиций объективным считается преобладание учебной деятельности школьника как ведущего вида этого возраста. В реальной жизни подростки субъективно могут выбрать другие направления деятельности, связанные с решением проблем в частности:

- общение со сверстниками, поскольку важно не просто быть вместе в референтной группе, но и занимать среди них удовлетворяющее самолюбие положение, где мотивация варьируется в возможностях занять позицию лидера, получить признание сверстников и т.д.;

- общение со взрослыми, так как подросток нуждается в помощи взрослого, которые зачастую, не удовлетворяя его запросы и ожидания, не участвуя в решении его проблем, создают предпосылки для конфликтов и девиантного поведения, где преобладают субъективные отношения конфликтующих и виновником конфликта признается в силу его возраста подросток;

- общение с учителями, представляющее собой напряженную область взаимоотношений и общения подростков и взрослых и с которым чаще всего связаны отрицательные переживания. Особую важность приобретает личностное общение подростка с педагогом, где важное значение имеют профессиональные и личностные качества педагогов.

Нравственное становление школь-ника-подростка осуществляется во многом благодаря воспитательным усилиям взрослых (родителей, учителей, наставников), которые занимают позицию некоего мерила нравственности, регулятора нравственного поведения, внешнего раздражителя, под влиянием которых в целом происходит преломление нравствен-

Известия ДГПУ, №3, 2009

42

ных норм и правил поведения в сознании подростка [5, 8].

В результате собственной деятельности по осознанию и оценке этих воздействий, определению своего места в системе связей внешнего мира подросток поднимается на новый, более высокий уровень воспитанности. При этом постоянно существует противоречие между тем, что подросток имеет, и тем, что он хочет, то есть противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новыми, более высокими потребностями, выступающее главной движущей силой нравственного воспитания личности. В разрешении данного противоречия важную роль играют не только взрослые с их нравственными рассуждениями, установками и конкретными поступками и поведением, но и сре-довые воздействия, которые являются отрицательными. Негативные же условия возникают под влиянием различных причин, которые наслаиваются друг на друга и образуют в каждой конкретной ситуации воспитания обобщенную причину.

Это могут быть глобальные, мировые, социальные (экономические,

политические, военные, культурологические и т.п.); психофизиологические (здоровье, задержка или отставание в развитии); педагогические (условия воспитания, психологопедагогическая ситуация развития, профессионализм педагога) проблемы.

Обобщая результаты анализа, следует отметить, что педагогу, классному руководителю вместе с психологом школы необходимо осуществлять грамотную педагогическую диагностику с тем, чтобы выстроить стратегию нравственного воспитания и развития подростка с учетом его нравственного опыта.

Педагогу нужно правильно выстроить логику воспитательных воздействий, для этого важно анализировать поступки подростка вместе с его родителями, найти соответствующие методы реагирования (создать позитивную воспитывающую ситуацию, осуществить индивидуальный подход, дать интересное ответственное поручение), использовать моральное стимулирование в процессе осуществления различных видов деятельности (учебная, творческая, трудовая и т.д.).

Примечания

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. СПб., 1994. 178 с. 2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды. В 2 т. T.2. М., 1980. 3. Асмо-лов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 413 с. 4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения личности. М., 1978. 117 с. 5. Бодалев А.А. Личность в общении. М. : Педагогика, 1983. 272 с. 6. Божович Л.И., Благодежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Педагогика, 1972. 349 с. 7. Борисов Г.Б. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М. : Медицина, 1982. 295 с. 8. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дис... д-ра пед. наук. М., 1991. 401 с. 9. Выготский Л.С. Психология возраста // Собр. соч. В 6 т. T.4. М. : Педагогика, 1984. С. 5-242. 10. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход кучащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М. : Высшая школа, 1974. 86 с. 11. Коломинский Я.Л. Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии. 1967. №3. С. 110-119.

Статья поступила в редакцию 23.07.2009 г.

УДК 378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.