10. Личутин А.В. Тезисы о культурных кластерах // Экология культуры. — 2008. — №2 [Электронный ресурс]. — URL: dvinaland.ru > culture (дата обращения 8.04.2014).
11. Манн И.Б. Маркетинг на 100%. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2007. — 247 с.
12. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. — Казань: РИЦ «Школа», 2010. — 102 с.
13. Щедровицкий П.Г. Кластер: от деревни кузнецов до Силиконовой долины [Электронный ресурс]. — URL: http://polit.ru/article/2012/12/10/ claster (дата обращения 12.04.2014).
14. Шевченко Э.А. Градостроительные проблемы сохранения историко-культурного ресурса России // Академия. — 2011. — №4. — С. 99-104.
УДК 069+378+008+39+930.85(571)
ББК 79.1+63.3(25)-7+74.580.54+63.5
Горошко Н.В., Шмакова Г.В., г. Новосибирск
Современные проблемы музеев под открытым небом и их роль
в сохранении историко-культурного наследия (на примере существующих и перспективных музеев Новосибирской области)
Аннотация
Проблема сохранения деревянного архитектурного наследия России актуальна. Музейные комплексы под открытым небом архитектурно-этнографического профиля представляют наиболее перспективный метод сохранения историко-культурного наследия, позволяющий музеефицировать объекты, реконструировать, консервировать и транслировать будущим поколениям историко-культурную среду. Число этнографических музеев под открытым небом в России в мировом сообществе музеев данного типа невелико (около 20). Несмотря на важность подобных объектов в условиях современной России, отечественные скансены сопровождает ряд трудностей, в первую очередь финансовых, которые требуют своего решения.
Ключевые слова: деревянное зодчество, музеи под открытым небом, историко-культурное наследие Сибири, музейные комплексы.
Музеи под открытым небом обладают рядом особенностей, существенно отличающих их от музеев, экспозиционно-выставочным пространством которых являются помещения. Эти особенности обусловлены основным типом экспонатов — недвижимыми памятниками археологии, архитектуры, истории, выставленными под открытым небом, и уникальными природными объектами. В данной статье будут рассмотрены музеи под открытым небом этнографического (архитектурно-этнографического) профиля. В таких музеях ретроспективно и фрагментарно реконструируется в хронологическом отрезке историческая среда музеефицируемой территории.
В настоящее время в России существует около 20 музеев под открытым небом, основу которых составляют собрания деревянных зданий и сооружений. Первые музеи под открытым небом в СССР зачастую представляли собрания отдельных построек, свезенных из разных мест. Внутри построек размещались отдельно от них собранные бытовые и хозяйственные предметы. За период от появления первых музеев под открытым небом до наших дней, с учетом накопленного опыта и экспонатов изменился принцип составления экспозиции — она стала комплексной, архитектурно-этнографической. Строения и предметы из одного или из нескольких, но близко расположенных одно от другого селений группировались в усадьбы соответственно планировочным и бытовым традициям своего этнографического региона [2].
В последние десятилетия наиболее эффективной является демонстрация народной культуры в
целом: и в материальных, и в духовных аспектах. Получается, что сохранение деревянного архитектурного наследия не единственная цель создания архитектурно-этнографических музеев под открытым небом. Музеи позволяют не только музеефицировать, реконструировать и сохранять объекты, но и транслировать будущим поколениям культурную среду прошлого во взаимосвязи истории, археологии, этнографии и краеведения.
На сегодняшний день по отношению к деревянному наследию остаются самыми актуальными три задачи. Первая — сохранение и реставрация архитектурных памятников. Вторая задача — пополнение и развитие архитектурной экспозиции существующих музеев. Третья задача — расширение сети скансенов по России, в первую очередь в регионах, архитектурная специфика которых до сих пор не отражена музеями под открытым небом [4].
Отечественные музеи под открытым небом, или скансены, сопровождает ряд трудностей, первая из которых — недостаток финансовых средств. Деньги идут в основном на реставрацию построек, уже стоящих в музеях, а приобретение или строительство новых экспонатов, необходимых по утвержденной концепции развития музея, из государственного бюджета не финансируется. Почти нет примеров частных вкладов в реставрацию деревянных памятников или в развитие музеев под открытым небом. В результате получается неполная экспозиция, которая не может дать цельного представления об особенностях историко-культурного наследия всего региона.
Актуальной проблемой современных музеев под открытым небом является не только сохранение и расширение ряда экспонатов, но и увеличение числа подобных музеев так, чтобы оно отвечало культурному и национальному разнообразию России. В небольших европейских странах, таких как Норвегия или Финляндия, уже в конце XX в. число скансенов было в 10-15 раз больше, чем в России (319 и 231 скансен соответственно) [5]. Историко-культурное наследие, представленное в деревянном зодчестве регионов России, уникально. Разрушение и исчезновение деревянных произведений архитектуры в селах и малых городах грозит превратиться в непрерывный, ускоряющийся процесс. Если игнорировать это положение, то безмузейные регионы могут потерять свое наследие безвозвратно.
В современных условиях сложился ряд основных перспективных направлений деятельности музеев под открытым небом. Во-первых, эффективнее всего работают музеи, самостоятельно зарабатывающие средства на существование. Во-вторых, в таких музеях востребована, помимо неподвижных экспонатов, демонстрация «динамичных форм» культуры (игр, хороводов, соревнований, ярмарок ремесленников и т.п.). Требуется привлекать живых носителей традиционных навыков и практик, в особенности художественных ремесел, демонстрируя в музее процессы традиционного ткачества, кружевоплетения, гончарства, резьбы по дереву, плетения из лозы и др.
Для многих российских архитектурно-этнографических музеев под открытым небом сдерживающим фактором развития является и то, что большинство из них рассчитано на сезонность тур-потока и принимают посетителей только в теплый период — с мая по октябрь. Основные причины сезонности — это, во-первых, территориальная оторванность музеев от основных коммуникаций и центров формирования турпотока, во-вторых, стремление сэкономить на зимней инфраструктуре за счет энергосбережения и сокращения расходов на обслуживающий персонал [3]. Тем не менее в Сибири есть примеры этнографических музеев под открытым небом, функционирующих круглогодично, например, «Шушенское» и «Тальцы». К факторам, влияющим на зимний турпоток, в первую очередь нужно отнести:
- наличие в музее зимней инфраструктуры: обогреваемых помещений, пунктов питания и пр.;
- наличие традиционных народных развлечений (катание с горок, санный извоз, зимние карусели, иные зимние забавы);
- наличие фольклорных и театральных групп, которые смогли бы работать и зимой;
- предложение иных региональных форм досуга, которые музей мог бы предоставлять и зимой [3];
- реклама музея как зимнего бренда.
Таким образом, при соблюдении всех факторов практически все музеи России имеют перспективу работы в зимний турсезон.
Самые известные музеи под открытым небом Сибири, в том числе музейные комплексы архитектурно-этнографического профиля, это:
1. Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы» в Иркутской области
— один из крупнейших музеев деревянного зодчества под открытым небом в России.
2. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» г. Братска Иркутской области.
3. Учинский историко-этнографический музей Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
4. Этнографический музей-парк под открытым небом «Торум-Маа» («Священная земля») Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
5. Историко-этнографический музей «Шушенское» Красноярского края.
6. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» Кемеровской области.
7. Историко-этнографический музей «Тюльберский городок» Кемеровской области.
8. Этнографический музей народов Забайкалья — музейный комплекс под открытым небом в поселке Верхняя Березовка республики Бурятия.
9. Историко-мемориальный комплекс «Якутская политическая ссылка» республики Саха-Якутия.
10. Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» республики Саха-Якутия.
11. Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирской области, и мн. др.
Рассмотрим подробнее Историко-архитектурный музей Института археологии и этнографии СО РАН. Музей начал формироваться по инициативе академика А.П. Окладникова в 1970-е гг. Самый древний экспонат музея — гигантский нуклеус, который датируется 300 000 лет до н. э. В музее представлены также антропоморфные скульптуры Окуневской культуры 11-1 тысячелетия до н. э., перенесенные из Хакасско-Минусинской долины Красноярского края. Ядром архитектурной экспозиции считается Спасо-Зашиверская церковь, впервые построенная около 1700 г. казаками на реке Индигирке на территории современной Якутии, и перевезенная в Новосибирск в 1970-е гг. В основном для сохранения этого уникального объекта и был учрежден музей. Тему освоения русскими первопроходцами территории Сибири в XVII-XIX столетиях, кроме Спасской церкви, продолжают экспонируемые в музее башни и тын острога и русская крестьянская усадьба.
Хотя музей был основан 40 лет назад, его экспозицию трудно назвать завершенной, скорее только формирующейся. Планировалось, что каждый регион здесь будет представлен несколькими характерными памятниками. Но экономические трудности привели к тому, что формирование экспозиции было прервано [1]. Помимо медленного расширения экспозиции сдерживают посещаемость музея слабая реклама, проблема доставки посетителей и малое число предлагаемых форм досуга. При этом музей, безусловно, обладает большим потенциалом, который может раскрыться, если уделять ему достаточное внимание.
В Новосибирске и Новосибирской области особые надежды по сохранению, восстановлению и развитию музейных и туристских комплексов возлагается на долгосрочную целевую программу «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музей-но-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы». Программа предусматривает создание в районах и городах области 11 крупных объектов, которые познакомят всех желающих с историей и обычаями народов, населявших наш край. В районах Новосибирской области планируют создать несколько музейно-туристических комплексов. В их числе историко-ар-хитектурный музей-заповедник «Каинск исторический», музейно-туристский комплекс «Колывань
- Чаусский острог», которые позволят представить жизнь сибирского города конца XIX - начала XX в., музейно-туристический комплекс «Сузунский медеплавильный завод и монетный двор», «Ку-дряшовский бор», историческая деревня «Юрт-Оры», «Умревинский острог». В административном центре региона планируется создать музей под открытым небом «Городская усадьба Новонико-лаевска», парковый комплекс «Городское начало». Особое внимание будет уделено сохранению исторической застройки центра Новосибирска, в том числе военным городкам. Результатами реализации программы должно стать вовлечение объектов культурного наследия в туристскую сферу, увеличение более чем в пять раз посещаемости музейно-туристических комплексов, создание новых рабочих мест и мн. др.
Список использованных источников
1. Сохраним Музей под открытым небом // Библиотека сибирского краеведения [Электронный ресурс]. — URL: http://bsk.nios.ru/content/sohranim-muzey-pod-otkrytym-nebom.
2. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры // ГБЛ. Музейное дело и охрана памятников. Сводная информация.
— М., 1987.
3. Тихонов В.В. Перспективы работы этнографических музеев под открытым небом в России зимой // Научно-популярный журнал Журнал «Тальцы». — 2005. — №1 (24) [Электронный ресурс].
— URL: http://www.pribaikal.ru/1600/article/2186.html.
4. Шургин И.Н. Роль музеев под открытым небом в решении современных задач сохранения традиционной деревянной архитектуры [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ard-center.ru/ home/publ/ts_4_2013/role_musee/.
5. Czajkowski Jerzy. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. - Rzeszow: Sanok, 1984. — P. 165-170, 201-209.
УДК 7.08
ББК 79.3
В.А. Добарская, г. Новосибирск
Применение семиотического метода при атрибуции музейной
коллекции фотографий
Аннотация
В работе рассматриваются фотографии в качестве предмета исследования, как визуальные свидетельства, созданные с целью зафиксировать значимые моменты, позволяют изучать не только внешние характеристики образа общества, но образцы поведения и идеалы, различные в каждой эпохе. В профессиональном смысле фотографию стоит воспринимать как инструмент исследования, как первоисточник, сопоставляя исторические события и культурный текст, так появляется возможность извлечь из снимков информацию о каком-либо объекте, событии.
Ключевые слова: «прочтение» фотографии, семиотический метод, анализ.
Когда мы смотрим на фотоснимок, то неизбежно задаемся вопросом: что за люди на нем изображены, как они тут оказались и куда отправятся потом? Кроме самой фотографии, оказываются важны «границы» снимка — за ними изображение кончается и образ выходит за пределы фотографии. Зритель имеет возможность додумать опущенное. За 175 лет существования фотография радовала людей, возмущала, служила им, но чаще всего привлекала именно тем, что за видимым на снимке миром таятся секреты, которые и создают дух фотографии.
В данной работе в качестве предмета исследования рассматривается фотография как визуальное свидетельство, созданное с целью зафиксировать значимый момент. Такие снимки позволяют изучать не только внешние характеристики образа общества, но образцы поведения и идеалы, различные в каждой эпохе, что очень актуально в музейной исследовательской практике. За внешним изображением стоит образ жизни запечатленных людей, их стиль мышления, повседневные дела. Снимаемые объекты могут быть узнаваемы для исследователя или нет, понятны или нет. Сопоставляя исторические данные и культурный текст снимка, можно извлечь информацию об объекте или событии. Порой письменный источник не может рассказать то, что может показать фотография.