Научная статья на тему 'Современные проблемы компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования'

Современные проблемы компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE LABORATORY OF TECHNOLOGY OF SPECIALIST TRAINING IN THE EDUCATION SYSTEM / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черниченко О. Ф.

В статье рассматриваются основные направления работы лаборатории технологий подготовки специалиста в системе образования, дан анализ проблем компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, показаны результаты научной деятельности лаборатории по разработке и апробированию моделей образовательного процесса в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черниченко О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования»

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 378.026.9 О.Ф. ЧЕРНИЧЕНКО

кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет E- mail: [email protected]

UDC 378.026.9

O.F. CHERNICHENKO

Candidate of psychological sciences, Associate Professor, Head of department of technology of psycho-pedagogical and special education, Orel State University E- mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN PROBLEMS OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE TRAINING OF SPECIALISTS

IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

В статье рассматриваются основные направления работы лаборатории технологий подготовки специалиста в системе образования, дан анализ проблем компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, показаны результаты научной деятельности лаборатории по разработке и апробированию моделей образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: лаборатория технологий подготовки специалиста в системе образования, компетенция, компетентность, компетентностный подход, модели образовательного процесса, профессиональная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

The article considers the main directions of the activities of the laboratory of technology of specialist training in the education system; the author analyzes the problems of competence approach to training in the higher education system, shows the results of the scientific activity of the laboratory for developing and testing models of the educational process in higher education.

Keywords: the laboratory of technology of specialist training in the education system, competence, competence approach, the model of the educational process, professional activity, research and development activities.

В настоящее время образование должно перейти от "знаниевого" обучения к обучению деятельности, то есть образование будет давать выпускнику не только сумму знаний, но и нечто более важное - компетенции, которые обеспечат его готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.

Система российского образования подвергается глубокому реформированию, целью которого является подготовка специалистов, компетентных в определенной области профессиональной деятельности. При этом предполагается, что выпускник, получивший образование определенной ступени (выпускник школы, ссуза, вуза: специалист, бакалавр или магистр), должен быть практически полностью готов к реализации этой профессиональной деятельности на более или менее высоком уровне.

«Компетентный» в своем деле человек (от лат. Competent - соответствующий, способный) - 1. человек, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать и решать что-либо, судить о чем-либо; 2. человек знающий, авторитетный в какой-нибудь области; 3. обладающий компетенцией.

Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические,

правовые и пр. характеристики. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Под компетентностью мы понимаем способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в реальных постоянно изменяющихся условиях жизни. В связи с этим следует выделить несколько аспектов подготовки компетентных специалистов. На наш взгляд, чрезвычайно значимы качество образования, его доступность и эффективность, так как в условиях информатизации и глобализации общества большую роль играет профессиональный уровень будущих специалистов.

Проблемами подготовки специалистов в системе образования на факультете педагогики и психологии занимается одноименная лаборатория - лаборатория технологий подготовки специалиста в системе образо-

© О.Ф. Черниченко © O.F. Chernichenko

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015

вания, созданная в 1999 году (научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой технологий психолого-педагогического и специального образования) как научная база кафедры психолого-педагогической технологии. Научно-педагогическую деятельность осуществляют педагоги высшего уровня квалификации, обладающие опытом педагогической и научной работы, большинство из ко -торых прошли долговременные стажировки.

На протяжении ряда лет научно-исследовательская работа лаборатории велась по проблеме «Компетентностный подход к моделированию образовательного процесса в высшем учебном заведении».

Основной задачей являлась разработка и апробирование моделей образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Содержание моделей составили: компетентность как результат обученности, в котором выделяются такие оценочные параметры, как усвоение (знаний, навыков, умений) и применение (имеющее отношение к выполнению деятельности); компетенции, включающие знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте); модернизация содержания образования, которая объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, а также интегрирует умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности культуры.

В ходе исследования было определено, что построение образовательного процесса на основе компетент-ностного подхода включает:

- постановку образовательных целей в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности;

- отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе, который опирается на целостное представление о совокупности учебно-профессиональных задач;

- организацию образовательного процесса, которая направлена на создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной деятельности;

- оценку достигнутых результатов, которая предполагает альтернативу проверке нормированных содержательных единиц - оценку компетентности студента.

Данная модель организации образовательного процесса позволяет иллюстрировать динамику показателей системы обучения студентов, интерпретировать статистические данные, прогнозировать результаты принимаемых решений.

На наш взгляд, одним из важнейших условий моделирования образовательного процесса, его опти-

мизации является создание отношений управляемого воздействия между обучаемой и обучающей сторонами.

Коллективом лаборатории собраны скрининговые данные по методикам диагностики профессиональной компетентности студентов, уточнены ключевые компетенции студентов вуза, разработана и частично апробирована модель формирования коммуникативной компетентности у студентов ссуза.

Лаборатория занимается поиском и внедрением новейших информационных технологий, связанных с концепцией компетентностного подхода к построению образовательного процесса. Лаборатория является экспериментальной площадкой по внедрению прогрессивных инновационных интерактивных методов обучения, воспитания, образования.

За время существования лаборатории накоплен уникальный опыт применения новых методик образования.

В ходе исследования были уточнены группы педагогических условий формирования этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета, кроме того, изученысредства оценки компетенций студентов. В своих исследованиях члены лаборатории рассматривали также психолого-педагогические условия формирования компетенций бакалавров, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», которые представлены в выступлениях преподавателей и студентов на научно-методическом семинаре «Современные образовательные технологии», в рамках межрегионального круглого стола «Будущее в наших руках».

Представляет интерес анализ разнообразных форм работы со студентами, позволяющие им не репродук-тивно усваивать теоретический материал, а искать, переосмысливать и представлять свою индивидуальную трактовку вопросов (традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, активные методы: деловая игра, дискуссия, семинар-брифинг).

Возможности реализации интегративных моделей образования студентов-инвалидов в коррекционно-педагогической деятельности изучаются в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений. При этом студенческая группа выступает коллективным субъектом и влияет на каждую личность инвалида, способствуя повышению его социальной активности.

Проводилась работа по изучению ключевых компетенций студентов вуза. При этом разрабатывались и апробировались модели формирования основ коммуникативной компетентности студентов ссуза и вуза. Эти модели апробировались в рамках квалификационной работы, где представлен проект по формированию культуры межличностных взаимоотношений в студенческой группе. В процессе реализации данного проекта решались задачи по формированию у студентов коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений. Ведущими формами работы были социально-психологический тренинг, кураторский час, совместная деятельность.

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ

Лаборатория ведет поиск и разработку эффективных моделей подготовки педагогических кадров, разработку программ образования детей и подростков.

Подготовка компетентных специалистов в системе высшего профессионального образования тесно связана с процессом формирования у них умений и навыков работы с детьми дошкольного и школьного возраста с нормальным и отклоняющимся развитием.

Проведенный анализ коррекционно-развивающей работы студентов с детьми свидетельствует о формировании у них умений решать сложные коммуникативные задачи, выявлять особенности социализации и адаптации детей с проблемами в развитии, что стало основой для становления у будущих специалистов профессиональной компетентности.

Таким образом, разработанные модели показывают, что при построении образовательного процесса на основе компетентностного подхода возможно развивать у студентов способности самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности, формировать у них опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной деятельности. Кроме того, отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе должен опираться на целостное представление о совокупности учебно-профессиональных задач; при этом оценка достигнутых результатов предполагает альтернативу проверке нормированных содержательных единиц - оценку компетентности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.