Научная статья на тему 'Современные проблемы и тенденции развития учета затрат на предприятиях аэрокосмической отрасли'

Современные проблемы и тенденции развития учета затрат на предприятиях аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева С.М., Золотарева Г.И.

Рассматриваются проблемы контроля производственных затрат предприятий аэрокосмической отрасли. Акцентируется внимание на особенностях деятельности данных предприятий в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и тенденции развития учета затрат на предприятиях аэрокосмической отрасли»

Секция «Современное состояние бухгалтерского учета, анализа и аудита»

Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/168, от

14.09.2009 № 03-03-05/170 [1]. При этом в Письме от

22.03.2010 № 03-03-06/1/168 разъясняется, что перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации, на которых возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей, в том числе и от руки, при этом перевод обеспечивает организация-налогоплательщик.

Но по разъяснениям ФНС России, перевод электронного авиабилета не требуется. Об этом говорится в Письме от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@ «Об отсутствии необходимости построчного перевода электронного авиабилета» [1]. В Письме приведены наименования реквизитов электронного билета, которые необходимы для анализа при проверке правильности признания расходов в целях исчисления налога на прибыль и их значения на русском языке.

Также некоторые авторы придерживаются мнения о том, что отсутствует необходимость построчного перевода авиабилета, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1] первичными документами оформляются хозяйственные операции, которые проводит организация. При направлении ра-

ботника в командировку хозяйственной операцией является списание задолженности сотрудника по выданным ему подотчетным суммам. Значит, в рассматриваемой ситуации первичным документом является авансовый отчет, ведь именно на основании этого документа производится списание задолженности по подотчетным суммам. К авансовому отчету прилагаются в том числе документы, подтверждающие расходы на проезд, - авиабилеты. Так как они оформлены в соответствии с требованиями иностранного законодательства и в рассматриваемой ситуации для организации не являются первичным документом, то построчный перевод их реквизитов не нужен.

Но считаем, что аудитору необходимо убедиться в наличии построчного перевода авиабилета и в случае его отсутствия порекомендовать организации выполнить данный перевод, ссылаясь на официальную позицию Минфина РФ, во избежание споров с контролирующими органами.

Библиографическая ссылка

1. Информационная справочная система «Консультант-плюс».

© Анохина А. Н., Золотарёва Г. И., 2011

УДК 657.6

С. М. Васильева Научный руководитель - Г. И. Золотарева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассматриваются проблемы контроля производственных затрат предприятий аэрокосмической отрасли. Акцентируется внимание на особенностях деятельности данных предприятий в современных условиях.

Модернизация экономики России в настоящее время имеет три главных направления. Первое - это техническое обновление устаревшей материальной базы производства. Второе - это перестройка структуры экономики, то есть сокращение доли сырьевых отраслей, увеличение доли машиностроения, станкостроения, соответствующее изменение структуры экспорта, с ориентацией на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. И третье - это увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития, это наукоемкие, высокотехнологичные отрасли формирования инновационной модели развития России [1].

Решение данной задачи напрямую зависит от улучшения инвестиционного климата, возможности проведения технологической модернизации производства, внедрения новых высокотехнологичных, конкурентоспособных видов продукции.

И в первом, и во втором и в третье случае, одним из перспективных направлений развития может стать аэрокосмическая отрасль. Располагая значительным научно-техническим потенциалом, с точки зрения

масштабов и эффективности этот сектор может представлять наибольший интерес. Аэрокосмические предприятия, в силу специфики своей деятельности должны поддерживать на высоком уровне модернизацию собственного производства, поэтому внедрение новейших технологий является одним из условий развития предприятий такого типа.

Характерной особенностью организации производства продукции, изготавливаемой на данных предприятиях, является: большая доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при изготовлении продукции; жесткие требования к соответствию готовых изделий заданным параметрам; сравнительно малый объем выпуска одинаковых изделий при относительно большом разнообразии их типов; сравнительно большой удельный вес ручных работ в общей трудоемкости изделий; значительная доля опытно-статистических норм на выполнение работ; жесткая специализация рабочих мест; необходимость содержания спецоборудования; длительный цикл производства продукции и, как следствие, высокий уровень незавершенного производства [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Принимая во внимание, что в число обязательных условий повышения эффективности производства входит ориентация хозяйствующего субъекта на экономию и рациональное использование всех видов ресурсов, предприятия такого типа должны иметь точно представление о стоимости производимой продукции и о наличии возможных резервов.

В связи с этим постоянный контроль себестоимости продукции, затрат на всех направлениях хозяйственной деятельности экономического субъекта становится одной из важнейших задач системы управления этого субъекта. Особую роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией о затратах организации. Именно правильная организация учета производимых расходов и своевременная калькуляция себестоимости производимой продукции дает возможность выявить резервы их снижения, способствует строжайшему соблюдению финансовой дисциплины.

Учет затрат представляет собой отражение данных о количестве и стоимости ресурсов, использованных в процессах деятельности предприятия. Исчисление затрат, приходящихся на единицу продукции обеспечивается за счет калькулирования ее себестоимости.

Существует множество методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в зависимости типа производства, технологии и вида изготовляемого изделия, объема выпуска и длительности производственного цикла и многих других причин. В основе любой применяемой системы учета находится система показателей, которая обеспечивает оперативность формирования информационной базы для целей управления организации.

Предприятия аэрокосмической отрасли, как правило, характеризуются единичным или мелкосерийным производством, при этом учет затрат и калькулирование себестоимости выпускаемых изделий осуществляется чаще всего позаказным методом, при котором объектом является отдельный производственный заказ. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Но в этом случае фактическая себестоимость изделия до окончания выполнения заказа остается неизвестной, что значительно снижает качество принимаемых управленческих решений.

С целью повышения оперативности учета затрат для предприятий такого типа интересным является

возможность использования сочетания позаказного метода и учет затрат по системе «стандарт-кост», которая включала бы в себя мониторинг отклонений от установленных стандартов (норм) в процессе выполнения заказа. Это позволит оперативно выявить причины отклонений и принять своевременные управленческие решения для исправления ситуации. Использование в дальнейшем различных видов анализа выявленных отклонений (например, ABC-анализа) позволит определить направление наиболее срочных управленческих решений.

Наиболее важным элементом данного метода является калькуляция нормативной себестоимости. Это предполагает наличие сведений обо всех заказах, технологии производства каждого заказа, применяемых ранее или планируемых нормативах, норм и смет, которые используются (планируются к использованию) для планирования, организации и контроля производственного процесса.

Применение данного подхода предполагает предварительное калькулирование нормативной себестоимости отдельных видов продукции (отлаженную систему планирования) и возможность системного отслеживания на специальных счетах отклонений от заданных норм.

Постоянно осуществляя мониторинг благодаря использованию предлагаемого метода и проводимым последующим анализом отклонений, предприятие получает возможность находить резервы повышения эффективности своей деятельности, а значит, возможность реализовать поставленные перед ним задачи по модернизации своего производства и дальнейшего развития.

Библиографические ссылки

1. Попова Е. В. V Национальный Конгресс «Приоритеты развития экономики: Модернизация промышленности России». URL: http://www.nationalkon-gress.ru/.

2. Золотарева Г. И., Полубелова М. В. Контроль себестоимости продукции в условиях инновационной деятельности //Вестник СибГАУ: сб. науч. тр. /под. общ. ред. Г. П. Белякова ; СибГАУ. Вып. 1 (22). Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 176-181.

© Васильева С. М., Золотарева Г. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.