2 Платошечкина С.Ю. Проблемы оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений// Аудит и финансовый анализ. - 2015 - №3 - С. 136-142.
3 Сухочев В.И. Эффективность использования финансовых ресурсов и методика ее оценки // Известия ОГАУ - №1- 2012 - С. 198-201.
4 G4. Implementation manual [Электронный источник] URL:
https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/GRIG4-Part2-Implementation-Manual.pdf©
Морозова А.С., Кастерина В.П., 2015
УДК33
А.С. Хорев, магистрант Е.Ю. Никольская, к.э.н, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва), Россия
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции развития гостиничного бизнеса России, а также выявлены проблемы, затрудняющие его развитие.
Ключевые слова
Тенденции развития, гостиничный бизнес, качество профессиональной подготовки кадров, проблемы развития.
Туристская индустрия по праву занимает одно из ведущих мест в мировой экономике, на долю которой приходится около 10 % мирового валового национального дохода. По результатам исследований компании Ox-ford Economic Forecasting по заказу WTTC, экономическая активность мирового туризма крайне высока и в период с 2014 по 2016 г. общий спрос на туристские услуги будет возрастать в среднем на 4,2 % в год, в странах Центральной и Восточной Европы на 5,8 %, в Российской Федерации - 6,5 %.
Суммарные вложения в сферу туризма, по данным Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), оцениваются почти в 700 млрд. долл. США, что составляет 11,3 % инвестиций в экономику всех стран мира. Доходы бюджета города Москвы примерно на 10 % формируются за счет ее туристско-гостиничного комплекса. По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2015 года в России функционирует более 10714 гостиниц и аналогичных средств размещения.
Анализ современных тенденций развития зарубежного гостиничного рынка свидетельствуют о неуклонном росте данного сектора экономики. Однако современное состоянии экономики России негативно влияет на рост отрасли.
Рассмотрим наиболее важные проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса.
Принимающие российские туроператоры, тем не менее, испытывают значительные проблемы с обслуживанием иностранных туристов. Наиболее часто можно встретить сетование на высокие внутренние цены. Для многих европейцев Россия сегодня является слишком дорогим направлением, однако туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают.
К сожалению, высокие цены во многом являются препятствием к росту количества путешествий самих россиян внутри страны. Во многом высокая стоимость путешествия по России связана с дороговизной транспортного обслуживания. При этом стоимость проезда железнодорожным транспортом приравнивается или даже превысили стоимость перелета на авиалиниях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Другой проблемой развития въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через Интернет.
Также наиболее часто упоминаемой проблемой роста въездного туристского потока является недостаток количества доступных гостиниц и аналогичных средств размещения.
Решение значительной части имеющихся проблем возможно в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в туристско-рекреационной сфере, направленных на совершенствование транспортной и коммунальной инфраструктуры, формирование кадровой и информационной политики, разработку механизмов стимулирования предпринимательской активности в сфере туризма. Вместе с тем в каждом субъекте Российской Федерации определены собственные точки роста туризма.
Развитие туризма сдерживается целым рядом общесистемных проблем, единых для всей территории Российской Федерации. Специфическими проблемами можно назвать энергодефицитность большинства регионов и перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки, что обусловливает инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса.
Проблемы развития въездного туризма связаны с низким уровнем развития туристской инфраструктуры, а также с дефицитом трансграничного транспортного сообщения (недостатком инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных). Существенно ограничивает развитие туристского обмена с европейской частью страны высокая стоимость авиабилетов.
К факторам, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:
- слаборазвитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, недостаточное количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
- слаборазвитая транспортная инфраструктуры;
низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;
- недостаток и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов;
- устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма;
- плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;
- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру; недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;
- негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски; высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ;
- недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;
традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации;
- отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;
недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;
- низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации;
- негативный имидж отечественного туристского продукта;
Указанные тенденции определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации.
В настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов -переводчиков, инструкторов-проводников. Необходимо для повышения качества туристских услуг совместно с органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе.
Особенно активным сдерживающим фактором в развитии туризма сегодня является проблема высоких внутренних цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации. Решение этой проблемы требует как активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, так и создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке.
Также следует разработать мероприятия по созданию и развитию национальных систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке.
Такие проблемы требуют выработки комплексного подхода для их решения и поиска эффективного механизма регуляции финансовых расчетов между участниками туристского рынка, который сможет привести к следующим результатам:
- повышение прозрачности финансовых расчетов между предприятиями отрасли и поставщиками туристских услуг;
- повышение платежной дисциплины взаиморасчетов между заказчиками и поставщиками туристских услуг;
- наличие актуальной информации о туристских компаниях, которым грозит банкротство, для принятия своевременных мер по их финансовому оздоровлению и перспективного планирования состояния компенсационного фонда.
Для эффективного использования ресурсной базы для развития сферы туристских услуг необходимо проанализировать все положительные и отрицательные тенденции, наблюдаемые в России
К положительным тенденциями относятся:
увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий;
- увеличение количества мест отдыха;
- сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост дохода населения;
- наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;
- наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма;
- рост патриотических настроений гражданского общества Российской Федерации;
- наличие в субъектах Российской Федерации трудовых ресурсов для замещения рабочих мест в сфере туризма;
- сложившаяся система среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма, в том числе в ведущих образовательных учреждениях страны;
- наличие положительного опыта применения программно-целевых механизмов управления в сфере туризма;
- установка на инновационный характер развития российской экономики на федеральном уровне.
К тенденциям, отрицательно влияющим на развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации относятся все проблемы, перечисленные выше.
Все тенденции определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации.
Таким образом для решения проблем и усиления положительных тенденций культурно -познавательного туризма необходимы следующие меры:
- разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, культурно-досуговых учреждениях, природно-ландшафтных комплексах) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания;
- создание и развитие смешанного типа учреждения культуры, эколого-культурных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские
традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функцию, научно-исследовательский центр, торгово-ярмарочный комплекс;
- внедрение практики активной маркетинговой деятельности учреждений культуры, включающей исследование рынка, анализ реальной и целевой потребительской аудитории, определение товарной политики и продвижение услуг на рынок;
- проведение обучения работников учреждений культуры и других предприятий;
- ориентация на индивидуального туриста;
- решение проблемы транспортной доступности объектов культурно-познавательного туризма;
- обновление культурно-познавательных туристских программ;
- развитие краеведения, создание и развитие деятельности краеведческих клубов и музеев;
- улучшение туристской и транспортной инфраструктуры, особенно в регионах;
- обновление используемой ресурсной базы;
- создание выгодных экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру;
- привлечение туристских организаций к формированию компетентного подхода в профессиональной подготовке, учебных планов в большей мере ориентированных на практическое освоение дисциплин;
- снижение высоких цен на услуги путем изменения системы налогооблажения;
- совершенствование системы классификации средств размещения;
- доработка правил предоставления туристских услуг.
Важнейшим условием устойчивого развития гостиничного бизнеса является вовлечение широких слоев населения - общественности в обсуждение и решение актуальных проблем развития индустрии гостеприимства.
Список использованной литературы:
1. Никольская, Е. Ю. Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса / Е. Ю. Никольская, Е. М. Титиевская // Путь науки. - 2014. - №6. - С. 54-57.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Никольская Е.Ю. Инновационные стратегии развитие России как туристического направления, М.: Научный вестник МГИИТ, 2015, 5
© Хорев А.С., Никольская Е.Ю.,2015
УДК33
В.С. Васильева, магистр [email protected] Е.Ю. Никольская, к.э.н., доцент [email protected] кафедра «Гостиничный и туристический бизнес» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, РФ
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов гостиничного бизнеса в профильном вузе, проанализированы основные достоинства и недостатки, на основе которых предложены рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов для гостиничного бизнеса.
This article describes the current problems of professional training of hotel business in the appropriate university, analyzes the main strengths and weaknesses, based on which the recommendations for the improvement of professional training for the hotel industry are offered.