Научная статья на тему 'Семейный туризм Мурманской области: проблемы и перспективы развития'

Семейный туризм Мурманской области: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ / СЕРВИС / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гавристова Е. Н.

В статье рассматриваются проблемы развития семейного туризма в Мурманской области, как одного из самых быстрорастущих направлений туризма в Российской Федерации. Семейный туризм имеет большой потенциал для развития, благодаря увеличению с каждым годом путешествующих по данному направлению. Проводится анализ факторов, сдерживающих и показывающих перспективы развития в будущем данного вида туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейный туризм Мурманской области: проблемы и перспективы развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

научно-технической конференции (25-26 июня 2014 года)/редкол.: Гладышкин О.А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т, Курск, 2014. 162 с.

6. Абакумов Р.Г. , Аридова С. В.Экономико-математическая модель оценки социально-экономического эффекта воспроизводства зданий // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2014 [Текст]: сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции (13-15 ноября 2014 года), в 2-х томах, Том 1. Юго-Зап. гос. ун-т., А.А. Горохов, Курск, 2014, 483 с.

7. Абакумов Р.Г., Просяник О. С. Инновационные основы управления оптимальным вариантом воспроизводства городской территории // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2014 [Текст]: сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции (13-15 ноября 2014 года), в 2-х томах, Том 2. Юго-Зап. гос. ун-т., А.А. Горохов, Курск, 2014, 450 с.

8. Абакумов Р.Г. Методика экономического обоснования выбора критерия эффективности управления воспроизводством основных средств организации// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2013.№ 4. С. 111-115.

9. Абакумов Р.Г. Сущностные аспекты цикла воспроизводства основных средств организации// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014.№ 4. С. 116-117.

10. Абакумов Р.Г. Теоретические основы воспроизводства основных средств организации// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014.№ 3. С. 81-83.

11. Абакумов Р.Г. Методический инструментарий экономического обоснования выбора метода воспроизводства основных средств организации// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012.№ 4. С. 126-130.

12. Абакумов Р.Г. Инновационные инструменты управления воспроизводством основных средств организаций Белгородской области// Фундаментальные исследования в естественнонаучной сфере и социально-экономическое развитие Белгородской области. «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова». Белгород, 2013. С. 3-8.

© Выходцев В.В., 2016

УДК 640.41

Гавристова Е.Н.

Магистрант 1 курса РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва

СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития семейного туризма в Мурманской области, как одного из самых быстрорастущих направлений туризма в Российской Федерации. Семейный туризм имеет большой потенциал для развития, благодаря увеличению с каждым годом путешествующих по данному направлению. Проводится анализ факторов, сдерживающих и показывающих перспективы развития в будущем данного вида туризма в регионе.

Ключевые слова

Семейный туризм, развитие туризма, туризм, сервис, туристическая инфраструктура.

Abstract

The article deals with the problems of family tourism in the Murmansk region, as one of the fastest growing tourism destinations in the Russian Federation. Family tourism has a great potential for development, by increasing traveling in this area annually. There are analysis of factors which cease and show outlook for development in the future of this type of tourism in the region.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Keywords

Family tourism, tourism development, tourism, services, tourism infrastructure.

Семьи с несовершеннолетними детьми представляют собой значительную часть населения Российской Федерации и являют собой большую ценность для рынка туристических услуг сейчас и в будущем.

Развитие данного вида туризма очень актуально, так как в последние годы в России процент населения людей младше 18 лет увеличивается: естественный прирост по данным Росстата на июль 2016 года составил +18466 человек, что почти удваивает число предыдущего месяца (+9358), тем самым указывая на достаточно высокую рождаемость и на увеличение динамики роста показателя в будущем. Несмотря на остаточные явления кризиса 2008 года, благосостояние семей среднего класса увеличилось, либо осталось на прежнем уровне, что позволяет им выделять часть финансовых средств на путешествия, а санкции со стороны западных стран мотивируют выбирать отдых на территории Российской Федерации. Из этого следует, что региональным властям и частным предпринимателям выгодно вкладывать средства и развивать местный туризм, а в особенности семейный, из-за увеличивающегося числа путешественников с несовершеннолетними детьми, желающих путешествовать внутри страны и обладающих определенным бюджетом.

Рассмотрим далее основные научные подходы к определению сущности понятия «семейный туризм» (таблица 1).

Таблица 1

Основные научно-теоретические подходы к определению понятия «семейный туризм»

№ п/п Определение понятия Авторы, источник

1 Семейный туризм - форма организации поездок людей, связанных родственными узами. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм: учебно-методическое пособие. -М.:Академия безопасности и выживания, 2014.

2 Семейный туризм - ведущий вид в туристской индустрии, который является социально значимой частью досуга, в которой приоритетным становится тесное взаимодействие между людьми, а именно формирование и поддерживание состава семейной ячейки, семейной атмосферы. Новожилова Т.И. Семейный туризм как приоритетное направление развития индустрии туризма. Культура и время перемен, 2015, №4 (11), с. 3.'

3 Семейный туризм — временные путешествия семьи (с детьми или без), или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Беляков О.И., Мещерякова И.В. Семейный туризм как форма досуговой деятельности. Журнал «Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского», 2012, № 28 с. 690-693.

4 Family tourism involves the family unit and their participation in different forms of tourism activity. Семейный туризм включает в себя семью как объединение и ее участие в различных формах туристической деятельности. Sanjay Chandra Roy, Mallika Roy. International Journal of Management Science and Business Administration Volume 1, Issue 8, July 2015, pp. 53 - 61

Таким образом по данным таблицы 1 видно, что в основном указанные ученые рассматривают семейный туризм, либо как туризм семьи как единицы общества в целом, либо как путешествие непосредственно с детьми.

Представляется целесообразным рассматривать более широкий подход, который предложили Беляков О.И. и Мещерякова И.В.: «Семейный туризм — временные путешествия семьи (с детьми или без), или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время.».

Поэтому далее в статье будет использовано следующее определение понятия «семейный туризм» - это путешествие с детьми в места, отличающиеся от постоянного места жительства семьи на непродолжительный срок (до четырнадцати дней).

Особенностями семейного туризма является то, что туристические программы и средства размещения должны быть ориентированы напрямую на детей: детское меню, услуги няни, детские кроватки и игровые

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

комнаты; экскурсионные программы не должны быть слишком долгими и содержать сложную для понимания ребенка информацию, а предоставляться в увлекательной для детей форме. Семьи во время путешествий отдают предпочтение местам тихим, где отсутствует ночная жизнь, их интересуют гостиницы, где рядом можно найти развлечения для детей, а на экскурсиях обязательно должен быть трансфер, никакого общественного транспорта. Данные туристы, в большинстве своем, посещают только те места, которые могут заинтересовать несовершеннолетних: животные фермы, парки развлечений, зоопарки, сафари-парки, культурные центры и т. п. Пляжный отдых должен включать детские бассейны, водные развлечения, а горнолыжные курорты — легкие по сложности трассы и инструкторов.

В Российской Федерации семейный туризм особенно развит в южных районах страны: республика Крым и Краснодарский край. Здесь присутствует большое число детских лагерей, гостиниц, удобных для проживания с детьми, специальные программы на горнолыжных курортах Сочи и пляжный отдых. В северном направлении популярен Великий Устюг, где дети могут посетить Деда Мороза. Крупнейшие города России - Москва и Санкт-Петербург в последнее время организовывают множество разнообразных фестивалей для семей с детьми.

Семейный туризм в Российской Федерации в целом и в Мурманской области в частности, стабильно развиваются. Особенно высокие темпы отмечены по такому подвиду, как отдых на турбазах. Среди семей с детьми очень популярен данный вид отдыха, где среди природы в комфортных условиях туристы могут заняться рыбалкой во время нереста семги, прокатиться на лодке по знаменитым озерам, прогуляться по сосновому лесу в тихих и удаленных от крупных городов местах.

Вместе с тем, компаниям, занимающимся оказанием услуг по направлению «семейный туризм» в Мурманской области, необходимо в системе корпоративного менеджмента учитывать наличие ряда проблем, оказывающих негативное влияние на перспективы развития данного вида туризма:

1. Высокая транспортная составляющая регионального туристического продукта по направлению «семейный туризм» снижает его доступность для массового потребителя Российской Федерации.

В настоящее время в Мурманской области отсутствуют благоустроенные дороги и развитая сеть транспортного сообщения, которые препятствуют развитию семейного туризма за пределами крупных городов региона. Благодаря особой важности Мурманска как геополитического интереса России в Арктике, здесь преимущественно развивалось морское сообщение, на пример, Северный морской путь - самый короткий морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, который определяется как единая транспортная коммуникация арктической зоны Российской Федерации. Однако другие транспортные системы региона находятся в спящем состоянии. Наглядным примером может служить область сельского поселения Териберка, расположенного на берегу Кольского полуострова - популярного туристического маршрута Мурманской области, где снимался фильм Левиафан Андрея Звягинцева. До 1984 года Териберка вообще не имела автомобильного сообщения и единственным способом попасть туда было либо по морю, либо вертолётом. На сегодняшний день Териберка имеет к себе одну круглогодичную дорогу, которая может быть занесена снегом в случае обильных осадков, как это было в апреле 2014 года, когда дорога более недели была под снежным завалом, помимо этого, из-за плохого состояния дороги в 2015 году опрокинулся автобус с детьми. Несмотря на природные богатства и наличие культурных программ для детей, Териберка теряет туристов по направлению «семейный туризм» из-за вынужденной изоляции в силу плохого транспортного сообщения.

2. Состояние средств размещения Мурманской области не соответствует требованиям туристов для путешествий по направлению «семейный туризм».

В Мурманской области наблюдается недостаток средств размещения, отвечающих современным стандартам качества предоставления гостиничных услуг, снижающих привлекательность Мурманской области для данного вида туризма. Гостиницы, которые могут предложить потребителям услуги для размещения с детьми такие как: предоставление детских кроватей, детского меню, можно найти только в городе Мурманске. Отвечающие данным стандартам гостиницы надлежащего качества являются

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

единственные две гостиницы, принадлежащие гостиничным цепям: Азимут Отель Мурманск и Park Inn by Radisson Poliarnie Zori. Типичным примером гостиничного предприятия в Мурманской области может быть отель «Аметист», расположенный в городе Апатиты: здание советской постройки, давно устаревший номерной фонд, отказ в предоставлении дополнительных кроватей для детей и единственное кафе, которое на данный момент закрыто. Современных туристов, путешествующих по направлению «семейный туризм», такие средства размещения только отталкивают, снижая туристический потенциал Мурманской области в целом.

2. Недостаток квалифицированных кадров, занимающимся оказанием услуг по направлению «семейный туризм» в Мурманской области

Мурманская область испытывает острый недостаток в квалифицированных кадрах в индустрии туризма и гостеприимства, способных развивать и поддерживать туризм в регионе включая направление «семейный туризм». Единственный институт, предлагающий подготовку кадров по специальности (10.02.00) «Туризм» - Мурманский государственный гуманитарный университет, что, определенно недостаточно учитывая поток туристов более, чем 300 тысяч человек в год. Если государство намерено довести сферу туризма оп направлению «семейный туризм» в регионе до более высокого уровня, то необходимо открывать новые высшие учебные заведения, предлагающие образование в данной области или, что более распространено в российской Арктике, открыть филиалы крупных учебных заведений, таких как Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова, который уже имеет множество филиалов по всей стране и готовит специалистов для индустрии туризма и гостеприимства. Данное введение поможет развить семейный туризм в Мурманской области.

Несмотря на большой потенциал Мурманской области по направлению «семейный туризм», уровень развития региона сильно тормозит его развитие из-за плохо развитой инфраструктуры и нехватки квалифицированных кадров.

Компаниям, занимающимся оказанием услуг по направлению «семейный туризм» в Мурманской области, в системе корпоративного менеджмента важно оценить перспективы развития данного вида туризма.

В настоящее время можно выделить следующие перспективы развития семейного туризма в Мурманской области:

1. Наличие современных горнолыжных курортов, способствующие притоку российских туристов по направлению «семейный туризм» в зимний период времени.

В настоящее время Мурманская область обладает семью современными горнолыжными курортами, которые предоставляют отдыхающим с детьми туристам большой набор услуг. Примером может служить, расположенный в городе Кировске горнолыжный комплекс "Кукисвумчорр" - здесь есть специальные обучающие трассы для детей с сертификатом FIS, беби-лифты, детские комнаты, комната матери и ребенка. Данный горнолыжный комплекс считается самым высокогорным курортом Северо-Запада России. Помимо вышеперечисленного, здесь есть трасса с искусственным освещением — самая длинная в России. В Апатитах находится Гора Воробьиная — удобное место для катания профессионалов и новичков, где также присутствует прокат детского снаряжения. Горнолыжный сезон Мурманской области начинается уже в ноябре. Из-за особенности климата крайнего севера горнолыжный сезон длится до конца мая, который при благоприятных условиях может продлиться до августа. Другим преимуществом является цена — средний двухчасовой скипасс стоит около 400 руб. для взрослых и 320 руб. — для детей. Для сравнения: средняя цена скипасса в Сочи колеблется около 2000 руб. для взрослых, и от 1400 руб. начинается цена за ребенка.

2. Наличие уникальной саамской народности, привлекающей как российских, так и зарубежных туристов в Мурманскую область по направлению «семейный туризм» круглый год, а также в период зимних каникул.

Благодаря уникальному культурно-историческому наследию саамов, которые в России проживают только в Мурманской области, туристы могут окунуться в культуру знаменитых лопарей в специальных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

этнических деревнях, таких как "Самь-Сыйт": дети могут покормить и погладить северных оленей, а в зимнее время и покататься в оленьей упряжке; поучаствовать в традиционных саамских спортивных играх "Перетягивание шеста", "Олени и волки", примерить яркие наряды лопарей, и т. д. Центром культурной жизни мурманских саамов является село Ловозеро. В селе проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, которые привлекают множество туристов, путешествующих по направлению «семейный туризм». Ловозеро часто называют «столицей русской Лапландии». Для более глубокого понимания этого малочисленного народа Мурманская область предлагает множество этнографических туров: путешественники направления «семейный туризм» имеют возможность пожить в семьях коренных народов Севера, познакомиться с традиционным бытом, приготовить национальные блюда, поучаствовать в установке чумов, проведении шаманских обрядов и постигнуть основы оленеводства.

3. Наличие хорошо проработанного событийного календаря, способствующего продвижению туристического продукта в регионе по направлению «семейный туризм».

Путешествующие по направлению «семейный туризм» смогут найти множество различных фестивалей, игр и спортивных мероприятий, которые проводятся в Мурманской области. Например, ежегодно 6 февраля празднуется Международный День саами «Самьпеййв». В этот день на всей территории Мурманской области проводится более 100 мероприятий, в рамках которых в муниципалитетах проходят различные выставки, конкурсы, мастер-классы саамского рукоделия и концертные программы. Для детей и подростков проводятся различные мероприятия, где рассказывают о саамах, их истории, культуре. Отдельного внимания достоит официальный туристический портал Мурманской области, где расположена вся необходимая для туристов информация и ведется регулярно обновляемый событийный календарь, где предоставлена полная информация о предстоящих мероприятиях. Сайт помогает в развитии туризма в Мурманской области не только русскоязычным туристам — портал переведен также на английский, немецкий и китайский языки, а также ведет свой аккаунт в социальных сетях Вконтакте и Facebook.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Мурманская область обладает большим туристическим потенциалом, который, несмотря на некоторые проблемы, старательно развивается и все больше предлагает возможностей для туризма по направлению «семейный туризм».

Список использованной литературы:

1. Васильева В.С., Никольская Е.Ю. : Проблемы подготовки кадров для индустрии гостеприимства в России и возможности их решения на основе международного опыта. Международный научный журнал «Инновационная наука» 2015, (11), с. 126.

2. Ковальчук А.П., Никольская Е.Ю. Реализация принципов государственно-частного партнерства для развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях в России. Российский экономический интернет-журнал. 2016, (1), с. 18.

3. Никольская, Е. Ю. Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса / Е. Ю. Никольская, Е. М. Титиевская // Путь науки. - 2014. - №6. - С. 54-57.

4. Никольская Е.Ю. Инновационные стратегии развитие России как туристического направления, М.: Научный вестник МГИИТ, 2015, 5

5. Lysikova Olga. Fashions in Tourism: The Views of Russian Tourists and Experts. Emerald Group Publishing Limited, 2012. pp.195 - 204

6. Sheresheva Marina. Russian hospitality and tourism: what needs to be addressed?. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, № 8. pp.380 — 396

7. http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения 01.10.2016

8. http://murmantourism.ru — Официальный туристический портал Мурманской области. Дата обращения 21.10.2016

©Гавристова Е.Н., 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК33

Гончарова Т. В.

Студент 2 курса, кафедра логистики, Государственный Университет Управления, г. Москва

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГА ОАО «РЖД»

Аннотация

В данной статье приведен анализ логистических систем в целом и выделение в них логистических систем железнодорожного транспорта, проанализирована Стратегия научно-технического развития холдинга ОАО «РЖД».

Ключевые слова

Логистика, логистическая система, железнодорожный транспорт.

В современной хозяйственно экономической жизни логистику определяют, как теоретическую науку и практическую деятельность эффективного управления материальными и сопутствующими им финансовыми, информационными и сервисными потоками, как процессами преобразования вещества, информации, финансов и энергии в социально-экономической сфере, обеспечивающую максимальное удовлетворение потребностей заказчика с минимальными затратами [1-3], использующей закон телепортации - единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса [4].

Логистика включает в себя: планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями и активностями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, а, также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации. Исследованиям в логистике железнодорожного транспорта значительное внимание уделяется в научной школе кафедры логистики ГУУ [5,6], в которой активно участвуют аспиранты и студенты по планам НИРС [7-9].

В России железнодорожный транспорт сильно влияет на социально-экономическую жизнь страны, поэтому вопросам его развития государство уделяет особое внимание. Обратившись к плану развития железнодорожного транспорта, утвержденному Правительством РФ [10], можно увидеть, что выделены два пути развития: консервативный и инновационный. Также описаны цели и задачи стратегии, научно-технологические приоритеты. Среди целей и задач отмечены следующие:

- сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта для клиентов, увеличить перевозки грузов к 2030 году на 500 - 800 млн тонн;

- повысить уровень удовлетворенности клиентов за счет повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;

- повысить уровень технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- обеспечить эффективное обслуживание глобальных цепочек поставок крупнейших российских и международных клиентов, расширить перевозочный и логистический бизнес на Евроазиатском пространстве;

- реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок, обеспечить перевозку с новым уровнем скоростей до 20% (в структуре пассажирооборота) к 2030 году;

- ликвидировать «узкие» места на основных направлениях перевозок;

- повысить качество грузовых и пассажирских перевозок;

- сохранить лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.