Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

В статье рассматривается проблема качества образовательных услуг, обоснована сущность данного понятия, изучены его структурные компоненты и параметры. В исследовании обоснована потребность реализации систематической оценки качества предоставляемых учреждениями образования услуг. Разработка и осуществление объективной оценки предусматривает подбор и применение системы соответствующих критериев и показателей. В работе представлены требования к отбору критериев и показателей качества образовательных услуг, освещены научные подходы относительно их сущности и количества в системе инструментария оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

The article considers the problem of quality of educational services, substantiates the essence of this concept, and studies its structural components and parameters. The research substantiates the need to implement a systematic assessment of the quality of services provided by educational institutions. The development and implementation of an objective assessment involves the selection and application of a system of appropriate criteria and indicators. The paper presents requirements for the selection of criteria and indicators of the quality of educational services, highlights scientific approaches to their essence and quantity in the system of assessment tools.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

гос. ун-та, 1997. - 304 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский [под ред. В.В. Давыдова]. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

5. Козырева, О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография [Текст] / О.А. Козырева. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 410 с.

6. Поташник, М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 208 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассматривается проблема качества образовательных услуг, обоснована сущность данного понятия, изучены его структурные компоненты и параметры. В исследовании обоснована потребность реализации систематической оценки качества предоставляемых учреждениями образования услуг. Разработка и осуществление объективной оценки предусматривает подбор и применение системы соответствующих критериев и показателей. В работе представлены требования к отбору критериев и показателей качества образовательных услуг, освещены научные подходы относительно их сущности и количества в системе инструментария оценки.

Ключевые слова: образовательные услуги, система образования в условиях рыночной экономики, рынок образовательных услуг, качество образования, качество образовательных услуг, оценка качества образовательных услуг, критерии качества образовательных услуг, показатели качества образовательных услуг.

Annoation. The article considers the problem of quality of educational services, substantiates the essence of this concept, and studies its structural components and parameters. The research substantiates the need to implement a systematic assessment of the quality of services provided by educational institutions. The development and implementation of an objective assessment involves the selection and application of a system of appropriate criteria and indicators. The paper presents requirements for the selection of criteria and indicators of the quality of educational services, highlights scientific approaches to their essence and quantity in the system of assessment tools.

Key words: education services, education system in the conditions of market economy, the market of educational services, quality of education, quality of educational services, evaluation of quality of educational services, criteria of quality of educational services, indicators of quality of educational services.

Введение. Образовательные услуги являются специфическими в отношении других нематериальных услуг, так как последствия от их потребления является благом не только для индивида, но и для экономики, общества в целом.

В контексте проблемы предоставления образовательных услуг важна оценка их качества, по которой определяется уровень учебных достижений обучающихся, качества работы образовательных учреждений и соответствие функционирования системы образования в целом. Результаты оценки качества образовательных услуг используются для выявления состояния обучения и обосновывают потребность в коррекции и совершенствовании деятельности образовательных структур.

Так, своевременная и систематическая оценка качества образовательных услуг является обязательной процедурой, в частности в период модернизации образования и повышения его качества. Однако теоретические и практические аспекты реализации процедуры оценки все еще малоизученны, что актуализирует реализацию научных разработок в данном направлении и, в частности, данное исследование.

Целью данной статьи является изучение оценки качества образовательных услуг как феномена и процедуры.

Изложение основного материала статьи. Качество образования - категория многоплановая. На основе анализа теоретических источников можно сформулировать следующие основные аспекты качества образования:

- гарантированное выполнение базовых стандартов и эталонов;

- достижение поставленных целей на разных этапах обучения (на входе, в процессе и на выходе);

- способность удовлетворять спрос и ожидания потребителей образовательных услуг и заинтересованных участников образовательного рынка;

- стремление к совершенствованию обучения.

Качество образования является основой формирования общеобразовательного и научного пространства. Оно выступает в качестве социальной категории, определяющей состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

В условиях рыночной экономики качество образовательных услуг необходимо рассматривать в контексте абсолютного и относительного значения. Абсолютное понятие качества используется для отображения статуса и предпочтения. Такое понимание качества может способствовать развитию и укреплению имиджа образовательных организаций и российского образования в целом. Абсолютное понимание качества также демонстрирует значение повышения качества как стремления достичь самых высоких стандартов образования.

Качество в относительном значении необходимо рассматривать в двух аспектах:

- соответствие государственному стандарту;

- соответствие желаниям и потребностям потребителей образовательных услуг.

По мнению исследователей С.Д. Ильенковой, Н.Д. Ильенковой, В.С. Мхитарян, качество образовательных услуг - это многомерная и сложная структура [3].

Качество образовательных услуг определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты деятельности учреждения образования, среди них ученые выделяют:

- содержание образования;

- формы и методы обучения;

- материально-техническую базу;

- кадровый состав;

- научную деятельность в организации;

- степень сформированности компетенций обучающихся и др.

Исследователи С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян выделяет следующие блоки показателей качества образовательных услуг, реализуемых учреждением образования:

- качество преподавательского состава;

- состояние материально-технической базы учебного заведения;

- мотивацию преподавательского состава;

- качество учебных программ;

- качество обучающихся;

- качество инфраструктуры;

- качество знаний;

- инновационную активность администрации;

- внедрение процессных инноваций;

- востребованность выпускников;

- конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

- достижения выпускников образовательной организации [3].

Гарантирование качества образования может быть реализовано путем осуществления оценки качественности образовательных услуг с применением различных методов диагностики уровня качества.

Оценка качества образовательных услуг бывает внутренней (локальной) и внешней (независимой). С целью реализации объективной оценки как на внутреннем, так и на внешнем уровне должна использоваться система критериев и показателей.

По словам Ф.Ф. Гейдаровой, критерии оценки качества образовательных услуг должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательной организации, при этом их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров [1].

На основе анализа подходов ученых к проблеме оценки качества образовательных услуг уточним, что критерии оценки должны соответствовать следующим условиям:

- быть адекватными и соответствовать сущности качества образования;

- иметь комплексный характер;

- представлять собой логически взаимосвязанную систему, исключающую дублирование и/или противоречие отдельных частей [1; 5].

Современное понимание термина «качество образовательных услуг» раскрывает его как единство качества процесса, результатов и условий образования. В этой связи целесообразно использовать соответствующие группы критериев: качества процесса, результатов и условий.

К критериям качества образовательного процесса ученые относят: уровень управления образовательным учреждением; качества всех аспектов деятельности организации; обеспечение и соответствия политики и стратегии учреждениям целям современного образования; качество реализуемых образовательных программ; реализация академической мобильности; уровень осуществления учебно-воспитательной работы; инновационный потенциал организации; реализация внутренней гарантии качества.

Критериями качества результатов образовательного процесса являются: результативность деятельности обучающихся; их успеваемость; степень их обучаемости; готовность обучающихся к продолжению образования; уровень сформированности компетенций и необходимых качеств и пр.

Критерии качества условий осуществления образовательного процесса сводятся к оценке следующих объектов: потенциал обучающихся; кадровый потенциал; учебно-методическое и дидактическое обеспечение образовательных программ; информационный и библиотечный ресурсы; удовлетворенность обучающихся и преподавательского состава социальными условиями; материально-техническое обеспечение; качество преподавания; научный и инновационный потенциал организации.

К отбору показателей качества образовательных услуг выдвигаются следующие требования:

- соответствие оцениваемому свойству, способность оптимально отражать как общие, так и специфические его характеристики;

- достаточная полнота показателей каждого критерия, пропорциональность их удельного веса;

- обеспечение максимума информации при минимуме критериев;

- инструментальность и технологичность;

- ориентация на особенности образовательного учреждения;

- смысловая ясность формулировок, не допускающих многозначности их содержания [5; 4].

А.А. Дорошенко с соавторами в исследовании «Критерии и мониторинг качества образовательных услуг» были определены основные и дополнительные показатели (см. таблицу 1) [2]. По нашему мнению, данная система показателей может быть использована при реализации как внутренней, так и внешней оценки деятельности учреждений образования и качества предоставляемых ими образовательных услуг.

Таблица 1

Основные и дополнительные показатели качества образовательных услуг

Основные показатели качества образовательных услуг Дополнительные показатели качества образовательных услуг

1) качество управления образовательной услугой в целом, т.е. на уровне образовательной организации (наличие собственной системы качества образования, включающей сбалансированную систему мониторинга качества образовательной услуги и соответствующей требованиям образовательных стандартов); 1) условия, связанные с организацией питания, охраной здоровья обучающихся;

2) качество ресурсного обеспечения образовательной услуги (материально-техническая и экспериментальная база, в т.ч. учебно-методическое и информационное обеспечение; доступ к различным базам данных, наличие и доступность для обучающихся и сотрудников собственной информационной системы); 2) возможности развития творческих способностей и интересов;

3) качество образовательных программ и технологий; 3) оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

4) качество (компетентность) научно-педагогических кадров; 4) коммуникабельность, доброжелательность, вежливость, компетентность работников образовательной организации, способность найти индивидуальный подход.

5) уровень подготовки обучающихся;

6) качество преподавания (применение современных педагогических технологий; академическая мобильность обучающихся; разработка соответствующих учебных программ по различным формам обучения);

7) качество условий проведения занятий и образовательного пространства организации;

8) качество проводимых исследований (научно-исследовательской деятельности обучающихся и научно-педагогического состава).

Выводы. В условиях рыночной экономики каждый из системы субъектов-потребителей образовательных услуг имеет право на получение качественных образовательных услуг, позволяющих сформировать личностный человеческий капитал и быть конкурентоспособным на рынке труда. Обеспечение качества образовательных услуг требует реализации своевременной и систематической его оценки. Так, создание и развитие оптимальной системы сбора и обработки информации о состоянии качества образования является на сегодняшний день одним из самых актуальных задач образовательной сферы.

При реализации оценки качества образовательных услуг основными задачами являются разработка специальных технологий и методов проведения оценки с помощью качественного объективного стандартизированного инструментария, формирование четкой единой системы критериев и показателей качества образования, учет результатов оценки при разработке дальнейших путей совершенствования качества образовательных услуг.

Литература:

1. Гейдарова, Ф.Ф. Критерии и оценка качества образования / Ф.Ф. Гейдарова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1(10). - С. 93-98.

2. Дорошенко, А.А. Критерии и мониторинг качества образовательных услуг / А.А. Дорошенко, С.М. Вавилова, Т.Н. Ильинова, Е.И. Рябинина, Н.И. Пономарева // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2019. - Вып. 8. -С. 283-289.

3. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Казакова, И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза / И.А. Казакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - T.11. - С. 2906-2910.

5. Строкова, Т.А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки / Т.А. Строкова // Образование и наука. - 2009. - № 4(61). - С. 36-47.

Педагогика

УДК 37.013

преподаватель Богатырева Людмила Руслановна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШСКОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В условиях глобализации и информатизации современного общества рушатся социальные устои, меняется социально-экономическая ситуация в стране, все больше времени и сил родители затрачивают на экономическое обеспечение семьи, все меньше остается на воспитание детей. В данных условиях нестабильности, наибольшее значение, на наш взгляд, обретают семейные ценности и традиции семейного воспитания, правильность и позитивность которых в отношении воспитания ребенка, определяют будущее общества в целом и нашей страны в частности. Цель исследования: описать в теории и изучить на практике традиции воспитания детей в современной ингушской семье. В статье проведен анализ особенностей воспитания в ингушской семье и на основе анализа литературы описаны особенности воспитания в современной ингушской семье, а также проведен опрос родителей и детей на базе ГБОУ «СОШ №2 г. Магас», которое показало, что сегодня ингушская семья, хотя и потеряла в многочисленности членов семьи, но не растеряла своего традиционализма. В ней по-прежнему чтут традиции и воспитание детей опирается на многовековой опыт народа, в то же время сейчас ингушской семье присущи и новые традиции, создаваемые в каждой семье и связанные с совместным бытом и проведением свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.