Научная статья на тему 'Современные проблемы гарантирования реальности права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации'

Современные проблемы гарантирования реальности права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
780
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕАЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ / THE QUALIED LEGAL AID / THE HUMAN RIGHTS / REALITY OF THE CONSTITUTIONAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гондаренко Александр Сергеевич

В статье рассматривается действие конституционно-правового механизма обеспечения реальности права на квалифицированную юридическую помощь, при необходимости бесплатную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF GUARANTEEING REALITY OF THE RIGHT TO THE FREE QUALIFIED LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article it is considered action of a constitutional legal mechanism of ensuring reality of the right to the qualied legal aid, if necessary the free.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы гарантирования реальности права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гондаренко А. С.

В статье рассматривается действие конституционно-правового механизма обеспечения реальности права на квалифицированную юридическую помощь, при необходимости бесплатную.

Ключевые слова: права человека, квалифицированная юридическая помощь, реальность конституционных норм.

MODERN PROBLEMS OF GUARANTEEING REALITY OF THE RIGHT TO THE FREE QUALIFIED LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gondarenko A. S.

In article it is considered action of a constitutional legal mechanism of ensuring reality of the right to the qualiSed legal aid, if necessary the free.

Keywords: the human rights, the qualiSed legal aid, reality of the constitutional norms.

Право на квалифицированную юридическую помощь, при необходимости бесплатную, в юридической науке рассматривается как в качестве элемента права на справедливое судебное разбирательство, так и самостоятельного элемента конституционного статуса человека и гражданина1.

Данное право закреплено в целом ряде международно-правовых актов (ст. 14(3)0)

Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 6(3)0) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 8(1)0) Американской конвенции о правах человека 1969 г., ст. 6(3)(в) Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., ст. 47(3) Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. и др.). Необходимость получения бесплатной (безвозмездной для лица) квалифицированной юридической помощи определяется двумя обстоятельствами: 1) когда интересы правосудия того требу-

1 Рабцевич О. И. Право на справедливое судебное разбирательство: международное и внутригосударственное правовое регулирование. М.: Лекс-Книга, 2005. 318 с.; Бондарь О. Н. Конституционное право на получение юридической помощи: сочетание материальных и процессуальных начал // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11.

ют, и 2) когда у человека нет достаточно средств для оплаты защитника. Принимая решение о предоставлении бесплатной юридической помощи, национальные органы власти должны учитывать материальное положение обвиняемого и интересы правосудия. Сюда относится рассмотрение характера и сложности предъявленного обвинения, суровости потенциального наказания и возможности обвиняемого представлять свои интересы соответствующим образом2.

Согласно практике Европейского суда по правам человека обязанность государства гарантировать эффективный доступ к суду не исчерпывается формальным принятием решения о предоставлении безвозмездной юридической помощи; необходимо обеспечить

^ 3

действительную юридическую помощь3.

2 Право на справедливый суд в рамках Европейской конвенции о защите прав человека (статья 6) / Interights.

Руководство для юристов. Текущее издание на декабрь 2008 г. // редакция Д. И. Страйстеану, Д. Ведерникова, Й. Грозев, Д. Виткаукас, Ш. Льюис-Энтони. С. 76. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.echr.ru/documents/manuals/Article06/ Interights-Art6-manual_RUS.pdf

3 Постановление Европейского Суда по правам челове-

ка от 13.02.2003 г. по делу «Бертуцци (Bertuzzi) против

Франции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-60939 12

Конституцией РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Формулировка рассматриваемой конституционной нормы показывает, что указанная гарантия прав человека относится ко всем видам судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть: конституционному, гражданскому,

административному и уголовному (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

В наибольшей степени гарантировано право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи подозреваемому и обвиняемому в уголовном судопроизводстве (ч. 4 ст. 16, ч. 5 ст. 50 и др. УПК РФ)4. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда оплачивается за счет средств федерального бюджета (ч. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Конституционный Суд РФ в постановлениях от 23 декабря 1999 года № 18-П и от 23 января 2007 года № 1-П указывал, что конституционному праву граждан на квалифицированную юридическую помощь корреспондирует обязанность государства предоставить достаточные гарантии ее оказания. К числу таких гарантий относится создание надлежащей экономической основы качественного оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе предоставление финансирования деятельности адвокатов, осуществляющих защиту подозреваемых и обвиняемых по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, в достаточном объеме5.

В гражданском судопроизводстве суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а

4 Кудрявцев В. Л. Конституционно-правовые основы института квалифицированной юридической помощи в российском уголовном судопроизводстве. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007. 152 с.

5 Постановление Конституционного Суда РФ № 18-П от 23.12.1999 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 3. ст. 353; Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П от 23.01.2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 6. Ст. 828.

также в других, предусмотренных федеральным законом, случаях (ст. 50 ГПК РФ). Обоснованно указывается, что назначение судом адвоката в качестве представителя ответчика, место жительства которого неизвестно, при условии отсутствия у него представителя, наделенного полномочиями по иным, предусмотренным законом основаниям, служит обеспечению осуществления и охране прав как самого ответчика, так и истца, и других заинтересованных лиц отдельного гражданского судопроизводства6. Оплата труда адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве на основании ст. 50 ГПК РФ по назначению суда, осуществляется аналогично существующей схеме оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению7.

Имущественное расслоение общества делает необходимой бесплатную юридическую помощь малоимущим с возмещением расходов адвокатам за счет государства в целях выравнивания их возможностей по сравнению с представителями других слоев общества и в других видах судопроизводства. Вместе с тем право на оказание бесплатной юридической помощи по вопросам, не связанным с уголовным процессом, предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан по ограниченному кругу вопросов (определены в ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Специальные меры по обеспечению реализации права на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно предусмотрены для военнослужащих по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами (ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Бесплатность получения квалифицированной юридической помощи означает, что такая помощь оказывается за счет государства, в

6 Варфоломеев В. В. Проблемы оплаты труда адвоката, участвующего в гражданском процессе по назначению суда // Юрист. 2006. № 6.

7 Зрелов А. П. Вопросы оплаты труда адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве по назначению суда // Право и экономика. 2005. № 9. С. 14;

Пудова О. В. Государственное финансово-правовое обеспечение права человека на помощь адвоката по назначению суда в гражданском судопроизводстве в России // Финансовое право. 2010. № 9. С. 5 - 9. 13

том числе и государственными служащими. Система государственной юридической помощи давно и успешно функционирует в самых различных по государственному устройству и уровню развития странах8.

В целях выработки оптимального механизма по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Правительство РФ проводило в 2006 - 2011 годах на территории 10 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области) эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан9. Оценить эффективность деятельности государственных юридических бюро в Российской Федерации достаточно сложно, поскольку в докладах о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации подобного анализа не про-водится10. На основании имеющейся в сети Интернет информации можно составить представление о деятельности государственных юридических бюро. Например, в Государственное юридическое бюро по Чеченской Республике в 2010 г. обратилось 1528 граждан: составлено 594 документа правового характера; 216 исковых и других заявлений в суд; 8 кассационных жалоб; 268 писем и обращений в различные инстанции; 102 запроса в различные инстанции; по 3 делам принято участие в суде в качестве представителей граждан; дана 931 устная консультация. В 2011 г. оказана бесплатная юридическая помощь 955 гражданам: составлено 36 исковых и других заявлений в суд; 10 кассационных

8 Плетень А. С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7.

9 Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» № 534 от 22.08.2005 г. (ред. от 13.11.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 35. Ст. 3615; 2006. № 47. Ст. 4906.

10 Доклад о результатах и основных направлениях дея-

тельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009 - 2011 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minj ust.ru/common/img/uploaded/

docs/Doklad_(pervaya_chast).doc

жалоб; 83 письма в различные инстанции по различным вопросам; 5 запросов в различные инстанции; 1 участие в суде в качестве представителей граждан; дано 853 устных консультаций. В 2012 г. оказана бесплатная юридическая помощь 1482 гражданам: составлено 98 исковых и других заявлений в суд; 30 кассационных жалоб; 11 писем в различные инстанции по различным вопросам; 1 участие в суде в качестве представителей граждан; дано 1343 устных консультаций11.

С принятием в ноябре 2011 года Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» были определены организационно-правовые, социально-экономические, информационные и иные гарантии обеспечения реальности права на получение гражданами бесплатной квалифицированной юридической помощи. Определены основные принципы оказания бесплатной юридической помощи; виды бесплатной юридической помощи; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью; организация и порядок функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и др.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут быть наделены правом участия в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Участниками негосударственной системы

11 Информационно-аналитический доклад по итогам деятельности Управления Минюста России по Чеченской Республике за 2G1G год [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://minjustchr.ru/content/

view/444444603/72/1/2/; Деятельность государственных юридических бюро. Управление Минюста России по Чеченской Республике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://to2G.minjust.ru/node/2814

бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. При этом государственные юридические бюро, созданные Правительством РФ, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года.

Гарантирующая роль государства в рассматриваемом вопросе заключается в создании и поддержании на необходимом уровне реальной возможности получения бесплатной квалифицированной юридической помощи, которая должна носить практический

и эффективный характер, путем законодательного регулирования адвокатуры, являющейся институтом гражданского общества, а также формирования взаимосвязанных и взаимодействующих государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Об авторе

Гондаренко Александр Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, gondarenkoa@mail.ru, 89097511156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.