ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГРАЖДАНСКИЙ ИСТЕЦ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА БЕСПЛАТНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В УГОЛОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ, СВЯЗАННОМ С ПОЖАРАМИ
Н.И. Уткин, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
Е.М. Шананина. Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы
Санкт-Петербурга по Невскому району Санкт-Петербурга
Рассмотрены действующие нормы российского законодательства, дающие право на доступную юридическую помощь отдельным категориям граждан. Выявлены незащищенные категории, а именно лица, пострадавшие от преступлений и понесшие в связи с этим ущерб. Сформулированы основные проблемные моменты в нормах закона, дающего право на бесплатную юридическую помощь.
Ключевые слова: преступление, гражданский истец, потерпевший, бесплатная юридическая помощь, уголовное производство связанное с пожарами
THE CIVIL CLAIMANT: PROBLEMS OF LAW TO LEGAL AID IN FIRE CRIMINAL INVESTIGATION
N.I. Utkin. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. E.M. Shananina. Fire-saving group of fire service of Saint-Petersburg on the Nevskiy district of Saint-Petersburg
The article deals with the current rules of Russian legislation which give certain categories of citizens the right to have legal assistance. Unprotected groups were identified, namely, people affected by crime who thereby suffered losses. The main problem points in the rules of law which gives the right to obtain free legal aid were formulated.
Key words: crime, civil claimant, victim, legal aid, fire criminal investigation
Основным законом Российской Федерации - ст. 2 Конституции РФ провозглашены приоритеты страны, а именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [1].
Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивает реализацию положений статьи 52 Конституции РФ, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию. В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., жертвы преступлений, то есть лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения, моральный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством [2].
Кроме признания права гражданского истца на возмещение ущерба, причиненного преступлением, государство гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).
Уголовным процессуальным законодательством предусмотрены случаи оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи обвиняемому исходя из конституционных основ действующего законодательства. Положениями ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) регламентировано, что в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета [3]. Таким образом, реализуется конституционное право на квалифицированную юридическую помощь подозреваемым и обвиняемым, которые могут пользоваться помощью защитника бесплатно (ст. 16 УПК РФ).
Равно как и подозреваемый (обвиняемый) гражданский истец является стороной по уголовному делу. Он, гражданский истец, уголовно-процессуальным законом наделен определенными правами и обязанностями, о которых должен знать, и которыми имеет право пользоваться в полном объеме. Но чаще всего складывается так, что гражданский истец попросту не знает своих прав в виду отсутствия юридического образования, а должностные лица органов предварительного расследования, не считают нужным разъяснять права таким образом, чтобы рядовой человек, не обладающий специальными знаниями в области права, мог в полном объеме воспользоваться предоставленными ему правами, хотя положения ст. 11 УПК РФ, обязывают их не только разъяснять права и обязанности участникам процесса, но и обеспечивать возможность их реализации. Должностные лица в рамках уголовно-процессуальной деятельности преимущественно лишь предупреждают об ответственности за те или иные действия, чем и предпочитают ограничиться. В частности в вопросах возмещения вреда причиненного преступлением должностным лицо лишь предлагается подать гражданский иск, а каким образом и что в нем указывать - остается за рамками общения.
Рассматривая институт гражданского иска в уголовном процессе как средство реализации конституционного права на возмещение ущерба, причиненного преступлением можно прийти к следующему выводу. Основаниями для признания лица гражданским истцом являются:
- наличие вреда, причиненного ему непосредственно преступлением;
- заявлено требование о его возмещении.
Предъявлению гражданского иска в рамках уголовного дела и принятию процессуальных решений по нему должно предшествовать разъяснение лицам, которым причинен вред, их права на предъявление гражданского иска. Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.
Доказывание требований и обоснованности гражданского иска в уголовном деле производится в основном по правилам, установленным уголовно-процессуальным правом. Доказывание причинения действиями или бездействиями обвиняемого имущественного вреда, подлежащего возмещению потерпевшему (гражданскому истцу), предполагает
доказывание события преступления, причастности обвиняемого к его совершению, его вины, причинно-следственной связи между деянием обвиняемого и причиненными убытками. Таким образом, чтобы доказать обоснованность требований гражданского истца, необходимо доказать большинство обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), то есть, по сути, доказать обоснованность обвинения. Согласно ч. 2 ст. 14 УПК РФ бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Гражданскому истцу уголовно-процессуальным законом предоставлено право собирать и представлять доказательства в обоснование своей позиции и заявленных требований.
Как указывалось ранее, государством гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи, более того данное право предоставлено как потерпевшему, так и гражданскому истцу нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, а именно ст. 42 и ст. 44 соответственно указывают на право названым сторонам по уголовному делу иметь представителя, а представителем его, с точки зрения норм ст. 45 УПК РФ, может быть адвокат.
Известно, что рыночная стоимость услуг адвоката достаточно высока и не каждый рядовой гражданин, пострадавший от преступления, в особенности такого преступления как пожар, когда причиненный ущерб может достигать размера утраты всего имущества, включая накопления, ценности и единственное жилье, может позволить себе привлечь в качестве представителя адвоката или иного квалифицированного юриста. Несомненно, на этот случай государством предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи, в частности такая норма закреплена в ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: право на бесплатную адвокатскую помощь имеют только граждане России - физические лица, причем те из них, среднедушевой доход семей которых не превышает размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающим, и только если они относятся к указанным в названном федеральном законе льготным категориям (ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от политических репрессий, безнадзорные дети) и обратились по указанной названном федеральном законе категории дел (взыскание алиментов; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначение пенсий и пособий и др.) [4]. При реализации данного права возникают определенные проблемы.
На уровне субъекта Санкт-Петербург принят Закон Санкт-Петербурга от 24 января 2008 г. N 710-2 «О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» [5], где предусмотрено предоставление бесплатной юридической помощи аналогичным категориям граждан, как и регламентирует федеральное законодательство, но устанавливает уровень среднедушевого дохода семей таких граждан ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины. Причем, величина прожиточного минимума на душу населения в Санкт-Петербурге не на много отличается от прожиточного минимума на душу населения в целом по России, а ценз на территории данного субъекта России на оказание квалифицированной юридической помощи получается практически в два раза выше, чем умаляются права петербуржцев по сравнению с жителями других регионов страны.
Необходимо заметить, что величина прожиточного минимума устанавливается как на уровне всей территории государства, так для каждого субъекта Федерации отдельно. Так, величина прожиточного минимума в целом по России на душу населения за второй квартал 2011 г. составила 6505 руб. [6], а в Санкт-Петербурге за тот же период величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 6116 руб. 30 коп. [7].
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины и обязательные платежи и сборы, а потребительская корзина представляет собой
минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности [8].
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума во втором квартале 2011 г. составила в целом по России 19,5 млн человек, или 13,8 % в общей численности населения [9].
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной помощи по месту их жительства либо пребывания проводит орган социальной защиты населения, в который поступило письменное заявление гражданина. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе и доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и о принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период [10].
Размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, в силу положений ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавливаются Правительством РФ. Установленный Правительством РФ размер оплаты услуг защитника по назначению носит в большей мере символический характер и не соответствует действительной стоимости адвокатских услуг. Так, размер оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению составляет не менее 275 руб. и не более 1100 руб. За один день участия, являющийся нерабочим праздничным или выходным днем, а также в ночное время адвокату может быть начислено не менее 550 руб. и не более 2200 руб. [11]. Порядок выплаты
адвокату компенсации за оказание юридической помощи бесплатно в настоящий момент не установлен. Да и качество такой помощи остается на усмотрение лица, ее оказывающего.
Таким образом, для того, чтоб получить бесплатную юридическую помощь гражданину (потерпевшему, гражданскому истцу) необходимо приложить значительные усилия и временные затраты по сбору справок и предоставлению их в социальные органы, а те, в свою очередь, будут рассматривать предоставленные лицом документы, по общему правилу, не менее одного календарного месяца.
По сравнению со сроками осуществления процедуры по предоставлению бесплатной юридической помощи, сроки, установленные уголовно-процессуальным законом, ничтожно малы, чтобы гражданский истец имел возможность дождаться такой гарантированной государством квалифицированной юридической помощи.
Необходимо отметить, что уголовным процессуальным законодательством предусмотрено возмещение затрат, связанных с производством по уголовному делу за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства, а именно из положений ст. 131 УПК РФ процессуальные издержки определены довольно широко и содержится их открытый перечень: п. 9 ч. 2 данной статьи относит к процессуальным издержкам иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные УПК РФ. В судебной практике и юридической науке возникает нерешенный вопрос о том, какие именно иные расходы (помимо предусмотренных п. 1-8 этой нормы) могут быть отнесены к издержкам, ведь УПК РФ предусматривает единственный такой случай - ч. 3 ст. 42 Кодекса прямо предусматривает в качестве издержек расходы, понесенные потерпевшим в связи с его участием в уголовном деле [12].
Пленум Верховного суда Российской Федерации поясняет, что под иными расходами, относящимися к процессуальным издержкам, следует понимать расходы органов дознания, следствия и суда, понесенные при производстве по делу, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств виновности подсудимого и предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [13]. Однако такое разъяснение представляется достаточно узким в свете ряда позиций Конституционного суда Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 16 декабря 2008 г. № 1036-О-П [14] сформулировал определение процессуальных издержек как денежных сумм в возмещение необходимых и оправданных расходов, неполученных доходов, а также вознаграждений и выплат, которые причитаются к уплате физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников или иным образом привлекаемым к решению стоящих перед ним задач. На основе данного определения и, с учетом установленного в ч. 2 ст. 131 УПК РФ перечня, можно четко выделить среди издержек три группы расходов:
- по явке участников процесса;
- по компенсации им утраченного дохода или имущества;
- вознаграждение участникам процесса, а также иным лицам за выполнение каких-либо поручений органов, расследующих данное уголовное дело.
На государственном уровне, на протяжении долгого времени, предпринимаются попытки создания института доступной юридической помощи, но в большинстве случаев такая помощь условно доступна для ограниченных категорий граждан, среднедушевой доход, которых на дату обращения в территориальное подразделение социальной защиты ниже прожиточного минимума, установленного на душу населения в регионе, в соответствии с подтверждающим это документом - справкой, то есть постоянный устойчивый низкий доход. Случаи внезапной утраты имущества в результате преступного посягательства основанием для получения социальной защиты, а равно доступной бесплатной юридической помощи на законодательном уровне не являются.
Институт доступной юридической помощи для граждан с течением времени продолжает активно развиваться, и, в настоящее время, предпринята очередная попытка его
развития - это принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [15]. Закон предусматривает государственную систему бесплатной юридической помощи и негосударственную. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты в системе государственной бесплатной юридической будут оказывать гражданам помощь за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Граждане, которые не относятся к категории малоимущих, за бесплатной юридической помощью смогут обратиться в юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые формируются на добровольных началах в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Преимущество негосударственных центров бесплатной юридической помощи в том, что им законом предоставлено право самостоятельно определять: виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается.
Например, в системе негосударственной юридической помощи уже работают правовые пункты при юридических вузах России. Студенты последних курсов помогают гражданам разобраться в правовых пробелах и помогают защитить свои права. Всего на сегодняшний день действует более 700 таких юридических консультаций, которые созданы при поддержке Ассоциации юристов России [16].
Можно сделать обоснованный вывод о том, что человек, гражданин, которому преступлением причинен значительный ущерб, значительно ограничен в реализации права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь тогда, когда он больше всего в ней нуждается.
По сути, предусмотренная сложная процедура реализации права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь и защиту в вопросе возмещения вреда, причиненного преступлением влечет за собой:
- ухудшение положения потерпевшего, гражданского истца, как стороны по уголовному делу;
- дискредитацию конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;
- дисбаланс прав сторон по уголовному делу - обвиняемого и потерпевшего;
- ограничивает конституционное право на судебную защиту человеком, гражданином своих прав и свобод, на доступ потерпевшего к правосудию.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в государстве, не должны противоречить его Основному закону. Нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ подлежат корректировке в части закрепления права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь граждан в отдельных случаях, а сопутствующие им нормативно-правовые акты подлежат изменению в части упрощения процедуры получения такой помощи. А также необходим контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти за недопущением ужесточения норм законов субъектов Федерации, относительно аналогичных федеральных законов.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Рос. газ. 2009. 21 янв. № 7.
2. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 539.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Рос. газ. 2001. 22 дек. № 249.
4. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // Рос. газ. 2002. 5 июня. № 100.
5. Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2008. № 3.
6. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 14 сен. 2011 г. № 772 // Рос. газ. 2011. 21 сен. № 210.
7. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за II квартал 2011 года: Постановление Правительства СПб от 8 авг. 2011 № 1116 // Санкт-Петербургские ведомости. 2011. 9 авг. № 146.
8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федер. закон. Рос. Федерации от 24 окт. 1997 г. № 134-ФЗ // Рос. газ. 1997. 29 окт. № 210.
9. Сведения о соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2011 года, предоставленные Федеральной службой государственной статистики №Ь; http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/211.htm (дата обращения: 11.09.2012).
10. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федер. закон. Рос. Федерации от 5 апр. 2003 г. № 44-ФЗ // Рос. газ. 2003. 09 апр. № 67.
11. О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда: Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 // Рос. газ. 2003. 10 июля. № 134.
12. Кудряшова Ю.Л. Процессуальные издержки в уголовном судопроизводстве и определение их размера // Законодательство. 2005. № 11. С. 71-72.
13. О судебной практике по применению законодательства о взыскании процессуальных издержек по уголовным делам: Постановления Пленума ВС РФ от 26 сен. 1973 № 8 // Сборник Постановлений Пленума Верховного суда РФ 1961-1993 гг. М.
14. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16 дек. 2008 г. № 1036-О-П по жалобе гражданина Байкова Алексея Алексеевича на нарушение его конституционных прав п. 5 ч. 4 ст. 56, ч. 1 ст. 81, п. 2 ч. 2 ст. 82, ст. ст. 119 и 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Вестник Конституционного суда РФ. 2009. № 2.
15. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 21 нояб. 2011 г. № 324-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб. № 263.
16. Сайт Российской газеты 5 дек. 2011 г. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2011/12/05/vesti-yurpomosch.html (дата обращения: 11.09.2012).