Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ: СПУСТЯ 30 ЛЕТ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ: СПУСТЯ 30 ЛЕТ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КОНФЕССИИ / МИССИОНЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онлашева Жанна Онлашевна

Статья посвящена вопросам развития государственно-конфессиональных отношений в современном Казахстане. Автор раскрывает основные изменения в отношениях государства и религиозных объединений, произошедшие с момента провозглашения независимости Казахстана. Государство отказалось от политики давления в сфере религии, отменены различные запреты по деятельности религиозных объединений. В статье представлены этапы развития государственной политики в сфере религии. Первый этап характеризуется ростом количества религиозных объединений, строительством культовых зданий. Принят закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, который отличался либеральным характером. На следующем этапе отношений государства и религии с учетом необходимости защиты общественной безопасности принят новый закон о религиозной деятельности, который упорядочил деятельность религиозных объединений, распространение религиозных убеждений, литературы, регистрацию религиозных объединений и миссионеров. В статье раскрываются классификации государств, разработанные различными авторами. Выделяются светские, религиозные, атеистические государства. Автором проведен анализ отношений государства и религиозных объединений в зарубежных странах и представлена классификация государств, учитывающая различные аспекты идеологии государства, национального законодательства и практики его применения в зарубежных странах. Автором рассмотрены различные модели светских государств. Анализ показал, что каждая страна определяет свою модель светскости. Во многих странах поддерживается одна или несколько конфессий в виде финансовой и другой помощи от государства. Эти конфессии на протяжении долгого времени играют важную духовную роль в обществе, оказывают значимую социальную помощь населению, занимаются воспитательной работой среди молодежи, содержат различные приюты для бездомных и осуществляют другие благотворительные проекты. Раскрываются особенности государственно-конфессиональных отношений в Турецкой Республике, Российской Федерации, европейских государств. Раскрывается модель отношений государства и религиозных объединений в Казахстане. Рассматривается вопрос о необходимости Концепции государственной политики в религиозной сфере, включающей, прежде всего, вопросы светскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF THE FORMATION OF A SECULAR STATE IN KAZAKHSTAN: AFTER 30 YEARS OF GAINING INDEPENDENCE

The article is devoted to the development of government-confessional relations in modern Kazakhstan. The author reveals the main changes in the relations between the government and religious associations that have occurred since the proclamation of Kazakhstan's independence. The government has abandoned the policy of pressure in the sphere of religion; various bans on the activities of religious associations have been lifted. The article also presents the stages of development of state policy in the field of religion. The first stage is characterized by an increase in the number of religious associations and the construction of religious buildings. The law on freedom of religion and religious associations was adopted, which was distinguished by a liberal nature and did not contain prohibitions and restrictions on freedom of religion. At the next stage of relations between the government and religion, taking into account the need to protect public safety, and was passed a new law on religious activity, which settled the activities of religious associations, the dissemination of religious beliefs, literature, registration of religious associations and missionaries. The article reveals the classifications of states developed by various authors. Secular, religious, atheistic states are distinguished. The author analyzes the relations between the government and religious associations in foreign countries and presents a classification of states that takes into account various aspects of the ideology of the state, national legislation and the practice of its application in foreign countries. The author considers various models of secular states. An analysis of government-confessional relations in secular countries showed that each country defines its own model of secularism. In many countries, one or more confessions are supported in the form of financial and other assistance from the state. This policy of these countries is formed taking into account the fact that these confessions have played an important spiritual role in society for a long time, provide significant social assistance to the population, are engaged in educational work among young people, maintain various shelters for the homeless and carry out other charitable projects. The features of government-confessional relations in the Turkish Republic, the Russian Federation, and European states are revealed. The model of relations between the government and religious associations in Kazakhstan is revealed. The question of the need for a Concept of State Policy in the Religious Sphere, including, first of all, issues of secularism is considered

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ: СПУСТЯ 30 ЛЕТ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ»

КОНСТИТУЦИЯЛЫК ЖЭНЕ ЭК1МШ1Л1К К¥КЫК

УДК 342.22 (574)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ: СПУСТЯ 30 ЛЕТ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Онлашева Жанна Онлашевна

Кандидат юридических наук, победитель Первого Республиканского конкурса «Лучший государственный служащий Республики Казахстан», главный консультант Аппарата Мажилиса Парламента РК; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: Zhanna_onlasheva@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития государственно-конфессиональных отношений в современном Казахстане. Автор раскрывает основные изменения в отношениях государства и религиозных объединений, произошедшие с момента провозглашения независимости Казахстана. Государство отказалось от политики давления в сфере религии, отменены различные запреты по деятельности религиозных объединений. В статье представлены этапы развития государственной политики в сфере религии. Первый этап характеризуется ростом количества религиозных объединений, строительством культовых зданий. Принят закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, который отличался либеральным характером.

На следующем этапе отношений государства и религии с учетом необходимости защиты общественной безопасности принят новый закон о религиозной деятельности, который упорядочил деятельность религиозных объединений, распространение религиозных убеждений, литературы, регистрацию религиозных объединений и миссионеров.

В статье раскрываются классификации государств, разработанные различными авторами. Выделяются светские, религиозные, атеистические государства. Автором про™ веден анализ отношений государства и религиозных объединений в зарубежных странах Й и представлена классификация государств, учитывающая различные аспекты идеологии ™ государства, национального законодательства и практики его применения в зарубежных ^ странах.

Автором рассмотрены различные модели светских государств. Анализ показал, что каждая страна определяет свою модель светскости. Во многих странах поддерживается Ц одна или несколько конфессий в виде финансовой и другой помощи от государства. Эти е конфессии на протяжении долгого времени играют важную духовную роль в обществе, ^ оказывают значимую социальную помощь населению, занимаются воспитательной рабо-о той среди молодежи, содержат различные приюты для бездомных и осуществляют дру-2 гие благотворительные проекты.

^ Раскрываются особенности государственно-конфессиональных отношений в Турецкой ^ Республике, Российской Федерации, европейских государств.

Раскрывается модель отношений государства и религиозных объединений в Казахста-£ не. Рассматривается вопрос о необходимости Концепции государственной политики в религиозной сфере, включающей, прежде всего, вопросы светскости.

Ключевые слова: светское государство, отношения государства и религии, религиоз-

IN

О

о ные объединения, конфессии, миссионеры. <

по

X

ь

КАЗА^СТАНДА ЗАЙЫРЛЫ МЕМЛЕКЕТ ЦАЛЫПТАСТЫРУДЫЦ ЗАМАНАУИ МЭСЕЛЕЛЕР1: ТЭУЕЛС1ЗД1К АЛГАН 30 ЖЫЛДАН КЕЙ1Н

Жанна Онлашкызы Онлашева

Зац гылымдарыныц кандидаты, «Цазацстан Республикасыныц Y3diK мемлекеттЫ цызметшШ» Бiрiншi Республикалыц байцауыныц жещмпазы, КР Парламентi Мэжiлiсi Пппаратыныц бас консультанты; Нур-Султан ц., Казахстан Республикасы; e-mail: Zhanna_onlasheva@mail.ru

Аннотация. Мацала цаз1рг1 Казацстандагы мемлекеттж-конфессиялыц цатынастар-ды дамыту мэселелерте арналган. Автор Казацстан тэуелЫздтн жариялаган сэттен бастап мемлекет пен д1ни 51рлест1ктер арасындагы царым-цатынастагы нег1зг1 взгер1-стерд1 ашып кврсетед1. Мемлекет д1н саласындагы цысым саясатынан бас тартты, д1ни б1рлест1ктердщ цызмет1не тYрлi тыйымдар жойылды. Сонымен цатар мацалада д1н саласындагы мемлекеттж саясаттыц даму кезецдерг усынылган. Ыр1нш1 кезец дти б1рлестттер саныныц всугмен, гибадат Yйлерiн салумен сипатталады. Д1н бостандыгы жэне д1ни б1рлест1ктер туралы зац цабылданып, ол либералды сипатта болды жэне д1н бостандыгына тыйым салулар мен шектеулер жоц.

Мемлекет пен д1н цатынастарыныц келес кезещнде цогамдыц цау1пс1зд1кт1 цоргау цажеттшгт ескере отырып, д1ни б1рлест1ктердщ цызметт, д1ни нанымдарды, эдеби-еттерд1 таратуды, д1ни б1рлестттер мен миссионерлерд1 т1ркеуд1 ретке келт1рген д1ни цызмет туралы жаца зац цабылданды.

Мацалада эртYрлi авторлар жасаган мемлекеттердщ ж1ктелу1 кврсетшген. Зайырлы, д1ни, атеистж мемлекеттер сипатталган. Автор шет елдердегi мемлекет пен дти бiр-лестттердщ царым-цатынасына талдау жасады жэне мемлекет идеологиясыныц, улт-тыц зацнаманыц жэне оны шет елдерде цолдану практикасыныц эртYрлi аспектшерт ескеретт мемлекеттердщ жжтелут усынды.

Автор зайырлы мемлекеттердщ эртYрлi модельдерт царастырды. Зайырлы елдерде- w гi мемлекеттж-конфессиялыц цатынастарды талдау эрбiр ел взтщ зайырлылыц моделт q айцындайтынын кврсеттi. Квптеген елдерде бiр немесе бiрнеше конфессияга мемлекет- К тен царжылай жэне басца да квмек тYрiнде цолдау кврсетiледi. Бул елдердщ аталган сая- н саты осы конфессиялардыц узацуацыт бойы цогамда мацызды руханирвл атцаратынын, q халыцца мацызды элеуметтж квмек кврсететтт, жастар арасында тэрбие жумыста- У рымен айналысатынын, Yйсiздерге арналган тYрлi баспаналарды устайтынын жэне басца 5 да цайырымдылыц жобаларын ЖYзеге асыратынын ескере отырып цалыптастырылган. К

Туркия Республикасындагы, Ресей Федерациясындагы, Еуропа елдерiндегi мемлекет- Н тж-конфессиялыц цатынастардыц ерекшелiктерi ашылады. а

Казацстандагы мемлекет пен дти бiрлестiктер цатынастарыныц моделi ашылады. Ец алдымен зайырлылыц мэселелерт цамтитын Дт саласындагы мемлекеттж саясат тужырымдамасыныц цажеттшт туралы мэселе царалуда.

TyrnHdi свздер: зайырлы мемлекет, мемлекет пен дт цатынастары, дти бiрлестiктер, конфессиялар, миссионерлер

сг

q

СП А

>

го О го О

MODERN PROBLEMS OF THE FORMATION i

OF A SECULAR STATE IN KAZAKHSTAN: §

AFTER 30 YEARS OF GAINING INDEPENDENCE J

s

Onlasheva Zhanna Onlashevna |

Candidate of the legal sciences, winner of the First Republican competition

"The best civil servant of the Republic of Kazakhstan", chief consultant 6

of the Mazhilis Office of the Parliament of the Republic of Kazakhstan; v

Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: Zhanna_onlasheva@mail.ru v

Abstract. The article is devoted to the development of government-confessional relations in modern Kazakhstan. The author reveals the main changes in the relations between the government and religious associations that have occurred since the proclamation of Kazakhstan's independence. The government has abandoned the policy of pressure in the sphere of religion; various bans on the activities of religious associations have been lifted. The article also presents the stages of development of state policy in the field of religion. The first stage is characterized by an increase in the number of religious associations and the construction of religious buildings. The law on freedom of religion and religious associations was adopted, which was distinguished by a liberal nature and did not contain prohibitions and restrictions on freedom of religion.

At the next stage of relations between the government and religion, taking into account the need to protect public safety, and was passed a new law on religious activity, which settled the activities of religious associations, the dissemination of religious beliefs, literature, registration of religious associations and missionaries.

The article reveals the classifications of states developed by various authors. Secular, religious, atheistic states are distinguished. The author analyzes the relations between the government and religious associations in foreign countries and presents a classification of states that takes into account various aspects of the ideology of the state, national legislation and the practice of its application in foreign countries.

The author considers various models of secular states. An analysis of government-confessional relations in secular countries showed that each country defines its own model of secularism. In many countries, one or more confessions are supported in the form of financial and other assistance from the state. This policy of these countries is formed taking into account the fact that these confessions have played an important spiritual role in society for a long time, provide significant social assistance to the population, are engaged in educational work among young people, maintain various shelters for the homeless and carry out other charitable projects.

The features of government-confessional relations in the Turkish Republic, the Russian Federation, and European states are revealed.

The model of relations between the government and religious associations in Kazakhstan is revealed. The question of the needfor a Concept of State Policy in the Religious Sphere, including, ™ first of all, issues of secularism is considered.

Keywords: secular state, relations between government and religion, religious associations, confessions, missionaries.

IN

CL

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 66 3 26

Введение. С обретением независимости «О свободе вероисповедания и религиозных

§ Республика Казахстан и другие страны по- обьединениях». 1

стсоветского пространства получили воз- Принятие данного закона носило стра-

можность определять свою собственную тегически важный характер. Еще не была

0 политику в вопросах религии, и зафиксиро- принята Конституция суверенного Казахста-

1 вали в своих конституциях светский харак- на, не были определены многие важнейшие ^ тер государства. направления деятельности молодого госу-^ Начиная с 1991 года Казахстан встал на дарства, а принятие закона о свободе веро-Ь новую для себя дорогу формирования свет- исповедания и религиозных объединениях, 5 ского государства. Во всех постсоветских носящего либеральный характер, практиче-;§■ странах и в Казахстане религиозная си- ски через месяц после принятия независи-§ туация полностью изменилась, причем за мости, определило многое.

| 30 лет независимости прошло уже несколь- Во-первых, Казахстан отказался от поли-

£ ко этапов развития государственно-конфес- тики давления на религиозные организации,

^ сиональных отношений. чем отличался советский период. Во-вто-

Знаменательным событием в жиз- рых, приоритетом в государственно-кон-

х ни республики стало принятие 15 января фессиональных отношениях был определен

| 1992 года Закона Республики Казахстан человек, его жизнь, права и свободы. В-тре-

тьих, были отменены различные запреты,

X

Ь

1 Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N4, ст.83

препятствующие деятельности религиозных объединений. В-четвертых, стало ясно, что отныне государственная идеология не должна строиться на атеизме, что было связано с изменением отношения государства к свободе совести.

Актуальность исследования заключается в том, что, хотя за годы независимости в стране произошло много преобразований, однако до сих пор перед отечественной правовой наукой стоит вопрос о том, какими должны быть отношения между государством и религиозными объединениями, являются ли они равноправными партнерами или существует доминанта государства, какие права верующих могут быть ограничены и насколько. Для того, чтобы определиться с этими вопросами, необходимо понимать каковы государственно-конфессиональные отношения в зарубежных странах, закрепивших также светский характер государства, и каковы особенности отношений между государственными органами и религиозными объединениями в Казахстане.

Материалы и методы

В процессе подготовки исследования применены общенаучные теоретические методы. Был применен метод познания научных и практических материалов. Использованы материалы о состоянии государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах, для их анализа использовался сравнительно-правовой метод.

Результаты и обсуждения

Первый этап государственно-конфессиональных отношений независимого Казахстана начался в 1991 году и ориентировочно завершился в 1998 году, когда был разработан первый законопроект по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Данный этап характеризуется ростом религиозных объединений и появлением новых, неизвестных конфессий и организаций, увеличением числа верующих. Учитывая различные риски в связи с качественным изменением религиозной ситуации был разработан проект закона, однако он не был рассмотрен и принят, но его разработка показала изменение в государственной политике в сфере религии от абсолютного либерализма в сторону необходимости обеспечения общественной безопасности. Следующий этап длился с 1998

2 Закон «О религиозной деятельности и религиозных объес

по 2011 год, который завершился принятием Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».2 В данный период были приняты различные поправки в действующее законодательство, направленные в основном на сохранение общественного порядка.

Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» качественно отличается от предыдущего закона. Он упорядочил регистрацию религиозных объединений, духовных учебных заведений и миссионеров. Были введены ограничения в части распространения религиозной литературы, усилена роль религиоведческой экспертизы. Упорядочено назначение руководителя религиозного объединения иностранным религиозным центром.

Принятие закона существенно повлияло на многие процессы в религиозной сфере. Вместе с тем, особенно в последние годы, обозначились значительные проблемы в этой сфере. И наиболее острая из них - вполне реальная угроза основам конституционного строя через проявления религиозного экстремизма, в связи с чем необходимо прогнозирование процессов, связанных с этой реальностью наших дней.

Большую опасность, на наш взгляд, представляют те его проявления, очаг которых Е находится в самом Казахстане, и особенно, р когда в качестве религиозных экстреми- К стов выступают граждане Казахстана или и лица, постоянно проживающие в республи- р ке. В данном случае угроза перестает быть У внешней, она становится внутренним делом ^ государства. Причин возникновения рели- А гиозного экстремизма внутри государства о достаточно много, наиболее весомые среди о них - нерешенные социальные проблемы, а Е также плохая информированность населе- Ь ния в вопросах религии.

В этой связи Комитетом по делам ре- И лигий, являющимся уполномоченным ор- р ганом, в 2017 году были предложены две В инициативы - разработка и принятие пакета О поправок в законодательство и утверждение и Концепции государственной политики в ре- ф лигиозной сфере Республики Казахстан на р 2017 - 2020 годы. Главной задачей проекта Ц закона было определено внесение различ- и ных ограничений, связанных с распростра- к нением радикальных идей. Проект закона № был разработан, внесен в Мажилис, однако ( спустя время был отозван Правительством. -

Концепция государственной политики в 2

гениях». Ведомости Парламента РК, 2011 г., № 17, ст. 135

религиозной сфере Республики Казахстан была разработана и утверждена Указом Президента Казахстана от 20 июня 2017 года. 3

В целях реализации данного указа Правительством был утвержден План мероприятий, предусматривающий ряд мероприятий, направленных на укрепление светских основ государства. В дальнейшем государство отказалось от утверждения Концепции на следующие годы, вместо этого Правительством был утверждён Комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 - 2023 годы.

В этой связи отметим, что утверждение концепций государственной политики в различных сферах это состоявшаяся практика, к примеру, на постоянной основе разрабатываются и утверждаются такие концепции как Концепции правовой политики, внешней политики, на данный момент действуют Концепции развития гражданского общества, семейной и гендерной политики, повышения финансовой грамотности и тд. Принятие такой концепции необходимо для стабильности в развитии государственно-конфессиональных отношений и дальнейшего совершенствования законодательства.

£ Однако именно в этой сфере государство ¡3 не пошло на утверждение новой концепции. ^ Учитывая необходимость быстрого реаги-^ рования на процессы в религиозной сфере, 1 возможно, требуется принятие концепции только по основным вопросам, таким как ^ укрепление светских основ государства.

Изучение государственно-конфессио-о нальных отношений в светских странах по-| казал, что каждая страна определяет свою модель светскости. К примеру, во многих § странах поддерживается одна или несколько < конфессий, которые получают финансовую с и другую помощь от государства. Сложив-<1 шаяся политика этих стран исходит из того,

ш

(З что эти конфессии на протяжении долгого ^ времени играют важную духовную роль в ^ обществе, поддерживая традиции терпись мости, сострадания и доброты, оказывают о значимую социальную помощь населению, т занимаются воспитательной работой среди ^ молодежи, содержат различные приюты для 5 бездомных и осуществляют другие благо-Ь творительные проекты.

Исторически в Европе сложилось разде-

^ ление религиозного поля на церкви и так

Ь _

ш

т 3 Концепция государственной политики в религиозной с Республики Казахстан, 2017 г., № 24 ст. 189.

называемые мировоззренческие ассоциации. Поэтому, если какая либо организация, желающая получить статус религиозного объединения и претендующая на помощь от государства в качестве таковой, она должна на протяжении какого-то времени действовать как мировоззренческая, после чего еще будет рассмотрен вопрос, признать ли ее религиозной. Например, такая организация как «Свидетели Иеговы», зарегистрированная согласно нашему законодательству как религиозная, во многих странах Европы не может получить такой же статус, и действует как мировоззренческое объединение, то есть как организация философского направления. Кроме того, в некоторых странах действуют договора между государством и церквями, что дает возможности получать последним дополнительные привилегии.

При этом в правовой науке нет четкого ответа что такое светское государство. Например, российские правоведы Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин предлагают свою классификацию государств. В соответствии с ней все государства можно разбить на четыре группы:

1. Светские государства. Это государства, где не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным, ни одной религии не отдается предпочтение. Также признаками светского государства, по мнению этих ученых, является то, что религия и религиозные объединения не вправе влиять на государственный строй, деятельность государственных органов. К таковым государствам российские авторы причисляют США, Францию, Польшу.

2. Ко второй группе российские авторы относят Италию и Японию. В этих государствах, несмотря на провозглашение равенства религий, религии, наиболее распространенные, оказывают существенное влияние на политику в этом государстве.

3. Теократические государства. В этих государствах власть находится в руках религиозных деятелей.

4. Клерикальные государства. К таким государствам авторы отнесли Иран, где, по их мнению, государственная власть и церковь не слиты, в то же время через созданные ими институты имеют возможность оказывать влияние на государственные процессы. В образовательном процессе обязательно присутствует изучение религиозных догматов [1, с.73].

ере Республики Казахстан на 2017 - 2020 годы. САПП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, данная классификация не всегда учитывает практические аспекты государственно-конфессиональных отношений. В частности, влияние религии на деятельность государства присутствует как в Италии, так и в США. Такие признаки светского государства, как одинаковое отношение со стороны государства ко всем религиям, запрет на вмешательство религиозных объединений в деятельность государства, в США остается пока только на бумаге. В то же время и последняя группа, на наш взгляд, обозначена неудачно. Анализ конституционного строя Ирана показывает, что здесь как раз присутствует слияние власти и религии.

Необходимо отметить, что в литературе также упоминается классификация государств по их взаимоотношениям с религией или атеизмом, где условно все государства разделяют на религиозные и светские [2, с.24].

Оригинальностью в этом вопросе, на наш взгляд, отличается классификация Элизабет Одио Бенито, в которой отсутствует разделение на два больших блока - религиозных и светских государств. Она считает, что данные о взаимоотношениях государств и религии свидетельствуют о наличии целого комплекса договоренностей между государством и церковью по следующим направлением:

1. Государственные религии: Катар, Коста-Рика, Пакистан;

2. Господствующие церкви: Дания, Соединенное Королевство;

3. Светские государства или государства, занимающие нейтральную позицию по отношению к религии: Бурунди, Мадагаскар, Нигер, Турция, Чад;

4. Государства, не имеющие официальной религии: Аргентина, Болгария, Гана, Таиланд;

5. Государства, в которых церковь отделена от государства: Кабо-Верде, Нидерланды, Португалия, Тринидад и Тобаго;

6. Государства, имеющие соглашения с католической церковью: Боливия, Италия, Колумбия;

7. Государства, защищающие юридически признанные религиозные группы: Испания, Италия, Кабо-Верде, Португалия;

8. Религиозно-общинная система: Израиль [3, с.21-22].

Данная классификация касается больше сферы положения той или иной конфессии в государстве. В частности, религиозно-общинная система в Израиле определяет отношение народа к религии. Тем не менее,

отметим, что, хотя данная классификация наиболее полно обхватывает сферу государственно-религиозных отношений, чем другие, существует один недостаток - на первое место в качестве критерия поставлено положение религии в государстве, что не позволяет определить в этой классификации место и роль светского государства.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос о классификации с точки зрения трех факторов: идеологии, законодательства и практики его применения. Выбирая эти факторы, мы исходили из того, что, во-первых, идеология - это важнейший компонент государства, который определяет основополагающие принципы жизни общества. Во-вторых, существует необходимость обратить внимание на законодательное урегулирование государственно-конфессиональных отношений. В-третьих, в определенных случаях, несмотря на либеральный подход государства к религиозным или атеистическим убеждениям, в практике государственно-конфессиональных отношений имеется тенденция к нарушению или обход норм законодательства в пользу какой-либо религиозной группы. Также отметим, что иногда нормы законодательства не раскрывают полностью принципы взаимоотношений государства и церкви. Е Основываясь на классификации Элиза- р бет Одио Бенито и изучив законодательство К и практические аспекты взаимоотношений и государства и церкви в различных государ- р ствах мира, можно сделать вывод, что суще- У ствуют следующие государства (возможны А дублирования): А Государства, в которых признана одна го- о сударственная религия - Катар, Коста-Рика, Д Пакистан, Иран и другие;

Государства, в которых та или иная ре- Ь лигия занимает господствующее положение В или является официальной - Дания, Соеди- И ненное Королевство Великобритании Се- р верной Ирландии и другие; АВ

Государства, не имеющие официальной О религии - Аргентина, Болгария, Испания, и Италия, Маврикий, Таиланд и другие; ф

Государства, в которых церковь отделена Р от государства - Нидерланды, Перу, Порту- Ц галия, США, Франция и другие;

Государства, имеющие соглашения с цер- к ковью - Боливия, Италия, Колумбия и дру- 1 гие; (

Государства с атеистической идеологией -- Куба, КНДР и другие; 2

Светские государства или государства, 1

занимающие нейтральную позицию.

При этом и разработка классификации не дает точного представления о том, что такое светскость. Во-первых, модели светскости в разных странах значительно отличаются. Например, в европейских светских государствах действуют религиозные политические партии, священнослужители определенных конфессий преподают религиозные дисциплины в государственных школах. Во-вторых, во всех светских государствах развитие государственно-конфессиональных отношений не стоит на месте, происходят качественные изменения религиозной ситуации. В частности, как отмечает Бассам Тиби, в Турции происходит мировоззренческий возврат к исламу, который связан с «неоосманской» ностальгией. Секуляризация, произошедшая в результате кемалисткой революции, осталась поверхностной. В июле 1997 года, впервые в истории кемалистской Турции, исламизм, в виде пришедшей к власти исламской партии "Рефах", стал решать определять судьбы страны [4, с.28-39].

Подобные процессы также происходят практически во всех странах СНГ. Как отмечает российский ученый А. Красиков, часть российской политической элиты, с одной стороны, и часть православного духовенства £ с другой стороны, предпринимают немалые ¡3 усилия в попытках превратить православие в новую государственную идеологию вза-^ мен потерпевшей крах официальной совет-1 ской идеологии [5, с.26].

Как отмечает Г.П. Лупарев, официально ^ в России провозглашена свобода совести ^ и религиозные организации отделены от

0 государства, однако на деле Русская пра-

1 вославная церковь пользуется особым покровительством кремлевских и московских

§ властей и является по существу «пригосу-

< дарственной» [6, с.84].

В Казахстане выстроена успешная модель

< межконфессионального согласия, все орга-(З низации, имеющие свое вероучение, могут [ц получить статус религиозного объединения. ^ В зависимости от количества участников о и территории, на которой действует рели-о гиозное объединение, оно получает статус т местного, регионального или республикан-^ ского. При этом большим плюсом является 5 их равноправие и одинаковый статус перед Ь государством, то есть все религиозные объ-^ единения имеют одинаковые права и обя-^ занности. Единственным отличием между

Ь местными, с одной стороны, и региональны-

00

ми и республиканскими, с другой, является право последних создавать духовные учебные заведения. Это положение действовало и в утратившим силу Законе «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», согласно которому религиозные центры как управленческие организации имели такое право.

В целях поддержания светского характера государства в Казахстане запрещены политические партии на религиозной основе, хотя в мировой практике одними из самых активных зачастую являются именно религиозные партии, к примеру Христианский демократический союз (ХДС) в Германии.

В наших школах введен предмет «Религиоведение». Это сделано не в целях пропаганды религиозных ценностей, а для расширения кругозора детей о различных религиозных течениях.

Почему в Казахстане сложилась именно такая модель? Историю государственно-конфессиональных отношений можно разделить на несколько этапов. Первый этап это распространение доисламских верований, развитие тенгрианства. Второй - это закрепление позиций ислама, причем ислам был провозглашен государственной религией в ряде государственных образованиях на территории Казахстана, в частности, в государстве караханидов. Третий этап это вхождение Казахстана в состав Российской империи, у которой была своя государственная религия - православие. Наконец, последний этап - это атеизм как государственная идеология в период СССР. В результате всех этих этапов сложилась современная модель государственно-конфессиональных отношений, предусматривающая в первую очередь веротерпимость и межконфессиональное согласие.

Заключение. Конституция Казахстана лишь закрепляет светский характер государства, не раскрывая понятия и принципов светского государства. В этой связи требуется обеспечить стабильность и последовательность при изменениях в государственной политике и, соответственно, в законодательстве.

Поэтому считаем, что разработка и утверждение Концепции государственной политики в религиозной сфере, включающей, прежде всего, вопросы светскости, является необходимым шагом. Для этого перед научным сообществом должен быть поднят вопрос о содержании казахстанской модели

светского государства. Данный вопрос необходимо решить перед очередной разработкой поправок в действующее законодательство.

Таким образом, спустя 30 лет обретения

независимости вопросы укрепления светских основ государства являются не просто актуальными, а государственно необходимыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ko3noea E.H., Kymafiun O.E. KoHcmumy^onnoe npaeo Poccuu. - M., rnd-eo «Wpucm», 2000. - 443 c.

2. Myxamoe A. rocydapcmeo u penuzun: oco6eHHocmu 63auMOomHomeHUü // C6opHuw Mame-puanoe HayHHO-npaKmmecmu кoн$epeнцuu "Penuzuo3Hwu экcmрeмuзм: ucmoKU, peanbHocmb u coцuanbнo-npaeoewe прeeeнцuu". - AnMamw, 2001. Hacmb 1. - 204 c.

3. Эnuзa6em Oduo EeHumo. Пuкeuдaцuн ecex $opM HemepnuMoemu u ducwpuMuHa^u Ha ocHoee penuzuu u y6ewdeHuu. - Hbw-Hopw,1989. - 85 c.

4. EaccaM Tu6u. nornmma^Hpenuzuu. nonummecwan 6e3onacHocmb nod 3HaxoM ucnaMcwo-zo $yHdaMeHmanu3Ma //Internationalpolitik. Penuzun u nonumuwa. - 2000. - № 2. - C.28-39.

5. Kpacuwoe A. Bo3powdeHuepenuzuu upowdeHue deMowpamuu? //Kommumy^omoe npaeo: eocmoHHoeeponeucwoe o6o3peHue. -2000. - № 2. - C.26-32.

6. Hynapee r.n. npaeoeoe nonoweHue nuHHocmu e 3apy6ewHwx cmpaHax. - AnMamw, BWn «ddínem», 2001. - 213 c.

REFERENCES

1. KozlovaE.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoepravo Rossii. - M., izd-vo «Jurist», 2000. - 443 s.

2. Muhashov A. Gosudarstvo i religija: osobennosti vzaimootnoshenij //Sbornik materialov nauchno-prakticheskojkonferencii "Religioznyj jekstremizm: istoki, real'nost 'isocial'no-pravovye prevencii". - Almaty, 2001. Chast' 1. - 204 s.

3. Jelizabet Odio Benito. Likvidacija vseh form neterpimosti i diskriminacii na osnove religii i m ubezhdenij. - N'ju-Jork,1989. - 85 s. H

4. Bassam Tibi. Politizacija religii. Politicheskaja bezopasnost'pod znakom islamskogo fun- S damentalizma //Internationalpolitik. Religija ipolitika. - 2000. - № 2. - S.28-39. m

5. Krasikov A. Vozrozhdenie religii i rozhdenie demokratii? //Konstitucionnoe pravo: vostoch- s noevropejskoe obozrenie. -2000. - № 2. - S.26-32.

6. Luparev G.P. Pravovoe polozhenie lichnosti v zarubezhnyh stranah. - Almaty, VShP 3 «ddílet», 2001. - 213 s. 0

£1

q

s n A

s

A p

NJ О Kl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.