А.Р. Амини
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АФГАНИСТАНА И ПЕРСПЕКТИВЫ СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Актуальность темы обусловлена тем, что светскость государства является ключевым понятием в проблеме взаимоотношений государства и религиозных объединений. Сегодня для любого демократически правового государства важно не допустить главенствующей роли религии и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Особенно это актуально для стран, где сильно влияние религии на жизнь общества и имеют место этноконфессиональные противоречия, к которым можно с уверенностью отнести Афганистан. Он входит в число исламских государств, в которых наиболее отчетливо проявляются религиозные нормы и законы. Цель исследования - рассмотреть политическую систему Афганистана и выявить перспективы светскости государства. Статья посвящена рассмотрению понятия светского государства и перспективам его внедрения на примере Афганистана. Подробно рассмотрены внешние и внутренние причины, препятствующие внедрению светского государства в стране. Автор обращает особое внимание на то, что принцип светскости для Афганистана является принципиально новой категорией и на его примере четко прослеживается сложность реализации аспектов светскости в условиях существующей политической системы. Утверждение в политической системе Афганистана института светскости могло бы стать одним из главных достижений общественной и политической трансформации. Для этого в Афганистане на уровне властей необходимо проведение реформ, которые должны быть нацелены на создание светского государства, необходимо на законодательном уровне закрепить отделение политики от религии. Светскость государства - это обязательное
A. Amini
AFGHANISTAN'S POLITICAL SYSTEM AND THE PROSPECTS FOR THE SECULAR STATE
Abstract
The relevance of the topic due to the fact that secularity is a key concept in the problem of relations between the state and religious associations. Today for any democratic and legal state it is important to prevent the dominant role of religion and clergy in social, political and cultural life of the community. This is especially true for countries where the strong influence of religion on society, and there are ethnic and religious contradictions, which can safely be attributed to Afghanistan. It is among the Islamic states in which the most apparent religious norms and laws. The purpose of the study is to examine the political system of Afghanistan and to identify the prospects for the secular state.
The article is devoted to the concept of the secular state and the prospects of its implementation on the example of Afghanistan. Considered in detail the external and internal reasons preventing the adoption of a secular state in the country. The author emphasizes that the principle of secularism in Afghanistan is a fundamentally new category and its example clearly shows the complexity of the implementation aspects of secularism in the current political system. Approval in the political system of Afghanistan Institute of secularism could be one of the main achievements of social and political transformation. To do this in Afghanistan at the level of government it is necessary to conduct reforms that should aim at the creation of a secular state should at the legislative level to consolidate the department of politics from religion. Secularity is a necessary condition for a peaceful and
условие мирного и комфортного сосуществования религии, общества и гражданского населения Афганистана. Развитие цивилизованных форм и механизмов взаимодействия между государством, конфессиями и гражданским обществом - актуальная важная задача, успешно решив которую, можно создать новые стимулы для динамичного развития Афганистана.
Ключевые слова:
Афганистан, светское государство, светскость государства, секуляризация государства, политическая система, конфессиональная политика, религиозные объединения, религиозность.
comfortable coexistence of religion, society and the civilian population of Afghanistan. The development of civilized forms and mechanisms of interaction between the state, religions and civil society - urgent important task is successfully deciding which, you can create a new stimulus for the dynamic development of Afghanistan.
Key words :
Afghanistan, secular state, secularization of the state, political system, confessional policy, religious associations, religious.
Востребованность темы исследования обусловлена тем, что политическая система - это одна из основных категорий политической науки. В настоящее время концепции политических систем являются наиболее мощными, особенно в сравнительной политологии [15].
Политическая система общества состоит из государства и его органов, политических партий, общественных организаций и движений, различных политических объединений граждан, средств коммуникации, включает в себя нормативно-правовую основу и политическую идеологию. Каждый из элементов структуры непрерывно развивается и выполняет свои задачи [8; 9; 10].
Наиболее полным определением политической системы является следующее. Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, которые организуют политическую власть, взаимосвязь государства и граждан [11; 12; 13; 20].
Каждая конкретная политическая система описывается определенным количеством параметров [15].
Светскость государства является важным понятием в политической системе государства, особенно в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. Сегодня для любого демократически правового государства важно не допустить главенствующей роли религии и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества [29; 30; 31]. Особенно это актуально для стран, где сильно влияние религии на жизнь общества и имеют место этноконфессиональные противоречия, к
которым можно с уверенностью отнести Афганистан. Афганистан входит в число исламских государств, в которых наиболее отчетливо проявляются религиозные нормы и законы.
Принцип светскости государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира [17]. Однако точного общепринятого определения светского государства нет ни в международном, ни в национальном праве стран мира. Каждая страна выстраивает отношения с религией в зависимости от собственного исторического опыта и существующего в стране гражданского общества.
Светское государство - это такое государство, где не существует официальной государственной религии, ни одно из религиозных учений не признается предпочтительным или обязательным. В условиях светского государства религия не имеет права оказывать влияние на сферы деятельности государства: государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственных образований и
др. [26].
Современное светское государство - это государство, нормы и идеалы которого определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа [28].
Светскость государства подразумевает принципиальное различие целей, задач, функций и сфер деятельности государства и религиозных объединений. Светский характер государства не означает и не предполагает полного отстранения государства от этой сферы общественных отношений или изоляции государства и институтов гражданского общества от религиозных объединений. Суть светскости государства - это добровольность в принятии и отстаивании мировоззрения, запрет на навязывание мировоззрений и идеологий [22].
Выделяют следующие признаки современного светского государства: ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной; все вероисповедания должны быть признаны равноправными; все религиозные объединения должны быть отделены от государства и равны между собой; государство не должно вмешиваться в дела религиозных объединений и не должно возлагать на них государственные функции; государство должно гарантировать свободную деятельность ре-
лигиозных объединений при условии соблюдения ими Конституции и законов, а религиозные объединения не должны вмешиваться в работу государственных органов и заниматься политической деятельностью [27].
Однако не существует универсальной, унифицированной на международном уровне «модели» светскости государства - определенного перечня свойств светскости государства. Поэтому провозглашение государства светским - это в первую очередь политическая декларация нейтралитета государства по отношению к религиозной сфере, т.е. при реализации своих полномочий государство должно оставаться нейтральным и беспристрастным, однако оно должно предпринимать необходимые меры для сглаживания возникающих кризисов, примирения конфликтующих интересов и обеспечения религиозной терпимости и мира [19].
Светскость государства означает также свободомыслие и готовность внедрять в жизнь общества все новое и полезное, способствовать научному и техническому прогрессу.
В современном понимании светское государство - это система управления, которая основана на равноправном отношении ко всем общественным группам, учитывает интересы всего общества, частью которого является государство. Эта система управления обеспечивает соблюдение принципов Конституции страны и равноправное исполнение законов всеми частями общества и гражданами [13].
Рассмотрим перспективы внедрения светского государства на примере Афганистана.
Выгодное геополитическое и стратегическое расположение Афганистана - в самом центре Евразии - делает его ключевым регионом в обеспечении стабильности военно-политической обстановки во всем центрально-азиатском регионе, где на протяжении столетий пересекаются национальные интересы всех ведущих держав мира и дает ему возможность играть важную роль в экономическом, политическом и культурном взаимодействии между странами региона. Поэтому Афганистан остается местом столкновения интересов мировых и региональных держав. В настоящее время политическая обстановка в Афганистане продолжает оставаться сложной и напряженной.
Отсутствие экономической основы для самостоятельного развития государства усиливает зависимость властей Афганистана от помощи зарубежных доноров, большинство из которых за счет этого пытается обеспе-
чить реализацию своих военно-политических и экономических интересов в регионе.
Государственно-политическое устройство Афганистана на современном этапе - это система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в Афганистане, которые установлены Конституцией Афганистана, принятой в 2004 году [18], а также структура этого государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в данной стране.
По форме государственного устройства Афганистан является унитарным государством, по форме правления - президентской республикой. Правительство Афганистана состоит из Президента, двух вице-президентов и Парламента (Национального Собрания), состоящего из двух палат: Нижней и Верхней [24].
Афганистан является многонациональным государством. По этническому признаку общества Афганистан можно отнести к полиэтничному обществу с государствообразующим народом - пуштунами, которые составляют более 40% населения страны. Существование большого количества этнических групп в Афганистане само по себе не вызывает конфликтов, главной причиной конфликтов становится неудовлетворенность интересов этнических групп, экономическое и политическое неравенство между ними [21].
Согласно ст.2 Конституции Афганистана [18], религией Афганистана является священная религия ислам. Более 99% населения Афганистана исповедуют ислам. Около 80% придерживаются суннитского течения (ха-нафитский мазхаб), а 18% - шиитского течения. Ислам на территории современного Афганистана распространился в VШ-XI вв. и до сих пор продолжает играть значимую роль во всех сферах жизни общества страны.
В рамках классификации стран по их отношению к религии Афганистан является клерикальным государством, поскольку ислам в стране официально имеет статус государственной религии и занимает привилегированное положение по отношению к другим вероисповеданиям [16].
Клерикальным характером государства определяется и вся национальная правовая система Афганистана. Согласно ст.3 Конституции Афганистана, в Афганистане не может быть принят ни один закон, противоречащий священной религии ислам и ценностям, установленным Конституцией Афганистана. Правовая система Афганистана принадлежит к мусуль-
манской правовой семье, шариат оказывает влияние на все отрасли права. Это обусловлено тем, что ислам регламентирует все стороны жизни общества, разделение на «светскую» и «религиозную» составляющие общества фактически отсутствует.
Прочие религии составляют около 0,4% - в Афганистане также представлены представители следующих религий: христиане (около 30 тыс. чел.), индуисты, бахаи, сикхи, зороастрийцы, но они составляют малочисленное население. Согласно Конституции Афганистана, последователи других религий свободны в вероисповедании и соблюдают свои религиозные обряды в рамках закона [18]. Однако, с позиции исламского права, переход в другую веру уголовно наказуем, поэтому положение афганских христиан остается сложным.
Роль ислама и влияние этой религии на все сферы жизни общества в Афганистане очень велики. Ислам - единственная из мировых религий, которая регламентирует не только действия верующих людей в храме, но и оказывает значительное влияние на все сферы жизни общества и населения Афганистана. Религиозные убеждения афганцев очень сильны. Ислам - это религия, которая подчиняет жизнь мусульман от их рождения до смерти. В течение веков суть афганской идентичности формировалась и питалась исламом. Вся жизнь мусульманина подчинена догмам систематизированного свода мусульманских законов (шариат). Ислам для мусульманина является системой ценностей и сводом законов, регулирующих его поведение. Ислам для большинства населения Афганистана является объектом всеобщего признания и поддержки, институтом всеми признанным и легитимным. Ислам в Афганистане - это не только религия, это образ жизни и мыслей, ядро целой цивилизации.
Большим авторитетом в Афганистане пользуется и мусульманское духовенство. Так, в горных аулах, где до 98% населения неграмотны, мулла играет значимую роль, он является носителем законов шариата, мнений и настроений населения.
Рассмотрим взаимодействие между исламом и продолжающимся вооруженным конфликтом в Афганистане. Внутриафганский конфликт (гражданская война в Афганистане) - это серия вооруженных конфликтов в борьбе за политическую власть в Афганистане. Вооруженные конфликты в борьбе за политическую власть в Афганистане начались в апреле 1978 года, когда в результате военного переворота под названием Апрельская ре-
волюция к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. По состоянию на текущий момент (ноябрь 2017 года) внутриафганский конфликт продолжается.
В основе традиционного афганского метода ведения войны до и после установления ислама лежало правило: победи или погибни. Оно идеально подходило прагматичному характеру афганцев. Однако это правило противоречило требованиям новой формы ведения военных действий, которые предписывались принципами ислама. Новые способы ведения войны, которые устанавливались исламом, были более сложными для афганцев и иногда противоречили существующим правилам применения силы. Новые правила регулировали такие вопросы, как "побочный ущерб", наносимый гражданским лицам, включали ограничения на нападение на раненых противников, по исламским правилам раненым и пленным нельзя было причинять вред.
Сегодняшнюю попытку внедрить демократию современного западного образца почти невозможно реализовать в Афганистане после почти 40 лет политического, социального и религиозного конфликта. Попытка осуществить это делается на фоне продолжающегося и расширяющегося конфликта, все более разрывающего ткань афганского общества и втискивающего исламскую веру афганцев во все более фундаменталистскую форму. Афганцы снова оказываются в тисках, которые заставляют их изменить свой образ жизни, подталкивают к тому, чтобы уступить контроль над своим пространством, и вынуждены иметь дело с динамичным взаимодействием ислама и вооруженного конфликта в рамках своего развивающегося общества.
Огромное влияние ислама на все сферы жизни общества находит широкое отражение и в таком явлении, как международный терроризм. Современный международный терроризм является, как правило, исламистским. Под влиянием деятельности вооруженной оппозиции Афганистан является источником повышенной террористической опасности [25].
Причинами международного терроризма являются глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира. Наличие в странах третьего мира значительного количества людей, которые сильно подвержены влиянию религиозной идеологии и чрезвычайно низкий уровень жизни этого населения, приводят к тому, что для них финансово привлекательные предложения международных террористических организаций ста-
новятся решающим фактором для вступления в данную организацию и в некоторых случаях - отправки в Сирию и Ирак.
Еще одна причина столь массового развития международного терроризма - отсутствие светского государства, полноценной системы образования, построенной на человеческих ценностях. Вовлеченные в терроризм люди видят мир по-другому, они выросли в системе, где нет человеческих ценностей.
В Афганистане отчетливо прослеживается усиление влияния радикальных религиозных партий и движений, в первую очередь международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ) и «Аль-Каида». По причинам неграмотности, бедности и сильной подверженности влиянию религии ислам население Афганистана вступает в террористические организации, тем самым способствуя усилению политической напряженности в стране.
В настоящее время политическая обстановка в Афганистане продолжает оставаться сложной и напряженной, тенденция к обострению ситуации в Афганистане приобретает устойчивый характер: терроризм, наркопреступность и коррупция являются общими угрозами для Афганистана и всего региона.
Что касается влияния религии на политическую жизнь Афганистана, можно отметить, что после принятия в 2004 года Конституции и закона о политических партиях процесс формирования и регистрации политических партий значительно ускорился. В настоящее время в Афганистане насчитывается более 85 партий. Все партии Афганистана ориентированы в первую очередь на религиозные ценности. Современные политические партии Афганистана различаются по идеологическому признаку, который выражается в отношении к проводимым реформам и иностранному присутствию. Большинство партий создавалось для объединения населения страны для противостояния внешним силам во время конфликтов. Почти все партии были созданы в первую очередь для военных целей, что противоречит современной конституции, и различаются они в основном по степени радикальности взглядов. В целом партийная система Афганистана переживает переходный этап формирования. Мы констатируем, что в Афганистане влияние ислама на все стороны жизни общества и государство в целом огромно.
Таким образом, принцип светскости государства для Афганистана является принципиально новой категорией. На его примере четко прослеживается сложность реализации принципов светскости государства в условиях существующей политической системы. По мнению ряда историков, в начале 50-60-х гг. ХХ века Афганистан был светским государством, но затем навязывание ему ислама свело на нет все начинания.
Одним из серьезных внешних препятствий к светскости государства Афганистан является то, что эта страна является одним из ключевых государств для осуществления азиатской геополитики крупнейших мировых игроков на протяжении многих десятилетий, Афганистан остается местом столкновения интересов мировых и региональных держав. Несмотря на все усилия афганского правительства в разные периоды, появление светского государства с развитой экономикой, промышленностью и наукой, в ключевой точке азиатского региона, категорически не устраивает крупных мировых политических игроков.
В то же время есть и существенные внутренние препятствия для внедрения принципов светскости государства. Текущую ситуацию в Афганистане можно характеризовать как достаточно сложный и многосторонний внутренний конфликт. К данному конфликту привели проблемы, сложившиеся внутри страны (конфессиональные противоречия, слабость текущего правительства, несоблюдение прав человека), так и внешние факторы (интересы и действия зарубежных стран, участвующих в афганском конфликте) [21].
В настоящее время в Афганистане происходит адаптация культурно-религиозных систем, и эта адаптация не всегда адекватна к новым технологиям, новым общественным отношениям, конкретным правовым позициям заинтересованных стран.
В Афганистане все большую остроту приобретает проблема мирного сосуществования и конструктивного взаимодействия религий, народов, государства и правительства на основе международного права. Главной причиной конфликтов становится неудовлетворенность интересов этнических групп, экономическое и политическое неравенство между ними. Основную помеху для стабилизации афганского общества как раз несет население, которое сильно подвержено влиянию религиозной идеологии с чрезвычайно низким уровнем жизни, которое вступает в оппозиционные группировки.
Основное условие для благополучного разрешения этих конфликтов -создание светского государства, сглаживание этноконфессиональных противоречий, обеспечение верховенства права и соблюдение прав человека, успешная адаптация существующих культурно-религиозных систем друг к другу.
Построение светского государства в условиях ислама вполне реализуемо, что можно проследить на примере таких стран, как Турция, Сирия, Египет, Алжир и Тунис. Так, Турция менее чем за столетие сделала значительный рывок из феодально-теократического государства в развитое индустриальное государство с демократической формой правления. Турция стала первым государством, принадлежащим к исламскому миру, где были предприняты попытки отделить религию от государства, а ислам был законодательно ограничен сферой личной жизни. Сегодня Турция по конституции является светским государством однако, полностью преодолеть влияние религии все же не удается. Поэтому, несмотря на светский характер государства, ислам продолжает играть значительную роль в жизни общества Турции и оказывать влияние на политику страны [23].
Для внедрения светского государства в Афганистане на государственном уровне необходимо проведение реформ, которые должны быть нацелены на создание светского государства, в стране необходимо на законодательном уровне закрепить отделение политики от религии.
Утверждение в политической системе Афганистана института светскости могло бы стать одним из главных достижений общественной и политической трансформации.
Для этого необходимо проведение следующих мероприятий: ислам в стране необходимо на законодательном уровне ограничить сферой личной жизни; роль ислама в стране необходимо довести до минимума; партии Афганистана в своих дискуссиях не должны затрагивать различные вопросы, связанные с религией; население Афганистана в своих политических пристрастиях не должно делать выбор, учитывая степень религиозной приверженности партии.
Если рассматривать светскость государства как готовность внедрять в жизнь общества все новое и полезное, способствовать научному и техническому прогрессу, то для этого необходима реализация следующих реформ в Афганистане: увеличение занятости, создание рабочих мест во всех сферах жизни общества; увеличение минимальной заработной платы;
регулирование рождаемости; запрет практики близкородственных браков, введение евгенических законов; увеличение количества учебных заведений, объединение всех органов образования под единым руководством; борьба с коррупцией; жесткий контроль границ для поддержания безопасности в стране; принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу и др.
Учитывая факт существования этноконфессиональных противоречий в Афганистане, все принципы и функции светского государства в стране должны быть реализованы в полной мере, не предусматривая в государственной политике преимуществ и привилегий в отношении каких-либо конфессий или ущемления их прав.
Таким образом, светский характер государства Афганистана необходим для совместного комфортного существования религии, общества и гражданского населения в стране. Внедрение новых механизмов взаимодействия между ними может стать мощным стимулом для развития Афганистана. Геополитические игры вокруг Афганистана не имеют ничего общего с заботой об этой стране и ее народе. Население Афганистана, оказавшись на пике геополитического противостояния, давно заслужило право жить в мире, строить и развивать свое государство, поддерживая дружественные отношения с теми государствами, которые искренне хотят видеть будущее Афганистана не как лидера по производству наркотиков и очага международного терроризма, а как самодостаточную и независимую страну.
Литература
1. Агафонова А.А. Реализация принципа светского государства в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2012. №2(4).
2. Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах / под ред. И. Кондратьева. М., 2015.
3. Ануфриева С.В., Ануфриева Л.А. Современный терроризм - глобальная проблема мира // Юный ученый. 2016. №4.
4. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №1.
5. Бисмиллах М. Конфликт в Афганистане: международно-правовая модель урегулирования. // Право и управление. XXI век. 2013. №4.
6. Бурьянов С.А. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 - начало 2016 года. М.: Фонд «Здравомыслие», 2016.
7. Вайс М., Хасан Х. Исламское государство. М.: Альпина, 2016.
8. Государство в политической системе общества. URL: http://socipolit.ru/gosudarstvo-v-politicheskoj-sisteme-obshhestva/ (дата обращения 18.10.2017).
9. Гришин О.Е. Взаимосвязь государства и политической системы: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2015. №4(83).
10. Капинос Р. Экономические идеи Корана и практика современного ислама // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №3.
11. Кемаль А. ИГИЛ. Зловещая тень халифата. М.: Алгоритм, 2015.
12. Конституция Афганистана. Кабул, 2004.
13. Конфликты на Востоке этнические и конфессиональные / Под ред. проф. А.Д. Воскресенского. М., 2008.
14. Политическая обстановка в Афганистане и тенденция ее развития. URL: http://politinform.su/analitika/56434-obstanovka-v-afganistane-i-tendenciya-ee-razvitiya-2016.html (дата обращения 06.10.2017).
15. Понкин И.В. Светскость государства: к вопросу определения правового содержания понятия // Образование. 2013. №3.
16. Религия и политика в Турции. URL: http://www.turkishnews.ru/politika-i-obschestvo-turcii/article/religiya-i-politika-v-turcii (дата обращения 13.10.2017).
17. Степанова Е.А. Афганистан: перспективы политического урегулирования // Пути к миру и безопасности. 2012. Вып. 1(42).
18. Цзинь И. Международный терроризм. Основные пути борьбы против международного терроризма на современном этапе // Молодой ученый. 2017. №20.
19. Шандыбина М. Российская модель светского государства: ожидания и реальность // Государственная служба. 2015. №4(96).
20. Шахов М.О. К вопросу о правовом соотношении принципа светскости государства и принципа отделения от него религиозных объединений // Религия и право. 2014. №2.
21. Щипков А. Как понимать светскость государства. URL: http://pravoslavnye.ru/opp/2017/sentyabr/11/kak_nam_ponimat_svetskost_gos udarstva/ (дата обращения 19.10.2017).
22. Kosmin В.А., Keysar А. Secularism & Secularity: Contemporary International Perspectives. Institute for the Study of Secularism in Society and Culture (ISSSC). 2007.
23. Berlinerblau J. How to be Secular. URL: http://englewoodreview.org/jacques-berlinerblau-how-to-be-secular-review/ (дата обращения 14.10.2017).
24. Leiter В. Is "Secular Moral Theory" Really Relatively Young? URL: http://leiterreports.typepad.com/blog/2009/06/is-secular-moral-theory-really-relatively-young.html (дата обращения 15.10.2017).
25. Casciani D. Ignore Islam, 'ex-Muslims' urge. URL: http://news.bbc.co.uk/2Zhi/uk_news/6224702.stm (дата обращения 19.10.2017).
26. Rennack D.E. State Sponsors of Acts of International Terrorism - Legislative Parameters: In Brief. Congressional Research Service, 2015.
27. Berlinerblau J. Secularism Is Not Atheism. URL: https://www.huffingtonpost.com/jacques-berlinerblau/secularism-is-not-atheism_b_1699588.html (дата обращения 15.10.2017).
28. Kosmin B.A. Hard and soft secularists and hard and soft secularism: An intellectual and research challenge. URL: https://web.archive.org/web/20090327023704/http://www.trincoll.edu/NR/rdon lyres/9614BC42-9E4C-42BF-A7F4-0B5EE1009462/0/Kosmin_paper.pdf (дата обращения 18.10.2017).
29. Richard Y.W. Islam's status in our secular charter. Institute of Research for Social Advancement. URL: http://www.malaysianbar.org.my/letters_others/
islams_status_in_our_secular_charter.html (дата обращения 16.10.2017).
30. Secularization and Secularism: History and Nature of Secularization and Secularism. URL: http://science.jrank.org/pages/11240/Secularization-Secularism-History-Nature-Secularization-Secularism-1914.html (дата обращения 16.10.2017).
31. Solomon D. Christian Bioethics, Secular Bioethics, and the Claim to Cultural Authority. URL: https://philpapers.org/rec/DAVCBS (дата обращения 13.10.2017).
References
1. Agafonova A.A. Realizaciya principa svetskogo gosudarstva v Ros-sii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2012. №2(4).
2. Alejnikova S.M., Bur'yanov S.A. Svetskoe gosudarstvo v voprosah i ot-vetah / pod red. I. Kondrat'eva. M., 2015.
3. Anufrieva S.V., Anufrieva L.A. Sovremennyj terrorizm - glo-bal'naya problema mira // YUnyj uchenyj. 2016. №4.
4. Batanina I.A., Lavrikova A.A. Parametry politicheskoj sistemy kak faktor razvitiya politicheskogo uchastiya v regionah CFO // Izvestiya Tul'skogo go-sudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2013. №1.
5. Bismillah M. Konflikt v Afganistane: mezhdunarodno-pravovaya model' uregulirovaniya. // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2013. №4.
6. Bur'yanov S.A. Svetskost' gosudarstva i mezhdunarodno priznannaya svoboda sovesti. Teoretiko-prikladnoe issledovanie za 2015 - nachalo 2016 goda. M.: Fond «Zdravomyslie», 2016.
7. Vajs M., Hasan H. Islamskoe gosudarstvo. M.: Al'pina, 2016.
8. Gosudarstvo v politicheskoj sisteme obshchestva. URL: http://socipolit.ru/gosudarstvo-v-politicheskoj-sisteme-obshhestva/ (data ob-rashcheniya 18.10.2017).
9. Grishin O.E. Vzaimosvyaz' gosudarstva i politicheskoj sistemy: teo-reticheskij aspekt // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2015. №4(83).
10. Kapinos R. EHkonomicheskie idei Korana i praktika sovremennogo islama // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2009. №3.
11. Kemal' A. IGIL. Zloveshchaya ten' halifata. M.: Algoritm, 2015.
12. Konstituciya Afganistana. Kabul, 2004.
13. Konflikty na Vostoke ehtnicheskie i konfessional'nye / Pod red. prof. A.D. Voskresenskogo. M., 2008.
14. Politicheskaya obstanovka v Afganistane i tendenciya ee razvitiya. URL: http://politinform.su/analitika/56434-obstanovka-v-afganistane-i-tendenciya-ee-razvitiya-2016.html (data obrashcheniya 06.10.2017).
15. Ponkin I.V. Svetskost' gosudarstva: k voprosu opredeleniya pra-vovogo soderzhaniya ponyatiya // Obrazovanie. 2013. №3.
16. Religiya i politika v Turcii. URL: http://www.turkishnews.ru/politika-i-obschestvo-turcii/article/religiya-i-politika-v-turcii (data obrashcheniya 13.10.2017).
17. Stepanova E.A. Afganistan: perspektivy politicheskogo ureguli-rovaniya // Puti k miru i bezopasnosti. 2012. Vyp. 1(42).
18. Czin' I. Mezhdunarodnyj terrorizm. Osnovnye puti bor'by pro-tiv mezhdunarodnogo terrorizma na sovremennom ehtape // Molodoj uchenyj. 2017. №20.
19. SHandybina M. Rossijskaya model' svetskogo gosudarstva: ozhida-niya i real'nost' // Gosudarstvennaya sluzhba. 2015. №4(96).
20. SHahov M.O. K voprosu o pravovom sootnoshenii principa svetsko-sti gosudarstva i principa otdeleniya ot nego religioznyh ob"edinenij // Religiya i pravo. 2014. №2.
21. SHCHipkov A. Kak ponimat' svetskost' gosudarstva. URL: http://pravoslavnye.ru/opp/2017/sentyabr/11/kak_nam_ponimat_svetskost_gos udarstva/ (data obrashcheniya 19.10.2017).
22. Kosmin V.A., Keysar A. Secularism & Secularity: Contemporary International Perspectives. Institute for the Study of Secularism in Society and Culture (ISSSC). 2007.
23. Berlinerblau J. How to be Secular. URL: http://englewoodreview.org/jacques-berlinerblau-how-to-be-secular-review/ (data obrashcheniya 14.10.2017).
24. Leiter V. Is "Secular Moral Theory" Really Relatively Young? URL: http://leiterreports.typepad.com/blog/2009/06/is-secular-moral-theory-really-relatively-young.html (data obrashcheniya 15.10.2017).
25. Casciani D. Ignore Islam, 'ex-Muslims' urge. URL: http://news.bbc.co.uk/2Zhi/uk_news/6224702.stm (data obrashcheniya 19.10.2017).
26. Rennack D.E. State Sponsors of Acts of International Terrorism - Legislative Parameters: In Brief. Congressional Research Service, 2015.
27. Berlinerblau J. Secularism Is Not Atheism. URL: https://www.huffingtonpost.com/jacques-berlinerblau/secularism-is-not-atheism_b_1699588.html (data obrashcheniya 15.10.2017).
28. Kosmin B.A. Hard and soft secularists and hard and soft secularism: An intellectual and research challenge. URL: https://web.archive.org/web/20090327023704/http://www.trincoll.edu/NR/rdon lyres/9614BC42-9E4C-42BF-A7F4-0B5EE1009462/0/Kosmin_paper.pdf (data obrashcheniya 18.10.2017).
29. Richard Y.W. Islam's status in our secular charter. Institute of Research for Social Advancement. URL: http://www.malaysianbar.org.my/letters_others/
islams_status_in_our_secular_charter.html (data obrashcheniya 16.10.2017).
30. Secularization and Secularism: History and Nature of Secularization and Secularism. URL: http://science.jrank.org/pages/11240/Secularization-Secularism-History-Nature-Secularization-Secularism-1914.html (data obrashche-niya 16.10.2017).
31. Solomon D. Christian Bioethics, Secular Bioethics, and the Claim to Cultural Authority. URL: https://philpapers.org/rec/DAVCBS (data obrashcheniya 13.10.2017).