СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
УДК 314
Михаил Владимирович Карманов,
д.э.н., проф., заведующий кафедрой Социально-экономической статистики, МЭСИ Тел.: 442-72-55,
Эл. почта: [email protected]
Анатолий Владимирович Коротков,
д.э.н., проф., проф. кафедры Экономической теории и инвестирования, МЭСИ Тел.: 442-63-44, Эл. почта: [email protected]
Одним из важнейших аспектов национальной безопасности в современной России является демографическая безопасность. Повышение ее уровня объективно невозможно без должного финансирования со стороны государства. В этой связи всесторонний анализ проблем финансового обеспечения демографической безопасности общества вызывает особый практический интерес.
Кпючевые слова: финансы, факторы национальной безопасности, демографическая безопасность, финансовое обеспечение демографической безопасности, проблемы финансирования демографической безопасности.
Mikhail Karmanov
PhD in Economics, professor, the head of the
chair of Social and Economic Statistics
Moscow State University of Economics,
Statistics and Informatics, SEI HPE
Tel.: 442-72-55
E-mail: M [email protected]
Anatoliy Korotkov
PhD in Economics, professor, the Department of Economic Theory and Investing Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, SEI HPE Tel.: 442-63-44 E-mail: [email protected]
PRESENT TROUBLES OF FINANCIAL PROVISION OF DEMOGRAPHIC SECURITY OF RUSSIA
The demographic security is one of the most important aspects in Russian national security. It's impossible to improve it without the public financing. That's why fundamental analysis offinancial provision problems of demographic security appeals the especial practical interest.
Keywords: finance, factors of national security, demographic security, financial provision of demographic security, financing problems of demographic security.
1. Введение
В общем виде безопасность для любого объекта подразумевает либо отсутствие различного рода опасностей вообще, либо способность самого объекта им успешно противостоять. На уровне государства обычно используется понятие национальной безопасности, которая включает множество различных составляющих, в том числе и демографическую безопасность.
2. Демографическая безопасность общества
Принято считать, что еще маршал Франции Себастьен де Вобан в самом начале восемнадцатого века выдвинул идею обязательного включения демографического фактора в стратегию национальной безопасности. В частности в своей книге «Проект королевской десятины» он обосновал положение, что величие королей напрямую зависит от числа их подданных, которые составляют силу, богатство и благополучие любой страны.
В наши дни осознание актуальности обеспечения демографической безопасности вызвано рядом причин и, прежде всего тем, что в подавляющем большинстве регионов и стран мира наблюдается резкое возрастание роли демографических процессов и усиления их негативного влияния на социально-экономическое развитие общества.
С содержательной точки зрения демографическая безопасность представляет собой защищенность популяции от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую сохранение статуса государства во всем многообразии форм его проявления. Внутренние угрозы чаще всего связаны с неблагоприятными демографическими параметрами и тенденциями изменения самой популяции, а внешние угрозы обычно предопределяются динамикой демографической обстановки за пределами страны.
Специфическими чертами демографической безопасности служат тесная «привязка» к параметрам ситуации, сложившейся в области населения, а также прямая взаимосвязь со всеми ключевыми процессами развития общества (рис. 1).
Население служит той основой, без которой политическая, военная, экономическая, социальная, культурная и прочие укрупненные виды национальной безопасности лишены практического смысла. Только применительно к людям любая внутренняя или внешняя угроза приобретает реальные и четкие очертания, вследствие своего возможного негативного воздействия на жизнь общества. По этой причине демографическая безопасность объективно выступает в качестве мно-
Эизнсмнчв-сьая
эе;эпя;нэ;гь
Демографическая безопасность
Рис. 1. Взаимосвязь демографической безопасности с различными аспектами национальной безопасности
гоаспектнои категории, которая скрытно или явно пересекается с многочисленными процессами, протекающими в различных сферах жизнедеятельности современного государства.
Не случаИно отдельные страны мира (например, Беларусь, Казахстан и др.) уже приняли специальные законы об обеспечении демографической безопасности и включились в активную борьбу за оптимизацию демографических процессов. К сожалению, Российская Федерация в силу целого ряда причин с некоторым опозданием пришла к пониманию катастрофичности ситуации, сформировавшейся в области населения. В результате в нашеИ стране образовался целыИ «букет» внутренних и внешних демографических угроз, играющих исключительную роль. К основным из них относятся:
• гигантское несоответствие между численностью населения и фактически имеющеИся территорией;
• многолетняя устоИчивая естественная депопуляция;
• постоянно усиливающиеся краИ-не диспропорциональное размещение населения по территории;
• дальнеИшее углубление старения общества, повышающее и без того высокую нагрузку на лиц, занятых в экономике;
• низкая рождаемость населения, не обеспечивающая даже простого замещения поколениИ;
• высокая смертность населения, особенно лиц трудоспособного возраста;
• несовпадение общественно необходимых и фактических внутренних миграционных потоков;
• практически не контролируемая и значительная по объему нелегальная миграция из стран ближнего и дальнего зарубежья;
• относительно низкая (особенно у мужчин) средняя продолжительность предстоящеИ жизни населения и др.
3. Финансовое обеспечение демографической безопасности
Для того чтобы, если и не полностью ликвидировать, то хотя бы «смягчить» некоторые из перечисленных выше угроз и тем самым повысить уровень демографическоИ безопасности России, требуется целыИ комплекс специальных мероприятиИ, направленных на оптимизацию социально-экономи-ческоИ обстановки. Многие ученые, специалисты, политические и общественные деятели расходятся в спосо-
бах достижения обозначенноИ цели, но неизменно совпадают в одном - среди различных факторов обеспечения де-мографическоИ безопасности (политическая воля, экономические возможности, социальная ситуация и др.) ведущая и определяющая роль принадлежит финансам.
Подобная трактовка значимости финансового фактора вытекает из сути вопроса. Несомненно, для того чтобы гарантировать демографическую безопасность собственных граждан требуется политическая воля руководства страны. Власть не только должна осознавать свою стратегическую задачу, но и прилагать серьезные усилия для ее реализации, предполагающие конкретные шаги. При этом план повышения уровня демографическоИ безопасности общества не может повисать в безвоздушном пространстве, а должен быть увязан с возможностями экономики, текущим социальным положением и другими обстоятельствами. В противном случае неизбежны диспропорции и противоречия, которые способны привести к кризису экономики и сильным социальным потрясениям.
В этом контексте центральное место принадлежит финансовым ресурсам, от наличия и эффективного использования которых объективно зависят любые, тем более амбициозные национальные проекты и программы. Не имея должного финансового обеспечения, не стоит затевать затратоемкие мероприятия, а повышение уровня де-мографическоИ безопасности (с учетом перечисленных выше россиИских угроз) явно относится к их числу. Следовательно, краИне важно осознавать современные проблемы финансирования демографическоИ безопасности, вытекающие из практики социально-экономического развития нашеИ страны.
4. Проблемы финансового обеспечения демографической безопасности
Во-первых, даже общиИ анализ многочисленных публикациИ в средствах массовоИ информации, содержащих высказывания различных представите-леИ власти, ведущих политических сил, руководителеИ регионов и т.п., свидетельствует о том, что в России имеется определенныИ дефицит свободных финансовых ресурсов, которые можно было бы направить на реализацию тех или иных социальных проектов. После-дниИ мировоИ финансовыИ кризис сильно «подрезал» крылья национальноИ экономике, которая в силу своеИ сырь-
евоИ ориентации пострадала более сильно по сравнению с экономиками развитыми государствами мира. Вкупе с усилившимся оттоком капиталов за границу и невысокоИ инвестиционноИ привлекательностью нашеИ страны ее бюджет все больше стал напоминать «тришкин кафтан», когда попытки решения одних насущных задач наталкиваются на возникновение новых проблем и острую нехватку финансовых ресурсов. Особо требуется отметить то обстоятельство, что повышение уровня демографическоИ безопасности Рос-сиИскоИ Федерации за счет устранения тех или иных внутренних и внешних угроз является весьма дорогостоящим удовольствием. Для подтверждения чего кратко остановимся лишь на некоторых демографических угрозах. Например, стимулирование интенсивности деторождения всегда стоило недешево, особенно в условиях падения статуса семьи, дороговизны жизни, отсутствия дешевого жилья, мест в детских садах и т.п. Поэтому сеИчас никто не знает, сколько денег нужно ухнуть в эту «бездонную бочку», чтобы переломить общественное сознание и убедить население в выгодности рождения детеИ, а также в перспективности подобноИ затеи. Аналогично обстоит ситуация и со смертностью. Для ее снижения в трудоспособном возрасте и увеличения среднеИ ожидаемоИ продолжительности жизни россиян необходимо не только существенно повысить эффективность отечественноИ системы здравоохранения, но и сделать нормоИ здоро-выИ образ жизни. Подобные задачи в финансовом отношении стоят так дорого, что вряд ли подлежать решению в краткосрочноИ перспективе. Ну а чтобы изменить территориальные пропорции размещения жителеИ нашеИ страны и освоить колоссальные пустующие просторы с огромными запасами природных ресурсов требуются финансовые средства, объем которых вообще невозможно не только изыскать, но и даже просто озвучить.
Во-вторых, к сожалению, демографическая безопасность хоть и подрывает основы существования россиИско-го государства, но не является его един-ственноИ «головноИ болью». Наряду с неИ в ряду первоочередных задач стоят такие «монстры», как военные расходы и острая необходимость модернизации экономики. Любая страна мира для того чтобы выжить в условиях жес-точаИшеИ мировоИ конкуренции и ста-
бильно развиваться должна иметь дееспособную армию, оснащенную самыми последними вооружениями. В силу целого ряда причин наша страна в последние два десятилетия слишком мало внимания уделяла собственной армии. Теперь чтобы ликвидировать допущенные просчеты требуется срочно заниматься переоснащением армии и флота. Подобные финансовые расходы относятся к числу первоочередных расходов, так как обороноспособность государства должна находиться превыше всего, чтобы у любых противников не возникало желания бросать вожделенные взоры на богатства российской земли. Сюда же относится и модернизация экономики. За годы новейшей истории Россия серьезно отстала в технологиях, скатилась к «дедовским» методам производства. Ее основные фонды достигли уже запредельной степени физического и морального износа. В этой связи объективно необходимы существенные финансовые вливания в экономику, ориентированные на ее перевод с сырьевого на инновационный вариант развития. Вот и получается, что наряду с обеспечением демографической безопасности есть еще целый ряд других первостепенных задач, промедление решения которых может иметь самые трагичные последствия.
В-третьих, никак нельзя забывать, что перед российским государством в настоящее время стоят серьезные социальные обязательства, которые также требуют огромных финансовых ресурсов. В первую очередь, речь идет о постоянно расширяющейся «армии» пенсионеров, нуждающихся в поддержке и социальной защите. Пока не совсем удачные попытки существенно «обуздать» инфляцию приводят к необходимости систематической индексации пенсий и различных пособий. К ним же добавляется нарастающая инвалиди-зация населения нашей страны, которая требует возрастающего обеспечения граждан, утративших по разным причинам свое здоровье и способность к труду. Отдельной статьей, требующей заметных финансовых влияний, необходимо признать уже реализуемые национальные проекты. Применительно к демографическим процессам правительство финансирует родовые сертификаты, детские пособия и материнский капитал, предполагающие периодическое увеличение их денежного содержания и, как следствие, рост бюджетных расходов. Причем любые соци-
альные программы являются своеобразным наркотиком, к которому люди привыкают очень быстро и при этом не всегда удосуживаются задумываться о реальных возможностях экономики. В результате получается, что государство часто попадает в собственные «силки», поглощающие заметные финансовые ресурсы, экономия которых зачастую имеет негативный общественный резонанс. Поэтому социальные обязательства в совокупности с военными расходами и модернизацией экономики ложатся тяжелым финансовым бременем на федеральный и региональные бюджеты. К тому же следует давать отчет в том, что зарубежные инвесторы по вполне понятным причинам не горят сильным желанием вкладывать свои финансовые средства в осуществление российских проектов подобного рода, а частные национальные финансовые резервы чаще всего выводятся за границу и вкладываются в более «короткие» по времени и прибыльные проекты.
В-четвертых, к еще большему сожалению в нашей стране до сих не налажен должный и эффективный контроль за использованием и без того немногочисленных финансовых ресурсов. Получается замкнутый круг. С одной стороны, государство не «страдает» от избытка свободных и «пылящихся» денежных средств, а, с другой стороны, не может надежно контролировать их распределение и вложение. Если верить самым разнообразным публикациям, имеющимся на этот счет в средствах массовой информации, то в настоящее время в России сформировалась и приобрела устойчивый характер система «откатов», «распилов» и прочих преступных манипуляций, связанных с распределением и использованием бюджетных финансовых ресурсов. Фальшивые конкурсы, тендеры и т.п. являются ширмой для разворовывания финансовых средств, которые различными способами либо оседают на счетах подставных фирм, либо вообще уходят за рубеж без возврата. Сюда же относятся разнообразные денежные махинации, предполагающие чрезмерное завышение закупочных цен в рамках тех или иных федеральных и региональных проектов и программ, в результате которых выделенные финансы используются крайне неэффективно. Не являются исключением и мероприятия, нацеленные на повышение уровня демографической безопасности российского обще-
ства. В этом плане достаточно вспомнить нашумевший случай с закупкой медицинского оборудования, когда томографы оплачивались за счет государственного бюджета по двойной цене. В результате совершенно ясно, что укрепление национальной системы здравоохранения, подразумевающее рост средней продолжительности предстоящей жизни людей, достигается посредством неадекватных и непомерных финансовых затрат. Касаясь демографической безопасности, нельзя не вспомнить и колоссальные финансовые вливания нашего государства, направленные на поддержку деятельности федеральной миграционной службы, борьбу с нелегальными мигрантами (особенно их содержание, кормление и выдворение из страны). При этом коррупция в отдельных подразделениях ФМС, связанная с продажей российских паспортов, достигла неприличных масштабов и никак не желает идти на убыль, несмотря на активную работу правоохранительных органов, которые также вносят свою лепту в «обеспечение» демографической безопасности, подчас используя нелегалов как дополнительный источник повышения собственного благосостояния.
В этой плоскости контроль за использованием финансовых ресурсов, выделенных на реализацию разнообразных проектов, ориентированных на оптимизацию демографических процессов, ничем не отличается, а по сути дела и не может отличаться от общего положения дел. Поэтому финансовое обеспечение демографической безопасности, несмотря на всю свою актуальность, мало того, что носит ограниченный характер, так еще и традиционно сопряжено с разбазариванием государственных денежных средств, которые либо разворовываются, либо используются не самым лучшим образом в угоду чиновникам различного ранга.
На региональном уровне ситуация выглядит еще хуже, особенно в дотационных субъектах нашей страны, которые отличаются крайне скудными финансовыми ресурсами в плане развития здравоохранения, жилищного строительства, поддержки молодых и многодетных семей и т.п. Особняком здесь стоят северные, сибирские и дальневосточные регионы, не способные как это было в прошлом за счет финансового фактора удерживать на местах жителей трудоспособного возраста, в том числе молодежь. В итоге многие позитивные
устремления государства, ориентированные на стабилизацию и укрепление демографическоИ безопасности по финансовым причинам на местах часто напоминают благие пожелания, не подкрепленные фактическими возможностями.
5. Заключение
Таким образом, приходится констатировать, что обеспечение демографи-ческоИ безопасности в современноИ России наталкивается на целыИ комплекс серьезных практических проблем, связанных не только с должным финансированием различных социально-демографических проектов, но и с эффективным использованием фактически выделяемых финансовых ресурсов, контроль за использованием которых продолжает оставаться на достаточно низком уровне.
Литература
1.Карманов М.В., Смелов П.А. Де-
мографическая экспансия как угроза инновационного развития России. // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции». - 2010. - №4.
2. Демографическая конъюнктура общества как важнейший элемент прикладных экономических и маркетинговых исследований. Под общим руководством проф. Карманова М.В. Межкафедральная монография. - М.: МЭСИ, 2010.
3. Карманов М.В., Карманов А.М., Смелов П.А. Особенности интегральной оценки демографической безопасности общества // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». - 2009. -№4.
4. Смелов П.А., Карманов М.В., Ду-дарев В.Б., Зареченский А.И. Методология экономико-статистического анализа демографической безопасности и здоровья общества. Коллективная монография. - М.: МЭСИ, 2009.
References
1. Karmanov M.V., Smelov P. A. Demographic expansion as a threat to innovation development in Russia. // Scientific-analytical journal "Innovation and investment" - 2010. - № 4.
2. The demographic situation of society as an essential element of applied economic and marketing research. Under the general supervision of prof. Karmanov M.V. Inter-chair monograph. -M.: MESI, 2010.
3. Karmanov M.V., Karmanov A.M., Smelov P.A. Features of the integrated assessment of the demographic security of the society // Scientific and practical journal "Economics, Statistics and Informatics. Journal UMO" - 2009. - № 4.
4. Smelov P.A., Karmanov M.V., Dudarev V.B., Zarechensky A.I. The methodology of economic and statistical analysis of demographic health and safety of society. Collective monograph. - M.: MESI, 2009.