Научная статья на тему 'Современные проблемы экономической безопасности рынка земли и пути их решения'

Современные проблемы экономической безопасности рынка земли и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / РЕЙДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешков С.А.

Данная статья рассматривает основные проблемы, существующие в настоящее время на земельном рынке: высокие трансакционные издержки, несовершенство законодательного аппарата в области земельного оборота, а также рост преступности в сфере земельных отношений. Также в статье представлены меры сглаживания данных негативных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы экономической безопасности рынка земли и пути их решения»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА ЗЕМЛИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Мешков С.А.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

Данная статья рассматривает основные проблемы, существующие в настоящее время на земельном рынке: высокие трансакционные издержки, несовершенство законодательного аппарата в области земельного оборота, а также рост преступности в сфере земельных отношений. Также в статье представлены меры сглаживания данных негативных тенденций.

Ключевые слова земельный рынок, земельные отношения, экономическая безопасность, трансакционные издержки, рейдерство.

Земельные ресурсы сегодня выступают важнейшей категорией экономической жизни любого государства, ведь они составляют уникальную часть принадлежащего богатства, созданного самой природой. Однако рынок земли как явление относительно новое для сегодняшней экономической действительности требует совершенствования регулирования со стороны государственных структур, защиты прав собственности пользователей земель, пресечения растущего числа правонарушений в этой сфере и, как следствие, обеспечения целесообразного и эффективного использования земельных ресурсов. Иными словами, всё в большей мере растёт актуальность вопроса повышения экономической безопасности в сфере земельных отношений.

Данная необходимость продиктована рядом объективных причин, связанных с возникновением на земельном рынке негативных явлений, подрывающих его эффективность и безопасность. К ним можно отнести:

1. Высокие трансакционные издержки защиты прав собственности на землю;

2. Несовершенство законодательной базы, а также органов государственной власти, регулирующих сферу земельных отношений;

3. Неэффективная аллокация прав собственности на землю и связанное с ним явление рейдерства.

К факторам, затрудняющим ход реформы в сфере земельных отношений, относятся затраты на обслуживание уже существующего рынка, т.е. трансакционные издержки. Необходимо отметить, что в российской практике нет определения трансакционных издержек как таковых.

В табл. 1 представлена оценка трансакционных издержек при оформлении прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности по состоянию на конец 2012 г. (табл. 1). Как известно, после оформления должным образом прав на земельный участок, собственник имеет полное право

продавать его или сдавать в аренду. Однако, как видно из данных таблицы, в среднем на оформление земельного участка может потребоваться 7 месяцев и 37 тыс. рублей.

Таблица 1

Трансакционные издержки при формировании земельного участка из земель долевой собственности (2012 г.)

Трансакционные издержки Зат| заты

времени, мес. денег, тыс. руб.

Поиск информации о кадастровом инженере 0,5 0,2

Межевание земельного участка 1,0 10,0

Подготовка выписки из органа кадастрового учёта 0,2 0,5

Подготовка выписки из ЕГРП 0,2 0,3

Опубликование в СМИ извещения о месте и порядке проведения межевания 0,2 5,0

Опубликование в СМИ извещения о проведении общего собрания 0,2 5,0

Подготовка проекта межевания 1,0 2,0

Ознакомление с проектом заинтересованных лиц 1,0 -

Проведение общего собрания участников долевой собственности для утверждения проекта межевания 0,1 1,0

Заверения органами местного самоуправления по месту расположения земель либо нотариально удостоверяющих документов 0,2 1,0

Подготовка межевого плана 0,2 10,0

Предоставление документов в орган кадастрового учёта 0,2 -

Постановка на кадастровый учёт земельного участка 1,0 -

Получение документов из органа кадастрового учёта 0,1 -

Сдача документов в управление Росреестра, оплата госпошлины 0,1 2,0

Госрегистрация прав собственности в управлении Росреестра 1,0 -

Получение удостоверяющих права собственности документов 0,1 -

ИТОГО 7,1 37,00

Трансакционные издержки на рынке земли являются весьма значительными. По нашему мнению, в целях сокращения трансакционных издержек на рынке земли за стоимостную оценку земельных участков следует брать их кадастровую стоимость с применением повышающих или понижающих коэффициентов для её приближения к рыночной цене. Кроме этого, действенными мерами сокращения трансакционных издержек на рынке земли состоят в обеспечении доступности информации о земельных участках, привлечение более квалифицированных специалистов по оценке стоимости и измерению земель, грамотное заключение договоров с целью уменьшения случаев уклонения от неисполнения их условий, снижение расходов при решении вопросов собственности в судебном порядке [1].

Следующим негативным явлением на рынке земли является несовершенство действующего законодательства в сфере земельных отношений и проблемы координации органов власти при решении вопросов регистрации прав собственности на землю. Сюда можно отнести непостоянство и несовершенство главного федерального органа, задействованного в осуществле-

154

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

нии земельной реформы и менявшего свое название несколько раз. Каждое из озвученных выше изменений в структуре органов власти в сфере земельных отношений было связано с различными изменениями, в том числе и негативными. Несмотря на то, что в целом тенденции к объединению данных уполномоченных органов можно рассматривать положительно, эти процессы не вызвали коренных изменений в методах наполнения реестра прав на земельные ресурсы, т.к. они не включаются в реестр на основе сформированной ранее информации без участия обладателя прав. Поэтому издержки, связанные с трансформацией системы учета прав на земельные участки, возлагаются на правообладателя, что является несправедливым и неэффективным, так как данная ситуация зависит не от него, а от органов государственной власти.

Для решения данных проблем ключевым моментом можно рассматривать сокращение и упорядочение документооборота между структурными подразделениями службы Росреестра при участии самого собственника или землепользователя, а также осуществление выполнения ряда работ, связанных с обновлением картографических материалов, организацией деятельности банка электронных карт за счет бюджетных средств всех уровней [2].

Одним из негативных следствий неотрегулированности имущественных отношений является рост разного рода правонарушений [3]. Сюда, в частности, относится земельное рейдерство. Рейдерство в последнее время довольно широко распространено в России и является одним из видов высокодоходного бизнеса, где рентабельность составляет 1000 %, который наносит серьезный ущерб всем отраслям экономики страны. Рейдерство не утратило себя после окончания приватизации, но еще с большим стимулом продолжает эволюционировать.

Чаще всего к причинам учащающихся рейдерских захватов можно отнести злоупотребление рейдерами низкой правовой культурой в сельской местности и лакуны земельного права. Поэтому важной мерой по противодействию рейдерству в настоящее время является формирование действенной системы барьеров, включающей постоянный мониторинг и инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, совершенствование механизмов регистрации прав собственности на землю, ужесточение контроля за целесообразным и эффективным использованием земельных участков.

Итак, названные нами проблемы в настоящее время наносят существенный вред земельному рынку. Поэтому формирование эффективной системы противодействия данным негативным явлениям в обозримом будущем должно основываться на координации всех ветвей власти и разработке конкретных мер по решению каждой из этих проблем. Комплексный подход позволит сгладить отрицательные тенденции развития рынка земли и, как следствие, обеспечит экономическую безопасность для его субъектов.

Список литературы:

1. Нечаев В. Оборот сельскохозяйственных земель в России: трансформация институтов и практика / В. Нечаев, Г. Барсукова, К. Юрченко // АПК: Экономика и управление. - М., 2012. - № 7. - С. 30-36.

2. Шагайда Н.И. Оборот сельскохозяйственных земель в России: трансформация институтов и практика / Н.И. Шагайда. - М.: Ин-т Гайдара, 2010. -332 с.

3. Степичева О.А. Сглаживание социально-экономических последствий теневой деятельности в регионе в контексте обеспечения его экономической безопасности / О.А. Степичева, В.В. Чернова // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2008. - № 3. - С. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.