Научная статья на тему 'Современные проблемы биоэтики'

Современные проблемы биоэтики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
884
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ / БИОЭТИКА / НАИЛУЧШАЯ ИЗ ИМЕЮЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА / СЕКСУАЛЬНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ ЖЕНЩИН / УТИЛИТАРИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы биоэтики»

ЭТИКА

2019.03.014. О.В. ЛЕТОВ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ. (Обзор).

Ключевые слова: правило информированного согласия; биоэтика; наилучшая из имеющихся возможностей; принцип социальной справедливости; устойчивое развитие; права человека; принцип свободы выбора пациента; сексуальное оскорбление женщин; утилитаризм.

А. Бойд, Дж. Лэко, Дж. Уивер, Дж. Трейни и Дж. Фрик (Худ колледж, Фредерик, США) отмечают (1), что устойчивое развитие социума требует определенных политики и практики, которые бы защищали права человека и одновременно способствовали развитию человеческого процветания в рамках сбалансированной экосистемы, живой и здоровой. Ошибочно было бы предполагать, что животные и растения, «сожители» человека на планете Земля, являются несокрушимыми сами по себе и служат лишь для удовлетворения человеческих потребностей. «Цель устойчивого развития -это здоровые люди, живущие на обитаемой планете» (1, с. 158).

Сообщества людей различны в одних аспектах и универсальны в других. Вирус, который распространяется через укус москита, обладает иммунитетом к социальному разнообразию: природа учит вирусы питаться и размножаться. Человеческие инфекции перестают быть пассивными наблюдателями событий. Вновь возникающие вирусы, как, например, вирус Эбола, не могут не отражать тонкую сеть отношений, существующих между человеком и экосистемой. Развитие технологий, которые направлены на диагностику, лечение и предотвращение болезней, требует от медицинского персонала высокого уровня квалификации. Устойчивое развитие требует защиты тонкой ткани, точно сплетенной из нитей экономики, общества, окружающей среды и политики. Справедливость есть не

что иное, как честное и равное отношение к людям в соответствии с их потребностями. Благодаря общественному договору справедливость включает в себя как человеческие права, так и устойчивое социальное развитие. Согласно концепции прав человека, каждому индивиду, независимо от его социального положения, должны быть обеспечены условия, необходимые для благополучного существования. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека каждый индивид обладает неотъемлемыми правами лишь в силу того, что он человек. Вопрос о том, что нужно людям для поддержания здоровья и благополучия, является менее дискуссионным, чем вопрос, кто обладает обязанностью или несет ответственность за обеспечение необходимых ресурсов, способствующих реализации человеческих прав.

С психологической точки зрения человек нуждается в социальном взаимодействии, социальных связях и чувстве сообщности. С физиологической точки зрения человек обладает потребностью в пище, воде, жилище и медицинской помощи. В соответствии с концепцией прав человека, признается как психологический, так и физиологический аспект. Если индивид живет в условиях, когда обеспечены основные его потребности и отсутствует необходимость борьбы за существование, его время и усилия могут быть направлены на такие цели, как прогресс новых технологий, совершенствование общественной солидарности, поддержание устойчивого развития. Согласно Всеобщей декларации прав человека, все люди имеют право на получение медицинской помощи. К сожалению, индивиды, нации и учреждения могут игнорировать или нарушать без особых последствий права человека. Необходимо выработать особый подход, который бы разоблачал различные проявления несправедливости. Требуются ответственные лица и ответственные правительства, чтобы обеспечить каждому индивиду доступ к медицинскому обслуживанию. Невозможность подобной задачи обусловлена такими факторами, как неравенство, социально-экономическая дифференциация, или, используя выражение П. Фармера, «ловушка бедности».

А. Бойд, Дж. Лэко, Дж. Уивер, Дж. Трейни и Дж. Фрик приходят к выводу, что путь к разнообразию и сложности мира - это способность видеть в другом человеке отражение самого себя. «Реальная и адекватная оценка человека придает моральную значи-

мость правам человека, в особенности в контексте вспышек смертельного вируса» (1, с. 163). Международный Билль о правах человека не связывает общие потребности людей с каким-либо вероучением или религиозным текстом, с определенной версией философского, социологического или политического учения, а, скорее, в нем формулируются практические уроки, извлеченные из наблюдения за тем, что случается, когда человек не относится к людям гуманно. Вспышки вируса Эбола выявляют необходимость в универсальной системе здравоохранения как глобальном справедливом приоритете. Рабочие-иностранцы, заболевшие вирусом в чужой стране, вряд ли получат адекватную медицинскую помощь, возвращаясь домой. Необходима политическая воля, которая бы преодолевала систему двойных стандартов, существующих одни для мира богатых, другие - для мира бедных. Уважать человеческие права необходимо не только в сфере политики, но и в области здравоохранения.

А. Бойд, К.М. Уинпиглер, Э. Фигеро (Худ колледж, Фредерик, США) считают (2), что вирус Зика представляет собой благоприятный случай для исследования взаимодействия между наукой и этикой. Последствия этого вируса заключаются в том, что если беременная женщина окажется инфицированной данным вирусом, то существует высокая вероятность, что ребенок родится микроцефалом. Не случайно Всемирная организация здравоохранения объявила в 2016 г. вирус Зика глобальной угрозой человечеству. Указанный вирус был впервые выявлен в 1947 г. среди населения Юго-Восточной Азии и некоторых тихоокеанских островов как легкая лихорадочная болезнь. Источником этой болезни оказываются укусы москитов.

Доступ к медицинским ресурсам, репродуктивные права матери, врачебный уход за детьми - все это вопросы, касающиеся принципа социальной справедливости. Недавно полученная вакцина от вируса Зико ставит вопрос о том, будут ли в качестве испытуемых для ее исследования привлекаться добровольцы на безвозмездной основе или за определенную плату. То обстоятельство, например, что в такой стране, как Бразилия, запрещены аборты, порождает определенную несправедливость в случае выявления у беременной женщины вируса Зико. В данной ситуации у нее просто не остается выбора. Представители власти в этой стране в пе-

риод вспышки вируса рекомендуют женщинам отложить беременность на срок от 6 до 12 месяцев. Многие женщины в латиноамериканских странах вынуждены прибегать к нелегальным абортам, что не может не сказываться отрицательно на состоянии их здоровья и способности к репродукции в будущем. Все это вступает в противоречие с известным принципом свободы выбора пациента.

Согласно Международной конвенции по экономике, социальным и культурным правам, право на сексуальную жизнь и способность к репродукции предполагает определенные права и свободы. Согласно принципу свободы, человек обладает правом выбора и принятия ответственных решений, свободой от насилия, принуждения и дискриминации, неприкосновенностью тела, сексуальной и репродуктивной свободой. Напрашивается вывод, что правительства латиноамериканских стран дают женщинам те или иные рекомендации, не обеспечивая их какими-либо материальными ресурсами. Информация по таким вопросам, как планирование семьи и средства контрацепции, также ограничена для населения развивающихся стран.

А. Бойд, К.М. Уинпиглер, Э. Фигеро приходят к выводу, что случай с вирусом Зико демонстрирует, насколько глубоко распространена несправедливость в распределении медицинских ресурсов в мире. Это обстоятельство создает потенциальную угрозу для каждого человека. Во многих странах отсутствуют такие превентивные меры, как наличие москитных сеток, отсутствие контрацептивных средств, слабая сеть службы материнской помощи. В подобных условиях локальная эпидемия способна превратиться в пандемию благодаря таким факторам, как миграция людей, урбанизация, исчезновение лесных массивов, изменение климата. «Вспышки вируса Зико свидетельствуют о взаимосвязях человечества в мире аэропланов и социальных сетей» (2, с. 158). Подобные вспышки служат пробным камнем способности человечества к международному сотрудничеству и предоставляют интересный материал для этических исследований.

С. Ковайа-Панжвани (ассистент-профессор Школы медицинских сестер, Карачи, Пакистан) указывает (3), что информированное согласие составляет важный элемент клинической практики как при лечении взрослых, так и детей. «Процедура принятия информированного согласия пациента различается в разных клини-

ках, потому что несовершеннолетние считаются юридически некомпетентными принимать ответственные решения» (3, с. 143). В статье формулируются следующие цели. Во-первых, выявить значение правила информированного согласия в области педиатрии, рассматриваемое с точки зрения родителей. Во-вторых, исследовать современную практику применения этого правила, учитывая специфику педиатрии. В-третьих, выявить факторы, связанные с принятием информированного согласия пациентом. В-четвертых, определить роль ребенка в процессе принятия решения.

Правило информированного согласия пациента опирается на принцип уважения личности. В области медицины это правило тесно связано также с принципом свободы выбора пациента, когда взрослый индивид принимает собственное решение, выбирая для себя наилучшую из имеющихся возможностей. Взрослый пациент обладает правом принимать решение на основе имеющейся у него информации. Что касается области педиатрии, то здесь родители обладают правовым и моральным авторитетом, чтобы принимать решения от имени своих детей. Считается, что именно родители способны сделать наилучший выбор для ребенка, поскольку они о нем заботятся, знают его потребности и защищают ребенка от любого причинения ему вреда. Однако для того чтобы родители приняли правильное решение, требуется соблюдение следующих условий: 1) они должны быть достаточно компетентными, чтобы принять разумное решение; 2) обладать адекватными знаниями и информацией; 3) быть эмоционально устойчивыми; 4) нести ответственность за принятые решения.

С. Ковайа-Панжвани приходит к выводу, что проведенные исследования показывают следующие факторы, препятствующие адекватному принятию пациентом информированного согласия, такие как неграмотность пациентов, языковые барьеры, недостаточное количество времени, отведенное пациенту для принятия решения, бедность, различие властных полномочий, подавленное состояние сознания и т.п. Существует определенный разрыв между компетентностью и информированностью родителей, с одной стороны, и общепринятыми этическими стандартами, с другой. Более конкретные количественные исследования способны выявить, в какой степени ребенок может участвовать в процессе принятия оптимального решения. Особенную актуальность приобретает во-

прос, когда мнения родителей и ребенка по поводу методов лечения расходятся. «Важное значение приобретает необходимость в определении эффективной, практически и реалистически применимой модели принятия решений в области педиатрии» (3, с. 150).

Н. Рафик, С. Салтен, А. Хирани, С. Сираж, З. Хажани и Н. Рафик (клиника университета Ага Хан, Пакистан) отмечают (4), что в 2018 г. был отмечен целый ряд публикаций в прессе, связанных с сексуальным оскорблением женщин. Все это нашло отражение в социальном движении «позвони мне тоже». Это движение охватило почти все профессии и отрасли индустрии, включая и такую профессию, как медицинская сестра. Мировое сообщество стало гиперчувствительным к разговорам о сексуальных отношениях. Трудно провести границу между случаями, действительно требующими этической оценки, и эпизодами, не достойными внимания как философа, так и журналиста. «Сторонники движения "позвони мне тоже" стремятся подойти к этическим вопросам с различных точек зрения с целью достичь приемлемого решения» (4, с. 168).

Различные случаи медицинской практики порождают следующие этические вопросы. 1. Должны ли всегда приниматься на веру жалобы пациента даже в том случае, когда он психически неадекватен? 2. Допустимо ли оказание услуг медицинской сестры (брата) по отношению к лицам противоположного пола, особенно в странах, где существуют культурные стереотипы? 3. Является ли повторение одной и той же ошибки медицинским работником свидетельством системной ошибки? 4. Можно ли при составлении методики оказания медицинской помощи заранее учитывать пол пациента?

Согласно теории заботы, медицинские работники должны уважать достоинство пациента, использовать на практике благожелательность и сопереживание. Вместе с тем справедливость предполагает честный и беспристрастный подход к человеку, принятие решения, свободного от предубеждения и приемлемого для всех сторон конфликта. Увольнение медицинского сотрудника в целях сохранить достоинство психически больного пациента вступает в определенное противоречие с принципом справедливости. В соответствии с философией утилитаризма, наибольшее благо должно быть достигнуто даже в том случае, когда эта цель расходится с

интересами отдельных индивидуумов. Каждый человек обладает определенными правами. Защита прав отдельного индивида не должна вступать в противоречие с правами других людей. Увольнение медицинского сотрудника в целях защиты корпоративной чести нарушает его право на уважение, справедливость, труд и достоинство.

Н. Рафик, С. Салтен, А. Хирани, С. Сираж, З. Хажани и

H. Рафик приходят к выводу, что любые предвзятые обвинения медицинских сестер (братьев) этически предосудительны. Иногда общество становится сверхчувствительным по отношению к людям, требующим к себе особого внимания. Подобное отношение не способствует объективному решению назревших этических проблем. Все это порождает трудности в демаркации между обоснованными и необоснованными обвинениями в сексуальных домогательствах. Необходимо учитывать реальную природу этических проблем, соблюдая права как медицинских сотрудников, так и пациентов.

Список литературы

I. Global challenges in sustainable public health / Boyd A., Lacko J., Weaver G., Traini J., Frick J. // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. -Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 5. - P. 158-163.

2. Boyd A., Winpigler C.M., Figueroa E. Ethical Challenges of the Zika Epidemic // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. -Vol. 28, N. 5. - P. 154-158.

3. Khowaja-Punjwan S. Pakistani parents understand informed consent but not assent: A pilot study // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 5. - P. 143-151.

4. Nursing and #MeToo / Rafiq N., Sultan S., Hirani A., Siraj S., Hajani Z., Rafiq N. // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. -Vol. 28, N 6. - P. 168-171.

2019.03.015. БОЙД А. ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ВЫЗОВ БИОЭТИКЕ

BOYD A. Transhumanism challenge to bioethics // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 5. -P. 137-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.