Научная статья на тему 'Развитие клинической этики в Италии'

Развитие клинической этики в Италии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ЭТИКА / БИОЭТИКА / ПАТЕРНАЛИЗМ / ПРИНЦИП СВОБОДЫ ПАЦИЕНТА / ДОВЕРИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие клинической этики в Италии»

ди с ограниченными возможностями остаются в зоне особого риска по отношению к этому вирусу. Эти люди, хотя и не обладают повышенной сексуальной активностью, однако имеют склонность к алкоголю или наркотикам. Среди подобных людей отмечается низкий уровень осведомленности в сфере проблем, связанных со СПИДом. Выделяются два основных направления в области здравоохранения: 1) принципы правильного руководства этой системой; 2) распространение адекватной литературы в данной области. «Идея оказания медицинской помощью не должна ограничиваться индивидуальным уровнем отдельного пациента: необходимо также учитывать такие факторы, как социальной и окружающей среды» (с. 98). Согласно канадской Хартии услуг в сфере здравоохранения, в этой сфере необходимо формирование публичной политической стратегии, создание благоприятной для пациентов среды, расширение сети социальных акций и совершенствование квалификации врачей. Средства массовой информации играют в данной сфере существенную роль, поскольку именно благодаря им формируется общественное мнение в том или ином важном вопросе. Однако, как показывают социологические исследования, люди начинают обращаться к медицинской литературе и журналам, как правило, лишь после того факта, когда болезнь коснулась их самих или близких им людей.

М. Ченг-тек Тай и П. Хсу приходят к выводу, что рано или поздно «благодаря академической литературе и средствам массовой информации невидимые проблемы людей, страдающих вирусом иммунодифицита, превратятся в видимые проблемы» (с. 102).

О. В. Летов

2019.02.020. О.В. ЛЕТОВ. РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ИТАЛИИ. (Обзор).

Ключевые слова: клиническая этика; биоэтика; патернализм; принцип свободы пациента; доверие.

М. Пикоцци, Ф. Николи и Р. Пегораро отмечают (1), что, начиная с 2010 г. члены созданной рабочей консультативной группы по вопросам клинической и медицинской этики организовали целый ряд встреч и конференций, предметом рассмотрения которых выступало состояние биомедицинской этики в Италии. Другой те-

мой указанных конференций выступала возможность организации консультаций для практикующих врачей по вопросам клинической и медицинской этики. Подобные консультации призваны осуществлять специально созданные этические службы, которые уже успешно функционируют в ряде европейских стран.

Этический консультант выполняет следующие функции: 1) обеспечивать помощь, касающуюся тех или иных клинических случаев; 2) он должен быть всегда доступен как для специалистов, так и для пациентов или людей, принимающих участие в эксперименте в качестве испытуемых; 3) он призван в качестве посредника разрешать возникающие конфликты; 4) информировать медицинский персонал обо всех новых положениях и достижениях в области клинической этики; 5) поддерживать связи с этическими комитетами как данного учреждения, так и других учреждений; 6) этический консультант является представителем междисциплинарного синтеза таких областей знания, как этика, медицина, право, экономика и организационный менеджмент. В этой связи встает вопрос о том, может ли субъект, не обладающий опытом клинической практики, давать рекомендации в сфере клинической этики? Задача этического консультанта - выслушать позиции как специалиста, так и пациента и оставить за пациентом право выбора.

Первым шагом рабочей консультативной группы был организованный в 2001 г. в Варезе семинар по теме «На пути к профессионализму в области биоэтики». На этом семинаре ученые обсуждали практические последствия проводимых консультаций в указанной сфере. Отмечается, что, «если в США служба этических консультаций выступает для врачей стабильным инструментом в их повседневной практике, то в Европе подобные службы еще делают "первые шаги"» (1, с. 25). На следующем семинаре, проводимом в 2010 г. в Риме было отмечено, что клиническая этика выступает отдельной отраслью биоэтики и вместе с тем обладает своей спецификой. Эта специфика заключается в том, что представители клинической этики ориентируются на процесс научно-медицинского исследования. В рамках каждой национальной культуры должно проводиться собственное исследование теории и методов клинической этики. Существуют следующие три организационные формы проведения консультаций в области клинической и медицинской этики: 1) посредством существующих этических

комитетов; 2) в рамках отделения судебной медицины; 3) с помощью отдельных независимых организаций.

В заключении М. Пикоцци, Ф. Николи и Р. Пегораро выделяют следующие три основных направления клинической этики: «1) обучение основам клинической этики как этических консультантов, так и медицинский персонал; 2) организация службы этической помощи в медицинских учреждениях; 3) оценка качества и эффективности службы этических консультантов» (1, с. 28-29).

Н.Ф. Чаудари (Американский университет независимых наций, Дака, Бангладеш) указывает (2), что «патернализм не имеет особого места в современной стоматологии, поскольку не оставляет места для выбора пациента того способа лечения, какой он считает правильным, даже если этот выбор расходится с мнением лечащего врача» (2, с. 186). Это учение вступает в противоречие с принципом свободы пациента и его правом на самоопределение. Согласно учению патернализма, желание и выбор пациента не должны играть какую-либо существенную роль в процессе лечения. Подобные принципы имели место в медицине вплоть до середины ХХ в. В рамках патернализма принцип благодеяния превалирует над принципом свободы пациента. Считается, что лишь врач способен правильно понять симптомы болезни и дать необходимые рекомендации. Иными словами, между симптомами и болезнью фактически ставился знак равенства. Как следствие, история болезни пациента не имела сколь-нибудь существенного значения для выявления диагноза. Поскольку в больницах пациенты, как правило, ограничены в своих возможностях, считалось, что они лишь пассивные реципиенты медицинских услуг. В настоящее время подобная «слепая вера» в безграничные возможности врача существенно поколеблена. Утвердилась точка зрения, согласно которой пациент вправе знать все то, что знает о нем лечащий врач.

Стоматологи во многих странах мира разделяют такие принципы и правила, как «не навреди» и право на информированное согласие со стороны пациента. Большинство пациентов испытывают доверие к своим лечащим врачам. В случае, когда пациент настаивает на неприемлемом, с точки зрения стоматолога, методе лечения, задача врача - сохранить баланс между благом пациента, с одной стороны, и правом его на выбор, с другой. Следует также учитывать то обстоятельство, что процесс лечения в сфере стоматологии может быть обусловлен такими факторами, как экономиче-

ский кризис, изменение регулятивных норм и правил и т.п. Стоматолог призван уважать ценности и предпочтения пациента, вовлекать его в процесс принятия совместного решения. Обязанность врача - помочь пациенту сделать правильный выбор, предоставив ему необходимый объем информации. Например, стоит ли пациенту ограничиться при оплате лечения страховой суммой или превысить границы этой суммы? Справедливо ли, что импланты- это средство лечения для богатых, а вставная челюсть - для бедных? Является ли различие между «серебряными», золотыми и керамическими зубами социально обусловленным?

Этические факторы постоянно присутствуют в процессе лечения, будь то информированный выбор пациента, отношения между пациентом и врачом и администрацией медицинского учреждения. Медицинская этика постоянно развивается с учетом баланса между технологией и гуманизмом.

Список литературы

1. Picozzi M., Nicoli F., Pegoraro R. The development of clinical ethics in Italy and the birth of the «Document of Trento» // Clinical ethics. - N.Y., 2017. - Vol. 12, N 1. - P. 14-30.

2. Chowdhury N.F. Bioethical issues in dental practice and prevention: is dentistry paternalistic? // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2017. - Vol. 27, N 6. - P. 186-190.

2019.02.021. ХЭРЛЕМБАНГ П.М., БАДИЯНТИ ТР. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

HERLAMBANG P.M., DUDIYANTY T.R. Cybersecurity challenges in the implementation of a hospital management information system // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2017. - Vol. 28, N 3. - P. 151-154.

Ключевые слова: проблемы информационной безопасности; система информационного управления больничными учреждениями; персональная информация о пациентах.

П.М. Хэрлембанг (медицинский факультет Нусванторского университета, Индонезия) и Р.Т. Бадиянти (медицинский факуль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.