Научная статья на тему '2019. 03. 015. Бойд А. Трансгуманизм как вызов биоэтике Boyd A. transhumanism challenge to bioethics // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, n 5. - p. 137-141'

2019. 03. 015. Бойд А. Трансгуманизм как вызов биоэтике Boyd A. transhumanism challenge to bioethics // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, n 5. - p. 137-141 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ТРАНСГУМАНИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / ТРАДИЦИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Летов О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 03. 015. Бойд А. Трансгуманизм как вызов биоэтике Boyd A. transhumanism challenge to bioethics // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, n 5. - p. 137-141»

интересами отдельных индивидуумов. Каждый человек обладает определенными правами. Защита прав отдельного индивида не должна вступать в противоречие с правами других людей. Увольнение медицинского сотрудника в целях защиты корпоративной чести нарушает его право на уважение, справедливость, труд и достоинство.

Н. Рафик, С. Салтен, А. Хирани, С. Сираж, З. Хажани и

H. Рафик приходят к выводу, что любые предвзятые обвинения медицинских сестер (братьев) этически предосудительны. Иногда общество становится сверхчувствительным по отношению к людям, требующим к себе особого внимания. Подобное отношение не способствует объективному решению назревших этических проблем. Все это порождает трудности в демаркации между обоснованными и необоснованными обвинениями в сексуальных домогательствах. Необходимо учитывать реальную природу этических проблем, соблюдая права как медицинских сотрудников, так и пациентов.

Список литературы

I. Global challenges in sustainable public health / Boyd A., Lacko J., Weaver G., Traini J., Frick J. // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. -Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 5. - P. 158-163.

2. Boyd A., Winpigler C.M., Figueroa E. Ethical Challenges of the Zika Epidemic // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. -Vol. 28, N. 5. - P. 154-158.

3. Khowaja-Punjwan S. Pakistani parents understand informed consent but not assent: A pilot study // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 5. - P. 143-151.

4. Nursing and #MeToo / Rafiq N., Sultan S., Hirani A., Siraj S., Hajani Z., Rafiq N. // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. -Vol. 28, N 6. - P. 168-171.

2019.03.015. БОЙД А. ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ВЫЗОВ БИОЭТИКЕ

BOYD A. Transhumanism challenge to bioethics // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 5. -P. 137-141.

Ключевые слова: биоэтика; трансгуманизм; философия; традиции Просвещения.

А. Бойд (профессор Худ колледжа, Фредерик, США) отмечает, что трангуманизм - это философия, представители которой стремятся к продолжению и ускорению эволюции сознательной жизни, выходящей с помощью науки и технологии за пределы современной стадии развития человечества. Подчеркивая такие ценности, как разум, наука, прогресс и долголетие, сторонники трансгуманизма продолжают традиции Просвещения, опираясь на развитие технологий. В особенности трансгуманисты выделяют такие области знания, как генетика, нанотехнологии и робототехника, и рассматривают их как средство улучшения человека. Они стремятся к тому, чтобы изменить генотип человека, преодолевая генетические заболевания и улучшая качественно и количественно человеческую жизнь. В 1990 г. появилось понятие экстропии как стремления к улучшению человеческого или искусственного интеллекта.

Улучшение человеческой жизни должно выступать результатом свободного выбора отдельного субъекта. «Улучшенный» человек будет обладать особыми способностями, что является благом остального общества. С другой стороны, различие между «улучшенными» и «неулучшенными» людьми может вырасти до таких границ, что поставит под вопрос идентичность человеческого вида. Возникает вопрос, будет ли трансчеловек рассматривать обычных людей как близких к нему личностей или как представителей другого вида? Представители трансгуманизма подчеркивают, что технологические инновации прошлого существенно улучшили условия человеческого существования.

Несмотря на тот факт, что революция в области сельского хозяйства улучшила снабжение людей продовольствием, в мире до сих пор существуют миллионы голодающих. «Вопреки глобальной коммуникации людей посредством мобильных устройств и Интернета, в мире до сих пор продолжаются войны и локальные конфликты» (с. 137). А. Бойд задается вопросом, возможно ли с помощью генетических технологий увеличить симпатию и альтруизм в отношениях между людьми? Биоэтика возникла в ответ на вызовы развития медицинских технологий. Представители биоэтики призваны отвечать на проблемы, поставленные трансгуманистами.

Противники трансгуманизма выдвигают следующие контраргументы. Во-первых, трансгуманисты сводят человеческую природу к биологическому или генетическому уровню. Во-вторых, они чрезмерно подчеркивают роль человеческого разума. Даже если условия человеческого существования улучшить с помощью науки и техники, необходимо учитывать важность сохранения тесных отношений между людьми.

А. Бойд делает вывод, что представители трансгуманизма приходят к необходимости нового понимания того, что значит быть человеком. Согласно их концепции, во второй половине нынешнего столетия, возможно, исчезнет четкое различие между человеком и искусственным интеллектом. С одной стороны, возможности человеческого интеллекта могут быть существенно расширены посредством таких технических устройств, как нанобо-ты. С другой стороны, возникнут искусственные интеллекты, копирующие человеческое сознание, но превосходящие его в количественном и качественном отношении. «Кроме того, возникнет множество форм тесной связи между человеческим интеллектом и технологическими инновациями» (с. 140). Вместе с тем следует помнить, что бедные люди, просящие хлеба, или больные люди, нуждающиеся в медицинской помощи, или беженцы, лишенные крова, - все они наши соседи, не в большей и не в меньшей степени люди, чем все остальные. Согласно принципу справедливости, все члены общества должны обладать доступом к жизненным и медицинским ресурсам, принимать участие в отношениях между народами и культурами. Всеобщее благо может быть умножено не только посредством прогресса технологий, но и благодаря развитию солидарности и заботы о людях.

О. В. Летов

2019.03.016. ДЖОРДАНО С. ПОЕДАНИЕ САМОГО СЕБЯ. GIORDANO S. Eating yourself away: Reflections on the 'comorbidity' of eating disorders and gender dysphoria // Clinical ethics. - N.Y., 2017. -Vol. 12, N 1. - P. 45-58.

Ключевые слова: биоэтика; гендерная идентичность; мораль; дисфория; человеческая природа.

С. Джордано (Манчестерский университет, Великобритания) указывает, что, согласно многочисленным эмпирическим исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.