Научная статья на тему '2017. 03. 029. Такаги М. Этические вопросы в области медицинских инноваций. Takagi M. ethical issues in Medical and health care innovation parenting // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, n 6. - p. 210-214'

2017. 03. 029. Такаги М. Этические вопросы в области медицинских инноваций. Takagi M. ethical issues in Medical and health care innovation parenting // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, n 6. - p. 210-214 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / АДЕКВАТНЫЕ КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РЕСУРСОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 029. Такаги М. Этические вопросы в области медицинских инноваций. Takagi M. ethical issues in Medical and health care innovation parenting // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, n 6. - p. 210-214»

2017.03.029. ТАКАГИ М. ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКИХ ИННОВАЦИЙ.

TAKAGI M. Ethical issues in medical and health care innovation parenting // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christ-church, 2016. - Vol. 26, N 6. - P. 210-214.

Ключевые слова: биоэтика; адекватные критерии безопасности; принцип справедливого распределения медицинских ресурсов.

М. Такаги отмечает, что попытки модификации генов можно по праву отнести к сфере инноваций. Средства, используемые в процессе этой модификации, трансформируют биологическое поле. Цель генных модификаций - искоренить те гены, которые способны вызывать определенную болезнь. Для этих целей в определенном месте заменяется последовательность ДНК. Однако представители биоэтики ставят вопрос о том, что подобные модификации могут привести к феномену «детей, конструируемых родителями» с тем, чтобы их дети стали умнее, сильнее, дальновиднее и т.п. «Наряду с этим высказываются опасения, что эксперименты в области генной инженерии могут быть чреваты непредсказуемыми последствиями для будущих поколений людей» (с. 210). Хотя в США, например, не существует запрета на исследования в сфере модификации генов, однако средства из федерального бюджета на подобные цели не отпускаются. В апреле 2016 г. японское правительство дало разрешение на эксперименты, связанные с модификацией генов (оплодотворенных яйцеклеток), на том основании, что эти эксперименты могут помочь в борьбе как с болезнями, так и с проблемой бесплодия. И в том, и в другом случаях разрешения на подобные исследования были даны с условием определенных ограничений.

До последнего времени точность генного вмешательства оставляла желать лучшего, и генная терапия до сих пор не входит в число общепринятых методов лечения. Однако в 2012 г. молекулярные биологи Дженифер Дудне (Калифорнийский университет) и Эммануэль Шарпентьер (Институт имени Макса Планка, Берлин) открыли новую технологию генных модификаций, получившую название CRISPR-Cas9. Эта технология позволяет с большей точностью заменять или добавлять генетические материалы по воле

ученого. В 2015 г. эта методика была признана редакцией американского журнала «Science» в качестве «прорыва года».

В сентябре 2015 г. состоялся международный симпозиум, посвященный проблеме модификации генов человека, созванный по инициативе ученых США, Великобритании и Китая. В итоге комитет данного симпозиума пришел к заключению, что было бы этически безответственно использовать методы генной модификации в медицинских целях до тех пор, пока не будут выполнены следующие условия. Во-первых, в рамках проводимых исследований и методов будут выработаны адекватные критерии безопасности, основанные на правильном понимании соотношения риска, потенциальной выгоды и существующей альтернативы. Во-вторых, существует широкий социальный консенсус относительно того, что медицинское применение методов генной терапии в настоящий момент преждевременно. Возможно, в ближайшем будущем, когда новые открытия в науке заставят изменить общественное мнение, этот вопрос будет пересмотрен.

Другой областью инноваций в медицинской сфере выступают достижения представителей фармакологии. Новые имунные препараты способны помочь пациентам справиться с тяжелыми заболевания, такими как, например, рак. Однако этическая проблема в данном случае заключается в том, что эти препараты весьма дорогостоящие и далеко не все нуждающиеся могут себе позволить их применение. Иными словами, в сложившейся ситуации нарушается этический принцип справедливого распределения медицинских ресурсов. В тех странах, где распределение медицинских препаратов осуществляется на основе системы социального страхования, использование новых дорогих лекарств способно подорвать фундамент этой системы. Например, курс имунного препарата, направленного на предотвращение рака легких, обходится для пациента или налогоплательщиков в сумму 350 тыс. долл. в год.

М. Такаги приходит к следующим выводам. «Вмешательство в генетический код этически неприемлемо на том основании, что оно нарушает правило информированного согласия пациента» (с. 214). Все это не исключает возможность изменения генома человека в будущем. Также допустимы исследования и эксперименты в области модификации генов в целях повышения урожайности растений и потребительских качеств домашних животных при ус-

ловии соблюдения принципов безопасности. Что касается этических проблем фармакологии, то открытие информации о затратах на разработку того или иного нового препарата могло способствовать реализации принципа социальной справедливости.

О. В. Летов

2017.03.030. ТАКАХАШИ Т. СЧАСТЬЕ В БИОЭТИКЕ. TAKAHASHI T. Happiness in bioethics // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, N 6. - P. 214216.

Ключевые слова: биоэтика; счастье; идея индивидуалистического либерализма; принцип уважения свободы пациента.

Т. Такахаши указывает, что понятие «счастье» не часто употребляется в биоэтике. Это обстоятельство связано, во-первых, с тем, что оно слишком широкое и неопределенное. Во-вторых, понятие «счастье» нередко заменяется понятием «качество жизни» (КЖ). КЖ введено в медицинскую практику как объективное и измеряемое понятие, чтобы определить, как оптимальным образом лечить пациента. Счастье, основанное на представлениях о добродетелях, с трудом сочетается с понятием «качество жизни».

Представители современной системы здравоохранения, в основе которой лежит идея индивидуалистического либерализма, придерживаются принципа уважения свободы пациента. Этот принцип, в свою очередь, тесно связан с человеческим правом стремления к счастью, обусловленном чувствами субъекта. Выделяют, по крайней мере, две области, в рамках которых понятие счастья играет важную роль. Во-первых, это проблема «улучшения» человеческих качеств. Во-вторых, это понятие становится актуальным тогда, когда речь идет не столько о счастье пациента, сколько о счастье медицинского персонала. С исторической точки зрения от пациентов никогда не требовалось быть добродетельным, в то время как представители медицинского персонала должны обладать такими качествами, как опытность, сочувствие, терпеливость, прилежание, справедливость, решительность и т.п. Благодаря указанным качествам медицинские работники способны достигать самореализации в своей работе и оставаться счастливыми. Однако чрезмерное чувство ответственности может сводить к нулю их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.