Научная статья на тему 'Современные проблемы аналитического обоснования деятельности учреждения здравоохранения'

Современные проблемы аналитического обоснования деятельности учреждения здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЗОНА РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараскина А.В., Зурнаджьянц Ю.А.

Мировой опыт показывает, что применение результатов анализа обеспечивает экономическую безопасность учреждения здравоохранения, что способствует устойчивой и эффективной жизнедеятельности общества. В работе систематизированы основные подходы к изучению уровня экономической безопасности, проанализированы методы анализа эффективности деятельности учреждения здравоохранения, предложена методика графической оценки финансовой безопасности государственного учреждения здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тараскина А.В., Зурнаджьянц Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы аналитического обоснования деятельности учреждения здравоохранения»

УДК 658.012.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А. В. ТАРАСКИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории E-mail: taraskinaav@mail. ru Астраханский государственный технический университет

Ю. А. ЗУРНАДЖЬЯНЦ,

ассистент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением E-mail: julia. zur@yandex. ru Астраханская государственная медицинская академия

Мировой опыт показывает, что применение результатов анализа обеспечивает экономическую безопасность учреждения здравоохранения, что способствует устойчивой и эффективной жизнедеятельности общества. В работе систематизированы основные подходы к изучению уровня экономической безопасности, проанализированы методы анализа эффективности деятельности учреждения здравоохранения, предложена методика графической оценки финансовой безопасности государственного учреждения здравоохранения.

Ключевые слова: экономический, безопасность, финансовый, эффективность, государственное учреждение здравоохранения, зона риска.

Современные условия развития рынка здравоохранения, появление законодательной базы для защиты прав пациентов на получение высококачественной медицинской помощи при существующем недостатке финансирования побуждают лечебные учреждения более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также стимулировать повышение качества и эффективности работы медицинского персонала.

Необходимым звеном в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием эффективности мероприятий по ох-

ране здоровья населения является экономический анализ деятельности медицинского учреждения. Это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования.

Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части, более доступные для изучения. С использованием специальных методов, способов, приемов решаются отдельные задачи, а их объединение позволяет получить общее решение проблемы. Такова диалектика познания, которая базируется на единстве анализа и синтеза как научных методов изучения реальности [9, с. 5].

Большое влияние на разработку теоретико-методологических основ экономического анализа деятельности коммерческих предприятий оказали труды М. И. Баканова [2], С. Б. Барнгольц [3], Л. Т. Гиляровской, Д. А. Ендовицкого [5, с. 360], В. В. Ковалёва [7], Н. П. Любушина [9, с. 448], М. В. Мельник [10, с. 192], Л. В. Поповой [12], А. Д. Шеремета [15] и других ученых-аналитиков.

Несмотря на разнообразие методических подходов перечисленных авторов к организации и проведению экономического анализа, многие вопросы

аналитического обоснования деятельности государственных учреждений здравоохранения остаются малоизученными, требуют адаптации и развития в изменяющихся условиях конкурентной среды. Применение специальной методики позволило бы при анализе учитывать источники и дефицит финансирования организации, каналы распределения денежных средств, а также принимать заинтересованным пользователям (руководителю учреждения, страховым фондам, вышестоящим организациям) эффективные управленческие решения, использовать резервы ресурсов, разрабатывать мероприятия по улучшению финансового положения учреждения. Исходя из этого, возникает необходимость проведения анализа с более глубокой комплексной оценкой эффективности деятельности медицинской организации.

Экономический анализ деятельности государственных медицинских учреждений имеет существенные особенности, которые отличают его от анализа коммерческих организаций. Это обусловлено целым комплексом факторов [6, с. 464]:

• спецификой здравоохранения, которая включает в себя оказание услуг, а не производство товаров (отсутствие запасов готовой продукции);

• наличием нескольких источников финансирования и, как следствие, необходимостью разделения

Классификация показателей эффект

доходов и расходов, а также уровня эффективности в разрезе источников финансирования;

• особенностями статуса государственных учреждений;

• особенностями финансового состояния организаций (недостаточное финансирование большинства государственных медицинских учреждений). Анализ деятельности организации здравоохранения основан на расчете ряда информативных обобщающих показателей, одним из которых является показатель эффективности [4, с. 39-44; 6; 8, с. 22-26; 13, с. 272; 14]. Его значение напрямую зависит от финансирования учреждения, рационального использования ресурсов, качества оказания медицинской помощи.

На основе проведенного исследования автором выявлено, что многие ученые, рассматривая экономическую эффективность предприятий, не уделяют особого внимания организациям здравоохранения, основная часть которых является государственными (муниципальными). Показатели эффективности деятельности учреждения здравоохранения в соответствии с мнениями таких ученых, как Н. Г. Шамшурина [14, с. 318], В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11, с. 528], Ф. Н. Кадыров [6] и др., классифицируются по следующим признакам (табл. 1).

Таблица 1

шости учреждений здравоохранения

Автор Классификационный признак Показатель (вид) эффективности

Н. Г. Шамшурина [14], В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11], А. В. Решетников [13], Ф. Н. Кадыров [6] По виду эффективности Медицинская

Экономическая

Социальная

В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11], Ф. Н. Кадыров [6] По уровню работы Уровень врача

Уровень подразделения

Уровень медицинского учреждения

Уровень сферы здравоохранения

Уровень всей экономики

В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11] По объему работы Эффективность профилактических мероприятий

Эффективность медико-социальных программ

В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11] По способу измерения результатов Через снижение потерь и экономию ресурсов

Через дополнительно полученный результат

Интегрированный показатель результатов снижения

В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11] По этапам или разделам работы На этапе предупреждения заболевания

На этапе лечения

На этапе реабилитации

В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11] По затратам По затратам трудовых, материальных, финансовых ресурсов

Суммарный показатель по затратам всех видов

В. А. Миняев, Н. И. Вишняков [11] По форме показателей Нормативные показатели здоровья населения

Показатели трудовых затрат

Стоимостные показатели

Более полная классификация основных показателей эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения нашла свое отражение в трудах В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова [11]. Проблемы анализа эффективности деятельности учреждения здравоохранения затронуты также в работах Н. Г. Шамшуриной [14], А. В. Решетникова [13], Ф. Н. Кадырова [6], которые едины в своем мнении и предлагают оценивать результаты деятельности здравоохранения с позиции медицинской, социальной и экономической эффективности.

Необходимо отметить важность существующих базовых подходов к классификации основных показателей эффективности государственных учреждений здравоохранения. Однако в исследуемых работах не уделяется особого внимания расчету аналитических показателей по предлагаемым видам эффективности [6, 11, 13, 14]. В этой связи авторы попытались распределить существующие индикаторы по видам эффективности медицинского учреждения, дополнив классификацию показателей деятельности государственного учреждения здравоохранения (рис. 1).

Всестороннее изучение эффективности деятельности медицинских учреждений невозможно без более детальной оценки существующих подходов к определениям медицинской, социальной и экономической эффективности. В виде критериев медицинской эффективности, которая характеризуется как степень достижения поставленной цели в области профилактики, диагностики и лечения, на взгляд авторов, можно использовать показатель удельного веса летальных исходов к величине средней численности обратившихся за медицинской помощью больных, а также уровень качества лечения, исследуемый в динамике. При этом Н. И. Вишняков, В. А. Миняев подчеркивают, что медицинская эффективность отражает степень достижения поставленных задач диагностики и лечения заболеваний с учетом критериев качества, адекватности и результативности [11].

Немаловажную роль на уровне здравоохранения играет социальная эффективность, которая проявляется в увеличении продолжительности жизни населения, снижении смертности, уменьшении уровня инвалидности, удовлетворенности общества системой оказания медицинской помощи.

В своей работе Н. Г. Шамшурина определяет социальную эффективность как степень удовлетворения потребности населения в медицинской помо-

щи и в качестве критериев предлагает использовать такие показатели, как сокращение количества жалоб по поводу отказа в госпитализации и жалоб на качество лечения, уменьшение количества больных, ожидающих очереди на плановую госпитализацию, а также количества госпитализированных на 1 000 чел. [14].

Анализом социальной эффективности медицинского учреждения занимается также А. В. Решетников, который приводит несколько иное определение: «Социальная эффективность - это сокращение болезненных состояний, степени тяжести болезни за счет проведения медицинских и социальных мероприятий, обеспечивающих профилактику и лечение болезней, укрепление здоровья и продление активного долголетия» [13].

Данные подходы показывают отсутствие единых взглядов ведущих ученых-аналитиков на определение понятия «социальная эффективность», а также на систему аналитических показателей, позволяющих определить ее уровень.

Несмотря на то, что медицинская и социальная эффективности являются приоритетными в здравоохранении, необходимо учитывать и экономическую сторону вопроса. Здравоохранение в России финансируется по остаточному принципу и в целом по стране составляет всего 3,9 % от ВВП, при этом потребности общества в медицинской помощи постоянно растут, а финансовые возможности очень часто ограничены.

Экономическая эффективность в здравоохранении может рассматриваться в двух направлениях: во-первых, как результативность использования различных видов ресурсов, во-вторых, с точки зрения влияния здравоохранения на развитие общественного производства в целом. Однако в настоящее время в нашей стране данные направления только начинают развиваться в связи с затянувшимся переходом к рыночной системе управления здравоохранением.

Еще в советское время были разработаны основные аналитические показатели, а также нормативы, на которые опирались при определении экономической эффективности функционирования учреждений здравоохранения. Нормативы устарели, утратив свою актуальность, и назрела необходимость в разработке новых, адаптированных к современным экономическим условиям индикаторов. Экономисты-аналитики рассматривают лишь отдельные направления деятельности учреждения здра-

к н о о к т К

Ё и

т «

о «

о

и р

К

5!

О

к

о «

т К

ч

и «

о С

к н о о к т К

Ё и

т «

о К л

к я о о

К

ч

и «

о С

к н о о к т К

Ё и

т «

о «

о К К

я к

ч и

К

ч

и «

о С

I

«

Я

о

•е к ч

к я к •е

•е &

к я к •е •е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И

к •е

к я я •е

•е &

I

•е •е

I

т

я я я

& я

^ ¡3 я я

^ 5

*

[О И

° 9

о ЙЙ

я я

3 я

я я

Я о

И 8

1-1-г

&

&

¡а

о

&

О

2

2

2

Л >я

& я н

о я

& й

я &

« я й и

я X

й л

Ш о & я я и

я Ш

о н

я о

й &

я й

я р

о

8 и 2

(0

ю

о

и «

X

и &

1) §

о &

о К

ю и

х

&

ч >

«

2 ю

«

й е л е теа

ог о н н е в т

с р

а

д

у

о » ^ Й Ч |

в *

яе ер

дч и у

8 2 оо нк

« а

ин

Ь &

еи фе

эм

воохранения, например эффективность использования финансовых средств, медицинской техники, коечного фонда и т. д. [4, 6, 8, 14].

Анализ эффективности в учреждениях здравоохранения представляет сложную, но очень актуальную в практическом отношении задачу, поскольку это отражается непосредственно на безопасности функционирования медицинского учреждения. Для выявления сущности понятия «экономическая эффективность» применительно к организациям здравоохранения (как предмета исследования экономического анализа) обратимся к следующим существующим подходам оценки (табл. 2).

Обобщая взгляды ученых-экономистов на содержание оценки экономической эффективности учреждений здравоохранения, можно сделать вывод, что данные подходы основываются на многочисленных показателях, которые дают неоднородный анализ по всему учреждению, что в итоге затрудняет объективное сопоставление результатов проведенных исследований.

В настоящее время существующие методические подходы к определению экономи-

7х"

9

Таблица 2

Основные подходы к оценке эффективности деятельности лечебно-профилактического учреждения

Автор Сущность подхода

Н. Г. Шамшурина [14] Минимизация затрат (CMA-cost-minimization analysis) - метод сравнительного исследования затрат, при котором анализируются два или более разных по затратам вида лечения, каждый из которых может привести к излечению

Н. Г. Шамшурина [14] Затраты - выгода (CBA-cost-benefit analysis) - сравнение прибыльности или убыточности одной программы по сравнению с другой

Ф. Н. Кадыров [6], Н. Г. Шамшурина [14] Затраты - эффективность (CEA-cost-effectiveness analysis), анализ, сравнивающий затраты по достижению качественно общих эффектов, различающихся количественно в относительных показателях

Н. Г. Шамшурина [14] Затраты - полезность (CUA-cost-utility analysis) - выражается условной единицей, как «выигрыш в годах жизни» или «в предотвращенной смерти»

В. Н. Кораблёв [8] Оценка финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования материальных ресурсов и анализ трудовых показателей

Ф. Н. Кадыров [6] Оценка производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, финансовых и трудовых ресурсов

Г. А. Бушуева [4] Эффективность работы структурного подразделения как отношение полученных результатов к затратам

ческой эффективности учреждения здравоохранения основываются прежде всего на определении стоимости отдельных видов медицинской помощи. Стоимостные показатели медицинской помощи служат исходными данными для соизмерения затрат и экономического эффекта при определении экономической эффективности здравоохранения. В конкретных расчетах эта эффективность может измеряться частным от деления суммы, отражающей экономический эффект (выгоду) данного мероприятия, на сумму расходов на него. Каждая из перечисленных групп включает в себя большое количество показателей, что не освобождает от необходимости

дать обобщающую оценку эффективности деятельности учреждений здравоохранения.

К показателям, которые позволяют оценить экономический эффект деятельности медицинских учреждений, можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• для поликлинических отделений - число посещений и стоимость одного посещения;

• для стационаров - количество пролеченных больных и расходы на одного пролеченного больного.

Главное достоинство таких показателей, как число посещений поликлиники и число пролеченных в стационаре, состоит в том, что они достоверны, строго фиксируются самим лечебно-профилактическим учреждением и вышестоящей организацией, отражены в государственной статистической отчетности. В то же время использование этих показателей не позволяет судить об эффективности работы учреждения здравоохранения.

При анализе необходим набор показателей, отражающих состояние организации за определенный период. Они должны быть универсальными, чтобы применять систему оценки и иметь количественное выражение. Таким образом, все большее значение приобретает анализ как эффективности деятельности учреждения здравоохранения в целом, так и различных факторов, влияющих на нее, в том числе и качества медицинской помощи.

Экономический анализ, осуществляемый с помощью единых стоимостных эквивалентов, позволит более объективно оценивать результаты работы учреждения, а также сопоставлять итоги деятельности служб по величине достигнутой ими экономической эффективности.

Необходимо отметить, что объективная система показателей эффективности необходима для обеспечения безопасного функционирования практически всем участникам системы здравоохранения - государственным лицензионным органам, страховым компаниям и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, руководителям медицинских учреждений, врачам и пациентам.

Экономическая эффективность государственной организации предусматривает уверенное, т. е. сбалансированное и непрерывное развитие, что достигается с помощью использования всех видов ресурсов, и тогда гарантируется наиболее эффективное их использование для стабильного функционирования и динамичного научно-технического и социального развития, предотвращения внутренних угроз.

Ключевыми для деятельности лечебного учреждения являются показатели эффективности использования денежных средств, поскольку, как уже было сказано, эффективность медицинской организации напрямую зависит от уровня финансирования.

Многие ученые, такие как Г. А. Бушуева, Е. В. Ползик, Ю. А. Тюков и др., предлагают оценивать эффективность использования денежных средств государственной организации таким же образом, как и коммерческой - по относительным показателям деятельности учреждения, т. е. использовать коэффициентный подход [4].

По некоторым из предложенных показателей авторами был проведен анализ деятельности амбу-

Относительные показатели деятельности а

латорно-поликлинического звена (на примере городской поликлиники N° 3 г. Астрахани) по данным баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (форма 0503130, табл. 3). Важно отметить, что наибольший уровень финансовой эффективности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в рамках допустимых пороговых значений.

Наряду с положительным результатом использования анализируемых коэффициентов имеется и недостаток - расчет показателей не учитывает специфики деятельности учреждения здравоохранения, т. е. поступления средств из разных источников, недофинансирования здравоохранения в регионе

Таблица 3

5улаторно-профилактического учреждения

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Коэффициент текущей ликвидности (1-2) 21,96 5,25 0,43

Коэффициент абсолютной ликвидности (0,8-1) 1,23 - 0,0006

Коэффициент постоянного актива (> 1) 0,95 1,08 1,05

Коэффициент критической ликвидности (0,7-1,5) 3,88 0,29 0,04

Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности (> 1) 6,43 11,78 16,57

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (> 0,1) 21,43 1 -40,47

Коэффициент автономии (> 0,5) 0,998 0,99 0,92

Коэффициент финансовой устойчивости (0,5-0,7) 0,998 0,99 0,92

Коэффициент маневренности собственных средств (> 0,5) 0,05 0,03 -0,05

Коэффициент финансовой активности (0,4-0,6) 0,002 0,007 0,09

Коэффициент оборачиваемости оказанных услуг 1,14 1,215 1,214

Коэффициент оборачиваемости активов 0,045 0,046 0,041

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 1,14 1,215 1,214

Коэффициент оборачиваемости общей величины дебиторской задолженности -3 298,17 -1 802,43 -640,58

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 1,14 1,215 1,214

Коэффициент оборачиваемости денежных средств 29,20 35,93 1 657,51

Коэффициент оборачиваемости собственных средств 0,045 0,046 0,041

Коэффициент оборачиваемости краткосрочных заемных средств 14,38 -0,01 0,58

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 4,63 9,42 0,95

Коэффициент задолженности поставщикам и подрядчикам 6,84 5,21 1,61

Оборачиваемость активов за год, дней (< 365) 8 037,5 8 734,58 7 874,06

Оборачиваемость оборотных активов за год, дней (< 365) 383,93 336,6 310,75

Оборачиваемость материальных оборотных активов за год, дней (< 365) 315,7 296,21 289,38

Оборачиваемость оказанных услуг за год, дней (< 365) 315,7 296,21 289,38

Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности за год, дней (< 365) -0,11 -0,19 -0,56

Оборачиваемость общей величины дебиторской задолженности за год, дней (< 365) -0,11 -0,19 -0,56

Оборачиваемость денежных средств за год, дней (< 365) 12,33 10,02 0,22

Оборачиваемость краткосрочных кредитов и займов за год, дней (< 365) 77,7 38,21 378,44

Оборачиваемость кредиторской задолженности за год, дней (< 365) 77,7 38,21 378,44

Оборачиваемость поставщикам и подрядчикам за год, дней (< 365) 52,67 69,11 224,13

Величина расходов на 1 руб. доходов 1,47 1,03 1,34

Величина расходов по внебюджетной деятельности на 1 руб. выручки 0,99 1,006 1,006

от внебюджетной деятельности

Величина доходов на 1 руб. расходов 0,68 0,97 0,75

Доля доходов по бюджетной деятельности в общей сумме доходов 0,94 0,63 0,87

Доля доходов по приносящей доход деятельности в общей сумме доходов 0,06 0,37 0,13

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения ' 11

и многих других факторов. Анализ коэффициентов критической ликвидности (0,7-1,5), финансовой активности (0,4-0,6), маневренности собственных средств (> 0,5), финансовой устойчивости (0,5-0,7) и др. показал, что фактические значения этих коэффициентов не только не входят в границы своих нормативных значений, но и могут превышать их в сотни раз (коэффициент оборачиваемости общей величины дебиторской задолженности, оборачиваемость активов).

Это затрудняет их интерпретацию, поскольку специфика работы государственного учреждения здравоохранения не позволяет реализовывать часть своего имущества для увеличения объема оборотных средств. Следовательно, некорректно оперировать такими понятиями, как ликвидность. Государственные учреждения не имеют права получать кредиты у юридических, физических лиц и кредитных организаций, поэтому анализ использования привлеченных средств, финансовой устойчивости бывает не совсем уместным.

Основой стабильного и эффективного функционирования государственного учреждения здравоохранения является в первую очередь соответствующее финансирование. Основные его источники -финансовые средства из фонда обязательного медицинского страхования, федерального и регионального бюджетов, платные услуги, и незначительную часть занимают денежные средства, поступившие из фонда социального страхования. В табл. 4 авторы провели анализ источников финансирования

по девяти муниципальным учреждениям здравоохранения - городским поликлиникам г. Астрахани, который показал долю каждого источника в общих ассигнованиях.

Из анализа данных таблицы видно, что наибольшую долю (около 50 %) финансирования деятельности государственного учреждения здравоохранения занимают средства обязательного медицинского страхования, а также федерального и местного бюджетов (45 %). Остальные средства распределяются между фондом социального страхования и платными услугами, что не превышает 5 % от общего объема ассигнований.

Существующие подходы к методике анализа эффективности лечебно-профилактического учреждения, основываясь на относительных и абсолютных показателях, не показывают реального состояния учреждения, не учитывают нормативов оказания медицинской помощи, прописанных в программе государственных гарантий, тем самым упуская из виду денежные средства, которые должны были получить организации здравоохранения [6].

Необходимо представлять ситуацию и зону риска, в которой находится государственное учреждение здравоохранения. В связи с этим можно согласиться с мнением, что анализ его деятельности необходимо понимать как «систему непрерывных наблюдений, аналитической оценки состояния экономической безопасности функционирования хозяйствующего субъекта с учетом изменений, вызванных воздействием внешних факторов» [1, с. 45].

Таблица 4

Структура расходов финансовых средств из различных источников

Номер поликлиники 2009 г., % 2010 г., °%

Федеральный бюджет Местный бюджет Фонд ОМС* Фонд социального страхования Платные услуги Федеральный бюджет Местный бюджет Фонд ОМС Фонд социального страхования Платные услуги

№ 1 23,4 20,2 55,5 0,5 0,3 23,7 15,1 57,3 0,1 3,6

№ 2 19,3 14,8 58,0 3,9 3,9 13,8 13,2 60,2 6,4 6,4

№ 3 16,1 29,5 47,2 4,2 3,0 13,7 16,9 60,9 3,3 5,1

№ 4 32,7 16,1 47,4 0,1 3,6 26,9 14,5 53,7 0 4,8

№ 5 21,3 23,4 47,4 2,1 5,8 20,5 13,8 57,7 0 8,0

№ 6 21,9 23,8 49,5 0,3 4,4 22,0 17,9 55,8 0,4 3,9

№ 7 18,2 31,6 38,6 4,0 7,6 18,6 13,7 57,7 0 9,9

№ 8 16,3 24,3 49,6 4,5 5,2 13,7 16,2 62,9 2,1 5,0

№ 9 19,6 21,5 53,8 1,8 3,3 14,9 12,5 59,8 9,3 3,4

* ОМС - обязательное медицинское страхование.

В соответствии со сказанным авторы выделили пять зон, в которых может находиться государственное учреждение здравоохранения: зона финансовой безопасности, в которой покрываются все расходы, связанные с деятельностью организации; I, II, III, IV зоны риска, в которых прослеживается дефицит финансирования в разной степени, что заставляет постоянно экономить ресурсы (табл. 5).

В настоящее время государственные лечебно-профилактические учреждения находятся именно в зоне постоянного риска или близки к нему, поскольку имеется существенное недофинансирование здравоохранения (порядка 40 %), что приводит к постоянной экономии ресурсов и отрицательно сказывается на качестве медицинской помощи.

Дефицит финансирования государственных медучреждений в условиях реформирования отрицательно отразился на состоянии материальной базы, оплате труда персонала, обусловил трудности в поддержании качественного уровня медицинской помощи и услуг. В таких условиях важной задачей лечебного учреждения становится анализ и повышение эффективности использования ресурсов, поиск путей и методов увеличения доходности организации без ухудшения качества предоставляемых услуг.

В связи с этим предлагается проанализировать эффективность лечебно-профилактического учреждения, определив зону риска и финансовое положение, в которых оно находится, и выявить пути улучшения ситуации.

Для наиболее четкого представления зон безопасности учреждения, которые определяются с помощью анализа безубыточности, авторы отобразили их графически на примере одной из городских поликлиник Астрахани (рис. 2).

Согласно нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевым нормативам финансового обеспечения, порядку и структуре формирования тарифов на медицинскую помощь на одно посещение амбулаторно-поли-клинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) требуется 229,72 руб., в том числе 168,4 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования. Всего стоимость посещений врачей, ведущих амбулаторный прием, за 2010 г. составила 305 326 руб. Если брать требуемое финансирование по нормативам, то получается

Таблица 5

Зоны безопасности медицинского учреждения

Зона Краткая характеристика

Зона финансовой безопасности Высокая платежеспособность, полное покрытие текущих расходов при требуемом финансировании, эффективное использование денежных средств из всех источников, дополнительный доход от платных медицинских услуг

I зона риска Нормальная платежеспособность при требуемом финансировании без образования задолженности перед бюджетом, полное использование всех денежных средств; нет отрицательного воздействия на качество медицинской помощи; ближе к следующей зоне риска возникает необходимость экономии денег

II зона риска Низкая платежеспособность из-за дефицита финансирования, вынужденная экономия денег (отсутствие стимулирующей надбавки для медицинских работников, меньшая закупка мягкого инвентаря и т. д.)

III зона риска Очень низкая платежеспособность лечебно-профилактического учреждения возникает из-за дефицита бюджета; не учитывается переработка по времени медработников; экономия на закупке лекарств; не закупается новое необходимое диагностическое и лечебное оборудование, что отрицательно сказывается на качестве медицинской помощи

IV зона риска Отсутствие платежеспособности из-за дефицита бюджетных средств; становятся невозможными некоторые платные медицинские услуги по причине устаревания или износа оборудования; помимо экономии средств учреждение вынуждено отказаться от некоторых специалистов

70 138 779,0 руб. за год (Количество посещений х х Норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи = 229,72 х 305 326,1). Но финансирование городской поликлиники в 2010 г. составило всего 39 348 184,0 руб., только половину от требуемого. Состав источников финансирования представлен следующим образом:

• из федерального бюджета - 5 985 224,0 руб.;

• из местного бюджета - 6 368 930,0 руб.;

• из фонда обязательного медицинского страхования - 24 758 892,0 руб.;

• из фонда социального страхования - 842 903,0 руб.;

• деньги, поступившие за платные медицинские услуги, - 1 994 099,0 руб. Условно-постоянные издержки (заработная

плата управленческого звена и вспомогательного

щ >-

О, U £

ъ S I

n ffi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

EL X u X

со

1

s

0

7Ol38, 78

45 055,17

39 348,18, 37 010,00 30 740,23

I зона риска

Точка риска

_ 'IP- _

финансировании

Зона финансовой безопасности ЛПУ

IТочка риска при требуемом 1 финансировании

Условно-постоянные издержки при требуемом финансировании

Точка финансового J положения

ЛПУ

Общие затраты при текущем финансировании

Условно-постоянные издержки в условиях дефицита финансирования

ГО ff>

Qt

ГГ> Lrt

оО ul

t

m

LT-

о

m

Кол ичество обращений в ЛПУ

Рис. 2. Графическая оценка анализа финансового положения городской поликлиники

по отношению к зонам риска

персонала, заработная плата медицинского персонала, коммунальные расходы, амортизационные отчисления и т. д.) поликлинического учреждения в условиях дефицита финансирования составили 30 740 232,13 руб. Переменные издержки (надбавки к заработной плате медицинского персонала,

денежные средства, закупка мягкого инвентаря, оборудования, лекарственных средств, ремонт и т. д.) составили 6 665 739,49 руб.

Валовый доход на одно посещение городской поликлиники № 8 составил 128,88 руб. (Текущее финансирование/ Количество посещений =

= 39 348 184,0/ 305 326,1). С помощью проведенного анализа точки безубыточности организации авторы выделили пять зон финансового положения учреждения здравоохранения при дефиците финансирования и при требуемых ассигнованиях.

Пограничная точка между II и III зонами риска в условиях дефицита финансирования в натуральном выражении составляет 283 633,8 обращений в учреждение [Постоянные издержки/ (Валовый доход на одно посещение - Сумма переменных затрат на единицу продукции) = 30 740 232,13/ (128,88 - 20,5)].

Пограничная точка между II и III зонами риска в условиях дефицита финансирования в денежном выражении составляет 37 010 000,0 руб. [Финансирование х Постоянные затраты/ (Финансирование -Переменные затраты) = 39 348 184,0 х 30 740 232,13/ (39 348 184,0 - 6 665 739,49)].

Пограничная точка между I зоной риска и зоной финансовой безопасности в условиях необходимого финансирования в натуральном выражении составляет 305 326,1 обращений в поликлиническое учреждение.

Пограничная точка между I зоной риска и зоной финансовой безопасности в условиях необходимого финансирования в денежном выражении -70 138 779,0 руб., в натуральном выражении составляет 305 334,58 обращений в медицинское учреждение [Постоянные издержки при требуемом финансировании/ (Валовый доход на одно посещение при требуемом финансировании - Сумма переменных затрат на единицу продукции при требуемом финансировании) = 45 055 170,61/ (229,72 - 82,16)].

Определенные зоны финансового положения поликлиники авторы получили путем наложения графика точки риска в условиях текущего финансирования на график точки риска при требуемом финансировании.

Рисунок наглядно показывает финансовое местоположение государственного учреждения здравоохранения, которое находится во II зоне риска, что связано в большей степени с недофинансированием (из средств муниципального и федерального бюджетов) и слабым поступлением денег за платные медицинские услуги. Это означает, что ресурсы, используемые лечебно-профилактическим учреждением, истощились, и медицинская организация, чтобы выживать в сложившейся ситуации, вынуждена экономить и урезать многие необходимые для эффективного функционирования ресурсы.

В условиях дефицита финансирования лечебно-профилактическое учреждение вынуждено экономить на мягком инвентаре, закупках лекарственного обеспечения, что приводит к дефициту лекарств практически во всех учреждениях здравоохранения. В зданиях устаревшее медицинское оборудование, отсутствует ремонт, нехватка обустроенных специализированных лечебных кабинетов, которые должны соответствовать санитарным нормам. Идет экономия и на заработной плате медицинских работников, т. е. в поликлиниках города практически отсутствуют стимулирующие надбавки, отсутствует система оплаты труда по результату, поэтому у врачей нет стимула для осмотра большего количества больных. Отсюда рождаются очереди к необходимому специалисту, которые по продолжительности могут достигать одного месяца (службы функциональной диагностики). Все это отрицательно сказывается как на финансовой безопасности учреждения здравоохранения, так и на социальной безопасности граждан.

Разработанная методика определения финансового положения медицинской организации путем выявления соответствующих зон риска позволяет обобщить опыт проведения анализа экономической эффективности и результативности использования денежных средств учреждений здравоохранения, выделить их особенности и обосновать необходимость изменения механизма экономического анализа для всей сферы здравоохранения.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложенные рекомендации позволят оценить уровень экономической эффективности, выявляя слабые места лечебного учреждения, неиспользуемые резервы, которые могут быть направлены на ускорение развития и роста эффективности деятельности, а также приведение управляемой системы к желаемому состоянию. Предложенная методика поможет оперативно реагировать на изменяющиеся условия как на уровне лечебно-профилактического учреждения, так и на уровне государственных органов.

Список литературы

1. Алиев Т. Ф. Теоретические основы анализа экономической безопасности функционирования хозяйствующих субъектов (на примере пищевого производства)//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 42 (84).

2. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник/ М. И. Баканов, М. В. Мельник,

А. Д. Шеремет: под ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 536 с.

3. Барнгольц С. Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учеб. пособие/ С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 2006. 240 с.

4. Бушуева Г. А., Ползик Е. В., Тюков Ю. А. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений// Экономика здравоохранения. 2000. № 7.

5. Гиляровская Л. Т., Лысенко Д. В, Ендовиц-кий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2008.

6. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. М.: Менеджер здравоохранения, 2007.

7. Ковалёв В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/ В. В. Ковалёв, О. Н. Волкова. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 424 с.

8. Кораблёв В. Н. Оценка состояния и эффективности использования основных производс-

твенных фондов в учреждениях здравоохранения// Экономика здравоохранения. 2004. № 10.

9. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ Н. П. Любушин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. МельникМ. В., ГерасимоваЕ. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Форум, 2008.

11. МиняевВ. А., ВишняковН. И. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГАРАНТ, 2003.

12. Попова Л. В. Современный управленческий анализ: теория и практика контроллинга: учеб. пособие/ Л. В. Попова, Т. А. Головина, И. А. Маслова. М.: Дело и Сервис, 2006. 268 с.

13. Решетников А. В., Алексеева В. М., Галкин Е. Б., Ефименко С. А. Экономика здравоохранения: учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

14. Шамшурина Н. Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении. М.: МЦФЭР, 2005.

15. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 416 с.

БАМ посчитает БАМ сэкономит БАМ защитит

Закажите консультацию прямо сейчас:

Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: sam-info@softline.ru Сайт: www.sam-audit.ru

Управлять программными активами —

выгодно и просто.

вотШпе®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.