СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
®2011 Темирханова З.Б., Тагирбекова Н.Ф.*
Дагестанский государственный технический университет * Дагестанский государственный педагогический университет
Рассматриваются основные теоретические аспекты и принципы социокультурного подхода в образовании. Раскрывается приоритетная ориентация на обучение иностранному языку в рамках диалога культур в современном языковом пространстве, которая предполагает создание определенных условий для соизучения различных культур.
The authors of the article consider the basic theoretical aspects and principles of the socio-cultural approach in the education. They reveal the priority orientation to teaching a foreign language within the limits of the cultural dialogue in the modern linguistic space which assumes creating the certain conditions for со-studying the various cultures as well.
Ключевые слова: социокультурное образование, соизучение культур, социокультурный подход, коммуникативно-ориентированный метод, диалог культур.
Keywords: socio-cultural education, со-studying cultures, sociocultural approach, communication-oriented method, cultural dialogue.
Социокультурное образование рассматривается как
междисциплинарный стержень
педагогического общения в различных типах учебных заведений, который интегрирует
культуроведческие компоненты как традиционных учебных предметов, так и нетрадиционных учебных дисциплин. Это происходит в связи с тем, что на данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам. Это интегрирование обогащает как первые, так и вторые за счет аккумулирования гуманитарных
сведений из таких областей знания, как этнография, риторика, теория коммуникации, социолингвистика, политология, культуроведческая
антропология, культурология [1]. За последнее десятилетие возникло новое культурное пространство, которое оказывает огромное влияние, на общественное и сознание «культурная вселенная». Коммуникация между культурами соединяет и разрушает
национальные традиции и создает традицию интеркультуры.
Как полагает В. В. Сафонова, ориентация на социокультурное образование средствами конкретного предмета существенно расширяет его функциональное назначение: в отношении ИЯ это касается его коммуникативно-прагматической, ценностно-ориента-ционной и
развивающей функции [2].
Исходя из задач социокультурного образования, исследователи данной проблемы видят его функциональное
назначение в удовлетворении потребностей:
- в умении использовать ИЯ как
средство межкультурного общения и обобщения достижений различных культур, анализа вклада культур стран родного и иностранного языка в общекультурный фонд
человеческой цивилизации; в культуроведческом самообразовании как средстве социокультурного освоения мира;
- в обучении формам
самовыражения индивида или группы индивидов, которые можно признать как этически приемлемыми в обществе на основе социокультурного анализа
социальных стереотипов и которые находят отражение в культурах стран родного и иностранного языков, технологий преодоления
социокультурных помех в условиях межкультурного общения;
- в обучении этике речевого
дискуссионного поведения (в контексте этики демократического общения) при обсуждении
альтернативных точек зрения с людьми, придерживающимися
различных взглядов и социально-экономичес-ких ориентаций;
- во взаимосвязанном
формировании и развитии всех компонентов коммуникативной
компетенции [2].
Все приведенные выше положения о направленности
соизучения языка и культур определяют одну из стратегических линий современного языкового образования, получившую в языковой педагогике название «социокультурный подход» [1]. Суть данного подхода заключается в тесной взаимосвязи коммуникативноориентированного обучения
иностранному языку с интенсивным использованием его как инструмента познания мировой культуры и способа достижения межкультурного понимания.
Социокультурная компетенция направлена на развитие
способностей ориентироваться в социокультурных аспектах
жизнедеятельности людей, на формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за
социокультурных помех при
общении, поведенческой адаптации, а также овладение способами представления родной культуры в
иноязычной среде.[4]
Как видно, при социокультурном подходе приоритетное положение приобретает социально-
педагогическая ориентация на обучение иностранному языку для диалога культур как такого типа отношений между культурами, для которого характерно отношение культуры к культуре как к равноправной, равноценной при ее отличиях и интересной, нужной, желанной именно в ее непохожести, в ее уникальности. Именно культура выступает в качестве
универсального механизма
формирования человека,
стремящегося к самореализации и обладающего чувством
ответственности, умеющего
критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства родной и иноязычной культуры. Здесь речь идет о перекрестке культур, о практике межкультурной коммуникации, т.к. каждое
иностранное слово отражает
иностранный мир и иностранную культуру; за каждым словом стоит обусловленное национальным
сознанием представление о мире [4].
В этом заключается как основное достоинство данного подхода, так и определенная ограниченность
возможностей его методического использования в полном объеме за пределами обучения ИЯ вне
школьного курса.
Как и любая другая методическая концепция, обучение ИЯ на основе социокультурного подхода строится на определенных принципах, которые являются важнейшей дидактико-методической категорией,
служащей для выделения взаимосвязанных теоретических положений, определяющих
содержание и организацию обучения, которые в своей совокупности определяют требования к системе обучения иноязычному общению в целом и ее отдельным компонентам.
Хотя принципы обучения ИЯ неоднократно становились
предметом рассмотрения в научной и учебно-методической литературе, многие из аспектов этой категории еще требуют специального изучения. Остановимся лишь на принципах, выделяемых в качестве
основополагающих для
социокультурного подхода к обучению ИЯ. В. В. Сафонова называет следующие
взаимосвязанные и
взаимообусловленные принципы: социально-педагоги-ческие; дидактико-методические; психологические; лингводидактические; общеметодические; частнометодические. Данные группы в совокупности отражают требования к управлению процессом овладения нормами иноязычного общения [3].
Очень важным представляется один из общеметодических принципов - принцип обучения
иноязычному общению в контексте диалога культур. Рассматриваемый принцип, как полагает В. В. Сафонова, выходит за рамки традиционных методических
принципов, так как по своему характеру это скорее социально-
дидактический или социальнометодический принцип, поскольку он определяет мировоззренческую направленность обучающей
стратегии [2].
Как отмечают философы, диалог культур в обществе, между нациями, странами - это сознательно
избираемая позиция, позволяющая противостоять культурному
изоляционизму.
Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур
предполагает создание дидактикометодических условий и ориентации на формирование учащихся как участников или как субъектов диалога культур. Формирование субъектов диалога культур при обучении языкам возможно осуществить посредством
проблемного включения участников учебной коммуникации в различные типы диалога (диалог национальных культур, диалог различных исторических субъектов и т.п.).
Рассматриваемый принцип
подчеркивает необходимость
современного языкового
образования, направленного на коммуникативно-ориентированное соизучение ИЯ и культуры в комплексе с углублением знаний и повышения уровня владения родным языком и знаний о его культуре.
Таким образом, диалог культур как бы предстает на трех уровнях: уровень диалога национальных культур, уровень интеграции соизучаемых культур в более глубинный пласт (опыт соизучения языков и еврокультуры) и уровень мировой культуры. В настоящее время, как полагает В. В. Сафонова, можно обеспечить первый уровень диалога культур в обучении ИЯ в рамках изучаемых сфер
формального и неформального общения (межличностной, бытовой, деловой и т.п.), а также в рамках опосредованного общения при сопоставительном изучении
литературы, искусства, истории, социологии, философии и некоторых других гуманитарных дисциплин [2].
Рассмотрев подробно суть и значение принципа обучения иноязычному общению в контексте диалога культур, полагаем возможным, основываясь на исследованиях В. В. Сафоновой, представить иную классификацию принципов социокультурного
обучения. К ним относятся следующие принципы, релевантные для целей обучения иноязычному
общению и межкультурного развития учащихся:
1) социально-педагогические:
- принцип международно-ориентированного воспитания личности, развития ее гуманистического потенциала;
- принцип осуществления гуманитарной подготовки учащихся в контексте диалога культур;
- принцип обучения технологии социальной адаптации индивида к постоянно изменяющейся жизни общества;
2) психологические:
- принцип деятельностного подхода;
- принцип поэтапного формирования
межкультурных знаний, навыков,
умений;
- принцип учета индивидуально-психологических особенностей
учащихся;
- принцип гуманизации
межличностного учебного общения и создания положительного
эмоционального фона общения;
- принцип комплексной мотивации;
3) дидактико-методические:
- принцип сознательности;
- принцип приоритета творческой активности школьников в учебном процессе;
- принцип проблемности;
- принцип междисциплинарной
взаимообусловленности всех
компонентов;
- принцип функционально
адекватной интегративной
наглядности;
4) общие методические:
- принцип обучения в контексте диалога культур;
- принцип бикультурного
коммуникативного развития
учащихся в условиях иноязычного общения;
- принцип развития коммуникативноречевой культуры в единстве с другими видами и разновидностями культуры;
- принцип опоры на родной язык;
- принцип коммуникативно-ориентированного формирования речевых навыков;
- принцип взаимосвязанного
обучения видам речевой
деятельности с учетом их лингвопсихологических характеристик;
- принцип дидактико-психологичес-кой, учебно-коммуникативной и междисциплинарной интенсификации учебного общения;
- принцип профессиональнопрофильной направленности
иноязычного учебного общения;
- принцип опоры на функционально адекватный аутентичный текст;
- принцип аутентичности учебных материалов, речевой деятельности школьников, содержания учебного общения.
Как нам представляется, данные принципы могут быть воплощены в практике обучения иноязычному общению и являться
стратегическими направлениями в рамках реализации социокультурного образования.
Таким образом, рассмотрев основные положения концепции социокультурного подхода к обучению ИЯ, можем сделать следующие выводы:
В качестве одного из практических путей реализации положений глобального и социокультурного образования в методике
преподавания ИЯ может
рассматриваться социокультурный подход, в основу которого заложен принцип организации
межкультурного общения и изучения языка в контексте диалога культур. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать
коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
Обучение иноязычному общению с учетом данного принципа предполагает создание дидактикометодических условий для сопоставительного, гуманистически ориентированного соизучения
культур родного и иностранного языков при формировании интегративных коммуникативных умений межкультурного общения.
1. Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962. С. 60. 2. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культурологические аспекты языкового образования. Сб. научных трудов. М., 1998. С. 27-36. 3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж : Истоки, 1996. С. 161. 4. Тер-Минасова С. Т. Язык и межкулыурная коммуникация. М. : Слово, 2000. 150 с.
Статья поступила в редакцию 04.03.2011 г.