Научная статья на тему 'Современные принципы обучения иностранным языкам в социокультурной среде'

Современные принципы обучения иностранным языкам в социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирханова Зарема Багаудиновна, Тагирбекова Надия Фамилбековна

Рассматриваются основные теоретические аспекты и принципы социокультурного подхода в образовании. Раскрывается приоритетная ориентация на обучение иностранному языку в рамках диалога культур в современном языковом пространстве, которая предполагает создание определенных условий для соизучения различных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные принципы обучения иностранным языкам в социокультурной среде»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

®2011 Темирханова З.Б., Тагирбекова Н.Ф.*

Дагестанский государственный технический университет * Дагестанский государственный педагогический университет

Рассматриваются основные теоретические аспекты и принципы социокультурного подхода в образовании. Раскрывается приоритетная ориентация на обучение иностранному языку в рамках диалога культур в современном языковом пространстве, которая предполагает создание определенных условий для соизучения различных культур.

The authors of the article consider the basic theoretical aspects and principles of the socio-cultural approach in the education. They reveal the priority orientation to teaching a foreign language within the limits of the cultural dialogue in the modern linguistic space which assumes creating the certain conditions for со-studying the various cultures as well.

Ключевые слова: социокультурное образование, соизучение культур, социокультурный подход, коммуникативно-ориентированный метод, диалог культур.

Keywords: socio-cultural education, со-studying cultures, sociocultural approach, communication-oriented method, cultural dialogue.

Социокультурное образование рассматривается как

междисциплинарный стержень

педагогического общения в различных типах учебных заведений, который интегрирует

культуроведческие компоненты как традиционных учебных предметов, так и нетрадиционных учебных дисциплин. Это происходит в связи с тем, что на данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам. Это интегрирование обогащает как первые, так и вторые за счет аккумулирования гуманитарных

сведений из таких областей знания, как этнография, риторика, теория коммуникации, социолингвистика, политология, культуроведческая

антропология, культурология [1]. За последнее десятилетие возникло новое культурное пространство, которое оказывает огромное влияние, на общественное и сознание «культурная вселенная». Коммуникация между культурами соединяет и разрушает

национальные традиции и создает традицию интеркультуры.

Как полагает В. В. Сафонова, ориентация на социокультурное образование средствами конкретного предмета существенно расширяет его функциональное назначение: в отношении ИЯ это касается его коммуникативно-прагматической, ценностно-ориента-ционной и

развивающей функции [2].

Исходя из задач социокультурного образования, исследователи данной проблемы видят его функциональное

назначение в удовлетворении потребностей:

- в умении использовать ИЯ как

средство межкультурного общения и обобщения достижений различных культур, анализа вклада культур стран родного и иностранного языка в общекультурный фонд

человеческой цивилизации; в культуроведческом самообразовании как средстве социокультурного освоения мира;

- в обучении формам

самовыражения индивида или группы индивидов, которые можно признать как этически приемлемыми в обществе на основе социокультурного анализа

социальных стереотипов и которые находят отражение в культурах стран родного и иностранного языков, технологий преодоления

социокультурных помех в условиях межкультурного общения;

- в обучении этике речевого

дискуссионного поведения (в контексте этики демократического общения) при обсуждении

альтернативных точек зрения с людьми, придерживающимися

различных взглядов и социально-экономичес-ких ориентаций;

- во взаимосвязанном

формировании и развитии всех компонентов коммуникативной

компетенции [2].

Все приведенные выше положения о направленности

соизучения языка и культур определяют одну из стратегических линий современного языкового образования, получившую в языковой педагогике название «социокультурный подход» [1]. Суть данного подхода заключается в тесной взаимосвязи коммуникативноориентированного обучения

иностранному языку с интенсивным использованием его как инструмента познания мировой культуры и способа достижения межкультурного понимания.

Социокультурная компетенция направлена на развитие

способностей ориентироваться в социокультурных аспектах

жизнедеятельности людей, на формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за

социокультурных помех при

общении, поведенческой адаптации, а также овладение способами представления родной культуры в

иноязычной среде.[4]

Как видно, при социокультурном подходе приоритетное положение приобретает социально-

педагогическая ориентация на обучение иностранному языку для диалога культур как такого типа отношений между культурами, для которого характерно отношение культуры к культуре как к равноправной, равноценной при ее отличиях и интересной, нужной, желанной именно в ее непохожести, в ее уникальности. Именно культура выступает в качестве

универсального механизма

формирования человека,

стремящегося к самореализации и обладающего чувством

ответственности, умеющего

критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства родной и иноязычной культуры. Здесь речь идет о перекрестке культур, о практике межкультурной коммуникации, т.к. каждое

иностранное слово отражает

иностранный мир и иностранную культуру; за каждым словом стоит обусловленное национальным

сознанием представление о мире [4].

В этом заключается как основное достоинство данного подхода, так и определенная ограниченность

возможностей его методического использования в полном объеме за пределами обучения ИЯ вне

школьного курса.

Как и любая другая методическая концепция, обучение ИЯ на основе социокультурного подхода строится на определенных принципах, которые являются важнейшей дидактико-методической категорией,

служащей для выделения взаимосвязанных теоретических положений, определяющих

содержание и организацию обучения, которые в своей совокупности определяют требования к системе обучения иноязычному общению в целом и ее отдельным компонентам.

Хотя принципы обучения ИЯ неоднократно становились

предметом рассмотрения в научной и учебно-методической литературе, многие из аспектов этой категории еще требуют специального изучения. Остановимся лишь на принципах, выделяемых в качестве

основополагающих для

социокультурного подхода к обучению ИЯ. В. В. Сафонова называет следующие

взаимосвязанные и

взаимообусловленные принципы: социально-педагоги-ческие; дидактико-методические; психологические; лингводидактические; общеметодические; частнометодические. Данные группы в совокупности отражают требования к управлению процессом овладения нормами иноязычного общения [3].

Очень важным представляется один из общеметодических принципов - принцип обучения

иноязычному общению в контексте диалога культур. Рассматриваемый принцип, как полагает В. В. Сафонова, выходит за рамки традиционных методических

принципов, так как по своему характеру это скорее социально-

дидактический или социальнометодический принцип, поскольку он определяет мировоззренческую направленность обучающей

стратегии [2].

Как отмечают философы, диалог культур в обществе, между нациями, странами - это сознательно

избираемая позиция, позволяющая противостоять культурному

изоляционизму.

Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур

предполагает создание дидактикометодических условий и ориентации на формирование учащихся как участников или как субъектов диалога культур. Формирование субъектов диалога культур при обучении языкам возможно осуществить посредством

проблемного включения участников учебной коммуникации в различные типы диалога (диалог национальных культур, диалог различных исторических субъектов и т.п.).

Рассматриваемый принцип

подчеркивает необходимость

современного языкового

образования, направленного на коммуникативно-ориентированное соизучение ИЯ и культуры в комплексе с углублением знаний и повышения уровня владения родным языком и знаний о его культуре.

Таким образом, диалог культур как бы предстает на трех уровнях: уровень диалога национальных культур, уровень интеграции соизучаемых культур в более глубинный пласт (опыт соизучения языков и еврокультуры) и уровень мировой культуры. В настоящее время, как полагает В. В. Сафонова, можно обеспечить первый уровень диалога культур в обучении ИЯ в рамках изучаемых сфер

формального и неформального общения (межличностной, бытовой, деловой и т.п.), а также в рамках опосредованного общения при сопоставительном изучении

литературы, искусства, истории, социологии, философии и некоторых других гуманитарных дисциплин [2].

Рассмотрев подробно суть и значение принципа обучения иноязычному общению в контексте диалога культур, полагаем возможным, основываясь на исследованиях В. В. Сафоновой, представить иную классификацию принципов социокультурного

обучения. К ним относятся следующие принципы, релевантные для целей обучения иноязычному

общению и межкультурного развития учащихся:

1) социально-педагогические:

- принцип международно-ориентированного воспитания личности, развития ее гуманистического потенциала;

- принцип осуществления гуманитарной подготовки учащихся в контексте диалога культур;

- принцип обучения технологии социальной адаптации индивида к постоянно изменяющейся жизни общества;

2) психологические:

- принцип деятельностного подхода;

- принцип поэтапного формирования

межкультурных знаний, навыков,

умений;

- принцип учета индивидуально-психологических особенностей

учащихся;

- принцип гуманизации

межличностного учебного общения и создания положительного

эмоционального фона общения;

- принцип комплексной мотивации;

3) дидактико-методические:

- принцип сознательности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принцип приоритета творческой активности школьников в учебном процессе;

- принцип проблемности;

- принцип междисциплинарной

взаимообусловленности всех

компонентов;

- принцип функционально

адекватной интегративной

наглядности;

4) общие методические:

- принцип обучения в контексте диалога культур;

- принцип бикультурного

коммуникативного развития

учащихся в условиях иноязычного общения;

- принцип развития коммуникативноречевой культуры в единстве с другими видами и разновидностями культуры;

- принцип опоры на родной язык;

- принцип коммуникативно-ориентированного формирования речевых навыков;

- принцип взаимосвязанного

обучения видам речевой

деятельности с учетом их лингвопсихологических характеристик;

- принцип дидактико-психологичес-кой, учебно-коммуникативной и междисциплинарной интенсификации учебного общения;

- принцип профессиональнопрофильной направленности

иноязычного учебного общения;

- принцип опоры на функционально адекватный аутентичный текст;

- принцип аутентичности учебных материалов, речевой деятельности школьников, содержания учебного общения.

Как нам представляется, данные принципы могут быть воплощены в практике обучения иноязычному общению и являться

стратегическими направлениями в рамках реализации социокультурного образования.

Таким образом, рассмотрев основные положения концепции социокультурного подхода к обучению ИЯ, можем сделать следующие выводы:

В качестве одного из практических путей реализации положений глобального и социокультурного образования в методике

преподавания ИЯ может

рассматриваться социокультурный подход, в основу которого заложен принцип организации

межкультурного общения и изучения языка в контексте диалога культур. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать

коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Обучение иноязычному общению с учетом данного принципа предполагает создание дидактикометодических условий для сопоставительного, гуманистически ориентированного соизучения

культур родного и иностранного языков при формировании интегративных коммуникативных умений межкультурного общения.

1. Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962. С. 60. 2. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культурологические аспекты языкового образования. Сб. научных трудов. М., 1998. С. 27-36. 3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж : Истоки, 1996. С. 161. 4. Тер-Минасова С. Т. Язык и межкулыурная коммуникация. М. : Слово, 2000. 150 с.

Статья поступила в редакцию 04.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.