УДК 159
doi: 10.52470/2619046X_2023_4_159
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОГЕ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГАХ
Е.Н. Скрипачева, Т.В. Подунова
Аннотация. Актуальность: в настоящее время, на фоне быстрого развития технических и информационных инноваций, как физические, так и психические нагрузки на человека возрастают. В этом сложившемся мире информационной перегрузки и неопределенности, научные исследования проблематики тревог и опасений, кризисов и критических ситуаций становятся все более значимыми.
Ключевые слова: тревога, работоспособность, страх, исследование.
MODERN IDEAS ABOUT ANXIETY IN THE WORKS OF DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGISTS
E.N. Skripacheva, T.V. Podunova
Abstract. Relevance: currently, against the backdrop of the rapid development of technical and information innovations, both physical and mental stress on a person are increasing. In this current world of information overload and uncertainty, scientific research into the problems of anxiety and fear, crises and critical situations is becoming increasingly important.
Keywords: anxiety, performance, fear, research.
В настоящее время, на фоне быстрого развития технических и информационных инноваций, как физические, так и психические нагрузки на человека возрастают. В этом сложившемся мире информационной перегрузки и неопределенности, научные исследования проблематики тревог и опасений, кризисов и критических ситуаций становятся все более значимыми. Профессиональная конкуренция требует от людей полной самоотдачи, но при этом риск нарушения психического и физического здоровья возрастает. Сегодня все чаще наблюдаются случаи проявления тревоги и страха различной степени тяжести, что подчеркивают исследователи, например, работы А.М. Прихожан [1]. Уровень тревожности может существенно влиять на работоспособность и поведение людей, и дезадаптация и нарушение деятельности могут быть связаны как с чрезмерно высоким, так и с чрезмерно низким уровнями тревожности. Поэтому изучение особенностей состояний тревоги и их влияния на поведение - это вопрос еще более актуален сегодня, исследователи из разных стран, такие как З. Фрейд, А. Адлер, Л.И. Божович, А.М. Прихожан и многие другие, обращают на это внимание. Таким образом, изучение тревожных состояний и их влияния на поведение людей с разным уровнем тревожности является актуальной проблемой в настоящее время.
З. Фрейд определял тревогу как эмоциональное переживание, вызванное неопределенностью и беспомощностью. В свою очередь, Р. Мэй отмечает, что тревога возникает в ситуациях, когда под угрозой оказывается ценность, которая является жизненно важной для существования личности. Это может быть связано как с физической угрозой (например, смерть), так и с потерей психологической ценности (например, свобода). Другие ценности, такие как патриотизм или любовь, также могут вызывать тревогу.
Изард подчеркивает, что тревога - это длительный и расплывчатый страх перед будущими событиями, сопровождающийся чувством неопределенности и труднопредсказуемых предчувствий. Также он отмечает, что тревога - это эмоция, выражающаяся в смутных, отрицательно окрашенных ощущениях.
Спилбергер подчеркивает, что тревога связана с субъективными ощущениями напряжения, беспокойства и мрачных предчувствий. Активация автономной нервной системы, которая регулирует дыхание, сердцебиение и пищеварение, может быть одним из факторов, вызывающих повышенную тревожность у человека. На основе исследований, повышенная активация симпатической ветви автономной нервной системы может приводить к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, в то время как активация вегетативной нервной системы может помочь уменьшить уровень тревожности [15].
Таким образом, тревога может быть определена как эмоциональное состояние, вызванное неопределенностью и угрозой для жизненно важных ценностей личности, сопровождающееся отрицательно окрашенными ощущениями и активацией автономной нервной системы.
Для анализа уровня тревожности у человека, необходимо учитывать не только его психологические характеристики, но также физиологические процессы, связанные с активацией автономной нервной системы. Давайте рассмотрим различные точки зрения исследователей, которые помогают лучше понять, что может быть причиной тревожности.
Согласно теории З. Фрейда, тревожность может быть обусловлена вытесненными в бессознательное инстинктами или страхом перед теми инстинктами, раскрытие которых или подчинение им создают внешнюю угрозу (например, сексуальные или агрессивные побуждения).
Чарльз Спилбергер, в своих исследованиях, указывает, что состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает определенные раздражители или ситуации как несущие в себе элементы опасности, угрозы или вреда, будь то актуальные или потенциальные.
Кеннет Изард предполагает, что тревога возникает, когда нет (и может быть, никогда не будет) реальной опасности, но человек ожидает ее прихода и не знает, как с ней справиться. В отличие от страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она может предотвращать человека от вредных действий или мотивировать его предпринимать шаги для обеспечения успешного исхода событий.
Ролло Мэй, разделяет тревогу на нормальную и невротическую и описывает разные причины их возникновения. Нормальная тревога, с его точки зрения, связана со способностью организма реагировать на опасность. Это врожденная способность, которой соответствует определенная нейрофизиологическая система. З. Фрейд говорил, что «тенденция переживать объективную тревогу» - врожденное качество человека; по его мнению, эта способность есть проявление инстинкта самосохранения, обладающего - с биологической точки зрения - бесспорной ценностью.
Невротическая тревога возникает в той ситуации, когда человек неспособен справиться с опасностью не объективно, но субъективно, то есть не из-за объективного недостатка способностей, но из-за внутренних психологических процессов и конфликтов, которые мешают человеку использовать свои способности. Обычно эти конфликты формируются в прошлом, в раннем детстве, когда ребенок по объективным причинам еще не мог справиться с опасной межличностной ситуацией.
В большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко указано, что в младшем школьном возрасте главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. Во взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.
По мнению Н.Н. Тарновской, сегодня существует множество теорий, связанных с проблемой тревожности. Значительные усилия были направлены на исследование трево-
ги, начиная с работ З. Фрейда [13]. Различные интерпретации тревоги были предложены психотерапевтами различных школ и представителями глубинной психологии. Конфликты между бессознательными влечениями и нормами, конфликты между разными влечениями, стремящимися завладеть центром личности, конфликты между воображаемыми мирами и опытом реального мира, конфликты между желанием быть принятым и опытом отверженности, конфликт между желанием «не быть» и желанием быть, все эти конфликты, будь то сознательные, подсознательные или бессознательные, признанные или непризнанные, могут проявляться в кратковременных и продолжительных состояниях тревоги [3]. Важным аспектом занимательного мышления является его селективность: индивид склонен выбирать определенные темы из повседневной жизни и пренебрегать другими, с той целью, чтобы доказать свою правоту, рассматривая ситуацию как стремительно нарастающую или, наоборот, что его беспокойство необосновано и претенциозно. Беспокойство может вызывать запутанность и нарушения восприятия не только временных и пространственных параметров, но также людей и значений событий.
Согласно Т.М. Масловой, в зависимости от уровня беспокойства люди значительно различаются между собой. У каждого человека должна быть здоровая беспокойство и тот оптимальный или желательный уровень беспокойства, который может являться важным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, если беспокойство проявляется как постоянное образование личности, то это свидетельствует о проблемах в личностном развитии, которые могут помешать нормальному развитию, общению и деятельности.
Кроме того, Т.М. Маслова отмечает, что проявление беспокойства влияет на соматические и поведенческие аспекты личности [14]. Благодаря беспокойству могут возникать такие соматические изменения, как ускорение сердцебиения, неустойчивое дыхание, дрожание конечностей или затрудненность движений, возможно повышение артериального давления или расстройство желудка. Беспокойство расширяет спектр поведенческих реакций человека, которые бывают более неожиданными и разнообразными, чем соматические - могут происходить как полная апатия, безынициативность, вялость или демонстративная агрессия. Это поведение чаще всего наблюдается при низкой самооценке.
Таким образом, мы видим, что беспокойство оказывает не только отрицательное влияние, но и выполняет ряд положительных функций, благодаря которым человеку легче существовать и ориентироваться в окружающей ситуации [2].
Л.П. Харченко отмечает наличие двух разновидностей тревожности: ситуативной и личностной. Личностная тревожность связана с индивидуальными чертами личности, которые могут вызывать у человека увеличенную склонность к тревоге. Эта форма тревожности проявляется как устойчивая предрасположенность к тому, чтобы воспринимать широкий спектр ситуаций как потенциальные угрозы и реагировать на них соответствующим образом. Личностная тревожность может быть активизирована в ответ на различные стимулы, связанные с угрозой самооценке и престижу человека. Ситуативная тревожность, с другой стороны, является изменчивой и возникает как эмоциональная реакция на конкретные стрессовые ситуации [5]. Люди, проявляющие эту форму тревожности, ощущают напряжение, беспокойство, озабоченность и нервозность. Интенсивность и продолжительность таких состояний могут значительно различаться в зависимости от конкретной ситуации. Характеристика ситуативной тревожности связана с особенностями личности и ее реакцией на стресс [12].
Все точки зрения авторов, которые рассматривали проблематику тревожности, можно свести к тому, что существуют два основных вида тревожности: тревожность, закрепленная у индивида как черта личности и тревожность, возникающая под воздействием ситуации.
Множество исследований было проведено на тему взаимосвязи страха и тревожности. Тревога, как предчувствие опасности и неопределенное чувство беспокойства, часто проявля-
ется в ожидании непредсказуемых событий, которые могут иметь неприятные последствия [8]. Ее мотивом является антиципация неприятностей, а основу составляют опасения по поводу возможности их наступления. Наблюдения показывают, что тревога присуща людям, обладающим высоким чувством собственного достоинства, ответственности и долга, а также повышенной чувствительностью к своему положению и мнению окружающих. Тревога может выражаться через чувство ответственности за свою жизнь и благополучие близких людей [9]. Приблизительные отличия между тревогой и страхом можно описать таким образом:
- тревога является сигналом опасности, в то время как страх - ответом на нее;
- тревога больше похожа на предчувствие, в то время как страх - ощущение опасности;
- тревога обладает более возбуждающим эффектом на психику, в то время как страх - тормозящий; тревога характерна для людей с холерическим темпераментом, в то время как страх для людей с флегматическим;
- стимулы, вызывающие тревогу, обычно общие, неопределенные и абстрактные, в то время как страх связан с конкретными образами, что приводит к психологическому замыканию;
- тревога, как ожидание опасности, связана с будущим, а страх, как воспоминание об опасности, основан на прошлом опыте;
- несмотря на неопределенность, тревога скорее когнитивный феномен, а страх - эмоциональный и иррациональный; тревога соответствует левой полушарию мозга, в то время как страх - правой;
- тревога имеет социально обусловленную природу, а страх - инстинктивную.
Таким образом, страх и тревога имеют некоторые существенные различия, хотя и могут накладываться друг на друга в разных ситуациях [12].
Р. Мэй пишет, что тревогу называют «основной» реакцией не только потому, что она представляет собой общую первоначальную реакцию на опасность, но и потому, что опасность при этом угрожает самим основам личности. Это реакция на опасность, угрожающую «сердцевине» или «сущности» личности, а не каким-то внешним ее аспектам. Страх же представляет собой реакцию на такую угрозу, которая еще не достигла основ личности. Адекватная реакция на различные конкретные опасности (то есть реакция страха) позволяют человеку защищать свои основные ценности, не допускает развития ситуации, в которой опасность бы угрожала самой «внутренней крепости», находящейся в центре системы безопасности.
Таким образом, большинство исследователей рассматривают тревожность и страх как некие подобные по происхождению эмоциональные явления, между которыми, однако существует несколько различий. Так различия можно зафиксировать в контексте увеличения интенсивности их проявления - при усилении тревожность перерастает в страх. Также страх и тревога различаются по наличию и отсутствию предмета - тревога - это беспредметно эмоциональное проявления, страх чаще всего имеет четко выраженный предмет.
В современной когнитивной психологии получены экспериментальные результаты, проясняющие влияние тревожности на познавательные процессы, что также оказывает влияние на эффективность профессиональной и любой другой деятельности. К примеру, тревожность приводит к сужению поля внимания. В.Н. Дружинин и Д.В. Ушаков, на работу которых ссылается К.Р. Сидоров, отмечают, что люди, находящиеся в тревожном состоянии, концентрируются на том, чего они боятся или что может быть важным для их благополучия, иная же информация игнорируется. Общее объяснение этому в том, что во время переживания той или иной эмоции когнитивная система человека функционирует в особом модусе, перерабатывая, прежде всего ту информацию, которая оказывается наиболее важной в данный момент [1].
Н.Б. Пасынкова, проведя собственное исследование, отмечает, что чем выше личностная тревожность, тем выше ее дезорганизующее влияние на интеллектуальную деятельность.
Это проявляется в возрастании времени восприятия и обработки информации, в снижении КПД и уровня интеллектуального развития. Н.Б. Пасынкова объясняет это тем, что постоянное переживание тревоги, высокий уровень тревожности, увеличивая размер субъективного алфавита воспринимаемых сигналов, способствует снижению эффективности перцептивно-мнемической и интеллектуальной деятельности. Такое снижение происходит, в частности, за счет увеличения времени, затраченного на выполнение интеллектуальных операций. Автор делает вывод, что скорость переработки информации окажется тем ниже, чем выше будет уровень личностной тревожности.
Обобщая различные экспериментальные данные по проблематике, рассматривающей оказание воздействия эмоционального возбуждения и тревожности на продуктивность деятельности, Я. Рейковский в своей работе отмечает, что накоплено множество данных, указывающих на факт значительного ухудшения в результате такого влияния интеллектуальных процессов человека. Это проявляется, в частности, в ухудшении запоминания, в снижении характеристик внимания, в упрощении процессов мышления, в тенденции к стереотипным или ранее найденным решениям, хотя они и не соответствуют актуальной ситуации.
Таким образом, очевидно, что ряд исследователей показывает отрицательную роль высокой тревоги, тревожности в функционировании когнитивных процессов, ведущую к неэффективности деятельности. Также очевидно, что большинство исследователей сходятся во мнении, что тревожность отрицательно сказывается на когнитивных процессах человека. Это проявляется в ослаблении механизмов памяти и внимания, в деградации мыслительных процессов, в затрудненном поиске решений в проблемной ситуации и пр. Однако существуют и данные о положительном влиянии тревожности на умственную активность и креативность.
Таким образом, существует определенная схожесть в трактовке тревожности у различных исследователей и ее свойства:
Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Тревожность не статичное явление - она может как повышаться, так и понижаться в зависимости от многих обстоятельств. Существует несколько уровней развития тревожности: от фоновой тревожности, находящейся на одном полюсе тревожности, которую многие исследователи считают нормальной для человека, характеризующейся переживаемым человеком чувством легкого беспокойства, до расположенной на другом полюсе высокой тревожности, при которой человек испытывает чувство страха.
Поведение человека может детерминироваться как личной, так и ситуационной тревожностью. Тревожность влияет на успешность выполнения деятельности, на когнитивные процессы человека, запускает соматические изменения, происходящие во внутренних органах и системах организма, расширяет спектр поведенческих реакций человека от полной апатии, безынициативности и вялости вплоть до выраженного демонстративного и агрессивного поведения. Все это потенциально указывает на то, что тревожность может сказываться на особенностях поведения человека в конфликтной ситуации.
Такое понимание может помочь в организации помощи и профилактических мероприятий по работе с тревогой у детей и взрослых.
Библиографический список
1. Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов. М., 2020.
2. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. М.; СПб., 2021.
3. Карандашев В.Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. М., 2019.
4. Литвинова И., Скрипачева Е.Н. Некоторые теоретико-практические аспекты работы со стрес-соустойчивостью военнослужащих/ Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 4.
5. Лиханов А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. М., 2019.
6. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. М., 2020.
7. Пископпель А.А. Конфликтное взаимодействие. М., 2018.
8. ПрохазкаДж. Системы психотерапии. М., СПб., 2020.
9. Путч. Хроника тревожных дней. М., СПб., 2018.
10. Рачин А.П. Депрессивные и тревожные расстройства. М., 2018.
11. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности. М., 2020.
12. Скрипачёва Е.Н. Основы здорового образа жизни: учебное пособие для подготовки бакалавров по направлениям: психология, педагогика, социальная работа, социология, менеджмент, экономика. М., 2022.
13. Смирнова Е.О. Конфликтные дети: монография. М., 2017.
14. Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., СПб., 2021.
15. ХеллэмР. Консультирование по проблемам тревожности. М., 2018.
Е.Н. Скрипачева
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: pkc_dialog@mail.ru
Т.В. Подунова
психолог направления военно-политической работы Шатурского ОВО, г. Шатура E-mail: tan8ik@mail.ru