Научная статья на тему 'Уровень тревожности студентов Кызылского педагогического института'

Уровень тревожности студентов Кызылского педагогического института Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
866
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОГА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марюхина Валентина Викторовна

Статья посвящена одной из актуальных тем в педагогике и психологии тревожности. Рассматривается история изучения данного вопроса в психологии. Определены основные причины возникновения тревоги у студентов и представлены итоги исследования тревожности у студентов Кызылского педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марюхина Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF ANXIETY OF STUDENTS OF THE KYZYL PEDAGOGICAL INSTITUTE

The article is devoted to one of the topical issues in pedagogy and psychology anxiety. Histoty of the studying this issue is considered in psychology. The main causes of anxiety are identified in students. Results of a study of anxiety are presented among students of the Kyzyl pedagogical Institute.

Текст научной работы на тему «Уровень тревожности студентов Кызылского педагогического института»

Oorzhak Larisa - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, KPI TuvSU, E-mail: indishka26@mail.ru Mongush Choduraa - Teacher of the Department of Psychology, KPI TuvSU

УДК 15.07(04)

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КЫЗЫЛСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА

Марюхина В.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE LEVEL OF ANXIETY OF STUDENTS OF THE KYZYL PEDAGOGICAL INSTITUTE

Maruhina V.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена одной из актуальных тем в педагогике и психологии -тревожности. Рассматривается история изучения данного вопроса в психологии. Определены основные причины возникновения тревоги у студентов и представлены итоги исследования тревожности у студентов Кызылского педагогического института.

Ключевые слова: тревога, тревожность, студенчество.

The article is devoted to one of the topical issues in pedagogy and psychology -anxiety. Histoty of the studying this issue is considered in psychology. The main causes of anxiety are identified in students. Results of a study of anxiety are presented among students of the Kyzyl pedagogical Institute.

Key words: anxiety, anxiety, students.

Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй.

Именно тревожность, как отмечают многие исследователи, находится в основе большинства случаев психологических и педагогических трудностей, в том числе многих нарушений развития, саморазвития, образования, которые могут служить поводом для обращения к специалистам. Роль тревожности чрезвычайно высока в нарушениях поведения, например, как деликвентность и аддиктивное поведение. Для данного исследования важно значение коррекции тревожности, ее преодоление при подготовке студентов к трудным ситуациям (экзамены, соревнования) и при овладении новой деятельностью.

Первым, кто обратил внимание на проблему тревожности, был З. Фрейд. В его исследованиях мы видим два варианта объяснения тревожности, во-первых, как результат разрядки подавленного сексуального влечения, во-вторых, как сигнал о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Таким определением З. Фрейд подчеркивает, что неприятное состояние тревоги

является в некотором случае даже полезным адаптивным механизмом, который побуждает индивида к защитной реакции в ситуации опасности.

З. Фрейд в своих исследованиях утверждает, что существует два источника угрозы для личности: это внешний мир и внутренние импульсы. По мнению ученого, первый источник дает нам объективную реакцию тревоги, и в этом случае он считал, что это синоним страха. Поэтому он предположил, что это адекватное восприятие внешней угрозы и в тоже время эмоциональная реакция, которая пропорциональна величине внешней угрозы.

Современные ученые представляют тревожность как процесс беспокойства. Например, по мнению Демидовой Л.И, под тревожностью понимается состояние беспокойства в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, интеллектуальной и другой; тревожность рассматривается как свойство темперамента, характеризующееся слабостью нервных процессов, как склонность человека к частым переживаниям тревоги [1].

В тоже время А. М. Прихожан пишет, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Данный ученый различает тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство черты личности или темперамента [4].

Выдающийся ученый, автор учебника по психологии Р.С. Немов представляет тревожность как постоянно или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [3].

В нашем исследовании мы опираемся, главным образом, на понятие ученого Демидовой Л.И.

Высокий уровень тревожности (как и чрезмерно низкий) может отражать неблагополучие личностного развития студента, и соответственно негативно влияет на успешность в учебной деятельности в вузе. В процессе обучения студенты постоянно сталкиваются с различными трудностями и испытывают интеллектуальные, эмоциональные, информационные нагрузки. Роль тревожности высока при овладении студентом новой деятельности, при подготовке к сложным жизненным ситуациям. Она может мобилизовать студента, помочь ему ответственно подойти к решению каких-либо задач или наоборот - сформировать напряжение, неуверенность, чувство неудачи [1].

Учебная деятельность студента в ВУЗе часто соприкасается со стрессогенными ситуациями, поэтому можно отметить, что студенты часто испытывают тревогу, тревожность, нервное напряжение. Например, ситуация экзамена обязательно будет связана с тревожностью, и в данной статье ставится цель анализа именно этой ситуации, так как на сегодняшний день она очень актуальна, и вызывает большой интерес именно в сфере образования. Тревожность, которая проявляется у студентов во время сессии, занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высших учебных заведений [2].

В то же время, ученые согласны в следующем, что тревожность как сигнал об опасности обращает внимание личности к возможным трудностям, которые могут препятствовать достижению поставленной цели, тем самым позволяет мобилизовать силы и достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога).

В научной литературе выраженная тревога включает два компонента:

- осознание физиологических ощущений (сердцебиение, тошнота, потливость);

- психологическое осознание факта тревоги.

Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Очевидно, что важным аспектом «тревожного» мышления является его селективность, это когда субъект склонен выбирать определенные темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, предполагая, что ситуация в этом случае устрашающая, или наоборот, что тревога напрасна и неоправданна. Тревожность может вызвать спутанность и расстройство восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий [4].

Различные экспериментальные исследования доказали, что тревожность в различных случаях не является лишь негативной чертой личности, которая провоцирует более частое по сравнению с нормой переживание эмоции страха, а в некоторых ситуациях может быть даже полезной для индивидуума и будет выполнять его социальные функции. При этом «высокотревожные» люди на самом деле лучше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» испытуемые.

Таким образом, теоретический анализ показывает, что проблемой тревожности занимались многие именитые ученые (психологи и педагоги). Обобщая взгляды исследователей можно предположить, что тревога - это неопределенное предчувствие, она неконкретна, «неуловима», «беспредметна», может быть следствием неправильных навыков общения; особое свойство тревоги - чувство неуверенности и беспомощности перед лицом опасности. В самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой - особая, предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений.

Возраст 18-25 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Этот возраст характерен и тем, что этот период является сенситивным для развития интеллектуальных и физических сил. В этот период социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Часто в период обучения в вузе у студентов можно наблюдать перепады настроения. Настроение может быть как восторженное в первые месяцы учебы, так и перейти в скептический настрой, и зависит от оценивания

результатов учебной деятельности студентов, от образовательной системы вуза, от взаимоотношения с отдельными преподавателями.

Необходимо отметить, что развитие и самоактуализация студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Поступая на первый курс, студенты обычно решают задачи, которые связаны с приобщением недавнего абитуриента к студенческим формам жизнедеятельности. В этом случае поведение студентов различается высокой степенью конформизма. В этот период можно заметить слабую регуляцию поведения студента, в некоторых случаях немотивированный риск. Это связано с тем, что он еще не умеет предвидеть последствия своих поступков, что объясняется возрастом, бескорыстным жертвованием и полной самоотдачей.

В процессе адаптации студентов, поступивших на первый курс, возникают некоторые трудности, связанные с отрицательным переживанием ухода вчерашних школьников из школьного коллектива. В некоторых случаях недостаточной психологической подготовкой к профессии, а также неумением осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности. У многих современных первокурсников можно заметить недостаточно развитое стремление к самообразованию.

В первый год обучения для студентов важен такой этап, как процесс адаптации к новым условиям обучения. При этом на данный процесс влияет множество факторов, и в их числе тревожность.

Характеризуя студентов второго курса, необходимо отметить, что для них на этом этапе учебная деятельность является особо напряженной, так как в жизнь второкурсника усиленно включены все формы обучения и воспитания. В этот период студенты обретают все больше навыков самообразования, саморегуляции, учеба помогает формированию широких культурных запросов и потребностей. Многие ученые утверждают, что процесс адаптации к учебе в вузе на этом этапе можно считать в основном завершенным.

На третьем курсе на первом месте в процессе обучения - начало специализации, большое значение уделяется укреплению интереса к научной работе, которое отражает дальнейшее развитие, а так же углубление профессиональных интересов студентов.

На четвертом курсе происходит формирование четких практических установок на будущую профессию. В этот период появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, которые связаны с материальными благами и семейным положением, а также можно заметить, что студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Подводя итог ранее сказанному можно сделать вывод, что студенческие годы - это очень сложный этап в жизни человека. На данном этапе окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность студента, и вся его дальнейшая жизнь. Поэтому высокий уровень тревожности может препятствовать успешному прохождению данного этапа, так как этот период тесно связан и с личностным, и с профессиональным

становлением личности. Тревожным студентам свойственна заниженная самооценка и самоуважение, они не верят в себя и в свои силы, и чувствуют себя одинокими в этом мире, закрываются в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в группе.

Но в то же время определенный уровень тревожности, как уже отмечалось выше, это своего рода естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный (желательный) уровень тревожности, ученые называют его полезным уровнем тревожности. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Для выявления уровня тревожности студентов было проведено исследование на базе Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, респондентами стали студенты 1 курса.

Общее число испытуемых составило 64 человека. Это студенты, обучающиеся на следующих направлениях: начальное образование, дошкольное образование, социальная работа, психология, психолого-педагогическое образование и специально-дефектологическое образование.

Для исследования была использована методика «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» [2]. Разработан опросник в 1978 году К.К.Яхиным и Д.М.Менделевичем. Методика состоит из шести шкал, но в данном исследовании оценивалась только шкала тревоги, которая позволяет оценить уровень личностной тревожности респондента. Выявляемая тревожность подразделяется на 3 уровня: низкий, средний, высокий. Респонденты с разными уровнями тревожности обладают определёнными характеристиками, см. ниже.

В таблице 1 представлены сводные данные об уровне тревожности и успеваемости студентов первых курсов КПИ ТувГУ.

Таблица 1

Данные о тревожности студентов_

№ ФИО Тревожность (уровень)

1 А. С. Средний

2 А. А. Средний

3 А. А. Средний

4 Б. У. Низкий

5 Б. А. Низкий

6 Б. А.-М. Низкий

7 Д. Д. Низкий

8 Д. Я. Низкий

9 Д. А. Низкий

10 Е. В. Низкий

11 К. Т. Низкий

12 К. А. Низкий

13 К. Д. Низкий

14 К. С. Низкий

15 К. Д. Низкий

16 К. Х. Низкий

17 К. Ч. Низкий

18 М. Ч. Низкий

19 М. Ш. Низкий

20 М. А. Низкий

21 М. А. Низкий

22 М. А. Низкий

23 М. Л. Низкий

24 М. О. Низкий

25 М. С. Низкий

26 М. Х. Средний

27 М.Ч. Низкий

28 Н.С. Низкий

29 О. А. Низкий

30 О.З. Высокий

31 О.Р. Низкий

32 О.З. Низкий

33 О. Э. Низкий

34 О. Ш. Низкий

35 О. Ш. Низкий

36 О. М. Высокий

37 О. Н. Низкий

38 С. А. Средний

39 С. Ш. Низкий

40 С. Б. Низкий

41 С. С. Низкий

42 С. А. Средний

43 С. А. Низкий

44 С. О. Низкий

45 С. А. Низкий

46 С. А. Низкий

47 С. А. Средний

48 С. А. Низкий

49 с.ц. Низкий

50 С. С. Низкий

51 С.Л. Низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 Т. Д. Высокий

53 Т. С. Низкий

54 Т. А. Средний

55 Х. А. Низкий

56 Х. А. Низкий

57 Х. Ш. Низкий

58 Ч. Д. Средний

59 Ч. А. Низкий

60 Ч. Д. Высокий

61 Ч. Э. Низкий

62 Ш. А. Низкий

63 Ш. Ч. Низкий

64 Э. А. Средний

Как видно из таблицы 1, количество студентов с высоким уровнем тревожности составили 4 человека (6,2%). Средний уровень тревожности отмечен у 10 студентов из 64, что равно 15,6%. Низкий уровень выявлен у 50 студентов (78,2%). Более наглядно данные об уровне тревожности представлены на рисунке 1.

Уровень тревожности в %

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

■ Высокий уровень

Рис.1. Уровни тревожности студентов первых курсов КПИ ТувГУ

Анализ результатов оценки уровня тревожности показал, что 50% студентов имеют высокий уровень ситуативной тревожности, 26 % находится в пределах умеренных значений, 24% в пределах низких значений. Высокий уровень ситуативной тревожности студентов, возможно, связан с адаптационным периодом к новым социальным условиям.

Незначительные проявления личностной тревожности студентов можно связать с особенностями привыкания к процессу обучения, так как происходит их адаптация к новым условиям, к новым формам обучения, к новому коллективу преподавателей и сокурсников.

Важно дать характеристику уровням тревожности для более полного представления результатов исследования.

При низком уровне тревоги наблюдается высокая уверенность в себе. Личность проявляет умение справляться с жизненными неуспехами, для личности с таким уровнем тревоги характерна уравновешенность, свои мысли и поступки тщательно взвешивает. Но при этом отмечается и пониженный уровень ответственности. Часто можно заметить самоудовлетворённость, стойкость, смелость. Чаще всего нет внутренних противоречий в развитии и строении психики, например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и пр.; человек не видит существования угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий. Как видим по результатам исследования больше всего студентов с низким уровнем тревоги - 76,5 % от общего количества студентов.

Средний уровень тревоги характеризуется как нормальный уровень самооценки и уравновешенности. Личность редко испытывает затруднения в процессе принятия самостоятельных решений. Характеризуется редким проявлением немотивированного беспокойства, в процессе которого очень часто приходится прикладывать старания, чтобы не впасть в депрессию и не показать излишней раздражительности. В таких условиях обеспокоенность и тревожность может даже снизить общий уровень работоспособности. Экспериментальное исследование показало, что среди студентов Кызылского педагогического института средний уровень тревоги отмечается у 18,2 % студентов.

При высоком уровне тревожности личность упрекает себя, становится одиноким. Характеризуется осторожностью в принятии решений, при этом склонна к сомнениям и постоянным размышлениям, которые могут препятствовать принятию решения. У таких людей присутствует унылость, боязливость, недооценка своих возможностей, личность склонна к занижению своей компетентности, происходит постоянный самоанализ, самоукор. Характерны затруднения в принятии самостоятельных решений, в правильности своих поступков, частые страхи и сомнения. Человек пессимистичен в оценке перспектив. Невротическая тревога формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики, например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и пр., что может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий. Среди студентов количество с высоким уровнем тревоги составило 5 человек.

По результатам исследования студентам были даны следующие рекомендации по преодолению тревожности, при этом данная работа должна осуществляться на трех уровнях, которые взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга:

во-первых, это обучение приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью;

во-вторых, расширение своих возможностей и формирование у себя необходимых навыков и знаний, ведущих к повышению уровня результативности деятельности и созданию запаса прочности;

в-третьих, трансформация личности студента в части самооценки и мотивации.

Библиографический список

1. Демидова Л. И., Кашник О. И., Брызгалина А. А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. - № 12(35). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2013.

2. Курчатова А. А., Скурыдина А. С. Тревожность, как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2.

3. Немов Р.С. Практическая психология. Познание себя. Влияние на людей. Пособие для учащихся. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 303 с. Bibliograficheskij spisok

1. Demidova l. I., Kashnik O. I., Bryzgalina A. A. Trevozhnost studentov vuza i ikh uspeshnost v uchebnoj deyatelnosti // Lichnost, semya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sb. st. po mater. XXXV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 12(35). Chast II. -Novosibirsk: Sibak, 2013.

2. Kurchatova A. A., Skurydina A.S. Trevozhnost, kak sostoyanie psikhicheskogo napryazheniya studentov v period ekzamenatsionnoj sessii // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2013. - № 7-2.

3. Nemov R.S. Prakticheskaya psikhologiya. Poznanie sebya. Vliyanie na lyudej. Posobie dlya uchaschikhsya. - M.: Gumanit. Izd. tsentr VLADOS, 1999. - 320 s.

4. Prikhozhan A.M. Trevozhnost u detej i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. - M.: MPSI; Voronezh: NPO "MODEK", 2000. - 303 s.

Марюхина Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

Maryuhina Valentina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head. Department of Pedagogy, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.