Александрова И.A., Кондрашкин В.М. Современная уголовная политика по противодействию коррупции
3. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vziatkodatelei/ pozor-na-eksport
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ // Российская газета. 2012. 3 декабря.
5. См.: Соловьев И. Наказание отменяется // Российская газета. 2013. 12 февраля.
6. Это, скажем, недавнее публичное заявление президента Белоруссии А. Лукашенко о том, как его попытался подкупить (за 5 млрд долларов) русский олигарх по имени «Миша». Это показания по проходящему в настоящее время процессу в Высоком суде Британской столицы экс-главы департамента логистики ТНК-ВР И. Лазуренко о фактах коррупции со стороны менеджмента «Роснефти». URL: http://www.kommersant.ru/doc-rss/1977785
7. «Российская бизнес-элита: проблемы наследования и управления частным капиталом». UBS и Campden Research. URL: http://news.rambler.ru/15576905/
8. СЗ РФ. 2011. № 19, ст. 2714.
9. См. подробнее об этом: Александрова И.А. Взяточничество по законодательству Великобритании и России. Статья № 1. Преступление одно, подходы и регламентации разные // Российский следователь. 2011. № 21. С. 34—38.
10. См.: Статья 8 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.); статья 8 Конвенции Организации объединенных наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г.; ратифицирована Федеральным Собранием (ФЗ от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12, ст. 1231)); статья 7 Декларации Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г.), приложение; Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года.
11. См.: Александров A.C., Кучерук Д.С. Результаты ОРМ — база приговора? Статья 1. Российский и международный опыт // Российский следователь. 2012. № 4. С. 32—35.
12. См.: Александров A.C. К вопросу о создании единого Следственного комитета // Вестник СГАП. 2010. № 6. С. 17—21; Его же. Полицейское дознание как форма досудебного уголовного преследования // Полиция России: вчера, сегодня, завтра: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 т. / под общ. ред. А.Н. Конева. Н. Новгород, 2012. Т. 1. С. 149—156.
Т.Л. Билоус
Билоус Татьяна Львовна — старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Сумского филиала Харьковского национального университета внутренних дел
E-mail: [email protected]
Эффективность профессиональной деятельности будущих работников органов внутренних дел как функция их тревожности
Проанализировано проявление тревожности и ее Manifestation of anxiety and its impact on the profession-
влияние на профессиональную деятельность будущих со- al activity of future police officers is analyzed. трудников органов внутренних дел.
Профессиональная деятельность будущих работников органов внутренних дел Украины характеризуется достаточно высоким уровнем сложности и напряженности. Этой деятельности присущ высокий динамизм, самостоятельность и скорость в принятии решений и их дальнейшей реализации, повышенная ответственность за последствия этих решений, необходимость учитывать социальную оценку результатов деятельности, нестандартность новых ситуаций и др. Все эти факторы вызывают тревожность. На сегодняшний день еще не достаточно освещены аспекты, касающиеся особенностей поведения и эмоционального состояния будущих сотрудников ОВД. Кроме того, недостаточно изучены факторы, вызывающие развитие тревож-
ности в процессе профессиональной деятельности. Именно поэтому мы считаем, что изучение тревожности будущих работников органов внутренних дел является актуальной проблемой современности.
Исследованием становления адекватной самооценки и уровня тревожности занимались такие ученые, как И. Кон, Ф. Райс, Д. Фельдштейн, М. Тишкова; изучением сущности явлений тревоги, тревожности и страха занимались 3. Фрейд, В. Астапов, А. Прихожан, К. Азарт, Л. Лепихова и др.
На современном этапе к будущим работникам предъявляются особые требования относительно умения контролировать собственные негативные проявления эмоциональной сферы, поскольку именно эмоциональное благополучие личности
может ощутимо влиять на результаты взаимодействия с другими и на качество помощи в решении проблем.
Изучению индивидуально- психологических свойств личности и их влияния на профессиональную деятельность придавали особое значение Е. Климов, В. Мерлин, Б. Теплов, В. Небылицын.
Тревожность анализируется в доработках Ф.Б. Астапова (функциональный подход к изучению тревожности)1, Ф.Б. Березина (адаптационные механизмы тревожности)2, А.М. Прихожан (проблема диагностики причин тревожности, коррекция тревожности, виды и «маски» тревожности)3, Ю.Л. Ханина (межличностная и внутригрупповая тревога в условиях совместной деятельности)4. Ученые подтверждают, что наличие определенного уровня тревожности может отрицательно влиять на результативность профессиональной деятельности. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.
В профессиональной деятельности будущих работников может возникать ряд проблем, связанных с процессом первичной адаптации к профессии. От их эффективного решения зависит как дальнейший профессиональный рост, так и эмоциональное благополучие будущих работников. На этом этапе возникает состояние ситуативной тревожности, которая при неправильном подходе к решению проблемы может закрепиться как устойчивое свойство личности. Особенно это касается будущих работников, у которых еще до начала профессиональной деятельности прослеживались проявления высокого уровня личностной тревожности. Тревожность усиливается, когда происходит столкновение с новыми экстремальными условиями, как следствие, мешает нормальному процессу адаптации, приводя к появлению дезадаптивных форм поведения.
Что касается определения понятия тревожности, то большинство исследователей говорят о необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление (связанное с конкретной ситуацией) и как личностную характеристику (связанную со способностью индивида переживать в большинстве даже чрезвычайных ситуаций опасения, волнение, тревогу, ощущение каких-то возможных неприятностей).
Выделяют два основных вида тревожности. Ситуативная тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим личности серьезно и ответственно подойти к решению существующих проблем. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, характер личностной тревожности определяют когнитивную оценку. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные
эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Личностная тревожность — это индивидуальная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживанию тревоги в самых различных жизненных ситуациях. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, склонный к такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него возникают трудности в контактах с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный5.
Под тревожностью мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Известно, что существует 2 категории тревожности: 1) открытая, которая сознательно переживается и проявляется в поведении и деятельности в виде состояния тревоги, 2) скрытая, которая в разной степени может не осознаваться, проявляется либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его или косвенным путем через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий были выявлены и проанализированы различные формы тревожности. В частности, это такие формы открытой тревожности, как: нерегулируемая тревожность — сильная, что осознается и проявляется симптомами тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может; регулируемая тревожность, при которой индивид самостоятельно вырабатывает достаточно эффективные способы регуляции, позволяющие ему справляться с имеющейся тревожностью. Внутри этой формы можно выделить две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Важной характеристикой как регулируемой, так и нерегулируемой тревожности является то, что тревожность оценивается лицами как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться. Культивируемая тревожность осознается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого результата.
Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может восприниматься индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как определенная мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В отдельных случаях у одного и того же индивида может
Билоус Т.Л. Эффективность профессиональной деятельности будущих работников органов внутренних дел как функция их тревожности
Билоус Т.Л. Эффективность профессиональной деятельности будущих работников органов внутренних дел как функция их тревожности
встречаться одновременно два или даже все три варианта тревожности.
Скрытая тревожность встречается реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид,скрываятревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз со стороны окружающего мира, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации»6.
Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые порождены тревожностью, и позволяют человеку вместе с тем переживать тревожность в смягченном виде и не проявлять внешне. У таких «масок» чаще всего наблюдается агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги)7.
Различают также нормальную и невротическую тревожность. Р. Мэй8 отмечал, что нормальная тревожность — это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает важными и необходимыми для существования как личности. Нормальной тревожностью может быть признана реакция, которая: адекватна реальной угрозе; не включает механизмов внутреннего психического конфликта, а в результате этого — и внешнего; не требует невротических защитных механизмов для управления собой, но может быть изменена конструктивно на уровне произвольного осознания или ослаблена при объективном изменении ситуации. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ф. Райс подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида в течение всей его жизни. Если переживания, которые формируют тревожность, преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к переходу на новые уровни отношений с другими людьми.
Тревожность в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, с повышенной чувствительностью к своему положению и признанию среди окружающих9.
Анализируя взгляды Т.Л. Шабановой, мы пришли к выводу, что тревожность имеет четыре составляющие: физиологическую, эмоциональную, когнитивную, поведенческую. Снижение тревожности как устойчивого личностного образования, по мнению Т.Л. Шабановой, должно осуществляться по трем направлениям деятельности: работа с эмоциями, с когнитивными искажениями, изменение поведения посредством выработки альтернативных способов действий.
Итак, можно дать несколько определений тревожности, согласно наследию различных ученых, работавших над этой проблемой. А.М. Парафиян указывает, что тревожность — это переживание
эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием проблем, с предчувствием приближающейся опасности. По определению Р.С. Немова «тревожность — это свойство, которое постоянно или ситуативно проявляется, в котором человек находится в состоянии повышенного беспокойства, испытывает страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». Е. Савина считает, что тревожность можно определить как устойчивое отрицательное переживание, беспокойство и ожидание неприятностей от окружающих. С.С. Степанова утверждает, что тревожность — это переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.
С понятием «тревожность» тесно связано понятие «тревога». Разграничивая эти два понятия, можно сказать, что тревога связана с эмоциональным состоянием, а тревожность представляет собой устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на опасность, которая угрожает личности, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного непонятного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который является реакцией на вполне определенную опасность).
По мнению Ф.Б. Березина, который рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, тревожность объединяет несколько эффективных проявлений, расположенных в порядке нарастания: ощущение внутренней напряженно-
сти — гиперестезические реакции — собственно тревога — страх — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — тревожно-трусливое возбуждение. Эффективные проявления тревожности непосредственно влияют на процесс адаптации: при переходе к каждому следующему элементу переживаний адаптивные возможности индивида уменьшаются10.
3. Фрейд и К. Хорни различают страх и тревожность. По их мнению возникновения страха связано с конкретной опасностью, в то время как тревожность характеризуется расплывчатостью, неопределенностью, неконкретностью. Она, в отличие от страха, сопровождается беспомощностью перед опасностью11.
К. Роджерс связывал появление тревожности с новым опытом личности, который может угрожать существующим представлениям индивида о себе. Конфликт, возникающий между его представлениями о себе, которые формируются на основании прошлого опыта и нового опыта, и является основным источником развития тревожности. Итак, в том случае, когда опыт расходится с Я- концепцией, является не конгруэнтным, возникают проблемы с защитными реакциями в ответ на угрозу, то есть появляется тревожность. Таким образом, основным условием профилактики появления этого явления
является умение личности достаточно быстро пересматривать собственную самооценку, изменяя ее, если этого требуют новые условия жизни12.
Е.П. Ильин, рассматривая тревожность как психическое состояние, наделяет ее общими свойствами психических состояний: продолжительность (устойчивость), модальность, обратимость, глубина, качество. По терминологии Е.П. Ильина, «полезная тревожность является фактором развития, как обязательная особенность активной деятельности», Н.Е. Гульчевская называет ее «конструктивной». Тревожные личности характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, робостью, высоким и не сбалансированным уровнем притязаний, неуверенностью в себе, напряженностью. Для тревожных личностей характерно восприятие большого количества ситуаций как таких, которые несут угрозу самооценке. Особенно часто тревожность будет возникать тогда, когда ситуации касаются оценки компетенции и престижа13.
Немаловажным аспектом является выяснение влияния тревожности на деятельность личности, в частности профессиональной. Деструктивная тревожность у будущих сотрудников ОВД не только приводит к неэффективному выполнению собственных профессиональных обязанностей, но и ускоряет появление профессионального выгорания. Неоптимальный уровень тревожности может способствовать появлению дезадаптации. Будущие работники ОВД довольно часто будут оказываться в новых и необычных ситуациях, провоцирующих появление тревожности, приводящих к дезорганизации деятельности. Новая обстановка и неожиданности, даже если нет прямой угрозы для жизни, нередко влияют на волевые процессы, восприятие, мышление и память будущих сотрудников ОВД.
С учетом всего вышесказанного, можем сделать вывод, что устранение подобных факторов, которые могут негативно влиять на качество и результативность профессиональной деятельности будущих сотрудников ОВД, в частности тревожности, имеет насущную потребность. По нашему мнению, для регуляции тревожности как эмоционального состояния эффективным будет применение приемов саморегулирования с помощью аутогенной тренировки, релаксации, снятия нервно-психического напряжения.
Профессионализм будущих сотрудников ОВД требует надлежащего самопознания и психокоррекции собственных проблем. При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как важные профессионально-практические для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам сотрудников ОВД относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, мотивация, эмоциональная устойчивость, тревожность, надежность, отношение к риску и т. д.
Значительный интерес представляют качества личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы.
Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, что позволяет правоохранителям сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в экстремальных условиях. Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивы к стрессу лица характеризуются как активные, не импульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. В противоположность этому эмоционально неустойчивые лица характеризуются как эгоцентричные, пессимистичные, раздражительные, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и нацеленностью на достижение высоких результатов, а также обозначена эмоциональностью переживаний, их продолжительностью, глубиной.
Таким образом, изученные нами взгляды разных исследователей позволяют сделать вывод о том, что сегодня не существует единой точки зрения в понимании тревожности. В большинстве случаев, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, оказывающее негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством ученых в тесной взаимосвязи со страхом, поскольку страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие — на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Итак, мы можем охарактеризовать тревогу как смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и волнения. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги обычно беспредметно, тогда как страх предполагает наличие объекта, который его вызвал (человека, события или ситуации).
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не располагают.
Примечания
1. См.: Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. СПб., 2001.
2. См.: Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 13—21.
3. См.: Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11 —17.
4. См.: Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой межличностной деятельности // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 56—64.
Билоус Т.Л. Эффективность профессиональной деятельности будущих работников органов внутренних дел как функция их тревожности
Билоус Т.Л. Эффективность профессиональной деятельности будущих работников органов внутренних дел как функция их тревожности
5. Немов P.C. Основы психологического консультирования: учебник. М., 1999.
6. См.: Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 13—21.
7. См.: ПрихожанА.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11 —17.
8. Мэй P. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. М., 2008. С. 208—216.
9. См.: Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. Л., 1990. С. 271 .
10. См.: Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 13—21.
11. См.: Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / пер. с англ. М., 1993. С. 76—89.
12. См.: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М., 1994.
13. См.: Гульчевская Н.Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в условиях образовательных инноваций: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2004.
С.В. Власова
Власова Светлана Владимировна — доцент кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
К вопросу о доказывании по делам, связанным с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Расследование рассматриваемого вида преступлений представляет собой процесс установления основных обстоятельств, подлежащих доказыванию. В данной статье анализируются обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о преступлениях, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, охарактеризованы наиболее типичные следственные ситуации, приведены особенности планирования расследования.
Investigation of a considered type of crimes, represents process of establishment of the main circumstances which are subject to a dokazyvaniye. In this article the circumstances which are subject to a dokazyvaniye on affairs on crimes, the duties connected with default on education of the minor are analyzed, the most typical investigatory situations are characterized, features of planning of investigation are given.
Собирание доказательств, получение доказательственного материала составляет первооснову доказывания, а следовательно, и процесса расследования. От того, как происходит собирание доказательств (включая обнаружение доказательств, их закрепление, представление), кто имеет право в нем участвовать, какие способы допускает закон для собирания доказательств, можно судить: состязательный это процесс или следственный. Уголовно-процессуальное доказывание — это познавательная деятельность, урегулированная нормами уголовно-процессуального закона. С точки зрения уголовного процесса оно является одинаковым по всем категориям уголовных дел. Предмет доказывания в первую очередь накладывает отпечаток на выбор правоприменителем тех или иных допустимых законом средств доказывания. Как следствие вытекает типичный набор доказательств, обычно используемых субъектами при расследовании обстоятельств той или иной категории уголовных дел.
Уголовно-процессуальное доказывание включает в себя собирание, проверку и оценку доказательств, кроме того, формирование достоверного знания об объекте расследования или, иначе говоря, установление объективной истины1. На познание юридического факта события преступления нацелена познавательная деятельность участников процесса. Познание является сердцевиной процесса доказывания2. Прежде всего уголовно-процессуальное доказывание имеет свой предмет, каковым является преступление, юридический факт, порождающий уголовно-правовые последствия3. Закон определяет не только предмет, цель доказывания, но и набор познавательных средств — доказательств, субъектов доказывания. Иными словами, доказывание облечено в правовую форму4, все значимые моменты доказывания урегулированы юридическими нормами, отражающими выработанные наукой и практикой наиболее эффективные способы достижения истины5. Уголовно-процессу-