Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ И ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ И ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ACTIVITY / PERSONALITY / PSYCHOLOGY / PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деехов О.С.

В процессе профессиональной деятельности на протяжении нескольких лет происходит деформация личности, снижающая эффективность выполнения трудовых функций. В статье рассматривается структура, виды профессиональных деформаций, а также факторы, способствующие появлению профессиональных деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEWS ABOUT STRUCTURE AND VARIONS KINDS OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS

During several years personal deformation, reduced efficiency of completing labour functions occur, all in the prosses of professional practice. This article views the structure, types of professional deformations, and factors, which are leading to personal deformations.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ И ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ»

УДК 159.9

Деехов О. С. студент магистратуры ГБОУВО «СГПИ») Россия, г. Ставрополь СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ И ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Аннотация. В процессе профессиональной деятельности на протяжении нескольких лет происходит деформация личности, снижающая эффективность выполнения трудовых функций. В статье рассматривается структура, виды профессиональных деформаций, а также факторы, способствующие появлению профессиональных деформаций.

Ключевые слова. Профессиональная деформация, деятельность, личность, психология, педагог.

Deme^tov O. S. master's student SBEI of HE «SSPI» Russia, s. Stavropol

MODERN VIEWS ABOUT STRUCTURE AND VARIONS KINDS OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS

Annotation. During several years personal deformation, reduced efficiency of completing labour functions occur, all in the prosses ofprofessional practice. This article views the structure, types of professional deformations, and factors, which are leading to personal deformations.

Keywords: professional deformation, activity, personality, psychology, pedagogue.

В настоящее время вопрос о профессиональной деформации является очень важным. Его актуальность заключается в том, что для каждого человека профессиональная деятельность является одной из ведущих, и, как следствие, накладывает на личность свой отпечаток. В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми.

Профессиональная деформация личности - это изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике)

Рассмотрим структуру профессиональной деформации личности.

Помимо того, что она имеет свою структуру, мы можем выделить несколько видов профессиональной деформации. В структуре мы выделяем ширину, глубину, скорость и степень выраженности. Безусловно, что скорость деформации для каждого человека индивидуальна, она зависит не только от личностных особенностей, но и факторов среды в которой он находится. Исследования показали, что темпы деформаций возрастают после двух лет профессиональной деятельности и затем резко увеличиваются после стажа работы в пять лет. У сотрудников, отработавших более десяти лет признаки деформации проявляются у большинства. В последующий период работы глубокая деформация наступает практически у всех. Но, в современной науке эти цифры считаются условными, потому как скорость деформации зависит предрасположенности человека к ее возникновению.

Широта деформации - это наличие определенных видов отрицательных изменений, и поражением некоторых сфер личности: нравственной, волевой, интеллектуальной, эмоциональной.

Глубина деформации для психолога необходима для того, чтобы определить, возможна ли коррекция данных изменений от первоначальной стадии деформации до момента комплекса социально-профессиональной неадекватности личности педагога и последующей ее деградации, когда профилактические и коррекционные действия уже неэффективны.

Научные работы таких авторов, как Р.М. Грановская, С.П. Безносов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др. направлены на изучение механизма появления профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф., изучая механизм появления профессиональной деформации, сделал вывод: пусковой механизм деформации является ожидание на стадии начала самостоятельной профессиональной жизни. Это происходит в связи с тем, что представления выпускника ВУЗа отличается от профессиональной реальности. Сталкиваясь с препятствием в процессе работы, начинают меняться и методы, к которым аппелирует молодой специалист. Отрицательные эмоции и неудачи формируют развитие профессиональной дезадаптации. Если возникающие проблемы в процессе адаптации на начальном этапе профессиональной деятельности неконструктивны, то будет наблюдаться возникновение и развитие профессиональной деформации личности педагога.

Безносов С.П. само появление профессиональной деформации рассматривает со стороны процессов согласования, борьбы или конфликта между личностью и субъектом как составляющими единой структуры индивидуальности в соотнесении этих норм в определенной ситуации. Нарушение работы такого механизма может проявиться в неадекватом переносе деятельностных норм в сферу поведения, личного общения, быта.

У профессиональной деформации довольно сложная динамика проявлений в процессе трудовой деятельности. Она затрагивает разные стороны психики: мотивационную, когнитивную, а также сферу личностных качеств. Результатом профессиональной деформации выступают

специфические установки и представления, появление отличительных личностных черт. Возникновение деформации некоторых структур личности может быть возможно в результате активного развития каких-либо черт характера или мотивов, напрямую зависящих от высокого уровня специализации деятельности.

Измененное развитие данных характеристик говорит об их проявление не только в профессиональной деятельности индивида, но и сферах внетрудовой деятельности. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает. Профессиональная деформация также затрагивает мотивационную сферу. Это выражается в чрезмерно сильной занятостью профессиональной деятельностью при непосредственном снижении активности к прочим сферам жизни. Явно выраженный «трудоголизм» - это всем известный пример. Т.е. большую часть времени индивид проводит на работе, с близкими говорит только о работе, при этом отсутствует интерес к другим областям своей жизни. При этом работа становится попыткой индивида уйти от реальности, жизненных трудностей и проблем. У него нет интересов в других сферах жизни, т.к. человек работая, посвящает этому делу все свое время. Профессиональная деформация знаний является также результатом того, что личность специализируется в определенной профессиональной сфере. Т.е. результат данной деформации некомпетентность в других сферах. [1, с.57]

Также профессиональная деформация может проявиться в результате преобладающего развития какого-либо одного качества, которое необходимо для продуктивного выполнения педагогических обязанностей при увеличении его влияния на иную сферу жизни человека. Мы можем наблюдать данное явление в профессиональных установках и стереотипах. Это своего рода уровень фактического мастерства и проявляются в подсознательных установках и безусловных умениях и навыках. В чем отрицательное действие? Оно проявляется в упрощении действий, направленных для решения какой-либо задачи, но представляющийся в сознании, как эффективный для успешной деятельности.

Выделяются четыре вида профессиональной деформации [3, с. 13]::

Общепрофессиональные деформации. Эти деформации свойственные работникам правоохранительных органов, педагогам, врачам. Так, к примеру работникам правоохранительных органов присуще такое явление, когда каждый человек является потенциальным нарушителем. Это так называемый синдром «асоциальной перцепции».

Специальные профессиональные деформации. К ним мы можем отнести деформации при специализации. Прокурор - обвинительная способность, адвокат - изворотливость.

□ Профессионально-типологические деформации. Деформации, связанные с наложением на человека некоторых психологических качеств, которые могут отразиться на структуре профессиональной деятельности;

□ Индивидуальные деформации. Эти деформации присущи людям разнообразных профессий. В процессе трудовой деятельности они проявляются, как излишнее развитие профессиональных качеств.

Также появлению профессиональных деформаций способствуют такие факторы:

чрезмерная ответственность за результаты профессиональной деятельности;

□ неспособность к расслаблению;

□ увеличение объема материала, требующий усвоения;

□ стремление к конкуренции;

□ перегрузки и форс-мажорные ситуации;

□ необходимость регулярных подработок;

□ страх неудач и ошибок;

□ навязчивая потребность человека в работе;

□ трудности в семье, возникающие из-за трудовой деятельности;

□ появление узкой специализации вследствие профессиональных интересов;

□ нехватка времени;

□ высокий темп жизни.

Для всестороннего понимания и осмысления феномена профессиональной деформации необходимо изучить все факторы, которые могут обусловить ее развитие.

Некоторые исследователи (Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжникова, Л.И. Анциферова, и другие), выделяют три главные группы факторов:

□ Объективные. (Социально-профессиональная среда, при которой они обусловлены непосредственно характером профессии, социально -экономической ситуацией, профессионально-пространственной средой.

□ Субъективные. Объясняются особенностями личности и характером профессиональных отношений.

□ Объективно-субъективные. Качество управления, профессионализм руководителя, организация рабочего процесса.

1. Первая группа факторов:

1) Ухудшение социально-экономических условий жизни:

□ неудовлетворительная заработная плата;

□ ликвидация предприятия;

□ сокращение рабочих мест;

□ переезд и прочие.

Социальная нестабильность может сказываться на уровне профессионализма, интеллектуальных возможностях, развитии самосознания, что в свою очередь не может не увеличивать критические ситуации в жизни личности.

2) Возрастные психологические изменения. Мы можем выделить некоторые виды психологического старения:

□ социально-психологическое (возрастание потребности в похвале, одобрении);

□ нравственно-эстетическое (скептическое отношение к молодому поколению, преувеличении собственных заслуг, навязчивом морализировании,);

профессиональное (сложная адаптация к изменяющимся условиям, категоричное невосприятие нововведений).

3) Эмоциональная напряженность. Высокий уровень эмоциональной напряженности в педагогической сфере, приводящий к профессиональному стрессу, формирует синдром «эмоционального выгорания».

4) Психологическая защита. Безусловно, что педагогическая ситуация сопровождается негативными эмоциями, деструкциями ожидания. В этом случае мы отмечаем защитные механизмы психики: отрицание, рационализация, проекция, идентификация, отчуждение.

5) Образование стереотипов профессионального поведения. Оно производит искажение в профессиональной деятельности. Выделяются следующие психологические барьеры: социально -психологические, организационно-психологические, психомоторные, когнитивно-психологические.

6) Неблагоприятные обстоятельства и случайные события. Нарушение обычного распорядка профессиональной деятельности, реализации профессиональных планов, приводящее к невозможности нахождения в прежнем состоянии.

2. Субъективные факторы представлены внутренними условиями развития личности, несколько пониженной активностью, которая необходима для саморазвития, а также психологическими качествами (пассивность, агрессивность и др.), психофизиологическими свойствами личности (экстернальностью, ригидностью и др.).

1) Осознаваемые и неосознаваемые неудачные мотивы выбора. Так у некоторых студентов на стадии профессиональной подготовки отмечаются такие негативные изменения личности, как деперсонализация, эмоциональная апатия, другие негативные изменения.

2) Деструкции ожидания. Неудачный опыт адаптации, несовпадение реальной действительности и профессиональных ожиданий приводит к профессиональной дезадаптации, что является предпосылками развития негативных изменений личности начинающего специалиста.

3) Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы. В процессе трудовой деятельности некоторые аспекты не требует от педагога интеллектуальных усилий, поэтому интеллектуальные способности, вследствие невостребованности, постепенно угасают.

4) Индивидуальный «предел» развития работника. Причинами образования могут стать неудовлетворенность имиджем профессии, психологическое насыщение профессиональной деятельностью, отсутствием моральных стимулов, низкой зарплатой.

5) Акцентуации характера. В процессе трудовой деятельности акцентуации профессионализируются. Вплетаясь в индивидуальный стиль деятельности, они приводят к профессиональным деформациям работника.

З.Объективно-субъективные факторы детерминации профессиональных деформаций. Выделяют:

1) Организация профессионального процесса, профессионализм руководителя и качество управления.

2) Внутренняя и внешняя оценка качества профессиональной деятельности. Внутренняя оценка является результатом соотношения вознаграждения за труд и представления о результатах труда. Внешняя оценка - результативность работы.

Профессиональная деформация у молодых специалистов может быть вызвана:

□ неуверенностью и боязнью допустить ошибку;

□ высокая напряженность, вызванная спецификой работы;

□ боязнь произвести плохое впечатление.

К профессиональным деформациям у педагогов старшего возраста могут привести:

□ подозрительность,

□ отсутствием желания работать в команде

□ непонимание,

□ недоверие друг к другу.

По мнению педагогов, появлению профессиональной деформации способствуют хронический стресс, вызванный активными межличностными взаимодействиями, напряженностью и негативными психологическими переживаниями.

Как в повседневной жизни, так и на профессиональном уровне можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностные качества, а точнее, негативные изменения черт характера. [2, с.83] Отсюда следует, что профессиональная деформация - это неоднозначный и сложный феномен, имеющий как негативную, так и позитивную характеристику, сложную динамику проявлений в трудовой деятельности, затрагивающую когнитивную, мотивационную и личностную сферу личности. Профессиональная деформация может проявиться на различных уровнях и носить как эпизодический, так и устойчивый характер. По мнению исследователей, специфические изменения наиболее выражены в умственных и коммуникативных видах труда.

Определяют различные виды профессиональной деформации:

□ индивидуальные,

□ общепрофессиональные,

□ типологические,

□ специальные.

Итак, говоря о профессиональной деформации, мы подразумеваем искажение процесса профессионализации, психологическую дезориентацию

личности, которая формируется из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, которая приводит к становлению специфически-профессионального типа личности. После того, как произойдет выход личности из профессиональной ситуации, восстановление в первоначальное состояние не происходит, а потому человек продолжает нести «деформирующий отпечаток» профессии даже в своей личной жизни.

Использованные источники:

1 Вигдорчик Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление [Текст] / Н.А. Вигдорчик / История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.П. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 127-133.

2 Иванова Е.Н. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.Н. Иванова / Серия: «Современное образование». М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2011. 336 с.

3 Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности [Текст]: Автореф. дисс. д -ра пед. наук / Е.И. Рогов. Ростов-на-Дону, 1999. 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.