Научная статья на тему 'Современные представления о структуре биологической индивидуальности'

Современные представления о структуре биологической индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горст Н. А.

Работа выполнена на основе изучения проявлений у астраханских студентов морфофункциональ-ных и неиродинамических различий в переходный период онтогенеза от юности к ранней взрослости. Предложены две современные конструктивные модели структуры биологической индивидуальности, использующиеся в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Knowledge of Biological Individual Structure

The work is fulfilled on the basis of studying of morphofunctional and neurodynamic differences in the period of ontogenesis from youth to the early adult age. The author suggests two contemporary constructive models, that are used in practice

Текст научной работы на тему «Современные представления о структуре биологической индивидуальности»

№ 3/4, 2007

Отрицательная корреляция уровня нравственных чувств с уровнем меланхолических чувств (г = -0,76) говорит о наличии взаимосвязи между низким уровнем нравственных чувств и высоким уровнем меланхолических чувств. Причем данный показатель значительно ниже, чем показатель корреляции с астеническими чувствами. Этот факт отражает губительное значение для здоровья преобладания меланхолических чувств по сравнению с астеническими.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что между нравственными чувствами и психическим здоровьем существует взаимосвязь. Из этого следует, что, воспитывая психологическую культуру личности у младших школьников через формирование нравственных чувств, можно рассчитывать на достижение положительных результатов в области психического здоровья ребенка младшего школьного возраста. Как известно, психическое здоровье создает

фундамент для более высокого уровня здоровья — здоровья психологического. Данная проблема — формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника — требует дальнейшего исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Никифоров Г. С. Критерии психического здоровья / Г. С. Никифоров. М., 2005. С. 130.

2 См.: Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте / В. А. Ананьев // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 3. С. 54.

3 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М., 1976. С. 150.

4 Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. М., 2000. С. 321.

5 Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М., 2000. С. 49.

6 Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М., 1983. С. 32.

7 Возрастная и педагогическая психология / под ред. И. В. Дубровиной. М., 2003. С. 7.

Поступила 03.10.06.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Н. А. Горст, доктор биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животныгх Астраханского государственного университета

Работа выполнена на основе изучения проявлений у астраханских студентов морфофункциональных и нейродинамических различий в переходный период онтогенеза от юности к ранней взрослости. Предложены две современные конструктивные модели структуры биологической индивидуальности, использующиеся в практической деятельности.

В настоящее время наука рассматривает биологическую индивидуальность как часть индивидуальности человека, представляющей собой уникальное сочетание всех его свойств как индивида и личности. Существует несколько концепций целостной (интегральной) индивидуальности. Последователь школы В. С. Мерлина В. В. Белоус на основе обобщения этих концепций и положений многоуровневости и многомерности развивает идею конструирования Всеобщей

индивидуальности и отстаивает необходимость построения Всеобщей модели индивидуальности1.

В течение многих столетий и до настоящего времени внимание ученых привлекают биологические проблемы индивидуальных различий человека. Это приобретает сейчас особую актуальность в связи с возрастанием роли экстремальных экологических и социально-экономических условий жизни. В то же время данные вопросы имеют исключительно

© Н. А. Горст, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

важное значение в психологическом плане. Правильная самооценка и управление собственной познавательной деятельностью должны учитываться в образовательном процессе.

Целью нашей работы являлось углубление современных представлений о структуре биологической индивидуальности посредством морфофункциональных и нейродинамических характеристик астраханских студентов. Работа выполнена на основании изучения более 2 000

студентов, которые обследовались в один из критических периодов онтогенеза, связанный с переходом от юности к ранней взрослости. При этом принималась во внимание существующая сейчас возрастная периодизация развития ребен-ка2.

На основании собственных исследований и литературных материалов3 нами разработаны две конструктивные модели, отражающие структуру биологической индивидуальности (рис. 1, 2).

Р и с. 1. Концептуальная модель индивидуально-типологического биопрофиля человека

«Концептуальная модель индивидуально-типологического биопрофиля человека» включает в себя три основных функциональных блока. На рис. 1 они изображены в виде трехгранной пирамиды, основанием которой служит характеристика генома. От данного основания (генетический фундамент) отходят три соединяющиеся друг с другом гра-

ни: соматическая, нейрохимическая и нейродинамическая. Интеграция указанных блоков представлена вершиной пирамиды, которая является синтезом всех генофенотипических свойств индивидуума. Эти свойства формируют индивидуально-типологический биопрофиль, или общую конституцию, человека.

№ 3/4, 2007

Р и с. 2. Гипотетическая модель интегративных взаимосвязей между структурно-функциональными блоками мозга:

ПП — правое полушарие; ЛП — левое полушарие;

ЛО — лобная область; ТВЗО — теменно-височно-затылочная область;

ЛС — лимбические структуры; РФ — активирующая ретикулярная формация ствола мозга

-----► Афферентные пути

* ^ Прямые и обратные пути

-----Эфферентные пути

С помощью различных современных методик нами проведено исследование ряда морфофункциональных и нейроди-намических характеристик биологической индивидуальности, которые соответствуют соматической (морфофункци-

ональной) и нейродинамической(психо-физиологической) граням концептуальной модели. Материалы этих наблюдений опубликованы в ряде изданий4 .

Вторая модель отражает ряд нейро-динамических характеристик биологи-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ческой индивидуальности. Она обозначена нами как «гипотетическая модель интегративных взаимосвязей между структурно-функциональными блоками мозга» (см. рис. 2).

Ведущими структурно-функциональными блоками мозга являются корковый, который формирует функциональные блоки левого и правого полушарий, и энергетический модулирующий функциональный. Последний, в свою очередь, представлен двумя блоками. Один из них регулирует тонус коры больших полушарий и образован ретикулярными активирующими структурами ствола мозга. Второй блок формирует базальный эмоционально-мотивационный фон и связан с деятельностью лимбических структур мозга.

В соответствии с представленной гипотетической моделью ретикулярная формация оказывает более выраженное активирующее влияние на левое (речевое) полушарие по сравнению с правым. Лимбическая модулирующая система, напротив, имеет более тесную связь с правым полушарием, обеспечивая его преимущественную эмоциогенную стимуляцию.

Функциональный блок каждого из полушарий включает в себя два взаимосвязанных структурно-функциональных звена:

а) блок приема, переработки и хранения основной сенсорной (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической) информации (задний блок);

б) блок программирования, регуляции и контроля ВНД и моторных функций (передний блок).

Согласно приведенной модели обработка информации в правом и левом полушариях мозга может происходить параллельно. При этом каждое из полушарий реализует свою деятельность на основе свойственных ему принципов. Ле-

вое полушарие обеспечивает последовательный анализ поступающей информации. Правое полушарие использует целостный принцип обработки данных на основе сравнения образа действующего сигнала с хранящимися в памяти эталонами.

В целом приведенная гипотетическая модель дает общее представление о взаимодействии левого и правого полушарий головного мозга и энергетическом обеспечении их деятельности, подчеркивая единство и сложность реализации функциональной межполушарной асимметрии.

Человек обладает уникальным набором асимметрий, которые дают ему возможность адаптироваться к конкретным условиям среды — природным и социальным, а также сознательно участвовать в формировании индивидуальной стратегии поведения и эффективного стиля деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Белоус В. В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности / В. В. Белоус // Вопр. психологии. 2001. № 2. С. 100—104.

2 См.: Безруких М. М. Физиология развития ребенка: Теоретические и прикладные аспекты / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М., 2000. С. 11.

3 См.: Васильев С. В. Основы возрастной и конституциональной антропологии / С. В. Васильев. М., 1996. С. 162—163 ; Лурия А. Р. Три основных функциональных блока мозга / А. Р. Лурия // Хрестоматия по возрастной физиологии. М., 2002. С. 136—143.

4 См.: Горст Н. А. Типы сенсомоторных реакций на световой раздражитель и мануальная моторная асимметрия / Н. А. Горст // Вестн. новых мед. технологий. 2002. № 2. С. 14 ; Горст Н. А. Формула морфотипа — новый инструмент оценки конституциональных свойств человека / Н. А. Горст, А. М. Голубев // Южно-Рос. мед. журн. 2004. № 5/6. С. 7—9 ; Горст Н. А. Соматометрические критерии перехода от юности к ранней взрослости / Н. А. Горст, В. Р. Горст // Фундаментальные исследования : материалы науч. конф. «Фундаментальные и прикладные проблемы медицины и биологии». Тунис, 2005. № 5. С. 46—47.

Поступила 28.03.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.