Научная статья на тему 'Межиндивидуальные психофизиологические различия и их значение в образовательном процессе'

Межиндивидуальные психофизиологические различия и их значение в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина И. П., Горст Н. А.

Авторы рассматривают методологические аспекты модернизации образования в связи с достижениями современной дифференциальной психологии и нейрофизиологии. Приводятся результаты собственных исследований индивидуально-типологических различий человека, выполненных на 500 астраханских студентах. Рекомендуются разработка и введение спецкурсов по дифференциальной психофизиологии для студентов различных специальностей и преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal Psychophysiological Differences and Their Importance for Education Process

The authors investigate metodological aspects of educational modernization in connection with achievements of modern differential psychology and neurophysiology. We show the results of investigation of individual differences of people. 500 Astrakhan students have been tested. We recommend methods and introduction of special courses of differential psychophysiology for the students of various specialties and for the teachers of higher school.

Текст научной работы на тему «Межиндивидуальные психофизиологические различия и их значение в образовательном процессе»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

И.П. Гаранина, профессор кафедры психологии Астраханского государственного университета,

Н.А. Горст, доцент кафедрыг анатомии и физиологии человека и животныгх Астраханского государственного университета

Авторы рассматривают методологические аспекты модернизации образования в связи с достижениями современной дифференциальной психологии и нейрофизиологии. Приводятся результаты собственных исследований индивидуально-типологических различий человека, выполненных на 500 астраханских студентах. Рекомендуются разработка и введение спецкурсов по дифференциальной психофизиологии для студентов различных специальностей и преподавателей вузов.

The authors investigate metodological aspects of educational modernization in connection with achievements of modern differential psychology and neurophysiology. We show the results of investigation of individual differences of people. 500 Astrakhan students have been tested. We recommend methods and introduction of special courses of differential psychophysiology for the students of various specialties and for the teachers of higher school.

В начале нового тысячелетия в сложных условиях современной жизни общества особую значимость приобретает идея индивидуализации обучения, тесно связанная с повышением психологической культуры и самовоспитанием молодежи. Разработка новых педагогических технологий с целью повышения эффективности образования возможна при условии привлечения новых данных, полученных в смежных областях знаний и междисциплинарных исследованиях. С этих позиций представляются исключительно важными нейродинамический и психофизиологический подходы к проблеме школьного, вузовского и постдипломного образования, позволяющие углубить наши знания о механизмах, определяющих индивидуальные особенности личности, о вербальных и невербальных компонентах познавательных способностей, об индивидуальных стилях деятельности.

Психофизиологическая характеристика учащейся молодежи, базисом которой может служить диагностика индивидуальных свойств и межиндивидуальных различий, привлекает в настоящее время внимание многих педагогов и исследователей. Изучение индивидуальных различий, таким образом, выдвигается в число важнейших научных задач и становится одной из центральных проблем педагогики, физиологии, психологии и медицины. В этом плане особый инте-

рес приобретают классические исследования И.П. Павлова, который наряду с выделением общих типов нервной системы для человека и животных высказал и обосновал идею о наличии специально человеческих типов высшей нервной деятельности (ВНД)1.

Идея Павлова ни в какой мере не утратила своего глобального значения. Она особенно актуальна в связи с разработкой проблемы функциональной межполушарной асимметрии (ФМАс) мозга. Последняя рассматривается в настоящее время как важнейшая физиологическая основа для формирования индивидуально-психологических различий. Есть основания считать, что художественный тип ВНД по И.П. Павлову тесно связан с доминированием правого полушария, а мыслительный — с доминированием левого. Отсутствие доминирования того или другого полушария определяет средний («смешанный») тип ВНД. С другой стороны, индивидуальные черты в огромной мере обусловлены такой важнейшей структурой, как темперамент человека. Темперамент, который зависит от анатомо-физиологических особенностей индивида, принято считать биологической составляющей индивидуальности. Согласно литературным данным одним из основных компонентов темперамента является эмоциональность, характеризующаяся уровнем эмоциональ-

© И.П. Гаранина, Н.А. Горст, 2004

111111111811® № 2,

ной возбудимости, скоростью и глубиной эмоциональных реакций человека.

В настоящей работе приводятся основные итоги наших исследований, выполненных на 500 астраханских студентах в трех направлениях:

1) определение специально человеческих типов ВНД по И.П. Павлову с учетом межполушарной организации мозга у студентов шести различных специальностей с помощью теста «Художник или Мыслитель»;

2) определение классических типов темперамента по Г. Айзенку на основе двух базовых характеристик личности: эмоциональной неустойчивости — эмоциональной стабильности и экстраверсии — интроверсии;

3) изучение общих тенденций эмоциональной сферы студентов методом экспресс-диагностики «эмоционального микропрофиля личности».

Полученные результаты позволяют сделать заключение о наличии тенденции к правополушарному доминированию: большинство обследованных студентов — «художники»; реже встречаются средний тип ВНД и «мыслители». Изучение особенностей ФМАс у студентов различных специальностей показало, что наиболее часто «художники» встречаются среди литераторов и биологов, немного реже — среди химиков, почти в половине случаев — среди психологов и экономистов, относительно редко (36 %) — среди медиков. Интересно, что среди последних «мыслители» составляют достаточно высокий процент исследуемых лиц (44 %), несколько ниже он среди психологов, экономистов и химиков (21—24 %). Представители среднего типа встречались среди студентов всех специальностей примерно с одинаковой частотой (20—29 %).

Итоги наблюдений в этом направлении выглядят оригинальными. Нам известны лишь данные японского ученого N. 8акапо, в соответствии с которыми студенты старших курсов гуманитарных факультетов Киотского университета чаще всего относились к художественному типу, в то время как студенты факультетов естественных наук в большин-

стве своем принадлежали к мыслительному типу2, что в целом не противоречит нашим данным.

По мнению И.П. Павлова, художественный тип не уступает мыслительному в развитии речевых и логических возможностей. Особенная черта «художников» — это синтетическая стратегия приема и обработки информации, наклонность к образно-эмоциональному мышлению. У них сильно развито воображение. Мыслительный тип ВНД характеризуется высокой наклонностью и способностью к словесно-логическому мышлению, к обобщению. Абстрактное мышление у него преобладает над образным. Этот тип характеризуется преимущественно аналитической стратегией восприятия и освоения действительности. Отсюда вполне логично сопоставление специальных человеческих типов ВНД с функциональной асимметрией мозга, так как синтетическая стратегия присуща правому полушарию, а аналитическая — левому3.

Специальный интерес в плане изучения индивидуально-психологических различий представляет определение типа темперамента человека. Материалы наших наблюдений (п = 152) свидетельствуют, что примерно у половины (52,8 %) обследованных лиц имеются черты холерика. Однако эмоциональная неустойчивость более чем в 2/3 случаев не сильно выражена. Эти лица, по терминологии Айзенка, являются всего лишь «потенциальными дискордантами». Другие классические типы темперамента встречаются значительно реже: сангвиники — в 14,4 % случаев, меланхолики — 12,5, флегматики — в 4,6 %. Кроме классических типов темперамента среди студентов методом Айзенка нам удалось выявить промежуточный тип. Показано, что среди лиц, имеющих промежуточный тип, встречаются такие сочетания, как меланхолик-холерик, холерик-сангвиник и флегматик-сангвиник. Чаще наблюдается комбинация холерик-меланхолик. Сочетание холерической и меланхолической наследственности весьма нежелательно; одно это обеспечивает глубокую нестабильность взаимодействия не-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рвных процессов на нейрохимическом уровне.

Базовые измерения личности — экстраверсия и нейротизм — связаны с функционированием двух нейрофизиологических систем: системы неспецифической активации (ретикулярная формация ствола мозга) и лимбической системы. Предполагается, что экстраверты имеют низкий уровень неспецифической активации и стремятся его повысить до оптимального уровня путем дополнительной стимуляции извне. Это объясняет, в частности, их поведение, связанное с установлением социальных контактов, сменой впечатлений. Интроверты, напротив, имеют более высокий уровень активации и стремятся оградить себя от дополнительной стимуляции4.

Метод диагностики «эмоционального микропрофиля личности» позволил оценить тенденции к радостным или печальным переживаниям, симпатии или антипатии, эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Как выяснилось, микропрофиль отдельных людей, представителей различных типов ВНД, характеризуется значительной вариабельностью. Интересно, что среди «художников» и «мыслителей» лица с эмоциональной неустойчивостью встречаются чаще, чем среди студентов — представителей среднего типа ВНД. Тенденции к позитивным переживаниям (радости и симпатии) были более выражены среди «мыслителей», чем среди «художников» и лиц, относящихся к среднему типу ВНД. Согласно литературным данным существуют две основные относительно автономные системы: положительного и отрицательного эмоционального реагирования. Эти системы связаны с работой разных полушарий головного мозга. У правшей левое полушарие преимущественно «отвечает» за положительные эмоции, а правое — за отрицательные. Нейропсихологические исследования показали, что при локальных правополушарных поражениях наблюдаются выраженное угнетение отрицательной эмоциональной системы и патологическое усиление работы положительной. При лево-

полушарных очагах заболевания отмечается противоположная картина5.

Несомненно, что индивидуально-психологические различия людей обусловлены особенностями сложной химической, структурной и информационной организации мозговых процессов. Вариабельность психофизиологических свойств зависит от генетической основы индивида, а также от действия средовых факторов. Гены являются удаленной причиной черт личности, опосредованной нейрохимическими и нейрофизиологическими ме-ханизмами6. Ряд авторов подчеркивают значение наследственной детерминированности основных свойств личности. Так, в настоящее время имеются доказательства, что различия между людьми по такому важному свойству темперамента, как экстраверсия, связаны с функционированием дофаминовой нейро-медиаторной системы на генетическом уровне7. Имеются также данные о том, что существует генетическая обусловленность нейротизма, связанная с полиморфизмом генов рецепторов серотони-на8. Однако предстоят еще очень многие исследования в этом направлении. Они позволят глубже раскрыть механизмы, определяющие генетическую и психофизиологическую сущность индивидуальности.

Выполненные нами исследования и педагогический опыт, а также данные литературы позволяют сделать заключение о целесообразности проведения в настоящее время широкомасштабного изучения психофизиологической сферы учащейся молодежи. Это касается прежде всего психодиагностики типа и основных свойств темперамента, определения индивидуального профиля латеральной межполушарной организации мозга. Полученные данные должны расцениваться с позиций типологических и индивидуальных особенностей личности, необходимости дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей усвоения материала со стороны учащихся и различных способов подачи информации со стороны педагога. Разрабатываемое направление имеет важное значение в

111!111Й1И1!Ш № 2,

плане интеграции и модернизации образования в средней и высшей школе, самопознания и самосовершенствования личности, выявления профессиональных возможностей каждого человека и проведения профориентационной работы.

В связи с изложенным считаем целесообразным подчеркнуть следующие принципы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса:

1) самопознание, способствующее формированию позитивного образа «Я» с учетом индивидуальных личностных особенностей. Это относится и к обучающему (педагогу, учителю), и к обучаемому (ученику, студенту, магистранту, аспиранту);

2) формирование и осознанное совершенствование «индивидуального стиля деятельности», под которым понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации человеком своей деятельности, в том числе познавательной;

3) использование в образовательном процессе двух нейрофункциональных блоков переработки информации, так как существуют две когнитивные системы, связанные с образно-пространственным восприятием и мышлением (правое полушарие) и с абстрактно-вербальным мышлением (левое полушарие). Эти системы дополняют друг друга на основе включения индивидуальных резервов человека;

4) разработка техники создания общей картины конкретного изучаемого явления (правое полушарие) и детального рассмотрения его отдельных блоков (левое полушарие) для оптимального межполушарного взаимодействия с учетом уровня подготовки и профессиональной ориентации аудитории;

5) введение информации через основные сенсорные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую — путем комбинации форм воздействия и при индивидуальном обучении, принимая во внимание роль доминирующего канала;

6) применение наиболее эффективных способов педагогического воздействия, учитывая «специализацию» полушарий головного мозга: «левополушарные» индивиды более подвержены влиянию убеждающих рациональных приемов, а «правополушарные» — эмоциональносуггестивных способов воздействия.

Подводя общие итоги, считаем необходимым рекомендовать разработку и введение спецкурсов по дифференциальной психофизиологии для будущих педагогов, студентов различных специальностей и молодых преподавателей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: ПавловИ.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Физиологическое учение о типах нервной системы, темперамента // Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 316—319.

2 См.: Sakano N. Latent left — handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions. Jena, 1982.

3 См.: Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.

4 См.: Айзенк Г.Ю. Структура личности: Пер. с англ. СПб., 1999.

5 См.: Хомская Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты // Вопр. психологии. М., 2002. № 4. С. 50—62.

6 См.: БабыгкинЕ.В. Генетические аспекты темперамента // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 5. С. 95—102.

7 См.: Benjamin J., Li L., Patterson C., Greenberg B.D. et al. Population and familial association between the D4 dopamine receptor gene and measures of novelty seeking // Nature Gen. 1996. V. 12. P. 81—84; Ebstein R.P., Noviek O., Umansky R. et al. Dopamine (D4DR) exon III polymorphism associated with the human personality trait of novelty seeking // Ibid. P. 78 — 80.

8 См.: Gustavsson J.P., Nothen M.M.,

Jonsson E. G. et al. No association between serotonin transporter gene polymorphisms and personality traits // Am. J. Med Genet. 1999. V. 88. P. 430—436; Jorm A.F., Henderson A.S., Jaeomb P.A. et al. An association study of a functional polymorphism of the serotonin transporter gene with personality and psychiatric symptoms // Mol. Psychiatry. 1998. V. 3. P. 449—451; Leseh K.P., Bengel D., Heils A. et al. Association of anxiety — related traits with a polymorphism in the serotonin transporter gene regulatory region // Science. 1996. V. 274. P. 1527— 1530.

Поступила 01.03.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.