Научная статья на тему 'Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника'

Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
990
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козловская Н. А., Морозова И. С.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом. Если не сформировать нравственные чувства в этом возрасте, в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Авторами на основании проведенного пилотажного исследования доказывается, что уровень сформированности нравственных чувств и психическое здоровье два взаимосвязанных понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Feeling Formation as a Determinant of Psychologically Healthy Development of Junior Pupil

The age of a junior pupil represents the sensitive period. In case the moral feelings are not formed It is considered to be more complicated to deal with problems of moral feeling forming of junior pupils if they are not solved in time. On the basis of experimental research the authors has proved that the level of moral feelings forming and psychological health are two interrelated notions.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ КАК ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Н. А. Козловская, педагог-психолог Кемеровского педагогического

колледжа,

И. С. Морозова, зав. кафедрой общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета, доцент

Младший школьный возраст является сенситивным периодом. Если не сформировать нравственные чувства в этом возрасте, в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Авторами на основании проведенного пилотажного исследования доказывается, что уровень сформированности нравственных чувств и психическое здоровье — два взаимосвязанных понятия.

Какие бы оценки ни выносили нашему времени, не подлежит сомнению одно — это время глобальных перемен российского общества, которое можно охарактеризовать такими процессами, как отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей; разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских организаций, семьи, школы); пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации и т. д. Указанные негативные черты современного общества обусловлены прежде всего ослаблением значимости нравственных норм, их соблюдения со стороны людей. Все это, конечно же, отрицательно влияет на психическое здоровье любого человека, но особенно на младшего школьника, поскольку данный возраст отличается повышенной восприимчивостью по отношению к обществу.

Предлагаемые обществом стереотипы поведения представляют собой образцы удовлетворения гедонических потребностей личности. Формирующаяся личность сталкивается с проблемой соответствия своих возможностей и желаний.

Известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Наше здоровье зависит от множества причин, в основе которых так или иначе лежат социально-психологические закономерности. Если человек научится осознавать

и контролировать свое поведение, эмоции, чувства, мысли, то он может научиться сохранять оптимальный вес, гармонизировать сексуальные семейные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, через познание и улучшение психической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе с его здоровьем.

В качестве одной из составляющих психологии здоровья можно рассматривать психическое здоровье. По мнению Г. С. Никифорова, только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальных взаимодействий. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного, безнравственного поведения человека в обществе, криминального развития личности. Личность может измениться, если изменяется ее отношение к людям, труду, к коллективу1. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволят личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. Реализация идеи психического здоровья на социальном уровне потребует от общества пересмотра

© Н. А. Козловская, И. С. Морозова, 2007

укоренившихся в нем, но не оправдавших себя традиций и приоритетов в сфере воспитания и образования, профессиональной занятости, организации досуга и отдыха, индустрии питания и др.

Психология здоровья способствует раскрытию в человеке его духовного, творческого, нравственного потенциала и косвенным образом формирует (корректирует) сами жизненные задачи и цели. Жизнеспособность психологии здоровья определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот нравственности, которых каждый индивидуум способен достичь в гармонии души и тела.

К задачам психологии здоровья В. А. Ананьев относит следующее:

1) повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью;

2) повышение уровня культуры и общения — степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации;

3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала2.

Один из основных вопросов психологии здоровья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уровнями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотрения здоровья человека — биологический, психологический и социальный, каждый из которых обладает своей спецификой.

На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее забо-

левание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Психологический уровень проблемы связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особо значимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, нравственность, ориентация на саморазвитие.

Предмет нашего интереса составляет нравственность, а именно нравственные чувства.

Самое узкое определение нравственных чувств принадлежит В. А. Крутец-кому, который понимал под ними конкретные переживания: «чувство патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т. д.»3.

Для Г. С. Абрамовой нравственные чувства есть «показатель возможности предметного воплощения таких предельных категорий, как Добро и Зло»4. Данное определение скорее выражает связь чувств этого вида с философией, нравственными началами, нежели с психологией.

Дефиниция В. С. Мухиной основывается на объекте проявления нравственных чувств: «...это высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям»5.

По нашему мнению, наиболее широко определил нравственные чувства П. М. Якобсон: «.это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категории морали, выработанной обществом»6.

Как видно, объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты и учреждения, жизненные события, человеческие отношения, сам человек

(как объект своих чувств) и т. д. Эмоциональное отношение возникает в связи с тем, что в сознании реального исторического человека все это неотделимо от норм морали, правил, требований, выработанных обществом. В их свете воспринимаются, оцениваются и переживаются перечисленные явления и факты.

Поддерживая точку зрения В. С. Мухиной, мы рассматриваем личность как некую нерасторжимую целостность всех ее сторон. Следовательно, развитие личности зависит не только от врожденных особенностей (если речь идет о здоровой психике), не только от социальных условий, но и от внутренней позиции — складывающегося уже у малого ребенка определенного отношения к миру людей, миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, формируя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим людям.

Акцент на постоянстве и изменчивости личности делается во многих исследованиях. Их наиболее общие выводы можно свести к четырем тезисам: 1) существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей ее жизни; 2) мера этого постоянства разных личностных свойств неодинакова; 3) разным типам личности соответствуют разные типы развития; 4) тип развития личности зависит как от ее индивидуально-типологических черт, так и от многообразных исторических условий, в которых протекает ее жизнедеятельность.

Здоровый образ жизни, психическое здоровье должны стать естественной, органичной потребностью человека, восприняв которую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей своей жизни. Формирование психического здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственножизненной позиции, чистоты помыслов. Уже с самого раннего возраста необхо-

димо настраивать детей на здоровый образ жизни, формировать у них установку на долгую и здоровую жизнь. Можно сколько угодно говорить о воспитании здоровой личности, но пока она сама не начнет формировать свое правильное отношение к здоровью, такие разговоры не будут иметь смысла.

Таким образом, понятие «отношение к здоровью» есть система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния. Иными словами, при психологическом анализе личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем в виде системы отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.

Согласно данной концепции В. Н. Мя-сищева отношение к здоровью может быть описано с помощью трех компонентов: эмоционального, познавательного и волевого. Эти компоненты соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического: эмоциональной, когнитивной и мотивационноповеденческой. Однако компоненты отношения не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее, они отражают возможность научно-психологического анализа отношения к здоровью в трех разных смысловых структурах.

При обращении к проблеме отношения к здоровью важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый, динамичный. Он обусловлен двумя группами факторов: внешними (характеристика окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной сре-

ды, в которой находится человек) и внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).

Возникшее отношение не остается постоянным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения — правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения подчас весьма болезненна для личности и сопряжена с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).

Важно отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой — оказывает существенное влияние на его поведение. Оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направлять психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни,однако, поляр-

ная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватно-сти/неадекв атн о сти.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

— на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;

— на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;

— на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;

— на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сфор-мированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Отношение к здоровью формируется и развивается на протяжении всей жизни индивида. Этот процесс неразделимо связан с процессом личностного развития.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития личности на данном возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сенситивным:

— для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей, интересов;

— овладения продуктивными приемами и навыками учебной работы, «умением учиться»;

— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

— приобретения навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

— становления адекватной самооценки, формирования критичности по отношению к себе и окружающим;

— усвоения социальных норм, нравственного развития;

— развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития младшего школьника: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает участия младшего школьника в других видах деятельности (игре, занятиях спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Если на данном возрастном этапе ребенок не почувствует радость познания, не научится учиться и дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее7.

Еще одной важной особенностью младшего школьного возраста является особая восприимчивость по отношению к обществу. Исходя из всего вышесказанного, мы предположили, что психическое здоровье и уровень сформированно-сти нравственных чувств — два взаимосвязанных компонента. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В пилотажном исследовании, проведенном нами на базе лицея № 89 г. Кемерово, приняли участие 90 учащихся

3-х классов. Выявление у них актуального уровня развития нравственных чувств было осуществлено с помощью адаптированного теста (опросника) И. М. Юсупова. В данной методике заложены все интересующие нас критерии сформированности нравственных чувств. На основании опросника, использующегося в работе со взрослыми, нами была разработана методика для выявления уровня сформированности нравственных чувств по когнитивному (1-й субтест), невербальному (2-й субтест), поведенческому (3-й субтест) критериям. Она позволяет определить адекватность проявлений чувств ребенка в той или иной ситуации. Использовались также тесты Л. В. Куликова «Диагностика чувственного настроения» и С. Степанова «Душевное равновесие».

После математической обработки данных с помощью корреляционного анализа Пирсона были получены следующие статистически значимые результаты.

Уровень нравственных чувств отрицательно коррелирует с уровнем душевного равновесия (г = -3,2), что свидетельствует о наличии взаимосвязи между низким уровнем нравственных чувств и высоким уровнем душевного равновесия. Это означает, что чем меньше человек предъявляет к себе требований, тем безразличней он относится к требованиям социума.

Положительная корреляция уровня нравственных чувств с уровнем гедонических чувств (г = 0,36) обнажает взаимосвязь между высоким уровнем нравственных чувств и высоким уровнем гедонических чувств. Другими словами, чем благоприятнее состояние, чем лучше настроение, тем сильнее гедонические чувства.

Уровень нравственных чувств отрицательно коррелирует с уровнем астенических чувств (г = -0,56), что делает явной взаимосвязь между низким уровнем нравственных чувств и высоким уровнем астенических чувств.

№ 3/4, 2007

Отрицательная корреляция уровня нравственных чувств с уровнем меланхолических чувств (г = -0,76) говорит о наличии взаимосвязи между низким уровнем нравственных чувств и высоким уровнем меланхолических чувств. Причем данный показатель значительно ниже, чем показатель корреляции с астеническими чувствами. Этот факт отражает губительное значение для здоровья преобладания меланхолических чувств по сравнению с астеническими.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что между нравственными чувствами и психическим здоровьем существует взаимосвязь. Из этого следует, что, воспитывая психологическую культуру личности у младших школьников через формирование нравственных чувств, можно рассчитывать на достижение положительных результатов в области психического здоровья ребенка младшего школьного возраста. Как известно, психическое здоровье создает

фундамент для более высокого уровня здоровья — здоровья психологического. Данная проблема — формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника — требует дальнейшего исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Никифоров Г. С. Критерии психического здоровья / Г. С. Никифоров. М., 2005. С. 130.

2 См.: Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте / В. А. Ананьев // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 3. С. 54.

3 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М., 1976. С. 150.

4 Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. М., 2000. С. 321.

5 Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М., 2000. С. 49.

6 Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М., 1983. С. 32.

7 Возрастная и педагогическая психология / под ред. И. В. Дубровиной. М., 2003. С. 7.

Поступила 03.10.06.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Н. А. Горст, доктор биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животныгх Астраханского государственного университета

Работа выполнена на основе изучения проявлений у астраханских студентов морфофункциональных и нейродинамических различий в переходный период онтогенеза от юности к ранней взрослости. Предложены две современные конструктивные модели структуры биологической индивидуальности, использующиеся в практической деятельности.

В настоящее время наука рассматривает биологическую индивидуальность как часть индивидуальности человека, представляющей собой уникальное сочетание всех его свойств как индивида и личности. Существует несколько концепций целостной (интегральной) индивидуальности. Последователь школы В. С. Мерлина В. В. Белоус на основе обобщения этих концепций и положений многоуровневости и многомерности развивает идею конструирования Всеобщей

индивидуальности и отстаивает необходимость построения Всеобщей модели индивидуальности1.

В течение многих столетий и до настоящего времени внимание ученых привлекают биологические проблемы индивидуальных различий человека. Это приобретает сейчас особую актуальность в связи с возрастанием роли экстремальных экологических и социально-экономических условий жизни. В то же время данные вопросы имеют исключительно

© Н. А. Горст, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.