ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
О. Р. Бондаренко, Л. В. Куликов
ОТНОШЕНИЯ С МАТЕРЬЮ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ РЕСУРС ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Проблема адаптации человека с интеллектуальной недостаточностью
Поиск оптимальных путей социализации и социальной защиты лиц с интеллектуальной недостаточностью в последнее время приобретает все большую актуальность. Необходимо существование ясных и полных научно-методических основ психологической поддержки человека с интеллектуальной недостаточностью при построении им благоприятных отношений в семье, трудовом коллективе, обществе. В настоящее время научная работа в основном направлена на уточнение потенциальных возможностей и сил, которые помогли бы человеку с интеллектуальной недостаточностью преодолеть трудности адаптации.
Люди с интеллектуальной недостаточностью в той или иной степени испытывают ограничения в общении, обучении, деятельности, самовыражении. Эти ограничения обусловлены степенью снижения интеллекта, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы (М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, В. В. Ковалев, Х. С. Зам-ский, Д. Н. Исаев, Л. Н. Шипицина).
Взрослый человек с легкой степенью интеллектуальной недостаточности сталкивается с рядом трудностей, разрешение которых может быть выше его возможностей. Это обстоятельство может приводить к дезадаптации, к возникновению болезненных переживаний, которые, в свою очередь, в еще большей мере затрудняют социализацию человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Особенно актуальной данная проблема становится в период взрослости человека с интеллектуальной недостаточностью, когда возникают трудности, связанные с организацией самостоятельной жизни, трудоустройством, созданием семьи. В психологической литературе, за исключением отдельных небольших исследований, практически отсутствуют работы, посвященные взрослым людям с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
При благоприятных условиях жизнедеятельности, требованиях, соответствующих актуальным возможностям лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, они способны в определенной мере к самореализации, к несложной работе, к общению, к поддержанию благоприятных семейных отношений.
Как правило, взрослые люди с интеллектуальной недостаточностью живут в родительской семье и находятся в тесных эмоциональных связях с матерью. Мать оказывает большое влияние на ребенка-инвалида и способна как помочь ему найти свое место в обществе, так
© О. Р. Бондаренко, Л. В. Куликов, 2008
и затруднить его социализацию. Ее поддержка является важным фактором эмоциональной устойчивости сына или дочери в трудных жизненных ситуациях. (А. Н. Смирнова,
Н. Ф. Деменьева, В. В. Ткачева, Л. М. Шипицина).
Для человека с ограниченными возможностями семья имеет особое значение, выступает в качестве первичного микросоциума и в гораздо большей степени, чем для здорового человека, — в качестве условия выживания. Многие семьи, в которых есть человек с ограниченными возможностями, относятся к т. н. проблемным семьям. Для таких семей характерно возникновение особо трудных ситуаций, способных привести к нарушениям внутрисемейных отношений, к семейному кризису, к распаду семьи \
Многие авторы отмечают преобладание неправильных стилей материнского воспитания и отношения в семьях с детьми с ограниченными возможностями (А. Н. Смирнова, Б. Спок, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Селезина, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). По данным Л. М. Шипициной, в «особых» семьях преобладают авторитарный стиль и отношение родителей к ребенку как к «неудачнику». Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Переживания матери и взаимоотношения с ней
не могут не сказываться на психическом состоянии молодого человека с интеллектуальной
2
недостаточностью 2.
Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональноповеденческой адаптации умственно отсталых детей, подростков и взрослых.
Особенности семейного воспитания и отношения к взрослому человеку с легкой степенью интеллектуальной недостаточности могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, т. к. формируется личность дефицитарная, недостаточная, в социальном аспекте 3.
Как отмечает Е. Е. Алексеева, проблемы взаимоотношений детей с родителями связаны с мерой ответственности, нереализованными надеждами, ожиданиями и целями. Амбивалентность чувств родителей к детям, с одной стороны, и амбивалентность чувств детей к родителям, с другой, усиливаются при ошибочных позициях родителей по отношению к детям с ограниченными возможностями 4.
Интересные данные приводит Л. Ф. Кузнецова, отмечая, что воспитание ребенка с нарушениями развития оказывает позитивное влияние как на личностное развитие родителей, так и на функционирование семьи в целом. В частности, улучшаются отношения между супругами, растет терпимость и сотрудничество, катализируется личностный рост родителей. Считается, что эти изменения являются результатом т. н. трансформирующих переживаний, ведущих к переосмыслению жизненной ситуации, появлению новых ценностей и смыслов жизни 5. Таким образом, переосмысление жизненной ситуации, нахождение новых ценностей и смыслов оказывают позитивное влияние на функционирование семьи и личностное развитие ее членов. Поддержка, принятие и внимательное отношение семьи, особенно матери, могут стать важными факторами преодоления чувства неполноценности, социализации и самореализации человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Особенности отношения матери к ребенку с интеллектуальной недостаточностью
В 2005 г. на базе «Центра поддержки молодых инвалидов им. еп. Малецкого», реабилитационного центра ГАОРДИ Санкт-Петербурга, реабилитационного центра « Поддержка» г. Колпино было проведено эмпирическое исследование. В нем участвовало 49 семей.
Общая численность выборки — 98 испытуемых. Одной из задач исследования являлось рассмотрение отношений с матерью как ресурса эмоциональной поддержки для человека со сниженным интеллектом.
Для определения преобладающего коммуникативного стиля матерей лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности был использован опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири 6. Для диагностики доминирующих настроений и психических состояний применялась методика «Доминирующее состояние» Л. В. Куликова 7 (применялась в группе лиц с интеллектуальной недостаточностью). Для выявления чувственного тона отношения матери к человеку с легкой степенью интеллектуальной недостаточности был взят опросник «Профиль чувств в отношениях» Л. В. Куликова 8 (применялся в группе лиц с интеллектуальной недостаточностью). Для изучения материнского отношения к сыну или дочери использовались опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) Е. С. Шефера (модификация З. Матейчика и П. Ржичана) и опросник родительского отношения (PARI) Е. С. Шефера и Р. К. Белла 9.
Уточнение особенностей отношения матери к ребенку с интеллектуальной недостаточностью необходимо для налаживания более дифференцированной психологической помощи такого рода семьям, для учета влияния семейной ситуации на психическое состояние людей с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты проведенного исследования показали, что лица с легкой степенью интеллектуальной недостаточности часто отмечают преобладание позитивного принятия и директивности в поведении своей матери. Позитивное принятие проявляется в дружеском способе общения и хорошем эмоциональном контакте, директивность в отношениях — в довольно жестком контроле, в тенденции к применению власти, связанной с амбициями.
Женщины с легкой степенью интеллектуальной недостаточности чаще видят позитивное принятие себя со стороны матери, чем мужчины. Многие матери отмечают наличие близких дружеских взаимоотношений с дочерьми («мы как подружки», «моя дочь обо всем мне рассказывает», «мы много времени проводим вместе», «у нас много общих интересов» и т. п.). По данным наблюдений, отношение матерей к дочерям характеризуется нежностью, иногда снисходительностью; проявление таких чувств в отношениях с сыновьями встречается реже. Возможно, на сына мать возлагает больше надежд в плане его успешности и становлении в роли мужчины. Несоответствие ожиданиям может вызывать разочарование, неудовлетворенность.
Результаты показывают чрезмерную выраженность дружелюбия и альтруизма в группе матерей. Такие высокие показатели говорят о гиперсоциальности, склонности забывать о своих интересах ради других, о высокой потребности в близких отношениях. Выраженность остальных коммуникативных стилей в группе матерей людей с интеллектуальной недостаточностью в среднем по выборке не имеет значительных различий. В некоторых семьях матери склонны проявлять конформность, зависимость от ближайшего окружения. Некоторым матерям свойственен авторитаризм в отношениях с людьми, переоценка собственных возможностей, стремление оказывать влияние на людей. Незамужние женщины чаще, чем замужние, склонны испытывать чувства тревоги, страха, печали, астенические чувства, проявлять доминирование в семье, агрессивность как коммуникативный стиль.
В семьях, где лица с легкой степенью интеллектуальной недостаточности работают, их отношения с матерью чаще строятся на принципах равноправия или автономности, меньше выражены директивность и доминирование матери. При этом чувства матерей к работающим или неработающим детям имеют существенные различия. Нами обнаружены более сильные чувства растерянности, досады, разочарования у матерей, чей взрослый сын (или дочь)
не работает. В семьях, где человек с легкой степенью интеллектуальной недостаточности работает, у матерей выражено чувство признательности и уважения.
Активное отношение к жизненной ситуации как характеристика настроения определяет очень многое в поведении индивида, в том числе и успешность его адаптации. Данная характеристика настроения исследовалась с помощью шкалы «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации» методики «Доминирующее состояние» Л. В. Куликова. В повышенных оценках по этой шкале проявляется активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности, а также ощущение наличия сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Была осуществлена попытка выявления связей этого психологического феномена с рядом особенностей материнского отношения к детям. Для этого были вычислены корреляционные связи показателей шкалы «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации» с рядом характеристик материнского отношения. Они представлены на рис. 1.
Обозначения:
Положительная корреляционная связь, значимая на уровне 0,05
--- Положительная корреляционная связь, значимая на уровне 0,01
Положительная корреляционная связь, значимая на уровне 0,001
------------------ Отрицательная корреляционная связь, значимая на уровне 0,05
= = = Отрицательная корреляционная связь, значимая на уровне 0,01
Отрицательная корреляционная связь, значимая на уровне 0,001
Рис 1. Связи показателей шкалы «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации» с характеристиками материнского отношения
Данные корреляционного анализа показывают отрицательную связь директивности и доминирования матери в отношениях с показателями активного отношения к жизненной ситуации человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (р < 0,05). Снижение активности часто наблюдается в семьях с непоследовательным поведением матери (р < 0,05), а также при высокой подозрительности, критичности матери, проявляющихся в общении с людьми (р < 0,001). Переживания напряжения (р < 0,01), тщетности, напрас-ности ожиданий матери в ситуациях общения со своим ребенком также имеют отрицательную связь с их активностью (связи достоверны на уровнер < 0,001).
Положительно связаны с активным отношением партнерские (р < 0,05) и равноправные (р < 0,01) отношения с матерью, теплый эмоциональный контакт с нею (р < 0,01).
Корреляционные связи показателей удовлетворенности жизнью (шкала методики «Доминирующее состояние») лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности с характеристиками материнского отношения представлены на рис. 2.
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что в семьях с преобладанием партнерских отношений и отношений равноправия между матерью и сыном или дочерью со снижением интеллекта, последние чаще переживают удовлетворенность жизнью (р < 0,01). Позитивное принятие матерью своего ребенка и наличие эмоционального контакта с ним положительно связаны с удовлетворенностью (р < 0,001), что может выступать важным ресурсом его социальной адаптации и самореализации в различных сферах жизни. Отрицательная же связь с удовлетворенностью выявлена у непоследовательности и враждебности в материнском поведении, а также у ряда отрицательных чувств матери, возникающих в ситуациях общения со своим сыном или дочерью.
Оптимальный эмоц. Партнерские отношения
контакт (PARI) (PARI)
Меланхолические чувства матери (ПЧО)
Астенические чувства матери
(ПЧО)
Удовлетворен -
Неудовлетворенность ролью матери (PARI)
авнительные отношения
(PARI)
Непоследовательность (ЛООЯ'
Враждебность (ЛООЯ)
озитивное принятие (ADOR)
Примеч. Обозначения корреляционных связей те же, что на рис.1.
Рис. 2. Связи показателей удовлетворенности жизнью с характеристиками отношения матери
Были вычислены также связи показателей психических состояний спокойствия и устойчивости с характеристиками материнского отношения (представлены на рис. 3).
На корреляционной плеяде показаны отрицательные связи спокойствия с такими характеристиками, как враждебность (р < 0,01), недружелюбие (р < 0,05), подозрительность (р < 0,05), и положительная связь с позитивным принятием матери. Высокую эмоциональную устойчивость чаще демонстрируют лица, матери которых не склонны к враждебности (р < 0,001) и непоследовательности (р < 0,05) в поведении, удовлетворены своей материнской ролью (р < 0,05), испытывают приятные (гедонические) (р < 0,01) и сближающие (р < 0,01) чувства по отношению к своему ребенку. Представленные данные достаточно убедительно показывают значительное влияние многих аспектов отношения матери к ребенку на его настроение и состояние. Заметим, что в связи с тем, что методика «Доминирующее состояние» выявляет характеристику доминирующего, достаточно устойчивого настроения, речь идет не о текущем, изменчивом эмоциональном комфорте или дискомфорте, а о таком характере сознания, понимания окружающего мира и себя, которые задают или не задают вектор активности, желания действовать, выстраивать свою жизнь. Люди с различными психическими особенностями, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, должны ощущать себя субъектами своей жизни и проявлять себя как субъекты. Но потенциал субъектности у таких людей не свободен от влияний ближайшего социального окружения.
Были рассмотрены связи позитивных и негативных переживаний лиц с интеллектуальной недостаточностью с характеристиками взаимоотношений с матерью. Обнаружено, что
Рис. 3. Связи показателей психического состояния с характеристиками отношения матери
негативные чувства довольно тесно связаны с меланхолическими (р < 0,01) и астеническими чувствами матери (р < 0,001), ее враждебностью (р < 0,01), а также со стремлением доминировать (р < 0,05) и отрицательно связаны с позитивным принятием матерью ребенка (р < 0,05). В семьях с непоследовательным поведением матери у детей сильнее проявляются астенические чувства (тревоги, неуверенности, страха и подобные им), а также слабее — чувства удовольствия, радости (р < 0,05) и другие гедонические чувства.
Позитивное принятие матерью благоприятно влияет на чувственную сферу человека с интеллектуальной недостаточностью. Существует отрицательная связь позитивного принятия матерью своего ребенка с силой переживания им астенических (р < 0,05) и меланхолических чувств (р < 0,01). Кроме того, меланхолические чувства более выражены при доминировании матери (р < 0,05), а уравнительные детско-родительские отношения, т. е. отношения равноправия, способствуют ослаблению этих чувств (р < 0,01). Гедонические чувства укрепляются позитивным материнским отношением (р < 0,05), наличием хорошего эмоционального контакта (р < 0,05) и партнерских отношений с матерью (р < 0,01).
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Взрослый человек с легкой степенью интеллектуальной недостаточности сталкивается с рядом трудностей, разрешение которых может быть выше его возможностей. Это обстоятельство может приводить к дезадаптации человека, к возникновению беспокойства, напряжения, эмоционального дискомфорта. При благоприятных условиях жизнедеятельности, требованиях, соответствующих актуальным возможностям лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, они способны к самореализации в творчестве, в процессе выполнения своей работы, в общении, в семье. Поддержка, принятие и внимательное отношение семьи, и особенно матери, могут быть важными факторами преодоления чувства неполноценности, социализации и самореализации человека с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
2. У матерей детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности выявлено преобладание позитивного принятия и директивности в отношениях.
3. В семьях, где лица с легкой степенью интеллектуальной недостаточности работают, их отношения с матерью чаще строятся на принципах равноправия или автономности, а также характеризуются низкими показателями директивности и доминирования матери.
4. Замужние женщины — матери взрослых людей со снижением интеллекта — менее склонны к доминированию в отношениях и к переживанию тревожных, астенических и меланхолических чувств, чем незамужние.
5. Отношения с матерью как ресурс эмоциональной поддержки в трудной ситуации имеют для людей с интеллектуальной недостаточностью особое значение. Отношения равенства и партнерства, позитивное принятие матерью своего ребенка, отсутствие директивности и доминирования матери повышают активность, удовлетворенность жизнью и положительный чувственный тон ее ребенка. Отрицательные чувства матери (особенно высокая тревога, растерянность, напряжение, досада), а также неудовлетворенность матери своей семейной ролью связаны с возникновением эмоционального неблагополучия у ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
1 Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
2 ШипицинаЛ. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
3 Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
4 Алексеева Е. Е. Взаимоотношение детей с ограниченными возможностями и родителей // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипициной. СПб., 2005. С. 380-382.
5 Кузнецова Л. Ф. Современная семья особого ребенка // Там же. С. 403-405.
6 Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара,
2004.
7 Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.
8 Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. СПб., 2003.
9 Практическая психодиагностика...