Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / педагогическая наука / специфические особенности / обучающиеся / информация / critical thinking / pedagogical science / specific features / students / information

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Игорь Игоревич

В настоящее время в научной литературе представлено большое количество различных подходов к определению понятия и сущности критического мышления. Данные подходы основаны на различных признаках, выделяются различные специфические особенности критического мышления в зависимости от того, в рамках какой науки рассматриваются вопросы развития критического мышления. Значительное внимание уделяется рассмотрению сущности и специфики критического мышления в рамках педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the scientific literature presents a large number of different approaches to the definition of the concept and essence of critical thinking. These approaches are based on various features; various specific features of critical thinking are distinguished depending on the science in which the development of critical thinking is considered. Considerable attention is paid to the essence and specifics of critical thinking within the framework of pedagogical science.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА»

- Рефлексия участников игры (анализ содержания и межличностных отношений, оценка и самооценка работы, выводы);

- Рефлексия преподавателя/игротехников (анализ содержания и межличностных отношений, оценка работы, выводы и рекомендации).

3. Рефлексивно-аналитический этап.

3.1. Обсуждение хода и результатов игры:

- Рефлексия преподавателя (внесение корректив, прогнозирование учебного процесса, методологические аспекты, самоанализ);

- Рефлексия игротехников (внесение корректив, методологические и игротехнические аспекты, самоанализ).

3.2. Подготовка рекомендаций:

- Подготовка кратких выводов для участников игры;

- Внесение изменений, дополнение сценария игры и инструкций для игроков.

Организация деловых игр предполагает использование следующих типов информационных технологий:

- системы управления курсами Moodle, Canvas с целью информационного сопровождения игры (информационные материалы, интерактивные лекции), проведения отдельных этапов игры в условия виртуальной среды (форумы, чаты, тесты, задания);

- сервисы для организации вебинаров (Яндекс.Телемост, GoogleMeets и др.) с целью информационного сопровождения игры, проведения отдельных этапов игры в условия виртуальной среды (вебинары).

- сетевые сервисы для организации дискуссий и мозгового штурма (Tricider, Miro, Flinga, Padlet и т.д.) с целью проведения отдельных этапов игры в условия виртуальной среды (форумы, чаты, видеочаты, интерактивные доски);

- сетевые сервисы для управления проектами (Trello, YouGile и др.) с целью целью информационного сопровождения игры, проведения отдельных этапов игры в условия виртуальной среды (интерактивные доски, сетевые графики);

- сетевые сервисы для создания схем, инфографики, концепт-карт (Canva, Mindmeister, Mindomo, Lucidchart, Infogram, Coggle и т.д.) с целью информационного сопровождения игры, проведения отдельных этапов игры в условия виртуальной

Выводы. Применение дидактических, ролевых, деловых игр является одним из наиболее распространенных способов активизации образовательного процесса. Следует отметить, что в настоящее время наиболее перспективным и развивающимся направлением становится разработка виртуальных игр, ориентированных на решение педагогических целей и задач.

Представленный в статье опыт может быть интересен преподавателям и специалистам системы высшего и дополнительного профессионального образования.

Литература:

1. Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В.Н.Кругликов, М.В. Олейникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 353 с. - (Высшее образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: http://biblio-online.rU/bcode/453474/p.179 (дата обращения: 10.07.2023)

2. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов/ Ю.Н. Лапыгин,- Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 248 с. - (Высшее образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/469395/p.96 (дата обращения: 10.07.2023)

3. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика в высшей школе : учебное пособие для вузов / С.Д. Смирнов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 352 с. - (Высшее образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: http://biblio-online.rU/bcode/451678/p.179 (дата обращения: 10.07.2023)

4. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем: монография / Л.И. Федорова. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. - 174 с. - (Научная мысль) // ЭБС Znanium [сайт]. -URL: https://libproxy.bik.sfu-kras.ru:2083/catalog/product/1214594 (дата обращения: 01.11.2021)

Педагогика

УДК 378

аспирант Сергеев Игорь Игоревич

ГУП ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА

Аннотация. В настоящее время в научной литературе представлено большое количество различных подходов к определению понятия и сущности критического мышления. Данные подходы основаны на различных признаках, выделяются различные специфические особенности критического мышления в зависимости от того, в рамках какой науки рассматриваются вопросы развития критического мышления. Значительное внимание уделяется рассмотрению сущности и специфики критического мышления в рамках педагогической науки.

Ключевые слова: критическое мышление; педагогическая наука; специфические особенности; обучающиеся; информация.

Annotation. Currently, the scientific literature presents a large number of different approaches to the definition of the concept and essence of critical thinking. These approaches are based on various features; various specific features of critical thinking are distinguished depending on the science in which the development of critical thinking is considered. Considerable attention is paid to the essence and specifics of critical thinking within the framework of pedagogical science.

Key words: critical thinking; pedagogical science; specific features; students; information.

Введение. В настоящее время большое внимание в рамках системы образования уделяется развитию личности, обладающей определенными качествами мышления, способной к осуществлению самостоятельной, творческой деятельности. Развитие умений и навыков самостоятельной деятельности, личной ответственности осуществляется посредством применения методов, направленных на развитие критического мышления. Развитие критического мышления у обучающихся способствует освоению ими способов интерпретации и оценки информации, выявления проблемных аспектов в данной информации, умения обосновывать свою позицию и представлять информацию в наиболее оптимальной форме. Важность развития данных умений и навыков обусловлена их значимостью в практической деятельности.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе представлено достаточно большое количество подходов к определению понятия и специфических особенностей критического мышления в зависимости от того, в рамках

какой науки осуществляется анализ данного понятия. В общем виде, критическое мышление рассматривается, как сложное, многокомпонентное понятие, включающее в себя большое количество различных качеств и навыков. Так, указывается, что при развитии критического мышления необходимо формирование определенной собранности и дисциплины, умения управлять когнитивными процессами, способности к самостоятельному мышлению [8, С. 163].

Первоначально, понятие «критическое мышление» использовалось, в большей степени, в таких науках, как психология и философия [16, С. 22]. В настоящее время оно активно применяется в педагогической науке при определении умений, знаний и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся. Рост внимания педагогической науки к вопросам развития критического мышления обусловлен современными целями и задачами, поставленными перед системой образования, связанными с развитием самостоятельной, творческой личности. Как указывает, Д. Халперн образование должно формировать навыки, связанные с умением осмысливать информацию и применять полученные знания в практической деятельности [13, С. 21].

И.В. Смирнова указывает на большую значимость образовательных организаций в вопросах формирования умений и навыков критического мышления. При этом, автор отмечает, что развитие критического мышления имеет перманентный характер, происходит постоянно, однако, в рамках обучения данный процесс осуществляется на систематической основе и позволяет обеспечить достижение наиболее значимых результатов [10, С. 598].

В связи с этим, понятию и сущности критического мышления уделяется все большее внимание в научной литературе, посвященной вопросам образования. С ростом значимости вопросов развития критического мышления учащихся происходит изменение существующих образовательных подходов, формирование новых подходов, формируются методы обучения критическому мышлению. Достаточно длительное время вопросам развития критического мышления в рамках системы образования не уделялось существенного внимания, поэтому в настоящее происходят значительные изменения в данной области.

Как указывает Т.А. Акимова, критическое мышление предполагает наличие сформированных способностей, навыков, позволяющих осуществлять анализ информации (различных источников, данных, фактов), делать на основе имеющейся информации обоснованные выводы и принимать решения [1, С. 33].

Актуальность вопросов развития критического мышления в современной педагогической литературе приводит к возникновению большого количества определений понятия «критическое мышление». В работе известного зарубежного исследователя Д. Халперн критическое мышление рассматривается как процесс применения индивидом различных когнитивных стратегий, техник, которые позволяют повысить вероятность получения определенного результата, значимого для индивида, к достижению которого он стремится. В рамках данного определения критическое мышление рассматривается как процесс, для которого характерны следующие специфические особенности:

- целенаправленность;

- обоснованность;

- контролируемость.

Автор указывает, что критическое мышление применяется субъектами в целях решения поставленных задач, формулирования выводов и принятия решений [13]. Развитие критического мышления предполагает необходимость формирования определенных навыков.

Несколько иной подход к рассмотрению критического мышления предлагается в работе Т. Ноэль-Цигульской, которая указывает, что критическое мышление не связано с применением необоснованной критики, поиском негативных аспектов исследуемых явлений. Критическое мышление, по мнению автора, должно преследовать достижение определенных позитивных целей, быть направлено на формирование новых идей, постановку актуальных проблем [7].

При рассмотрении специфических особенностей критического мышления Д. Клустер выделяет следующие признаки данного понятия:

- самостоятельность, индивидуальный характер критического мышления;

- отправной точкой для процесса критического мышления выступает получение новой информации. На основе такой информации формируются определенные выводы, принимаются решения;

- в рамках критического мышления индивидом осуществляется постановка вопросов, определяются проблемы, которые требуют своего решения;

- критическое мышление сопровождается поиском аргументов, обоснованных доводов по решению выявленных проблем. Определяются различные пути решения проблем;

- критическое мышление рассматривается как социальное мышление, предполагающее определенное взаимодействие различных субъектов в процессе решения поставленных задач, обмен мнениями по итогу проведенного анализа новой информации [5, С. 31].

И.О. Загашев предлагает рассматривать критическое мышление как определенную систему когнитивных технологий и стратегий, а также коммуникативных качеств, способствующих эффективному информационному взаимодействию. Автор указывает, что критическое мышление направлено на проведение анализа информации, поиск обоснованных решений проблем [3].

Е.И. Федотовская при рассмотрении вопросов развития критического мышления указывает, что механизм критического мышления имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя определенный набор мыслительных операций, которые формируют процесс анализа информации и разработки на основе имеющихся данных обоснованных выводов, позволяющих принять решение. Данные мыслительные операции включают в себя:

- постановку целей и задач;

- определение проблем;

- выдвижение гипотез, связанных с возможным решением данных проблем;

- приведение доводов, обосновывающих эффективность предлагаемых путей решения проблем;

- разработку прогнозов возможных последствий реализации конкретных мероприятий по решению проблем;

- разработку альтернативных подходов к решению проблем и др.

Критическое мышление, по мнению автора, также связано со способностью субъекта применять на практике определенные умения, знания и навыки, способствующие решению поставленных задач, проведению анализа имеющейся информации, оценки отдельных компонентов сложных проблем. Также автором отдельно отмечается значимость умений оценки надежности источников информации, указывается на необходимость формирования в рамках развития критического мышления навыков высокого уровня [12].

Как указывает С.А. Владыкина, критическое мышление необходимо рассматривать, как процесс, в рамках которого субъект осуществляет сравнение и сопоставление новой информации и тех знаний, умений и навыков, которые были у него сформированы ранее в процессе обучения [2, С. 66]. Развитие критического мышления направлено не только на формирование способностей по осмыслению, усвоению новой информации, но и таких способностей, которые позволяют

проводить анализ такой информации, определять ее ложность или правдивость, принимать решение о ее соответствии ранее полученным знаниям, трансформировать сложившиеся убеждения с учетом новой информации.

Критическое мышление в этой связи рассматривается, как динамическая, активная категория, связанная с обработкой информации, а также взаимодействием с иными субъектами, при обосновании полученных выводов в результате такой обработки и проведенного анализа. Критическое мышление предполагает задействование субъектом не только собственно самого мышления, разума, но и возникновения определенных чувств, эмоций, возникающих в процессе осмысления информации. Критическое мышление относится к социально значимым категориям, связано с активными действиями субъектов [4, С. 339].

Критическое мышление в современной научной литературе не рассматривается как врожденная способность, предполагается, что критическое мышление выступают комплексом приемов, которыми можно овладеть и которые можно сформировать. На возможность и необходимость развития навыков критического мышления через развитие способности субъекта размышлять о мышлении указывал Ричард Пол, который делал вывод, что критическое мышление необходимо рассматривать, как способ мышления, в рамках которого индивид улучшает качество своего мышления «через умелое принятие на себя ответственности за структуры, присущие мышлению, и навязывание им интеллектуальных стандартов» [9].

Данный подход к пониманию критического мышления разделяется отечественными авторами, в частности, Г.В. Сорин указывает на то обстоятельство, что развитие критического мышления предполагает формирование умения индивида, связанного с проведением рефлексии в отношении собственной мыслительной деятельности. К числу специфических особенностей критического мышления автор предлагает относить направленность критического мышления на практическую деятельность [11, С. 97].

Существуют определенные методы развития критического мышления, которые предполагают формирование определенных навыков критического мышления.

Так, Т. Чатфилд указывает, что при развитии критического мышления важно обеспечить развитие следующих качеств личности:

- готовность субъекта к планированию, что позволяет упорядочить процесс анализа, осмысления и систематизации информации, упорядочить процесс изложения сделанных по итогам проведенного анализа информации выводов;

- гибкость мышления, что подразумевает готовность субъекта к восприятию других идей, формирование определенного суждения только после получения необходимо объема информации, позволяющей сделать осмысленный вывод;

- настойчивость, предполагающая, что субъект направляет все свои мыслительные способности на решение поставленных задач, достижение результатов в процессе обучения;

- готовность исправлять ошибки. Данное качество заключается в формировании выводов в случае не достижения результатов обучения и внесение коррективов в свое поведение для недопущения ошибок в будущем;

- готовность к поиску компромиссных решений, что способствует более эффективному восприятию принятых решений иными субъектами. Решения, с которыми большинство иных субъектов будет не согласно не вызовет необходимого уровня поддержки;

- готовность к осознанию, что предполагает наличие сформированного умения субъектов наблюдать за ходом своей мыслительной деятельности, приходить к обоснованным выводам и результатам [14, С. 98].

Формирование указанных качеств имеет большое значение в процессе развития критического мышления. При формировании данных качеств большое внимание должно уделяться процессам создания творческой атмосферы и условий для самостоятельной деятельности обучающихся. Создание творческой атмосферы и условий для самостоятельной деятельности обучающихся позволит рассматривать проблемные вопросы с разных точек зрения, формировать гибкость мышления, способность к выражению учащимися своей позиции по рассматриваемым вопросам, проводить анализ и оценку получаемой информации. В рамках учебного процесса перед учащимися должны ставиться разнотипные вопросы, позволяющие проводить комплексный анализ [6, С. 108].

В общем виде, основываясь на анализе педагогической литературы можно заключить, что развитие критического мышления у учащихся представляет собой интеллектуально организованный процесс, который направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, позволяющих им анализировать, обобщать и оценивать информацию, определенным образом ее осмысливать.

В работе Д.М. Шакировой выделяется несколько взаимосвязанных этапов развития критического мышления:

- формирование у учащихся интереса к изучаемой теме, определение целей и задач, которые необходимо решить в рамках учебного процесса, определение насколько учащиеся освоили материал, который был пройден ранее;

- осмысление новой информации, ее анализ и систематизация;

- оценка того, насколько были достигнуты цели и задачи, поставленные в рамках изучаемой темы;

- определение проблем, затрудняющих освоение новой информации и способов их решения [15, С. 73].

Выводы. Таким образом, критическое мышление в современной научной литературе рассматривается как востребованный навык, формированию которого уделяется значительное внимание. Благодаря развитию критического мышления происходит формирование творческих способностей обучающихся, умений и навыков работы с новой информацией; критического и логического мышления, что имеет значительную важность для гармоничного развития личности.

Литература:

1. Акимова, Т.А. Сущность критического мышления: от Сократа до настоящего времени / Т.А. Акимова // Kazakhstan science journal. -2019.-№ 5. -С. 31-45

2. Владыкина, С.А. Технология развития критического мышления на уроках математики / С.А. Владыкина // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественнонаучным и техническим дисциплинам. - 2023. - С. 65-73

3. Загашев, И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма [Электронный ресурс] / И.О. Загашев. - Режим доступа: http://lib.lseptember.rU/2003/16/l

4. Заморев, A.C. Критическое мышление / A.C. Заморев // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. -2023. - С. 334-342

5. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

6. Комарова, Л.Л. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма / Л.Л. Комарова, Н.Г. Филимонова // Слагаемые педагогической практики. -2017. - С. 108-111

7. Ноэль-Цигульская, Т. О критическом мышлении / Т. Ноэль-Цигульская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://noelrt.com/?p=266

8. Салтанович, И.П. Глобально-локальные культурные взаимодействия в гиперсвязанном мире / И.П. Салтанович // Technology and Language. - 2022. - № 2(3). - С. 162-178

9. Скривен, М. Определение критического мышления [Электронный ресурс] / М. Скривен, Р. Пол. - Режим доступа: http://www.criticalthinking.org/YHHBepcHTeT/univclass/Defi ning.html

10. Смирнова, И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И.В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 5. - С. 598.

11. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2003. - № 6,- С. 97-110

12. Федотовская, Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: на примере общественно-политической тематики, английский язык [Электронный ресурс] / Е.И. Федотовская. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/metodika-razvitiya-kriticheskogo-myshleniyakak-vazhnogo-faktora-formirovaniya-inoyazychnoi

13. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб, 2000. - 512 с.

14. Чатфилд, Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 328 с.

15. Шакирова, Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д.М. Шакирова // Педагогика. - 2006. - №9. - С. 72-77

16. Якунина, Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия / Н.А. Якунина // Гаудеамус. - 2019 -№4 (42). - С. 21-26

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Сигова Вера Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ

СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В условиях реорганизации системы высшего образования существенное внимание уделяется разработке новых направлений, среди которых следует выделить индивидуализацию. В контексте личностно-развивающего высшего образования в статье рассмотрены такие понятия как «вариативность» и «индивидуальный образовательный маршрут». Проанализированы различные трактовки данных понятий и установлена их взаимосвязь. Обозначены принципы построения индивидуального образовательного маршрута, среди которых выделена вариативность как необходимое условие личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта. Обоснована специфика построения маршрута в рамках учебной дисциплины музыкально-инструментальное исполнительство. Цель и результат маршрута - достижение студентом профессиональной компетентности. Для будущего педагога-музыканта разработан алгоритм его построения. С целью апробации алгоритма проведено практическое исследование. Представлены промежуточные результаты, позволяющие сделать предположение о перспективности построения маршрута в отдельно взятой дисциплине профессионального цикла. По итогам исследования определены условия реализации принципа вариативности, с учетом актуализированной мотивации студента к личностно-профессиональному саморазвитию.

Ключевые слова: вариативность, индивидуальный образовательный маршрут, мотивация, личностно-профессиональное саморазвитие, готовность к выбору, студент-музыкант.

Annotation. In the context of the reorganization of the higher education system, significant attention is paid to the development of new areas, among which individualization should be highlighted. In the context of personality-developing higher education, the article considers such concepts as "variability" and "individual educational route". Various interpretations of these concepts are analyzed and their relationship is established. The principles of building an individual educational route are outlined, among which variability is singled out as a necessary condition for the personal and professional self-development of a student-musician. The specificity of the route construction within the framework of the academic discipline musical and instrumental performance is substantiated. The goal and result of the route is the student's achievement of professional competence. An algorithm for its construction has been developed for the future teacher-musician. In order to test the algorithm, a practical study was carried out. Intermediate results are presented that make it possible to make an assumption about the prospects of building a route in a single discipline of the professional cycle. Based on the results of the study, the conditions for implementing the principle of variability were determined, taking into account the actualized student motivation for personal and professional self-development.

Key words: variability, individual educational route, motivation, personal and professional self-development, willingness to choose, student-musician.

Введение. Одним из приоритетных направлений реорганизации современной образовательной системы является ее индивидуализация. В концепции личностно-развивающего высшего образования особое внимание уделяется процессу усвоения студентами новых знаний и умений, развитию их личностного потенциала с помощью технологий, позволяющих моделировать учебную и профессиональную деятельность на основе варьирования и свободного выбора форм, методов и средств достижения цели образования. Личность современного студента более всего ассоциируется с понятием «саморазвитие», проявлением большей самостоятельности в вопросах выбора жизненно значимых целей и планирования способов их достижения. Иными словами опора на индивидуальный подход к решению данной проблемы предполагает и множественность вариантов ее решения.

Изложение основного материала статьи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 11. п. 3, вариативность содержания образовательных программ определяется как возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся [9]. Характеризуя вариативность как один из базовых принципов современного образования, В. П. Вейдт подчеркивает, что он одновременно «задает определенные требования и к содержанию образования и к условиям его организации» [1, С. 22]. Данный принцип обеспечивает возможность выбора студентом индивидуального образовательного маршрута (в дальнейшем - ИОМ), построение которого является наиболее востребованным в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.